Надо же было такому случиться, что гостиница, в которой мы остановились на ночь перед круизом, оказалась именно на бульваре Las Rambla. Поздним вечером, в суете приезда, я и не заметила, что она называется «Gaudí». Обнаружила это только утром по множеству лейблов в весьма своеобразном номере, где «двери» псевдошкафов превратились в кровати.
Все оформление, весь интерьер этого здания просто «кричал»: «Смотрите, смотрите вокруг и представляйте себе, что здесь побывал знаменитый фантазер-зодчий».
Второй сюрприз ожидал меня уже на улице, где с противоположной стороны на меня смотрел знаменитый дом Гуэля, уникальная крыша которого, как оказалось потом, прекрасно просматривается с последнего этажа этого отеля.
А еще обнаружила что Гуэль с Гауди «подарили» свои имена стоявшим недалеко от дома мецената сувенирной лавке и близлежащей закусочной.
Город просыпался. Магазины были еще закрыты. Дворники убирали мусор.
Кто-то спешил на работу, кто-то — по своим делам…
В небольших кафе, на витринах которых была выставлена аппетитная сдоба, уже появились первые посетители, к которым присоединилась и я.
А подзаправившись, двинулась по улице Рамбла.
Рамбла – самый длинный городской бульвар, что растянулся, согласно справочникам, на 1,2 км от южного окончания в районе Port Vell, куда причаливают относительно небольшие круизные суда, до северного, упирающегося в Plaça Catalunya (площадь Каталонии).
Слово «rambla» переводится на русский как «канава, овраг, русло» потому что когда-то тут несся водный поток, несущей песок с горной гряды Кольсерола к морю.
После возведения городской стены он пересох и превратился в дорогу, а после формирования современного города – в бульвар. В память о тех временах один из участков улицы выложен литкой с волнистым рисунком.
Фактически это пять улиц, слившихся в одну и объединенных названием Las Ramblas: Rambla de Canaletes (Каналетес -водостоков), Rambla de los Estudios (Учения), Rambla de las Flores (Цветов), Rambla de los Capuchinos (Капуцинов) и Rambla de Santa Mónica (Святой Моники).
К Олимпийским играм 1992 года было приурочено строение пешеходного моста, получившего название Rambla del Mar (Морская), что ведет к современному торговому центру, расположенному прямо на воде Барселонского порта — «Маремагнуму».
Каждый из участков имеет свою изюминку, каждый хорош по-своему.
До XIX века в этой части города находились обители монашеских орденов, против которых ополчились местные жители измученные чумой и гражданской войной.
Многочисленные столкновения и протесты закончились
в 1835 году Ночью св. Иакова когда произошло массовое убийство монахов и монашенок. Барселонцы поджигали и уничтожали их имущество, разрушали религиозные учреждения. Немногие уцелевшие исчезли во время Гражданской войны (1936-1939-г.г.)
Обычно прогулка по этой улицы начинается с Plaça Catalunya (площадь Каталонии). Мы же пойдем в обратном направлении — от площади Plaça Portal de la pau, что переводится как «Врата мира».
Это место нередко называют Plaza de Colón (площадью Колумба), потому что там стоит рифленная колонна в коринфском стиле, увенчанная семиметровым памятником Великому мореплавателю.
Правая рука Колумба вытянута в восточном направлении. В левой руке — навигационная карта. Опорой для ног служит глобус.
Сначала считалось, что указующий перст направлен в сторону Америки. Но оказалось, что открытый Колумбом континент расположен в противоположной стороне. И тогда решили: пусть мореплаватель указывает просто на море, по которому шли его каравеллы.
Monumento a Colón (Монумент Колумба) высотой в 60 метров был построен к Всемирной выставке 1888 года на том месте, куда Колумб вернулся из своего первого путешествия в Америку. Это работа скульптора Рафаэля Атче по проекту каталонского архитектора Гаэта Бучаса.
У основания колонны можно увидеть четыре ростры с орлами. Около них – изваяния крылатых богинь Победы с лавровыми венками в руках.
На колонне — четыре рельефа с аллегориями Европы, Африки, Азии и Америки.
На круглом основании со ступеньками с четырех сторон, — восьмигранный пьедестал с четырьмя сидящими женскими фигурами, олицетворяющими средневековые испанские королевства (Арагон, Кастилию, Леон, Каталонию) с такими атрибутами власти как корона и скипетр.
А также представители разных слоев общества, связанные с кругосветным путешествием Колумба. Три каталонца и один валенсиец, что были восстановлены в 1965 году Хосепом Миретом. Кто же они такие?
Пере де Маргарит, облаченный в капитанскую одежду, сопровождавший мореплавателя во время его второй поездки в Америку.
Жауме Феррер де Бланес, дипломат, космограф, писатель, создавший карту мира после открытия нового континнта. Он выглядит как типичный представитель того времени в соответствующей одежде. В левой руке у него свиток. Правая указывает на глобус.
Бернат Бойл, монтсерратский монах, дипломат, апостольский викарий Вест-Индии, также участвовавший во второй американской экспедиции. Одет, как и полагается сану, в рясу. Рядом с ним – целующий руку священнику, американский индеец.
Луис де Сантангель, советник и нотариус католических королей облаченный в роскошную одежду, который в значительной степени финансировал американскую экспедицию. В руках у него – ларец со звонкими монетами.
У основания памятника — восемь прямоугольных бронзовых барельефов, представляющих собой тематический цикл, связанный с жизнью Колумба. Они в 1929 году заменили предыдущие. (Работа Мануэля Фушея, Пера Карбонеллы, Хосепа Тенаса).
На пьедестале расположено также восемь бронзовых медальонов, посвященных людям, имевшим отношение к этому путешествию. Это Фернандо-эль-Католико, Изабелла Католическая, Мартин Алонсо Пинзон, Висенте Яньес Пинзон, Андрес де Кабрера, Маркиз Мойя, Беатрис де Бобадилья, Маркиза де Мойя, Хуан Перес, Фрай Антонио де Марчена. Все они появились в 1929 году.
Имеются символы испанских и американских географических пунктов, связанных с этой историей: Барселона, Уэльва, Кордова, Саламанка, Санта-Фе, Могер, Пуэрто-Рико, Куба. А также позолоченный железный щит с гербом Колумба.
«Охраняют» композицию восемь бронзовых львов, «усевшихся» у подножья. (Работа Валлимьяно, специализировавшегося на ваянии животных).
Внутри колонны имеется лифт, на котором можно подняться на маленькую смотровую площадку, откуда открывается вид на морской порт, гавань и гору Монжуик.
Несмотря на то, что это строение находится не на той улице, по которой мы собираемся идти, хочу обратить на него внимание, так как оно прекрасно смотрится с площади Колумба.
Это здание портовой таможни (Edifici de la Duana del Port de Вarcelona), что было построено в 1896-1902 гг. в стиле эклектики по проекту Энрика Саньера.
Знаменитый испанский архитектор, построивший в Барселоне более 30 зданий, был уникальной личностью. Скрипач, художник, политик, яркий представитель каталонского модерна.
А теперь идем по Rambla de Santa Mónica (Святой Моники), где в мостовую вписался фрагмент с волнистыми линиями, имитирующими морские волны.
Сегодня это часть туристического маршрута. В XIX же веке в поистине злачное место, называвшееся Китайским кварталом и представлявшем собой настоящее дно Барселоны, с наступлением темноты было страшно заходить. И, как рассказывают авторы книги «Барселона и восточное побережье Испании», живший в этом месте французский писатель Жан Жене, описал все это в своем «Дневнике вора»
Справа (La Rambla, 7) стоит здание церкви, давшей название этому месту. Построенная в 1626 году, оно являлось частью монастыря августинцев. В 1984 году была реконструирована архитекторами Хелио Пинон и Альбертом Виапланом, сумевшими сохранив исторический облик, придать зданию современный антураж.
Сейчас здесь находится Центр искусств Санта Моника (Centre d’Art Santa M’onica), где проводятся временные выставки современных испанских и зарубежных художников.
Отсюда, по боковой улочке можно выйти к Музею воска (Museu de Cera) (Passatge de la Banca, 7), где представлено более 300 скульптур, изображающих знаменитых людей.
Именно на этом отрезке располагалась и наша гостиница «Gaudi» (Carrer Nou de la Rambla, 12), а напротив знаменитый дворец Гуэля (Carrer Nou de la Rambla, 3-5). (Подробно о нем см. Барселона Гауди. )
Идем дальше и, не доходя до Rambla de los Capuchinos, попадаем на расположенную справа от улицы Королевскую площадь (Plaza Real), которая относится к Готическому кварталу.
Она сформировалась в ХIХ веке после того, как были снесены старые крепостные стены и остатки монастыря капуцинов Санта-Мадрона, сгоревшего в 1835 году. Изначально этой площади хотели дать имя героев Испании, но по политическим соображениям она стала Королевской.
На ее оформление был объявлен конкурс, в котором победил Франсеско Даниэль Молин. Согласно его проекту в центре должна была стоять конная статуя правящего в то время Фердинанда VII. Но, почему-то это не произошло, а центр украсил фонтан «Три Грации» работы Антонио Ровиры Триаса, символизирующий Красоту, Плодородие и Очарование. В 80-х годах ХХ века здесь были высажены пальмы.
Площадь в форме каре окружают блоки четырехэтажного здания с аркадами в стиле классицизма, украшенного терракотой, которое строилось целых 10 лет. Открытой является лишь одна сторона.Сразу же после возведения дом заселили семьи известных влиятельных людей.
В 1878 году площадь украсили фонари работы Гауди. Это был первый заказ от мэрии города полученный мастером.
В этой вещи проявились детали, которые этот человек будет
использовать впоследствии многократно в своем творчестве. Мы видим крылатый шлем бога Торговли – Меркурия. А так же две змеи, обвивающие столб, являющиеся элементами атрибутики этого небожителя. Это не случайно. Ведь сравнительно рядом располагается знаменитый рынок, а дома, к тому времени, стали заселять коммерсанты.
В 1984 году это место было реконструировано архитекторами Корреа и Мила. Проезжая часть площади исчезла. Превратилась в пешеходную.
Сегодня это место любимо горожанами, которые любят посидеть в одном из расположенных здесь многочисленных кафе, ресторане или баре, принять участие в периодически проводимых фестивалях: музыкальном, фольклорном или танцевальном..
Идеи дальше и оказываемся на площади Театра (Plaza del Тeatro), название которой дал один из самых старых театров Барселоны, созданный в XVI веке и до сих пор сохранивший свой изначальный фасад — театр «Principal». Его построил архитектор Франсеск Даниель Молина.
Появившийся в 1603 году театр, назывался Санта Крус по имени главной больницы города, что в 1597 году дала начало исполнению светской музыки.
Театр в течение долгого времени являлся центром музыкальной культуры Барселоны. В 1787 он сгорел, но через год был восстановлен. В нем ставились оперные и балетные спектакли. Основу репертуара театра составляли произведения итальянских авторов.
Так, в театре впервые в стране публике были представлены работы Глюка, Моцарта, Сальери, Россини, Беллини, Верди… В 1837 году он был переименован «Принсипаль».
Рядом с ним, в одном здании (Ramblas, 27) располагается гостевой дом «Jai-ai-ai Palacio»
Неподалеку от театра стоит памятник драматургу и поэту, основателю современного каталонского театра, Фредерику Солеру (скульптор Агусти Куэрол и архитектор Пере Фалькес,1906 год)
Кстати, на Рамбле, можно встретить немало и других фигур.
За площадью Театра (Plaza del Тeatro), на месте бывшего монастыря капуцинов, берет свое начало Рамбла Капуцинов (Rambla dels Caputxins),
Этот отрезок улицы Las Ramblas первым стал пешеходной зоной, где состоятельные люди могли прогуливаться, общаясь между собой. Из-за того, что уровень земли здесь несколько поднялся, он стал называться Terrat (крыша), и об этом месте говорится в одной популярной детской песенке.
На этом участке стоит интересный дом №33 с маскаронами. В нем располагаются известные кафе и гостиница.
Проходим мимо дома №37
А также мимо дома № 45 с интересным фасадом
В нем располагается известный отель «Oriente» построеный в 1882 году. Знаменит тем, что здесь останавливались такие важные персоны как Эррол Флинн, Манолете или Мария Каллас. А еще хорошо знакомый нам всем датский сказочник Ханс Христиан Андерсен.
В 1835 году были снесены постройки разрушенного пожаром монастыря, и на La Rambla, 51-59 появился оперный театр Лисеу (Gran Teatre del Liceu). Открывшийся 4 апреля 1847 года, он считается одним из важнейших театров Испании.
В 1994 году всю внутреннюю часть здания уничтожил мощный пожар, оставив лишь внешние стены. Но в течение пяти лет театр был восстановлен и открыт заново.
Напротив Liceu находится кафе de la Ópera, в котором сохранились украшения Noucentista со старыми зеркалами и колоннами из кованого железа.
На этом же отрезке, по адресу La Rambla, 82 стоит знаменитый Дом Бруно Квадрас или Дом Зонтиков, получивший свое название из-за того, что в свое время здесь располагался магазин этих аксессуаров.
Дом с зонтиками был построен в 1858 году как типичный буржуазный особняк. Стиль модерн ему придал в 1883 году каталонский архитектор Жозеп Вилазек-и-Казановас, который, в преддверии Универсальной выставки 1888 года, соединил в экстерьере архитектурные фрагменты западной и восточной культур.
В самом верху здания он поместил декоративный пояс с египетским орнаментом, а ниже разместил ряд небольших римских колонн. Стены «облепил» зонтиками и веерами.
На 2-м этаже видны витражные окна и фрески, изображающие японцев в технике сграффито. А на углу – знаковый элемент дома зелёный дракон.
В 1980 году Дом с зонтиками был опять преобразован. Помещения двух нижних этажей занял банк.
Идем дальше и оказываемся на новом участке улицы — Рамбла Цветов (Rambla de les Flors) или Рамбла Святого Иосифа (Rambla de Sant Josep). Название связано с тем, что здесь раньше стояли цветочные киоски.
Начинается она с площади Пла-де-ла-Бокерия (Pla de la Вoqueria), где в прошлом стояли крепостные ворота. Это были необычные ворота, украшенные арабской вязью, что появились в XII веке как трофей, который привез Раймон Беренгер IV из Альмерии. Их назвали Воротами Бокерия (Bokeria).
Когда в 1760 году городские стены исчезли, то вместе с ними исчезли и ворота, а название перешло к открытому пространству, известному так же, как Pla de l’Os (Площадь Кости).
Здесь находится мозаика работы Жоана Миро, созданная известным каталонским художником и скульптором ХХ века, которую он выложил в 1976 году прямо на тротуаре, недалеко от дома, где родился в 1893-м году.
Оригинальная работа представляет собой пятицветный мозаичный круг диаметром в восемь метров с абстрактными узорами.
Это одна из трех работ скульптора, посвященных гостям Барселоны, что прибывают по суше, воздуху и морю. Так, в аэропорту можно увидеть огромное панно, символизирующее небо, композиция «Женщина и птица», стоящая в парке Жоана Миро, — землю, а вышеупомянутая мозаика – море.
Так как мозаика не имеет защитного покрытия, подошвы многочисленных ботинок стерли ее поверхность, краски поблекли. А потому ее дважды пришлось реставрировать (в 1992 и 2007 годах).
Наверно, этот круг обладает мистической силой, ибо именно здесь остановился террористический микроавтобус, который 17 августа 2017 года, влетев на бульвар со стороны Пласа де Каталунья, промчался по ней зигзагами на скорости более 100 км/ч.
Проехав 550 метров, сбил множество людей. 15 человек погибло, более 100 человек получили травмы. Это, естественно, потрясло барселонцев. И на следующий день круг Миро был буквально завален цветами.
А через год, в день траура, на место теракта для того, чтобы почтить память всех погибших и пообщаться с их родственниками, пришли король и королева Испании.
Изюминкой же этого места является рынок Бокерия ( La Вoqueria, mercat de Barcelona), занимающий солидную территорию ( 2583 м²). Первое документальное упоминание о нем относится к 1217 году.
Поначалу рынок сформировался за городскими воротами, о которых говорилось выше. Это связано с тем, что окрестные крестьяне, привозившие в город на продажу свою продукцию, не желали платить пошлину, взимавшуюся таможенниками.
Вот они решили разбить рынок за пределами города. А начиналось все с нескольких лавок, торговавших, преимущественно, мясом. В то время рынок назывался Mercat Bornet или (до 1794 года) Mercat de la Palla («Соломенный рынок»).
В конце XVIII века торговые точки переместились на Рамбла-де-Сан-Хосе, располагавшуюся между церковью Вифлеема и Пла-де-ла-Бокерия.
При подготовке визита Карла IV в 1802 году, по эстетическим соображениям, рынок убрали в сады монастыря Святого Иосифа. И там он просуществовал до момента начала антирелигиозных выступлений, когда монастырь был сожжен, а сады уничтожены. Напоминанием об этом является металлическая вывеска над входом, где под гербом видна надпись «St Josep»
Когда в 1826 году рынок был официально признан городскими властями, они решили оборудовать стационарное место, и в 1840-м году началось строительство под руководством архитектора Хосепа Маса Вилы. Того самого, что спроектировал роскошное здание барселонской мэрии в стиле неоклассицизма.
Через год рынок начал функционировать,несмотряна то, что строительство продолжалась. Официальное же открытие произошло в 1853 году.
В 1913 году у входа появились арки в стиле модерн спроектированные архитектором Антони де Фальгера, а через год над ним возникла металлическая кровля.
Новая реконструкция рынка имела место в 80-х годах ХХ века. Тогда же около центрального входа появилось офисное здание, где размещается Муниципальный институт меркатов Барселоны (Муниципальный институт рынков Барселоны).
В начале ХХI века «Бокерия» изменила облик в соответствии с проектом архитекторов Луиса Клотета и Игнасио Парисио, которые решили не «загонять» рынок в закрытое здание, а представить как открытый аркадный квадрат с восстановленными ионическими колонами.
В 2015-м году в ареал рынка вошла Пласа-де-ла-Гардуня, что привело к увеличению площади на 1000 квадратных метров, где появились новые киоски, а также необходимые подсобные помещения.
Рынок представляет собой удивительное ярко-красочное зрелище, где, словно на картинах фламандцев, собраны в натюрморты разнообразные овощи, фрукты, сладости, грибы, мясные продукты и дары моря.
На мой взгляд, самое интересное здесь,- рыбные ряды, где представлена вся съедобная фауна морских глубин.
На этом же отрезке бульвара стоит Дворец Виррейна (Palacio de la Virreina) (Рамбла, 99), считающийся жемчужиной барселонского барокко с элементами классицизма.
Дворец был построен архитектором Карлесом Грау в 1778 году для Мануэля де Атама, маркиза Кастельбеля, что был в то время вице-королём Перу.
Исключительно богатый человек хотел иметь роскошный дом. Только до окончания строительства он не дожил, и там длительное время вдовствовала его супруга Мария Франциска Фивальер-и-Блю.
Главный фасад здания украшен прекрасными пилястрами, балконами с карнизами и коваными перилами, балюстрадой с вазами. Но особенно хорош интерьер дворца в стиле французского рококо. В частности, помещение столовой с аллегорическими картинами.
Сегодня здесь расположен культурный центр, где устраиваются выставки современных каталонских художников, скульпторов, а на первом этаже – экспозиция Музея декоративного искусства.
На бульвар (La Rambla, 107) выходит боковой фасад барочной церкви Богоматери Вифлеемской, что была построена в 1732 году по проекту архитектора Жосепа Жули. на месте предшественницы, разрушенной в 1671 году.
Скульптурное оформление выполнили Франсеск Сантакрус-и-Артигес (статуи младенца Иисуса над одноимёнными воротами, выходящими на Рамблу, и Святого Франциска Ксаверия) и его ученик Андреу Сала (статуи Святого Игнатия Лойолы и Святого Франсиско де Борха вокруг главного входа).
Принадлежавшая изначально ордену иезуитов, после изгнания их из Испании в 1767 году, она была передана другим конгрегациям.
Далее нам встретится театр Poliorama открытый в 1906 году в здании академии «Real Academia de Ciencias y Artes» Барселоны. (Rambla dels Estudis, 115), что всегда играл важную роль в каталонской культурной жизни. Именно о нем писал в своей книге «Памяти Каталонии» (1938 год) Джордж Оруэлл, где рассказал свою личную историю об участии в конфликте 1937–1938 годов. Сегодня здесь можно посмотреть популярные фламенко-шоу.
И, наконец, последний участок бульвара — Рамбла Каналетес (Rambla canaletes), получившая название по небольшому одноименному чугунному питьевому фонтану (Font de Canaletes), поставленному как источник питьевой воды в конце XIX века на том месте, где по желобам текла вода.
Над базовой частью, напоминающей очертаниями самвар с четырьмя кранами, где боковые стенки украшены гербами Каталонии, — столб с четырьмя фонарями с коронами. Находящаяся рядом табличка гласит, что каждый, отведавший воды из фонтана, влюбится в Барселону и непременно вернётся сюда.
Заканчивается же наша прогулка на большой площади Пласа-Каталунья (Placa Catalunya).
Фотографии автора и Алоны Шлейпак