Люцерн. Сердце Швейцарии.

Люцерн — один из красивейших городов страны, столица одноименного немецкоязычного кантона. Недаром он, расположенный в самом центре Швейцарского плато, заслужил титул Сердца Швейцарии.

Удивительный ландшафт создают западная часть озера Фирвальдштетерзе и река Ройс, через которую перекинуты потрясающие старинные мосты, а по берегам стоят красивые дома. Многие из них украшены фресками на религиозные и исторические сюжеты, семейными гербами первых владельцев, коваными элементами фонарей и вывесок.

Несмотря на то, что история Люцерна официально начинается с 840 года, местные жители уверены, что в стародавние времена здесь обитали великаны-вильдерманы, которых они считают их своими предками.

Оставили следы своего пребывания и римляне. Однако, более существенные артефакты относятся к середине IX века, когда здесь появилась рыбацкая деревушка, что разрослась до поселения Люциария (Светящаяся). Это название связано со следующей легендой.

Однажды жители деревни увидели чудо: ночью над спокойной гладью озера пролетел ангел с зажженными светильниками. В память об этом событии была поставлена небольшая часовня, около которой в VIII веке вырос бенедиктинский монастырь, а вокруг него — средневековый город, состоявший из бенедиктинского аббатства св. Леодегара и домов, сконцентрировавшихся по обе стороны моста через реку Ройс.

Правда, имеется и другой вариант, согласно которому название Люцерн происходит от кельтского слова «lozzeria», означающего «поселение на болотистой земле», где сначала появился монастырь, а уж потом деревня.

Следующий важный этап в истории этого места связан с открытием в 1220 году перевала  Сен-Готард. Если до этого в Люцерне функционировал лишь региональный рынок, то теперь город стал перевалочным пунктом на торговом пути из Фландрии в Италию, который активно работал вплоть до XVII века.

В 1241 году Люцерн получил личную печать, которую мог использовать мэр, управлявший городом-государством вместе с исполнительным советом, состоящим из 36 уважаемых граждан, и право обзавестись крепостной стеной с башнями.

1332 год оказался исключительно значимым не только для Люцерна, но и для соседних швейцарских кантонов. Вместе с тремя «лесными уездами» (Ури, Швицем и Унтервальденом) окружающих Фирвальдштеттерзее (Vierwaldstättersee),  — «Озеро четырех лесных округов», создали военный союз, который, расширившись, стал швейцарской конфедерацией, предшественницей современного швейцарского государства

В 1386 году, в битве при Зампахе ополчение Швейцарского союза разгромило австрийские войска, и это заставило Габсбургов признать фактическую независимость Швейцарского союза

В XVI веке началась религиозная экспансия. Реформация охватила всю Европу. Но Люцерн, в отличие от соседних конфедератов, Цюриха и Берна, не хотел расставаться со старой верой и стал центром католицизма. В XVI — XVII веках были построены новые монастыри капуцинов, иезуитов и урсулинов. В 1586 году Люцерн стал резиденцией нунция, папского посланника, а в 1595-м — резиденцией испанского посла.

Беда пришла в 1798 году, когда Наполеон занял Швейцарскую Конфедерацию и преобразовал ее в Гельветскую Республику, Люцерн на целых пять лет потерял свою независимость.

Прошло время, и в 1848 году было основано современное национальное государство. Занимая в конфедерации особое место, город не безосновательно претендовал на звание столицы Швейцарии.  Но, по религиозно-политическим причинам, этот статус получил Берн. Так закончилось политическое влияние Люцерна.

Но он взял реванш в другом. Стал культурным центром всей Швейцарии. Здесь ежегодно проходит Люцернский международный музыкальный фестиваль, который основал знаменитый итальянский дирижер Артуро Тосканини, фестиваль блюза, карнавал. Отсюда стартовали международный фестиваль комиксов, международный фестиваль орхидей…

Когда в 1978 году Люцерн отмечал свой 800-летний юбилей, муниципалитет и горожане пожертвовали значительные суммы на его обновление. Были отреставрированы фасады домов с балкончиками, башенками, балюстрадами, обновлены фрески. В историческом центре восстановили булыжные мостовые. И сегодня люди со всех концов мира едут сюда для того, чтобы увидеть этот уникальный город, гуляя по которому ты испытываешь ощущение причастности к сказке.

Изюминкой Люцерна является старейший в Европе крытый деревянный мост Каппельбрюкке (Kapellbrucke), что, изгибаясь, соединяет берега реки Ройс, начиная с XIV века. Он, гордость и символ города, получил своё название от расположенной рядом капеллы св. Петра.

Посередине к мосту «прилепилась» мощная остроконечная восьмиугольная башня Вассертурм (Wasserturm) высотой в 34 м. Когда-то ее стены скрывали тюрьму с камерой пыток, хранились документы городского архива. Сейчас же в ней находится сувенирная лавка и штаб гильдии артеллеристов.

В 1628 году художник X. Вэгманн украсил поддерживающие крышу балки 122-мя треугольными картинами. Каждая из них, написанная на соединенных вместе 3 — 5 деревянных панелях, сопровождена стихотворениями на местном диалекте. Их авторы — поэт Р. Кузат, известный составитель летописи Люцерна, и Рудольф фон Зонненберг.

Картины изображают сцены жития двух особо почитаемых в городе святых Леодегара и Маурициуса, а потому, как считалась в старину, настраивают проходивших   здесь людей на благочестивый лад.

На некоторых запечатлены исторические моменты Люцерна и Швейцарской Конфедерации, гербы представителей аристократических семейств, пожертвовавших деньги на украшение моста.

Каждый треугольник имеет свой номер. Так, например, на картине № 31 можно увидеть, как Вильгельм Телль целится в яблоко на голове своего сына; картина № 3 демонстрирует вид города в раннем средневековье; № 4 – момент основания люцернского монастыря, № 38 –пожар, случившийся в 1340 году.

В 1993 году с мостом произошло несчастье. Пожар уничтожил две трети уникальных работ, и восстановление их идет до сих пор.

От моста, с левого берега реки, хорошо видна старинная крепостная стена Музеггмауэр (Museggmauer), что проходит по холмистой части города.  Она была построена в XIV-XV веках и имела длину 870 м.

В стену вписалось девять башен: Ноли, Мэнли, Люгисланд, Вахт, Цит, Пульвер, Алленвинден, Ширмер и Дэхли. Все они сохранились практически без изменений. Каждая имеет свою изюминку. Например, на одной из них, по имени Цит, видны самые старые в городе часы (1535 г.) изготовленные Гансом Лютером. Благодаря столь почтенному возрасту, они обладают привилегией отзванивать каждый час на одну минуту раньше, нежели другие.

А эта Мэнли, высотой около 33м. Знаменательна тем, что на одном из ее углов расположена фигура воина со знаменем.

А теперь обратим внимание еще на один городской мост, построенный в 1408 году. Он тоже деревянный, не менее интересный, чем  предыдущий.  Называется Шпройербрюкке (Spreuerbrücke), то есть Мякинным, потому что в Средневековье только с него, самого нижнего из всех городских мостов по течению Ройса, разрешалось сбрасывать в реку солому, сухую листву и мякину, остававшуюся от перемалывания зерна.

В 1568 году к основной конструкции Шпройербрюкке пристроили небольшую часовню, освященную в честь Девы Марии.

В  XVII веке художник Каспар Меглингер украсил его циклом 67 аллегорических картин на тему «Пляска смерти», символизирующих бренность человеческого бытия и смерть, ожидающую каждого, независимо от его статуса и места в обществе.  Изображения дополнены стихами Мюллера:

«Все, что живет, летит, ползет,
Плывет, бежит или скрывается,
Всегда лишь смерти опасается,
На всей земле найдется место то едва ли,
Куда она не поспевает».

Это мосты мы увидим с вами во время прогулки по городу, на которую отправимся от вокзала (Bahnhofpl), что стоит на левом берегу реки, в той части Люцерна, что называется Kleinstadt (Маленький город).

Слева от вокзала — озеро с нарядными особняками по берегу, где по воде плавают утки и белые лебеди, а от пристани   отходят   белоснежные прогулочные теплоходы и катера.

Справа от него – Площадь Европы (Europlatz), на которой стоит ультрасовременное здание, построенное в 1998 году по проекту французского архитектора Жана Нувеля, обладателя Притцкеровской премии.  Это KKL — Центр культуры и конгрессов Люцерна (Lucerne Culture and Convention Centre).

Под уникальной крышей располагается Концертный зал на 1840 мест, отделанный клёном. И это делает его одним из лучших по акустике в Европе. Именно здесь проходят традиционные музыкальные фестивали, о которых говорилось выше.

На четвёртом этаже размещаются фонды Художественного музея (Kunstmuseum), где выставлены работы современных художников и скульпторов. А с прилегающей к музею террасы открывается великолепный вид на озеро.

Южнее площади находится ничем не примечательное современное здание университета. А потому, не обращая на него внимания, берем курс влево. Двигаясь по берегу реки, оказываемся около Муниципального театра Люцерна (Stadttheater), единственного профессионального театра в Центральной Швейцарии.

Построенный в 1839 году, он был перестроен в 1924-м архитектором фон Вайхерером. Театр интересен своими традициями XV века, когда на площади Вайнмаркт разыгрывались небольшие сценки из Священного Писания.

Рядом со зданием театра стоит Костел иезуитов (Jesuitenkirche) (1677 г.), освященный в честь св. Франца Ксаверского, фигура которого украшает фасад здания. Первый храм в стиле барокко в Швейцарии представляет собой белое здание, обрамленное с обеих сторон фасада башнями-колокольнями с луковками.

Вход в него — через солидный портал.

В обрамляющих двери нишах — фигуры львов.

Костел  поражает интерьером с изящным декором, интересной росписью потолка (1749 г.) и лепниной (673 г.). Большая часть фресок — работа местных художников Джузеппо и Джованни Торричелли. Они посвящены жизни св. Франца Ксаверского и его духовным подвигам.

Отсюда открывается вид на  расположенный на противоположном берегу реки РойсВенецианский квартал.

А слева от костела  стоит Рыцарский дворец (Rittersche Palast), что был построен в 1557 году для рыцарей, а потом стал домом для иезуитов, которые были вызваны в Люцерн в 1574 году.

Роскошный дом в стиле флорентийского ренессанса с 1804 года стал резиденцией городской администрации, что произвела свои изменения: пристроила полукруглый холл и несколько помещений.

В центре площади — красивый Рыцарский фонтан (1481 г.), построенный Конрадом Люксом в стиле поздней готики. Фонтан украшен образами воинов, а над   капителью возвышается небольшая фигурка св. Маурициуса, покровителя города.

За костелом на улице Franziskanerkirche стоит францисканская церковь св. Марии (Franziskanerkirche St. Maria) (1270 г) —  одна из старейших церквей города, входившая в состав монастыря, существовавшего с XIII — го столетия по 1838 год. Несмотря на готический стиль, она не имеет характерных для него высоких башен и трансепта. В конфигурации присутствуют пямые линии, гладкая облицовка стен.

За период своего существования церковь постоянно подвергалась реставрациям, а потому в ней сошлись элементы разных стилей. От романского до барокко. Красив мраморный алтарь (XIII в.) с картиной Ренварда «Поклонение пастухов Младенцу» (1736 г) и фрески потолка с изображением святого Франциска Ассизского на небесах.

Интересны ренессансные скамьи на хорах, деревянная резная кафедра в стиле маньеризма (первая половина XVII в). По стенам —  копии боевых знамён заменившие обветшавшие оригиналы, захваченные в Земпахской битве (1386 г.)

Идем дальше, любуясь симпатичными средневековыми строениями. Вот, например, дом, который с первого взгляда принимаешь за фахверхтовый, а приглядевшись, понимаешь, что это роспись.

Подходим к Музею природы (Natur-Museum) на Kasernenplatz, история которого начинается в XVIII веке с частного собрания К.-Н. Ланге.

Переходим на противоположный берег реки. И видим на той стороне, где только что были, отель «Шато Гуч» («Chateau Gutsch»). Белеющий на вершине горы замок был построен в XIX – XX веках. Поднявшись туда на фуникулере, можно осмотреть и самое здание, и выполненные в соответствующем стиле интерьеры. В небольшом внутреннем дворике журчит вода фонтанов, стоят старинные пушки, имеется смотровая площадка, с которой открывается замечательный вид на город.

Эта гостиница принимала таких гостей как британскую королеву Викторию, актеров Софи Лорен, Чарли Чаплин, режиссера Альфреда Хичкока и других знаменитостей.

Двигаемся вправо. Обращаем внимание на дом, где на крыше установлена фигурка мальчика, звонящего в колокол, а на боковой стороне можно увидеть написанное крупными буквами слово «Bucherer». Это фамилия семьи, что возглавляет одну из ведущей компаний по продаже часов и ювелирных изделий Швейцарии, базу которой заложил их предок, часовых дел мастер, Карл Фридрих Бухерер, создававший модные и красивые часы, настоящие произведения ювелирного искусства

В 1888 году он открыл в Люцерне магазин по продаже часов и ювелирных украшений. Марка Carl F. Bucherer востребована и сегодня.

Проходим по улице Karli-Quai и видим башню Нолли (Nölliturm) высотой около 28м, стоящую на берегу реки. Эта единственная круглая башня в крепостной стене когда-то называлась Красной.  Была построена в 1513 году. До XVI века на ее месте находились въездные ворота в город, а потому и в течение последующих столетий путешественники проходили именно через башенные ворота.

С появлением автомобилей возникли проблемы. И в 1901 году в башне пришлось пробить арку для проезда транспорта. В прошлом здесь хранился порох. А с 1922 года внутри обосновалась гильдия Шафрана и переоборудовала ее под свою штаб-квартиру.

И тут возникает вопрос: «Какое отношение имеет самая дорогая в мире пряность, называемая красным золотом, к Люцерну?» Оказывается, самое прямое. Не желая платить огромные деньги за приправу «Золотой крокус», ценность которого составляют лишь три красных рыльца, это растение стали в Средневековье культивировать во Франции и Швейцарии. И в 1400 году люди, занимавшиеся этим промыслом, объединились в гильдию. Самую старую в Люцерне.

Продолжаем движение и доходим до Винного рынка (Weinmark) —  одной из главных площадей Люцерна. Как видно из названия, в давние времена здесь торговали вином. А потому на одном из зданий, что в прошлом выполняло функции ратуши, а ныне стало гостиницей Hotel-Balance, художник Эдуард Ренгли изобразил сцену из библейского сюжета — брак в Кане Галилейской.

Дом столь стар, что помнит важнейшее событие в истории станы. Ведь именно здесь, в 1332 году был заключён союз между кантонами Люцерн, Ури, Швиц и Унтервальден.  И с этим событием связана легенда.

Она рассказывает о том, том, что в момент принятия решения о вступлении Люцерна в состав швейцарской конфедерации, часть жителей, поддерживавшая австрийских Габсбургов, образовала группу заговорщиков. Их тайные беседы случайно услышал мальчик. «Пойманный с поличным», он был отпущен под честное слово, что не сообщит об этом «ни одной живой душе». Но мальчишка не мог молчать. Эту тайну он поведал печи, находящейся в ратуше. Его откровения услышали члены совета и разоблачили заговор.

На площади стоит доживший до наших дней позднеготический фонтан «Гвардейцы», что был сооружен в 1481 году Конрадом Люксом. В многофигурную композицию, где представлены воины, принимавшие участие в событиях давних времен, входит колонна в центре шестигранного мраморного бассейна, которую венчает фигура св. Маурициуса, покровителя Люцерна. Это копия оригинала, хранящегося в Историческом музее.

Площадь интересна так же особняками, что принадлежали различным гильдиям, украшавшим фасады замечательными фресками. Здесь же стоит одна из известных гостиниц Altstadt Hotel Krone.

Продолжаем прогулку и доходим до находящейся рядом Оленьей площади (Hirschenplatz), название которой дал стоявший здесь в Средневековье постоялый двор с трактиром «Hirschen» («Олень»). Его уже нет. А символ унаследовал ресторан с соответствующей красивой ажурной вывеской.

Доминантой площади является интересный Дорнах Хаус (Dornach House). Его название связано с настенной росписью, запечатлевшей ратные сцены битвы при Дорнахе, что имела место в 1499 году между швейцарцами, представителями нескольких кантонов, и армией Священной Римской империи во главе с императором Максимилианом Первым, в которой швейцарцы одержали победу, отстояв свою независимость.

Этот дом, построенный в XVI веке, спустя три столетия был полностью перестроен в стиле   неоготики, а фрески на стене, глядящей на площадь – были выполнены в стиле маньеризма. Эту работу по рисункам Серафина Вейнгартнера в 1901 году сделали  художники Альфред Пфеннингер и Отто Спренг.

Дом интересен так же особой конструкцией окон, которые застеклены так, что изнутри можно видеть то, что творится на площади, а снаружи заглянуть вовнутрь невозможно.

А теперь рассматриваем здание постоялого двора Goldener Adler, что стоит на углу площади. Его можно определить по вывеске, изображающей двуглавого орла, и тематической росписи, где изображен Гёте и написано, что именно там он был в 1779 году.

Имеется на площади и фонтан «Гусиный пастушок» (Gansemannchenbrunnen). Это копия фонтана работы Панкраца Лабенвольфа, имеющегося в нескольких городах Германии (Нюрнберге, Туне, Веймаре, Майнингене) — самой известной немецкой бронзовой скульптуры эпохи Ренессанса.

С первой фигурой, поставленной у нюрнбергской ратуши, связана легенда, рассказывающая о деревенском жителе, любителе пива. Однажды он, не имея денег на выпивку, взял двух последних гусей и, решив продать, отправился с ними в город, на рынок.

По дороге этот человек ощутил сильную жажду. Это почувствовали гуси и, заговорив, предложили крестьянину сделку. Они помогают ему напиться, а он сохраняет им жизнь. Не успели обе стороны прийти к соглашению, как из гусиных клювов потекла вкусная, кристально чистая вода.

Рядом с Хиршенплатц находится площадь с названием  Зерновой рынок (Kornmarkt). Нетрудно догадаться, что здесь, на главной площади Старого города, некогда продавалось и покупалось зерно.

Именно здесь стоит здание ратуши (Rathaus), которое было построено в 1606 году как торговые ряды, где на первом этаже находились лавки, а на втором и в подвалах —  складские помещения.

Работу по возведению интересного строения, в так называемом в крестьянском стиле, для которого характерно наличие крутых скатов типичных для бернских деревенских домов, выполнили миланские камнетесы под руководством архитектора Антона Изенманна. И в таком виде она предстает перед теми, кто видит главный фасад, выходящий на Ратушную набережную (Rathausquai).

Когда в XVI веке Швейцарию охватили политические реформы и начали создаваться городские советы, торговое здание было отремонтировано, снабжено башней из серого камня, украшенной астрономическими часами с двумя большими циферблатами красного цвета, и превращено в ратушу. Для ее оформления были приглашены флорентийские архитекторы. В результате переделки ратуша приобрела высокую крышу, характерную для домов их родины.

Впоследствии здание неоднократно перестраивалась, приобретая элементы новых архитектурных стилей, и сегодня это настоящий MIX разных эпох. Вот, например, главный вход, который украшает барочный портал.

Эмблема города над порталом

Посетив это место, можно рассмотреть сохранившиеся в первозданном виде зал заседаний, зал суда, холл, а также читальный зал, в которых имеется красивый версальский паркет, а стены обшиты деревянными панелями.

Исключительно пышно выглядит портретный зал в имперском стиле (XVIII в. работа швейцарского художника Йозефа Райнхарда). А особую художественно-историческую ценность представляет канцелярия (1485г.), в которой стоят старинные архивные шкафы.

В открытых аркадах ратуши по сей день проводится еженедельный рынок, а в расположенном над ними зале Корншютте —  различные концерты и выставки. Имеется и интересный музей игрушек.

Справа от ратуши видим  интересное здание Zunfthaus zu Pfistern. Боковой фасад этого дома, принадлежавшего гильдии пекарей, украшен изображением огромного генеалогического древа.  А вывеска имеет форму большого золотого кренделя.

Справа — площадь Штерненплатц (Sternenplftz), то есть Площадь Звезды. И здесь, поистине, звездное скопление домов с интересными фасадами. Фрески зданий украшены рисунками, в которых нашли отражение легенды и мифы, исторические факты, бытовые сценки, значимые события.

Вот, например, дом, в котором расположен ресторан «Stadtkeller», разрисован в национальном стиле. Он предлагает посетителям не только соответствующее меню, но и фольклорное шоу с танцами, пением и настоящим йодлем — особой манерой пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров.

Рядом — еще один ресторан «Fritschi», тоже предлагающий блюда традиционной швейцарской кухни. Яркая, бросающаяся в глаза, роспись фасада «старожила» (ресторан функционирует с 1602 года) – иллюстрация к знаменитому лютеранскому карнавалу Fasnacht, одному из старейших европейских массовых празднеств, история проведения которого уходит корнями в XV век.

Согласно приданию, карнавал «вырос» в 1446 году из шествия воинов после победы над австрийцами. А первым человеком, въехавшим в город в сопровождении членов семьи и слуги. со знаменательной вестью был некий Фритши. (Его легендарную семейку можно лицезреть над окнами четвертого этажа ресторана).

На сегодняшний день Fasnacht является удивительным празднеством, когда, едва ли не круглые сутки, звучит музыка, не прекращается веселье. А еще, согласно традиции, проходят факельные шествия и костюмированные парады.

Главные персонажи – различные монстры. А центральной фигурой является кукла Фритши в человеческий рост. Одетая в бело-голубой плащ, она проносится по улицам под звуки труб и барабанов, в сопровождении эскорта вооруженных солдат.

Этому легендарному средневековому жителю посвящен и старинный фонтан на самой древней площади – Каппельплатц (Kappellplatz). Первый фонтан Люцерна, построенный в 1581 году за пределами крепостной стены Лораном Перроу, за свою долгую жизнь значительно обветшал, а потому в конце ХХ века был реставрирован и снова заиграл яркими красками.

На постаменте, венчающем ярко изукрашенную колоритную колону в стиле неоренессансных средневековых швейцарских традиций, — фигура рыцаря в полной амуниции со штандартом в руке.

Из колонны «выглядывают» маски с изображениями представителей семьи Фритши.  Ниже них —  маски с козьими рогами во рту. Из них в бассейн гексагональной формы льется вода.

Надо сказать, что этот фонтан играет не последнюю роль в вышеупомянутом карнавале, который приурочивается к Масленице, начинающейся в 5 часов утра будящим город громким пушечным выстрелом. По этому сигналу из Фирвальдштетского озера в Люцерн вплывает лодка, на борту которой находится семейство Фритши, глава которой, согласно легенде, руководил Гильдией шафрана.

А потому на берегу лодку приветствует мастер гильдии Шафрана в сопровождении музыкантов и ведет прибывших к фонтану, где их уже ждет множество горожан. Людей осыпают конфетти из огромного мешка и бросают в толпу апельсин. Того, кто поймает солнечный плод, ждет удача

Так дело обстоит сейчас. В прошлом же все было серьезнее. Члены гильдии угощали всех вином, устраивая таким образом поминки по, согласно преданию, похороненному под фонтаном Фритши.

Главное строение на Каппельплатц —  культовое сооружение, давшее название этому месту, — капелла св. Петра (XVIII в.)  Относящаяся к бенедиктинскому монастырю, разрушенному во времена Реформации, она стала приходской. Кальвинисты уничтожили все украшения внутреннего убранства, вернули изначально строгий романский стиль. Сохранился лишь один готический элемент. Это распятие, изготовленное незадолго до начала Реформации, являющееся главной достопримечательностью церкви.

Следующий пункт нашей прогулки –  коллегиальная церковь святого Леодегара (Hofkirche St. Leodegar), что стоит на месте древнего монастыря, основанного в 735 году и посвященному св. Маврикию.

От нее спускаемся к озеру и выходим к Хофкирхе (Hofkirche) – главному собору Люцерна, освященному в честь святых Леодегара и Маурициуса, покровителей города, изображения которых с гербом кантона в руках, вырезаны на тяжелой деревянной двери.

Храм, датированный серединой VIII века, был перестроен во второй половине XII века и представлял собой образец готического стиля. Центральное строение, практически, уничтожил пожар, случившийся  в 1633 году. К счастью, удалось спасти сокровищницу, алтарный рельеф с изображением Богоматери и Пьётой.

В новый интерьер, в стиле позднего ренессанса с изогнутым барочным фронтоном, вписались две уцелевшие готические башни (1504 г. и 1625г.) 69 метровой высоты, которые и ныне украшают фасад. Внутри них — 8 колоколов. Самый мощный весит 5,2 тонны.

У входа в церковь – статуя св. Себастьяна, который, как это бывает нередко, изображен с ребенком на руках. Сие объясняется любовью святого к детям, которым он покровительствовал и, согласно преданиям, одаривал подарками.

Внутри — оформление в стиле позднего барокко. Прекрасно смотрится алтарь из черного мрамора, украшенный золочеными завитками. Это подарок от представителя папы Рануцио Скотти. Над ним – картина в стиле римского барокко, являющаяся копией известного полотна XVII века «Иисус на Елеонской горе» работы итальянского художника Джованни Ланфранко (XVII в.).

Хороши и боковые алтари, и старинный орган (1650 г.) с 2826 трубами. Кроме музыки этот инструмент способен издавать звуки, имитирующие шум дождя и раскаты грома. В небольшом церковном дворике — некрополь с семейными захоронениями.

Рядом с церковью – Ротенбюргерхауз (Rothenburgerhaus), одно из самых старых деревянных зданий в городе, датируемое   примерно 1500 годом, которое сегодня превращено в отель. Люцернцы гордятся тем, что в этом доме Дибольд Шиллинг (середина XV века) написал и проиллюстрировал свои знаменитые «Городские хроники».

Естественно, что за годы своего существования домик значительно обветшал. Для того, чтобы его сохранить, в 1968-1975 годах была проведена солидная реконструкция с заменой множества балок.

Двигаясь на север по Denkmal Straße подойдем к Панораме Бурбаки (Bourbaki Panorama). Она представляет собой   огромную круговую картину, и является ярким примером вида искусства, которое возникло в XIX веке, до рождения кинематографа.

Швейцарский художник Эдуард Кастре, который во время франко-прусской войны (1870-1871 г.г.)  был волонтером Красного Креста, создал поистине гениальную вещь, выполненную столь искусно, что создается впечатление трехмерности изображения. На огромном холсте длиной 112 метров и высотой 10 метров он изобразил момент перехода французской восточной армии под командованием генерала Шарля Бурбаки швейцарской границы с нарушением нейтралитета.

Поистине гениальное произведение не воспевает, подобно другим победоносный героизм, а повествует о кровавых буднях и бедствиях войны, демонстрирует негативные стороны, трагизм поломанных судеб людей.

Далее. на этой же улице, находится Альпийский музей (Alpineum), где   представлены огромные объемные фотографии швейцарских гор. Изображены, Пилатус, Риги, Дева, Монте-Роза, Горнерграт, Брейторн, Маттерхорн и Монблан, здесь же выставлены интересные фотографии XIX века.

Этот музей — детище Эрнста Ходеля, что решил создать постоянную выставку широкомасштабных пейзажных картин любимых Альп. Свою идею воплотил с помощью своего сына Эрнста Ходеля-младшего. И в мае 1901 года помещение с диорамами, занимающими площадь более пятисот квадратных метров, открыла двери для посетителей. Дело Хорделей продолжили их потомки.

А напротив   Альпиниума, за непримечательной калиткой, находится самое интересное — уникальная работа датского скульптора Торвальдсена «Умирющий лев»  («Der sterbende Löwe.»)

Марк Твен назвал это творение любимого мной скульптора «самым печальным памятником на свете». И действительно, вид лежащего в скальной нише умирающего животного с необыкновенно выразительными глазами на искаженной мукой мордой, заставляет сжиматься сердце.

Композиция   посвящена памяти 700 швейцарских гвардейцев, защищавших до последнего в 1792 году  дворец Тюильри от восставших масс. Инициатором  данного проекта стал капитан папских швейцарцев. Он убедил Торвальдсена, работавшего тогда в Риме, изваять памятник погибшим друзьям

Под композицией, поставленной здесь в 1821 году, на скале, выбиты имена погибших гвардейцев.  А на самом камне — борозды, словно глубокие царапины, оставленные когтями крупного животного.

Рядом со знаменитым Львом — Ледниковый сад (Glacier Garden). Основная экспозиция, созданная в XIX в, посвящена истории формирования Земли.

История музея началась в 1872 г., когда некий человек по имени Йозеф Вильгельм Амрайн решил построить на этом месте подвалы для хранения бочек для вина.  Во время работы были обнаружены странные находки, давшие и толчок иному бизнесу, созданию своеобразного парка с оригинальным музеем, одним из немногих в Европе.

 Здесь представлены окаменелости субтропического океанского берега, находившегося на месте Люцерна 20 млн. лет назад, о чем свидетельствуют ископаемые мидии и пальмовые листья, найденные в скальном грунте. Выбоины внушительных размеров свидетельствуют о последнем ледниковом периоде, а котлы глубиной до 9 м, представляют собой следы движения ледника. Здесь представлены так же минералы, извлеченные из древних пород.

Мультимедийное шоу и интерактивная информационная система лают возможность познакомиться с захватывающей историей Земли в доступной для посетителей форме.

А еще в парке есть зеркальный лабиринт «Альгамбра», состоящий из 90 зеркал, что был построен в 1896 году для Швейцарской национальной выставки в Женеве.

.Рядом с экспозицией  под открытым небом, где над камнями натянут тент, защищающий от  непогоды, стоит дом семейства Амрайнов  в 3 этажа с чердаком.  В нем тоже  имеются интересные экспонаты, рассказывающие о жизни хозяев. А так же коллекция макетов жилых домов различных регионов, интерьеры жилых комнат.

И, напоследок, можно порекомендовать  посетить музей транспорта, который является гордостью Люцерна. Он находится на Lidostrasse 5

Здесь  собрано все, что относится к средствам передвижения, используемым на суше, на воде и в воздухе. А технические возможности позволяют совершить  виртуальную прогулку на  самых интересных видах  транспорта: прокатиться в карете или на конке, отправиться в космос,  спуститься в морские глубины.

Огромный ангар отведен под железнодорожный транспорт. Это особая  гордость швейцарцев с того момента, как были проложены первые рельсы, по которым отправились в путь первые  составы. Поезда имели разный размер. Были и маленькие, которые называли гномами, и большие, именные. Так, самый крупный назывался Слоном.

К слову, если вы путешествуете по Швейцарии, то непременно воспользуйтесь поездом с панорамными вагонами, что курсируют по самым красивым дорогам страны. Один из них,   «Ледниковый экспресс»,  имеет известнейший вагон-ресторан класса люкс,  в котором подаются уникальные блюда.  А потому  в сезон столик приходится заказывать заранее.

2010-2017

Написано по следам поездки с Михаилом Джагиновым.

Использованный материал

Люцерн — Википедия
A short history of Lucerne/Luzern, Switzerland — All About Switzerland
A brief history of Lucerne — In Your Pocket
Популярные достопримечательности Люцерна (Швейцария)
Glacier Garden Lucerne — Lucerne

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Люцерн. Сердце Швейцарии.: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: