Город у моря

В центре страны, между Тель-Авивом и Хайфой, в Шаронской долине, протянувшейся вдоль моря, раскинулся город Натания. Многие считают, что он был построен на голом месте. Только это не так. При строительстве домов на ряде участков были обнаружены следы доисторического человека каменного века, в центре  — поселок времен Первого Храма,  в южной части, — руины римских и византийских вилл.  А на том месте, где стояла арабская деревня Ум Халед – развалины замка крестоносцев «Рожери Ломбарди». Найдены так же следы поселений евреев времени Иудейской войны, самаритян, живших здесь в IV- VI  веках, арабов в период турецкого владычества.

Официальной датой основания Натании считается 18 февраля 1929 года, когда в праздничный день Ту би Шват здесь были высажены деревца цитрусовых. А потому день рождения города ежегодно совпадает с замечательным Праздником Деревьев.

Впрочем, все начиналось несколько раньше, когда выходцы из Восточной Европы, члены организации Бней-Биньямин, прибыли в эти края для создания мошава. Обосновавшись в Кфар-Таворе, решили купить земли в районе арабской деревни Ум Халед, для чего заключили сделку с местным шейхом Цалахом хан Дааном.

Продавец сначала запросил за каждый дунам по 6 лир, затем снизил цену до 4-х. В итоге 1400 дунамов земли были оценены в 5600 лир. Впрочем, и эта сумма оказалась неподъемной для покупателей. Но молодые люди и не думали отступать от своих планов. Договорившись о рассрочке, подписали документы под древней сикоморой,  являющейся  одной из достопримечательностей города, и  стали думать о том, где достать деньги.

И тут отвлечемся на минуту для того, чтобы сказать несколько слов об этом уникальном дереве, возраст которого, согласно разным справочникам, колеблется от 600 до 1200 лет

Оно,  растущее в восточной части города, «складывается» из  разветвленных стволов, общим обхватом в 8 метров. Под корневой системой имеется нечто вроде пещеры,  в которую беспрепятственно  может войти подросток. Дает вот такие интересные плоды

Его изображение можно увидеть на старинной картине, которая стала основой для керамики, украсившей прилегающий к дереву участок. 

Если бы это дерево могло говорить, то рассказало бы, что упоминалось и в знаменитом путеводителе Кука (помните стихи С. Я. Маршака о Мистере-Твистере?) и путевых заметках сэра Мозеса Монтефиоре (1839 г);  листья прошептали бы о том, как под их сенью отдыхали наполеоновские солдаты, взявшие курс на Акко. А еще сикомора похвасталась бы, что ее 1873  году запечатлел на рисунке неизвестный художник…

Но вернемся к событиям, о которых шла речь выше, к тем дням, когда перед создателями мошава встала нешуточная задача найти деньги, ибо Еврейский национальный фонд («Керен Каемет ле-Исраэль») отказал в ссуде. Его поддержали другие организации, считавшие, создание отдельно стоящих еврейских поселений после резни,  организованной в 1929 году местным муфтием в Хевроне, – безумие. 

И тогда двое представителей из этой группы — Овед Бен-Ами и Итамар Бен-Ави, отправились в Соединенные Штаты с целью сбора пожертвований. Там они узнали о том, что у одного из богатейших людей, Натана Штрауса, намечается юбилей и решили этим воспользоваться.

Молодые люди  послали Штрауса телеграмму, в которой поздравляли его с восьмидесятилетием и сообщали, что хотят преподнести юбиляру  необычный подарок – будущий город, названный его именем. Тем более, что в слове «Натан» (на иврите это означает «дал») имелся и другой глубокий смысл: благодарность Всевышнему за то, что он дал возможность продолжить родословную двенадцати колен Израилевых, заселявших Эрец-Исраэль. Особенно той части колена Менаше, что обитала в этом регионе.

Но филантроп, как ни странно, не возбудился, и не проявил особой щедрости. Дав всего 1000 долларов, обещал перевести остальное потом. О том, произошло это или нет – мнения расходятся. Одни утверждают, что средства были выделены и где-то исчезли, другие, что они так и не поступили. Тем не менее, город был назван именем этого человека в знак благодарности за прошлые меценатские  заслуги  перед еврейской общиной Палестины..

Имеется   и другая версия происхождения названия. В память еврейского поселения в Месопотамии, откуда изгнанные из Израиля евреи одними из первых вернулись в Сион.

Что касается денежной проблемы, то ее удалось решить следующим образом. В будущий город стали приглашать всех желающих с тем, чтобы они вносили свой пай за землю.

В октябре 1927 года состоялось первое собрание поселенцев нового  географического пункта Палестины, на котором был поставлен главный вопрос об обеспечении водой, без которой все начинания просто не имели смысла. Поисками грунтовых вод занялся инженер Моше Шакед,  ставший впоследствии вторым мэром города.

Вода была найдена в начале 1929 года. За шесть дней до праздника  Ту-Би-Шват. Овед бен Ами, будущий первый  мэр города, получил от Моше Шакеда письмо, ставшее историческим документом. В нем говорилось:  «Сообщаю, что мы нашли воду. Кажется, эта вода пригодна для питья».

Там, где была найдена вода, вырыли колодец (сегодня это место находится на улице Соколов). Над ним построили «Бейт ха-Беер» («Дом колодца»), где внизу располагались службы, а наверху — жилое помещение, в котором «женская территория» отделялась ширмой от мужской.

Вокруг дома были заложены плантации цитрусовых, построены дома фермы «Пардес Ха-Гдуд».

И этот апельсиновый рай в течение многих лет, вплоть до провозглашения Государства Израиль, служил секретной базой подготовки бойцов «Хаганы».

Сегодня это место превращено в  музей истории города Натания, экспозиция которого охватывает период 1928-1948 г.г. Здесь можно увидеть первый колодец, откуда качается вода отреставрированным насосом, фотографии,  документы, сельскохозяйственные орудия и бытовую утварь. Здесь демонстрируется фильм, рассказывающий о пионерах

Из других построек Натании сохранились 3-4-этажные дома белого цвета в стиле «Баухаус», стоящие в центре города и первый натанийский кинотеатр, за существование которого на центральной площади постоянно идет борьба. Одним хочется использовать дорогую землю, построив элитное жилье, другим – сохранить исторический памятник. Ведь во время британского мандата его сделали своим клубом английские офицеры, отдыхавшие в функционировавшем там  варьете. 

И нередко, в тот момент, когда они были заняты созерцанием очаровательных танцовщиц, в подвале здания встречали нелегальных эмигрантов. Их, рискуя честью и жизнью, доставляли к палестинским берегам капитаны итальянских судов, ибо в период 1935-41 годов Натания стала одним из пунктов тайной высадки репатриантов.

В память об этом недалеко от города, около торгового центра Эм –Ха-Дерех, точки пересечения туристических автобусов, идущих с севера на юг и обратном направлении, стоит необычная скульптура. Она изображает кнехт –  тумбу для крепления троса. На памятной доске,  посвященной  нелегальным эмигрантам прибывшим морем в 30-40-х годах ХХ века, в верхнем правом углу выбиты слова из книги пророка Иеремии: «Я вывел вас из северной страны и собрал на  этой Земле…»

И тут невольно приходят на ум строки из стихотворения Натана Альтермана «Итальянскому капитану» (перевод на русский Ирины Бабич), где фигурирует человек Ансальдо, который в 1945 году провел утлый бот «Хана Сенеш» через заслон британской морской охраны. Что из того, что он высадил беглецов в Нагарии? В Натании происходило то же самое. И потому можно считать, что поэт благодарит в его лице всех  моряков, совершивших такой отважный поступок.

Про тот маленький флот из бесчисленных стран 
Сочинят и стихи, и романы. 
И, уж точно тебе – да, тебе, капитан, 
Позавидуют все капитаны.

Забегая вперед, скажем, что за всю свою недолгую историю Натания приняла три крупных волны эмиграции евреев из разных уголков земного шара. Одна из них пришлась на период Второй мировой войны.

В то время, из-за создавшейся ситуации, экспорт цитрусовых, дававший солидный доход, прекратился. Отрасль стала испытывать кризис. Положение спасли беженцы из Бельгии. Амстердамские евреи-ювелиры привезли сюда опыт по огранке и шлифовке алмазов и создали небольшую мастерскую, превратившуюся в фабрику. В итоге ювелирное дело стало превалирующим в этом регионе, и Натания получила титул «Города бриллиантов». 

В  1948 году население мошава превысило 20 тысяч жителей, и после провозглашения Независимости Израиля он стал городом, с которым впоследствии слились соседние поселения: Кирьят-Нордау, Рамат-Полег, Эйн-ха-Тхелет и Дора.

Спустя три года Яаков Цимберкнопф создал герб города, состоящий  из нескольких компонентов, отражающих его характерные черты.

Основой герба является щит, олицетворяющий защищенность Натании. Голубой цвет основы, символизирующий волны моря, переходит в оранжевый, напоминающий об апельсинах, благодаря которым поднялся город, которые сегодня  растут на цитрусовых плантациях округа Ха-Шарон.

В центре – стилизованный рисунок местной достопримечательности — шаронской лилии, растущей на прибрежных утесах. Ее тычинки символизируют трубы промышленных предприятий.

Волны,  омывающие основу цветка, символизируют море, на берегу которого поднялся город, ставший популярным туристическим центром. Не забыта и важнейшая отрасль промышленности, которую характеризует алмаз в виде отшлифованной «звезды Давида».

А теперь, познакомившись с основными вехами истории города, отправимся на прогулку. Пойдем  по главной улице, носящей имя Герцеля.

Она, пересекает центр и ведет нас к площади Независимости, где около входа стоят замечательные  «Клейзмеры» Л. Сегала.

В городской пейзаж прекрасно вписались так же его  «Скрипач» и Шолом Алейхем, «прискакавший» сюда на козле.

К слову говоря, с работами этого замечательного скульптора можно познакомиться в его домашнем музее, а побольше узнать — из статьи Мечты, воплощенные в жизнь

Что касается площади, то она, недавно реконструированная, оснащенная самыми передовыми технологическими системами, стала туристической достопримечательностью. Доминантой ее является фонтан в форме огромного металлического шара,  в струях которого  под звуки музыки  на цветных струях «пляшут»  интерактивные картинки

А в  том месте,  где площадь граничит с набережной «Ришоним», стоит еще один интересный фонтан «Лилия»

Летом, по вечерам, он радует глаз сменой цветов. 

В  2012 году в Натании появился Мемориал Победы, посвященный подвигу солдат Красной Армии. По словам  Б. Нетаньягу, он выражает «огромное чувство благодарности русскому народу, который самоотверженно воевал с фашистами и сыграл ведущую роль в победе союзников во Второй мировой войне и в освобождении евреев из концентрационных лагерей».

Мемориал состоит из двух частей, символизирующих переход от тьмы к свету, связывающих победу Красной Армии над нацизмом с прекращением Холокоста и последующим созданием еврейского государства.

Черный бункер, сложенный из грубого камня оформленного  барельефами, вызывает ассоциации со знаменитым мемориалом  на Мамаевом кургане в Волгограде.

Справа  —  изображения  связанные с Катастрофой европейского еврейства

Слева — основные моменты Великой Отечественной войны, начиная с 22 июня 1941 года, кончая 9 мая 1945 года

Вторая часть композиции представляет собой взметнувшиеся ввысь 15-метровые светлые крылья богини Ники из иерусалимского камня, символизирующие победу добра и мира над злом и войной.

Текст на входе и выходе, объясняя посетителям то, что они видят, читает известный диктор Михаил Рабинович

Совместный проект, идея которого принадлежала Б. Нетаньягу и В. Путину, осуществлен на частные пожертвования, базу которых создал  генеральный спонсор —  Российский еврейский конгресс. К нему  подключился израильский «Керен ха-Йесод». Кроме того, свой вклад внесло множество людей – предпринимателей, бизнесменов и других людей, желавших сохранить память о Великой Отечественной войне. Их имена можно увидеть на плите, стоящей рядом с памятником.

В честь этих событий российский еврейский конгресс выпустил памятную медаль с изображением мемориала, которую получили все  те,  кто через  РЕК сделал пожертвования на создание памятника.

Над композицией работала группа российских мастеров,  состоящая  народного художника РФ Салавата Щербакова, скульпторов Василия Перфильева, Михаила Народицкого  и Василия Данилова. Руководил работами создатель «крыльев» натанийский скульптор Хен Винклер.

Он победил в международном конкурсе, где участвовало более чем 70 работ, оценивавшихся комиссией, в которую входило по два представителя от правительств России и Израиля, назначенных премьер-министрами, представители академических кругов, мэр Натании Мирьям Файерберг, ветераны Великой Отечественной войны.

Рядом с Памятником Победы —  сквер, где собраны фигуры из  деталей машин и механизмов от военной техники, отслуживших свою службу.

Отсюда – два шага до набережной, самой протяженной  в стране. Она,  длиной в 13,5 км, начинающаяся на севере, около поселка Хавацелет Ха-Шарон, включена в список национальных маршрутов «Швиль Израэль».

Набережная идет по верху утесов, высота которых колеблется от  25 до 45 метров. Обрывистые скалы дают городу уникальную возможность отделиться от прибрежной полосы и исключить неприятности связанные с морскими капризами. 

Под обрывом тянется  прибрежная линия с девятью пляжами  (Блю Бей, Ха-Онот, Сиронит, Сиронит бет, Герцель, Аргаман, Полег, Цанз, Амфи),  простирающимися от подножия известняковых скал в северной части города до находящейся на юге равнины Полег. Спуститься сюда можно по крутым лестницам и находящемся недалеко от Площади Независимости скоростном лифте.

Каждая из них имеет свое название и свою особенность. Так на Шакед, что  заканчивается Амфитеатром, — акустической  раковиной, вмещающей 1000  зрителей, собирающей народ на разные мероприятия и представления, имеется два интересных ресторана, а на Ха-Маапилим — площадь Искусств, в центре которой расположена городская галерея, где проходят выставки израильских художников. Имеются места для отдыха и игр, зеленые лужайки, декоративные деревья, красивые беседки, велосипедные дорожки, игровые площадки. Много разной скульптуры. Например, «растущих» повсеместно грибов.

Вот классическая скульптура. Обратите внимание на присевшую  отдохнуть на скамейку  пару.

А это уже модерновый вариант на ту же тему

Вот «пристолбилась»  чайка


А эти птички хотят взлететь

На Галей-Ям стоит отличная экологическая скульптура, созданная из переработанных материалов (фрагментов керамики, железа и др.)  известным иерусалимским мастером Русланом Сергеевым. Глядя на его работы, ты словно переносишься в испанскую Барселону с уникальными творениями Гауди.

Кстати, море у берегов города – излюбленное место серфингистов. А потому здесь в любое время года (лишь только появляются волны) можно увидеть любителей этого вида спорта. Нередко проводятся соревнования.

Со стороны южного въезда в Натанию находится Заповедник Ирисов.

Он  сохранил то, что осталось от некогда больших полян, которые по весне покрывались уникальными пурпурными ирисами «Аргамон», которые встречаются лишь здесь и в Несс-Ционе

Кроме этих цветов в этих краях растут анемоны, ромашки, маки, желтые хризантемы и другие полевые цветы. 

Есть в Натании еще одно интересное место — муниципальный парк «Шлулит ха-Хорев», название которого переводится как «Зимняя лужа».  В этой «луже» нашли себе место множество одноклеточных, червяков, жуков. А потому здесь рай для  болотных птиц. 

Здесь  можно увидеть, как гуляет по зеленой травке на берегу малая белая цапля.

В ветвях близ стоящих деревьев обитают ожереловые попугаи Крамера. 

Водную гладь бороздят симпатичные уточки

А в траве (надо быть исключительно осторожным!) прячутся неприятные гадюки. Порой здесь можно встретить удодов, зимородков, болотных курочек, серых цапель, чибисов.

Есть и другие части этого парка. Около официального входа установлены тренажеры и  солидная детская площадка. Имеется специальное место и для любителей пикников с шашлыками со столами и скамейками.

Короче говоря, в этом городе  не только приятно жить, но и гулять, открывая для себя что-то новое и интересное.

Написано по следам экскурсий с Инной Чернявской и Леной Кижнер

Герб города взят с сайта Нетания — день города 2018. Нетания — 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: