Аранхуэс. Место грез и любви

Аранхуэс. Место грез и любви

 


Там в саду, где шум кристальных источников
Чудится, будто разговаривают вслух
Розы нежными бархатными голосами.

«В Аранхуэс с твоей любовью» Сара Брайтман (перевод Валентины Лебедевой)

На расстоянии 47 км от Мадрида находится небольшой городок Аранхуэс, который прозябал в безвестности более тысячи лет. До тех пор, пока это место не облюбовал последний император Священной Римской империи Карл V.

Что касается названия, то относительно него существует несколько версий. Согласно одной, его основа — баскское слово «arantza» («боярышник»), что некогда рос здесь в изобилии. Другая предлагает сочетание латинских слов «Ara» и «Jovis», что переводится как «алтарь Юпитера».

В старинных документах упоминаются плодородные земли, за владение которыми в XI-XII веках велась борьба между христианами и мусульманами. Речь идет, в основном, о 70-х годах XII века, когда Альфонсо VIII передал эту область Королевскому рыцарскому Ордену Сантьяго и магистры построили здесь несколько зданий для отдыха после ратных трудов.

Во второй половине XV в. город перешел под юрисдикцию Изабеллы I Кастильской и Фердинанда II Арагонского.  А когда в 1489 году вышел указ о пожизненном владении Аранхуэсом королевской семьей, его стали посещать коронованные особы.

Особенно частым гостем был испанский король Карлос I, имевший  также титул императора Священной Римской империи под именем Карл V Габсбург. Его влекла долина реки Тахо с замечательными местами для охоты.

История же Аранхуэса, как королевской резиденции, начинается со вступлением в 1556 году на испанский престол наследника Карлоса Филиппа II. Прибрав к рукам владения своих вассалов, он, четыре года спустя, заложил на месте бывшего монастыря первый камень в основание дворцовой церкви, ибо король был человеком благочестивым, весьма набожным. Правда, он не довел свой архитектурный проект до конца, ибо увлекся постройкой дворца-монастыря в Эскориале. Зато серьезно занялся прилегающим к будущей резиденции парком.

В бытность принцем-регентом, Филипп совершил длительное путешествие по Нидерландам и Германии, откуда в 1551 году привез идеи строительства королевских дворцов в Кастилии и разбивки около них «кривых и изысканных» садов. А для воплощения замысла отправил в разные страны бригаду архитекторов и садовников, которые должны были постичь тонкости ландшафтной науки.

Отправной точкой проведения реформы стал Аранхуэс, где в 1553 году управляющему королевским дворцом был дан приказ выкорчевать все оливковые, миндальные и тутовые деревья, кроме самых мощных, а появившиеся пустоты засеять травой. Оградой угодий стала живая изгородь. Началось создание новой системы ручьев и рек, включая искусственное озеро, закладка так называемых «фламандских» садов.

Вероятно, посланцы не до конца освоили непростую ландшафтную науку, а потому у них ничего не вышло. Из-за неправильной системы ирригации саженцы погибли. Ничего не оставалось делать, как пригласить в Кастилию фламандских садовников и ирригаторов. Работой Хуана Баутиста Толедо и Хуана де Эррера  руководил сам король.

В 1560 году началась массовая доставка саженцев со всего мира, и к концу правления Филиппа II в саду Аранхауэса насчитывалось около 223000 деревьев самых разных пород.

После постройки дворца король мог, сидя за рабочим столом в своем кабинете, любоваться парковым ландшафтом и получать от этого огромное удовольствие.

Вписался в структуру парка и небольшой зоопарк, первыми питомцами которого стали четыре верблюда, завезённые в 70-х гдах из Африки. Корабли пустыни использовались так же на строительных работах. А ещё там жили страусы, приводящие короля в истинный восторг.

Для удовлетворения страсти монарха к рыбной ловле создавались специальные условия в запруде Тахо и королевском пруду, а для успешной охоты егеря подготавливали лесные заповедники.

Не упускал он из вида и процесс возведения дворца, проектирование которого было поручено архитектору Хуану Батисту де Толедо. После смерти мастера дело продолжил его ученик Хуан де Эррера.

Филипп II самолично подавал немало профессиональных идей, ибо прекрасно разбирался в вопросах строительства, так как специально изучал основы архитектуры, ездил в Нидерланды для ознакомления  с покорившим его  фламандским стилем.

Возведением стен из красного кирпича и покрытия крыш шифером занималась специально нанятая команда фламандских мастеров. По новому стилю, получившему название стиля Филиппа II, строились так же дворцы в Эль-Боске, Эль-Пардо в Мадриде…

Дотошность и придирчивость монарха не имела предела. Он настаивал на своем, спорил и ссорился с мастерами. Особенно не ладил с архитектором Хуаном Буатиста де Толедо, что,  имея опыт работы с Микеланджело, нередко сомневался в правильности архитектурных идей короля. Однажды даже разразился настоящий скандал связанный с тем, что мастер был  заподозрен в изменении плана, получившего одобрения заказчика.

Хуан де Эррера и Франсиско де Мора оказались более покладистыми, а потому при них строительство шло с большим успехом. Они беспрекословно подчинялись Филиппу, который, затеяв в 60-х годах одновременно строительство нескольких объектов, только и делал то, что курсировал от одной строительной площадки до другой.

Об этом свидетельствуют строки из книги «Великие и выдающиеся путешествия короля Филиппа», в которой говорится о том, как он непрерывно двигался «от Мадрида до Эскориала, от Эскориала до Пардо, от Пардо до Аранхуэса, от Аранхуэса до Мадрида, от Мадрида до Эскориала» и т.д. А также главы книги Дж. Паркера «Филипп II. Забавы короля»

Тем не менее, завершить строение дворца в этом месте ему не довелось. Строение оставалось незавершенным довольно долго. До того момента, пока им в 1715 году не заинтересовались испанские Бурбоны, получившие трон в результате так называемой Войны за испанское наследство, оставшееся после смерти Карлоса II, не имевшего прямых потомков.

Новый король Филипп V, получивший Аранхуэс в виде нескольких крупных дворцовых построек, обширных парков и садов, разбитых по берегам Тахо и Харамы, достроил два крыла, используя чертежи почти двухвековой давности с небольшими изменениями, продиктованные новым временем.

Он также возвел часовню

Но королевская семья постоянно здесь не жила. Жаркое лето король предпочитал проводить в поместье Ла Гранха де Сан-Идельфонсо, удивительно похожем на Версаль, а осень и зиму — в Мадриде, несмотря на то, что не любил старый столичный Алькасар.  Другое дело – Аранхуэс. В нем, закончив поутру государственные дела, можно было заняться охотой, рыбалкой или отправиться на прогулку верхом.

Только порой и в этом месте королю становилось неуютно. Это происходило тогда, когда им овладевали тоска и депрессия. В такие моменты из запертой спальни доносились истошные крики и рыдания, погасить которые мог лишь известный итальянский певец-скопец Фаринелли, приглашаемый королевой Исабель де Франесио. Его появления положили начало традиция выступлений в этом дворце певцов и музыкантов.

После смерти Филиппа V в 1746 году его преемником стал Фернандо VI, который сильно привязался к Аранхуэсу благодаря своей жене, португальской принцессе Барбаре де Браганса. Она устраивала здесь пышные праздники с концертами, балы-маскарады с фейерверками и катание на лодках по реке. Но все это, по-прежнему, имело место лишь в весенние месяцы.

Однажды, дело было весной 1748 года, во время пребывания в Аранхауэсе королевского двора произошел сильный пожар. Выгорела большая часть дворца. Восстанавливать его король поручил своему личному архитектору Сантьяго Бонавии, который перестроил королевскую резиденцию, а в 17 50-м году возвел еще одно здание для размещения придворных.  И жизнь закипела с новой силой.

В 1753 году была построена плотина на реке Тахо с водяным колесом, обеспечивавшим работу мельницы, снабжавшей мукой дворцовую кухню. А год спустя в Аранхауэсе появился театр, на сцене которого ставились оперные спектакли.

Все это досталось Карлосу III, оказавшемся на престоле в 1759 году после смерти брата, не оставившего наследников. У него же, поступившегося ради испанской короны троном Неаполя, было 13 детей, причинявших ему, рано овдовевшему, немало хлопот и не оставлявших времени на светскую жизнь. Впрочем, монарх был до нее не охоч. Его приоритетами были увлечения живописью и архитектурой, что коснулись и реконструкции Аранхуэса.

В работах по созданию архитектурного ансамбля принимали участие итальянские архитекторы. Джакомо Бонавиа оформил торцевую часть дворца, возвел по периметру крыши балюстраду,, а Франсиско Сабатини пристроил боковой флигель в стиле барокко. И в таком виде дворцовый ансамбль дожил до наших дней.

Новации коснулись так же земледелия и животноводства. В Аранхуэсе была создана небольшая опытная ферма, на которой король проводил эксперименты с растениями.

При этом же монархе были построены так называемый Длинный мост через реку Харама и мост Королевы, которые сохранились практически в неизменном виде, больница Сан Карлоса, Театр, монастырь Сан Паскуаль.

В 1788 году отца сменил Карлос IV. Полная противоположность родителю, он был любителем ысевозможных развлечений. Изощряясь в забавах, проводил в Аранхауэсе необычные «конные выступления».  Нечто среднее между военным парадом, состязаниями по выездке и бальными танцами, в которых принимали участие принцы и офицеры двора. Всадники, одетые в нарядные разноцветные костюмы, образовывали четыре шеренги, по 12 человек в каждой и выполняли приемы верховой езды, создавали визуальные композиции.

Королем была создана и «потешная» флотилия из нескольких кораблей, которые с реки атаковывали специально построенную на берегу Тахо небольшую крепость с бастионами и пушечной батареей.

Только наслаждаться веселой жизнью ему пришлось недолго. Решение монарха лишить трона наследника в пользу другого сына, послужило причиной французского вмешательства в испанские дела. В 1808 году вражеская армия вошла в страну и начала двигаться в сторону Мадрида. Это вызвало народный бунт, следствием которого стало отречение Карла,  отправившегося во французский замок Компьен, откуда он перебрался в Рим, где и оставался до самой смерти в 1819 году.

Провозглашенный королем Фердинанд VII пробыл на троне менее двух месяцев. Началась оккупация Испании войсками Наполеона. Это вызвало партизанскую войну. Затем последовали длительные гражданские войны…

Крушения и реставрации монархии привели к тому, что об этой месте, как резиденции, на долгое время пришлось забыть. Тем не менее, Аранхауэс оставался излюбленным местом отдыха нескольких поколений королевской семьи вплоть до 1890 года.

Сегодня он, являющийся частью монаршего имущества, открыт для публики. Воспользовавшись этим, посетим внутренние помещения двухэтажного дворца, обустроенные соответственно требованиям моды XVIII-XIX в.в.  Но сначала осмотрим его снаружи.

На территорию попадем через барочные каменные ворота, что появились в 1762 г. по приказу Карлоса III

Их венчают фигурки пухленьких путти. Одни держат виноградные гроздья

Другие —  пшеничные колосья

Мы около дворца

Его барочный фасад  довольно скоромен. Кирпич и известняк, создающие интересное сочетание светло-коричневого и белого тонов. Никаких архитектурных излишеств. Лишь  небольшие украшения в стиле рококо около окон и по карнизу, завершающему здание,  да статуи монархов, имевших отношение к Аранхауэсу: Филиппа II, Филиппа V и Фердинанда VI…

Зато внутреннее убранство, начиная с ведущей наверх лестницы с балюстрадой в стиле рококо, поражает пышностью и великолепием. Внутри фотографировать запрещено,а потому придется довольствоваться  описанием.

В северном крыле дворца находится Тронный зал, где стены и трон обтянуты красным бархатом. Рядом с ним – кабинет королевы с изящной мебелью XVII в, вышедшей из королевской мастерской. Из нее дверь ведет в знаменитый Китайский или Фарфоровый зал, что был создан в 1765 г. Джузеппе Гриччи для Карла III.

Удивительно хороши потолок и стены отделаны изготовленными на королевским заводе фарфоровыми панно с выпуклыми изображениями цветов, деревьев, плодов, фантастических животных и людей, которым особую прелесть придает свет, разливаемый огромной фарфоровой люстрой.

В восточном крыле здания находится просторный зал, где в свое время устраивались балы. По обе стороны от него — покои королевских особ. В спальне королевы привлекает внимание потолок, украшенный росписью художника Гонсалеса Веласкеса. В аллегорической форме представлены Наука, Добродетели, Искусство, Закон, Монархия.

В этом же крыле находится курительная комната или «Арабский кабинет», сделанный по образцу одной из комнат дворца Альгамбра в Гранаде.

Непременно стоит заглянуть в «Зеркальный салон» и комнату китайской живописи с  картинами, подаренными  королеве Изабелле II китайским императором; комнаты, отделанные в мавританском, китайском и неаполитанском стилях. А также надо постараться не пройти мимо множества картин и скульптур известных мастеров, старинных гобеленов и ковров, интересных часов и ювелирных изделий, вносящих свою лепту в интерьер дворца.

В бывших подсобных помещениях первого этажа функционирует музей «Дворцовой жизни»,  Здесь представлены личные вещи монархов: книги, одежда, обувь, оружие, награды и мундиры, посуда, украшения, безделушки, детские игрушки, туалетные принадлежности и другие предметы быта. Имеются и кареты.  Большинство артефактов и украшений в интерьере датируется XVIII веком. Здесь можно так же увидеть портреты царственных обитателей дворца, познакомиться с их жизнеописанием.

Не менее дворца интересен Королевский парк, разбитый посреди сухого плоскогорья.  Это территория, объединяющая лес, четыре больших сада и несколько садов поменьше. Вдоль восточной стены Королевского дворца идет сад «Партер», разбитый французским зодчим Эстебаном Бутелу в середине XVIII века по указу Филиппа V

С северной стороны его ограничивает река Тахо, а с восточной и южной,  от понтонов до сводов дворца,  каменный ров с железными перилами и цветочными вазами на пьедесталах.

В парке растет множество разных  цветов и деревьев,  имеется три фонтана.Первым встретиться на пути —  золотистая  «Цирера»

А это Леда и Лебедь

Поодаль от нее стоит солидная композиция «Геракл и Антей» (Авторы: архитектор Исидро Гонсалес Веласкес и скульптор Джон Адам, 1827 г).  Из-за отсутствия воды, она смотрится как фигурная композиция.

Наверху —  Геракл, оторвавший  от земли Антея

У   основания пьедестала  —  изображение Геракла-младенца,  который  борется в своей колыбели со  змеем. А  рядом — изваяния   оленя, быка, льва,  змей и другие  предметы, иллюстрирующие доблесть героя, проявленную в знаменитых  12-ти подвигах

По бокам композиции — стеллы

К западной части «Партера», с южной стороны Королевского дворца, примыкает небольшой «Сад статуй». Он построен в стиле итальянского Возрождения. Своим названием обязан  14 мраморным бюстам римских императоров, королей Испании и античных персонажей, размещённых в стенных нишах.

Второе название этого места — «Сад Короля» в честь Филиппа II, который инициировал его разбивку во второй половине XVI в.

Закрытый с южной стороны дворца башней с часами, он замечательно смотрится с балкона дворца, откуда открывается планировка в виде правильной «сетки» улиц, ограниченных самшитовым забором.

В самом центре — фонтан из зеленой яшмы (работа Роке Солярия) с бюстом короля на вершине. А вот украшавшие его прежде медальоны Карла I и Изабеллы Португальской перекочевали в мадридский музей Прадо.

По мере отдаления от дворца, торжественную парадность сменяет анархия. Деревья растут как им вздумается, в струях небольшого водопадика плещутся  утки.

Их можно увидеть и на  водной глади канала

Из сада «Партер» можно пройти в «Сад Остров», что отделен от северной стены дворца широким неглубоким каналом с искусственным водопадом, вода которого, падая с небольшой высоты, издает звуки, напоминающие стук кастаньет. Отсюда и его название — «Кастаньеты».

Сад был разбит в 1561 году на том месте,  где некогда стоял дворец ордена Сантьяго. Так как искусственный остров окружен с трех сторон рекой Тахо и прорытым каналом, попасть в него можно лишь перейдя несколько мостиков.

Вход в парк

В ландшафте парка, разделенного на четкие прямоугольники, смешалось несколько стилей заимствованных у итальянцев, фламандцев, арабов.

Здесь посажены растения, привезенные из Франции и Фландрии, Андалузии и Валенсии. Много статуй и фонтанов, для снабжения которых водой была создана специальная система, состоящая из резервуара и свинцовых труб.

На центральной аллее расположен ряд фонтанов.

Это «Аптекарь» с фигурками пухлых путти

А это «Геркулес и Гидра», где герой стоит на высоком постаменте,  имеющей  вид  узорной чаши

По бокам дорожки, ведущей к фонтану, — фигуры античных персонажей.

Здесь же, на мраморном основании, украшенном гербами, грифонами и другими «представителями» античного мира возвышается красавец  «Аполлон».

Имеются так же  «Часы», «Венера», «Диана», «Бахус» и «Нептун»…

Приятно было  увидеть знакомую  фигуру из  черного камня в центре высокой мраморной чаши.  Это «Мальчик, вынимающий занозу» копия беломраморной  работы Микеланжело, что экспонируется в петербургском Эрмитаже. (По другим данным — копия известной античной статуи, выставленной в  римском Капитолийской музее.

А по углам, на капителях коринфских колонн – фигуры гарпий.

Рядом с ним — беседки-ротонды

Ландшафтные изыски

В северо-восточном углу «Сада Островов» находится закрытый для публики   сад «Бауэр», выполнявший некогда  функции огорода, на котором выращивались ягоды и овощи, поставляемые во дворец.

Самый крупный в Аранхауэсе — «Сад Принца», расположенный между рекой Тахо и улицей Королевы. Состоит из двух частей. Северная часть, защищенная дамбой, обращена к реке.  Южная —  ограничена длинным забором на каменном цоколе с декоративно украшенными кирпичными столбами.

Начинавшийся во время Фердинанда VI с небольшого участка, обустроенного по проекту дона Гонсало Уэрта Гранде, он течение многих лет переделывался и был завершен лишь к 1804 году.

Войти в «Сад Принца», где растет множество разнообразных деревьев, можно через железные ворота (работа Хуана де Вильянуэва) на каменных основаниях, оформленных четырьмя ионическими колоннами с карнизами, каменными цветами и фигурами эльфов.

Во времена Карла IV с имеющегося здесь пирса отправлялись на прогулку по реке Тахо роскошные лодки и ботики. Сегодня некоторые из них их можно увидеть в музее, обосновавшемся в стоящем по соседству Домике моряков.

В той части сада, что была разбита в английском стиле, имеется несколько красивых фонтанов. «Нарцисс» и «Лебедь» (работы Хоакина Думандре), «Аполлон» из каррарского мрамора (архитектор Исидро Гонсалес Веласкес), представляющий собой копию, ибо оригинал в 2000 г. был возвращен в Королевский дворец Ла Гранха де Сан-Ильдефонсо.

В «Саду Принца» имеются и интересные постройки XVIII века. Самая главная — Каса дель Лабрадор, летний павильон императора Карла V (архитектор Исидро Гонсалес Веласкес), который называют так же Малым дворцом или Домом Земледельца, потому что на его месте ранее стоял небольшой крестьянский дом.

Трехэтажное строение в стиле барокко снаружи украшено гипсовым декором и рельефами. Внутренние помещения в стилях рококо и ампир оформлены французом Жаном-Демосфеном Дюгуроком, а потолок расписал Марианна Сальвадор Маэлья.

В нем интересны салон короля, в котором экспонируется коллекция видов Мадрида и резиденций монархов, галерея статуй с красивыми фресками и полом, для отделки которого были использованы уцелевшие фрагменты древнеримских мозаик; салон королевы Марии Луизы, платиновый кабинет с роскошной обстановкой, Бальный зал, в котором находятся стол и кресло, подаренные русским императором Александром II испанской королеве Изабелле II.

В этом же саду находятся Охотничий и Китайский павильоны.  Последний, увенчанный мраморной крышей с бронзовым ананасом, что опирается на восемь ионических колонн, стоит около Китайского пруда, представляющего собой искусственное озеро, огражденное небольшими перилами, с тремя островами и беседками на них.

Раньше здесь же стоял оригинальный китайский храм. Сильно поврежденный в результате испанской войны за Независимость, был перестроен в турецком стиле. Рядом с ним — Гора Швейцарии, на которой стоит деревянная беседка, являющаяся обзорной площадкой.

По территории беспечно гуляют, никого не боясь, павлины и фазаны, а по деревьям, с ветки на ветку прыгают белки.

В садовый комплекс входит так же сад – «Сад Изабеллы II», что был разбит самым последним. Первые деревья здесь были посажены в 1830 году, а через четыре года в центре возвысился мраморный пьедестал с бронзовой статуей королевы –девочки. Тогда же здесь были поставлены каменные скамьи и вазы с цветами.

В этом месте — множество резных беседок и фонтанов, украшенных изящными скульптурными изображениями ангелочков, нимф и античных героев. А также уникальных растений. Это и отличающиеся почтенным возрастом сосны Алеппо, и магнолии, и банановые деревья Азимина, и необычные земляничные деревья.

Описание этих достопримечательностей можно найти в романе «Гойя» Леона Фейхтвангера, произведении «Дон Карлос, инфант Испанский» Иоганна Фридриха Шиллера.

А в 1939 году композитор Хоакин Родриго, вдохновленный этим великолепием написал «Аранхауэсский концерт» для классической гитары и оркестра. Гениальной музыке, а также ее автору, Артем Варгафтик посвятил отдельную передачу на российском телеканале «Культура». Послушать вышеупомянутый концерт можно по ссылке  Родригес Х «Аранхуэсский концерт» — YouTube

Нет, не случайно дворцовый комплекс и сады Аранхуэса объявлены Национальным достоянием Испании и вместе с городом Аранхауэс включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь, действительно, исключительно приятно гулять, особенно в конце в конце весны или начале лета, когда цветет магнолия.

По садам разносится дурманяший запах липы

2015

 

Написано по следам экскурсии с Марией Лопес-Шнайдер
 
Использован материал
Аранхуэс — Википедия
Королевский дворец в Аранхуэсе — Википедия
Сады Аранхуэс — Jardines de Aranjuez — Испания на русском …

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: