Недавно мне в руки случайно попала книжка «Асфальт в горошек» Татьяны Перцевой. Очень понравилось оригинальное название. Припомнилось, как, действительно, шпильки-гвоздики оставляли на расплавленных солнцем тротуарах характерные дырочки…
Такого плана литература всегда интересна. Ведь она, «вытаскивая» воспоминания, дает пищу размышлениям, задевает особые струнки нашей души, уводит туда, где прошли детские и юношеские годы, где осталась молодость…
Сначала читала с удовольствием. Ведь мы с автором почти ровесники (она немного старше), да, к тому же, жили в одно время в одном районе.. Многое было узнаваемо, что-то вспоминаемо… С чем-то была не согласна… И это неудивительно. Ведь у каждого свой ракурс восприятия, свое лично-субъективное мнение относительно любого факта или события.… Недаром мой одноклассник Сашка Мелькянц, прочитав заметки Школьные годы чудесные или просто mix, сказал, что обо всем этом у него совсем другое мнение.
И тут, написав эти строчки, невольно вспомнила о том, как один следователь рассказывал, что опрос нескольких очевидцев одного происшествия дал совершенно разные, непохожие друг на друга результаты. А еще ярким примером своеобразного восприятия увиденного может быть замечательный рассказ К. Чапека «Поэт» (Кто не читал – настоятельно рекомендую).
Но я, кажется отвлеклась. Возвращаюсь к книге, о которой идет речь. Как уже говорила, сначала было интересно. Но чем дальше читала, тем меньше мне нравилось. Порой возникало ощущение Déjà vu.
Первый раз подумала, что ошиблась, открыв книгу на том месте, что уже прочла (у меня электронный вариант), но потом поняла, что это манера автора.
Более того, увидела ряд неточностей, которых не должно быть при описании конкретных исторических событий или мест. Приведу лишь один пример.
На Каблукова, где я прожила до 13 лет в самом центре улицы, не было никаких лавок. Лишь на углу с Каракалпакской, что «обнимала» ее отрезок, стоял небольшой бакалейный магазинчик, а напротив его – сначала так называемый бар, облюбованный всеми пьянчужками района, а потом продуктовый магазин.
Лавки начинались за ним, вдоль спуска к Алайскому базару. И не сидели там узбечки, продававшие вареный горох — нут. Они, как правило, базировались на Энгельса, недалеко от базарных ворот.
Довольно большой участок занимало здание за оградой, которое во время войны служило госпиталем. Потом там разместился институт ортопедии, где консультировал мой отец.
А вдоль улицы, на этом отрезке, росли огромные дубы, по осени усеивающие землю желудями, которые мы собирали в ведерки. Из них мастерили человечков и другие забавные фигурки.
Да, еще. Никогда фабрика «Юлдуз» не выпускала не только модной, но и просто приличной одежды. Как и не имелось местного хорошего трикотажа. Всю нормальную одежку (даже школьные формы) везли из Москвы, Ленинграда, Риги. А трикотаж – из Минска.
Более того, никакая промышленность, прежде всего, мясомолочная, не соответствовала союзным стандартам. Помню, как один знакомый моего отца, имевший непосредственное отношение к этому производству, однажды сказал: «Если бы вы знали из чего делают колбасу и сосиски, то никогда не взяли бы их в рот!»
Они, действительно, невероятным образом отличались от тех, что иногда перепадали от моей тети, что обслуживала ЦК и Совмин и имела возможность отовариваться там в буфете.
Из товаров местного производства, что попадали на прилавки, знаком «+» можно, пожалуй, отметить только конфеты фабрики «Уртак»
Но я снова ушла в сторону. Что еще не понравилось? Напрягли
некая занудность и длинноты, рассеивающие внимание и уводящие от главного.
А потом, вообще, пошла «солянка сборная мясная». Короче говоря, дочитать до конца не смогла, несмотря на исключительно близкую мне тематику и привычку доводить всегда все до конца. Даже дочитывать не особенно заинтересовавшие книги.
Отложив e-book reader, в сторону, полезла в интернет, чтобы получить информацию об этой вещи. Увидела, что с полгода назад прошла удачная презентация, что книга получила массу благодарностей и хвалебных отзывов.
Значит, понравилась. Значит, мое мнение резко отличается от прочих. Значит, это я что-то недопоняла, недооценила. Что ж, бывает. Ведь каждый может иметь свое собственное мнение. Не правда ли?