Имени Великого Магистра

Имени Великого Магистра

«Валлетте нет равных в ее благородной архитектуре»

Бенджамин  Дизраэли

Первый раз на Мальту я попала в рамках круиза по Средиземному морю от израильской фирмы Mano Sapanut. Пробежка галопом по Валлетте и Мдине лишь оставила впечатление необычности.

Появилось странное  ощущение, что дома, словно сложенные из брусков желтого сливочного масла, могут растаять под лучами палящего солнца. А еще возникло желание непременно сюда вернуться. И вот, через несколько лет, я снова здесь. И уже неторопясь, брожу по улицам Валлетты.

История столицы Мальты, расположенной в северной части одноименного острова на плоской вершине горы Сцеберрас, между бухтами Гранд-Харбор и Марсамшетт, берет начало с того момента, когда рыцари ордена св. Иоанна, под предводительством Великого магистра Жан Паризо де ла Валлетта достойно отразили нападение турок.

Было решено построить новый город, мощные стены которого могли бы противостоять любому неприятелю. И вскоре закипела работа в соответствии с планом, представленным посланником римского папы, знаменитым военным архитектором Франческо Лапарелли де Картона, учеником Микеланджело.

Первым делом, соединяя обе гавани, протянули широкий ров, отсекающий будущий город от основной части острова. Затем началось возведение стен и оборонительных сооружений. Параллельно шла застройка внутренней территории.

28 марта 1566 года Великий магистр лично заложил камень в основание первой церкви Мадонны-Победительницы (Кnisja tal-Madonna-Vittorja.).

И этот день вошел в историю как дата основания столицы, получившей имя самого уважаемого из Великих магистров. Она стала называться Humilissima Civitas Valettae – Скромнейший город Валлетта.

Если другие европейские города, возникшие намного раньше, застраивались хаотично, этот  создавался по четкому генеральному плану. Длинные и широкие продольные улицы пересекали более короткие и узкие. А вдоль них вырастали дома для рядовых горожан, дворцы для знати, храмы и общественные здания. На строительство шел прекрасный местный известняк золотистого цвета. Оттого и город имел (да и имеет сейчас) празднично-солнечный вид.

Прошло немного времени. Великого Магистра Валлетты не стало. Заменивший его на посту Пинто дель Монте, посчитал архитектуру Валлетты слишком скромной, и 12 мая 1569 года издал указ, согласно которому обязал жителей украшать дома орнаментом, фамильными гербами, а на  их углах ставить скульптурные изображения святых.

Так строения украсили элементы в стиле позднего барокко, а затем маньеризма и неоклассики.

К тому же времени относятся и интересные дверные ручки-молотки

Недаром в 1980-м году Валлетта была официально признана ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.

Но вернемся к делам минувших дней. После благоприятного существования в течение двух веков, в 1798 году в городе появились завоеватели — войска Наполеона, двигавшегося на Египет.

Правда, пробыли там французы недолго. Через два года их сменили англичане. По условиям Парижского мира 1914 года Валлетта вместе со всей Мальтой попала под протекторат Великобритании, длившийся полстолетия.

А через десять лет, после получения независимости, (это произошло в 1964 году), Валлетта стала столицей республики Мальта.

В наследство от великой империи остались «фирменные» почтовые тумбы и телефонные будки

Такова краткая история этого места. Ознакомившись с ней, отправимся  на прогулку, которую начнем, как и полагается, с площади, относящейся к Флориане (Floriana), где останавливаются междугородные автобусы. Отправная точка —  фонтан «Тритоны» (скульптор Винсент Эпап, 1959 г.).

Фигурная композиция состоит из трех тритонов, фигуры которых были отлиты из бронзы в Неаполе. Они поддерживают большую чашу из каррарского мрамора. В отличие от сказочных персонажей у тритонов вместо рыбьего хвоста — некое  подобие человеческих ног с перепончатыми ступнями.

Рядом — главные Городские ворота, что были поставлены в 60-х годах XVI века, а затем неоднократно перестраивались.

Въезд в город на машинах весьма ограничен. Свободно передвигаться можно только на электромобилях

… или лошадках, запряженных в повозки-кароццини.

А лучше всего гулять пешком, а потому отправимся в путь на своих двоих по главной улице Республики (triq tar-Repubblika), протянувшейся до самого форта Святого Эльма (Fort St. Elm).

Остановимся на площади Свободы (tal-Pjazza tal-Libertà), вокруг которой разбросаны многочисленные магазинчики, бросим взгляд на руины Королевского оперного театра Валлетты, построенного в 1866 году по проекту британского архитектора Э. М. Барри. Того самого, что создал знаменитый Королевский театр в Ковент-Гардене.

В отличие от лондонского здания этому не везло изначально. Восстановленный после пожара, произошедшего через 6 лет после постройки, он превратился в руины из-за бомбежки немецкой авиацией во время Второй Мировой войны.

В отличие от театра, стоящий неподалеку Палаццо Феррерия (Palazzo Ferreria) — дворец в классическом итальянском стиле, в котором ранее размещалась оружейная палата рыцарей, а в настоящее время — торговая галерея, сохранился прекрасно.

Справа от городских ворот, на улице Папы Пия V, находится равелин Сент-Джон Кавалер (Ravelin St. John Cavalier) (1577 г.), в котором сегодня размещается резиденция Мальтийского ордена. О новом назначении этого места сообщает герб над солидной деревянной дверью.

Рядом с ним —  рыцарское подворье Оберж-де-Кастий (архитектор Джироламо Кассар, 1574 г.).  В переводе с французского Auberge de Castille («берж-де-Кастий» означает «Кастильская таверна», ибо здесь размещались на постой рыцари ланга Кастилии, Леона и Португалии, члены которого отвечали за защиту Валлетты в районе бастиона св. Барбары.

В 1741 году здание было перестроено в барочном стиле для Великого магистра Мануэла Пинто де Фонсека, находившегося на этом посту самый длительный период врмени.

При англичанах здесь размещалась штаб-квартира британской армии, а с  1972 года  -резиденция премьер-министра.

Строение  осталось таким как и было. Нарядным, ярко-желтым, с зелеными оконными рамами, ставнями и балконами.

Над входом — изображение Великого магистра.

За равелином, по другую сторону улицы разбиты живописные сады Гастингса (ġonna ta ‘Hastings), названные в честь британского генерал-губернатора Мальты — Френсиса Роудена, маркиза Гастингса. Среди разнообразных растений, привезенных из разных стран и подобранных так, чтобы цветение в саду не прекращалось круглый год, стоит гробница с прахом этого человека, пробывшего на посту губернатора лишь 2 года (с 1824 по 1826), но сумевшего оставить после себя добрую память.

Идем по улице Папы Пия V (triq tal-Papa Pio V), что расположена слева от равелина, и сделав пару поворотов на близлежащих улицах, подходим к Национальному музею изобразительных искусств (Mużew Nazzjonali tal-Belle Arti), стоящему на South Street.

Его экспозиция находится в здании, построенном в 1571 году для французского рыцаря Жана де Собриана, а в 60-х годах XVIII века переделанном по воле богатого португальского рыцаря Рамона де Соуза у Сильвы в стиле рококо с элементами барокко. Переменив с тех пор немало хозяев, в 1974 году дворец стал Национальным музеем изобразительных искусств, под крышей которого собраны работы отечественных и всемирно известных художников. Специальный отдел посвящен портретам Великих магистров.

По другую сторону triq tar-Repubblika находится другой равелин — Сент.-Джеймс (Ravelin St. James). Высокая башня, поставленная в 1577 году, являвшаяся частью оборонительных сооружений, защищавших главные городские ворота, давно потеряла свое грозное предназначение. Сегодня здесь в рамках проекта Миллениума создан Центр творчества с залами для выставок, концертов, демонстрации кинофильмов. Имеется небольшой   оригинальный театр, в котором дают представления неформальные театральные группы.

К равелину примыкает церковь Марии Победоносной (Knisja ta ‘Maria l-Vitorja), та самая, что стала первым культовым строением в Валлетте и была частично перестроена в XVIII веке. Внутри ее имеются интересные фрески потолка (мальтийский художник Алессио Эрарди) и мраморный бюст адмирала Анджело Эно.

Следующий объект — Римско-католическая церковь святой Варвары (Knisja ta ‘San Barbarians). Освящена во имя святой, оберегающей от внезапной смерти. Именно поэтому первая церковь, построенная на этом месте в 1585 году, во время правления Великого магистра Хьюгеса Лубенкса де Вердала, служила, прежде всего, нуждам  бомбардиров, канониров, снайперов.

Нынешнее барочное здание под овальным куполом появилось на ее месте в 30-е годы XVIII века. Сначала руководил строительными работами итальянский архитектор Романо Карапеччиа, а после его смерти мальтийский мастер Джузеппе Бонниси.

Над входной дверью – позолоченная скульптурная композиция «Непорочное Зачатие (1904 г), а у входа — фигура, изображающая святую Варвару.

В прошлом ее посещали рыцари, входящие в ланг Прованса. Сегодня это приходская церковь англо-, франко- и немецко-говорящих общин города.

На перекрестке улиц triq tar-Repubblika и Melita расположена барочная Церковь св. Франциска (Knisja ta ‘San Francis), возведенная на месте предыдущей.

Первая строилась с 1598 по 1607 год во времена правления Великого магистра Алофа де Виньякура. Храм построенный наспех, без соблюдения правил безопасности, через некоторое время стал разрушаться и превратился в  руины.

Видя это,  Великий магистр Грегорио Карафа выделил средства на постройку новой церкви, и в  1681 году на месте старого появился новый храм, который освятили в честь святого Франциска Ассизского. Это его фигура фигура видна на углу здания со стороны улицы Республики.

Фасад храма украсил  герб Великого магистра Карафы.

В 20-х годах XX века здание  было перестроено. Его расширили, достроили купол. К сожалению, во время реконструкции, за которую отвечал Эммануэль Борг, были частично повреждены ренессансные фрески  Джузеппе Кали.

На месте уничтоженных росписей появились новые работы  Джанни Велла. В интерьере храма можно увидеть картины Маттиа Прети, Пьетро Гальярди и Филиппо Паладини.

На triq tar-Repubblika стоит и Оберж де Прованс (Auberge de Provence), в котором жили рыцари из соответствующей французской провинции.

Здание было построено в 1574 г в стиле барокко с элементами маньеризма по проекту архитектора Джироламо Кассара, чье имя связано со многими строениями того периода в Валлетте.

Внутри – интересный  дизайн. Так Большой салон, что служил рыцарям местом для деловых встреч и приемов, поражает красивыми фресками стен и интересной конструкцией потолка с деревянными балками. Хороши и столовая, и банкетный зал, где члены Ордена пировали, расположившись по старшинству за длинными столами.

В XVII веке дом  был реконструирован,  фасад — перестроен.

В начале XIX века, после ухода рыцарей с острова и прибытия на Мальту англичан, в Оберж де Провансе проживали английские военные. Затем особняк использовался в качестве отеля, престижного клуба…

А в 1955 году объект был передан Национальному музею Мальты, собравшему огромное количество мальтийских памятников археологии, истории, культуры  и искусства, начиная  с момента появления человека в 5200 г. до н.э.

Самыми ценными считаются знаменитые фигурки из красной глины. Это «Спящая Леди», найденная в Гипогее Халь-Сафлин, представлющая собой небольшую фигурку (около 20 см.) дамы, лежащащей на боку в пышном платье. А  также «Мальтийская Венера» (без головы), что была обнаружена в мегалитическом комплексе Хаджар-Им на острове Гозо.

Творением рук того же архитектора является и стоящий неподалеку, на улице Мерхен (Merchen triq) Оберж-де-Итали (Auberge de Itali) (1574 г), считающийся одним из самых прекрасных зданий в Валлетте. Оно было построено для рыцарей  итальянского ланга.

Когда строение было уже готово, возникло решение о расширении. Достроили второй этаж, а в 1680 году начались работы по украшению фасада, где появились барельефы с военными атрибутами: флагами, рыцарскими доспехами, трофейным оружием.

В центре, над входом, был установлен бюст Великого Магистра Карафы, а рядом — его герб.

Во время французской оккупации здесь размещалась военная комендатура, во времена британского мандата — военный штаб. Затем, после смены множества хозяев, Оберж-де-Итали, в 2002 году, перешел в ведение министерства по делам туризма. При нем — один из Туристических Информационных Офисов, где можно взять бесплатные карты Мальты, путеводители и купоны на скидки для посещения некоторых объектов.

Недалеко от trq tar-Repubblika, над бастионами святых Петра и Павла,  раскинулись Верхние сады Баракка ( Il-Barrakka ta’ Fuq), разбитые при магистре Никола Котонэ (XVII в.).

С садовой площадки, находящейся на одном из самых высоких холмов города, видна вся Валлетта с Большой Гаванью, близлежащие города и острова. В частности, форт Сент-Анджело (Fort St Angelo)

Интересна арочная колоннада, что  была построена в 1661 году итальянским рыцарем Фламинио Балбиани.

Здесь, как и во времена рыцарей, растут сосны, эвкалипты и олеандры, наполняя воздух ароматом эфирных масел; пестрые цветы украшают многочисленные клумбы, журчат фонтанчики.

Около одного из них стоит бронзовая скульптура, изображающая в натуральную величину лорда Джеральда Стрикленда, премьер-министра Мальты в 1924-1932 годах (1945, мальтийский скульптор Антонио Сциортино).

Слева от него  — памятник в форме гробницы, посвященный сэру Томасу Мейтленду, первому британскому губернатору  Мальты.

Имеются и другие, весьма оригинальные сооружения.

.

Но особо любима мальтийцами  композиция «Уличные мальчишки» (скульптор А. Шортино), где средняя фигура вызывает ассоциации с Гаврошем из «Отверженных» В. Гюго.  К сожалению, из-за яркого солнца, фотография не удалась.

Под Верхними садами Баракка находится так называемое убежище Ласкариса (Il-kenn ta ‘Lascaris). П имени одного из Великих магистров мальтийского ордена – Джоана де Ласкариса-Кастеллара, пребывавшего на этом посту с 1636 по 1657 г.г. Это место представляет собой собой систему средневековых туннелей в толще скалы.

Сегодня здесь военный музей с экспозицией, посвященной времени Второй мировой войны, ибо именно здесь размещался штаб английских и американских войск, защищавших Мальту во главе с генералом Дуайтом Эйзенхауэром, что командовал экспедиционными войсками союзников в Западной Европе. Он же руководил отсюда операцией «Хаске» (высадка союзных войск на Сицилию) в 1943 году.

Среди раритетов — кабинет Эйзенхауэра, «виллис», которым он пользовался.

На выходе из бункера висит исторический плакат со словами: «Уходя отсюда, помните: за ваше завтра мы отдали свое сегодня».

Около убежища  —  церковь Богородицы Лессе (Knisja tal-Madonna ta ‘Lesses) (1740 г) в барочном стиле под ярким куполом. Над главным порталом – колокольня,  возведенная  Заммитом.

Раритетами являются картина, на которой изображен фрагмент легенды о трех рыцарях и Богородицы Лессе (автор Энрико Арно) и мощи мученика св. Джеронезе.

Возвращаемся на trq tar-Repubblika и идем по направлению к собору св. Иоанна (Katidral ta ‘San. John.). По дороге нам встретится интересная цветочная лавка. Что в ней такого особенного? То, что здесь продают цветы лишь в горшках. Букеты дарить на Мальте не принято. Их  приносят лишь на похороны.

И вот мы у главного собора города, который построил архитектор Кассар (1578 г.), мощного строения, обрамленного трехъярусными колокольнями.

На правой башне – три циферблата. Один показывает время, второй — день недели, а третий — дату.

На фасаде, над главным арочным входом, обрамленном тосканскими колоннами, балкон, с которого провозглашалось имя новоизбранного Великого магистра. А потом свежеиспеченный глава Ордена бросал вниз золотые монеты. Отсюда же он впоследствии обращался к народу с важными сообщениями.

Под балконом — три герба: Великого магистра  Ла Кассиера, который инициировал и финансировал строительство собора, епископа Торреса, освятившего его, и  рыцарей Мальтийского ордена.

А в самом верху — бронзовое изображение Спасителя

На каждом углу фасада  — небольшие пристенные  фонтаны  с барельефами льва и  единорога, которые несколько «смягчают» суровый вид здания.

Если внешний суровый вид напоминает крепость,  то внутреннее убранство храма можно  сравнить с дворцом.

Первое, что поражает здесь —  великолепный мозаичный мраморный пол, по которому просто страшно ступать. Здесь, под плитами, спят вечным сном 400 именитых рыцарей Ордена.

На первой плите, расположенной у входа в храм, надпись на латыни «’Itineribus super mortuo et scient quia simul transeunt», что означает «Идущие по мертвым, знайте, что когда-то они пройдут и по вам».

Стены храма инкрустированы позолоченным известняком. Под высокими сводами с замысловатой каменной резьбой — девять фресок со сценами из жизни Иоанна Крестителя, покровителя Ордена. Это работа Маттиа Претти по прозвищу Калабриец. На создание этой роскоши, а также картин, иллюстрирующих деятельность ордена, оформление резьбой ряда капелл и колонн у него ушло 38 лет.

Все украшения, сливаясь, создают впечатление драгоценной шкатулки

Доминанта храма — главный алтарь, выполненный из ляпис-лазури и ценных пород мрамора. В центре —  беломраморная скульптурная группа «Крещение Христа» (Джузеппе Маццуоли, 1667 год).

Здесь стоит епископский трон, изначально предназначавшийся для Великого Магистра. По обе стороны от него — два прекрасно звучащих, позолоченных органа.

Не меньшее впечатление, нежели центральная часть, производят боковые приделы. Их девять. Один посвящен  Богоматери Фирмос, а  остальные  — святым покровителям восьми языков Ордена, размещенные по ранжиру.

Эти капеллы, предназначавшиеся для уединенных молитв и хранения реликвий, посвящались святым, наиболее чтимым именно этими рыцарями.

Украшая их, каждый из лангов-языков хотел перещеголять других в богатстве убранства, а потому здесь можно увидеть истинные произведения искусства. А вследствие того, что там стоят кенотафы,  то можно увидеть  интереснейшую надгробную  скульптуру.

Значимым местом в храме считается склеп около алтаря, куда преграждает путь чугунная решетка. В склепе похоронено 26 из 28 Великих Магистров (два из них умерли вне острова). Величественное надгробье из черного мрамора с фигурой рыцаря возвышвется над могилой Ла Валлетты.

Самая крупная капелла храма — Оратория. С начала XVIII века здесь под звуки органа проводились рыцарские собрания. Сегодня это место отдано под музей, где хранятся ценнейшие вещи.

Самый большой интерес для посетителей представляют два полотна работы Караваджо: «Усекновение главы Иоанна Крестителя», объявленная «картиной ХVII века», и «Блаженный Иероним» (1608 г), написанные на Мальте, где художник жил некоторое время.

С тыльной стороны собора находится Площади Великой осады, на которой  стоит Монумент Великой Осады, поставленный в начале XX  века и посвященный тем, кто жертвовал жизнью  во имя победы в период Великой осады, имевшей место в 1565 году.

Скульптурную композицию отлил в металле Антонио Шорино. Тот самый, что создал озорных мальчишек, которых можно увидеть  в Верхних садах Баракка.

Три аллегорических фигуры (слева направо) олицетворяют Веру, Стойкость и Свободу.

Возвращаемся на triq tar-Repubblika, туда, где напротив собора стоит бюст Энрико Мицци, мальтийского государственного деятеля, лидера Националистической партии Мальты, 7-го премьер-министра.

Отсюда  направляемся к  площади Республики (Il-Pjazza tar-Repubblika), находящейся  в самом центре города. Из-за стоящего там памятника королеве Виктории, это место называют так же как площадью Королевы.

Солидная фигура правительницы Великобритании из белого мрамора была изваяна сицилийским скульптором Джузеппе Валенте и установлена здесь в 1891 году в честь 50-летнего правления Виктории и столетия британского колониального правления на Мальте.

Вокруг памятника – многочисленные столики уличных кафе, где вам подадут чашечку кофе или стакан молочного коктейля с ромбовидными слоеными пирожками «пастицци», начиненными сыром рикотта или зеленым горошком.

А за памятником —  здание Мальтийской государственной библиотеки (Il-Librerija tal-Istat Malti)(архитектор С.  Иттар, 1796 г.), которое было построено в связи с изданием указа Великого магистра Ордена Клода де фра ла Сингла, решившего, что книги из наследства рыцарей, ушедших в мир иной, должны переходить в казначейство Ордена.

Далее наш путь лежит на Triq San Pawl к Церкви Кораблекрушения св. Павла (Knisja tan-Nawfraġju ta ‘San Paul), что построил в 70-х годах XVI века в неоклассическом стиле уже не раз упоминавшийся архитектор Д. Кассар.

Это исключительно важное место для мальтийцев, ибо этот святой является главным покровителем Мальты.

Человек по имени Савл  родился в киликийском городе Тарсе (Малая Азия). Получив неплохое образование, продолжил занятия в  Иерусалиме у знаменитого раввина Гамлиэля.

Приверженец догматов фарисеев, естественно, отрицал христианство и с целью официального преследования «неверных» был отправлен в Дамаске. Но на пути в этот город его неожиданно ослепил яркий свет. Затем послышался  голос, приказывающий дойти до Дамаска и там получить дальнейшие указания. 

Ннезрячий,  ведомый под руки спутниками, этот человек попал в место назначения, где «был научен вере и на третий день крещен Ананией». После этого зрение вернулось, и он сделался ревностным проповедником христианства.

 Вместе с Варнавой отправился в апостольское путешествие, продолжавшееся 6 лет, за время которого ими были основаны общины в разных городах. После обращения к христианской вере проконсула Кипра Сергия Павла, Аниний стал именоваться Павлом.

 Во время третьего апостольского путешествия он оказался в  Иерусалиме, где  был арестован. По истечении  2-хлетнего заключения, как римский поданный, был отправлен в Рим на суд кесаря.

Но произошло чудо. Корабль, на котором он плыл, потерпел кораблекрушение у берегов Мальты. Павел,оказавшись на острове, пробыл там три месяца, занимаясь миссионерством. В итоге ему удалось склонить к вере Христовой практически всех язычников.

Когда появилась опция, Павел сел на корабль, следующий в Рим. Поначалу там отнеслись к нему весьма лояльно, но после того, как, не без его участия, стала христианкой любимая наложница императора Нерона, был предан казни в 67 году…

В 1609 году церковь реконструировали, а затем и вовсе перестроили. Архитектором нового проекта стал Бартоломео Гарагона, а оформление фасада было поручено Н. Заммиту, интереснейшей личности, ибо он был одновременно врачом, архитектором, дизайнером, но, прежде всего, философом.

Перед нами солидное здание, внешний вид которого представляет эклектичная смесь неоклассического и романского стилей. Центральную двухэтажную часть фасада, обрамленную с обеих сторон колоннами, украшает резной портал. По бокам – колокольни. В венчающем фронтон тимпане – фреска в романском стиле.

Главное достояние церкви – элегантный необыкновенно красиво изукрашенный центральный эллиптический купол в стиле мальтийского барокко, которое создал Лоренцо Гафа, построивший самые интересные (с архитектурной точки зрения) церкви Мальты. Внутренний свод расписан фресками с изображением эпизодов жизни св. Павла, являющимся духовным отцом Мальты.

В храме хранится ряд ценнейших реликвий. Это, прежде всего, позолоченные мощи правого запястья Апостола Павла, помещённые в большой серебряный ковчег, отлитый в форме руки.

К нему, находящемуся в одном из боковых пределов, не прикоснешься. Но можно, нажав на кнопку, загадать желание  и зажечь «свечу».

Имеется  часть колонны, около которой, согласно преданию, Павлу отрубили голову после римского суда; резная  деревянная статуя, выполненная Мельхиором Гафа (1657 года),  братом архитектора.

Драгоценностью считается и серебряный трон Великого Магистра работы начала XVIII века.

Буквально за углом – старинная церковь Сант-Люси, построенная  в 1570 году, через четыре года после закладки  города на деньги виноторговцев Валлетты.

Первоначально  была посвящена святому Франциску Паоланскому, статуя которого находится на углу улицы Сент-Люси напротив церкви. Потом ее перестроили и посвятили  св. Люси и св. Винсенту Ферреру.

Внутри стоит обратить внимание на алтарь, который украшает картина «Непорочное зачатие», где можно увидеть св. Павла, св. Люси, св. Винсента и св. Клер. Под алтарем захоронен св. Лукиан Мученик, останки которого перенесены сюда с кладбища Присциллы в Риме.

Направляемся к Дворцовой площади, где стоит Дом дворцовой стражи, а из земли бьют струйки воды.

Построенное в 1603 году, оно было переделано в  1804 году.

Англичане изменили неоклассический портик.

Разместили над ним  рельеф с британским гербом.

Сегодня здесь размещается Управление Генеральной прокуратуры, а раньше это был  Дом дворцовой стражи для гвардейцев, охранявших Дворец Великого магистра (Il-Palazz tal-Gran Mastru), который выходит на triq Repubblika

Самое большое здание в городе, с  момента постройки до конца пребывания на Мальте Ордена, служило резиденцией 21 Великому Магистру.

В этом месте они жили, работали, устраивали приемы иностранных послов. Разграбленное и изувеченное французами здание было восстановлено англичанами, превратившими дворец в резиденцию губернатора.

В 1921 году здесь начал заседать парламент, а с 1976 года дворец превратился в резиденцию президента республики с парламентскими апартаментами.

Вход в него охраняют гвардейцы

Здание начинал строить Джироламо Кассар, а закончил через девять лет, в 1580 году, Франческо Лапарелли. После этого дворец многократно преображался.

Барочное строение  имеет пышное внутреннее оформление. Даже в коридорах

Удивительное обрамление дверей

Интересны непривычные для Мальты расписные деревянные потолки, ниже которых — яркие фризы с фресками исторической тематики.

Повсюду роскошные мраморные полы с рыцарскими гербами

Все внутреннее пространство «охраняют», выстроившиеся вдоль стен, «рыцари» в полной амуниции.

Посетителям обычно показывают бывшую Оружейную палату (ныне палата Депутатов), где сиенец Николо Назони (начало XVIII в) и мальтиец Джованни Бонелло расписали свод пейзажами Мальты и Гоцо.

По стенам развешаны портреты Великих Магистров в натуральную величину.

В программу посещения этого объекта входит Зал Гобеленов (ныне Зал Совета) с изумительными фламандскими и французскими гобеленами (XVI-XVII в.в.), на которых вытканы сцены из жизни туземцев, флора и фауна Южной Америки, Индии и Африки. Пространство между гобеленами и потолком расписано «морскими» сценами сражений.  Имеется двенадцать аллегорических фигур, олицетворяющих добродетели первых христиан-римлян.

Показывают посетителям и Тронный Зал, где под изящным потолком, состоящем из расписных кессонов, идет фриз, состоящий из 12 фресок (автор Маттео Перес д’ Аллечо, помогавший Микеланджело в росписи Сикстинской капеллы) с изображением важных моментов Великой Осады.

А в Салоне послов стоит обратить внимание на фризы с сюжетами из истории Ордена, начиная с иерусалимского периода, пребывания на Кипре и Родосе. Здесь висят портреты царственных особ иностранных государств. Среди них — портрет российской императрицы Екатерины II работы Д.Г. Левицкого, что был подарен мальтийцам в знак союза борьбы с турками.

Есть и другие интересные апартаменты. А также Оружейная палата с богатейшей коллекцией образцов оружия разных времен.

Дворец Великого магистра удивляет гостей и симпатичными внутренними дворами. С клумбами, скамейками, оригинальными фонтанами.

Интересен Двор Нептуна с бронзовой статуей морского царя.

Рядом — Двор принца Альфреда, который называют так же Двором Часов Пинто, ибо здесь находятся необычные часы башенного типа с четырьмя циферблатами (мастер Гаэтано Велла, 1745 г.) Они указывают час, день, месяц и фазы луны. А каждые четверть часа четыре бронзовых мавра ударяют молотами по металлическим полусферам.

Осмотрев этот объект, выйдем через один из входов на улицу Старого театра (it-triq tat-Teatru Antik0,) где находится «Маноэль», (Manoel) — самый старый из действующих театров Европы.

Построенный для мальтийских жителей, он изначально назывался «Публичным», о чем свидетельствует латинская надпись, выбитая на фасаде: «Аd oblectationem honestum Populi» («Для праведного отдыха народа»).  Со временем театр получил имя одного из известнейших Великих Магистров   — Иоанна Антуана Маноэля де Вильена, не только отдавшего в 1731 году приказ об его строительстве, но и в значительной степени финансировавшего.

Небольшое здание как снаружи, так и внутри, включая ложи ярусов, сложено из камня, обшитого деревом. Доминантой его является зрительный зал всего на 650 мест овальной формы под круглым, голубым в золотых узорах, куполом потолка.  Небольшая сцена. Перед ней —  оркестровая яма.

Интерьер, выдержанный в стиле маньеризма с элементами рококо необыкновенно красив: белоснежная лестница из каррарского мрамора, ниши в форме раковин, венские люстры, обивка из зеленого бархата, красочные картины на стенках лоджий.

«Маноэль» обладает необыкновенной акустикой. Благодаря находящимся под полом двум емкостям, наполненным водой, здесь прекрасно слышен каждый шорох, а потому с одинаковым успехом идут как театральные, так и оперные постановки.

Недаром выступать на этой сцене считали за честь такие великие мастера как Иегуди Менухин, Мстислав Ростропович, Мирелла Френи, Розанна Картери, Борис Христов, Владимир Ашкенази и другие.

Рядом Кармелитская улица, где на углу установлена статуя Богоматери.

Пройдем всего несколько шагов и окажемся около Кармелитской церкви (Knisja tal-Karmnu) с огромным белым куполом, облицованным местным камнем, что принадлежит   Римско-католической церкви.

Ее построил около 1570 года Джироламо Кассар на деньги монахов-кармелитов в 1570-м году. Сначала ее посвятили Благовещению, а в  XVII веке переименовали в базилику Богоматери горы Кармель. В 1852 году здание получило новый фасад (архитектор  Джузеппе Бонавия).

В годы Второй мировой войны церковь сильно пострадала и была реконструирована мальтийским архитектором Джозефом Д’Амато.

Поставленную между тесно стоящих домов, ее просто невозможно нормально сфотографировать.

Сюда стоит заглянуть хоть на минутку для того, чтобы полюбоваться поистине ошеломляющим дизайном интерьера: высоким куполом на барабане с красивыми окнами, поддерживаемым блестящими колоннами коричневого мрамора, красочными  фресками между колонами,  обрамляющей их лепниной…

Это оригинальные работы Кали, Прети и Де Арены, аккуратно перенесенные из старого здания. Сохранилась и уникальная старинная статуя Мадонны, находящаяся в роскошном алтаре. Главная достопримечательность — картина с изображением  Богоматери на горе Кармель (XVII  в)

Продолжаем двигаться влево по улице Старого Театра, и на углу с Вест-Стрит, оказываемся около   англиканского собора св. Павла.

Своим появлением он обязан вдовствующей английской королеве Аделаиде, супруге короля Вильгельма IV, инициировавшей строительство потому, что во время ее пребывания на Мальте, где монархиня поправляла здоровье, она испытывала неудобства из-за отсутствия англиканского храма. В 1844 году храм (англ. архитектор В. Скеймп) был освещен в честь св. Павла.

Как ни странно, но неоклассическое здание с башней-колокольней, с 60-метровым шпилем, прекрасно вписалось в архитектуру города. В нем, в отличие от других мальтийских храмов, отсутствует роскошь. Но, все равно, впечатляет элегантный интерьер с коринфскими колоннами. Имеется неплохой орган, интересная купель, которую соорудил Джон Уильям Боуден.

Первым ребенком, крещенным в ней, была дочь архитектора, родившаяся в апреле 1844 года и получившая имя Аделаида.

Очертания Кармелитской и Англиканской церквей хорошо видны с моря

Возвращаемся на triq Repubblika и идем вперед до Каса Рокка Пиккола. Здесь можно познакомиться с тем, как жили прежде мальтийские рыцари. Этот особняк (а именно так переводится с итальянского слово «сasa»), находящийся в собственности потомков одного из аристократических родов Мальты, превращен в частный музей.

Дом, отсчитавший более 400 лет своего существования, сохранил имя своего первого владельца Дона Пьетро Ла Рокка, адмирала рыцарского флота итальянского ланга, несмотря на то, что во второй половине XVIII века его приобрела другая родовитая дворянская семья маркиза де Пиро. Сегодня в нем обитает уже девятый потомок этого рыцаря, чей герб виден в момент подъема по белой мраморной лестнице.

В особняке, около 50 комнат, из которых закрыты лишь те, где живут нынешние владельцы. Остальные сохраняют тот вид,  что они имели более 200 лет назад.

Хрустальные люстры освещают старинную мебель, фамильное серебро, картины, одежду и различные предметы быта в гостиных и спальнях.

Имеются библиотека, архив, домашняя часовня с деревянным алтарем, выкрашенным под мрамор и покрытом настоящими мальтийскими кружевами (XVII-XVIII в.в.).

На нем — два распятия. Одно выточено из слоновой кости, а второе отмеченное семью печатями Ватикана. Экскурсию по особняку проводят живущие здесь маркиз де Пиро или его супруга.

Продолжаем путь по triq Repubblika и доходим до конечной точки — легендарного форта Св. Эльма (Fort St. Elma), что был назван в честь покровителя мореплавателей-католиков.

Форт, стоящий у самой кромки воды на полуострове Маунт Шиберрас, появился в 1488 году с целью обороны острова  от постоянных набегов турок-османов. Испытанием «на прочность» для него стала Великая осада 1565 года.

Войска неприятеля более месяца осаждали форт. От гарнизона в две тысячи воинов осталось лишь нескольких десятков. Крепость пришлось сдать, ибо сильно поврежденная, она уже не могла служить опорным пунктом.

Впрочем, победа турок оказалась пирровой, ибо рыцари сумели прогнать неприятеля со своей территории. Восстановленный форт долгое время бездействовал. Принять бои ему пришлось уже во время Второй мировой войны. О тех временах рассказывает находящийся в форте Военный музей Мальты.

Здесь нередко проводятся костюмированные представления, посвященные историческим событиям. Если повезет, то можно увидеть, как на Площади Армии мальтийцы противостоят наполеоновским солдатам, средневековые рыцари сражаются на мечах и копьях, стреляют из пушек, а Великий Магистр принимает «гвардейский» парад.

Форт Святого Эльма интересен так же тем, что неоднократно становился декорацией для съемок фильмов. Именно здесь были сняты сцены из таких знаменитых картин, как “Граф Монте-Кристо” (Франция, 1953 год) и “Полуночный Экспресс” (США, Великобритания, 1978).

Неподалеку от Форта – Нижние сада Барракка (Ġonna Inferjuri Barrakka), что появились во время нахождения на Мальте французов, и поначалу использовался для выращивания овощей и фруктов для солдат Наполеона.

Они  разбиты на вершине бастиона Св. Кристофа. Из достопримечательностей стоит отметить строение в виде классического храма.

Это памятник сэру Александру Боллу, адмиралу и дипломату, одному из лидеров мальтийских повстанцев, сражавшихся против французского господства, занимавшего во время британского владычества пост губернатора.

Рядом, над входом в Большую Гавань, на мысе, в открытой часовне-беседке находится массивный бронзовый колокол-мемориал весом 10 тонн.

Торжественное открытие состоялось в присутствии британской королевы Елизаветы II и президента Мальты доктора Сансу Табоне 29 мая 1992 года.

Мероприятие было приурочено к 50-летию присуждения Мальте Георгианского Креста Храбрости  в 1942 году.

Каждый день в полдень колокол издает звук, такой мощной силы, что находиться вблизи его запрещено, так как можно на время лишиться слуха.

У ее подножия беседки – бронзовая фигура солдата, что символизирует 7 000 людей, погибших во время осады Мальты в 1940-1943 годах.

Из форта отправимся в Средиземноморский конференц-центр. Первое здание здесь появилось в 1574 году во время правления Великого магистра Жана де ла Кассиера. С 1604 года оно было превращено в Священную лечебницу, одну из самых известных в Европе в эпоху Возрождения, что славилась прекрасным оборудованием и самой длинной (155 м.) в мире палатой, где за пациентами ухаживали рыцари. Во времена нахождения на острове Наполеона больница была превращена в «Великий Госпиталь»

Этим же целям она служила англичанам во времена британского владычества. А затем все переменилось. В начале 50-х годов здесь функционировал детский театр. А уже в 1979 году был открыт Средиземноморский конференц-центр c замечательно оформленными помещениями для проведения мероприятий самого разного уровня.

Туристов же сюда влечет находящийся под бастионом Сент-Лазарус кинотеатр, где на огромном панорамном экране каждый час демонстрируется слайд-фильм «История Мальты», которую можно услышать на нескольких языках (в том числе и на русском), воспользовавшись наушниками.

Закончив экскурсию по городу, возвращаемся на корабль, с борта которого открывается вот такая панорама

Слева интересное навершие

Его деталь — бронзовый бюст одного из магистров

А справа — необычная готическая церковь

Когда корабль отчаливает, мимо «проплывают» вот такие «картины»

И последнее, что видим перед выходом в открытое море — маяк

Фотографии мои и Валерия Скарбовского

Использован материал

 ВаллеттаВикипедия
Valletta — Capital City of Malta — Information on Valletta | Visit Malta
Топ 20 — Достопримечательности Валлетты (Мальта) — фото …
. Saint John’s Co-Cathedral — Wikipedia
Saint John’s Co-Cathedral — Wikipedia
St John’s Co-Cathedral Malta | The Temple Trail

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: