Генуя (продолжение)

Генуя (продолжение)

«То была великолепная Генуя. В двойной красоте вознеслись ее пестрые колокольни, полосатые церкви из белого и черного мрамора и весь многобашенный амфитеатр её. Эта играющая пестрота домов, церквей и дворцов на тонком небесном воздухе, блиставшем непостижимою голубизною, была единственна».

Н.В. Гоголь

В своей прогулке по этому городу (см. Генуя) мы остановились на via Garibaldi, где стоят замечательные дворцы.

От нее пойдем в сторону Пьяцца Фонтане Марозе (Piazza delle Fontane Marose)

Название площади исторически связано с тем, что прежде здесь стоял внушительный трехярусный фонтан, который был снесен в 1849 году во время строительства нынешней via Interiano.

Трудно сказать, когда он появился. Известно только то, что в 1206-м, 1427-м и в 1558-м годах фонтан подверглся ремонту и реконструкции, о чем говорят мемориальные доски на стене дома, что стоит на углу via Interiano.

Что касается слова «marose», то, согласно одной версии, оно относится к местности Мароса, где стояла знаменитая статуя Нептуна украденная пиратами, а потому возник обычай, прося у бога прощения, добавлять это слово к названию каждого нового фонтана.

Согласно же второй, это связано с тем фактом, что с этого места в то время отчетливо просматривалось море.

Но есть и еще одно, еще более прозаическое объяснение. Оно связано с тевтонским рыцарем Бенедиктом Ван Розеном, что прибыл в Геную в 1195 году, по дороге на Святую Землю, но задержался в городе и поселился недалеко от сегодняшней Виа Лукколи, где он открыл пивоварню, используя растущий в округе хмель и воду из стоящего на площади фонтана. От его имени и возникло название Мароза.

Впрочем, известный архивариус Джузеппе Банчеро, проведя ряд исследований, обнаружил документы, говорящие о том, что название связано с семейством по имени Маросо, владевшим этими землями. 

Сегодня это местозастроено красивыми домами.

Вот дворец Джакомо Спинолы (Palazzo Giacomo Spinola) (Piazza delle Fontane Marose, 6) с экстерьером в романско-пизанском стиле, что был построен в 1459 году.

Интересен его «полосатый», черно-белый  фасад, который был оформлен в середине XIX  века муниципалитетом для выравнивания стен в связи при реконструкции прилежащей территории.

Интересны окна, «прячущимиеся» за тонкими колонками; барельефы, изображающие военные доспехи; статуи в нишах, представляющие собой изваяния выдающихся членов семьи Спинола, известных городских банкиров. Три фигуры (первый, второй и четвертый слева) – работа Доменико Гагини да Биссоне

 Сейчас здесь размещается офис Banco di Sardegna.

Рядом — дворец Интерриано Паллавичи (Palazzo Interiano-Pallavicini) (Piazza delle Fontane Marose, 2)

Построенный архитектором Тичино Франческо Казеллой для Паоло Баттисты и Никколо Интерьяно в период между 1565 и 1567 годами, он зачислен в список дворцов высшей категории.

Около 1664 года стал собственностью Джо Батта Негроне; затем принадлежал Гримальди и Вивальди Паскуа, которые полностью восстановили дворец, расширив его на север (архитектор Пьетро Пеллегрини, 1844 — 1851 гг.). И, наконец, Паллавичини.

Фасад оформлен красочными фресками с изображением аллегорических фигур (Благоразумия, Умеренности, Справедливости и Крепости и других добродетелей) выполненных художниками-маньеристами Лаззаро и Бенедетто Кальви (XVI-XVII в),  путти, ваз, растительного орнамента. А внушительный портал из мрамора и гранита увенчан фамильным гербом семьи Паллавичино.

С левой стороны здания — три памятные доски, посвященные стоявшему здесь фонтану, о котором говорилось выше.

На крыше с XIX века находится сад, спроектированный архитектором Пьетро Пеллегрини; в атриуме фрески работы Джованни Баттисте Карлоне, неоклассическая статуя Антиноя (скульптор Николо Траверсо), изваяния Париса и Елены (скульптор Сальваторе Ревелли) века.

В XIX веке по заказу маркиза Доменико Паллавичино и его жены Терезы Корси были восстановлены как фасады, так и внутренняя отделка многочисленных помещений. В частности, Микеле Канцио украсил зал сценами Ветхого Завета.

Продолжаем путь в сторону площади Корветто (Piazza Corvetto)
Просторная и зеленая, она пополняет список красивых площадей города.

Названа в честь Луиджи Эмануэле Корветто, генуэзского политика из семьи банкиров, что сотрудничал с французами при вторжении Наполеона в Италию.

В течение трех лет (1815-1818), во время второй реставрации Бурбонов, занимал пост министр финансов Франции.

В центре возвышается статуя Виктора-Эммануила II, первого короля объединенной Италии (работа скульптора Франческо Барзаги).

Король Сардинии с 1849 по 17 марта 1861 года, он стал первым королем объединенной Италии. Был удостоен согражданами титула Отца Отечества.

Здесь же стоит памятник известному итальянскому политику, патриоту, писателю, философу Джузеппе Мадзини, родившемуся в Генуе, что сыграл важную роль в ходе первого этапа движения за национальное освобождение и либеральные реформы в XIX веке.

Памятник, представляющий собой белоснежную фигуру, установленную на постаменте-колонне, был открыт 22 июня 1882 года при большом скоплении людей, размахивавших триколором и исполнявших патриотические песни.

Это работа Пьетро Коста, который поместил у основания колонны две аллегорические фигуры. Патриота, олицетворяющего прогресс, который держит в руках знамя, на котором выгравированы слова Мадзини о единстве народа и Господа. Рядом с ним фигура, олицетворяющая Мысль.

За памятником — общественный парк Ди Негро (Di Negro), где сверху вниз, по холму, бегут дорожки. Его разбил маркиз Джан Карло Ди Негро на участке, приобретенном в 1802 году возле построенной там виллы, к которой примыкает ботанический сад с деревянными беседками и водопадом.

После смерти маркиза в 1863 году место выкупили городские власти. Проведя ряд модификаций, разместили экспозицию Музея естественной истории.

После восстановления здания, разрушенного в 1942 году военно-морской бомбардировкой, его реконструировали и передали Музею восточного искусства Чиоссоне Давида.

Около виллы 28 июля 1835 года Ди Нигро с друзьями устроили торжественное чествование Паганини, на которое были приглашены именитые граждане Генуи и иностранцы.

В присутствии скрипача, давшего до этого несколько концертов в Генуе, Пьяченце и Парме, состоялась церемония установки его бюста. .

По периметру Площади Корветто (Piazza Corvetto) расположено несколько великолепных зданий, главное из которых — дворец Спинола-Дория (Palazzo Spinola Doria), где сейчас находится префектура.

Дворец был построен в первой половине XVI века для знатного генуэзца Антонио Дориа. В первой половине XVII века перешел во владения семейства Спинола, которые в середине XX века передали его государству.

Изюминка строения — мраморный портал со сдвоенными колоннами и фигурами оруженосцев. Прежде на фасаде хорошо смотрелись фрески, написанные в XVI веке, которых сильно повредило время.

Так как на Piazza Corvetto всегда оживленное движение, под площадью имеются подземные пешеходные переходы. Они интересны импровизированными галереями False-Art, где выставляют свои работы студенты художественной школы имени Паула Клее.

Проходим мимо парка Спианата Аквасола (Spianata dell’Acquasola), который стоит на территории, что была частью древних городских стен XIV века.

Во время работ по прокладки линии метро, уже в наше время, были обнаружены остатки древнего кургана с предметами этрусского быта, датируемые VII веком до нашей эры.

В середине XVI века это место называлось Müggi (на лигурийском языке — сваи, кучи), так как представляло собой ни что иное, как мусорную свалку, образовавшуюся при строительстве Страда Нуова (ныне Виа Гарибальди) и огражденную стеной, построенной Джованни Марией Ольгиати.

Невероятное количество строительных отходов, среди которых разлагались трупы мертвых животных, сделали этот район опасным для здоровья жителей города. Пришлось даже строить новые стены.

Только прошло еще немало времени, пока свалку не ликвидировали, превратив территорию в поле для игры в мяч. А в 1821 году архитектор Карло Барабино сформировал здесь парк, который в 1825 году соединился террасой с близлежащим парком Виллетта ди Негро.

С противоположной стороны, напротив via di San Vincenzo, эта эспланада была обнесена большой прочной стеной, которая впоследствии приобрела фортификационный вид с круглой башней в одном из углов.

Первый общественный парк, спланированный как прямоугольник, до начала ХХ века был одно из любимых мест генуэзцев для прогулок в карете и пешком наподобие французских бульваров. Его описал Стендаль в своем итальянском «Путешествии»( 1828 год ).

Не оставил его без внимания и Чарльз Диккенс в «Образах Италии» (1843): «Сад, что виден среди крыш домов, утопает в цвету красных роз, освежаемых водой небольших фонтанов. Это Аквасола, общественное место, где весело играет военный оркестр, где мелькают белые вуали генуэзских дам, потому что благородные семьи города в красивой церемониальной одежде прогуливаются здесь в каретах».

Обогнув Аквасолу, дойдем до Пьяццале Бриньоле (Piazza Brignole), где находится вторая по величине железнодорожная станция Генуи – Бриньоле.

Этот вокзал появился в рамках организационных работ по случаю Всемирной выставки 1905 года. Солидное соружение, построенное в 1905 году заменило скромный деревянный домик, принимавший пассажиров с ноября 1868 года. Одной стороной выходит на Пьяццале Бриньоле (отсюда и название).

Центральный же вход обращен к площади Верди (Piazza Giuseppe Verdi).

Здесь можно увидеть комплекс из трех соединенных между собой зданий с фасадом в римском стиле общей длиной в 105 м по проекту инженера Джованни Оттино, который воплотил в проекте романтические мотивы «ренессансной» французской школы с пилястрами, косяками и карнизами из белого гранита.

Для украшения было использовано немало крупных декоративных элементов. Это лепнина и каменные фрагменты сделанные материала, взятого из карьеров Монторфано на озере Маджоре

Внутри стены комнат украшены ценными фресками работы Де Серви, Берроджио и Грифо.

С площади прекрасно просматривается дом интересной архитектуры, стоящий на улице Via S. Vincenzo.

Продолжая путь, окажемся на площади Виктории (Piazza della Vittoria).

Одна из самых больших площадей в городе, до ХХ века использовалась как место для военных парадов и называлась Piazza d’Armi. Потом, после окончания Первой мировой войны, была переименована в площадь Виктории, в честь чего в 30-х годах была построена триумфальная арка Победы украшенная статуями и барельефами.

Она же — памятник павшим в Первой мировой войне, в работе над которым принимали участие разные художники (в том числе Эугенио Барони)

Что касается элегантных зданий, облицованных травертинским мрамором, что окружают площадь, то их архитектура говорит о том, что они были построены в эпоху фашистской диктатуры, в середине тридцатых годов прошлого века. В них — консульства Перу и Великобритании

В начале 2000-х годов, благодаря своим размерам, площадь стала сценой для концертов знаменитых исполнителей. А с сентября 2009 года здесь ежегодно проводится «Октоберфест Генова», единственный, юридически признанный баварскими властями.

На заднем плане видна знаменитая гимназия имени адмирала Андреа Дориа.

А за ней — лестница Каравеллы, ведущая к холму Кариньяно. На ней, меж двух лестниц — красные стрелы на зеленой траве. Это стилистическое изображение трех каравелл Колумба.

Далее наш путь лежит по улице ХХ сентября (Via XX Settembre)

Ее название связано с одной из важных дат в истории Италии, поскольку 20 сентября 1870 года была поставлена последняя точка в долгом процессе объединения Италии под названием Рисорджименто. Рим присоедился к Итальянскому королевству.

Улицу спроектировал в конце XIX века архитектор Чезаре Гамба. И, соответственно моде того времени, здесь стали строить красивые дома в стиле модерн декорированные скульптурой, эркерами, портиками..

Значительную часть улицы составляют крытые галереи, в которых размещаются магазины и кафе

Здесь можно увидеть уличных художников, предлагающих свои работы

Одним из самых красивых и престижных зданий на этой улице — Бристольский дворец в стиле модерн с обрамляющими вход кариатидами и богатой лепниной фасада.

С момента своего открытия в 1905 году этот дом считается одним из самых престижных отелей города.

Некоторое время, после Второй мировой войны, выполнял функции штаб-квартиры Итальянского комитета по освобождению Северной Италии, а сегодня, отреставрированный, вновь открыл двери для важных гостей, демонстрируя изысканную обстановку, зеркала, люстры, оригинальные мраморные наборные полы, красиво оформленные стены роскошных залов: Наполеона III и Микеланджело, банкетного и конференц-зала, ресторана Giotto’s…

На улице расположены церкви. Одна из них — небольшая, посвященная Богородице и мученику св. Винсенту ( Chiesa di Madonna della Consolazione e San Vicenzo Martire) с красивым интерьером.

Ее фрески датируются 1875 годом. Главный алтарь украшен картиной с изображением св. Фомы Вилланова (работа Доменико Фиаселла).

Прежде, в XV веке, вблизи этого места, в опасном районе, расположенном за пределами городских стен, стояла церковь «Богоматери утешения», находящаяся под патронажем августинцев.

Строительство новых оборонительных стен, после обстрела в 1684 году, заставило монахов-августинцев переселиться. Им было разрешено построить обитель на нынешнем месте.

Работы, начавшееся в 1684 году по строительству храма, были завершены возведением купола в 1769 году по проекту Симоне Кантони. Вход украсила статуя Богородицы перенесенная из прежней церкви.

Монастырь же, что должен был находиться рядом, так и не был завершен. В XIX веке он превратился в рынок Mercato Orientale.

В 1810 году, во время оккупации Наполеоном, августинцы лишились своих владений, и церковь превратилась в приходскую.

Более известной является другая церковь Сан Стефано (Abbazia di Santo Stefano), что расположена над улицей.

Однонефная церковь, имеющая в плане прямоугольник, построена на фундаменте небольшой церкви V века, посвященной св. Михаилу Архангелу, от которой сохранился лишь склеп под просвитерием.

Место с 972 по 1431 год принадлежало монахам аббатства Сан-Коломбано-ди-Боббио, которые и построили храм в 1217 году по образцу аббатской церкви Боббио. Освященная кардиналами Уголино Конти (будущий папа Григорий IX) и Синибальдо Фиески (будущий папа Иннокентий IV), она получила в подарок реликвию — руку Святого Стефана, заключенную в византийский серебряный ларец.

Купол восьмиугольной формы датирован 1306 годом. Тогда же была достроена колокольня, нижняя часть которой существовала и прежде в качестве сторожевой башни. В 1479 году пояавилась часовня с мраморным хором.

Затем этим местом с 1529 по 1797 год, владели бенедиктинские монахи Монте-Оливето.

Принадлежавший им монастырь был разрушен в 1535 году и перестроен в середине XVII века. У церкви появился новый этаж, а древний склеп исчез. В 1759 году ее украсили новые хоры.

Монахи оставались владельцами церкви до 1775 года и пользовались ею до 1797 года. Впоследствии и церковь с комплексом перешли в ведение городского духовенства, который владеет ими и сегодня.

Вследствие расширения улицы, носящей сегодня название XX Settembre, церковь была закрыта почти всю первую половину ХХ века. В восстановленном виде стала функционировать в 1955 году,

Поврежденная в результате бомбардировок, во время Второй мировой войны (23 октября, 7 ноября 1942 года и ночь с 7 на 8 августа 1943 года), когда была разрушена половина фасада и большая часть крыши, была восстановлена и расширена Чезаре Гальяно и Чезаре Баронтини.

Появились новые алтари, витражные стекла на больших окнах хора, фасадная розетка, кафедра… Внутри хранятся замечательные картины эпохи маньеризма и барокко.

Знаменательна тем, что здесь был крещен Христофор Колумб.

С 2004 года в праздничные дни, в храме совершается литургия для прихожан византийско-украинской католической церкви.

К церкви относится портик, оформленный характерными для генуэзской архитектуры черно-белыми полосами.

В его аркадах расположены бутики и магазинчики. В частности, отличный магазин сыров.

Отсюда выходим на via Roma, одну из главных улиц города с односторонним движением, где стоят старинные дома. В частности, палаццо Дориа-Спинола  (XVI век).

В  нижних этажах расположены фирменные магазины.   

Много магазинов и на близлежащей  via XXV Aprile, название которой связано со знаменательным для Италии национальным праздником – Днем освобождения от фашизма и немецкой оккупации, потому что именно в этот день, в 1943 году, фашистский диктатор Бенито Муссолини бежал из Милана, а спустя 3 дня был расстрелян партизанами.

Это послужило началом движения вооружённого сопротивления, кульминацией которого стало восстание поднятое в 1945 году против немцев в оккупированной Северной Италии. В результате кровопролитных боёв, до прихода союзных войск, было освобождено несколько городов.

Здесь бросается интересное строение Biblioteca Durazzo

Это архивный комплекс Дураццо – Джустиниани — один из самых важных в Италии, самый большой в Лигурии. Сохраненный владельцами, содержит архивы целого ряда именитых семей семей

А рядом — замечательный антикварный магазин Casa Antiquaria Sas Di Pescetto Rosa

Вернемся на via Roma, куда обратной стороной выходит театр Карло Феличе (Teatro Carlo Felice)  


Главный же портал театра — на площади Феррари (Piazza De Ferrari), куда мы и держим путь

До начала ХIХ века на ее месте была небольшая площадь Сан-Доменико, прилегающая к одноименной церкви, самой большой, богатой и древней церкви Генуи/

Когда город захватил Наполеон, то превратил монастырский комплекс в казармы и склады. Строения после этого пришли в такой упадок, что не подвергались реконструкции. И тогда городскими властями было решено все снести, а на образовавшемся пустыре создать новый современный центр. Это было поручено генуэзскому архитектору Карло Барабино

К 1828 г. появилась площадь квадратной формы, которая в 1887 году получила название благодаря герцогу Рафаэлю де Феррари (Raffaele De Ferrari), известному дипломату, финансисту и меценату, занимавшемуся благотворительностью.

Благодаря мудрой финансовой политике герцог, став одним из самых богатых людей в мире, пожертвовал в 1875 году астрономическую сумму в 20. 000. 000 лир на реконструкцию порта Генуи и создание площади перед своим дворцом (piazza De Ferrari, 3)

Архитектурный ансамбль, названный именем первого владельца Амброджо Дории Спинолы (Palazzo Agostino_Spinola) состоит из трех зданий.

Его уникальное внутреннее оформление, в частности фрески, созданные в разное время известными мастерами, позволяют совершить «путешествие во времени», пройти через три исторических столетия, наблюдая как меняются вкусы хозяев.

Самая старая часть дворца была возведена для Амброджо Дории в 1617 году на фундаментах зданий XV века. Там было несколько комнат, украшенных на первом этаже работами Лаззаро Тавароне, а на втором — Джованни Баттисте Карлоне.

Между 1590 и 1618 годами Себастьяно Понцелло достроил крыло и лестницу, связывающую с садом Джио Батта Д’Oория

Потом, после 1586 года, была построена новая часть для Агостино Спинолы, зятя Джио Батта Д’Oория.

Нынешний вид здание приобрело в 1777 году. После того как, согласно завещанию Амброджо Дории младшего, перешло в ведение Антонио Дории и Кристофоро Спинолы.

С 1780 года принадлежало Чезаре Ламба Дориа, чья дочь Ливия в 1826 году продала его Андреа Де Феррари, сыну дожа Раффаэле Агостино Де Феррари.

Им была проведена  последняя, ​​окончательная отделка связанная с радикальным преобразованием площади.

При модернизации здания Карло Барабино переместил вход на большую площадь. Атриум приобрел нынешние пропорции. Некоторые комнаты украсили универсальные фрески Микеле Канцио.

Через несколько лет дом перешел к Раффаэле де Феррари, мужу Марии Бриньоле Сале, будущему герцогу Галльеры; в 1888 году — к его сыну Филиппо. А в 1920 году дом был продан Банко ди Рома, который еще в 1979 году восстановил фасад и некоторые интерьеры, соединив их под уровнем улицы со смежным зданием Джулио Паллавичини.

С формированием площади вокруг нее стали расти новые интересные здания.

Одно из них — театр Карло Феличе (Teatro Carlo Felice), стоящий на том самом месте, где некогда был монастырский комплекс.

Решение о его строительстве было принято в 1825 году, после того, как городские власти пришли к выводу, что театров не хватает, что в Генуе отсутствует сцена для весьма популярной в то время мелодрамы. Вот город и решил обзавестись таким очагом культуры, что мог бы соответствовать стандартам принятым в Италии.

Был объявлен конкурс на проект нового оперного театра, где победили генуэзский архитектор Карло Барабино, построивший самое здание, и миланец Луиджи Каноник, оформивший зал и сцену.

Открытие нового театра, получившего название в честь герцога Карло Феличе Савойского, состоялось 7 апреля 1828 г. оперой «Бьянка и Фернандо» Винценцо Белинни в присутствии суверенов Королевства Сардиния, Карло Феличе и королевы Марии Кристины.
В 1852 году здесь появилось газовое освещение, а в 1892 году – электричество.

Театр гордится тем, что во второй половине XIX века, на протяжении сорока лет, в зимний период здесь работал, ставя спектакли, великий Джузеппе Верди.

Здание, практически разрушенное во время Второй мировой войны, было восстановлено в 1987-1991 г г. по проекту Альдо Росси. Сегодня в этом неоклассическом здании с мощными колоннами – один из самых больших залов такого плана в Европе. Он вмещает более 2000 зрителей.

Перед театром – небольшая площадь (пьяцетта) с конным бронзовым памятником Джузеппе Гарибальди работы Аугусто Ривальта (1879 г.)

Гарибальди — один из самых популярных итальянских героев, посвятивших свою жизнь борьбе за освобождение Италии от австрийского гнета и объединение страны в республику

Справа от театра стоит дворец Лигурийской академии (Museo dell’Accademia di Arte Ligure) изобразительных искусств (архитектор Карло Барабино, 1825 год).

При ней музей, где представлены работы Donatode Bardi, Orazio De Ferrari, Serafino De Tivoli и других мастеров. Кроме картин представлены керамические изделия, мраморные и бронзовые скульптуры, другие экспонаты.

На юго-восточной стороне площади виден дворец Новой Биржи (Palazzo della nuova Borsa Valori) с выступающим полукруглым фасадом. Вплоть до закрытия в 1998 году, здесь размещалась старейшая фондовая биржа Генуи.

Этот дом построили в 1912 году архитекторы Дарио Карбоне и Амедео Пьерагостини в неоклассическом стиле. Интерьеры выполнены Адольфо Копеде в итальянском варианте стиля модерн — либерти.

Как внутреннее, так и внешнее оформление, было призвано демонстрировать финансовую мощь первой итальянской фондовой биржи

Мы видим внушительный монументальный фасад округлой формы облицованный красным веронским мрамором, украшенный по первому этажу арками; окна, разделенные пилястрами с капителями; балкончики; галерея на уровне последнего этажа; венчающая здание круглая башня.

Внутри, на площади в 960 м², размещалось множество помещений, в которых производились биржевые операции. Они освещались восемнадцатью гигантскими бронзовыми канделябрами, из которых сохранилось шестнадцать.

В центре – большой зал в форме эллипса с мраморными колоннами для поддержки купола с застекленной крышей, на которой изображены святой Георгий, убивающий дракона.

Медальоны в стиле Либерти были нарисованы флорентийским художником Сальвино Тафанари.

С компьютеризацией бирж и переходом к телематической системе Генуэзская фондовая биржа прекратила свое существование. Сегодня помещения дворца Новой Биржи используются как место для проведения конференций и выставок.

С появлением этого здания вырисовался новый современный центр города.

Как сама Piazza De Ferrari, так и отходящие от нее улицы: via Dante и via XX Settembre, застроились красивыми домами.

С обеих сторон от Дворца Новой Биржи, выросли здания с открытыми галереями (via Dante,2) (via XX Settembre, 44).

Сегодня Piazza De Ferrari — деловой центр города, рядом с которым располагаются многочисленные офисные здания банков, страховых и прочих компаний. А потому в лексиконе генуэзцев этот район фигурирует просто как «Город»

В обрамляющих их галереях — интересные наборные мраморные полы и необычные окна.

В 1936 г. при финансовой поддержке семьи Пьяджо в центре площади, являющейся визитной карточкой Генуи, появился большой фонтан округлой формы, который окончательно сформировал современный облик этого места.

За фонтаном виден Дворец Лигурии (Palazzo della Regione Liguria), что построил в 1924 году архитектор Чезаре Гамба и инженер Джузеппе Таллеро.

Монументальное строение с арочной колоннадой, колоннами, разделяющими окна и двери верхних этажей.

Этот замечательный образец эклектичной архитектуры ХХ века был построен для итальянской компании General Navigation. В настоящее время здание является резиденцией Лигурийского региона.

По левую сторону от дворца Амброджо Дории Спинолы находится здание Торгово-промышленные палаты Генуи (Le Camere di Commercio di Genova)

Оно было построено в 1586 году для Джулио Паллавичини по приказу его шурина Джио Батты Дории. В 1798 году перешло к Джио Андреа Паллавичини.

Затем дом не раз перепродавался. До тех пор, пока в 1864 году не перешел в руки семьи Кьярелла, а двадцать лет спустя — Джамбаттисте Форчери.

С 1898 по 1968 годы во дворце размещался главный офис газеты «Il Secolo XIX»; В настоящее время в нем представительство Торговой палаты.

В недавней перестройке здания, словно слепленного из двух половинок, справа виден средневековый портик с тремя арками, обрамленный мрамором.

На площадь Феррари выходит боковая стена Дворца Дожей

Главный же фасад виден с площади Маттеотти (Piazza Giacomo Matteotti)

Мы к нему еще вернемся, а сначала рассмотрим площадь Маттеотти (Piazza Giacomo Matteotti) — одну из главных площадей Генуи, что была создана в 1527 году и получила название «Piazza Nuova di Ferreria».

В то время ее обрамляли галереи с магазинами и тавернами. В центре стоял фонтан. В течение многих лет здесь шли преобразования и переименования.

В начале ХХ века она называлась Пьяцца Умберто I в честь короля Италии. В 1944 году правительство Республики Сало решило переименовать ее в Пьяцца Этторе Мути. А через год площадь снова сменила название. Получила название в честь социалистического политика Джакомо Маттеотти.

На площади размещается несколько исторических зданий. Это Архиепископский дворец, (Curia Arcivescovile di Genova), построенный около 1530 года по проекту архитектора Доменико Каранки Reggio, вход в который находится со стороны Via Tommaso Reggio

Здесь же стоит здание иезуитской церкви Иисуса и Святых Амврозия и Андрея (Chiesa del Gesù e dei Santi Ambrogio e Andrea), которую обычно называют Chiesa del Gesù.


Ее история берет начало с появления здесь в 569 году миланского епископа Онорато Кастильони, бежавшего с родины во время гонения ломбардов. Он поселился в районе Поллаиоли, рядом с собором Сан-Лоренцо.

Нахождение миланцев в Генуе требовало наличие церкви, которая была построена и освящена в честь святого Амвросия.

Она служила миланцам до середины VII века. Когда Джованни Боно удалось вернуться на родину, здание перешло в руки иезуитов, прибывших в Геную в 1552 году.

Они в 1589 году перестроили его по проекту Джузеппе Валериано и обогатили истинными шедеврами.

Нынешний вид строение приобрело в XIX году после реконструкции фасада. Именно тогда его украсили две статуи работы Микеле Рамоньино — изображения св. Амброджо и св. Андреа.

Центральный неф и купол украшен фресками художника Джованни Карлоне. Им же были расписаны своды пресвитерия, трансепта и нефа.

Уникальность строения заключается в том, что к его оформлению приложили руку такие мастера как Джованни Баттисты Карлоне, Джованни Баттиста Мерано, Доменико Пиолы, Джузеппе Галеотти, Пьетро Каваторта, Лоренцо де Феррари, Симона Воэ, Лоренцо де Феррари, Гвидо Рени, Андрея Терамо Пьяджо и Антонио Семино, Бернардо Кастелло, Доменико Пассиньяно, Борджиа Андреа Поццо, Франческо Бигги. Джузеппе Карлоне, Таддео Карлоне, Джованни Доменико Казеллы, учеников школы Карлоне.

Самыми же ценными произведениями искусства считаются картины Питера Пауля Рубенса «Святой Игнасий исцеляет одержимого» и «Обрезание».

Раритетом считается и расположенный под алтарем вертеп, вырезанный Томмазо Орсолино.

Здесь же стоит важнейшее историческое здание Генуи — Герцогский дворец или Дворец дожей (Palazzo Ducale), самое старое сооружение площади.

После победы у Мелории над Пизой в 1284 году, а также над Венецианской республикой в 1298 году возле острова Курзола, Генуя увеличила свое господство в Средиземноморье, и было решено построить подходящее здание для правителей Генуэзской республики в соответствии с понятиями о роскоши и великолепии.

И там, где незадолго до этого капитаны Обиццо Спинола и Коррадо Дория приобрели несколько зданий, было решено, снеся их, построить в 1298 году новое. Затем к нему присоединили расположенный рядом дворец с башней.

В 1339 году здесь поселился Симоне де Бокканегра, первый дож города (президент Генуэзской республики). Такой вид власти, по подобию Венецианской республики, заменил существовавшее с 1099 года правление коллегии консулов, которых избирали на годичный срок.

И дожи жили здесь, сменяя друг друга, до 1797 года. Пока Наполеон не упразднил эту должность.

За долгий период своего существования огромный комплекс, расположенный на площади 35 000 кв. м, состоящий из нескольких корпусов с многочисленными галереями, изящными двориками, переходами и башнями, неоднократно менял свой облик.

Первое обновление произошло во второй половине XIV века по приказу дожа Антониотто Адорно. Потом важная трансформация имела место в середине следующего столетия, когда было построено здание для размещения гарнизона, соединившее восточное и западное крылья дворца со стороны Пьяцца Маттеотти, что превратило площадь во двор, превратив комплекс в своего рода цитадель, изолированную от города.

В 1591 году по решению Сената перед архитектором Андреа Церезолой была поставлена задача полного обновления здания. Он соединил и преобразовал разрозненные неоднородные строения в дворец-крепость в стиле маньеризма.

Все разрушил катастрофический пожар 1777 года, ставший причиной разрушения дворца, уничтоживший большую часть центрального корпуса. Сохранились лишь атриум и лестница, ведущая к нему.

Для реконструкции был объявлен конкурс, в котором победил архитектор из Тичино Симоне Кантони, что при участии брата Гаэтано придумал конструкцию мраморного фасада, ставшего одним из первых примеров неоклассического стиля в Генуе.

В рамках ремонта 1778-1783 годов прошло неоклассическое преобразование салонов Малого и Большого Совета, деревянные крыши которых были повреждены в результате пожара. А столетие спустя последний был расписан замечательными фресками Джузеппе Изола.

В 1815 году, с присоединением Генуи и Лигурии к Королевству Сардиния и окончанием существования Генуэзской республики, здание утратило свои функции в качестве резиденции правительства. Его помещения стали использоваться судебными органами, чьи офисы размешались здесь вплоть до строительства нового здания суда в Портории.

В 40-х годах того же века, во время реконструкции виа Сан-Лоренцо, была разрушена стена, выходящая на площадь и главный фасад стал смотреть на город.

Несколько лет спустя, в 1861 году, инженер-строитель Игнацио Гарделла-старший перестроил боковые крылья, «обнимающие» площадь Пьяцца Маттеотти, расширил и выпрямил западное крыло, реконструировал фасады двух зданий.

Новая реставрационная кампания имела место в первые десятилетия ХХ века. Ее провел Орландо Гроссо.

В 1942 году дворец был частично поврежден во время одной из бомбардировок города во время Второй мировой войны. А потом долгое время стоял заброшенный.

Сегодня можно видеть как выглядит Дворец Дожей после полной реставрации, которая закончилась генуэзским архитектором Джованни Спалла по случаю «Колумбиады», 500-летнего юбилея с момента открытия Америки Христофором Колумбом.

Сегодня это музей и дворец культуры, где проводятся разные культурные мероприятия, конференции, художественные выставки.

По возможности стоит побродить по его парадным залам, коридорам, флигелям, галереям, дворикам, переходам, заглянуть в Башню Народа (Башня Гримальдина), которой Орландо Гроссо вернул вид XIV века, хотя ряд историков полагает, что она намного старше, ибо была одной из оборонительных башен городских стен Х-го века.

Привлекают внимание залы Большого и Малого Советов, расписанные гениальными итальянскими живописцами, часовня, украшенная фресками Доменико Фиазеллы и Джованни Баттисты Карлоне; тюрьма, в которую был заключен скрипач Николо Паганини.

Интересно увидеть фрагменты строений созданных в разное время, отметить отличие стилей разных эпох, полюбоваться редкими произведениями искусства.

В семи минутах ходьбы отсюда — уцелевший фрагмент городской стены XII века с воротами Порта-Сопрана (Porta Soprana или Porta di Sant’Andrea).

Второе название связано с тем, что справа от ворот возвышался холм, на вершине которого находился монастырский комплекс Сан-Андреа, изначально принадлежавший монахиням-бенедиктинкам, потом, в ХVI веке был передан августинцам и окончательно закрыт в 1798 году после принятия законов об упразднении религиозных орденов Лигурийской республики.

Хранившиеся там многочисленные произведения искусства знменитых генуэзских художников, особенно с XVII-го века, в том числе Лука Камбьясо, Джованни Карлоне, Доменико Пароди и Доменико Пиола, ушли в фонд государства.

В 1817 году церковь была превращена в тюрьму и выполняла функции этого заведения до 1904 года. Пока холм не был снесен при расширении Piazza de Ferrari и достройки улицы XX Settembre.

Из старых построек сохранились лишь средневековые ворота.

А еще фрагмент городской стены XII века. Историческая память о тогдашнем могуществе Генуи, которая называлась дель Барбаросса, потому что в 1162 году император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса выдал городу документ, в котором говорилось, что он становится владельцем земель на побережье Лигурии от Монако до Портовенере.

Потому это сооружение, выполненной в готическом стиле архитектором Олдин Асти, как часть оборонной системы, получила названием «Стены Барбаросса».

Наряду с Порта-Сопрана, расположеными на юго-востоке, сохранились ворота Порта дей Вакка, находящимися на северо-западе.

Этот архитектурный памятник не раз подвергся реконструкциям. В основном из-за разрушения соседнего района Понтичелло. Нынешний вид – результат реставрационных работ, выполненных под руководством Альфредо д’Андраде.

Внутри одной из башен размещен небольшой музей, а по винтовой лестнице можно подняться на смотровую площадку.

В верхней части арки ворот подвешен фрагмент цепи, что некогда охраняла вход в порт Пизы и была вывезена генуэзцами в качестве военного трофея. После объединения Италии в 1862 году цепь вернули на место, а несколько звеньев оставили себе на память.

С правой стороны от входа можно увидеть изображение Мадонны, а с левой – мраморную мемориальную доску с текстом на средневековой латыни, рассказывающую о ратной доблести генуэзцев и предостерегающая всех пришельцев, имеющих недобрые намерения.

Вторая достопримечательность этого места – домик Колумба. Экскурсоводы расскажут вам, что великий мореплаватель жил здесь с 1455 по 1470 год. В то время в доме было два или три этажа с магазином на первом.

Согласно историку Марчелло Стальено, тот дом был разрушен во время французской бомбардировки Генуи в 1684 году. В начале XVIII века был восстановлен на месте руин. В новом варианте имел пять этажей, верхние из которых поддерживали балки, опиравшиеся на соседние здания.

После того, как, в рамках реконструкции площади (около 1900 года) эти дома были снесены, у домика Колумба осталось два этажа.

В настоящее время здание является музеем, находящимся под управлением Генуэзской культурной ассоциации «Porta Soprana».

Впрочем, факт проживания здесь малыша Христофора, родившегося в 1451 году, можно поставить под сомнение. Ведь до сих пор точно установить место рождения великого мореплавателя не удалось, и право называться его малой родиной оспаривают шесть городов Италии и Испании.

Доподлинно известно лишь то, что Колумб был из итальянской семьи и до 1472 г. жил в Генуе, откуда переехал в Савону. Поэтому Генуя и является наиболее вероятным претендентом на звание родины открывателя Нового Света.

Отсюда идем к собору Сан-Лоренцо.

Это важнейший собор Генуи, подчиняющийся непосредственно архиепархии.

Раскопки перед современным западным фасадом выявили наличие стены и тротуара римского периода, а также дохристианские саркофаги, что свидетельствует о том, что когда-то здесь было кладбище.

Позже была построена церковь, посвященная Двенадцати Апостолам, которая, в свою очередь, была заменена новым собором, посвященным святому Лаврентию, архидиакону папы Сикста II, который был подвергнут также как и его друг и учитель, жестокой казни. Согласно местной легенде они останавливался во во время поездки в Испанию в III веке, недалеко от места собора.

В V-VI веках здесь стоял храм, посвященный святому Сирусу, епископу Генуэзскому.

Строение нынешней церкви начались в ХI веке и сразу же, в 1118 году, его освятили. Так как строительство шло в течение долгого времени, в его облике нашло отражение нескольких стилей.

Сначала строили в романском стиле. Но постройку сильно повредил пожар 1296 года. При восстановлении оно было частично перестроено.

Фасад с тремя порталами, завершенный между 1307 и 1312 годами, сооружали мастера из Франции, а потому они придали ему нормандский стиль готических соборов Франции. Это, прежде всего, выражается в специфической конструкции окон.

А вот облицовка фасада с перемежающимися полосами из белого и черного мрамора, — уже элемент ренессансной архитектурной традиции Генуи, символ ее военного могущества. Ведь строился храм на деньги успешных предприятий генуэзских флотов в крестовых походах.

Остановимся около фасада, состоящего из трех порталов Два из них – романского стиля. Первый, построенный около 1130 года с северной стороны, украшенный рельефами в стиле косматико, выходит на крохотную ллощадь св. Иоанна, и носит имя этого святого.

Другой портал, смотрящий на улицу св.о Лаврентия, датирован серединой XII века. Посвященный св. Готтарду, украшен соответствующими рельефами в пизанском стиле.

Позже всех появился центральный портал (первая четверть XIII века), который называется «Воротами Святого Лаврентия», где в тимпане полукруглой формы можно увидеть изображение Христа со святым Лаврентием.

По бокам – рельефы с изображением древа Иессея, иконографического сюжета, представляющего собой аллегорическое изображение родословной Спасителя.

С внутренней стороны в тимпане — фрески неизвестного византийского мастера XIV века, изображающие сцены «Страшного суда» и «Вознесения Богоматери» в византийском стиле, характерном для Константинополя того периода (работа греческого мастера Марко).

Над центральным входом — большая розетта

.К фасаду ведет широкая лестница, по бокам от которой расположилось два каменных льва работы скульптора Карло Рубатто (1840 год). Они пользуются невероятной популярностью у туристов, что, вероятно, не очень нравится животным, если судить по грустно-задумчивому выражению морд.

В оформлении храма имеется еще пара львов. Это барельефы на центральных контрфорсах, что делят плоскость фасада на три части. Они были созданы мастерами школы известного итальянского скульптора Бенедетто Антелами (конец XII-го – начало XIII веков). Несмотря на «разницу в возрасте», львы смотрятся так, будто сделаны одним мастером.

Когда около 1230 года было принято решение о серьезной перестройке здания в готическом стиле, предусматривалось возведение двух колоколен, что являются неотъемлемой частью фасада подробных строений французской готики.

Первая башня, так осталась и незаконченной из-за смерти автора. Взявшийся за дело в 1477 году Джованни да Гандрия аревратил ее в лоджию.

Звонница же появилась в 1522 году с другой стороны. Это башня в ренессансном стиле высотой 60 метров с семью колоколами построена Пьетро Карлоне да Остено. Она является одной из самых высоких колоколен в Лигурии.

Окончательная точка в строительстве храма была поставлена в конце XVII века.

Внутри трехнефный собор разделен колоннадами из полихромного мрамора, возведенными в XIII веке взамен пострадавших во время землетрясения. А во втором ярусе – сохранившиеся. Выполненные из серого камня в романском стиле, они датируются XI веком. А вот их капители были вырезаны в XI-XII веках.

В XV веке над нефом был надстроен купол, заменивший прежний. Его расписал в 1557 году знаменитый мастер Галеаццо Алесси. На своде между нефом и алтарем располагает еще одна фреска – «Мученичество святого Лаврентия» (Ладзаро Тавароне).

В одном из нефов располагается капелла святого Иоанна Крестителя, которого в 1327 году провозгласили небесным покровителем Генуи.

Она была сооружена в середине XV века. Там хранятся частички мощей святого, привезенные генуэзцами из Первого Крестового похода в Палестину (1098 год). Капеллу украшают также статуи известных мастеров Италии XV — XVI веков.

В другом нефе — капелла св. Лоренцо с гробницей кардинала Луки Фьеско работы тосканца Джованни ди Бальдуччо.


Собор богато украшен фресками, картинами и скульптурами известных мастеров разных эпох.

Интересна одна из капелл, находящаяся в глубине правого нефа с фресками Луки Камбьязо, представителя итальянского маньеризма XVI века.

А еще там имеется своеобразная реликвия — бомба, что проломила крышу собора 9 февраля 1941 года во время бомбардировки британскими войсками, но не взорвалась.

При соборе имеется сокровищница, где собрана богатая коллекция ювелирных изделий из золота и серебра различных эпох, начиная с романской.

Особенно ценной считается «Священная чаша» из полупрозрачного материала светло-зеленого цвета, привезенная Гульельмо Эмбриако из Крестового похода после завоевания Кесарии.

Долгое время считалось, что из нее пил Иисус во время Тайной вечери. Но анализ показал, что на самом же деле она сделана из византийского хрусталя в IХ -Х веке.

Не менее важными реликвиями являются ковчежец с прядью волос Богородицы, серебряная статуя Св. Лаврентия, в груди которой хранятся частички его мощей, крест Захария с вкраплением дерева креста, на котором был распят Христос…

Держим путь в сторону площади Делла Нунциата (Piazza della Nunziata), название которой связано со стоящей здесь базиликой Сантиссима Аннунциата дель Вастато.

Площадь трапециевидной формы появилась в 1155 году в связи с возведением оборонительных городских стен и сносом домов, стоящих поблизости, для того, чтобы создать свободное пространство по соображениям обороны.

Топоним Vastato произошел от работ по сносу, что в переводе означает пояс безопасности в защитных бастионах. Он вошел в название появившейся позже базилики, которая начиналась с небольшой церкви, посвященной св.Марте.

Она принадлежала монахам-гумилиатам, представителям средневековой монашеской католической конгрегации, возникшей на основе движения мирян, выступавших за обновление церкви и провозглашавших главными христианскими идеалами бедность и смирение.

Они выбрали это место из-за наличия двух каналов, Рио-ди-Карбонара и Рио-ди-Вальехьяра, ибо для работы (промывки и окрашивания шерсти) им была необходима проточная вода, и создали там монастырь.

Со строительством новой городской стены в XIV веке площадь превратилась в плацдарм и площадку для тренировок арбалетчиков.

В 1508 году монастырь гумилиатов перешел к францисканцам, перебравшимся сюда из-за того, что их обитель была повреждена во время осады французскими войсками Людовика XII.

Францисканцы разрушили небольшие здания и построили новые. Церковь посвятили св. Франциску. Однако уже в 1537 году они покинули монастырь для того, чтобы вернуться в Кастеллетто, гже жили до этого.

Их заменили собратья из церкови Сантиссима Аннунциата ди Порториа. Они произвели ряд изменений, в частности, в церкви, которой дали название Сантиссима Аннунциата (распространённый в Италии эпитет Богоматери, связанный с Благовещением).

Кроме базилики на площади имеется несколько приметных зданий. Дворец Джио Франческо Бальби Белимбау (Palazzo Gio Francesco Balbi Belimbau), построенный в 1594 году генуэзским дворянином Антониотто Каттанео.

Преобразованный сменявшимися несколько раз владельцами, он приобрел свой нынешний вид в 1785 году. Cвоим именем обязан банкиру Коэну Белимбау, семья которого владела им с 1890 по 2000 год. До тех пор, пока последняя владелица, г-жа Россана Яннони, вдова Энрико Луиджи Берлимбау, не пожертвовала дворец  Генуэзскому университету.

Надпись над входным порталом свидетельствует о том, что в 1815 году здесь пребывал папа Пий VII, ставший узником Наполеона.

Здесь же стоит Дворец Кристофоро Спинолы (Раlazzo Spinola (РiaIzza della Nunziata 6)

Первоначально принадлежавший Кристофоро Спиноле, в 1621 году был практически полностью реконструирован Томазо Паллавичини, В течение последних трех веков здание претерпело множество изменений, сделавших его неузнаваемым.

 В 2015 году строение было приобретено  издателем Saviglianese Nino Aragno, который провел капитальную реконструкцию. Сегодня здание, за исключением первого этажа, на котором размещаются офисы, арендует университет.

На западную сторону площади выходит боковой фасад Палаццо Джио Франческо Бальби (Palazzo Gio Francesco Balbi), главный вход которого находится на соседней улице Via Balbi.

На восточной стороне площади ( Piazza della Nunziata, 5)  находится дворец Палаццо Николо Ломеллини (Palazzo Niccolo Lomellini,), который был построен в XVI веке и был назван одним из самых великолепных дворцов 1797 года.

В 1949 году архитектором Робальдо Мороззо была сделана частичная реконструкция. Она потребовалась из-за ущерба, нанесенного в результате бомбардировки во время войны. Заказ был сделан новым хозяином, судовладельцем Ахиллом Лауро, в память о котором сохранилась  надпись «Флот Лауро»

Доминантой площади является Базилика Сантиссима Аннунциата дель Вастато (Basilica della Santissima Annunziata del Vastato), принадлежащая римско-католической церкви.

Нынешний неоклассический фасад восходит к 1867 году. Его создал Джованни Баттиста Ресаско в 1841 году по проекту Карло Барабино  (1834 год).

Как говорилось выше, основу современной базилики заложили в 1520 году францисканцы. В 1591 году при финансировании семьи Ломеллини имела место реконструкция под руководством Таддео Карлоне.

В начале XVII  века был выполнен богатый декор в стиле барокко рядом художников под руководством Андреа Ансальдо, оформившим купол.

Купол, потолки  и стены нефа и часовен украшают многочисленные фрески на библейские и исторические сюжеты. Это работы Джованни Бенедетто Кастильоне, Джованни Бернардо Карбон, Валерио Кастелло,  Доменико Пиола, Джованни Лоренцо Бертолотти, Аурелио Ломи, Джованни Андреа Ансальдо, Джулио Чезаре Прокаччини, Джоаккино Ассерето, Джованни Андреа Ансальдо, Джованни Карлоне, Баттисты Карлоне.

Поврежденная бомбардировками союзников во время Второй мировой войны церковь была восстановлена.

От Piazza della Nunziata берет начало  историческая улица виа Бальби (Via Balbi,), получившая название в честь аристократической генуэзской семьи. Это личный проект банкира Стефано Бальби, предложенный городским властям в начале XVII века (между 1602 и 1620-м годами) для облегчения связи центра города с районом, прилегающим к гавани.

И на Бальби стали строиться дворцы. В своем большинстве они принадлежали этой семье. Рассмотрим некоторые из них.

Палаццо Дураццо Паллавичини (Palazzo Durazzo Pallavicini) (Via Balbi, 1,) был построен в начале XVIII века архитектором Бартоломео Бьянко для Агостино Бальби.

Но финансовые проблемы вскоре вынудили владельца сдать часть дворца Джузеппе Марии Дураццо, а в 1710 году полностью продать его Марчелло Дураццо.

В 1774 году архитектору Эмануэле Андреа Тальяфичи было поручена переделка дворца в новом для генуэзской культуры стиле.

Внутренние пространства оформлены фресками П.Г. Пиола, Г. Бони и Ф.М. Коста. Стены украшают полотна Рени, Веронезе, Фиаселлы, Пиолы, Рубенса, Тициана, Ван Дейка, Гверчино, Карраччи, Доменикино, Перин-дель-Вага и Строцци.

Дворец Бальби Каттанео (Palazzo Balbi Cattaneo)( Via Balbi, 2)


Здание появилось в результате реконструкции Domus Magna, которым семья Бальби владела в течение нескольких поколений.

Первая серия работ по расширению имела место в конце XVI века, века при Джио Франческо Бальби. Затем, в 1614 году, Стефано Бальби, предложивший проект прокладки новой улицы, произвел новые изменения.

Новая реконструкция в 1649 году привела к тому, что особняк в 1664 году был внесен в реестр Ролло, что было весьма престижно.

В конце семидесятых годов XVIII века эта собственность перешла к семье Каттанео делла Вольта, корни которой уходят к генуэзской знати.

В 1776 году архитектор Грегорио Петонди провел капитальную перепланировку, оформление интерьеров и экстерьеров в соответствии с вкусами нового столетия.

В конце 30-х годов ХХ века здание было куплено страховой компанией Levante. И архитектор Луиджи Карло Данери завершил масштабный проект восстановления после ущерба, нанесенного во время войны.

В 2001 году Генуэзский университет приобрел право собственности на здание, и разместил там офисы и аудитории Школы гуманитарных наук (факультеты DIRAAS и DAFIST)

В здании имеется выставочный зал, в холле на первом этаже (ныне Aula Magna della Scuola) — картинная галерея, которую Каттанео оборкдовал в своем доме. Там представлены портреты дожей работы барочного живописца Джованни Энрико Ваймера. А также полотна на библейские сюжеты Джованни Андреа де Феррари и Джованни Доменико Каппеллино.

Идем по улице и видим здание, что прежде принадлежало римско-католической Церкови Святых Иеронима и Фрэнсиса Ксавьера (Chiesa cattolica romana dei santi Girolamo e Francesco Saverio) (Виа Бальби 3)

Это здание было построено для церкви Иезуитского колледжа между 1650 и 1658 годами Пьетро Антонио Корради по проекту Бартоломео Бьянко.

Внутреннее оформление однонефной базилики с четырьмя боковыми часовнями началось в 1666 году. И сегодня можно увидеть триумфальную арку, расположенную в задней части церкви с гербом семьи Бальби, поддерживаемым аллегорическими фигурами, олицетворяющими добродетели, и монохромные фигуры главных пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила).

Интереснен один из самых красивых фресковых циклов художника Паоло Джоламо Пиола созданный в сотрудничестве с болонским квадратистом Паоло Броцци, украшающий свод и центр хора. В храме имеются многочисленные произведения искусства. В частности, бронзовое Распятие. Привлекает внимание комната с деревянными полками от иезуитского колледжа.

Сегодня это уже не церковь. Здесь размещаются фонды университетской библиотеки.

Рядом — Дворец университета (Palazzo dell’Università) (Via Balbi, 5).

Это здание построил в 30-х годах XVII архитектор Бартоломео Бьянко из Комо для иезуитского колледжа по заказу и при финансировании семьи Бальби, у которой святые отцы приобрели в 1623 году участок земли.

После изгнания иезуитов в 1773 году, здание стало штаб-квартирой университета Генуи, сохранившего множество комнат с произведениями искусства, представляющих значительный исторический и художественный интерес.

Привлекает внимание и монументальный атриум с лестницей охраняемой парой колоссальных белых мраморных львов работы Доменико Пароди (начало XVIII века).

Дворец Бальби Раджо (Palazzo Balbi Raggio) (Via Balbi 6)
Здание было построено в период 1656-1674 годов по инициативе Франческо Мария Бальби архитектором Пьетро Антонио Корради.

В дальнейшем, меняя владельцев, строение не раз подвергалось реконструкции. Капитальные изменения были сделаны после того, как в 1890 году дворец был приобретен генуэзским предпринимателем Эдилио Раджо, который пригласил для этого архитектора Луиджи Ровелли. В частности, был переделан фасад (восстановлен в 2004 году) и интерьеры XVII века.

На своде входной лестницы и прилегающих стенах Чезаре Виацци в 1893 году создал цикл настенных темперных картин, где в аллегорической форме нашло отражение Рисорджименто (этим историографическим термином обозначается национально-освободительное движение итальянского народа против иноземного господства, за объединение раздробленной Италии) и восстановление Савойской монархии и унитарного государства. А в одном из залов Луиджи Гайотти изобразил аллегорию Лигурии.

Начиная с 50-х годов ХХ века потомки семьи Раджо сдают здание в аренду Генуэзскому университету, где размещаются факультеты гуманитарной школы и библиотека Ромео Криппа.

Церковь св.Витторе и Карло (Chiesa dei Santi Vittore e Carlo) (Balbi,7)

Эта церковь в форме латинского креста в стиле барокко была построена в 1635 году по проекту Бартоломео Бьянко. Первоначально принадлежала Ордену кармелитов. Нынешний фасад приобрела в 1743 году.

Внутри находится ряд работ художников XVII – XVIII веков: «Святая Тереза» Андреа Карлоне, «Святые Анна и Иоанн Креститель» и «Франческо ди Паола и Либорио» Лоренцо де Феррари, «Рождество» и  «Поклонение волхвов» Орацио Де Феррари, «Обезглавление св. Агостино» Джованни Мария делле Пиане, «Святой Иоанн Креститель» Доменико Пиола. А также деревянные скульптуры «Мадонна Кармина» (Алессандро Альгарди, 1678) и «Ангелы и святые» (Филиппо Пароди, 1680).

Над алтарем — статуя Мадонны делла Фортуна, которая украшала нос корабля, потерпевшего крушение в 1636 году во время ужасного шторма.

И самое судно, и все находившиеся на нем, погибли. От корабля остался лишь носовая часть с изображением Мадонны. Ее, выброшенную на берег волнами, нашли жители района Пре и поместили на один из складов.

Вспомнить о забытой находке помог случай, когда девушка, что жила со своей семьей над складом, выглянув в окно, потеряла равновесие и выпала наружу. Все, кто это видел, были уверены, что она разбилась насмерть. Но произошло чудо. Через несколько минут она сама, совершенно невредимая, встала на ноги.

И все решили, что ее спасла статуя, которую назвали «Мадонной делла Фортуна» и поместили в церковное здание.

Подходим к Королевскому дворцу  (Рalazzo Stefano Balbi) (Via Balbi, 10)

Строительство дворца осуществлялось в период 1618-1620 годов по проекту Пьера Франческо Кантоне. Второй этап строительства под руководством архитекторов Пьера Франческо Кантоне и Мишеля Мончино пришелся на 1643- 1655 годы.

В 1677 г. строение перешло в собственность членов семьи Дураццо, которые увеличили его, одновременно соединив дворец с соседним зданием (1685-1694).

В этом варианте внушительное строение выглядело как римский дворец, оформленный в современном стиле барокко.

В 1705 году новые преобразования связаны с именем Карло Фонтана, швейцарского архитектора, который по-новому оформил портал, прихожую и лестницы, разбил перед дворцом двор.

В 1824 году дворец стал собственностью Савойской династии и выполнял функции королевской резиденции в Генуе, в которой сто лет жили короли и принцы. Отсюда его сегодняшнее название – Королевский Дворец.

С 1919 года дворец является государственной собственностью. Здесь находятся офисы Отдела по охране культурного достояния Лигурии и Галерея Королевского Дворца.

На втором этаже — музей. В нем комнаты обставленных мебелью семейства Дураццо (XVIII век) и членов Савойской династии (ХIX век).

Представляют интерес Зеркальная Галерея, украшенный фресками Зал Валерио Кастелло, Галерея Капеллы, Тронный Зал, Зал Приемов, Танцевальный Зал.

Среди ценных полотен выделяются две картины Ван Дейка. «Портрет дамы» и «Распятие»

Следующий пункт назначения – площадь Принсипи (Piazza Principe), с железнодорожной станцией Генуя.

Получила свое название от прилегающей площади, названной именем принца, так как была расположена рядом с дворцом последнего.

Станция начала функционировать в 1854 году. А вот здание, спроектированное архитектором Александром Маццукетти, было завершено лишь в 1860-м.

Его фасад богато украшен лепниной, алегорическими фигурами.

В первоначальном варианте строение имело однопролетную стальную кровлю, покрывающую платформы и здание для пассажиров.

В 1900 году увеличение железнодорожных перевозок привело к расширению станции по проекту инженера Джакомо Радини Тедески

И, наконец, заключительный объект нашей прогулки — замок Альбертис Castello d’Albertis (Corso Dogali, 18) 

Историческая резиденция, возвышающаяся на вершине одного из главных холмов центра города — Монте Галлетто, было построено в 1892 году для морского капитана Энрико Альберто д’Альбертиса, исследователя, любителя приключений, ценителя искусства, щедрого филантропа. В 1932 году, после его смерти, замок был пожертвован городу Генуе.

Интереснейшее эклектическое строение, в котором смешались разные стили. Если башня явно соответствует испанским мотивам, то окна и балконы ближе к средневековой архитектуре. Интерьеры замка с  фресками и лепниной, — типично генуэзский стиль.

В настоящее время в нем находится Музей культуры, открытый в 2004 году.

 Здесь представлены экспонаты, которые капитан привозил из дальних странствий. Оружие со всех уголков земного шара; богатейшая библиотека, содержащая книги географической и антропологической тематики, посвященные жизни Христофора Колумба, искусству и истории судоходства.

Изобилие предметов, привезенных из Африки и Америки, образцы предметов самых разных культур, еще при жизни хозяина превратили жилое помещение в кунсткамеру.

Все. Прогулка по Генуе окончена. Возвращаемся в порт, делая по дороге последние фотозарисовки.

Использованный материал

Piazza della Vittoria (Genova) — Wikipedia

Chiesa della Consolazione (Genova) — Wikipedia

Via XX Settembre (Genova) — Wikiquote

The History | Hotel Bristol Palace — 4 stars Hotel

Teatro Carlo Felice — Wikipedia

Palazzo della Borsa (Genova) — Wikipedia 

Porta Soprana – Wikipedia 

Palazzo Agostino Spinola — Wikipedia

Palazzo Doria De Ferrari Galliera, piazza De Ferrari, 3 | Visitgenoa.it 

Christopher Columbus House — Wikipedia 

Chiesa del Gesù e dei Santi Ambrogio e Andrea — Wikipedia

l monumento a Giuseppe Mazzini | Dear Miss Fletcher

Storia di Genova: piazza Fontane Marose — Era Superba

Palazzo Giacomo Spinola — Wikipedia 

Palazzo Paolo Battista e Niccolò Interiano — Wikipedia

Basilica della Santissima Annunziata del Vastato — Wikipedia

Genova Piazza Principe railway station — Wikipedia Spianata dell’Acquasola | Visitgenoa.it

Palazzo Ducale (Genova) — Wikipedia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: