Тельч

Этот прелестный чешский городок порой называют «моравской Венецией», потому что он разделен на части тремя искусственно созданными водохранилищами, а также окружен оборонным каналом, сохранившимся с древних времен.

Начало же всему положил, согласно легенде, маркграф Отто II. Празднуя победу над принцем Бржетиславом, сыном чешского короля Вратислава I, он заложил в этом месте романскую часовню, посвященную Деве Марии. А вскоре около храма появилась королевская крепость, ибо место, расположенное на перекрестке торговых путей, оказалось весьма удачным.

После этого прилегающее к крепости небольшое поселение расширилось, обросло высокой крепостной стеной с двойной галереей и амбразурами. А основание стены омывали воды прудов, соединенных с Тельчским потоком.

Вид на Улицкий пруд

Понимая стратегическую значимость местоположения крепости, ее приобрел в 1333 году моравский маркграф, будущий император Карл IV. Правда, сам он здесь не жил. Поселил королевского управляющего. А через шесть лет хозяином владений стал господин Йиндржих, обменявший на него свои владения у моравско-силезской границы, где стоял его замок Баннов.

При нем началась постройка готического замка в форме латинской буквы «L», которому придавалось исключительно оборонительное значение. А потому рядом выросла мощная крепостная стена с прорытым вдоль нее рвом.

В конце XV века крепостные укрепления были усилены. Возведена новая надвратная башня. А в середине XVI века средневековый замок стал местом постоянной резиденции молодого дворянина Захариаша из Градца.

Неудовлетворенный его видом, он в 1553 году он занялся переделкой, которая осуществлялась в несколько этапов.

Сначала этим занимался известный архитектор Леопольд Эстрейхер. Но через некоторое время Захариаш, вернувшись из Италии, где набрался интересных впечатлений, решил придать замку ренессансные черты и пригласил итальянских мастеров. Сначала Антонио Влача,  затем — Бальтасара Маджи де Аронио.

Они выстроили удивительное здание, предстающее перед нами сегодня. С арочным первым этажом, фасадом, украшенном сграффито. А интерьер внутренних помещений украсили лепнина и фрески в технике тромплея и чироскуро.

Замок Тельча, один из немногих, сохранившихся в стиле ренессанс, образно называют «уникальной шкатулкой эпохи Возрождения». И не удивительно, что, как произведения искусства, по богатству и красоте, он победил в конкурсе «Самый сказочный замок Чехии».

Недаром именно в этом месте, занесенном в 1992 году в список культурного наследия ЮНЕСКО, снимались два фильма-сказки «Горделивая принцесса» и «Сказки пана Трошки».

Дорога к замку
Фасад замка

Захариаш, человек весьма состоятельный, в 1553 году, решив приумножить капитал, женился на богатой наследнице Катержине Вальдштейн. И на порталах, фасадах, в интерьерах появилось множество гербов новобрачных, а так же портреты и изваяния хозяев.

Аркада замка
Аркада замка

Этот брачный союз оказался не только удачным, но и на редкость счастливым. Однако недолгим. Пора совместной жизни закончилась со смертью горячо любимой жены, которая перед кончиной выбрала в подруги своему супругу Анну из Шлейниц.

От первого брака детей не осталось, так как единственный сын умер в младенчестве, а во втором браке родилась единственная дочь Катержина.

Когда в 1604 году род господ из Градца пресекся по мужской линии, замок стал собственностью Вилема Славаты, мужа сестры Захариаша, приверженца абсбургов, занимавшего при дворе солидное положение высшего канцлера Чешского королевства.

Живя здесь, Славата управлял не только замком, но и городом. Получил от императора Фердинанда III новый герб,  принадлежащий Тельчу по сей день.

Герб города. Фото из Википедии

Далее замком управляла Франтишка Славата, урожденная графиня Мерэй, вдова Яхима Олдржиха, которая после смерти мужа была гофмейстериной (придворной дамой) при дворе Леопольда I.

При ней в город пришли иезуиты, основавшие при ее содействии,  колледж, построившие несколько школ, астрономическую обсерваторию, а также музыкальное училище с общежитием Святых Ангелов, где жили одаренные ученики. Появилась и церковь Иисуса, самая красивая из городских церквей.

Влияние и присутствие здесь представителей рода Славаты закончилось в тот момент, когда Ян Карел Яхим, последний из детей Франтишки, став викарием ордена кармелитов, не захотел возвращаться в родовое гнездо.

Город вместе с замком перешел во владение рода Лихтенштейн-Кастелькорнов. Однако в 1761 году, после смерти Франтишека Антонина, прямая мужская линия пресеклась и здесь. Имение перешло к родственнику со стороны его матери, графу Алоису Подстацки. И его потомки владели этит местом вплоть до 1945 года, когда последние члены семьи были высланы в Австрию.

Лихтенштейн-Подстацкие практически ничего не меняли в замке. Зато уделяли внимание переоборудованию парка, где построили оранжерею в стиле ампир.

Войдем в замок для того, чтобы увидеть уникальный памятник архитектуры, дошедший до нас в неизменном ренессансном виде, изюминкой которого являются исключительно красивые  потолки большинства зало с фресками, лепниной, деревянными резными панелями.

Производит впечатление Золотой зал,  расположенный во флигеле северного крыла.  В нем — картины, часть которых посвящена истории рода Витковичей, портреты родителей Захариаша, чья мать Анна, происходила из королевской семьи, а отец, Адам, был верховным канцлером, королевским фаворитом и главой антигабсбургской коалиции.

Свое название зал получил из-за деревянного резного потолка, состоящего из 30 восьмиугольных кессонных панелей с позолоченными фигурами богов и героев.

Фото с сайта Telč — the Golden Hall of the castle 

Богато оформленные резные потолки встречаются и в других комнатах замка. Так в Мраморном (Рыцарском) зале,  получившему  название по полу, выложенному геометрическими фигурами из мрамора разного цвета, можно увидеть настоящие картины с изображением двенадцати мифологических  подвигов Геракла.

В экспозиции — рыцарские доспехи (XV-XVI в.в.) и старинное оружие с ручной инкрустацией. На одной из стен — портреты Захариаша из Градца и его жены Катержины Валленштейн (1570 г.)

На них, с противоположной стены,  смотрят Ян Лихтенштейн и его супруга Перхта Рожмберк, ставшая героиней легенды под именем Белая Дама.

Фото с сайта Interiér zámku — Telč — Zámek Telč

В замке имеется и Синий зал, из названия которого видно, что этот цвет  доминирует в его отделке. В центре потолка — фамильный герб Градцев, вокруг — изображения четырех стихий. На стенах – дорогие фламандские гобелены с мифологическими сценами (XVI в.), а в проемах окон – картины батальных сцен, в которых принимал участие Вилем Славата.

А в Императорском зале, на потолке, можно увидеть изображение голов римских императоров. Обои, имитирующие гобелены, разрисованы сценами из греческих легенд и мифов,  изложенных Овидием в знаменитых «Метаморфозах».

Прекрасен и театральный зал. Резной потолок, состоящий из панелей, на которых изображен бал-маскарад, стены украшенные родовыми гербами, картинами на библейские и мифологические темы, иллюстрациями к произведениям Петрарки.

Как видно из названия, он был тем м естом, где проводились концерты, ставились спектакли.

Фото с сайта Interiér zámku — Telč — Zámek Telč

Любопытен Африканский зал с охотничьими трофеями и коллекцией диковинных вещей, что привез из этнографических экспедиций Карел Подстацкий, дядя владельца замка, совершивший в начале ХХ века пять поездок в Африку. Там экспонируются бивни и ухо слона, рога антилопы, головы носорогов и шкуры тигров.

Фото с сайта Interiér zámku — Telč — Zámek Telč

Ряд помещений на втором этаже северного дворца традиционно называют Комнатами Подстацких. Здесь жил во время посещения замка будущий император Леопольд II. Талантливый музыкант, он организовывал в замке концерты камерной музыки. О том, как выглядел, можно увидеть на большом групповом портрете в одном из залов.

В этих комнатах имеются вещи, относящиеся к эпохам Возрождения и барокко. Например, прекрасная коллекция дельфтского фаянса (вторая половина XVII века), оловянная посуда, восточная керамика, статуэтки из европейского фарфора.

Имеются портреты рода Славатов, романтические пейзажи и картины с изображением животных немецкого художника В. Эмеле.

Библиотека Фото с сайта Interiér zámku — Telč — Zámek Telč

Имеется в замке и сокровищница со стенами и потолком оформленными в стиле сграффито; и музей, в котором собраны документы связанные с историей замка и города, информация об известных людях, имеющих отношение к  этому месту.

Здесь можно увидеть макет города, созданный в 1895 году, механическую композицию «Шествие волхвов», инкрустированную шкатулку для драгоценностей (1566 г), национальные костюмы, предметы быта и утварь разных времен.

Фото с сайта Interiér zámku — Telč — Zámek Telč

В замке экспонируются картины чешского художника Яна Зрзави, который завещал их государству с условием, что его полотна будут постоянно украшать тельчский замок.

В семидесятые годы XVI века на месте бывшего турнирного поля был  разбит ренессансный сад обрамленный аркадами. Он считается самым старым ландшафтным садом Чехии.

Вокруг него — английский парк, в западной части которого находится Зеленый Сад, созданный Бенедиктом Резлом, известным путешественником, любителем, ценителем и первооткрывателем многих видов орхидей.

В саду нередко проводятся выставки хищных птиц

Сипуха
Сокол
Большая рогатая сова

А еще в комплекс входит Капелла Всех Святых, что была перестроена в 80-х годах  XVI века  итальянскими архитекторами. Она  давно не функционирует, а является туристическим объектом.

Самая поздняя постройка в замке в стиле ренессанс, датированная 1580 годом, была создана как усыпальница для  Захариаша из Градца и его супруги Катержины из Вальдштейна.

Нарядная, светлая, украшенная лепниной, изображающей растения, цветы и фрукты, фресками на религиозные темы: Святая Троица, Чистилище, Благотворительность.

В центре, за ажурной кованой решеткой с гербами супругов, стоит  массивный мраморный саркофаг.

Это прекрасный образец средневекового кузнечного мастерства. Над ним — расписной мраморный навес, характерный для итальянских церквей. На надгробье мраморные фигуры Захариаша и его супруги Катержины.

Окончив знакомство с замком, неплохо побродить по городу, что, согласно местной легенде, был основан в 1099 году. Однако первое письменное упоминание о нем датируется 1315 годом как о перевалочном пункте на оживленных торговых путях, связывающих Богемию, Моравию и Австрию.

 Важной датой в жизни города является 1339 год, когда Тельч принадлежал Олдржиху III из Градеца, семья которого внесла значительный вклад в его развитие . Он укрепил город, построил дома вокруг рыночной площади.

Но деревянные постройки. западной части, вместе с церковью и ратушей, уничтожил пожар 1386-го года. После этого Тельч стал одеваться в камень, и вскоре восстановился, в готическом стиле. Вокруг площади ввыросли дома, стоящие к ней торцом, ибо налоговая плата взымалась в соответствии с шириной фасада.

Город не успел прийти в себя, как в 1423 его заняли гуситы под предводительством верховного гетмана пражской общины Яны Гвезды. Они разграбили Тельч, нанеся колоссальный урон, потребовавший годы восстановления.

И тут, в значительной степени, помог новый хозяин замка Захариаш. Правда, его участие порой принимало весьма странную форму. В частности,  фасады ряда зданий были переделаны исключительно для того, чтобы из окна замка открывался вид, приятный его взору.

Тем не менее, каждое здание строилось по-своему. А потому все они представляют собой уникальные архитектурные образцы, сохранившие первозданный вид. Ведь город словно застыл, оставшись до наших дней тихим провинциальным, но исключительно красивым.

В его центре располагается треугольная площадь, носящая имя Захариаша, вдоль которой стоят разноцветные дома с фигурными фасадами украшенные лепниной, росписью, лепниной…

Ряд их, как говорилось выше, обрели свой ренессансный вид при Захариаше. Позже к ним присоединились барочные строения, у которых из-под нового «наряда» выглядывает готическая основа: фасад венчается треугольным тимпаном, из-под крыши смотрит окошко.

Все дома, стоящие на площади, несмотря на различие, объединены Большой и Малой галерейными аркадами.

Как в любом городе, здесь, естественно, имеется ратуша, что стоит на южной стороне площади. Трехэтажная, ренессансная. Первое упоминание о ней относится к 1443 году.

В 1499 году здание было разрушено взрывом, который, согласно легенде произошел во время  увеселительных мероприятий в честь рождения последнего потомка мужского пола семьи Розенбергов,  имевших прямое отношение к хозяевам замка.

Восстановленный дом  в 1530 году  охватил сильный пожар. Его последствия были ликвидированы около 1547 года оно было реконструировано Бальдассаром Магги,  приглашенным Захариашем для  работ в замке из Италии.

Это строение, по сравнению с другими, выглядит довольно скромно. Северный фасад трехэтажного строения с аркадой на первом этаже, отделан темно-коричневыми блоками, на фоне которых выделяются белоснежные пилястры. Венчает ратушу асимметричный  фортификационный аттик со смещенным расположением «луковки». Это венец сохранившейся в холле готической колонны со шпиндельной шахтой.

Что касается многократно менявшегося интерьера, то он сохранил несколько оригинальных пространств. В частности, зал совета и лестницу. Самым большим изменением стало приспособление в 1977 году мансарды под офисы.

Сегодня на первом этаже расположен информационный туристический центр. Поэтому можно войти вовнутрь и заодно осмотреть большой зал с красивым сводом эпохи Возрождения, где устраиваются небольшие выставки.

Как уже говорилось, на площади множество интересных строений. Среди них те, что привлекают особое внимание. Как, например, стоящий на западной стороне площади угловой дом № 15 с эркером на кронштейне, что некогда принадлежал жене бургомистра.

Нижняя часть его оформлена сграффито, а верхняя – фресками на темы: «Распятие», «Саул и Давид», « Святой Кристофер», «Вера и Справедливость» (XVI в.).  

На фасаде имеется и картина, изображающая первоначальный вид этого дома (с зубцами).

Фронтон здания вида позднего ренессанса был восстановлен до нынешнего вида в 1811 году.

Жаль, что эта красота находится под постоянной угрозой исчезновения потому что некогда в подвале дома размещались склады соли, которая растворилась в воде, затопившей особняк во время серьезного наводнения, имевшего место в XVII веке, и пропитавшей стены.

Есть здесь и другие дома, украшенные в технике сграффито. Они стоят по другую сторону площади. Это дом № 61, принадлежавший мэру города Михалу, бывшему пекарю, где на вычурном фасаде в стиле венецианского ренессанса с росписью напоминающей кружева – библейские фигуры. Купив его в 1532 году приказал перестроить его и украсить изображениями ветхозаветных персонажей.

Дом №31, фасад которого оформлен в виде классического сграффито с алмазными фасетками. Считается, что некогда он принадлежал владельцам Градец, герб которых украшает фронтон.

Время шло, хозяева дома сменяли друг друга, подвергая строение структурным изменениям, дабы он мог наилучшим образом соответствовать целям владельцев. Ведь здесь находились  стекольная и керамическая мастерская, мясная лавка, магазин пуговиц, пивоварня….

Во второй половине ХХ  века дом пришел в упадок. В 1995 году его приметила художница и скульптор Анна Ганзлова, которая купила строение и восстановила его, назвав  Домом Тельча.

В 2003 году она получила Премию за лучшее отреставрированное историческое здание.

В настоящее время Дом Тельча является  частным музеем с постоянной экспозицией «История и легенды Тельча и его окрестностей».

Здесь представлены композиции из керамических фигур и разных предметов, изготовленных в мастерских Анны Ханзловой, Юлека Жемберы или Анны Ханзловой младшей.

Другая часть выставки посвящена истории самого дома и его реконструкции. Имеется ​​коллекция предметов, инструментов и старинной одежды из окрестного района.

Идем к центру площади, где возвышается Марианская колонна (Чумной столб), что была поставлена в благодарность за избавление от страшной болезни.

Она представляет собой барочный витой столб, увенчанной фигурой Девы Марии на земном шаре, с нимбом вокруг головы.

На столбе — фигурки ангелов, а у подножья – фигуры св. Иоанна Непомуцкого, св.Иакова, св.Франциска Ксаверия св, Роха, св. Себестиана и Ангела-Хранителя.

В углублении можно увидеть св. Розалию, а с другой стороны — Марию Магдалину.

Композиция создана скульптором из Бртнице Давидом Липартом с помощью Франтишка Нойвирта (1718 г.) на деньги, завещанные городу Зузанной Ходовой, что жила в доме № 52.

Имеется здесь и два идентичных фонтана с  шестигранными бассейнами. В одном из них – фигура Силена, держащего на руках маленького Диониса.

Во втором — св. Маргарет, покровительницы города

Обе фигуры изначально были выточены из дерева (XVII век). Каменными они стали позже. Фонтан со статуей св. Маргарита (переделан в 1717 году Д. Липартом). Второй — в 1827 году

Рядом с площадью стоит Костел имени Иисуса в стиле раннего барокко, что возвел в 1667 году итальянец Стефано Перти, по модели знаменитой римской Иль Джезу, принятой за образец иезуитских церквей по всему миру. Он функционировал вплоть до изгнания иезуитского ордена с территории Чехии в конце XVIII в.

Фото с сайта Иезуитская церковь Св. Имени Иисуса

После изгнания иезкитов их комплекс использовали вооруженные силы, а в настоящее время — Министерство просвещения. Церковь же стала филиалом прихода Тельча.

Строение с зальной планировкой и приделами, нетипично обращено к площади боковым фасадом с каменным порталом. С северной и южной сторон прямоугольного пресвитерия расположены две призматические башни, между которыми была открытая аркада (была реконструирована как слепая в 1996 году), которая использовалась для метеорологических наблюдений.

В левом нижнем углу площади, на  месте старой романской базилики, стоит старинная постройка — Храм Святого Духа. К ней прилегает башня высотой в 49 метров — самый древний из здешних памятников.

Она была поставлена в XIII веке, еще до образования города, на самой высокой точке и служила старому поселению наблюдательным пунктом.

Но пожар 1655 года привел к тому, что верх с колоколами разрушился. После ремонта укороченную башню покрыли неоготической крышей, снабдили новыми колоколами, от которых до наших дней дожили только два. Это они слышны в городе, когда стрелки часов отмеряют каждые четверть часа. Костел действующий, служит евангелической церкви.

Преодолев 97 ступеней внешней деревянной лестницы, можно выйти на смотровую площадку, с которой открывается красивый  вид на город.

Кроме наблюдательного, башня имела и оборонительное значение. Об этом говорят прямоугольные отверстия, опарно связанные окна, обращенные ко всем четырём сторонам, высокие тройные окна, обращенные в к противоположной от центра города стороне, а также маленькие окна, имитирующие форму листа.

Это строение, было типично для романского периода, когда их связывали с феодальными замками и внутренними дворами. Вероятно, башня была соединена пешеходным мостом с деревянным особняком управляющего. Мост можно было при необходимости легко снести.

 Что касается непосредственно церкви, то она приобрела нынешний готический облик примерно в 1486 году. С 1579 года функционировала как филиальная церковь. То есть, не имеющая своего священнослужителя.

Со второй половины XVII века она использовалась Чешским братством и Братством Святого Иоанна Крестителя Исидора. В 1773 году, во время правления Иосифа II, церковь была закрыта и превратилась в склад. .

В 1865—1867 годах ее приспособили под городской театр, где шли спектакли на чешском и немецком языках.

Гордостью театра был занавес разрисованный местным художником Нейманом, изображавший Премысла Орача и принцессу Либуше, предвещающую славу Праге.

В театре было около 100 сидячих мест и небольшая галерея. Сцена была в пресбитерии, а гардеробные были в бывшей сакристии.

Здание имело два входа — вход на первый этаж сохранился до наших дней. Слева от первого входа был второй, ведущий по лестнице в галерею.

Театр функционировал до 1920 года. С 1923 года и по сей день отремонтированная церковь, принадлежащая Евангелической церкви чешских братьев, используется по назначению. .

А в  левом верхнем углу стоит Костел  Св. Якуба, первое воспоминание о котором, как о приходе в Тельче относится к 1372 году.

В 1386 году ее, среди прочего, уничтожил пожар. Был отстроен заново в XV веке как типичный для Чехии двухнефный храм с 50-метровой призматической башней, примыкающей к северной стороне алтаря с настенной росписью, часть которой дожила до нашего времени, несмотря на неоднократные достройки и реконструкции.

Интересен появившийся в конце XIX века, во время пуристических переделок, неоготический алтарь.

Здесь похоронены горожане, погибшие во время Первой Мировой. Над 60-метровой колокольней возвышаются два редких по красоте звучания колокола.

Окончив знакомство с этим местом, отправимся Старый город (по-немецки Alt Stadt) – что расположен к юго-востоку от его исторического центра, называемого местными Внутренним городом.

Там находится площадь Богоматери, получившая название по фигуре Мадонны установленной Франтишкой Славатой в 1673 году.

Фото с сайта Telč,_Staré_Město,_nám

Неподалеку от нее – небольшая Капелла Богоматери.

Фото с сайта Telč,_Staré_Město,_nám

Это та самая часовня, с которой мы и начали свой рассказ. В ней, также согласно преданию, находилась чудотворная икона, перед которой в 1225 году молился Пршемысл Отакар I перед военным походом на Австрию.

Первые же сообщения о приходе относятся к 1283 году, а письменное упоминание о церкви относится к 1385 году, когда она была восстановлена.

В 1647 году капелла подверглась серьезной реконструкции, когда первоначальный неф церкви, вероятно, был снесен, а на его месте был построен в стиле барокко рядом с готическим пресвитерием.  А у северной стены алтаря сохранилась готическая призматическая башня.

В Тельче сохранился  фрагмент крепостной стены XIII-XIV в.в., в который вписались фундаменты нескольких домов, да двое ворот, через которые можно было попасть в город. Они являлись частью городских укреплений структурно связанных с замком.

Малые или Нижние были построены в 1579 году и сохранили свой вид до настоящего времени. Перед оригинальными готическими воротами внизу был ров, переброшенный подъемным мостом.

Фото с сайта Telč, městské opevnění, Dolní (Malá) brána.

Верхние или Большие ворота (1629 г.) имеют две сквозные башни по обе стороны от рва. Соединяющий их мост изначально деревянный, в XVII веке был заменен каменным. Они, сохранившиеся до сих пор, представляют собой одноэтажное здание второй половины XVI века, украшенное сграффито. Над центром пассажа — пятилепестковая роза.

Фото с сайта PŘÍSTUP DO MĚSTA — BRÁNY

И напоследок хочется добавить, что атмосфера города настолько необычна, что здесь нередко проводят различные музыкальные мероприятия. В частности Международный фольклорный фестиваль, собирающий множество гостей.

Фотографии Алексея Яровинского

Использованный материал

Telč — Praga-Praha

Telč — Wikipedia 

1. trasa — Telč — Státní zámek Telč

Kostel Matky Boží (Telč) – Wikipedie

Kostel svatého Ducha (Telč) – Wikipedie

Telč — radnice — Radnice | Turistika.cz

Иезуитская церковь Св. Имени Иисуса (Kostel Jmena Jezic …

Kostel Matky Boží (Telč) – Wikipedie

Interiér zámku — Telč — Zámek Telč

Přístup do města — brány | Telc.eu

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Тельч: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: