Гуляем по центру Милана

Гуляем по центру Милана

Когда въезжаешь в Милан со стороны швейцарской границы, то поначалу он разочаровывает. Одинаковые безликие дома грустно-коричневого цвета, одинокие, опустившие ветки с пожухлой листвой деревья …  Но проходит совсем немного времени, и, оказавшись в центре города, ты забываешь об этом, придя в восторг от красоты, сохранившейся со времен великого Возрождения.

Но, прежде чем отправиться в путь, необходимо совершить небольшой экскурс в историю этого места, где в V веке до н.э. появились кельты. Затем оно было завоевано римлянами, назвавшими его Медиоланумом.

Пережив периоды завоеваний остготами и ломбардами, Милан в XII веке занял ведущее место среди городов Северной Италии, боровшихся за независимость от Священной Римской империей.

Во времена Возрождения он стал центром герцогства, которым управляли семейства Висконти и Сфорца.

В ХV веке был завоеван Францией, в начале XVI –го — Испанией. Затем сюда пришли австрийцы, которых оттеснил Наполеон. После его падения они вернулись.

Следующий этап – Итальянская республика, превратившаяся в Итальянское королевство. В 1859 году, окончательно избавившись от ига австрийцев, Милан вместе со всей Ломбардией город вошел в состав королевства Сардиния, что через несколько лет пополнил земли объединенного Итальянского королевства.

С завершением объединения Италии (1870 г.) город превратился в крупный промышленный, торговый и финансовый центр страны, сердцем которого да является Соборная площадь. От нее радиально расходятся в разные стороны улицы, натыкаясь на фрагменты крепостных стен и соединяясь между собой бесчисленными улочками с переулками.

В западной части площади, возвышаясь над городом, стоит Домский собор (Dom, Duomo), название которого переводится как главная церковь города. Второе название собора «Dom Santa Maria Nascente», то есть Посвященный святой Богородице.

Он — третий по величине в Европе после соборов Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне.

Высота здания достигает 157 метров, а внутренняя площадь составляет 11700 кв. м.

Удивительное строение с тонкими, устремленными ввысь колоннами с изящными шпилями и  резным фронтоном прекрасно смотрится на фоне как лазурного дневного, так и темно-звездного ночного неба. А по утрам, когда на площадь опускается знаменитый миланский туман, он приобретает особый, сказочно-загадочный вид.

Как и многие подобные ему сооружения, собор строился очень долго – несколько веков. Первый камень был заложен в средневековом 1386 году в присутствии архиепископа Антонио ди Салуццо. Вопреки обычаю этих мест материалом стал не красный обожженный кирпич, а ценнейший кандолийский мрамор, что добывался в карьерах у Лаго-Маджоре, на земле владетельного герцога Джан-Галеаццо Висконти.

Хозяин карьера, проявив благородство, предоставил строительный материал бесплатно. Бесплатно работали и все рабочие. А потому грузы, предназначавшиеся для этого объекта, были беспошлинными. Пропускам им служила аббревиатура: «A.U.F.», что в переводе означало «для строительства». Кстати, с тех пор в итальянский язык вошло выражение «a ufo», что дословно переводится «ни за что». То есть, просто так.

Храм решили строить там, где прежде уже стояли подобные сооружения: в доисторические времена кельтское святилище; при римлянах храм Минервы; затем две христианские церкви.

Поначалу за дело взялся итальянец Симоне де Орсениго, но так как собору решили придать доселе невиданный по эту сторону Альп готический стиль, то пригласили специалистов из Франции и Германии.

Понятно, что за период долгостроя здесь приложило руку немало мастеров своего дела. В список имен  вошли, среди прочих,  Донато Браманте и Леонардо да Винчи, которые «разбавили» готику ренессансными элементами. Отсюда и купол, имеющий в основании правильный восьмиугольник.

В 1417 году главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V. Несмотря на то, что в 1572 году состоялось торжественное открытие собора под руководством кардинала Карло Борромео, ставшего впоследствии святым католической церкви, его продолжали обустраивать.

Так в 1769 году над собором вознесся самый высокий из его 135 шпилей — 104- метровый, увенчанный четырехметровой статуей Богородицы из позолоченной бронзы.

И тотчас был издан указ о том, что ни одно здание в городе не должно заслонять собой святую покровительницу Милана, потому что, согласно легенде, она помогла женщинам в одном щекотливом вопросе.

Дело в том, что долгое время в Милане рождались одни лишь девочки. В период Средневековья, когда больше ценились будущие воины, нежели хранительницы домашнего очага, это было не лучшим вариантом. Вот и стали миланцы просить Деву Марию послать роженицам сыновей, в чем им не было отказано.

Далее же события, связанные с собором, развивались так. Когда в 1797 году Наполеон вошел в Милан, то увидел, что фасад собора не закончен. Желая получить регалии короля Италии именно здесь, он внес свою лепту в историю этого здания. Но все же не довел дело до конца. Отделка интерьера, установка ряда витражей и мощных бронзовых дверей продолжалась вплоть до второй половины ХХ века!

Так что только сейчас он предстает перед посетителями во всей красе. Своды строения, имеющего в основе форму креста, подпирает четыре ряда мощных колон. В нем — 3 400 скульптуры, из которых 2245 находятся снаружи.

Говорят, что если внимательно присмотреться к двум женским фигурам на центральном балконе фасада, то в них можно увидеть прообраз американской «Свободы, освещающей мир» в нью-йоркской гавани. Вполне возможно, что именно о них вспомнил французский скульптор из Кольмара, когда готовил подарок для американцев по случаю столетия подписания американской Декларации Независимости.

Большинство фигур выполнено из мрамора белого цвета. Но встречаются и из темного. Например, св. Мария, окруженная ангелами, что стоит в глубине левого нефа, или Христос со своей паствой – в глубине правого.

Экскурсоводы, приводящие сюда группы, непременно обращают внимание на статую св. Варфаломея, одного из первых учеников Христа, с которого живым содрали кожу. Именно в таком «обнаженном» виде и изобразил его скульптор. Гордый своей работой, точно передавшей расположение мышц и сухожилий, он выбил на постаменте такие5 слова:  «Не Пракситель меня создал, но Марко Д, Аграте».

На стенах собора – интересные картины, подлинники великих мастеров, а у боковых стен — надгробья, каждое из которых, несомненно, является произведением искусства. Здесь вечным сном спят святые, высшие духовные лица миланского епископата, кардиналы. Из простых смертных – лишь дальний родственник флорентийских Медичи — кондотьер Джан-Джакомо. Его надгробье долгое время приписывали работе Микеланджело, но затем пришли к выводу, что изваял  памятник Леоне Леони, главы семейной скульптурной мастерской (XVI в.).

 

Стоит обратить внимание на прекрасный мозаичный пол и удивительные витражи, состоящие из множества фрагментов. У каждого из них – своя история, свой возраст и, соответственно, техника исполнения. Если первый появился здесь в 1473 году как подарок Коллегии нотариусов, то последний преподнесен собору благодарными прихожанами в 1988 году.

Как и полагается такому солидному храму, Домский собор хранит уникальную священную реликвию. Это один из гвоздей, которыми был прибит к кресту Христос. Он помещен в специальную в драгоценную дарохранительницу, для которой при строительстве собора предусмотрели специальную нишу в апсиде алтаря, расположеную под самым потолком. На его местонахождение указывает красный луч. Но на два дня в году (14 и 15 сентября) гвоздь выставляется на обозрение. Для того, чтобы достать дарохранительницу, миланский епископ поднимается наверх при помощи специального устройства, изобретенного еще Леонардо да Винчи.

Из достопримечательностей собора стоит назвать так же пятиметровый французский канделябр XIII века из бронзы с золотой отделкой,  два органа, состоящие из 13 200 труб и 180 регистров.

Выйдя из собора, дойдем до центра площади, где стоит конная статуя короля Витторио-Эмануэле II – первого короля объединенной Италии, которого народ назвал Отцом Отечества.

Автор монументального сооружения, поставленного через 16 лет после смерти монарха (1896 г.), скульптор Эйркуле Роза сделал мощный цоколь многоступенчатыйц цоколь.

Ннжнюю,  ступенчатую часть из белого мрамора «охраняют» два льва, арпирающие лапами щиты с названиями  городов «Рим» и «Милан», которые были завоеваны  в борьбе за Независимость.

Выше — горельеф, изображающий вход  Пьемонтского войска в Милан после битвы при Мадженте во время Второй войны за независимость..Спереди и сзади выбиты две даты  «8 июня 1859 года» ( вход короля в Милан) и «14 июня 1896 года» (дата открытия памятника)

На третьей, .завершающей части, установлена конная статуя короля

Как во многих европейских городах, здесь очень много голубей, которые нахально выпрашивают корм у прохожих, ничуть не боясь их. И было бы все прекрасно, если бы они не портили исторические памятники. А потому борются с ними самыми разными методами. Этот памятник, например, оберегает ток небольшой частоты, что пропускается через него, отпугивая птиц.

Справа от собора стоит Королевский дворец что был построен в 1778 году Джузеппе Пьермарини по заказу австрийского эрцгерцога Фердинанда.  Изначально богато украшенный   в соответствии с имперскими вкусами Габсбургов, был частично переделан Наполеоном. Дворец сильно пострадал во время Второй мировой войны из-за того, что в него попала бомба, а потому от наборных полов и мозаичных стен мало что сохранилось.

Сегодня здание служит выставочным залом. На втором этаже расположился Музей современного искусства.

Слева от памятника, если стоять лицом к собору, находится галерея, что начинается с Триумфальной арки, на которой красуется надпись: «Витторио Эммануэлю II — миланцы».

Галерея-пассаж (архитектор Джузеппе Менгони), что строилась десять лет (1867-1877 гг.), представляет собой  целую улицу под стеклянной крышей.

Здесь работали лучшие мастера страны по мозаике, а статуи 24 великих итальянцев (в том числе Алессандро Вольты, Микеланджело Буонаротти, Галилео Галилея и графа Бенсо ди Кавура) изваял знаменитый миланский скульптор Пьетро Маньи.

Глядя на эту красоту, грустно думать о том, что именно здесь нашел смерть ее создатель, который упал с лесов и разбился насмерть 30 декабря 1877 года, за день до торжественного открытия галереи. А через десять дней после торжественной церемонии умер и участвовавший в ней король Эммануил II.

Впрочем, сие ничуть не отпугивает от этого места известным фирмы, размещающие здесь свои магазины. Это Prada, Louis Vuitton, Swarovski, Gucci и другие, имеющие не менее знаменитые бренды.

Посетителей пассажа приглашают и кафе с ресторанами. Например, знаменитый бар знаменитый бар «Zukka»,  который некогда назывался «Camparini» по имени его владельца, впервые предложившего своим гостям фирменный напиток — горькую настойку на травах и апельсиновых корках. Или один из лучших и самых дорогих в Милане ресторан «Savini». Короче говоря, пассаж считается одним из центров культурной жизни города.

Только мы не будем заходить ни в бутики, ни в рестораны, а займемся внимательным осмотром самой галереи под стеклянным куполом, построенной в форме латинского креста, один конец которого выходит на площадь Дуомо, другой – на площадь Ла Скала, а еще два — на узкие боковые улочки.

Здесь в самом центре, где находится зал восьмиугольной формы, к которому «стекаются» боковые галереи, под самым потолком можно увидеть замечательные фрески-мозаики, изображающие в аллегорической форме четыре континента: Европу, Азию, Африку и Северную Америку. А над арками в конце каждого крыла находятся мозаичные панно, что представляют (тоже в виде аллегорий) Земледелие, Искусство, Науку и Промышленность.

Стоит обратить внимание на узорное обрамление окошек, расположенных под фреской «Азия». Они принадлежат ашкеназской синагоге «Бейт Шломо», построенной здесь после Второй мировой войны. Интересно, что внутри, кроме соответствующих атрибутов, стоят поистине исторические стулья с наклейками, свидетельствующими о том, что они принадлежали клубу итальянских фашистов. После войны эта мебель была экспроприирована и передана еврейским беженцам для новой синагоги.

Особого внимания заслуживает исключительно красивый мозаичный пол галереи, где на каждом шагу встречаются удивительные рисунки. В самом центре – королевский герб. А на некотором удалении от него — гербы итальянских городов с соответствующими символами: лилии (Флоренция), волка (Рим), тура (Турин) и красного креста (Милан).

В северном крыле «поселился» Туринский бык, который согласно преданию, обладает особой силой.

Стоит около совершить оборот на правой ноге по часовой стрелке на определенном месте, и сбудется заветное желание. Найти его не сложно. Несмотря, на то, что образующаяся от подобных манипуляций дырка постоянно заделывается, заплатки хватает ненадолго.

Из галереи имеется прямой выход на площадь Ла Скала, что носит название знаменитого оперного театра.

До него существовал первый миланский театр, который в честь Маргариты Австрийской именовался салоном Маргариты. Сначала здание было деревянным, затем кирпичным. В последнем варианте оно было расширено и соединено тоннелем с губернаторским дворцом. В 1717 году здесь выступал малыш Моцарт. А в 1776 году театр сгорел. Восстанавливать его не стали. Просто неподалеку, на месте церкви «Санта Мария де Ла Скала» Джузеппе Пьермарини возвел в неоклассическом стиле новое здание.  Отсюда и его название.

Свой первый сезон театр открыл 3 августа 1778 года постановкой оперы Антонио Сальери «Признанная Европа». Интересно, что до конца XVIII века здесь ставились также драматические спектакли, выступали труппы с марионетками. Для опер же выделялись сезоны: «карнавальные», «осенние», «весенние», «летние» …

В настоящее время ежегодные сезоны открываются непременно в один и тот же день: 7 декабря, в день небесного покровителя Милана св. Амброджо.

В неброском снаружи здании с красивым интерьером и удивительной акустикой шли премьеры опер Дж. Россини, Дж. Мейербера, Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини.

Во время Второй мировой войны театр был разрушен и восстановлен в первоначальном виде инженером Л. Секки. Затем не раз подвергался реставрации. При театре имеется музей, в котором собраны коллекции картин, миниатюры, автографы, партитуры и прочие предметы, связанные с историей театра. Из музея можно выйти на один из балконов театра и полюбоваться видом зала и сцены.

За театром привлекает внимание Дворец Марино, в котором в настоящее время размещается муниципалитет. У него – своя история, связанная с генуэзским купцом Томмазо Марино. На том самом месте,  где стоит здание, он встретил прелестную венецианку Арабеллу Корнаро.  Влюбившись, молодой человек предложил девушке руку и сердце. Но ее родители поставили условие: свою жену он должен ввести в шикарный дворец.

О том, каким образом были найдены средства на строительство, ходили, да и ходят, разные слухи. Только построив дом (правда не до конца), Отмазок достиг желаемого. Это было в 1558 году. А через 10 лет строение было конфисковано командовавшими здесь испанцами. С тех пор оно уже не возвращалось в частные руки. Что же касается достройки, то последний, четвертый, фасад, который сегодня считается главным, появился в 1889 году трудами архитектора Луки Бельтрами.

Привлекает внимание строгая архитектура Итальянского банка — образец классического стиля.

В центре площади Ла Скала — памятник великому Леонардо да Винчи, который длительное время жил и работал в Милане (работа Пьетро Маньи, 1872 г).

На постаменте – фигуры четырех последователей и учеников Леонардо — Чезаре де Сесто, Марко д’Оджоно, Андреа Салаино и Джоантонио Больтраффио. Они олицетворяют Живопись, Скульптуру, Архитектуру и Гидравлику.

Миланский период жизни знаменитого художника связан с именем Лодовико Сфорца, правителя этого города. Как архитектур Леонардо участвовал в постройке и перестройке зданий, фортификационных сооружений (к сожалению, ни один из его личных проектов так и не был воплощен в жизнь, в том числе и оригинальный мавзолей в египетском стиле для членов королевской семьи); как придворный живописец создавал портреты любовниц Лодовико, хранящиеся ныне в Лувре. А потому отсюда в самый раз отправиться в Замок Сфорца.

Для того, чтобы выйти к нему надо пройти до пешеходной улицы Виа Данте, где имеются джелатерии — кафе, в которых подают исключительно вкусное итальянское домашнее мороженное – джелато, затем миновать «золотой прямоугольник», иначе Квартал Высокой Моды, под которым   подразумевается территория из ограниченная Via Manzoni, Via Monte Napoleone, Via Vittorio Emanuele и расположенной в конце Via Manzoni, Piazza Cavour.

И неудивительно, что именно здесь, на Piazzale Luigi Cadorna, в 2000 году, появилась интересная композиция, состоящая огромной стальной иголки с трехцветной ниткой из стекловолокна и «узелка» в форме крохотного фонтанчика, расположенного через дорогу (авторы Клас Ольденбург и Кузи ван Брюгген) а цвет нитки совпадает с цветом ветки миланского метро.

Но вот мы в замке, где обитало не одно поколение знаменитой династии. Изначально он закладывался за пределами городских стен, создавался как оборонительная миланская крепость. Но за века город разросся настолько, что строение оказалось в историческом центре.

Идея его сооружения возникла у герцога Галеаццо Висконти в 1368 году. Тогда и был построен первый замок, значительно меньше нынешнего. Затем Висконти — Джан-Галеаццо задумал расширить крепость, превратив ее в семейную резиденцию (миланское влияние в ту пору распространялось на большую часть Ломбардии, доходило до Венеции на востоке, Папской области и Тосканы — на юге). Воплощение этой идеи продолжил последний представитель династии Висконти — Филиппо-Мария, который пригласил с этой целью лучшего по тем временам архитектора Брунеллески.

К сожалению, сын оказался более слабым политиком, нежели отец. Не успел он сменить родителя, как начались беспорядки, приведшие к образованию Амброзианской республики, которая просуществовала менее трех лет. В этот период часть замка была раз­рушена.

Так как у Филиппо не было наследников, во главе семьи стал зять, муж его дочери Бьянки, Франческо Сфорца II, которому в начале 1450 года удалось восстановить Миланское герцогство, и его династия возглавляла его вплоть до 1535 года. При нем был сделан ряд построек, в том числе поставленная над главными воротами 70-метровая баш­ня, носящая имя Филаретовой. Когда башня, сильно пострадавшая в 1521 году от взрыва пороха, была отреставрирована и украшена скульптурным портретом Умберто II-го, что появился в XIX веке. После этого она стала носить имя этого монарха.

 

Шли века. Это место не раз меняло свой вид. Появлялись и исчезали рвы и башни,  перестраивались и реконструировались  внутренние дворы и роскошно отделанные апартаменты, фрагменты которых видны в Герцогской Капелле и Портико Элефанте.

Как уже говорилось, во время правления Лодовико Моро, что пришлось на два последних десятилетия XV века, при его дворе служил Леонардо да Винчи, который сначала выполнял необычную для него роль певца и лютниста, игравшего на оригинальном инструменте, сделанном из отправленного в серебро конского черепа. А так же был декламатором  сатирических стихов,  исполнителем баллад и «пророчеств», сочиняемых им самим

Памятью об этом великом художнике стали, дожившие до наших дней, фрагменты росписи в виде ивовых ветвей и побегов, опутанных тонкими декоративными веревками, завязанными в узлы и переплетающимися фантастическим образом в Ослином зале дворца.

С момента захвата власти в Милане Людовиком XII, что пленил Лодовико в 1499 году, началось постепенное превращение замка из роскошной резиденции герцогов в простое оборонительное сооружение с новой системой укреплений и бастионов. Исключительно красивые внутренние помещения, украшенные фресками, потеряли свою значимость.

А что было потом?  Потом, замок, никого особенно не интересовавший, постепенно разрушался… До тех пор, пока в начале XX века под патронажем властей города его не отреставрировал и привел в современный вид архитектор Лука Белтрами, который сохранил и элементы романской архитектуры, оставшиеся от первоначальной планировки, и ренессансные черты, приобретенные в XV веке.

Сейчас в этом месте расположен комплекс музеев, где представлено древнеегипетское и доисторическое искусство, археологические находки, искусство эпохи Возрождения с прекрасной коллекцией скульптуры (в том числе незаконченная скульптура Микеланджело «Пьета Ронданини»), живописных полотен, гобеленов, древнего оружия и музыкальных инструментов.

Прямо за замком раскинулся самый большой парк Милана – Семпионе.  В самом парке можно увидеть небольшой аквариум, посетить музей Современного Искусства, а в дальней его части полюбоваться на интересный памятник архитектуры начала XIX века — гранитную Арку Мира, строительство которой было начато в 1807 году по приказу Наполеона, в честь его побед на Апеннинском полуострове. Кроме того, арка должна была стать 14-ми воротами Милана, проем которых был ориентирован по оси Париж — Милан.

Но строительство тянулось так долго, что открытие арки состоялось лишь в 1838 году, когда Наполеон был уже не у дел, а Милан вновь оказался под австрийской пятой. Открывал это сооружение, роскошно декорированное в неоклассическом стиле со сценами, иллюстрирующими события, современником и участником которых был Наполеон, уже австрийский император Фердинанд I.

Рассказывая о Милане, нельзя не упомянуть о знаменитых пинакотеках.  Первая из них – пинакотека Брера, от которой можно дойти по улице Verdi (с тыльной стороны Ла Скала). По дороге неплохо обратить внимание на стоящую с правой стороны симпатичную церковь Сан-Джузеппе с красивой внутренней отделкой в стиле барокко. Оказавшись на улице Brera, надо дойти до арки, стоящей на конце и через нее войти в типично итальянский внутренний дворик.  Дорожка, пересекающая его, приведет к одному из входов во дворец  где размещаются Академия художеств, астрономическая обсерватория, библиотека и интересующая нас пинакотека.

Созданная в свое время как учебная база для студентов миланской Академии художеств, она в 1882 году стала публичной картинной галереей, в которой собраны в основном произведения итальянских живописцев (Тициан, Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Луини Бернардини, Чезаре де Сесто, Рафаэль, Беллини, Корреджо, Беллотто и др.), но имеются и полотна фламандцев (Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта) и художников-импрессионистов.

Другая пинакотека, которую тоже не мешает посетить, называется Амброзиана. Она находится на скромной Piazza del Papa Pia XI. В не менее скромном здании – прекрасное собрание картин, начало которому положил в 1618 году миланский архиепископ Фредерико Борромеи, имевший солидную коллекцию живописи и скульптуры XIV-XVI в.в. Здесь, конечно, тоже доминируют итальянские мастера (Брамантини, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Гирландайо, Рафаэль, Караваджо, Тинторетто, Веронезе, Моретто, Луини). Имеются также работы представителей германских и голландских школ. В частности, имеются Питер и Ян Брейгели.  А еще хочу пригласить сюда любителей классической скульптуры, поклонников Кановы и Торвальдсена.

Попав в это место, после осмотра пинакотеки, стоит обогнуть Амброзиану и на маленькой Piazza San Sepolcro зайти в небольшую часовню, сохранившуюся с 1050 года (!) и давшую имя этой площади.

Напротив, церкви стоит еще одно историческое здание. Это палаццо Кастами XV века, известность которому сделал Муссолини, провозгласив с его балкона речь, в которой  об образовании фашистской организации, которая поначалу называлась Партией сапсеполькристов.

2010

Поездка с Михаилом Джагиновым

Милан — Википедия
История Милана. Основание, развитие, возникновение Милана
Галерея Виктора Эммануила II — Википедия
Замок Сфорца — Википедия
Миланский собор — Википедия
Royal Palace of Milan — Wikipedia
Фото Королевского дворца взято из
Royal Palace of Milan — Wikipedia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: