В гостях у Шерлока Холмса

Есть в Лондоне адрес известный людям во всем мире. Это Бейкер-стрит, 221-б, куда более века не перестает идти поток писем на имя Шерлока Холмса. О том, что это не легенда, свидетельствует следующий факт: располагавшаяся здесь прежде компания » Abbey National Building Society » вынуждена была учредить должность специального секретаря, занимавшегося исключительно такой корреспонденцией. Теперь этим делом занимаются работники музея, открывшегося в доме, где некогда писатель прописал своего героя.

Да, именно отсюда, с Бейкер-стрит, ровно 110 лет назад, дебютировав в «Этюде в багровых тонах», начал свой путь по страницам рассказов Артура Конан Дойла незаурядная личность — Шерлок Холмс. Его прототипом в определенной степени можно считать преподавателя эдинбургского медицинского колледжа Джозефа Белла, поражавшего студентов своей наблюдательностью и необыкновенным умением с помощью дедукции разбираться в самых запутанных жизненных коллизиях.

Сегодня трудно поверить в то, что литературный дебют Холмса оказался неудачным, и слава пришла лишь два года спустя со второй повестью.  «Знак четырех», положил начало триумфальному шествию Великого Сыщика по странам мира.

Только тогда никто не мог предвидеть размеров этой славы, как и не мог знать, что время возведет Холмса едва ли не в статус национального героя, что это имя приобретет нарицательный оттенок, ибо каждого, занимающегося подобным сыском, волей-неволей станут сравнивать именно с ним, что, отделившись от своего создателя, герой станет самостоятельной личностью подобно андерсеновской Тени. С той лишь разницей, что в основу его поведения лягут не обман, злость и негативизм, а порядочность, желание помочь пострадавшим, восстановить попранную справедливость.

Тщательно выписанный образ заставил многих поверить в реальность этого героя настолько, что и сейчас люди обращаются к нему со своими проблемами, не составляя труда задуматься о небольшой нестыковке: ведь существуй он и впрямь, все равно не сумел бы дожить до нашего времени, ибо сегодня ему было бы не больше, не меньше как 164 года!

Откуда такие данные?  Из «Записок». Правда, для того, чтобы это выяснить, пришлось заняться специальной арифметикой, предложенной Святославом Бэлзой, ибо ни в одном из произведений Конан Дойл не дает ни конкретной биографии Холмса, ни даты его рождения.

Что ж, начнем подсчет, взяв отправной точкой «Прощальный поклон», единственную вещь, в которой вскользь упоминается возраст сыщика. Там сказано, что в момент разворачивающихся событий, а дело происходит в 1914 году, ему примерно 60 лет.  Произведя несложное математическое действие, получаем цифру 1854, означающую год его рождения.

Далее выясняем, что частным сыском Холмс стал заниматься в 28 лет, то есть в 1878 году, а спустя четыре года, в 1882-ом, познакомился с доктором Ватсоном, найдя в его лице верного друга и пунктуального биографа.

Ну, а дальше? Дальше — жизнь полная приключений, увеличивающая от рассказа к рассказу популярность Холмса. Чтобы внимание читателей не ослабевало, Дойл «предлагал»  ему заняться  раскрытием новых и новых преступлений.

Только то, что для сыщика было гимнастикой ума, его создателю оборачивалось тяжелым трудом, от которого писатель настолько устал, что в 1891 году решил распрощаться со своим героем, отправив его на встречу с профессором Мориарти.

Но не тут-то было. Как читатели, так и издатели, потребовали новых рассказов. И под их давлением через три года Холмсу пришлось вернуться на страницы «Записок» в «Пустой дом». И  после этого он ещё десять лет держал в напряжении своих поклонников.  Наконец, в 1904-ом, ему  удалось удалиться от дел и заняться тем, о чем мечтал туманными лондонскими вечерами – разведением пчел, подобно тому как сыщик Кафф посвятил себя садоводству, предпочтя розы преступникам.

Лишь один раз ему пришлось нарушить уединение, когда в канун Первой мировой войны патриотические чувства заставили Конан Дойла отправить Холмса на битву с немецким супершпионом фон Борком для того, чтобы последний, естественно, потерпел поражение.

Спору нет, Холмс — одна из самых ярких фигур в произведениях детективного жанра. Он словно вобрал в себя лучшие черты своих предшественников: Огюста Дюпена, являющегося детищем писателя-романтика Эдгара По, основоположника этого направления в литературе, а также сыщика Каффа, выведенного несколько позже Уилки Коллинзом.

Этот человек —  уникальная, необыкновенно обаятельная личность, поражающая читателя остротой ума и суждений, разнообразием талантов, редкостной наблюдательностью и даром сопереживания, удивительной способностью всегда выходить победителем из любого противоборства.  То есть, говоря современным языком, это был настоящий супермен, обладающий уникальными природными данными: отточенным умом, железной логикой, необыкновенной наблюдательностью, способностью анализа и сопоставления фактов.  И именно в них основа — залог успеха.

Логическая цепь, построенная сыщиком, обычно оказывается удивительно простой и каждый раз, подходя к развязке, невольно удивляешься тому, как это ты сам не сумел додуматься до подобного. Ведь это — «элементарно, Ватсон».

Холмс лжет, говоря о себе, что похож на математика, которого занимает лишь решение сложной задачи, и совершенно не интересует то, как это решение отразится на людях.  За бравадой, внешне напускным безразличием, граничащим с жесткостью, скрывается внутренняя доброта, неизменное желание прийти на помощь всем нуждающимся. При его участии добро неизменно побеждает зло, и нормы человеческого бытия: моральные, правовые, юридические — оказываются на высоте.

Именно этих качеств был лишен вдруг, неизвестно откуда, возникший двойник Холмса, появившийся в тот период, когда Конан Дойл временно перестал печататься. На потребу невзыскательной публике шарлатаны-издатели начали выпускать фальшивки —  «сыщицкие» брошюрки с броскими названиями типа «Кровавый талисман», «Заговор негров», «Желтые черти». Но, надо сказать, что эти низкопробные вещи, носившие рассистко-антисемитских характер, просуществовали недолго.  Истинный Шерлок Холмс победил и здесь. А насколько прочно он обосновался в этом мире, можно увидеть воочию на Бейкер-стрит.

Музей сделан так мастерски, что, у посетителей (а в них недостатка не бывает, ибо каждый, приехавший в Лондон, считает своим долгом нанести сюда визит), не возникает сомнения в истинности происходящего. Кажется, что попадаешь в старомодную жилую квартиру, обитатели которой покинули ее на какое-то время. Просто они разбежались по своим делам: мисс Хадсон ушла на рынок, доктор Ватсон навещает своего пациента, а Шерлок Холмс преследует очередного негодяя, замешанного в жестоком преступлении.

Все, имеющееся там, подобрано настолько соответственно эпохе, что с трудом веришь в молодость музея, открывшегося лишь в 1990 году.  Кажется, он был всегда.  И словно подтверждение этому — сотни писем, прибывших по данному адресу и составляющих часть музейного фонда, с которой можно ознакомиться в комнате миссис Хадсон.

Да, немало пришлось потрудиться устроителям для создания этой экспозиции соответственно указаниям журнала «Странд» за 1981 год и описанию пансиона, данного в ряде рассказов Артуром Конан Дойлом.

Квартира, в которой Шерлок Холмс жил вместе с доктором Ватсоном примерно с 1882 по 1904 год, кажется, хранит шаги её хозяев.

Те же 17 ступенек ведут с первого этажа до кабинета на втором, откуда открывается дверь в небольшую комнатку, служившую спальней.

По скрипучей лестнице можно подняться и выше —  в апартаменты Ватсона, где собрана литература, картины, фотографии, газеты того времени. Как в лучших домах, отведено место для подноса, на котором посетители оставляют визитки, а рядом книга, где каждый желающий может оставить свой отзыв.

Если повезет, то можно увидеть как в дверях вдруг покажется некто в плаще с пелериной, своеобразном головном уборе, фасон которого не спутаешь ни с каким другим, и неизменной трубкой в зубах.

Ни дать, ни взять — Шерлок Холмс собственной персоной, удивительно похожий на образ, созданный в кино Василием Ливановым, и признанный, кстати, одним из лучших в мире. Может быть, поэтому на него так смахивает бронзовый бюст знаменитого сыщика, стоящий в комнате миссис Хадсон.

Для тех же, кому здесь особенно понравилось и хочется до конца вкусить экзотики, музей предлагает особую услугу: обед прямо в комнате за столом, сервированным для обитателей квартиры.  Одно слово — и через несколько минут из ресторана «У мисс Хадсон», находящегося в полуподвале, доставят все заказанное по спецменю.

Если же желания поглощать пищу на виду у глазеющей публики нет, а попробовать то, что готовили в викторианскую эпоху, хочется, можно удовлетворить и любопытство, и аппетит, спустившись в ресторан, где подают весьма оригинальные блюда.

Посетителей по всем правилам обслужит многократно репродуцированная и значительно помолодевшая хозяйка холмсовской квартиры, одетая в длинное, до пола, наглухо закрытое темно-зеленое платье с белоснежным крахмальным фартуком поверх него.

В удивительном салатово-голубом зале, украшенном изящной лепниной с медальонами, бронзовыми канделябрами и матовыми плафонами, льющими мягкий свет на интерьер викторианской эпохи, в исключительно приятной обстановке под звуки нежной музыки, вносящей в общую атмосферу дополнительный шарм, можно попробовать необычные блюда: свиной эскалоп, запеченный в духовке, цыпленка по-восточному, овощную смесь под соусом из красного или желтого перца упакованную в изящную корзиночку из слоенки…  Гвоздем же программы является баскервильский пирог из дичи. А ко всему этому подаются удивительно вкусные вина, от которых не отказался бы даже такой гурман как Великий Сыщик.

При музее, а также напротив него, имеются фирменные магазины, где продаются трубки, чашки, вазочки, брелки, открытки, статуэтки и прочая дребедень с портретами конан-дойловского героя.  Стоит купить любую безделицу, как её тут же упакуют вместе с визитной карточкой самого Холмса, да так изящно и тщательно, что даже для хрупкой вещи не страшна будет самая дальняя дорога.

1997 — 2018

С момента публикации этой статьи прошло двадцать один (!) год, и за это время появилось несколько памятников Великому сыщику.  В 1991 году он был поставлн в Эдинбурге, на родине Конан Дойла. В 1999 году около лондонской станции метро «Бейкер-стрит» перед первыми зрителями предстал Холмс удивительно похожий на его образ, созданный В. Ливановым в знаменитом сериале И. Масленникова. А в 2007 году этот герой встретился со своим другом Ватсоном на Смоленской набережной в Москве, возле посольства Великобритании.

Еще один памятник мне довелось увидеть, путешествуя по Швейцарии. Он был поставлен в 1988 году в Мейрингене, где гениального сыщика признали почётным жителем. Там на улице  Baker st, появился дом с номером 221 В, а недалеко от него — бронзовое изваяние  Холмса, сидящего в раздумье на камне за несколько часов до судьбоносной схватки с профессором Мориарти  у Рейхенбахского водопада 4 мая 1891 года.

Использованный  материал

Рассел Миллер Приключения Конан Дойла
Джон Диксон Карр Жизнь сэра Артура Конан Дойла. Человек, который был Шерлоком Холмсом

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: