Генуя

Вы увидите царственный город, расположенный напротив холма, гордящийся своими людьми и стенами, чьи черты делают его повелительницей моря.

Франческо Петрарка, 1358 год

Если познакомиться с высказываниями знаменитых людей о Генуе, то можно, можно себе представить нечто необыкновенно-изумительное. Но, то ли времена изменились, то ли восприятие…. Только у меня Генуя, вызвала противоречивые чувства.

Наверно потому, что, согласно расхожему выражению, этот город, как и многие другие, полон контрастов. Даже в центре, наряду со старинными, величественными, действительно, интересными особняками и дворцами, соседствуют узкие грязные улицы, стоят запущенные, требующие капитального ремонта, дома…

Тем не менее, прогулка по некогда могущественному городу, несомненно, интересна. Но, прежде чем отправиться в дорогу, как обычно, познакомимся с историей.

Согласно одной из версий, название города произошло от латинского слова «genua» («колени») из-за расположения на изгибе береговой линии. Согласно другой — от кельтского «genawa» («рот»), что подразумевает бухту, в которой расположен этот населенный пункт.

Как и у жителей других городов Средиземноморья, у генуэзцев имеется легенда, связанная с местом их обитания. Они считают, что их прародителем был двуликий бог Гиано, прообраз римского Януса, ибо город тоже имеет два лица: одно из них обращено к морю, а другое – к горам.

Что касается истории, то в VI -V веках до н.э. здесь, согласно археологическим находкам, жили греки и этруски, располагалась колония финикийцев, а потом обосновались лигуры.

Из-за того, что последние в 264 году до н. э. вошли в каолицию с карфагенянами, а потом переметнулись к Риму, заключив договор, получивший название «Foedus Aequum» («Союз равных»), в 209 году до н. э. карфагеняне разрушили город. Но он возродился, и в 102 году до н.э. вошел в состав Римской республики, став частью провинции Цизальпинская Галлия.

Далее, на протяжении пяти веков, Геную неоднократно завоевывали варвары, готы, гунны… Закончилось же дело тем, что в 538 году ее прибрали к рукам византийцы.

Но на этом злоключения не закончились. В 402 году на город напали визиготы, в 538 году  — вновь византийцы. В 568 году большая часть Северной Италии оказалась захваченной лангобардами. А почти через сто лет, в 641 году, Генуя, наряду с другими городами Лигурии,
была захвачена королем Ротари.

Когда в 773 году король франков Карл Великий разгромил Лангобардское королевство, Генуя стала частью его владений.

В 843 году, согласно Верденскому договору, империя франков разделилась на три части. Лигурия отошла к Срединному королевству, а в 856 году оказалась в составе Итальянского королевства.

Несмотря на то, что в те времена Генуя представляла собой лишь небольшой рыбацкий поселок, из-за своего местоположения, оставалась лакомым кусочком для завоевателей.

В 934 году здесь появились разорившие ее сарацинские пираты. Но в середине Х века в союзе с Пизой ей удалось очистить северное побережье Тирренского моря от сарацинов. И с того момента Генуя ступила на путь процветания. Через полтора столетия достигла статуса столицы торговой державы «La Superba» (Genua superbus — Генуя Гордая). Именно тогда появилась поговорка  «Если генуэзец, — значит торговец!»

В 1155 году генуэзские купцы получили значительные торговые привилегии от Византийской империи, а в 1162 году император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса выдал городу документ, в котором говорилось, что тот становится владельцем земель на побережье Лигурии от Монако до Портовенере.

Таким образом оформилась знаменитая Генуэзская торговая республика, которая могла сравниться по мощи и богатству с солидными европейские державами.

Власть находилась в руках высокородных кланов. Таких как Спинола, Дориа, Джустиниани, Гримальди, Фьески… Они, наряду с членами других знатных семейств, заседали в Совете старейшин.

Представители генуэзской аристократической верхушки порой объединялись по принципу политических и торговых интересов, создавая так называемые «альберги».

В XIII веке генуэзские купцы приняли участие в Реконкисте (отвоевании Испании у мавров), закрепив при этом своё влияние в городах Арагона и Каталонии, построили фактории на востоке в Аккре, Триполи, Бейруте, по всему побережью Чёрного моря.

С кем только не торговали генуэзские купцы! Даже с Золотой Ордой.  Но покой мог только сниться. C конца XIII-го до начала ХV-го века республика находилась в состоянии перманентной войны с подобными ей – Пизой и Венецией.

В 1380 году генуэзский флот был разгромлен в битве при Кьодже. После перемирия Генуя приобрела ключевые торговые позиции в Причерноморье, а Венеция — опорные пункты в Египте и Сирии.

Важным шагом в истории этого места стало основание в 1407 году банка Св. Георгия, который курировал практически всю торговлю, и к концу ХV столетия приобрел статус крупнейшнго в Европе, щедро спонсировавшего монархов.

В то же время, потеряв владения в Леванте и на Сардинии, генуэзские купцы стали завоевывать рынки Западной Европы.

Какое-то время Генуя находилась под влияние Франции, которое прекратилось в 1528 году при поддержке Священной Римской империи, и Генуэзская республика возродилась на олигархической основе.

С появлением новых торговых путей, что шли из восточных стран по Средиземному морю через Атлантику в Новый Свет, Генуя, как торговая держава, стала ослабевать. Это оказалось на руку завоевателям.

В 1746 году, в ходе войны за Австрийское наследство, город оккупировали австрийцы, что привело к народным волнениям, с которыми правящая купеческая олигархия спрвиться не смогла.

Добил же Генуэзскую республику Наполеон Бонапарт, введя в 1797 году на ее территорию армию. Он сформировал зависимую от Франции Лигурийскую республику, отстоял ее в борьбе от антифранцузской коалиции и в 1805 году присоединил к своей стране.

После капитуляции Парижа в марте 1814 года, Генуя была захвачена англичанами, сформировавшими в городе временное правительство, но в 1815 году, решением Венского конгресса, территория, которая до завоеваний Наполеона составляла часть Генуэзской республики, вошла в Сардинское королевство.

Когда в  марте 1861 года было провозглашено создание единой Италии, Генуя стала её частью.

Во время Второй мировой войны город подвергся бомбардировке британского флота. В 1943 году в него вступили немцы, нанеся старинным памятникам немалый урон. Лишь 27 апреля 1945 года американские войска принесли освобождение.

В наши дни Генуя больше не имеет статуса торговой державы, но не перестаёт считаться одним из важнейших центров европейской культуры, и с самыми интересными объектами мы познакомимся, отправившись на прогулку по городу.

Отправная точка — портал компании MSC, где пришвартовался наш круизный лайнер.

Причал расположен в самом центре города, в историческом месте. Именно отсюда в XIX веке итальянские переселенцы отбывали в Америку.

Здесь стоит старинное портовое здание Stazione Marrittima. Перед ним — инсталляцией в виде фонтана, в середину которого помещен корабельный винт.

Отправляемся в город через боковой выход

Нам открывается вид на дворец Андреа Дориа (Palác Andrea Doria) (Piazza del Principe, 4)

Когда-то от виллы по склону холма вниз спускался парк, доходя до личной пристани Андреа Дориа. Сегодня же там проложена автомобильная трасса.

Эта роскошная дворянская резиденция с видом на Генуэзский залив. была построена в первой половине XVI века для адмирала и государственного деятеля Андреа Дориа, князя Мельфи.

Первый камень был заложен в 1529 году, когда Дориа решил создать для себя уютный уголок, где мог бы проводить время после того, как удалится на покой. Преследовал он еще одну цель — оставить материальное наследство для потомков.

Именно здесь во время официального визита был принят император Карл V, от которого Андреа Дория сумел получить право Генуи на независимость от империи и стать, практически, властелином города.

При строительстве особое внимание было уделено ренессансной отделке интерьеров и обстановке большинства комнат под руководством художника Перино-дель-Вага.

Вилла была расширена преемником Андреа, Джованни Андреа I Дориа, который сумел придать ей особый шик.

Великолепные фрески стен и потолков, прекрасные гобелены, картины известных мастеров и другие произведения искусства радуют и сегодня глаза тех, кто переступает порог размещенного здесь музея.

Очень красив парк в итальянском стиле, разбитый перед домом и соединенный с ним арочной галереей. Его доминанта — большой мраморный фонтан «Нептун».

Имеются и маленькие симпатичные фонтанчики, разбросанные по всей парковой зоне.

Если, выйдя из порта, направиться вправо, то первое, что бросается в глаза – рынок.

А рядом с ним – корабль, что был построен для съемок фильма «Пираты» известного режиссера Романа Полански, вышедшего на экраны в 1982 году.

Галеон «Neptune», пришвартовавшийся в Генуе, — копия испанского военного корабля образца XVII века.

Судно, «засветившееся» потом в американском телесериале «Neverland», могут посетить все желающие.

Стоит подняться на борт огромного трехмачтового корабля для того, чтобы разглядеть пушки, спуститься в трюм, полазить по вантам, заглянуть в каюты, камбуз, «тюрьму», обратить внимание на детали…

Осмотрев галеон, переходим дорогу и оказываемся на Piazza Caricamento (Пьяцца Карикаменто) около памятника Раффаэле Рубаттино (автор Аугусто Ривалта), который родился в Генуе, в семье деловых людей (1810 -1881 г.г.) и стал солидным предпринимателем, основавшем пароходную компанию, управляющую торговыми судами, плавающими по Средиземному и Красном море. Был у истоков создания военно-морского флота Италии.

За ним в ряд стоят интересные дома

Рядом — весеоая карусель

Площадь, имеющая форму неправильного четырехугольника, появилась в 1839 году как новая прибрежная дорога, названная в честь короля Карло Альберто.

В 1854 году, став головной станцией линии Турин-Генуя, предназначенной для погрузки и разгрузки товаров, принадлежащих портовой железной дороге, обслуживающей портовые перевозки, была переименована в Ди-Карику.

Слева от площади расположен Аквариум Генуи, крупнейший в Италии, второй по величине в Европе. Здесь, на площади в 3.100 м2 можно увидеть 70 резервуаров с водой, общим объемом 6 млн. литров, с разнообразными морскими обитателями.

Открытие аквариума состоялось в 1992 году. Оно было приурочено к открытию выставки Genoa Expo’92 и знаменательной дате – 500-летию со дня открытия Христофором Колумбом Нового света.

Автор проекта – Ренцо Пиану, итальянский архитектор, создающий шедевры в стиле «хай-тек».

Внутреннее оформление — работа Питера Шермаеффа и группы английских дизайнеров «Cambridge Seven Associates».

В 1998 году к основному зданию аквариума был приставлен стометровый корабль, соединенный специальным мостом.

На площадь северным фасадом выходит интересное старинное здание — Палаццо Сан-Джорджо (.Palazzo San Giorgio) 

Оно было построено в 1260 году Гульельмо Бокканегра, дядей Симона Бокканегра, первого дожа Генуи.

На стоительство пошли фрагменты разрушенного посольства Венеции в Константинополе, что были получены в дар от византийского императора Михаила VIII Палеолога за помощь в борьбе против Латинской империи.

Дворец предназначался для создания гражданско-политического центра правительства Генуэзской республики.

Когда в 1262 году Гульельмо Бокканегра был смещён с поста и отправлен в ссылку во Францию, дворец был национализирован и превращен в тюрьму.

Самым известным заключённым, отметившемся здесь, был Марко Поло. Именно там, с его слов, итальянский писатель Рустикелло, деливший камеру с известным путешественником, написал знаменитые приключенческие рассказы.

В 1451 году здание перешло администрации Banchi di San Giorgio, первого банка в мире, что был создан в 1407 году.

В 1535 году дворец отреставрировали, а в 1570-м к восточной стороне пристроили здание с монументальным фасадом, обращенным к порту.

На первом этаже нового крыла были размещены таможни, офисы и так называемые «ритуалы», хранилища для монет и драгоценных металлов; на втором этаже находился архив банка.

В 1592 году Андреа Семино разрисовал фасад нового здания фресками. Они не понравились Banco Protectors, а потому приглашенный Лаззаро Тавароне поместил на «морской» фасад изображения известных генуэзцев и св.Георгия, убивающего дракона.

В XVII веке в центр главного фасада вписалась часовая башня. И он стал выглядеть так

В 1797 году Banco di San Giorgio прекратил свою деятельность в связи с падением Независимой республики, в 1805 году был окончательно распущен в связи с присоединением наполеоновской Лигурийской республики к Французской империи.

Прошло несколько десятилетий, и в конце XIХ века архитектор Альфредо д’Андраде полностью отреставрировал самую старую часть здания, очистив ряд фрагментов от более поздних наслоений..

Вот так выглядит южный фасад сегодня

А это западный

В 1987 — 1990 годах была проведена последняя реставрация художником Раймондо Сиротти, который, воспользовавшись эскизами, хранящимися в музее Варезе, рисунками Альфредо д’Андраде, сумел восстановить оригинальный вид.

К основному зданию c восточной стороны примыкает строение 1260 года (реконструкция XIX века). На основе из серого камня с портиками – стены из красного обнаженного кирпича, увенчанные зубцами (мерлонами), которые обычно завершали крепостные стены, служили прикрытием для защитников крепости от обстрела.

Идем дальше. От Piazza Caricamento поднимаемся вверх по Vico della Vena

Узкими улочками выходим на площадь Св. Луки (Piazza San Luca)

Здесь стоит старинная одноименная церковь Chiesa di San Luca, что была основана в 1188 году Оберто Спинолой, важным политиком того времени, консулом Пиньольтом, на земле, принадлежавшей его зятю Оберто Гримальди.

В 1191 году церковь была освящена и объявлена приходом семей Спинола и Гримальди. Она и сегодня остаётся частным владением семейства Спинола, члены которого поклоняются св. Луке.

Между 1626 и 1650 годами ломбардский архитектор Карло Мутон переоборудовал здание в стиле барокко, сохранив элементы типичные для генуэзских церквей.

Внутреннее декорирование церкви сделали выдающийся мастер Доменико Пиола, написавший фрески, и живописец Антонио Марии Хаффнер, использовавший приём тромплёй (обман зрения) (XVII век).

На своде купола изображена Коронация Богородицы, на карнизах – библейских персонажей. В пресвитерии, на своде нефа и на хорах – сцены из жизни св. Луки.

Строение с вытянутым нефом оканчивается полукруглой апсидой, где стоит главный алтарь со статуей Непорочного Зачатия (работа Филиппо Пароди).

В церкви можно увидеть такие произведения искусства как «Поклонение волхвов» кисти Джованни Бенедетто Кастильоне по прозвищу «Иль Грекетто», и вырезанную из дерева фигуру Христа, снятого с креста (работа Филиппо Пароди), что впоследствии была раскрашена по инициативе Доменико Пиолы. А также деревянное Распятие Франческо Фанелли (1609).

Строение, пострадавшее во время Второй мировой войны восстановил Луиджи Джероламо Леггеро. Он обновил фрески купола, апсиды и пресвитерия.

Последние реставрационные работы имели место в начале XXI века.

По городу можно передвигаться пешком, а можно вот на таком паровозике

Мы идем на своих двоих по узкими улочками

Выходим на Пьяцца ди Пелличчерия (Piazza di Pellicceria), где стоит Палаццо Спинола ди Пелличчерия (Palazzo Spinola di Pellicceria Piazza di Pellicceria).

Здание, построенное в 1593 году для Франческо Гримальди, является исключительным образцом генуэзской резиденции в стиле барокко, в которой сохранились оригинальный декор, картинная галерея и мебель.

Впоследствии экспозицию дополнили шедевры, приобретенные для располагающейся там ныне Национальной галереей.

Здесь до 1641 года жила семья Гримальди. Потом дворец был продан Ансальдо Паллавичини с целью погашения долга. В дальнейшем неоднократно переходил из рук в руки по наследству. До тех пор, пока в начале XVIII века его владельцем не оказался Дориа Спинола.

Новый хозяин подверг дворец перестройке, в результате которой в центре здания появилась лоджии, а фасад украсила штукатурка в стиле рококо.

В соответствии с архитектурой, характерной для генуэзских дворцов конца XVI века, во внутреннем дворе-атриуме была поставлена красивая лестница.

Представляет интерес великолепно оформленные внутренние пространства. Прежде всего, фрески на сводах салонов изображающие военные подвиги герцога Альбы, Трионфо ди Ренато Гримальди и Импрезе.

Это работа таких мастеров как Лоренцо де Феррари, Лука Камбьясо, Бернардо Кастелло, Бернардо Строцци…

Разбомбленный во время Второй мировой войны, дом потерял третий этаж, который был заменен современным.

В 1958 году дворец маркиз Спинола подарил дворец итальянскому государству. В настоящее время здесь базируется экспозиция Национальной галереи.

Далее на нашем пути возникнет Пьяцца делла Меридиана (Piazza della Meridiana)

На ней стоят интересные дома с лепниной

Мы видим южный фасад особняка, занимающего четвертое место по значимости в архитектурном реестре города. Это Палаццо Джероламо Гримальди (Palazzo Gerolamo Grimaldi) (1544 год), что было построено для известного генуэзского банкира, который выполнял обязанности налогового инспектора в Кордове и Гранаде.

Местом расположения был выбран крутой склон, что создало проблемы во время строительства.

После трех веков принадлежности семье Гримальди Олив
последний владелец Джио Агостино продал дворец в 1835 году Паоло Себастьяно Одеро.

В начале ХХ века Эван Маккензи, представитель в Генуе Лондона Ллойда, поручил флорентийскому архитектору Джино Копеде переделать строение под офисное.

Во время Первой мировой войны здесь располагался военный госпиталь. Потом замок превратился в общественное здание. В 2004 году его приобрела одна солидная фирма и, проведя реконструкцию, оборудовала внутренние помещения в современном стиле. Часть их стала использоваться для банкетов и приемов, а часть превратилась в торговые помещения и дорогие шикарные квартиры.

Еще одно интересное здание — Palazzo Gio Carlo Brignole (Палаццо Джио Карло Бриньоле) (Piazza della Meridiana, 2)

Оно было построено в 1664 году Джио Карло Бриньоле, после того как тот решил пристроить несколько домов к родительскому. Оставался собственностью этой семьи до середины прошлого века.

Его легко узнать по украшающим двери портала фигурам двух теламонов, которые в архитектуре соответствуют атлантам.
Были изваяны Филиппо Пароди в 1671 году.

В греческойми фологии теламон — сын Эака, брат Пелея, царь острова Саламина, отец Аякса, Теламонида и Тевкра. Принимал участие в морском походе аргонавтов и в калидонской охоте. 

Внутри здания имеются интересные фрески работы Грегорио и Лоренцо Де Феррари, Дураццо Джузеппе Изола, Федерико Леонарди.

С этой площади берет начало одна из самых известных улиц, носящая имя национального героя Гарибальди — via Garibaldi

Появившись в 1550 году, она за время своего существования сменила не одно название. Сначала была Страда Маджоре (Большая дорога), затем Страда Нуова (Новая дорога). До XIX века — Виа Ауреа (Золотая дорога). Затем, с легкой руки Мадам де Сталь, превратилась в Рю де Руа (Путь Королей). И только в 1882 году получила нынешнее название — Джузеппе Гарибальди.

Родилась же эта улица в период, который вошел в историю как «Век генуэзцев». Она стала центром нового жилого района для именитых семей, решивших покинуть средневековые кварталы, спуститься с холмистой местности, поселиться поближе к морю.

Инициатором проекта стало богатейшее семейство Гримальди, которое приобрело здесь самую обширную территорию. Планировка была поручена Бернардино Кантони, архитектору муниципалитета Генуи, ученику Галеаццо Алесси.

За 40 лет самый запущенный район города с сомнительной репутацией превратился в привилегированный и фишенебельный.

И сегодня по обе стороны виа Гарибальди стоят роскошные дворцы такой интересной архитектуры, что нидерландский художник Питер Пауль Рубенс во время посещения Италии (конец 1605 г.- начало 1606 г) был покорен их видом.

Он не только сделал рисунки, но и дал подробное описание в книге «Genua, Palazzi di Genova», изданной в 1622 году с целью знакомства с архитектурой Италии знатных семейств Антверпена.

Эта монография в значительной степени способствовала тому, что генуэзский стиль, разработанный архитектором Галеаццо Алесси, стал исключительно популярен и в Северной Европе.

Не оставило это место равнодушным и Чарльза Диккенса, который в своей книге «Картины Италии» (1843 г) писал: «Я впервые увидел ее под самым ярким и интенсивно синим из летнего неба, когда два ряда огромных жилищ превратились в драгоценную полосу света, постепенно сужающуюся и контрастирующую с серьезной тенью внизу!

Бесконечные детали этих роскошных дворцов — некоторые из них увешаны внутри шедеврами Ван Дейка, — большие тяжелые каменные балконы, один над другим и ярус над ярусом, а местами какой-нибудь больше других — целая мраморная платформа, — громоздится выше всех.

Вестибюли без дверей, заделанные прочными решетками окна нижнего этажа, огромные парадные лестницы, могучие мраморные опоры, монументальные, похожие на крепостные ворота арки и мрачные, гулкие сводчатые комнаты, среди которых теряется взгляд — ибо за одним дворцом возникает другой, а между ними, на высоких уступах, на двадцать, тридцать и сорок футов выше улицы, сады с зелеными арками, увитыми виноградом, рощи апельсиновых деревьев, краснеющий олеандр в цвету — вестибюли с отставшей и осыпавшейся штукатуркой, с заплесневелыми углами, но еще блистающие яркими красками.»

В начале улицы висит мемориальная доска, которая гласит: «Улица сохраняет городские пространства позднего эпохи Возрождения и Барокко».

Все стоящие здесь здания были внесены 13 июля 2006 года в список 42-х объектов, зарегистрированных как «Ролли Генуи».

Словом «Ролли», начиная с XVI века, именовались списки роскошных палаццо и резиденций, сосредоточенных в одной из центральных частей Генуи (сегодня это, в основном, улицы Гарибальди и Бальби).

Список «Ролли» составлялся с особой тщательностью и скрупулезностью. Внесенные в них палаццо принадлежали исключительно знатным генуэзским фамилиям, чьи апартаменты отличались роскошной обстановкой и должны были соответствовать определенным требованиям, поскольку они предоставлялись в качестве временных резиденций высоким гостям Генуи, прибывавшим в город с официальными визитами.

Подобные списки существовали с 1576-го года, находясь в распоряжении Сената Республики и назывались «Rolli degli alloggiamenti pubblici di nova» («Списки общественного жилья Генуи»)

Понятно, что в этом случае понятие «общественное жилье» значительно отличается от современного значения этого термина.

Первый особняк, который рассмотрим будет Дворец Паллавичини-Камбьясо (Via Giuseppe Garibaldi, 1)

Он был построен в 1558 году для Агостино Паллавичини, посла в Испании, брата Тобии Паллавичино, у которого уже имелся дом на этой улице (Via Giuseppe Garibaldi, 4) известной сегодня как Палаццо Тобиа Паллавичино.

Архитектором был Бернардино Кантоне, сотрудничавший с Галеаццо Алесси, проектировавшим и Piazza Fontane Marose, и Strada Nuova.

В середине XVIII века дворец перешел во владение семьи Камбьясо.

Мы видим интересное здание, рустированное камнем серого цвета, на фоне которого выделяется белый мрамор плинтуса.

Здание богато украшено лепниной: маскароны, венчающие наличники окон; портал с геральдическим щитом, рогами изобилия, фигурами римских воинов; обрамляющие вход круглые колонны…

В настоящее время принадлежит известному банку.

Рядом стоит палаццо Панталео Спинола (Via Giuseppe Garibaldi, 2), который начал строить архитектор Бернардо Спазио, а закончил в 1558 году Пьетро Орсолино, когда заказчика уже не было в живых.

Дом интересен порталом, обрамленным колоннами, где на карнизе располагаются мраморные статуи — аллегории Благоразумия и Бдительности.

Первый этаж богато украшен фресками с библейскими сюжетами, созданными в первые десятилетия XVII века Джованни Карлоне Сюзанной Старшим.

«Суд Соломона» и «Конец Ассалонны» стали одними из его последних работ в стиле маньеризма.

На верхнем этаже можно увидеть фрески XVI века (работа братьев Семино и Кальви). Наиболее же известной являются работы Пиолы и Джованни Бастисты Карлона, считающиеся высочайшим достижением генуэзского барокко.

На следующем этаже, куда можно подняться по элегантной лестнице, сохранились фрески конца XVII века на мифологические сюжеты выполненные Доменико Пиола и Эмилиано Паоло Броцци, специалистом перспективной живописи.

В других комнатах — фрески на тему римской истории и времен года. Это работа Пиолы и Джованни Бастисты Карлона.

В прошлом здесь находилась знаменитая мраморная композиция «Похищение Елены» — истинный шедевр барочной скульптуры Пьера Пьюже из Марселя. Сейчас она хранится в музее Сант-Агостино.

В настоящее время здание является домом Банко ди Кьявари и Лигурийской Ривьеры.

Палаццо Леркари-Пароди (Palazzo Lercari-Parodi) (Via Giuseppe Garibaldi, 3)

Было построено в 1571 году Франко Леркари, богатым банкиром, который занимал в 1670-х годах должность губернатора Генуэзской республики.

Последней владелицей дома была Мария Луиджа, которая, выйдя замуж за моденезского маркиза Лодовико Коккапани (позже Кокапани Империали) принесла дворец ему в качестве приданного. А его потомки, в 1845 году, продали строение банкиру Бартоломео Пароди, чья семья владеет им по сей день.

О первых владельцах напоминают бюсты Франко Леркари и его жены, Антонии де Марини (скульптор Таддео Карлоне) в нишах одного из этажей.

Нижняя часть фасада оформлена плоскими квадратами, перемежающимися с кладкой, называемой бриллиантовым рустом. Все окна закрыты мощными решетками, на концы которых «надеты» позолоченные шарики.

Поначалу верхние этажи были оформлены открытыми лоджиями, которые впоследствии закрыли.

Интересен портал, по бокам которого Таддео Карлоне поставил двух теламонов, лишенных рук, ног и носов. Это связано с семейной легендой, в которой фигурирует Меголло Леркари.

Этот человек занимался торговлей в районе Черного моря. В рамках своей деятельности подружился с императором Трапезундской империи Алексеем II, с которым нередко играл в шахматы.

Однажды ему составил партию один из приближенных императора, который вел себя весьма некорректно. Насмехался и глумился как над самим Леркари, так и над его родиной.

Оскорбленный генуэзец вызвал обидчика на дуэль, но император запретил проводить поединок. Тогда Меголло, направился в Геную, собрал отряд из верных людей, с которыми на двух галерах вернулся с целью отмщения.

Там они нападали на всех встречавшихся императорских подданных мужского пола и отрубали им носы и уши. «Трофеи» складывали в бочку и засаливали. Экзекуция продолжалась до тех пор, пока генуэзцам в руки не попался немощный старик, попросивший пощады.

И тогда, сохранив жизнь старцу, Леркари отправил его к императору с жутким даром — бочкой, полной ушей и носов.

Чтобы прекратить произвол император вынужден был отдать
обидчика. Генуя же провозгласила Меголло героем.

Внутри дворец украшен бюстами Франко Леркари, его жены Антонии де Марини Таддео Карлоне, императора Карла V Габсбургов и короля Испании Филиппа II.

Имеются  красивые фрески конца XVI столетия с изображением пейзажей, батальных сцен, моментов из жизни семейства Леркари.

Дворец Каррега-Катальди (Palazzo Carrega-Cataldi) (Via Garibaldi, 4)

Дворец в ренессансном стиле был построен между 1558 и 1561 годами для Тобиа Паллавичино, богатого торговца квасцами, занимавшего многочисленные посты в Генуэзской республике, потомка одной из старейших дворянских семей города.

Архитектором был выбран Баттисто Кастелло по прозвищу «Бергамаско», для которого это была первая серьезная работа. С ним сотрудничали Бартоломео Риччо, Доменико Солари и Антонио Родерио.

Изначально здание состояло из центральной двухэтажной части, имевшей форму куба и двух мезонинов.

Внутреннее убранство было сделано в стиле позднего ренессанса, которое сохранились в первозданном виде. Красивые мраморные полы, лепнина, обрамляющая фрески с изображением божеств Олимпа, муз и музыкантов.

Когда в начале XVIII века здание перешло во владение семье Каррега, то было значительно увеличено. Появились две новые комнаты, часовня, «позолоченная галерея», где можно увидеть истинные шедевры позднего генуэзского барокко работы Лоренцо де Феррари (1744 году).

В интерьере наблюдается всеобъемлющее гармоническое слияние всех составляющих: стен, потолков, дверей, зеркал, мебели…

В настоящее время здание является резиденцией торговой палаты Генуи.

Палаццо Анджело Джованни Спинола (Palazzo Angelo Giovanni Spinola)(Via Giuseppe Garibaldi, 5)

Строительство было начато в 1558 году для Анжело Джованни Спинолы, посла Генуэзской Республики в Испании, банкира императора Карла V Габсбурга.

Завершено в 1576 году при его сыне Джулио, который после окончания военной карьеры (участие в битве при Лепанто, захват Лиссабона) стал банкиром короля Испании Филиппа II Габсбургского. Автор проекта — Джованни Понцелло.

С начала ХХ века это помещение для банковских офисов.

У дворца интересный фасад с фресками братьев Кальви и Лаззаро Тавароне, потерявшими со временем былую яркость.

Оконные рамы с искусственными мраморными фронтонами украшенными масками сатиров и ангелов.

На первом этаже между окнами изображены фигуры римских императоров, сидящих на высоких трибунах. Среди них — Нерон и Клавдий. На верхних этажах мужские и женские фигуры, окруженные военными атрибутами и оружием.

Как на фасаде, так и на фресках атриума, изображены члены семьи, облаченные в одежды римских патрициев.

В интерьере дворца также имеется немало красивых фресок работы Антонио, Аурелио и Феличе Кальви, Андреа Семино, Бернардо Кастелло и Лаззаро Тавароне..

Здесь можно увидеть аллегорические фигуры и зодиакальные знаки, батальные сцены, в которой принимал участие Герардо Спинола, картины на мифологические темы, изображения членов семьи.

Сегодня здесь апартаменты известного Банка Америки

Палаццо Джио Баттиста Спинола (Palazzo Gio Battista Spinola) (Via Garibaldi 6)

Построен около 1563 года по поручению братьев Андреа и Джио Батты, князей Верганьи, принадлежащих семейству Спинола

Его строили архитекторы Бернардино Кантоне и Джованни Батиста Кастелло, известный как Bergamasco. Последний в 1590 году завершил оформление дворца строительством сада, разбитого у основания здания.

Это третий дом на Страда Нуова, принадлежащий семейству Спинола. В XVIII веке (1723 г),  он перешел семье Дория, которая до сих пор является его владельцем.

Морская бомбардировка французов в 1684 году, нанесла значительный ущерб зданию. Была проведена реконструкция под управлением архитектора Джио Антонио Рикке.

Интересно внутреннее оформление. Так, в гостиной, расположенной на первом этаже, большая часть стен украшена фламандскими гобеленами.

Имеются фрески, созданные Андреа Семино, посвященные истории семьи: от посла Федерико Барбароссы до Преса ди Акри Гвидо Спинола. А также изображающие мифологические сцены из «Метаморфоз» Овидия.

Во дворце находится замечательная картинная галерея с ценными образцами венецианской и генуэзской школ XVI-XVII веков.

Дворец Николозио Ломеллини (Palazzo Nicolosio Lomellini) (Via Garibaldi 7)  

Дворец был построен между 1559 и 1565 годами уже знакомым нам Джованни Баттистой Кастелло и Бернардо Кантоне по указанию Николозио Ломеллино, представителя семьи, имевшей значительный экономический и политический вес.

В начале XVII века собственность перешла к семье Centurione, которая перестроила его изнутри, затем к Паллавичини, и, наконец, к Андреа Подеста, который в период с 1866 -1895 годов занимал несколько раз  пост мэра Генуи.

Фасад богато украшен лепной с множеством архитектурных деталей: лент, гирлянд, венков, военных трофеев, оружия, венчающих окна масок, фигур в овальных медальонах. Это влияние нового европейского стиля – маньеризма.

В комплекс входит великолепный нимфеум, созданный в XVIII веке Доменико Пароди.

Внутри здания парадные комнаты отделаны лепниной и фресками работы Джакомо Антонио Бони. А зал, оборудованный Альдоврандини, украшен серией холстов с мифами, посвященными  Диане (работа Маркантонио Франческини)

Палаццо Лаззаро и Джакомо Спинола (Palazzo Lazzaro e Giacomo Spinola) (Via Garibaldi 8)

Это одно из двух симметричных зданий с двумя порталами, построенных между 1583 и 1588 годами двоюродными братьями Лаззаро и Джакомо Спинола и соединенных в один корпус.

После того, как строения перешли во владения семей Каттанео и Адорно, произошло изменение в их внешней отделке, а так же интерьеров.

Палаццо Николо Гримальди- Палаццо Турси (Palazzo Nicolò Grimaldi- Palazzo Tursi) (Via Garibaldi 9)

Дворец был построен в 1565 году Доменико и Джованни Понселло для Никколо Гримальди, который был главным банкиром Филиппо II.

Это величественное здание на улице, единственное, построенное на трех участках земли, с двумя большими садами, обрамляющими центральный корпус.

Большие лоджии с видом на улицу были добавлены в 1597 году, когда здание стало собственностью Джованни Андреа Дориа, что приобрел его для своего младшего сына Карло, герцога Турсского, благодаря которому дом стал называться Палаццо Турси.

Для облицовки фасада был использован материал разных цветов: розовый кварцит, серо-черный  сланец,  белый каррарский мрамор…

Окна второго этажа украшены маскаронами, а верхнего – обрамлены дорическими пилястрами. Солидный мраморный портал увенчан гербом города Генуя. С 1848 года является резиденцией муниципалитета Генуи.

Дворец Лаззаро и Джакомо Спинола (Palazzo  Lazzaro e Giacomo Spinola) (Via Garibaldi 10)

Дворец был построен в 1562 году по проекту Джованни Понцелло для Балдассарре Ломеллини.

В конце XVIII веке его приобрел Кристофоро Спинола, затем им владел Доменико Серра. В настоящее время является собственностью семьи Кампанелла.

Здание терракотового цвета интересно стенами с пилястрами и лепниной песочного цвета, обрамлением окон с растительным орнаментом и маскаронами на первом этаже; мраморным порталом (работа Таддео Карлоне) увенчанным медальоном и орлом.

Что касается интерьера, то он сильно изменился из-за вынужденных радикальных обновлений вследствие уронов нанесенных французской морской бомбардировкой 1684 года и воздушных бомбардировок 1942 года.

Палаццо Луко Гримальди (Palazzo Luca Grimaldi) ( Via Garibaldi 11)

Этот дворец был построен еще до появления  Strada Nuova, между 1530 и 1540 годами, для Луки Гримальди.

Здание XVI века, портал которого выходил на Салиту Сан-Франческо, было снесено и перестроено архитектором Джакомо Виано соответственно архитектурным особенностям улицы.

Когда в 1889 году Мария Бриньоле-Сале де Феррари, герцогиня Гальера, последняя представительница этого знатного рода, ушла в мир иной, палаццо перешло в ведение города и стало музеем Бьянко с солидной коллекцией европейских мастеров, где доминируют работы итальянских и генуэзских XVI-XVIII веков.

Интересны работы фламандских художников Ганса Мемлинга, Жерара Давида, Яна Провоста, Рубенса, Ван Дейка; такой шедевр Караваджо как «Ecce Homo»; картина генуэзца Алессандро Магнаско «Задержание в саду Альбаро».

Миновав висячий сад и атриум, поднявшись по лестнице, украшенной статуями Януса и Юпитера (работа Пьера Франквиля), а также другими изваяниями, можно попасть во внутрь для того, чтобы насладиться выше упомянутыми произведениями искусства.

Палаццо Бальдассаре Ломелини (Palazzo baltassare Lomtllini) (Via Garibaldi,12)

Здание, известное как дворец Кристофоро Спинола или Палаццо Кампанелла, было построено в 1562 году для Балдассарре Ломеллини, банкира испанского короля Филиппа II по проекту Джованни Понцелло, «камерного архитектора» Генуи и дизайнера Палаццо Турси. Принадлежало Никколо Гримальди, зятю Балдассарре.

Уже в конце XVI века здание сначала перешло в руки семьи Сальваго, а затем в 1772 году к маркизу Кристофоро Спиноле, послу Генуэзской Республики во Франции, который поручил реконструкцию генуэзцу Эмануэле Андреа Тальяфичи. Тот, при содействии известного архитектора француза Шарля де Вайля, обновить фасад в классическом стиле. При этом появился атриум, аркадный внутренний  двор заменил оригинальный сад с террасами,  украшенными классическими павильонами.

К сожалению, одна из его комнат Salone del Sole, названная шедевром архитектуры и декора по образцу Версальского дворца (работа де Вайля), была разрушена в результате взрыва бомбы в 1942 году, и больше не восстанавливалась.

Потом было расширено западное крыло, обновлено внутреннее убранство во французском вкусе Спинолой, который, переехав во Францию, продал здание маркизу Доменико Серра. В 1917 году его приобрел владелец Тито Кампанелла, который разместил внизу свои офисы, а на втором этаже — апартаменты.

Сегодня для публики открыт первый этаж, где  можно полюбоваться фресками Семино, с «Историей Сципиона». А на втором этаже сохранилась комната с фресками Джованна Баттисты Кастелло, изображающими «Истории Энея и Дидоны», комната в романтическом стиле, построенная в начале XIX века Микеле Канцио.

До наших дней от оригинального фасада сохранился лишь  белый мраморный портал с надписью «venturi non immemor aevi».

Палаццо Россо ( Palazzo Rosso) (Via Garibaldi, 18)

Об этом здании, которое называется  Palazzo Rodolfo и Gio Francesco Brignole Sale или Palazzo Rosso, Гюстав Флобер писал в «Записках о путешествии» (1845 г): «Первое здание, которое я увидел, было Палаццо Бриньоле; красный фасад, мраморная лестница.

Статуи не такие большие, как в других зданиях, но интерьер, мозаика на полу и, прежде всего, картины делают его одним из самых богатых в Генуе»

Особняк был построен по проекту генуэзского архитектора Пьетро Антонио Корради между 1671 и 1677 годами по заказу братьев Родольфо и Джо Франческо Бриньоле Сале.

Сначала было решено строить две симметричные резиденции, но потом остановились на одной с тем, чтобы каждому из братьев был отведен свой этаж.

Один из потомков, Франческо I Бриньоле Сале, сын Антонио Джулио Бриньоле Сале, став впоследствии владельцем всего дворца, поручил оформление комнат крупным художникам второй половины XVII века: Доменико Пиола и Грегорио Де Феррари, что работали в сотрудничестве с Антонио и Энрико Хаффнерами, которые придали апартаментам стиль генуэзского барокко, разрисовав стены и потолки аллегорическими фигурами, путти. 4 комнаты, прилегающие к главному залу, оформили соответственно сезонам года.

В середине XVIII века хозяином стал Джованни Франческо II Бриньоле Сале, посол Генуэзской республики в Париже, который в 1746 году был избран дожем. Он пригласил архитектора Франческо Кантоне, который определил нынешний облик фасада.

В соответствии со вкусом нового хозяина, увлекавшегося Древним  Римом, претерпели изменения внутренние помещения.

Резиденция оставалась собственностью могущественной семьи Бриньоль Сэйл до 1874 года, после чего была подарена городу последним наследником, Марией Бриньоле Сале де Феррари, герцогиней Галльерской, для «увеличения приличия и получения прибыли»

Во время Второй мировой войны зданию был причинен серьезный ущерб.

В 50-е годы ХХ века была проведена солидная реконструкция под руководством директора Управления изобразительных искусств Генуи Катерины Марсенаро, а также архитекторов Франко Альбини и Франка Хельга.

Радикальная реставрация, проведенная в соответствии с критериями «современного движения», привела к удалению всей мебели и украшений, считающихся неоригинальными, к созданию рационалистической планировки, резко контрастирующей с исторической идентичностью здания. Расчлененные коллекции были перемещены в городские музеи в соответствии с критериями образовательной экспозиции.

По случаю реставрации была создана геликоидальная лестница Франко Альбини, ведущая во внутренний двор за зданием, где был расположен знаменитый барочный портал монастыря Сан-Сильвестро, а верхний этаж был оформлен как квартира, в которой Марсенаро жил до самой смерти, сохранив личную коллекцию произведений искусства.

А в 90-х годах дворцу вернули облик XVIII века на основе исторических документов, в основном знаменитого «Описание картин, резьбы, архитектуры…»

Далее см Генуя (продолжение)

Использован материал:

история генуи — МирТесен

Palazzo Doria (Genoa) — Wikipedia 

ВИЛЛА КНЯЗЯ (ПРИНЧИПЕ) – ДВОРЕЦ АНДРЕА ДОРИА — Visitgenoa

Чарльз Диккенс. «Картины Италии»  

Raffaele Rubattino — Wikipedia 

Piazza Caricamento — Wikipedia 

Palazzo San Giorgio (Genova) — Wikipedia (фото главного фасада)

Банк Сан-Джорджо — Википедия (фотография фасада) 

Chiesa di San Luca (Genova) – Wikipedia                                                                                 Palazzo Pan

Palazzo Spinola di Pellicceria — Wikipedia       Palazzo Carrega-Cataldi — Wikipedia   Palazzo Lercari-Parodi — Wikipedia   Palazzo Brignole — Wikipedia   Palazzo Angelo Giovanni Spinola — Wikipedia   3. Spinola Gio Battista via Garibaldi, 6 « — Rolli e Strade Nuove   Via Garibaldi 7 — Nicolosio Lomellini — Palazzi dei Rolli   Palazzo Pallavicini-Cambiaso — Wikipedia   Via Garibaldi 9 — Nicolò Grimaldi — I palazzi dei Rolli di Genova   Via Garibaldi 10 — Lazzaro e Giacomo Spinola — Palazzi dei Rolli   Via Garibaldi 11 — Luca Grimaldi — palazzi dei Rolli   Palazzo Baldassarre Lomellini — Wikipedia   Palazzo Rosso (Genova) — Wikipedia   Via Garibaldi 12 — Baldassarre Lomellini — Palazzi dei Rolli

Palazzo Pantaleo Spinola — Wikipedia

Генуэзские палаццо — RussianItaly Wiki

Palazzo Spinola di Pellicceria — Wikipedia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: