Фрайбург. Обласканный солнцем

Удивительный город Фрайбург. Город-радость, город-праздник, который не случайно называют «жизнерадостной столицей Шварцвальда».

Это экологическая столица Германии, в чем немаловажная заслуга его бургомистра, представителя партии зеленых, имеющего немало наград в сфере охраны окружающей среды, в частности в области полезного использования солнечной энергии. Ведь Фрайбург —  самый солнечный в Германии, чему способствует его местоположение между отрогами горного массива Шварцвальд и долиной верхнего Рейна. С севера к нему подходят покрытые елями горы, а с юга – холмы, на которых растут виноградные лозы.

Четвёртый по величине в земле Баден-Вюртенберг, город начинался в 1091 году с крепости, заложенной на горе, получившей название Шлоссберг (Замковой) герцогом фон Церингеном.

В 1120 году его потомки, герцоги Бертольд III и Конрад, предоставили существовавшему рядом населенному пункту право торговли и статус вольного города, о чем и говорит его название.

После смерти в 1218 году последнего представителя рода Цэрингенов, Бертольда V, не оставившего наследников, Фрайбург перешел к его племяннику, что взял себе имя графа Фрайбургского.

Только правление этой династии оказалось несчастливым. После почти столетнего противостояния между правителями и горожанами бюргеры, разбогатевшие за счет наличия округе серебряных рудников, сумели откупиться огромной по тем временам суммой денег, составлявшей в 15.000 марок серебром, и в 1368 году добровольно вошли как протекторат в империю Габсбургов, под чьим покровительством и находились до начала XIX века.

Несмотря на миролюбивый характер, Фрайбург не раз втягивался в межгосударственные конфликты. Не желая того, становился участником войн, менял территориальную принадлежность, становясь то французским, то австрийским. В 1805 году сюда вошли войска Наполеона, и город стал частью Великого герцогства Баден.

Два раза за свою историю он сильно пострадал. Первый раз в XVII веке, во время Тридцатилетней войны, когда множество жителей было убито, а дома разрушены войсками французского короля Людовика XIV.  Правда, волей того же монарха вскоре все было восстановлено его лучшим архитектором, военным инженером Себастьеном Ле Претром де Вобаном.

Во второй раз это произошло во время Второй Мировой войны. В 1940 году  на него, по ошибке, сбросили бомбы сами немцы, а в 1944 бомбардировка ВВС Великобритании превратила центр в руины. Но жителям города удалось восстановить былую красоту и своеобразие этой истинной жемчужины Шварцвальда.

Особый интерес представляет историческая часть Фрайбурга – Альтштат, то есть Старый город.

Площади с фонтанами… Узкие, мощенные булыжником средневековыми улочки..  Дома, украшенные росписью, лепниной, скульптурой, ажурными коваными балкончиками и старинными вывесками… Все это придает городу особый шарм.

Осмотр Фрайбурга начнем с Ратушной площади (Ратхаузплатц), где стоят сразу две ратуши, соединенные между собой аркой, — Старая и Новая. Их история началась в 1559 году, когда на землях, выкупленных у стоящего напротив францисканского монастыря, городские власти снесли старые дома и возвели трехэтажное здание в стиле поздней готики с высоким ступенчатым фронтоном (архитектор Дитрих Ниб, мастер-каменщик Бартлин Ресс).

А в XVII веке художник Галенус Энтрингер украсил фасад сценами исторических событий Фрайбурга. В 1881 году их переделал Фриц Гайгес, заменив прежние фрески богатым орнаментом, гербами и портретами.

Строение, сильно пострадавшее от бомбардировок и пожара в 1944 году, было восстановлено в упрощенном варианте. При этом сохранился двуглавый орел —  символ Священной римской империи, а также гербы Венгрии, Чехии, Австрии, Кастилии — стран, входивших в состав некогда могущественного объединения.

Это Старая ратуша, в здании которой с 1578 до 1744 год располагался главный корпус Фрайбургского университета, о чем свидетельствует вывеска на стене старого портала во внутреннем дворике.

А рядом — здание Новой ратуши. И трудно поверить в то, это оно по возрасту старше. Красивый дом с двумя боковыми крыльями в стиле Ренессанс, построенный в 1539 году, сначала был частной собственностью. Затем, на протяжении многих лет, в нем размещалась администрация фрайбургского университета. Но в 1896 году городские власти выкупили строение. В  1901 году реконструировали. И с тех пор ежедневно с башенки достроенного среднего крыла (того, где находятся часы) в полдень, разливается звон колоколов.

Интересное окно

Перед Новой Ратушей на каменной мостовой по кругу выложены мозаичные гербы девяти городов-побратимов Фрайбурга. Безансона (Франция), Инсбрука (Австрия), Падуи (Италия), Гилфорда (Великобритания), Мэдисона (США), Мацуямы (Япония), Львова (Украина), Гранады (Испания), Исфахана (Иран).

Подобные мозаичные рисунки (чаще всего встречаются ремесленные символы и гербы) можно увидеть на площадях и тротуарах и в других частях города.

Это – особенность, изюминка Фрайбурга, появившаяся в его исторической части в 70-х годах прошлого века.

Во время реконструкции улиц с них убрали асфальт и бетонные бордюры, а тротуары вымостили природным камнем — красноватым кварцитом, гранитом и галькой с берегов Рейна.

Другой фишкой этого места являются ручейки-бэхле, что текут вдоль тротуаров. Желоба, по которым струится вода, тоже вымощены природными камнями, которые хорошо просматриваются в чистой прозрачной воде.

Это часть старинной дренажной системы, возникшей еще во времена образования города и снабжавшей жителей  для бытовых нужд водой, собирающейся во время дождей или таяния снега.

В жаркий день здесь нередко увидишь играющих детей. А для взрослых существуют особые приметы. Считается, что турист, нечаянно оступившийся и попавший ногой в бэхле, обязательно вернется в это место  Если же это произойдет с девушкой, жительнмцей города, то она непременно выйдет замуж за фрайбуржца.

Но вернемся на Ратушную площадь, земли которой некогда принадлежали францисканцам, а потому площадь называлась Францисканской.

Напротив, ратуши и сегодня стоит восстановленное из руин исключительно красивое здание монастыря св. Мартина, принадлежавшего этому ордену.

Монастырь знаменит тем, что в нем жил монах Бертольд Шварц (многим это имя знакомо по общежитию его имени, в которое судьба привела Остапа и Кису — героев «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова). А если серьезно, то, считается, что именно он изобрел европейский вариант пороха.

Сейчас этот человек обозревает округу с высоты фонтанного постамента, стоящего в центре площади, барельефы которого рассказывают об эпизодах его жизни.

Обойдем монастырь по улице Францисканерштрассе и выйдем к следующей достопримечательности со странным названием «Дом у Кита» («Хауз цум Вальфиш»). Откуда оно — затрудняются объяснить даже местные историки. Они просто ссылаются на тот факт, что именно так оно фиксировалось в юридических документах, начиная с 1515 года.

Впрочем, это не дом как таковой, а целый комплекс зданий, соединенных стеной с арочными воротами. Фасад главного строения, выходящий на Францисканерштрассе, выполнен в стиле неоготики.

Мы выдим изящную  арку. Над ней – гербы города, роскошный крытый балкон – эркер.  Имеются и горгульи – небольшие каменные изваяния, которыми оканчиваются стоководы.

Мемориальная доска на стене с правой стороны от входа, говорит о том, что в этом доме (период 1529 г – 1535 г). жил выдающийся гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский, что прибыл сюда из Базеля, спасаясь от преследования кальвинистов.

Одно из зданий комплекса принадлежит Сберегательному банку. Можно не заходить вовнутрь. Достаточно обратить внимание на ажурные ворота.

А также на  фигурные решетки на окнах.

А еще здесь имеется вмонтированный в стену своеобразный фонтан —  чугунная обезьяна темно-коричневого цвета.

Наполовину высунувшись из розового домика, она грызет желтое яблоко (1905 г). Как объяснил гид, эта композиция наглядно говорит о том, что надо вовремя платить долги, иначе все, что имеется, вытечет как вода.

Напротив комплекса стоит интересный фонтан, изображающий женщину, окруженню ребятишками с коромыслом через плечо.

Далее держим путь в сторону оживленной Кайзер-Йозеф-штрассе, центральной торговой улицы со множеством магазинов.

В конце нее видны ворота Мартина и расположенный напротив Базельский двор — Базлер Хоф.

Красивое здание в стиле поздней готики (конец XV в) в 1587-1667 годах стало резиденцией ссыльного капитула, покинувшего протестантский Базель. Поэтому его фасад украшают фигуры трех покровителей Базеля: императора Генриха II, Девы Марии и легендарного епископа Панталуса. В настоящее время является резиденцией администрации города.

Рядом с ним – вмурованные в мостовые латунные пластинки, встречающиеся как в Германии, так и других странах Европы. Согласно проекту «Stolperstein» более 40.000 камней с именами евреев проживавших в тех местах и уничтоженных нацистами, должны быть увековеченны как жертвы Холокоста. И первым в этом проекте, стартовавшем 11 лет тому назад, стал Фрайбург.

Интересен еще один памятник погибшим евреям. Это чугунный пиджак, «брошенный» на гранитную ограду моста Вивилибрюке (нем.Wiwilíbrücke) неподалеку от Концертного зала.

Кстати, с этого моста прекрасно смотрится поистине сказочная Церковь Святого Сердца, что была возведена в конце XIX века. Интересны ее башни, выкрашенные в коричневый цвет, что  переходят в ярко-зелёные оконечности, увенчанные золотыми шпилями. На одном из них — крест, а на другом – золотой петушок.

Но возвращаемся к Базельскому дому, от которого рукой подать до Соборной площади (Мюнстерплатц), где стоит чудом уцелевший во время Второй мировой войны Мюнстер — Собор Богоматери из розового песчаника.

Как и другие, подобные сооружения, он строился не одно столетие (1120-1513 гг.), а потому представляет собой интересный образец сочетания романского, ренессансного и готического стилей, где последний доминирует в неповторимом германском варианте.

Именно готическая часть представляет особый интерес тем, что представлена в динамике. От ранней до зрелой.

Над собором возвышается башня высотой 116 метров. Сливаясь с фасадом, она пронзает небо ажурным шпилем и, по мнению специалистов, считается «самым высоким и ясным откровением готической мысли».

В башне размещено 19 колоколов, самый древний из которых датирован 1258 годом. А еще ее украшает картина с изображением Георгия Победоносца, покровителя Фрайбурга, нарисованная в 1903 году художником Гайгесом.

Осмотрев башню, перейдем к основному строению, где фрагменты романского стиля представлены остатками фундамента первой постройки и выступающим из северной стены массивным поперечным нефом позднероманского периода в самой старой части здания.

Обратите внимание на нервюрные готические своды интерьера

Что касается Ренессанса, то его элементы удивительным образом дополнили и украсили здание ажурной резьбой по камню, изваяниями святых покровителей, апостолов, химер и фантастических животных. Особенно хорош западный портал со сценой Страшного Суда.

По бокам — фигуры апостолов, святых, еваенгелистов.

В кафедральном соборе, ибо Мюнстер был удостоен этого статуса в 1827 году с появлением во Фрайбурге епископства, все продуманно и полно глубокого смысла.

Так, число и капелл, и колонн, украшенных фигурами Апостолов, по двенадцать, соответственно числу учеников Иисуса Христа.

Среди капелл особого внимания заслуживает Университетская (вторая справа), где имеется алтарь со сценой Поклонения младенцу Христу работы знаменитого Ганса Гольбейна Младшего.

Главным же сокровищем собора считается настоящий шедевр Северного Возрождения — алтарь работы Ганса Бальдунга Грина (1516 г). На его боковых створках изображены сцены из жизни Богоматери, а в центре —  композиция «Коронация Девы Марии»

На обратной стороне алтаря – исключительно сильное по эмоциональному воздействию «Распятие», где художник не забыл и самого себя, изобразив молодого человека в красном берете, стоящего под крестом в правой части картины.

Здесь имеется так же раритетная готическая скульптура Девы Марии (1300 г.) и множество других поистине бесценных произведений искусства.

Дары волхвов

Позолоченные фигуры святых

Инкрустированный орган

Окна украшают великолепные витражи с сюжетами Ветхого и Нового заветов, изображением университета, членов императорской семьи Габсбургов, покровительствовавшей городу.

Создавались они постепенно, в течение XIII – XVI веков.  Есть и витраж с необычной для храма тематикой. На нем запечатлена сцена нелегкого труда шахтеров.  Эту вставку в одно из окон подарила в 1330 году ремесленная гильдия шахтеров Шварцвальда.

Самым же ценным считается круглый медальон с изображением царя Соломона (около 1220 г). Библейский царь в правой руке держит скипетр, а в левой руке — свиток со своим именем.

Выйдя их храма,  непременно обратите внимание на горгулий, украшающих его фасад.

Обычно их располагают так, чтобы дождевая вода с крыш стекала на землю через рот. И большая часть мюнстеровских горгулий расположено именно так. Лишь одна имеет весьма неприличную позу: задняя часть ее туловища «смотрит» в окна городского совета. Так каменщики отомстили фрайбургской администрации, которая, повысив требования к их работе, не захотел увеличивать плату за работу.

В ноябре 1944 г. здание сильно пострадало от бомбардировок британский ВВС. И хотя прямого попадания не было, рухнули ризница и северный трансепт. В послевоенные годы церковь была восстановлена на пожертвования горожан.

На Мюнстерплатц имеется еще несколько интересных исторических зданий. И в первую очередь стоит назвать строение красного цвета на южной стороне площади.

Это «Кауфхаус», что был построен в XIV веке для проведения таможенных операций и торговых сделок. Не раз перестраивавшийся, он приобрел нынешний вид в 1988 году после обширной реконструкции.

Исключительно хорош фасад здания с аркадной галереей, над которой протянулся вдоль стены узкий балкончик. Между окнами — скульптурные изображения королей и императоров работы Ханса Сикста фон Штауфена (1531 г) По бокам – красивые эркеры с высокими конусными крышами, украшенные гербами габсбургских владений.

В послевоенные годы здание служило местом заседания Консультативной ассамблеи страны, а потом парламента штата Баден. В настоящее время в Императорском зале, названном так в честь Вильгельма II, который украшают изображения представителей габсбургской династии и интересные витражи, а также в Камерном зале и других помещениях проводятся концерты и другие мероприятия.

Рядом —  барочный особняк XVIII века. Его называют Хаузом цум Шенен Экк (Домом в красивом уголке), что построил для себя, по собственному проекту, известный фрайбургский архитектор, скульптор и живописец Иоганн Венцигер, поместивший на балконную решетку собственное изображение.

К северу от собора стоит Корнхауз – Зернохранилище. Это название отражает его изначальное предназначение. В XVI веке оно было превращено в танцевальный зал, а после 1770 года здесь располагался городской театр.

Строение, разбомбленное в 1944 году, было восстановлено в середине ХХ века. Сегодня здесь «уживаются» культурный французский центр, кафе-мороженое и клуб «Scheerot».

На площади, как и в старые времена, ежедневно (кроме воскресенья) раскидывает свои прилавки рынок с разноцветьем фруктов, овощей, ягод, грибов.

А на все это вот уже сколько столетий смотрит старинный готический фонтан.

Если от Соборной площади идти в сторону холма Шлоссберг, то можно попасть на симпатичную Херренштрассе. От нее отходит переулок, в котором стоят Дворец архиепископа и Семинария. Там же берет начало яркая, красочная Конвиктштрассе, которую приводят в пример как образец гармоничной застройки и удачной реставрации.

От Дома в красивом уголке отправимся по улице Херренштрассе.  Пройдя мимо красивых особняков, в которых прежде жила местная знать, выйдем к воротам Швабентор. Они были построены в 1250-м году вместе с крепостными стенами, а в 1572 году художник Маттиас Швери расписал стену, на которой отразил популярную легенду о том, как один человек, решив купить Фрайбург, привез в город тележку с двумя мешками золота, чем вызвал хохот граждан.

В гневе он открыл мешки, а там оказались песок и галька, которыми жена купца заменила гульдены. Сделка не состоялась. Роспись не сохранилась. Но кто-то из современных художников нарисовал незадачливого покупателя на стене одного из домов

На стене воротной башни, нижний этаж которой относится к XIII столетию, в 1901 году архитектор Карл Шефер возвел ступенчатый фронтон  в стиле XV века, а художник Фриц Гейгес, два года спустя, написал фигуру покровителя Фрайбурга – св. Георгия. Тогда же над воротами был перестроен шатер и переделана башня с колоколом.

Если в стародавние времена ворота являлись входом в окруженный стенами город, то со временем, когда город сильно разросся, а стены обветшали и были снесены, Швабентор потерял свое прямое назначение. Зато приобрел статус архитектурного исторического памятника, восстановленного так же после войны.

Рядом с воротами, на улице Оберлинден, стоят сохранившиеся чудом здания, что были построены в XIII – XIV веках.

В одном из них размещается старейшая в Германии гостиница «Берен» («Медведи») с прекрасным фасадом в розовых тонах, расписанным в стиле сграффито с гербами и памятными датами.  Ее легко определить по надписи на стене и домовому знаку – Золотому мишке.  А также дом «У красного сапога» (1379 г)

Недалеко от ворот имеется еще одна, интересная для нас достопримечательность, это дом №10 на Валлштрассе, где в 1904-1905 гг. в пансионате жили и учились сестры Марина и Анастасия Цветаевы. Об этом рассказывает мемориальная доска на немецком и русском языках на стене соответствующего здания.

Марина была влюблена во Фрайбург и посвятила ему строки в стихотворении «Германия», написанном в 1914 году.

От песенок твоих в восторге

Не слышу лейтенантских шпор,

Когда мне свят Святой Георгий

Во Фрайбурге на Швабентор.

От этих городских ворот начинается красочный мост Швабенторбрюке, перекинутый через единственную, текущую через Фрайбург, горную реку Драйзам, что образуется при слиянии двух потоков в Южной части Шварцвальда и заканчивается впадением в Рейн.

Этот мост появился на месте прежнего, снесенного наводнением в 1897 году. Его украшает чугунная ограда с гербами. По его бокам –  башни и готический домик с двумя скульптурами работы Юлия Сайтца.

На северной стороне — изваяние Альберта Великого, на южной — Мартелла и Леопольда III Габсбурга. Мы его рассмотрим позже, из окна автобуса, выезжая из Фрайбурга.  А пока, пройдя через Швабентор и повернув направо, попадем в квартал ремесленников, который порой называют Маленькой Венецией Фрайбурга.

Это район средневековых ремесленников, что формировался вокруг Гевербеканала.  Здесь жили рыбаки, мясники и дубильщики, о чем свидетельствуют названия сохранившихся улиц Фишерау (Улица рыбаков), Герберау (Улица дубильщиков), Метцерау (Улица мясников), а также представители прочих профессий.

Это были весьма состоятельные люди, объединявшиеся в цеха и гильдии, имевшие свои уставы.  Самыми уважаемыми считались золотых дел мастера, у которых была Королевская Привилегия чеканки золотых и серебряных монет. За ними по иерархической лестнице шли ювелиры и художники.

В тихом, очаровательном месте по берегам канала, через который перекинуты мостики, стоят красивые здания разных архитектурных стилей.

Это место весьма любимо туристами, потому что здесь имеется множество кафе и ресторанчиков. А из воды высовывает свою морду каменный крокодил. Согласно расположенной около него табличке, он смотрит, как небо отражается в ручье и обмозговывает все, что видит.

В этом квартале расположена и одна из самых красивых площадей Фрайбурга – Августплатц, получившая название от стоявшего здесь некогда Августинского монастыря, а сегодня расположены городские музеи. Вокруг площади сохранились здания XIV века.

Из Квартала ремесленников улица Герберау выведет на Кайзер-Йозеф-Штрассе со множеством магазинов и интересных домов.

Здесь мы увидим Мартинтор (Ворота св. Мартина). Упомянутые в исторических документах 1238 года, они были частью городских укреплений.

В XVII веке фасад ворот Мартинтор украсила картина с изображением св. Мартина Турского.

В начале ХХ века архитектор Евгений Шмидт провел реконструкцию ворот, в которой имело место сочетание архитектурных элементов в стиле поздней готики и Ренессанса. Башня с высокой крышей и шпилем в стиле XV выросла до 60 метров. В нее прекрасно вписались четыре эркера под конусными крышами.

По Кайзер-Йозеф-штрассе дойдем до перекрестка, где она пересекается с Бертольдштрассе.

Это самый центр, пуп города, рядом с которым сходятся четыре трамвайные линии. Здесь, как правило, фрайбуржцы назначают свидания, собираются молодежные тусовки.

В этом месте некогда стоял фонтан с фигурой основателя города Бертольда III Цэрингена. Его, разрушенного во время войны, заменил памятник тому же самому человеку, выполненный в модернистском стиле Николаем Реслемайером.

Отсюда сворачиваем к Университетскому кварталу, где расположен университетский комплекс. Несмотря на почтенный возраст одного из самых старых университетов Германии, основанного в XV веке, здесь самые старые здания (их два) датируются началом ХХ века.

Это живописные строения в стиле модерн Первого комплекса колледжа (Kollegiengebäude I), построенного в 1911 году Германом Биллингом и в стиле неоготики, где располагается  старая университетская библиотека.

Напротив второго комплекса колледжей видим университетскую церковь, что была построена в 1683 году Орденом иезуитов.

Она перешла во владение университета после того, как Орден был изгнан в 1773 году.

Разрушенная в ноябре 1944 года во время бомбардировки Фрайбурге, была реконструирована в 1956 году. Ее осмотром мы и закончим прогулку по этому замечательному городу, унося в душе радость знакомства с ним.

Написано по следам экскурсии  Клавдии Зюрюкиной

Использованы материалы

Фрайбург (Германия): Фрайбург путеводитель, все о Фрайбурге

Freiburg im Breisgau — Wikipedia

Freiburg Minster — Wikipedia

«Колыбель моей души»: Германия Марины Цветаевой

2014

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: