Недалеко от Майзеловой стоит Высокая синагога, слившаяся с ратушей.
Над ее северным фасадом, где во время реконструкции появилась малая башня, увенчанная Маген-Давидом, с необычными часами в тимпане. По буквенному циферблату древнееврейского алфавита стрелки бегут в обратном направлении, словно приглашая оглянуться и увидеть события, имевшие место давным-давно.
Ее построил Майзел вместе с вместе образованнейшим человеком своего времени Йегудой Левом бен Бецалелем, чья статуя гордо взирает на прохожих с угла Новой ратуши, основал талмудистскую школу, где среди прочих наук изучали и ренессансную.
Кстати, об этом самом рабби Леве. По легенде, дошедшей до нас в сборнике «Сипурим», он вылепил глиняного человека, которого назвал Големом.
Википедия Рисунок М. Алеша Рабби вселяет жизнь в истукана
При вставлении в лоб этого великана пластинки «Шем» с магическим шифром, искусственный человек оживал и выполнял приказы хозяина.
Фото из Википедии
Однажды в субботу, после того, как ее муж ушел в синагогу, жена рабби решила использовать Голема на домашней работе. Он неожиданно взбунтовался и стал крушить все вокруг. При этом одна из стен обрушилась и придавила буяна. Его лопнувшее тело стянули металлической лентой. Но нрав гиганта испортился. Его потянуло на разрушения. Ничего не оставалось, как, лишив его «Знака жизни», обратить в прах, который был захоронен под кирпичным фронтоном Староновой синагоги.
Считается, что именно Голем дал К. Чапеку идею разработки драмы «R.U.R», где главными действующими лицами являются искусственные люди, названные роботами.
Сегодня с Высокой синагоге, слившейся с ратушей, бывшей местом заседаний Совета гетто (Юден Рад) религиозной общины и раввинатского суда, — экспозиция типичного для синагог текстиля.