Эльзасский город-деревушка

Эльзасский город-деревушка

Ради того, чтобы войти   в Ассоциацию самых красивых деревень Франции, что была создана в 1982 году с целью развития туризма в маленьких живописных французских коммунах с так называемым «богатым культурным наследием», Риквир, соответствующий всем необходимым для этого требованиям, в частности, числу жителей (их там всего 1200), согласен на то, чтобы его иногда назвали деревней. На самом же деле он гордится статусом города, который получил много веков назад.

Дивное место, возвышающееся над   Эльзаской равниной. Вокруг —  виноградники. Кажется, что сам Господь Бог создал здесь поистине уникальные условия для выращивания первосортных ягод на крутых холмах c благодатной почвой и мягким климатом, обусловленным защитой от северных ветров горой. Оттого Риквир стал одним из важнейших пунктов на Эльзасской винной дороге.

Недаром, подъезжая к нему, первое, что видишь — резные ворота хозяйства Dopff Moulin, представляющего собой комплекс из семейного винзавода, славящегося   игристыми винами традиции которого уходят корнями в 1574 год, ресторана и дегустационного зала.

С виноделием связано и название этого места, где по одним данным в VI-м, а по другим — в VIII-м веке, жил богатый землевладелец-виноградарь по имени Рихо. В честь него и появилось «Richo villa», трансформировавшееся затем в Риквир (Riquewihr), что впервые упоминается в летописи 1049 года.

Что же касается истории этого населенного пункта, сумевшего до наших дней сохранить   первозданную средневековую атмосферу, а потому считающегося музеем под открытым небом, то она восходит к античным временам.

В ХI веке, согласно хроникам, здесь хозяйничали графы из семейства д’ Эгисхаймам Дабо, построившие замок. Через два столетия их владения перешли к аристократической семье Райхенштайнов. Только эти синьоры оказались дурными людьми, безжалостно грабившими и угнетающими местное население.  А потому, появившийся в 1269 году в этих краях будущий король Германии граф Рудольф Габсбургский, взял на себя роль мстителя.  При содействии войск, набранных в Страсбурге и Кольмаре, он окружил замок, который после незначительного сопротивления сдался.

Победители разрушили строение до основания, а братьев Райхенштайнов вздернули на близ растущем дубе, словно на виселице, приведя в восторг риквирцев. После этого Рудольф Габсбургский распил со старейшинам Совета бочонок вина и даровал этому месту статус города.

Воспользовавшись приобретенным правом, Риквир в  1291 году возвел защитную стену, а около нее — широкий и глубокий ров. Теперь попасть во внутрь можно было через двое ворот. А новые владельцы этого места, представители дома Вюртембергов, построили на месте старого замка  новый, архитектура которого соответствовала моде того времени. Окончательный же вид, с флигелями и другими пристройками, в частности, прекрасными конюшнями, комплекс приобрел уже в середине XVI века.

Переходя из рук в руки внутри солидного клана, в результате женитьбы Эберхарда II Вюртембергского на Генриетте де Монфокон, город вошел в графство Монбельяр. Графы Вюртембергские были повышены до статуса герцогов и оставались сеньорами вплоть до французской Революции.  Впрочем, сами они здесь практически не появлялись. От их имени Риквиром управлял бальи, представлявший административную, судебную и военную власть.

А город жил своей жизнью. Благодаря тому, что в окрестностях выращивался прекрасный виноград, здесь развилось виноделие. В 1520 году   был учрежден цех виноделов, заседания которого проходили в доме №42, находящемся на улице носящей сегодня имя генерала де Голля.

Солидные доходы за счет торговли вином, позволили гражданам разбогатеть, построить в XVI веке вторую крепостную стену, так же окруженную широким рвом, и создать архитектурный облик города, сохранившийся до наших дней в практически неизменном виде

В период расцвета, что пришелся на XVI–XVII века, здесь возводились как богатые каменные строения, так и более простые фахверковые дома с жёстким несущим каркасом из стоек (вертикальных элементов), балок (горизонтальных элементов) и раскосов (диагональных элементов).   Отсюда название этого архитектурного стиля: «Fach» – панель; «Werch»- сооружение.

Пространство между элементами каркаса заполнялось глиной, смешанной с измельченным камышом, ветками, соломой, а также различным строительным мусором. Полученные панели штукатурились, окрашивались в яркие цвета, на фоне которых четко выделялись темный каркасный остов.

Нередко фахверковые этажи вырастали над каменными фундаментами, а на стенах из песчаника появлялись деревянные балконы (ориели), соединяющие несколько этажей.  Здания украшались скульптурами, барельефами, фресками, интересными элементами декора, нередко носящими символическое значение. Горожане считали, что украшение экстерьера не менее важно, нежели интерьера. А дополняли картину находившиеся в небольших двориках фонтаны и колодцы.

Развитие города было приостановлено политической и религиозной Тридцатилетней войной (1618 -1648 гг.) за гегемонию в Священной Римской империи, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны. В 1635 году солдаты герцога Лотарингского сначала осадили Риквир, а потом взяли его приступом. Они разграбили город, принесли, эпидемии, голод, смерть, разрушения…

А затем был Вестфальский мирный договор — результат первого современного дипломатического конгресса, что был заключён 24 октября в Мюнстере между императором Священной Римской империи и его союзниками с одной стороны; Швецией, Францией и их союзниками — с другой.  Риквир, попавший под юрисдикцию французского короля, остался сеньорией графа де Вюртемберг-Монбельяра.

Когда в 1789 году разразилась Французская Революция, жители Риквира поддержали Республику. И, согласно договору, подписанному в Париже в 1796 году, герцогские владения были национализированы.

Столетие относительно спокойной жизни окончилось в 1904 году, когда вместе с другими землями Эльзаса город перешел к имперской Германии, во владении которой находился до 1919 года. Затем, в результате ратификации ряда пунктов Версальского мирного договора, снова стал французским. Долгие годы возрождался. Вплоть до 1940-го года, принесшего немецкую оккупацию, продолжавшуюся до конца Второй мировой войны. В 1945-м году вернулся под контроль Франции. К счастью, Риквир практически не пострадал, а потому и сегодня предстает перед теми, кто приезжает сюда, во всей средневековой красе.

Итак, мы отправляемся на прогулку по городу, значительная часть которого по-прежнему окружена древней стеной.  Мы видим городской замок Вюртембергов. Высокое здание со  ступенчатым  завершением стены. Над дверью —  барельеф, изображающий фамильный герб.  Над рогом изобилия надпись: “Die Stund brings End” («Час принесёт конец»).

После национализации в здании замка располагалась школа. А с 1971 года здесь находится Музей коммуникаций (Musée de la Communication Postes-Transports-Télécoms), экспонаты которого рассказывают об истории средств связи, начиная с почтовых карет до современных устройств.

В нарядном фархверковом  здании с надписью «Post» — Музей почты.

Отсюда открывается вид на стоящую около Новых ворот католическая церковь, посвященную св. Маргарите, что была поставлена на месте старинного протестантского храма (XII-XV в.)

Современное здание в классическом стиле со скромным внутренним убранством датировано XIX веком.

А неподалеку отсюда растет старинная липа. Это не обычное дерево, а исторический памятник, который называют Деревом Свободы.

Оно   было посажено 14 июля 1792 года, и является напоминанием о бурных днях французской революции.

Традицию высаживать такие деревья (в основном дубки) заложил в мае 1790 года некий кюре в одной из деревень в департаменте Виен, и она распространились по всей Франции.

Деревьями Свободы украшали трехцветными лентами и кокардами, увенчивали фригийскими колпаками. Изображения  как самих деревьев, так и празднеств, проходивших около них, можно найти на многочисленных картинах, гравюрах, фарфоровой посуде.

Один из таких саженцев был даже воспет в балладе Р. Бернса

Есть дерево в Париже, брат.
Под сень его густую
Друзья отечества спешат,
Победу торжествуя.

После Реставрации большинство таких посадок вырубили. А вот в Риквире липа сохранилась и привлекает многочисленных туристов прикрепленным к стволу щитком с соответствующей надписью.

Направляемся к центральной улице города, носящей имя генерала де Голля (rue du General de Gaulle) длиной в 350 метров, что начинается от городской ратуши, построенной в неоклассическом стиле в 1809 году.

Справа видим строение желто-оранжевого цвета. На нем — надпись «Dopff и Irion». Она говорит о принадлежности двум семьям, что занимаются виноградарством с незапамятных времен; их имена упоминаются в хрониках XVI века. Современная история же началась в 1945 году, когда сподвижник генерала Де Голля, член Свободных сил Франции и друг Андре Мальро, Рене Допфф, принявший   участие в освобождении Эльзаса в составе бригады Эльзас-Лотарингия, вернулся в родные края и занялся восстановлением хозяйства региона.

Он объединил свое винодельческое хозяйство с хозяйством мадам Ирион, создав «Дом Допфф и Ирион», производящий исключительно вкусные вина. В частности, великолепный «гевюрцтраминер».

Идем дальше. Дойдя до ратуши, невольно вспоминаем   одно из известнейших изречений Козьмы Пруткова «Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Это связано с тем, что на фасаде здания, построенного в начале XIX века, видим «Hotel de ville». Это вводит людей, незнакомых с французским языком, в заблуждение, ибо к гостинице никакого отношения не имеет, а означает ничто иное как «ратуша».

Итак, мы на улице генерала Де Голля, что делит город, имеющий в плане четырехугольник, пополам и выходит непосредственно к виноградным плантациям. Как на ней, так и на небольших улочках-ответвлениях и в узеньких коротких переулках, стоит немало интересных домов. Многие из них принадлежат виноделам, а потому построены по одному принципу.  На нижнем этаже располагался пресс, под ним – погреб, выше — жилые помещения.  Во многих домах, на потребу многочисленным туристам, приносящим Риквиру немалый доход, расположены винные магазины, сувенирные лавки, небольшие ресторанчики.

И для того, чтобы получить удовольствие, надо идти не спеша, обращая внимание на все, встречающееся на пути. В первую очередь —  на домовые знаки, расположенные, как правило, на притолоке дверей или на арках над входом в дом. Чаще всего они имеют отношение к цеху, рассказывают о профессии обиталей.

Так, например, эмблема бондаря, чья востребованность в этом винном крае была невероятно велика, представляет собой деревянный молоток и два пересекающихся крепежа, используемых для фиксации бочарных клепок при одевании обруча, а жилище портного несложно определить по наличию ножниц.

Первый объект нашего внимания —  Дом Шикхардта (1606 г) с одним из самых красивых порталов.  Он носит имя придворного архитектора герцога Фредерика I Вюртембергского, выдающегося эльзасского архитектора конца XVI -начала XVII веков. На левом углу здания – интересный эркер, в котором находилась домовая часовня, потому что, согласно средневековым  правилам, место, отводимое в доме для молитв, должно было находиться не выше, и не ниже мирских помещений.

Затем подходим к Дому Жён-Селиг, самому большому дому фахверковой конструкции во всем Эльзасе. Его  высота 25 метров. Построенный в 1561 году, он объединил под общей двускатной крышей два строения. На базовом каменном этаже – картинки на тему Sella curulus («курульное кресло»)

Такое кресло, без спинки, с X-образными ножками, что делалось из ценных пород дерева или драгоценных металлов, в Древнем Риме являлось сакральным символом власти магистрата, поэтому его всегда носили за лицом, которому оно принадлежало (консулам, цензорам, преторам и т.д.)  В Риквире такое изображение стало символ могущества и богатства местной знати.

Желтый фахверковый фасад выложен балками, образующими простые и сложные узоры, в том числе традиционные для этих мест стилизованные фигурки петухов. В правой части дома сделана специальная ниша для  проезда повозок

В следующем за ним доме, за небольшой лавкой, торгующей сувенирами, — музей знаменитого эльзасского карикатуриста дядюшки Анси, несмотря на то, что этот человек, которого звали Жан-Жак Вальц, никогда здесь не жил. Однако создал для этого городка несколько замечательных вывесок.

В музее экспонируется сто пятьдесят из его акварелей, литографий и офортов посвященных, в основном, любимому им Эльзасу.

Впрочем, в городе имеется множество и других интересных вывесок. Некоторые из них – подражание знаменитому художнику.

Например эта, приглашающая в «Отель трех церквей»

Или такая,  около ресторана со странным названием, которое переводится ка «Стропило»

Идем дальше. Через проход  и попадаем во Двор Аистов, получивший название из-за того, что здесь уже много лет на крыше дома гнездятся эти гордые птицы – символ Эльзаса.

Многих привлекает расположенный здесь ресторан. Его изюминка —  старинные чугунные пластины, что вкладывали в стену между кухней и гостиной для обогрева последней. Как правило, их украшали картинками из библии. А в дальнем углу двора находится старинный колодец с бронзовым колесом (1603 г).

Слева от Двора Аистов стоит наполовину фахверковый дом (XVI век) интересный тем, что его деревянный каркас собран из редкого в этих краях дуба. Над аркой входа —  дата постройки и инициалы владельцев.

Около перекрестка, рядом с идущей налево улицей Первой Армии (Rue de la Premiere Armee), увидим ярко раскрашенные фигуры, украшающие угловые стойки дома. Это некая мифологическая личность, увенчанная короной, и изваяние бородатого человека с кувшином в руке.

А потом   повернем направо, на улицу Трёх Церквей (Rue des Trois-Eglises).

На ней — вход в действующую протестантскую церковь (1846 г) св. Маргариты, возведенную на фундаменте старой готической (XIII-XIV вв.)

Ее изюминкой является орган Стир-Москерс,  корпус которого считается произведением искусства и историческим памятником.

Рядом, в XVI веке, стояла церковь Пресвятой Богородицы, которую в 1534 году Вюртемберги закрыли с целью распространения новой веры, и здание, сохранив готические окна, перешло в разряд жилых домов.

Изменила свое назначение и и еще одно сакральное здание, помещение которой стало сначала школьными классами, а затем жилыми комнатами.  На стене одной из них, служившей гостиной, по сей день сохранились фрески XVI.

Прекратила свое существование так же паломническая церковь Нотр-Дам, построенная в 1337 году с целью размещения в ней изображения «Святого семейства», которое считалось чудотворным. После начала Реформации она была превращена в пресвитерий. А церковь св. Эрарда начала XIV в., соединявшаяся с прилегающим госпиталем во времена Реформации, стала школой для мальчиков.

На площади Трех церквей стоит интересный старинный колодец

А еще в этом месте  можно увидеть памятник, что жители города поставили своим детям – жертвам двух войн, о чем говорит выбитая на нем надпись: «Wille de Riquewihr à ses enfants victimesdes guerrres1914-18 1939-45».

Стоящая в центре женщина (это богиня Победы – Ника) осеняет крыльями выбитые на гранитной стене имена погибших горожан.

Возвращаемся на улицу Генерала де Голя и видим каменный ренессансный особняк, построенный в 1523 году, о чем говорит дата, выбитая на перемычке между дверьми и лестничным колодцем. Интересны окна с каменными перегородками в форме креста, элегантная шестигранная башенка с солнечными часами…

По ту же сторону улицы стоит Дом Гурме (1686) в раннем барочном стиле с одним из самых орнаментированных фасадов в городе. Здесь под каждым окном изображено «курульное кресло», означавшее, что дом принадлежал аристократической семье, и гербы города.  По обе стороны фасада – изображения осьминогов.

Угловой столб и окна с деревянными рамами украшены скульптурой. Сбоку – вывеска с шестиконечной (!) золотой звездой и изображением гастронома – владельца отеля с кувшином и бокалом в руках (работа Анси). Звезда лишь констатирует тот факт, что дом принадлежал винному эксперту. Некоторое время в нем располагался постоялый двор “Звезда”.

Далее видим фахверковый домик Maison diet du Cloutier, название которого переводится с французского как «Дом мастера по гвоздям» (1667 г). Он украшен угловыми столбами. На одном вырезан бородатый ремесленник в кольчуге, на другой – гвоздарь.  А на другом  угловом столбе, стоящем неподалеку, удивляет прохожих «Manneken Pis» знаменитый писающий мальчик, вырезанный из дерева. Интересно, что он намного старше своего знаменитого брюссельского брата, так как появился на свет в 1545 году!

Продолжаем путь и доходим до Еврейской улицы (Rue des Juifs), которая во время войны была превращена в гетто.  На ней стоит пятигранная (внутри четырехугольная) Башня воров высотой в 18 м. Построенная 1291 году как элемент обороны города, она имеет пятиметровую толщину стен.  В XV веке строение превратилось в тюрьму, где содержались преступники, которых после пыток бросали в мрачное подземелье. Судебные процессы проводились здесь вплоть до XVIII. Сегодня в этом, довольно неприятном месте, — музей Археологического общества Риквира, обосновавшийся в 1908 году. В его экспозицию входит «камера пыток» с соответствующей коллекцией жутких приспособлений.

Рядом с башней — Дом виноградаря (XVI в), превращенный в музей. Сюда стоит заглянуть для того, чтобы увидеть как выглядело жилье того времени: кухню с посудой и оборудованием, спальную комнату, кладовую и погреб, где собраны разнообразные приспособления и инструменты, рассказывающие о работе винодела и бочара.

Заканчивается улица Генерала де Голя башней «Dolder», название которой на старонемецком языке обозначает “высший” или “верхний”. Это обусловлено ее местоположением на высоком месте.

25 метровая башня, считающаяся символом города, была построена в 1291 году, одновременно с первой крепостной стеной и входила в оборонный комплекс, о чем свидетельствуют длинная щель в стене, откуда в сторону неприятеля летели стрелы, появившееся позже круглое отверстие, предназначалось для ствола пушки, и смотровая площадка. В башне жил охранник, который, в случае тревоги, подавал сигнал колокольным звоном.  Внизу строения располагались входные ворота.

Если внешний фасад башни выглядит устрашающе, то внутренний, ярко раскрашенный, радует глаз и горожан, и гостей города. Поднявшись наверх, можно сквозь узенькие оконца на последнем этаже полюбоваться панорамой крыш города и равниной Эльзаса, покрытой виноградниками. А еще ознакомиться с экспозицией исторического музея.

В нескольких шагах от башни находятся Высокие ворота, через которые в город, окруженный стеной в   XIV веке, можно было попасть с запада. Когда в XVI столетии появилась вторая линия крепостных стен, их укрепили подъемным мостом надо рвом, что поднимался и опускался при помощи перекладины и цепей. Вход закрывался опускающейся решеткой-герсой.  Риквирская  конструкция считается самой старой из подобных в Европе.

С левой стороны от ворот находится несколько интересных домов, которые стояли около городской стены, и в 1982 году были реставрированы. За это Риквир был удостоен Первой Национальной Премии за охрану памятников национального наследия.

А теперь прогуляемся по небольшим улочкам, прилегающим к уже знакомой нам центральной улице. Сначала заглянем на улицу Оленя (Rue de Cerf), где имеется интересный домовый знак, изображающий это грациозное животное.

Здесь же, на фасаде одного из зданий, поверх въезда для повозок, можно увидеть интересный барельеф с изображением так называемого “танца смерти”, «исполняемого» рыцарем и скелетом. Рядом надпись на старонемецком: “Я построил этот дом в соответствии со своими желаниями и мечтами. Кому не нравится, может идти куда угодно”

Далее наш путь лежит на улицу Святого Николая (Rue Saint-Nicolas), где на фасаде одного из деревянных строений, под панелью, в которую вписались остовы бочек и плетеные корзины, в ряд выставлены инструменты медника, представителя старой, умирающей профессии.

На последнем доме на этой улице (постройка 1630 года) домовый знак выглядит как восточный иероглиф. Это оригинальный знак каменотёса, который имелся на собственном клейме мастера, метившим подобным образом свои работы.

На углу с Боковой улицей (Rue Laterale) стоит дом с необычным тройным окном и небольшим эркером, рядом с которым находится старинный колодец, которым пользовалась еврейская община Риквира до погрома 1416 года.

По Боковой улице дойдем до её пересечения с улицей Лошади (Rue du Cheval), где в прелестном внутреннем дворике, можно увидеть интересное здание в ренессансном стиле (XVI век). Некогда это место принадлежало   аббатству Лоррен Отрей и называлось Адрихофом. В конце XVI века здание стало принадлежать новому владельцу, что и перестроил его на свой лад.

Особенно интересна многоугольная башня со скошенными окошками. В ней – винтовая лестница, соединяющая этажи дома. Она начинается в подвале и заканчивается на чердаке.

Вернувшись на Боковую улицу, доходим по ней до улицы Первой Армии (Rue de la Premiere-Armee) для того, чтобы посмотреть на интересную ренессансную постройку с готическим порталом и полукруглым въездом для повозок и карет. На ней табличка  “Cour de Strasbourg” («Страсбургский двор»). В глубине двора в давние времена находился один из десятинных дворов Риквира, занимавшийся тем, что взымал с жителей города подоходный налог равный десятой доли урожая винограда.

Далее по небольшой улочке Динцхайм (Rue Dinzheim) выйдем на улицу Короны (Rue de la Сouronne), что считается самой красивой из боковых улиц Риквира. Справа интересный проход во двор около здания, украшенного эркером в стиле барокко.

Через несколько метров от него — здание  работы известного архитектора Генриха Шикхардта. Его фасад отмечен особо в списке исторических памятников. Светлая штукатурка с бежево-коричневой отделкой делает 6-этажное строение нарядно-парадным.

Высокая остроконечная крыша, характерная для Ренессанса в долине Рейна;  двухэтажный эркер, «сложенный» из разных конструкций. На цокольном этаже —  овальные композиции, на втором – маскароны, а на последнем —  непонятные, забавные личины. Интересная форма окна верхнего этажа, обрамленного камнем. А внутри – кессонный потолок и ренессансный камин.

Вот и все. Прогулка окончена. Покидаем этот город, не забыв приобрести бутылочку фирменного вина в одном из многочисленных бутиков для того, чтобы потом, дома, смакуя глоток за глотком, вспоминать об этом очаровательном месте и снова, уже мысленно, бродить по его симпатичным улочкам.

2014

Написано по следам поездки с Клавдией Зюрюкиной

Использованный материал

Riquewihr — Wikipédia
Le village de Riquewihr en Alsace : préparez votre visite touristique.
Riquewihr : les meilleures activités
History | Dopff-Irion
Дерево свободы — Википедия
RIQUEWIHR (РИКВИР, РИКЕВИР)

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: