Тренчин

Тренчин

Этот город, один из трех старейших в Западной Словакии, благодаря своему географическому и стратегическому положению в долине реки Вах, всегда был одним из важнейших в этом регионе.

Как и многие другие города, он имеет древнюю историю, ибо люди жили здесь уже в каменном веке, что подтверждается рядом археологических находок.

Документально же Тренчин впервые упоминается как жилой пункт с  греческим названием Лейкаристос (белый) на карте мира Птолемея (около 150 г. н.э.)

Как это случалось неоднократно, после греков здесь появились римляне. Их присутствие отмечено надписью, выбитой в 179 году на отвесном склоне горы.

«Victoriae Augustorum exercitus, qui Laugaricione sit, (ites) l (egiones) II DCCCLV. (Maximi) anus leg (atus leg) ionis II Ad (iutricis) cur (avit) f (aciendum)» (Совершено 855 легионерами победоносной армии Августа, находящимися в Лаугарисио. Совершено под наблюдением Максима Легата из II легиона)

Таким образом была зафиксирована победа императора Марка Аврелия и его сына Коммода над германским племенем квадов в последней из маркоманских войн. И долгое время это место, упоминаемое как Лаугарисио, считалось самой северной точкой присутствия римлян в Центральной Европе.

Сию надпись можно увидеть из окна шикарного отеля Элизабет .А ее перевод в реконструированном виде, на итальянском и немецком, — на доске укрепленной поблизости на стене отеля.

Есть мнение, что Тренчин — одно из предполагаемых мест нахождения Вогастисбурга, столицы раннесредневекового словянского  государства Само (VII век), что находилось на берегу протекавшей здесь реке Ваг, которая впоследствии ушла, изменив своё русло, что здесь состоялась решающая битва между славянами и франками в 631 году.

Что касается первых письменных упоминаний непосредственно о Тренчине, то они относятся к Средневековью (1111 г.). Название произошло от слова  «trenka», переводимое как «терновник»

Главной достопримечательностью города является возвышающийся на скале Тренчинский замок, что был построен на месте старого городища.

Типичное средневековое укрепленное сооружение на стратегически выбранной точке начало возводиться в XI веке, во время Великой Моравской эпохи, когда регион находился под контролем короля Польши Болеслава Храброго I. Именно тогда появились первые строения — жилая башня и ротонда.

В 1263 году Тренчин перешел во владение королевского оруженосца Якаба Чеснеки, но в 1302 году Венцеслав I отобрал его из-за того, что Чеснеки поддерживал его соперника короля Карла Роберта, и подарил Матушу III Чаку, легендарному  «повелителю реки Вах и Татр», под властью которого фактически находилась вся территория современной Словакии.

Когда в 1321 году хозяин умер, не оставив наследников, замок вернулся короне. И тогда расположенный у подножья горы город получил ряд привилегий. В частности, освобождение от уплаты налогов. А в 1412 году, с легкой руки короля Сигизмунда, стал вольным королевским городом.   

В 1527 году армия Фердинанда I Габсбурга вторглась в Венгрию, и, разбив войска Яноша Запольяи, захватила Тренчин. В 1594 году хозяевами замка стали члены семьи Илешгази, владевшие им почти два столетия.

Замок Тренчин с самого начала был мощной и неприступной  крепостью, которую с конца XV-го по начало XVIII-го веков постоянно укрепляли бастионами, потому что его неоднократно осаждали и обстреливали, нанося значительный ущерб. Много раз поджигали

Только он никогда он не был взят штурмом. Лишь два раза сдан на почетных условиях, когда защитники смогли покинуть цитадель с оружием в руках.

В XVIII веке, когда здесь жил последний владелец Стефан II, его отец Йохан Баптист, будучи самым богатым дворянином в округе, планировал перестроить замок в стиле барокко, но этому помешал случившийся в 1790 году разрушительный пожар.

Простоявшие долгие годы никому не нужные руины, в 1835 году за бесценок приобрел венский банкир Георг Сина, который вскоре умер, а его дочь, Ифигения де Аркур, в 1905 году передала замок городу.

В 1955 году началась реконструкция, которая продолжается по сей день. Тем не менее, в середине ХХ века исторический памятник был открыт для публики.

Комплекс тренченского замка располагается на горных террасах в нескольких уровнях.

Самым древним сооружением здесь считаются остатки ротонды, датируемой примерно IX-X веками, которую историки считают старейшим архитектурным сооружением  из камня.

От нее сохранились лишь фундаменты четырех абсид, которые обнесли наружными стенами, разместив внутри артефакты, найденные во время раскопок.

Вторым по старшинству объектом Тренчьянского града является Матусова Башня, построенная в конце XI века.

Башня высотой в 39 метров, толщиной стен в нижней части 3,5 метра, а в верхней — около 2 метров, имела большое стратегическое значение, так как отсюда прекрасно просматривались окрестности.

Типичный донжон изначально построеный в романском стиле, около 1270 года был перестроен в готическом варианте. Углы укрепили рустированием  —  специальной, исключительно прочной кладкой.   

На последнем этаже, где жил Матеуш Чак, сегодня оборудован посвященный ему небольшой выставочный зал.

Согласно легенде, этот человек, облаченный в парадное одеяние, украшенное драгоценными камнями вместе положенным рядом боевым мечом, был похоронен именно в башне. Только его гробницу до сих пор никто не смог найти .

Башня, служившая оплотом ее обитателям, имела целый ряд интересных деталей. Так, вход в нее находился на втором этаже, куда можно было попасть по приставной лестнице, которая в момент опасности подтягивалась кверху. На первом же располагались склады, в которые вел тайный ход через подземелье.

Вплотную к стенам прилегали узкие винтовые лестницы со ступеньками, на которых мог поместиться лишь один человек. Располагались же они таким образом, что, поднимаясь на следующий этаж, непременно надо было обойти все здание. 

Заканчивалась башня шестым этажом без крыши, со стенами заканчивающимися оборонительными зубцами.

При реставрации башню надстроили, подняв на 12 метров, переоборудовали под смотровую площадку.

Рядом с башней, во второй половине XIV века, вырос дворец короля Людовита Великого из Анжуйской династии.

Он состоит из двух зданий: 3-х и 4-х этажного. Изначально готический, был перестроен в ренессансном стиле. Сегодня здесь музей, где представлены образцы древнего оружия, шлемы и доспехи, образцы мебели…

Интересная деталь. Именно здесь, согласно хроникам, состоялась историческая встреча Людовита с императором Священной Римской империи Карлом IV, при которой состоялся обмен подарками. Чешский дар хранится в тренчинской Приходской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, а словацкий — в пражском соборе св. Вита.

Следующим  появился дворец Барбары, который построил для своей второй жены Сигизмунд I Люксембургский в 1430-м году.

Он находится там, где стоял старый дворец времен Матеуша III, от которого сохранилась лишь наружная стена, к которой и было пристроено все остальное. Со временем обычные потолки превратили в готические.

Во дворце имелся тайной вход с подъемной дверью, откуда по узкому тоннелю можно было попасть в подвальные помещения. В XVI  веке с северной стороны был пристроен большой рыцарский зал.

Именно здесь шла светская жизнь. Устраивались балы, давались представления. В настоящее время зал служит для провидения выставок и свадеб.

Дворец Запольского (начало XVI века ) является последним дворцом, построенным на замковой территории для одной из богатейших семей Венгерского королевства.

С появлением здесь Штефана Запольского замок превратился в богатую резиденцию. В «трехглавом» трехэтажном строении на первом этаже располагались каретные сараи, а выше – жилые помещения, бальный зал, картинная галерея.

Сегодня здесь музей, где можно увидеть интересные образцы инкрустированной мебели. А начиная с 1994 года, экспонируются художественные полотна, размещенные на двух этажах.

Как у всякого уважающего себя замка, у Тренчинского тоже имеется своя легенда. Она связана с находящемся в нижнем замковом дворе колодцем глубиной  80 м.

Согласно преданию, история его появления связана с военным походом одного из владельцев замка против турков. Одержав победу, он привез из военного похода множество трофеев и пленников. Среди последних была красивая девушка по имени Фатима, ставшая подарком хозяйке замка.

Но вскоре в ворота крепости постучался гость. Это был Омар, жених Фатимы. Сын богатого турецкого паши, прибыл сюда в сопровождении свиты с предложением обменять всех пленных христиан, томящихся в турецком плену, на соплеменников. На это владелец замка ответил, что согласен отпустить всех кроме Фатимы. Впрочем, добавил он «я освобожу и ее, если ты вырубишь в скале, на которой возвышается замок, колодец и наполнишь его водой»

Молодой человек согласился и принялся за работу. Поначалу ему помогали спутники, но, сочтя затею бессмысленной, вернулись домой. Омар же продолжал и продолжал долбить скалу…

Лишь к концу третьего года ему удалось дойти до подземных вод. И тогда, зачерпнув золотой кружкой мутную жидкость, он принес ее хозяину замка и вручил со словами: «Вот вода. А Ваше сердце крепче, чем скала.» Ничего не оставалось, как сдержать слово и отпустить  пленницу.

Теперь замок, обеспечив себя водой, стал неприступной крепостью, способной выдерживать длительную неприятельскую осаду.

Впрочем, как говорилось выше, это легенда, не имеющая исторической базы. На самом деле колодец рыли солдаты из гарнизона, охранявшего замок в течение 42 лет. Там, действительно, некогда находилась родниковая вода, а сейчас лишь дождевая, наполняющая его наполовину.

В ареал замка входит и Дьявольская башня, что была построена в XV веке по указу Сигизмунда Люксембургского на краю скалы. В ней имелась подземная темница, называемая «голодоморней», куда узников спускали через крохотное отверстие в полу первого этажа размером 45х45 см.

На Марианской горе, ниже крепости, сверху вниз бегут узенькие мощенные улочки

На них тоже немало интересного. Так, поднимаясь вверх по Матушовой улице, можно увидеть единственный, сохранившийся в Тренчине со времен Средневековья мещанский дом, что был построен в начале XVII века. Здесь жил местный палач.

В изначально готическом строении, которое впоследствии приобрело ренессансный вид, на каждом этаже размещается по две комнаты, а над верхним — крытая деревянная галерея. Здесь были жилые помещения, а в подвале — темница, где содержались люди, приговоренные к казни. Имелась и камера пыток.

Сегодня на нижнем уровне здания располагается тематический музей. Комнаты же Тренченский музей использует для проведения временных выставок.

В число экспонатов входят пыточные орудия, в частности те, что использовались при колесовании и дроблении костей. А также мечи, которыми рубили головы на плахе, кандалы и другие тюремные атрибуты.

Местные жители верят в то, что в этом, некогда страшном доме, по сей день обитают привидения, которые пугают тех, кто осмеливается зайти вовнутрь в темное время суток.

Другие дома не овеяны столь дурной славой. В них, в большинстве обнесенных высоким забором, живут обычные тренчане и их четвероногие стажи.

Имеются и отели

Бары, кафе, рестораны… Недалеко от дрма палача есть кафе с названием «Фатима»

Встречаются интересные детали. Например, старинные домовые фонари

Или вот такой замок

А это граффити

На горе, ниже замка, стоит Приходская церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которую называют также Фарским костелом в честь католического священника, доктора богословия Карла Фарского, придерживавшегося одновременно гуситской и  кирилло-мефодиевской традиций.

Некогда храм был частью городской стены, охранявшей дорогу к Тренчанскому замку.

Тыльная сторона Церкви Рождества Девы Марии

Построенная в 1324 году на фундаменте строения XIII века, она была реконструирована в середине XV века, а после пожара в 1528 году ее пришлось капитально восстанавливать, для чего был приглашен итальянский строитель Тобиас Себастьяно.

В 1553-1560 годах мастер возвел  новые стены нефа с тосканскими колоннами и люнетным сводом.

А потом был пожар 1886 года, и после восстановления в начале XX века храм приобрел современный облик с башней и яркими витражами.

Несмотря на небольшие размеры, церковь поражает пышным убранством. А ее главным раритетом является легендарная позолоченная готическая дароносица, которую в 1364 году подарил во время мирных переговоров королю Людовику Великому император Карл IV.

На одной из внешних стен — табло с молитвой-обращением к тренченской Божьей Матери

Рядом с церковью, в конце Фарской улицы, – крытая ренессансная лестница, построенная в 1568 году и ведущая в город. Не раз  поврежденная во время пожаров, она постоянно восстанавливалась. С левой стороны лестница ограничена аркадой, через которую попадает дневной свет.

Справа от нее – фигура коленопреклоненного Яна Непомуцкого, который опустился на облако возле ангела. Вокруг головы – непременный нимб с пятью звездочками.

Статуя была изваяна в 1732 году по заказу владельца Тренченского града и казначея императора Йохана Галвела и его супруги, чьи гербы видны на постаменте. (Об этом святом можно прочитать в статье Карлов мост)

Неподалеку отсюда, на улице Матуса, стоит Приходское управление.

На стене, в нише, — фигура св. Христофора с младенцем Христом на руках

А также барельеф, посвященный Людовиту Стареку (XIX век), что с 1855 года занимал посты директора гимназии и титульного аббата в Тренчине. Увлекался историей, создал труд посвященный культурным ценностям и истории Тренчина. В1852 году заново открыл римскую надпись на скале. С его именем связано создание уездной больницы в Тренчине и создание лесопарка Брезин на голых холмах вокруг замка.

Сбоку, около лесенки, скульптурное изображение Пьеты

Познакомившись с Марианской горой, отправимся на прогулку по центру города, выбрав исходной точкой отель «Elizabeth», что расположен у подножия холма на Штефаниковой улице.

Одно из самых красивых зданий Тренчина было построено бароном Армином Поппером в 1901 году. Элегантный образец стиля псевдобарокко с элементами модерна получил название «Alžbet Szalo» в честь супруги императора Франца Иосифа, прекрасной Элизабеты изветстной также как Сиси.

Первые гости переступили порог отеля в Новогоднюю ночь 1 января 1902 года, и он в одночасье стал центром социальной и культурной жизни города.

Когда 18 лет спустя его купил банк «Таtra», то дал свое имя. Но в 2012 году отелю вернули историческое название.

Удивительно красивые интерьеры с картинами, хрустальными люстрами, напольными вазами…

Сюда, как правило, заходят для того, чтобы увидеть римскую надпись на скале, о которой говорилось выше. Чтобы увидеть ее, надо подняться на террасу Марка Аврелия.

Ее обнаружил в 1852 году Людовит Старек, с которым мы уже познакомились бродя по улочкам Марианской горы. Ему здесь посвящена мемориальная доска.

НЬадо сказать, что поначалу ученые отнеслись к его сообщения скептически. Сомнения рассеялись в конце ХХ  века, когда в Африке было обнаружено надгробие легионера Марка Валерия Максимиануса, на котором перечислялись его победы, в том числе и битва при Лаугарицио.

На террасе Марка Аврелия, «охраняя ее», стоит легионер.  

Имеется в отеле и древнеримская мраморная Венера.

Отсюда направляемся на площадь Мира, где стоят дома построенные в большинстве на фундаментах средневековых зданий в XIX веке.

В них жили дворяне и богатые купцы, ибо площадь охранялась  крепостными стенами, в которые вписывались городские ворота, что появилась в начале XV века, и сегодня являются городским раритетом.

Над полукруглой аркой —  готическая башня. Изначально двухэтажная, после реконструкции в первой четверти XVII, придавшей ей ренессансный облик, башня » приобрела» несколько этажей восьмиугольной формы, где на самом последнем были установлены часы XVI века. После этого высота сооружения стала достигать 32 метров.

В 1857 году были ликвидированы фортификационные сооружения, примыкающие к башне. А в 1934 году древний хронометр заменили электрическими часами, которые можно увидеть и сегодня.  Раритетный же механизм стал экспонатом музея Дома Палача.

На воротах сохранилась старинная надпись на латыни «NISI DOMINUS CUSTODIERIT CIVITATEM, FRUSTRA VIGILAT, QUI CUSTODIT EAM».  В переводе она выглядит так: «Если Господь не защитит город, напрасно бдит тот, кто его охраняет».

Тем, кто поднимется наверх по винтовой лестнице или на лифте со стороны улицы Сладковичевой, откроется интересная панорама на город и замковые строения.

Слева от ворот находится ратуша. Это строение появилось в 30-х годах прошлого века.

Надо сказать, что в Тренчине долгое время муниципалитета не было. Члены городского управления все вопросы решали в собственных домах, что было крайне неудобно. А потому в 1663 году городским  магистратом был  куплен у семьи Ширени дом, который был преобразован под ратушу.

После городского пожара 1708 года, подобно другим домам в Тренчине, ратуша была разрушена. В 1728 году ее восстановили, а столетие спустя перестроили.  В 1872 году присоединили стоявший рядом жилой дом, превратившийся в административное здание.

Когда в 1934 году было обнаружено, что строение находится в критическом состоянии, сочли целесообразным его снести, и архитектор В. Шебор построил новый дом.

Во второй половине XX века ратуша подверглась небольшой реконструкции. В 2004 году к ней пристроили небольшое помещение, где сейчас располагается клиентский центр.

Справа от башни — дома с кафе и магазинами

На площадь Мира выходит фасад городского дворца XVII века, принадлежавший аристократическому семейству Илешгази, что владело  замком на протяжении многих лет.

Когда строение перешло в ведение Тренчанской жупы (округа), власти перестроили его в позднебарочном стиле. Появился еще один  этаж, была установлена лестница, поддерживаемая тосканскими колоннами, обновлен фасад. В первозданном виде сохранилась лишь часть внутреннего двора с аркадами.

В здании с красивым фасадом и гербом над входом сегодня находится городской  музей, располагающий интересными фондами. Это археологические находки (7123 экспоната), коллекции нумизматики (34872 экспоната), фалеристики, мебели, предметов интерьера, оружия и художественного ремесла и многое другое. К наиболее ценным собраниям музея относится коллекция картин рода Илешгази.

До музея в этом здании располагалось Естествоведческое краевое общество Тренчьянского края, основанное в 1877 году доктором Каролом Бранчиком, которое в 1912 году объединилось с музеем.

В самом центре площади стоит Чумная колонна одна из тех, что возводились в Словакии, Чехии, Польше и других европейских странах, народ которых косила средневековая чума.

Эту, посвященную Святой Троице, поставил в 1712 году граф Николай Илешгази в благодарность за прекращение эпидемии, вспыхнувшей в Тренчине летом 1710 года и унесшей около 1600 жизней. Впрочем, колонна не спасла город от напасти в 1715 году. Правда, тогда в Тренчине ушло из жизни меньше народа — 222 человека.

По заказу графа столп изготовили венские мастера, что работали в Тренчине на реконструкции иезуитской церкви разрушенной в 1708 году пожаром.

На каждой из четырех сторон постамента барочного сооружения выбиты надписи. На передней части, под гербом Илешгази, написано: «Важнейший и благороднейший пан жупан ( титул главы города в то время  в Словакии), славный господин Микулаш Илешгази, надлежащий наследник семейного дела в Столице тренчанской и Столице липтовской, верховный советник императорского и королевского магистрата и главный канцлер Венгерского королевства».

На северной стороне: «Слава Богу-Отцу, оживляющему земной мир».

На восточной стороне: «Слава Богу Отцу, который кровью привел мир к спасению».

На южной стороне: «Слава Святому Духу, даровавшего земле дары чистой любви».

В западной части площади стоит Римско-католический костел Франциска Ксаверия.

Изначально это была барочная церковь с прилегающим к ней монастырем, что принадлежала иезуитам, которых Габсбурги пригласили в Тренчин, бывший преимущественно лютеранским городом, для обращения его жителей в католицизм.

Строительство однонефного ране-барочного строения, которое  возводили итальянцы Пьетро и Готард Спаццовци по образцу  римской церкви Иль-Джезу (1568-1677, архитектор Джакомо да Виньола), ставшей архитектурным каноном иезуитских церквей Центральной Европы, было закончено в 1657 году.

Это связано с тем, что сей  храм стал первым на территории Словакии посвященным св. Франциску Ксаверию, почитание которого было распространено в Риме.

В результате сильного пожара, случившегося  в начале XVIII века, погибла внутренняя отделка церкви и монастыря. Для реставрации  был приглашен из Италии иезуитский монах — художник Андреа Поццо. Из-за его  внезапной  смерти в 1712 году  работу сделал тирольский иезуит Кристоф Тауш.

С 1776 года храмом святого Франциска Ксаверия распоряжаются пиаристы, которые прибыли в Словакию в 1642 году. Это представители католитического монашеского ордена, которые помимо трёх традиционных монашеских обетов дают обет «бескорыстной заботы об образовании и воспитании детей и молодёжи». А потому с их появлшением развилась целая сеть так называемых «Благочестивых школ»,

Храм св. Франциска Ксаверия — самый красивый сакральный барочный памятник в Словакии. Он удивительно хорош своим интерьером с разноцветной мраморной отделкой, позолотой, лепниной, фресками, скульптурой, резной мебелью….

Исповедальня

Большинство фресок (особенно на потолке нефа) посвящено сценами  из жизни почитаемого иезуитами  св Франсиска Ксаверия, покровителя города Тренчин.

На картине над пресвитерией изображен святой, которого ангелы несут к св. Троице, А над хорами – он благословляет прихожан с облаков, находясь в обществе ангелов.

А главная монументальная алтарная картина изображает св. Фрэнциска Ксавьера как крестителя.

Скульптурное убранство алтарей в боковых часовнях выполнено Б. Баумгартнером в 1723 — 1735 годах.

Особый интерес представляет роспись купола нефа, выполненного в так называемой манере trompe-l’œil (обман зрения) или просто обманка, особого технического приёма в искусстве, создающего оптическую иллюзию, благодаря которой предметы, изображенные на плоскости, выглядят нарисованными в трёхмерном пространстве.  (см. Жильбер Куден и его обманки)_

Из других домов на площади Мира мне приметилось вот такое здание магазина натуральных продуктов

А еще кафе «Дубай», где подают очень вкусный кофе с пирожными.

С  площадью Мира соседствует Штурова площадь, названная так в честь выдающегося словацкого филолога и создателя литературного словацкого языка.

Она была сформирована на месте пустыря, прилегавшего к городским стенам, после их разрушения в середине XIX века.

Изначально стоявшие здесь торговые лавки и мастерские  ремесленников заменили дома состоятельных граждан с легкой руки главы города Франтишека Гиршика, который в 1856 году на углу улицы Ваянского построил дом с башенками, где в 1945 году разместилась известная гостиница «У Шишака».

Эта площадь не раз меняла свое имя. Изначально называлась Зерновым рынком, так как там проводились ярмарки, на которых шла бойкая торговля зерном и скотом. Потом, в конце XIX столетия, ей присвоили имя знаменитой аристократической семьи Илешгази. И только в 1919 году, после создания Чехословацкой республики, это место получила нынешнее название.

Изюминка площади — необычный фонтан с фигурой Водяного по имени Валентин (скульптор Игорь Мосный, 1998 г), который, вылезая из колодца, льет воду изо рта.

За его спиной отверстие затянуто рыбацкой сетью, в которую попалась рыбка. А перед ним, прямо из земли, бьют струи фонтанчиков. 

Вокруг площади – магазинчики и кафе. Среди домов особенно красив розовый дом с белой лепниной в стиле модерн, который у меня, почему-то, вызвал ассоциации с кремовым клубничным тортом.

Самым же значимым зданием на этой площади является местная синагога, считающаяся одной из самых красивых в Словакии.

Здание, возведенное в восточно-византийском стиле на месте старого деревянного строения 1781 года, появилось в 1913 году. Его спроектировал уроженец Тренчина, берлинский архитектор Рихард Шейбнер.

Строение на квадратной основе имеет стандартные архитектурные особенности, характерные для синагог того времени.

Центральная часть фасада, увенчанного массивным куполом, украшена полукруглой аркой с окнами. Завершает конструкцию рифленый фронтон.  Справа и слева – двери. А над ними – фигурные углубления с псевдо-балконами. По бокам – невысокие башенки под небольшими куполами.

В оформлении встречаются характерные для начала ХХ века элементы модерна. Именно в этом стиле выполнены решетки,  перила, оконные рамы, декоративные элементы.

Во время Первой Чехословацкой Республики местная иудейская община насчитывала две тысячи прихожан, число которых постепенно росло. Так продолжалось до Второй Мировой войны, когда по приказу Гитлера началось массовое уничтожение евреев.

В 1941 году на волне ненависти и антисемитизма члены нацистской организации Тренчина осквернили и повредили синагогу. Все, находившееся внутри, было уничтожено.

После войны, в 1948 году, здание было восстановлено, и, спустя три года, городские власти устроили там склад одежды. А в 1974 году, под напором общественности, была проведена капитальная реставрация синагоги.

Сегодня ее помещение используется как выставочный зал для временных выставок и, благодаря хорошей акустике, проведения концертов.

В 1990 году в задней части строении был оборудован небольшой молитвенный зал, куда могут прийти немногочисленные местные иудеи, ибо общины практически не существует. Все евреи Словакии в годы оккупации либо были истреблены, либо покинули пределы страны.

Отсюда выходим на улицу Палакио

Здесь тоже стоят интересные дома. Вот такие можно увидеть на правой стороне

Выделяется Пиаристская гимназия Я. Бранецкого, что была вновь открыта в 1990 году после 45-летнего перерыва. И сегодня в ней учится 438 учеников с первого по восьмой класс.

Гимназия носит имя отца Иосифа Бранецкого, католического священника, профессора, писателя, создавшего книгу по истории Тренчина, почетного гражданина этого города.

С ним соседствует небольшой пансион Svorad. Гостевой дом является частью заповедной зоны исторического центра города Тренчин и носит имя словацкого святого, покровителя Нитры.

Более интересны, с архитектурной точки зрения, дома на противоположной стороне

Здесь же находится Галерея Милоша Александра Базовского

Она названа в честь одного из основателей современной словацкой живописи, представителя словацкого модернизма, который провел последние годы своей жизни в Тренчине.

Галерея была основана 1 февраля 1969 года группой художников под руководством художника Ладислава Моска. В этом здании находится с 2001 года.

Коллекция состоит из 1182 единиц произведений М.А. Базовского, включающих картины маслом, гуашью, темперой, карандашом…

Имеются также произведения современых художников, и мастеров Тренчинского региона начала ХХ века.

Осмотром галереи мы и закончим прогулку по исторической части Тренчина с Татьяной Прядковой

Июль, 2019

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: