Брюгге. Средневековое чудо.

Брюгге – один из немногих городов мира, сохранивших свою средневековую прелесть в практически неизменном виде. Чтобы убедиться в этом надо отправиться в Старый город, границы которого совпадают с современным центром.

Улицы и площади, равно как стоящие на них дома и церкви, выглядят так же, как и столетия, тому назад.

Гуляя в этом месте, тебе остается лишь удивляться и восхищаться увиденным. И это неудивительно. Ведь в Брюгге официально зарегистрировано несколько тысяч памятников культуры.

О том, что происходило здесь до II – III веков, в отличие от других регионов страны, известно мало, а потому история начинает свой отсчет со времени галло-римского поселения, жители которого занимались сельским хозяйством, вели торговлю с Англией и Галлией.

В V веке поселение захватило германское племя франков. Затем оно вошло во франкское Королевство Меровингов. 

В IX столетии сюда по водному пути прибыли норманны и, пересев на свои повозки Snekken, отправились грабить побережье.

Через некоторое время Карл Лысый, получивший этот край в результате раздела империи Карла Великого между внуками, отправил туда своего представителя, который и стал первым графом Фландрии.

Балдуин (Бодуэн) I по прозвищу Железная Рука победил пришельцев. А затем, похитив Юдифь, дочь Карла Лысого, заставил признать себя зятем, и таким образом даровал своим потомкам такое значимое имя как Каролинги.

В том месте, где сегодня находится Ратушная площадь, Балдуин I построил  дворец с прилегающей церковью.

Вокруг стали расти дома, и в 1128 году Брюгге получил городское право. А когда, спустя несколько лет, стихия, прорвав барьер дюн, образовала залив Звин, обеспечив прямой доступ к Северному морю, бурно развивающаяся международная торговля превратила Бркгге в один из крупнейших в Европе центров сукноделия.

Но не все складывалось гладко. В 1300 году фландрские города, конфликтуя с графом Ги Дампьерским, попросили помощи у короля Франции Филиппа IV Красивого и попали в вассальную зависимость.

Французы повели себя не лучшим образом. Их притеснения спровоцировали восстание брюггских ремесленников, которое возглавили Ян Брейдель и Питер Коник, памятник которым можно уаидеть на площади.

 18 мая 1302 года ремесленники победили. Французы были перебиты.

В ответ на «Брюггскую заутреню», Филипп Красивый направил во Фландрию рыцарское войско. Только и оно 11 июля 1302 года потерпело поражение под Котрейком. 

Фламандцы, выйдя победителями, собрали с тел погибших рыцарей 700 пар золотых шпор и вывесили трофеи в одной из городских церквей. Поэтому данное сражение вошло в историю как «Битва золотых шпор».

После этого дела Брюгге вновь пошли в гору, и со временем он стал самым большим портом северной Европы, достигшим  наибольшего процветания в XV веке.

Превратившись в международный финансовый центр, город стал концентрировать капиталы банкирских домов разных европейских стран. Именно здесь около 1406 года возникла первая биржа, (отсюда, от фамилии семьи Ван дер Бёрсе, организовавшей ее в своем доме, и пошел новый термин).

При поддержке богатого патрициата (торговцев, банкиров, герцогов и аристократии) город стал и крупнейшим культурным центром, расположенном к северу от Альп.

А потом все снова переменилось. После того как в XV веке, в результате брака герцогини Марии Бургундской с наследником императора Священной Римской империи Максимилианом I, Брюгге перешёл под власть Габсбургов, герцогский двор покинул город, и ведущая роль перешла к Антверпену.

Подвел и обмелевший залив Звин, закрывший доступ к морю. Порт постепенно засыпало песком. Брюгге стал беднеть. Упадку, продолжавшемуся до конца XIX века, в значительной степени способствовали войны, затрагивавшие его территорию, раскол Нидерландов, смена властей…

В 1794 году эту территорию оккупировали французы. И вплоть до 1814 года Брюгге выполнял функции главного города французского департамента Лис.

После окончательного разгрома Наполеона и создания в 1815 году объединённого Королевства «Нидерланды» вошел в ассоциацию,  а после Бельгийской революции 1830 года вместе со всей Фландрией стал частью образовавшегося Королевства Бельгия.

Но, как говорится, нет худа без добра. Из-за того, что Брюгге не имел возможности развиваться, строиться и реконструироваться, он словно законсервировался.

К счастью, не повредила ему и германская оккупация во время Первой и Второй мировых войн. Оттого он является поистине уникальным местом, на прогулку по которому мы и отправимся.

Как всегда, начнем с этимологии, и узнаем, что название города в переводе с нидерландского означает «мост». 

Вероятней всего, это связано с огромным числом сооружений такого рода, соединяющих берега каналов. А их в городе, не более, не менее, — 54 . 12 мостов — деревянные.

Из-за обилия воды, по глади которой двидутся лодочки, Брюгге порой назывют «Северной Венецией»

Приехав сюда на автобусе, мы оставили его за городской чертой и двинулись пешком вдоль одного из каналов.

Первое, что увидели, множество уток, отдыхавших на изумрудной траве.

А вот и первый городской пункт. Это площадь Валплейн. Старинные дома

Предлагают свои услуги кафе, расставив столики на улице. Но туристов влекут сюда не они, а интересная фигурная композиция «Зевс, Леда, Прометей и Пегас посещают Брюгге».

Это творение бельгийского скульптора Джефа Клерхаута, что родилось под влиянием греческого мифа и романа бельгийского писателя Жана Рея «Мальпертюи».

В истории фигурирует всемогущий Громовержец пораженный красотой жены царя Спарты Тиндерея и представший перед ней в образе Лебедя.

Как известно, плодами их любовного союза стали бессмертный Полидевк и прекрасная Елена.

В композиции обнаженная женщина представляет Леду. Лебедь, соответственно, —  Зевса. Роль кучера управляющего повозкой, в которую впряжен Пегас, отводится Прометею.

Идем дальше, по направлению к Озерному мосту. Перейдя его, оказываемся в сказочном месте, парке «Минневатер».

По глади одноименного озера грациозно скользят, отражаясь в воде, белые лебеди.

Их разводят с 1488 года, с легкой руки будущего императора Максимилиана, завещавшего брюггерцам присматривать за белоснежными птицами.

А началось все с создания искусственного водоема, появившегося в XIII веке с целью предотвращения наводнений, которыми грозила  небольшая, но капризная речушка Реи, протекающая через южную часть Брюгге.

Кстати, это она дала название всем водным потокам сего места, которые так и называют «реи».

Долгие столетия озеро служило местом, в котором сходились   каналы, соединявшие его с морем. Сегодня же это лишь пруд, по которому приятно совершить прогулку на катере или лодке.

Относительно названия этого места существует старинная легенда, рассказывающая о том, как во времена римлян неподалеку отсюда  находилось селение, в котором жила пара влюбленных — Минне и Стромберг.

Когда парень ушел на войну, отец девушки решил выдать ее замуж за старого богатого купца. Минне же, обещавшая хранить верность Стромбергу, убежала в лес, где и пропала. Ее искали, но не нашли.

Место, где она пряталась в кустах у ручья, открылось лишь вернувшемуся с войны жениху. Но их встреча оказалась безрадостной. Любимая умерла на глазах у юноши.

И тогда он, перегородив ручей плотиной, похоронил Минне в центре осушенного русла. Затем вновь напустил воды. Вот так и родилось «Озеро любви» – по-нидерландски Mинневатер.

Правда, имеется и другое толкование названия, связанное с тем, что слово «mine», означает «Дух воды». Оно указывает на мифический персонаж, обитавший во времена Средневековья под мостом.

На восточном берегу озера стоит неоготический замок Фей (1893 г), построенный по проекту Шарля де Вульфа, а в центре водоема — старинная башня Пурторен, использовавшаяся в конце XVIII столетия для хранения боеприпасов.

Около озера, рядом с каналом Пекарей, видим памятный бюст уроженцу Брюгге фламандскому писателю Мауритсу Карелу Марии Виллему Саббе (1873 — 1938), культуроведу, учителю, просветителю.

Идем в северном направлении. Миновав романтический парк, подходим к Бегинажу, представляющему собой группу домов, построенных в 1245 году по желанию дочери Болдуина I, Маргариты II Фландрской.

Здесь, под сенью деревьев, на протяжении семи веков жили монашки-бегинки. В 1937 году Бегинаж стал местом обитания бенедиктинок.

Попасть вовнутрь можно по мостику над каналом, что ведет прямо к воротам датированным 1776 годом.  

Что касается домов, то они построены в период  XV — XIX в.в.

Привлекает строение из красного кирпича, похожее на сказочный замок. Это дом управительницы (гранд-дамы), стоящий в левом углу, за садом.

Интересна и церковь XIII века. Практически уничтоженная пожаром в конце XVI-го, была восстановлена в 1609 году, а в результате реставраций приобрела черты позднего барокко.

Продолжаем путь по Wijngaardstraat с яркими домами, магазинами, ресторанами

Здесь, как и любом другом месте Брюгге, ты то и дело слышишь цокот копыт по брусчатке.

Это везут туристов легкие ландо, запряженные тонконогими лошадками, а также солидные фургоны, которые тащат мощные тяжеловозы.

Все кучера (большинство из них – женщины) одеты в одинаковые камзолы. На голове – соломенные канотье.

Чтобы четвероногие работники могли утолить свою жажду,  в конструкцию водоразборных колонок, расставленных по всему городу, входят особые поилки…

Говоря о Брюгге, нельзя не подчеркнуть, что это город Мемлинга, живописца, плодотворно работавшего в XV веке. И многие люди едут сюда именно на встречу с ним. Немного наивным, немного серьезным, но исключительно искренним.

Его работы можно увидеть в музее, расположившемся в госпитале св. Иоанна («Синт-Янс») с мощными, словно крепостными стенами, стрельчатыми окнами (XIII столетие).  

Строение вполне соответствует времени, когда жил и творил Мемлинг, чье имя, овеяно придуманными легендами, а жизнь – романтическим ореолом.

Кроме его картин, развешанных в зале капитула, привлекает внимание рака св. Урсулы расписанная им в 1489 году. Это сооружение из резного дерева в виде капеллы в готическом стиле с острым шпицом крыши, пинаклями и флеронами.

Это сцены из жизни святой во время ее паломнического путешествия с благочестивыми девами, выбравшими Урсулу своей предводительницей, а также многочисленные портреты.

Имеются здесь и картины фламандских мастеров XVI—XVII веков. А также панели, диптихи и триптихи с  изображением святых и сцен из жизни Христа.

Особенно интересным считается диптих «Несение Креста», на обратной стороне которого — картина-ребус с изображением в нише черепа.

Расшифровка его такова: «Dur est moi pénitence faire, mol [est] de penser à moi» («Покаяться мне тяжело, мечтать о себе легко»).

Это здание — одно из старейших в Европе такого типа. На протяжении веков госпиталь неоднократно расширялся, «поглотил» женский августинский монастырь, возвел хозяйственные пристройки. Но в середине XIX в. перестал использоваться по назначению.

Продолжая путь, подходим к церкви Богоматери (Онзе-ливе-Врауэкерк), готическому строению с башней высотой в 122 м, второй по высоте в Бельгии.

Первая церковь, построенная на месте дома молитв, датируется второй половиной IX века, о чем свидетельствует булла папы Григория VII 1075 года.

Потом, примерно в 1100 году, появилась романская церковь с тремя нефами. Ее строение финансировал граф Фландрии Карл Добрый. 

После того как пожар в 1116 года превратил в пепел большую часть города, началось возведение новой пятинефной церкви в готическом стиле из кирпича.

Окончательное завершение здпния в готическом стиле с островерхой кирпичной крышей и четырьмя колоколенками датиркется XV  веком. Из=за того, что храм долго строился, в его архитектуре считаются разные варианты готики (шельдской, классической французской, фламандской), а также барокко с элементами рококо и романского стиля.

Престиж церкви сильно увеличился с приобретением святых реликвий: останков Святого Бонифация, епископа Майнца, убитого вместе со своими спутниками в июне 754 года, и двух его соратников — Хилариуса и Киробальдуса. Первоначально хранившиеся в оловянной раке, они были перенесены в серебряный ковчег.

В период оккупации французами здание было выставлено на торги, и в 1789 году прихожане выкупили свою собственную церковь.

Сюда стоит зайти для того, чтобы увидеть немало раритетов: массивную дубовую кафедру с резной балюстрадой, что отделена от мраморных хоров изящными коваными воротами, под которыми возвышается орган; Распятие XVI века.

Над скамьями размещены тридцать гербов рыцарей, присутствовавших в церкви в 1468 году на II капитуле ордена Золотого руна.

На внешних стенах апсид видны места захоронения и мемориальные камни известных людей Брюгге. А в центре хора, перед главным престолом, — надгробья Марии Бургундской, последней представительницы этой династии, которая для фламандцев была символом относительной независимости, и ее отца Карла Смелого, герцога Бургундского, графа Фландрского, останки которого по воле его правнука Карла V были перенесены в Брюгге.

Первая гробница (конец XV столетия) выполнена в стиле поздней готики из черного мрамора с бронзовым элементами (генеалогическое древо, гербы, узоры. Лежащая в традиционной позе готическая надгробная скульптура.  Вторая (XVI в.), в стиле ренессанс, практически повторяет первую.

Изюминкой храма является знаменитая Мадонна с младенцем Микеланджело.

Небольшая по размеру мраморная статуя Мадонны с младенцем (высота 128 см) была изваяна в 1504 году.

Существуют две версии ее «появления на свет». Первая предполагает, что скульптура была заказана итальянским кардиналом Франческо Тодескини-Пикколомини для алтаря в кафедральном соборе в Сиене. Согласно второй, скульптура была выполнена по заказу богатой брюжской семьи Ван Мускрун. Почему заказчик от нее отказался — сказать трудно. А вот то что она понравилась фламандцам — непреложный факт.

О том, как она попала в Бюгге, тоже много неясного. Воспроизведем ту историю, согласно которой ее приобрел купец из Мускрон за огромную сумму, потому что Микеланджело не хотел, чтобы его работа покидала предел Италии.

В 1506 году скульптура попала в Брюгге, в церковь Нотр-Дам. Это место она покидала два раза. Во времена завоевания Фландрии французами и во времена Второй Мировой войны, когда немцы вывезли ее отступая из города.

Ее обнаружили в самом дальнем,  самом большом из нацистских хранилищ — соляной шахте Альтаусзее в глубине австрийских Альп, которую чудом не взорвали нацистские фанатики

А теперь сворачиваем на улицу Mariastraat

Здесь дома словно сложены из имбирных пряников

И самый интересный из них — трехэтажный, узкий, сложенный из кирпича по-старинному образцу. Это ресторан национальной кухни.

Идем по кривым, мощенным брусчаткой улицам. Выходим на Gruuthusestraat

Привлекает внимание вот такой дом

Это ресторан ‘t Schrijverke, Названный в честь самого красивого стихотворения фламандского поэта Гвидо Гезелле,  памятник которому находится по соседству, на одноименной площади.

Автор — бельгийский скульптор Жюль Легае, который в 1888 году получил Римскую премию

Гезелле был поэтом-лириком, фольклористом, членом Королевской фламандской академии языка и литературы. Человеком, чья поэзия произвела настоящую революцию в литературе.

Памятник Гвидо Гезелле

Подойдем к стоящему неподвлеку Собору Святого Сальватора (Собору Христа Спасителя) — главной католической церкви города. Этот статус он получил сравнительно недавно.

До XIX века это была обычная городская церковь, а главным собором города считался собор Святого Донатоса, который располагался на центральной площади города прямо напротив ратуши.

Нынешнее строение стоит там, где в IX веке была небольшая церковь, уничтоженная пожаром в начале XII века.

Потом появилось строение, возведенное между XI и XV веками. Новое здание тоже не раз горело, а потому дошедшее до наших дней, относится к XIX веку

Не привлекающее своим внешним видом массивное каменное здание интересно внутренним убранством, а также множеством церковных ценностей и произведений искусства.

Стены церкви украшены брюссельскими гобеленами XVIII века, полихромными изображениями XIX века, интересными деревянными деталями кафедры епископа, картинами великих мастеров — ван Ооста, ван Гека, Квеллина, Мемлинга…

Имеется орган, один из самых старых в стране, в стиле позднего барокко (1717 г).

Неплохо сохранились хоры XVI в. Над ними — изображения рыцарей ордена Золотого Руна, принимавших участие в походе 1478 года

При соборе имеется музей, где хранятся такие ценности, как триптих «Мученическая смерть святого Ипполита» — совместная работа Дирка Баутса и Гуго ван дер Гуса, датируемая 1470 годом, и одно из самых старых полотен в Брюгге (предположительно 1380 г) — картина «Голгофа», латунные могильные плиты и церковные реликвии.

Идем по улице Wollestraat

Здесь много интересных магазинчиков. В частности тех, что торгуют знаменитыми бельгийскими кружевами, которые плетутся с помощью огромного количества коклюшек (до 700 штук).

Ремесло, зародившееся во Фландрии в конце XVI — начале XVII в.в. , выдавало настоящие произведения искусства. А потому фламандские кружева пользовалиь необычайной популярностью в высшем обществе.

Благодаря необыкновенной тонкости и высокой эластичности нитей, которые для приобретения этих качеств держали в сырых, полутемных подвалах, получались исключительно красивые изделия, стоившие очень дорого.

Идем по улице Steenstraat. Впереди видна бвшня Белфорт

Это типичная для средневековых фламандских городов 89-метровая дозорная башня, название которой хорошо знакомо всем посмотревшим забавный приключенческий фильм «Залечь на дно в Брюгге».

Идея криминальной драмы про двух киллеров пришла к драматургу и режиссеру фильма Мартина Макдонаху после того как он, побывав в Брюгге, был восхищен этим городом. А потому и отправил туда «на отсидку» двух «очень плохих парней».

Несмотря на то, что история заканчивается трагически (оба героя погибают), фильм смотрится легко из-за присущего ему юмора, размышлений, исключительно красивых видов средневекового города.

Нижняя часть строения   появилась в XIII веке на месте сгоревшей деревянной, средняя —  в XIV веке, а восьмигранное навершие с колоколами — в XV веке. 

Преодолев 366 ступеней винтовой лестницы, можно попасть на галерею, с которой открывается потрясающий вид на город.

На уровне галереи установлены колокола курантов, общий вес которых составляет 27, 5 тонн. Всего колоколов 47. 

Самый большой, отлитый в XVII веке, как и положено, именной. Его зовут Мэри. В стародавние времена его ежечасный звон информировал жителей города о важных событиях, а также о времени поднятия и опускания мостов.

Сегодня же, соединенные с карильоном, они каждые четверть часа отзванивают свою мелодию.

В средней части башни, на высоте 220 ступеней, находится еще один колокол — колокол Победы весом 6.200 кг, что звонит только по торжественным случа­ям и во время национальных праздников.

Над входной дверью видим небольшой балкон. Отсюда до 1769 года глашатай читал сообщения, адресованные жителям Брюгге. Над ним — статуя Богоматери, которую поставили в 1911 году вместо предыдущей, пострадавшей от французов и природных условий.

Со временем, соревнуясь с Пизанской, Белфорт стал крениться влево. Его  наклон составляет уже около метра. 

К северу от Белфорта  находится Гроте-Маркт. Заложенная в XIV веке, она вполне оправдывает свое название, которое переводится с фламандского как «рыночная площадь».

Здесь столько крытых прилавков и сувенирных магазинов, что трудно сделать хорошие фотографии стоящих на площади зданий.

Площадь начала формироваться в 20-х годах XIII века, когда здесь появились первые деревянные постройки как место продажи купеческих товаров.

Около 1240 г. было построено первое солидное здание с деревянной башней, которое разрушил пожар в 1280 году, и оно было вскоре перестроено из камня.

На восточной стороне Маркт стоит интересное здание Провинциального  суда, утратившее первоначальную функцию. То, что стояло прежде, из-за плохого состояния в 1787 было снесено. Построенное на его месте и использовавшееся как провинциальный двор, было разрушено пожаром. И тогда было принято решение о строительстве нового Губернского двора.

Внушительное  здание в неоготическом стиле было возведено в два приема (1887–1892 и 1914–1921) по проекту архитекторов Брюгге Луи Дела Сенсери и Рене Байка.

Вытянутые, словно «ощетинившиеся» башенки, ажурное навершие трапецеидальной  крыши, множество резных деталей, украшающих окра и балконы.

Вкрапление небольших красных маленьких башенок, делает верхнюю часть здания похожую на торт, украшенный ягодами клюквы.

На пике резного треугольника типа фронтона позолоченная фигура Ангела, попирающего Зло.

Интерьер был выполнен известными художниками Хендриком и Густавом Пикери. В центральном конференц-зале есть десять скульптур королевской семьи и фрески изображающие известных людей Западной Фландрии.

Красивые витражи работы Жюля Доббелера,  люстры  Эдварда Де Воохта. Имеются картины эпохи романтизма, работы  Джооса де Момпера, Яна Ван де Путте, Яна Баптиста ван Мейнинкхова.

Сегодня это здание называется Дворцом Провинций. В нем размещается резиденция правительства (губернатора) Западной Фландрии.

Справа от него находится почта из красного кирпича, построенная в 1891 году.

Слева – здание с неоготическим фасадом из голубого камня (1914 г) и двойными лоджиями, что планировалась стакть резиденцией губернатора, но никогда не использовалось в таком статусе.

С момента постройки до конца ХХ века в нем размещались различные государственные административные учреждения.

Фото из Википедии

Сегодня здесь находится Historium, исторический аттракцион с большим количеством спецэффектов, переносящий зрителей в 1435 год.

Разыгрывается любовная история с участием знаменитого живописца Яна Ван Эйка, его подмастерья Якоба и красавицы Анны, что служила моделью для картин великого мастера.

С северной стороны площади в ряд, словно солдаты на поверку, выстроились разноцветные строения со своеобразной ступенчатой архитектурой — дома членов гильдий. Так называемые, «суконные ряды».

Западная часть площади застроена домами комерческого характера и жилыми аппартаментами богатых торговцев.

Напротив резиденции правительства, правее башни Белфорт, видим Дом Краненбургa, назначение которого неоднократно менялось. 

Назван же он именем хозяина частной резиденции, владевшего ею в 1305 году.

Знаменит тем, что здесь в качестве заключенного содержался Максимилиан I, граф Брабантский, король Германии и герцог Бургундский, арестованный во время восстания жителей Брюгге в XV веке.

Раньше у дома был деревянный фасад, но в 1955 году его заменил каменный в неоготическом стиле.

Возле него — здание «Hotel Bouchoute». Кирпичное строение в четыре этажа, построенное в 1480 году — самое старое а Маркт.


Восьмиугольная роза ветров на флюгере появилась в 1682 году по инициативе городского совета. Это было сделано для информации торговцев и моряков о направлении ветра..

Справа виден золотой шар, помещенный туда в 1837 году. Это так называемая сфера Кетле. В сочетании с «линией меридиана», обозначенной рядом бронзовых штырей на земле, использовался для калибровки часов.

А связано это было с тем, что в первой половине XIX века в разных городах время отмеривалось по-разному.

После же строительства первой железнодорожной линии в Бельгии и быстрого расширения железнодорожной сети возникла необходимость того, чтобы часы на всех станциях показывали одно и то же время.

Для этого был определен точный меридиан для 41 места в Бельгии. И Брюгге — единственное место, где его еще можно его увидеть.

И, наконец, последняя достопримечательность площади —  памятник мяснику Яну Брейделю и ткачу Питеру де Кенинку, проявивших героизм в борьбе за независимость от Франции в XIV веке в «Битве Золотых шпор». (Фотографию см. выше)

Небольшой переулок Briedelstraat соединяет Гроте-Маркт с другой, не менее значимой площадью, —  Бург. Той самой, что считается колыбелью города.

Изначально она была окружена стенами и имела въездные ворота. Но граф Арнульф I из Фландрии (889-965) расширил крепость Брюгге, чтобы создать мощный имперский административный центр.

 На западной стороне площади в XI-XIII  веках стоял замок Стен, бывший одной из резиденций графов Фландрии. А на севере располагалась Замковая церковь, посвященная Богородице и св.Донату, Когда Брюгге стал епархией в 1559 году, церковь Святого Доната превратилась в собор.

В настоящее время площадь окружена историческими зданиями, построенными в разное время в разных архитектурных стилях.

Ее доминанта – готическая ратуша. Самая старая во Фландрии (1420 г) с фасадом, украшенным шестью высокими стрельчатыми окнами и сорока восемью нишами с позолоченными статуями библейских перс­онажей, а также фигурами графов и графинь Фландрских.

Шесть фигур, выполненных знаменитым художником Яном ван Эйком, стали жертвой религиозных фанатиков во время французской революции в 1792 году, а потому в конце XX века, после реставрации,   их место заняли копии.

Не уступает экстерьеру и интерьер ратуши. Если по монументальной лестнице подняться на второй этаж, то можно попасть в готический зал со стрельчатыми дубовыми сводами и неоготическими фресками (XIX в), на которых запечатлены исторические события, и богато украшенный позолоченными плафонами.

Интересен зал Возрождения с большим мраморным камином XVI века.

На первом этаже посетители могут ознакомиться с виртуальной исторической экспозицией, рассказывающей об истории Фландрии и Брюгге.

А с обратной стороны ратуши, в маленьком скверике, стоит интересная композиция «Любовь» , изображающая целующихся людей. Их лица закрыты полумасками. Вокруг, в землю вбиты таблички со словом «любовь» на нескольких языках.

Это связано с тем, что в ратуше происходит регистрация браков..

Скульптурная композиция ‘Любовь’ — Оригинальное фото Марины Петренко с сайта Скульптурная композиция Любовь

Возврашаемся на площадь. Слева от ратуши — белое с позолотой здание Старой Канцелярии в стиле фламандского ренессанса (первая половина XVI века), в котором до 1883 года находился суд.

В 2001 году фасад здания был восстановлен в первоначальном виде. Строение получило Фламандский приз как лучший памятник архитектуры.

Над его фронтоном установлены позолоченная фигура Юстиции, символизирующая справедливость, а также статуи Моисея и Аарона, олицетворяющие житейскую мудрость и бренность бытия.

Эти изваяния, сделанные Гуиллауме Аертсом, так же пострадали от рук французских революционеров, и были восстановлены в 1877 -1884 годах. Модификации подверглись и декоративные украшения.

Справа от ратуши —  строение в ином стиле. .Двухэтажное здание под серой крышей в стиле неоклассицизма.

Это Дворец юстиции (1727 г), внутри которого можно увидеть известный камин «Brugse Vrije» XVI века из дерева, алебастра и мрамора с гербами, портретами и статуями Карла V, Максимилиана и Марии Бургундских, Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской.

Построенный для настоятелей не существующего ныне собора св. Доната (1662), он стал частью дворца епископов Брюгге. Уникальное сооружение появилось в 1531 году в честь победы императора Карла V над французским королем Франсуа I в битве при Павии.

Не удивляйтесь несоответствию дат. Камин, действительно, старше самого строения. Просто он остался от замков, стоявших здесь прежде.

Интерес и дом  резиденции прево (XVII в) в стиле барокко, на углу улицы Брейдельстраат.

Это здание в стиле барокко, построено в 1666 году. Первоначально служило резиденцией епископа и продолжало оставаться им до 1794 года. В настоящее время занято правительственными учреждениями..

Дворец Епископа или как еще называют резиденция Прево. Здание было построено в XVII веке в стиле барокко.

Когда-то являлось Домом настоятелей собора Св. Донатоса, которые находились во главе админ­истрации Фландрии.

С 1559 году Брюгге стал местом пребывания епископов, и здание, находившееся рядом с собором, было отдано под резиденцию епископа.

Стоит здесь и Деканат Святого Доната.

Двухэтажное здание в стиле барокко, украшенное ионическими колоннами и статуями, когда-то было резиденцией настоятеля церкви Святого Доната, расположенной на площади но не уцелевшей до наших дней.

А это старинные дома, в которых сегодня размещаются рестораны и кафе

Ресторан Tom Pouce объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО

А теперь отправимся в юго-западную часть площади, где стоит один из самых важных раритетов города — Базилика Святой Крови.

Двухэтажное строение необычной архитектуры состоит из двух частей.

Внизу – крипта св. Василия, представляющая собой романскую часовню, посвященную культу греческого патриарха, жившего в IV веке, которую построил граф Фландрии Дидерик Эльзасский после того, как привез мощи этого святого из Иерусалима во время II Крестового похода.

Строение, использовавшееся изначально как семейная церковь, состоит из 3- х нефов с хором и апсидой.

В одном из боковых нефов можно увидеть полихромную деревянную скульптуру Богоматери с младенцем (начало XIV века), и две деревянные статуи: «Пьета» и «Иисус на холодном камне» (1900 г).

В капелле святого Иво, построенной в 1584 году, хранятся мощи св.  Василия и графа Фландрии Карла I.

Верхняя часть, дважды подвергавшаяся разрушению (в XVI и XVIII веках), в последний раз была отстроена в 1829 году в неоготическом стиле (архитектор Х. Сиксдернис)

От начального романского стиля сохранились лишь изогнутые арки, ведущие к приделу Святого Креста,  потому что в XV веке был моден готический стиль.

Сюда ведет богато украшенная ренессансная лестница (1533 г) с позднеготическим декором созданным по чертежам фламандского живописца и архитектора Ланселота Блонделя.   

На фасаде — скульптура и медальоны из позолоченной бронзы изображающие представителей, правивших в разное время членов бургундского и австрийского домов.

Интересен главный алтарь с красивой фреской (1905 г.) «Чудо святого Креста». на заднем плане —  виды  Вифлеема и Иерусалима.

А также малый алтарь  (начало XVII века), украшенный рельефным алебастровым изображением Тайной вечери. 

Стоит обратить внимание так же на витражи в проемах хора, которые изображают графов Фландрии (1845 г).

Необычна кафедра в форме земного шара (1728 г.), что напоминает о строках из Евангелия – « Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие».

Церковь была построена в связи с появлением в Брюгге такой важной реликвии как Святая Кровь Господня. Ее привез сюда, вероятней всего, из IV крестового похода граф Фландрии Бодуин IX.

Святыня представляет собой фиал из горного хрусталя с маленькими позолоченными коронами, горлышко которого обмотано золотой нитью. Пробка запечатана красным воском с печатью. Внутри — кусочек белой бараньей шерсти, пропитанный кровью.

Реликвия хранится  в золотом цилиндре со стеклянной стенкой, помещенным в раку, откуда периодически достается для того, чтобы  дать возможность верующим поклониться ей.

Считается, что фиал обладает невероятной целительной силой. Оттого здесь всегда полно людей на костылях и в инвалидных колясках.

А ежегодно, в мае, цилиндр аккуратно перекладывают в особую раку из золота и серебра, украшенную драгоценными камнями, фигурками святых, гербами эрцгерцогов графства Фландрии, что была сделана Яном Краббе в 1617 году взамен реликвария уничтоженного Гезами, и проносят по городу во время красочной процессии.

В этом празднике участвует масса народа. И жители Брюгге, одетые в средневековые костюмы, и огромное количество паломников.

Отсюда идем к каналу, где на одноименном мосту стоит фигура Яна Непомуцкого, которую изваял в 1767 году фламандский скульптор Питер Пепперсон.

Святой изображен в традиционном виде с пятизвёздочным ореолом вокруг головы. В руках — библия и распятие.

Исключительно почитаемый в Чехии и Польше, где его статуи встречаются в каждом городе, здесь этот святой, считающийся в Голландии покровителем мостов, — редкий гость.

Мы обошли только часть этого прелестного города, в котором имеется еще немало всего интересного. Это и площади, и храмы, и музеи (в частности, Музей изящных искусств с коллекцией фламандской и бельгийской живописи, начиная с XIV века; музеи шоколада, муз-ей бриллиантов и музей картофеля-фри).

Говоря о Брюгге нельзя обойти бельгийский шоколад, очень вкусные торты и пирожные и, естественно, фирменные вафли.

А еще, как любительница собак, просто не могла пройти мимо этих четвероногих и их хозяев, что всттречались в раз ных уголках города.

И, наконец, рассказ о Брюгге городе был бы неполным, если бы мы обошли вниманием проводимые здесь интересные фестивали. 

Так, в августе проходит интереснейшее мероприятие «Золотое дерево», в основе которого лежит шествие, впервые организованное в 1468 году по случаю свадьбы Чарльза Отважного и Маргариты Йоркской, после которого на рыночной площади целую неделю проходили разные соревнования рыцарей. Победители награждались статуэткой в форме золотого дерева.

Это связано с легендой, согласно которой именно к нему приковал страшного великана, охранявшего вместе со злобным карликом замок, в котором томилась красавица, освобожденная рыцарем.

А в ноябре проходит Фестиваль шоколада. На узких улочках, прямо на глазах зрителей рождается сладкая скульптура, повсюду продаются и раздаются шоколадные   изделия с разным, порой необычным вкусом, идет демонстрация шоколадной косметики.

Написано по следам поездки с Марией Рез.

Использованный материал

Provinciaal Hof — Wikipedia

Markt (Brugge) — Wikipedia 
Церковь Нотр-Дам « Фландрия 
Bruges — Wikipedia 
Burg Square — Wikipedia 
St. Salvator’s Cathedral — Wikipedia 
Ten Wijngaerde (Begijnhof Brugge) — Wikipedia
Zeus, Leda, Prometheus en Pegasus, Брюгге: лучшие … 
Madonna of Bruges — Wikipedia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: