О, dolce Napoli… (продолжение)

О, dolce Napoli… (продолжение)

Продолжаем прогулку по Неаполю с того самого места, где остановились. То есть от монастыря Санта-Клара (Monastero di Santa Chiara).

По переплетающимся улочкам дойдем до одной из самых старых городских площадей – площади Святого Доменика (Рiazza San Domenico Maggiore), что расположена на перекрестке улиц Spaccanapoli и Mezzocannone.

Там, где в греческие времена проходила пограничная стена Неаполиса, Альфонсо I решил разбить площадь, получившую название по уже стоящей здесь церкви Сан-Доменико-Маджоре. И в Средневековье по ее периметру выросли особняки и дворцы.

В самом центре — Чумной столб в стиле барокко, чем-то напоминающий колонну на площади Gesu Nuovo. Он, как и ему подобные, встречающиеся по всей Европе, был поставлен в благодарность за прекращение эпидемии чумы.

Но именно этот имеет особенность. В отличие от других  подобных сооружений, которые венчает статуя Девы Марии, здесь на вершине можно видеть святого Доминика. А дело в том, что идея  возведения  столпа принадлежала доминиканцам, представителям Ордена основанного испанским монахом-проповедником Домеником де Гусманом Гермесом, что был канонизирован в 1234 году через 13 лет после своей смерти.

Это скорее не столп, а обелиск, сооружение которого начал Козимо Фанзаро в 1656 году. Его сменил Франческо Антонио Пиккиатти, который значительно изменил первоначальный проект, и сделанное Козимо, можно увидеть лишь во фрагментах мраморного обрамления. Пиканти на недолгий период сменил Лоренцо Ваккаро, ученик Фанзаго.

А потом работы были приостановлены из-за обнаружения во время рытья фундамента фрагментов древних городских стен с воротами Кумана. Возобновил их лишь в 1736 году Антонио Ваккаро, который и довел все до завершения в 1737 году. Им изваяны медальоны с изображением св. Пия V, св. Агнесы, св. Винсента Феррера, св. Маргарет расположенные на гранях пирамиды, фигурки путти. Он прикрепил к колонне декоративные элементы, выполненные Фанзаго, добавил свои.

А вот бронзовое изваяние святого на вершине появилась лишь в 1747 году, через два года после смерти  скульптора. Оно было отлито по его модели неизвестным скульптором.

На обелиске можно видеть медальоны с изображением  других доминиканских святых:. св Гиацинта, св. Петра,  св. Луиса, св. Раймонда, св. Роза Лимы, св. Фомы Аквинского, св. Антония и св.. Екатерины; ряд символов доминиканского ордена, родины св. Доменика – Испании, Неаполя, ставшего вторым домом для святого, герб Вице-короля Арагона; разные орнаментальные детали: гирлянды, завитки, витые колонки-столбики на уровне первого яруса.

Доминантой площади является церковь Сан-Доменико Маджоре,  которую начали строить по приказу Карла II Анжуйского в 1283 году, а закончили в 1324-м. Ее строили французские архитекторы Пьер де Шоль и Пьер д’Анжикур для доминиканцев в стиле готики. И храм стал главным сакральным местом для арагонской знати Неаполитанского королевства.

В течение времени своего существования храм несколько раз перестраивался. На рубеже XVII-XVIII веков при участии архитектора Д.А. Ваккаро он приобрел модный в то время стиль барокко, но в  XIX веке архитектор Ф. Травальини вернул церкви готический стиль, вызвавший  искажение внутреннего пространства.

Здание, сильно пострадавшее во время бомбардировки «союзников» в 1943 году, восстановили в 1953-м, а в 1991-м серьезно реставрировали.

По непонятной причине Сан-Доменико повернут к площади боком, а главный вход находится в одноимённом переулке.

Внутри храма имеется три нефа, просторный трансепт с полигональной апсидой, несколько боковых капелл, из которых  самой интересной является капелла кардинала Бранкаччо (конец XIII – начало XIV века), с фресками Пьетро Каваллини и картиной «Крещение Христа» работы известного маньериста Марко Пино.

Ей, практически, не уступает Капелла Распятия расписанная художником XVI века Белизарио Коренцио с картиной «Поклонение волхвов» (1591), где находится упоминаемое святым Фомой Аквинским чудотворное Распятие XIII века. А также часовня кардинала Борромео с его портретом и картиной Марко Пино «Крещение Христа».

Имеется в храме и сокровищница, где собраны ценные вещи: украшения из золота и серебра, дорогая одежда неаполитанской аристократии, торжественные облачения доминиканских епископов.

Прежде Сан-Доменико могла похвалиться рядом  и других ценных полотен. Но «Бичевание Христа» Караваджо и «Благовещение» Тициана были переданы в Национальную картинную галерею (Каподимонте), «Мадонна с рыбой» Рафаэля «переехала» в мадридский музей Прадо,  а «Мадонну с младенцем и св. Фомой Аквинским» Джордано просто-напросто украли..

Здесь имеется 45 захоронений местных аристократов из родов Карафа, Рота, Пинелли, Капече (и других), короля Фердинанда I, а также магистра доминиканского ордена, Раймонда Капуанского.

Храм является частью монастырского комплекса, в состав которого в XIII-XVI веках входил университет Неаполя, из стен которого вышло немало известных людей. В частности, такие всемирно известные личности как доминиканский монах и ученый Джордано Бруно,  сожженный на костре за свои «еретические» взгляды, касающиеся устройства Вселенной; писатель-философ Томмазо Кампанелла, автор утопического произведения «Город Солнца»; знаменитый итальянский философ и теолог святой Фома Аквинский, сформулировавший пять доказательств существования Бога.

В двух минутах ходьбы отсюда, на Largo Corpo, стоит интересная мраморная статуя бога Нила (Statua del Dio Nilo) (II-III век), что во времена греко-римской эпохи  украшала центр города Неаполитан.

Спрашивается, какое отношение к Неаполю имеет Нил, протекающий на расстоянии в тысячи километров от него?

Оказывается непосредственное. Сегодня «Нил» стоит там, где в пору греко-римского владычеств размешалась колония египтян из Александрии, состоявшая из разных социальных слоев населения. Неаполитанцы, окрестив ее «Нилеси», по названию главной реки Египта, относились к пришельцам доброжелательно, а потому разрешили возвести статую, напоминавшую о родине, на которой Нил обожествляется, считается символом богатства и процветания.

Шло время. Менялись правители. И случилось так, что статуя незаметно куда-то исчезла.

Ее, обезглавленную, случайно обнаружили в середине XIX века при строительстве одного из домов. После того, как Бартоломео Капассо определил ее возраст, из-за отсутствия головы и присутствия путти, принятых за детишек, посчитали, что эта фигура изображает женщину, кормящую грудью малышей. И в «Хронике Партенопы» (XIV в), а также записях Бенедетто Де Фалько (1549 год) ее обозначили как «Материнское начало».

Но в 1581 году Анджело Ди Костанцо (Марко Антонио Терминио) распознал в изваянии изображение реки Нил. В 1657 году скульптор Бартоломео Мори восстановил древнюю композицию. Он приставил главной фигуре найденную голову бородатого мужчины, заменил повржденную правую руку, добавил рог изобилия, голову крокодила у ног божества, голову сфинкса, расположенную под левой рукой, и привел в порядок фигурки путти.  А у основания подставки поместил плато с тестом Томмазо Де Росой, объясняющим значение этой скульптуры.

В 1734 году был проведен ряд реставрационных работ и потерянный текст был заменен новым, написанным известным ученым Маттео Эджицио на латыни.

Следующая реставрация была проведена скульптором Анджело Вива в период конца XVIII — начала XIX века из-за того, что «Нил» был варварски поврежден. Пришлось восстанавливать конечности и декоративные элементы.

А во время Второй мировой войны два из трех путти и голова сфинкса были отколоты и украдены. Глава сфинкса обнаружилась лишь в 2013 году в Австрии, спустя шестьдесят лет после кражи.

«Нил» снова пришлось реставрировать. И, наконец, в 2014 году, его, приведенного в порядок, представили городу в торжественной обстановке.

Скульптура изображает египетского бога в образе бородатого старого человека, лежащего на волнах реки, у ног которого лежит крокодил (один из символов страны). Левой рукой он опирается на сфинкса, а в правой держит рог изобилия. Правда число путти сократилось до одного, а крокодил так и остался без головы.

Отсюда держим путь на Виа Дуомо (Via Duomo), где стоит кафедральный Собор Святого Януария (Duomo di San Gennaro), официальное название которого — Собор Успения Святой Марии (Duomo di Santa Maria Assunta).

Первый камень в его фундамент был заложен во второй половине XIII века, когда  Карл I Анжуйский решил поставить новую церковь. И началось возведение храма на фундаментах двух древних базилик, остатки которых можно увидеть и сегодня.

Строительство продолжалось в годы правления его сына, короля Карла II и закончилось в начале XIV века при внуке Роберте.

Позже собор святого Януария несколько раз перестраивался и обновлялся. В частности, в конце XIX  века, архитектор Энрико Альвино несколько изменил портал, сохранив скульптуру Тино да Камаино. (XIV век)

Последняя реконструкция имела место в 1974 году, в результате которой собор приобрел величественный готический вид.

Как большинство католических храмов, являвшихся долгостроями, в архитектуре собора кроме готики, можно увидеть и другие стили. Особенно хорошо это видно в оформлении многочисленных капелл, которые органично вплелись в общий ансамбль.

Внутри храм поражает богатством и пышностью. Много лепнины, скульптуры, позолоты… Особенно в оформлении алтарей.

 

Изумительно красивы своды, украшенные работами таких выдающихся мастеров живописи эпохи Возрождения как Перуджино и Вазари.

В оформлении немало ажурных кованных ажурных деталей

Заслуживает внимания базилика святой Реституты, что была перестроена в XIII веке, а спустя три столетия обрела новый потолок с фреской Джордано Луки «Прибытие святой Реституты на остров Искью».

Это одна из старейших частей храма, где под апсидой базилики обнаружен двор домуса времен позднего императорского периода, окруженный колоннами, а рядом — остатки древнеримского акведука.

В одной из капелл хранятся мощи святой Реституты, в другой — уникальна и мозаичная картина «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой» (1322 год) работы Лелло Орвиетского

Отсюда можно пройти в баптистерий св. Иоанна, что прежде был частью базилики, построенной в 343 году при императоре Константине Великом, и является древнейшей на Западе. В ней чудом сохранились на сводах и под куполом мозаики («Христос – законодатель»,  «Самаритянка», «Брак в Кане», «Чудесный улов», «Явление Ангела женам-мироносицам», символические изображения евангелистов ми другие датированные IV веком.

Из других капелл выделяется капелла Капече -Минутоло в готическом стиле, принадлежавшая знатной неаполитанской семье, с мозаичным полом XIII века и фресками разных времен, начиная с конца XIII века. Самые ценные  — «Святые Пётр и Павел» и «Распятие». работы Монтано Аретинского.

Именно об этом месте упоминается в заключительной части пятой новеллы второго дня «Декамерона» Боккаччо,)

Еще одно примечательное место собора – Капелла Карафа, оформленная известными итальянскими мастерами.

В левой части поперечного нефа (трансепта) можно увидеть картины «Рождество» и «Святые покровители» Джорджо Вазари, а так же «Благовещение» и «Новые святые покровители» Луки Джордано. А в правой — «Успение Богородицы» Перуджино.

Самой же главной достопримечательностью собора считается королевская капелла «Сокровища Святого Януария», которая строилась и оформлялась практически весь XVII век. Ее украшают расписной купол работы Доменикино, фрески созданные Ланфранко и Хосе де Риберой. А также  детали работы Гвидо Рени и других мастеров.

Изюминкой же этого места является бюст святого Януария (1305 год), который неоднократно переделывался (последний раз в 1713 году), что был отлит известными французскими мастерами (XIV в.) из золота. Во внутрь головы вставлены фрагменты черепа святого. Св. Януарий облачен в дорогие одежды, а на голове у него – митра

А в 1769 году бюсту были подарены украшения работы известный ювелира Микеле Дато. Это ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями с четырьмя крестами, подаренными царственными особами.

Крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами — подарок Карла VII Бурбонского (1734 год).

Крест с 64 драгоценными камнями – подарок Марии Амалии Саксонской, жены Карла VII (1739 год).

Крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами  — подарок Марии Каролины Австрийской, жены Фердинанда IV Бурбонского ( 1775 год).

Крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами — подарок Марии Кристины Савойской, жены Фердинанда II, короля Обеих Сицилий

Эти ювелирные украшения хранятся в музее собора. Там же находится и митра, украшенная 3328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами ( 1713 год).

Для любого неаполитанца имя св. Януария – священно, ибо они считают, что он не раз спасал город от бед. В частности, от готовой затопить его горячей лавой Везувия во время мощного извержения вулкана.

Самой же главной реликвией собора является с времен Средневековья, упоминаемые в хрониках 1389 года, две стеклянных ампулы, содержащие засохшую жидкость, считающаяся кровью святого Януария. С 1667 года  они хранятся в нише, закрытой двумя массивными серебряными дверями, подаренными Карлом  II Испанским, что находится  за алтарём капеллы.

Эти ампулы демонстрируются народу три раза в год.

В субботу, перед первым майским воскресением — день, когда мощи св. Януария были перенеесены из Поццуоли в Неаполь (V век). В этот день, начиная с 1337 года, ампула с кровью, вместе со статуями святых из «свиты Януария», в рамках феста «Шествие с гирляндами», переносятся из кафедрального собора в Санта-Кьяра, где они пребывают в течение 8 дней. 19 сентября (дата, связанная с Мученичеством св. Януария, 305 г.)  ампулы выставляются на 8 дней для обозрения. И 16 декабря (день спасение Неаполя от извержения Везувия в 1631 году), когда демонстрация идет лишь один день.

Неаполитанцы с замиранием сердца ждут этого действа, ибо в том случае, когда кровь не закипает, надо ждать беды. Так, в XX веке, чудо не произошло трижды: в 1939 году — перед началом Второй мировой войны, в 1944 году — перед извержением Везувия, в 1980 году — перед сильным землетрясением.

Правда, ученые, люди прагматичные,  в чудеса не верят. И в 2005 году профессор Маргарита Хак вместе с сотрудниками Итальянской ассоциации изучения паранормальных явлений заявила, что это фальсификация самой чистой воды. Ничто иное, как умело проведенная химическая реакция.

Церковь, естественно, всячески раскритиковала публикацию на эту тему, но ничего не изменила. И чудеса по-прежнему продолжаются.

Это место интересно также тем, что здесь разворачиваются события приключенческой комедии режиссёра Дино Ризи со знаменитым Тото в главной роли (1966 г), где банда американских воров прибывает в Неаполь с целью ограбления храма и обращаются за помощью к местному опытному вору, который в тот момент сидит в тюрьме и перенаправляет прибывших к своему ученику. И события, в которых принимает участие сам святой, разворачиваются невероятным образом.

Отсюда пойдем по Via Duomo, свернем на Corso Universito. Следуя указаниям  навигатора, попадем на площадь Джованни Бовио (Piazza Giovanni Bovio)

Эту плошадь называют так же Piazza Borsa из-за стоящего здесь трехэтажного монументального строения розового цвета Palazzo della Borsa в стиле неоренессанс, построенного в 1899 году (архитектор Альфонсо Гуэрра) на средства пожертвованные в 1861 году генералом Энрико Сиалдини, бывшим в то время лейтенантом у Витторио Эмануэле II. Здание знаменательно тем, что в нем жил Джованни Бовио, философ и политик.

По бокам от входа, обрамленного колоннами из темного мрамора, контрастирующими с белой лестницей, идут полукруглые застекленные арки, разделенные пилястрами. Они украшены резьбой по камню. В промежутках — белая лепнина с изображением сказочных птиц.

Перед окнами в полукруглых проемах, обрамленных пилястрами с волютами, – балкончики. Под крышей — карниз с фигурами кариатид, а в центре, в люнете, — фриз, изображающий Гермеса и Диониса.

Перед входом на невысоких пьедесталах — две бронзовые фигуры, восседающие на львах (работа Луиджи Де Лука), Они символизируют Гения, доминирующего над Силой.

Рядом с боковым входом находится церковь Сант-Аспрено, небольшой раннехристианский храм, встроенный в здание, где сегодня размещаются Торговая палата и офисы двух известных банков.

Во время фашизма по бокам здания были добавлены два мраморных столба с металлическими рострами.

В старые времена на площади, которая называлась Порто, располагался самый большой в городе рынок, где стоял фонтан «Нептун», который мы увидим позже  на площади Пьяцца Мунисио, откуда в  2010 году сюда «прискакал» на коне король Виктор Эммануил II (1897 год, скульптор Альфонсо Бальзико по проекту Эмилио Франчески).

Фигура орла у основания монумента — работа скульптора Томмазо Солари, а статуя персонажа древнегреческой мифологии Парфенопея творение Сальваторе Цеппаруло.

Повернем направо на Via S. Aspreno и дойдем до старинного дворца Пенне (Palazzo Penne).

С ним связана легенда, рассказывающая о том, как в 1409 году в Неаполь прибыл знатный дворянин по имени Антонио ди Пенне. Он влюбился в прекрасную девушку, которая поставила условие, что выйдет за него замуж в том случае, если за одну ночь он сумеет построить дворец.

В отчаянии Антонио обратился за помощью к Дьяволу. И тот согласился помочь за стандартную плату – душу обратившегося.

Человек выдвинул встречное условие: в новом дворце должны находиться мешки с определенным числом зерен пшеницы, которые будут рассыпаны по полу ровным слоем. А Нечистый обязуется собрать все до единого зернышка.

Все шло по плану. А когда зерна были собраны, оказалось, что не хватает пяти штук, которые Антонио засунул тайком под свои ногти.

Дьявол, увидев обман, затеял ссору, в ходе которой Антонио перекрестил противника, и тот со страшными проклятиями провалился под землю. В том месте, где это произошло, можно увидеть прикрытый камнями круглый люк, якобы ведущий в Преисподнюю.

Далее идем по Via Donnalbina и поворачиваем на Via Monteoliveto. Свое название улица Масленичной горы получила из-за того, что здесь в XIII веке размещался Оливетанский монастырь, который монахам пришлось оставить после упразднения орденов в результате революции 1799 года.

В самом начале улицы видим серое здание. Это Палаццо Орсини ди Гравина (Palazzo Orsini di Gravina) – образец ренессансной архитектуры особого тосканского стиля с римскими элементами.

Интересен второй этаж с высокими окнами, обрамленными мрамором, опирающиеся на мраморный карниз. Их разделяют дорическо-коринфские капители, а венчают интересные горельефы в форме тондо.

История этого строения началась в 1513 году, когда Фердинандо Орсини, герцог Гравины в Апулии, купил участок земли, принадлежавшей базилике Санта-Кьяры и поручил неаполитанскому архитектору Габриэле д’Агноло строительство дворца. И тот выполнил задачу. А Витторио Гиберти поместил над окнами, вдоль всего фасада, трондо с бюстами Орсини.

В результате политических перипетий дворец неоднократно менял хозяев, но, непременно возвращался семейству Орсини, и один из владельцев, по имени Бенедетто, кардинал и посол короля в Ватикане, в 1742 году решил украсить свою резиденцию. Реставрационные работы вел архитектору Марио Джиоффредо. Он построил нарядный входной портал, а для создания интерьерных фресок пригласил таких художников как Франческо Де Мура, Джузеппе Бонито и Федель Фишетти.

В 1799 году дворец был реквизирован французами, превратившими его в дом генерала Тьебо. После изгнания завоевателей из страны  дом был экспроприирован. Затем его купил граф Камальдоли Джулио Чезаре Риччиарди и снова подверг  реконструкции. В этот раз под управлением архитектора Николы д’Апуццо.

Радикально изменив структуру здания, тот удалил бюсты, к окнам приставил балконы, а первый этаж оборудовал под магазины. Его работу уничтожил пожар, вспыхнувший 15 мая 1848 года, нанеся зданию такой урон, что его пришлось перестаивать. Этим занялись архитектор Гаэтано Дженовезе и королевский инженер Бенедетто Лопес-Суарес.

До объединения Италии здесь размещалась налоговая служба, потом почтовое отделение, где работала телеграфисткой Матильда Серао, ставшая впоследствии известной писательницей. А также журналист Эдуардо Скарфолио.

В этом здании некоторое время трудился известный итальянский композитор Эрмете Джованни Гаета (псевдоним Э.А. Марио), написавший в 1918 году «La leggenda del Piave», одну из самых известных итальянских патриотических песен, что во время Второй мировой войны, после перемирия 8 сентября 1943 года, получила статус национального гимна, заменившего Королевский Марш, и пребывала в нем вплоть до октября 1946 года.

В 1936 году дом был восстановлен Камилло Гуэррой. Он приобрел свой родной, изначальный вид, и был передан неаполитанскому университету им. Федерико II, который разместил здесь факультет архитектуры.

Идем дальше по Via Monteoliveto

И подходим к тому месту, где некогда жили монахи. Впоследствии оно подвергалось многочисленным реконструкциям и расширениям. И от того, что имело место изначально, мало осталось.

Когда-то монастырское хозяйство состояло из четырех  дворов.  Первый, большой, прямоугольный,  был огражден двуярусной арочной галереей. Второй, ренессансный, окружали с трех сторон два ряда колонн, а с четвертой — здание, появившееся позднее. Третий двор так же окружали арки, а в центре его располагался мраморный фонтан XVII века с восьмигранной чашей.

В настоящее время большой монастырский двор и служебный дворик реставрированы и отданы в распоряжение карабинеров, чьи казармы располагаются в прилегающем доме.

На Via Monteoliveto имеются дома интересной архитектуры, как, наприер, дом № 26, в нижнем этаже которого располагаются бар и магазинчики.

Или оригинальный уголок, где  рядом с бывшим монастырем, где разместился китайский ресторанчик.

В общем же улица производит не очень приятное впечатление из-за неряшества, испачканных стен, безобразных «граффити», которые портят многие старинные памятники во всем городе.

А также наличия деклассированных элементов, располагавшихся прямо на тротуаре.

Отсюда держим курс на Муниципальную площадь (Piazza del Municipio), о которой итальянский писатель Джованни Комиссо писал так: «С открытого сквера Маскио Анджюоно (название Кастель-Нуово- Т.Я.), открывается панорама порта и далекого Везувия. А на фоне небесного свода вырисовываются очертания розового маяка, пароходов, мачт парусных судов. Тяжелые плиты неровного тротуара напоминают камни Помпеи».

Свое название это место получило от стоящего здесь здания городской ратуши (муниципалитета). Начиналось же все в середине XVI века со строительства около крепости Кастель-Нуово старинного замка в классическом стиле по инициативе последнего императора Священной Римской Империи Карла V.

Впрочем, жизнь в этом месте кипела и в прошлом. Во время строительства новой линии метрополитена было обнаружено немало археологических находок, в частности, предметов древнего быта, ставших музейными экспонатами. Часть их, около трех тысяч, размещено в специальном музейном комплексе, созданном на одной из станций метро.

Во время раскопок открылись и фрагменты стоявших здесь зданий, возраст которых насчитывает несколько сотен лет. В будущем планируется провести реставрацию построек и создать  археологический парк.

В течение столетий площадь, естественно, неоднократно менялась. Особенно большие изменения имели место в XVIII веке, когда вдоль проложенных около нее улиц выросли красивые здания.

А на самой площади, как и полагается, стоит мэрия, разместившая свои службы в одном из неаполитанских особняков — дворце Сан-Джакомо, идея создания которого возникла в 1816 году у короля двух Сицилий Фердинанда I, который решил объединить различные министерства под одной крышей.

Строительство неоклассического здания, окончившееся в 1825 году, через несколько лет после кончины короля, вели архитекторы Винченцо Буоноко и Антонио Де Симоне, а оформлением фасада занимался- Стефано Гассе.

Двойная лестница, над которой виден герб Неаполя ведет в атриум, где стоят статуи королей Роджера Норманского и Фридриха Швабского с барельефами на пьедесталах. А там, где лестница разветвляется, установлена женская мраморная голова — фрагмент древнегреческой статуи  найденной при раскопках близ ратуши, которую неаполитанцы тут же окрестили «Marianna ‘a capa ‘e Napule» («Марианна — голова Неаполя»).

На самом деле это изображение Парфенопы, мифологической сирены, что своим пением безуспешно пыталась очаровать Одиссея и с горя покончила собой близ берегов нынешнего Неаполя.

По обе стороны от входного портала можно увидеть мемориальные доски с именами погибших во время Партенопейской Республики (1799 г) — кратковременного государственного образования, провозглашенного в январе 1799 года неаполитанскими республиканцами, которым с помощью французских войск удалось свергнуть бурбонскую монархию.

Внутри здания до сих пор сохранились фрески и картины XVII -XVIII веков.

А перед зданием мэрии, как и во многих европейских городах, расположенных в районе Средиземноморья, стоит фонтан Нептуна.

Самый красивый фонтан Неаполя был создан в самом начале XVII века скульптором Джованни д’Аурия по заказу испанского вице-королевства Энрике де Гузмана, графа Оливареса. по проекту известного итальянского инженера Доменико Фонтана. Завершали же строительство такие знаменитые мастера как Микеланджело Наккерино, Пьетро Бернини и Козимо Фанцаго. Они изваяли дельфинов, тритонов, фигуру Нептуна.

Большинство деталей выполнено из белого мрамора. В центре чаши, где на фигурных выступах «сидят», оседлав тритонов, нимфы, изваяния которых чередуются с морскими животными, напоминающими дельфинов, — каменный пьедестал в форме рифа. На нем — нимфы и сатиры, поддерживающие площадку круглой формы со статуей Нептуна, держащего трезубец, из которого льется вода. Струи воды стекают вниз и из ртов, окружающих могущественного бога морских коньков.

Фонтан окружен балюстрадой, перед которой на фигурных постаментах с орнаментальными завитками лежат львы, держащие в лапах щиты с гербом именитой фамилии Medina y de Carafa. Они льют воду во внешний бассейн, вокруг которого – ажурная металлическая решетка.

Этот фонтан – настоящий путешественник, многократно менявший свое местоположение. Изначально, в течение тридцати лет, он стоял в порту, напротив арсенала. Затем, в 1622 году, согласно указанию герцога д’Альба, «перебрался» на площадь у Королевского дворца. Но так как громоздкое сооружение мешало проведению традиционных народных праздников, в 1637 году его перебазировали на открытое пространство перед Замком дель Ово.

Но и этот вариант оказался не лучшим, ибо в случае нападения на крепость фонтан, непременно бы пострадал, а потому был переставлен. Поменяв еще немало адресов, в итоге, оказался на Plaza della Borsa (Plaza Giovanni Bovio). И, наконец, поменявшись местами с конным памятником Витторио Эмануэле II, перебрался на данное место.

Рядом с муниципалитетом – Королевская Папская Базилика Сан-Джакомо дельи Спаньоли (San Giacomo degli Spagnoli), строительство которой было инициировано в 1540 году испанским наместником доном Педро де Толедо. Барочное строение было возведено архитектором Фердинандо Манлио. Оно должно было служить целям стоявшей на месте нынешней ратуши больницы для бедных, носящей имя Сент-Джеймса Большого.

Начиная с 1741 года, церковь претерпела ряд реставрационных работ, не окончившихся по сей день.  Тем не менее, строению удалось сохранить оригинальную планировку. А вот фасад был полностью преобразован.

Внутри — пространство разделенное на три нефа, с центральной частью, где виден сводчатый потолок под большим куполом, и боковыми отсеками, которые от центральной части отделяют арочные проходы.

В интерьере имеются картины Марко Пино, Джованни Бернардо Ламы, Микеле Курии, Пьетро Барделлино и Доменико Антонио Ваккаро, внушительный орган XVIII века.

Церковь интересна несколькими захоронениями. Так, в центре крипты, стоит  саркофаг с фигурами и барельефами. В нем покоятся останки испанского полководца из дома герцогов Альба — Педро Альвареса де Толедо-и-Суньига, маркиза де Вильяфранка-дель-Бьерсо и его первой жены Марии Оссорио Пиментелы. Имеются и другие погребальные памятники.

Это последний объект, нашего внимания в Неаполе. Круг замкнулся. Прогулка окончена. Возвращаемся в порт, где находится круизный портал

Там нас ждет лайнер

Проходим через красивое современное здание морского вокзала

Поднимаемся на борт лайнера и, прощаясь с городом, машем рукой маяку, стоящему на островке св. Винченсо, расположенному в полутора километрах от берега. Рядом — статуя св. Януария, покровителя Неаполя, что в середине XVII  была установлена в порту, а в 1826 году перенесена на новое место.

Фотографии автора и Натальи Яровинской

Использованный материал

Fountain of Neptune, Naples — Wikipedia

Фонтан Нептуна в Неаполь — Италия — Depositphotos

Obelisco di San Domenico — Wikipedia

Basilica di San Domenico Maggiore — Wikipedia

Naples Cathedral — Wikipedia

Святой Януарий — Википедия

Palazzo Orsini di Gravina — Wikipedia

Statua del dio Nilo — Wikipedia

Piazza Giovanni Bovio (Napoli) — Wikipedia

Palazzo Penne — Wikipedia

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: