Там, где стоял древний город

Север Израиля. Верхняя Галилея.  Место, привлекающее не только замечательной природой, но и обилием исторических памятников. Один из них находится на холме, возвышающимся над плато к западу от Хулы. Это археологический заповедник Тель-Кедеш (Кеде́ш-ба-Гали́л, Тель-Кадас), представляющий собой лишь небольшой кусочек крупнейшего археологического парка, занимающего  площадь около  10 га.  

Место, название которого переводится как «Святой Холм» имеет столь древние корни, что  упоминается в ТАНАХе. Хранящее следы пребывания людей времен раннего бронзового века, оно помнит о множестве важнейших событий из истории нашей страны.

В течение двух тысячелетий (до II  тысячелетия до н.э.) эти земли принадлежали ханаанянам, жителям Страны Пурпура, простиравшейся в библейские времена на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря.

Как известно из ТАНАХа, Всевышний решил отдать эту территорию  потомкам Авраама, заключив с патриархом договор  при еще жизни последнего. И вот, спустя примерно 660 лет, после смерти Моисея, израильский союз племен вошел в Ханаан. Это было в 1368 году  до н. э,  

Руководимые Иисусом Навином, они пересекли Моав, историческую область, находящуюся сегодня в Западной Иордании, захватили Иерихон и отправились на север, где покорили города Верхней Галилеи, одним из которых был Тель-Кедеш.

В результата раздела завоеванных территорий между двенадцатью  коленами Израилевыми, это место досталось колену Нафтали.  А еще  здесь поселились левиты, не имевшие своей земли.

Представители колена Левия играли особую роль в иудейском обществе. На них лежали обязанности священнослужителей второго плана после коэнов, а так же обучение народа законам Торы. Поэтому они  жили среди других колен, что поначалу давало  равномерное распределение священников и служителей по всей территории Израиля.

Место, о котором идет речь, согласно библейским источникам, называлось Тель Кедешем  с крепостью Нафтали. Такое уточнение требовалось для того, чтобы отличать его от  Хирбет-Кедиша в долине Явниэль и Кедеша, принадлежавшего колену Иссахара расположенного недалеко от перекрестка Мегидо.

Оно имело  большое значение, так как представляло собой один из 6  городов-убежищ. Три из них (Кедеш, Шхем и Хеврон) находились в  Ханаане, а три других (Бецер, Рамот и Голан) – в  Заиорданье.  Эти места обозначил при подходе евреев к границам Земли обетованной Моисей.

Они были необходимы для того, чтобы, во избежание кровной мести со стороны родственников пострадавшего, там могли безоговорочно и безвозмездно прятаться до суда, люди, совершившие непредумышленное убийство. 

Для облегчения  нахождения такого города дороги, ведущие в него,  содержались в исправности, а перекрестки снабжались дорожными знаками,  указывающими направление.

Человек, совершивший преступление такого рода, первым делом должен был предстать перед старейшиной города, и тот, выслушав заявление просящего укрытия, давал ему временный приют. Этих людей охраняли до суда, на который отправляли  в сопровождении конвоя.

В том случае, если суд находил убийство умышленным, виновный  наказывался или самими властями, или отдавался в руки мстителей.  Если же доказывалось, что  убийство произошло непреднамеренно,    лицо, совершившего его,  возвращали в город-убежище, где он должен был оставаться  до смерти первосвященника,  при котором произошло это событие. Потом приобретал  свободу и  мог житьв любом месте, не подвергаясь опасности.

Пребывание в городе-убежище для невольного убийцы становилось и  защитой, и карой. А потому библейское законодательство запрещало заменять пребывание в таких местах выкупом.

Евреи находились  в Кедеше  вплоть до  VIII  века до н. э.  До того момента, когда во время правления израильского царя Факея город захватил ассирийский правитель Тиглатпаласар III, превративший Галилею в ассирийскую провинцию Мегидо, и угнавший в плен часть еврейского населения.

Затем здесь царствовали вавилоняне (VI век до н.э.), персы (V век до н. э)…  

В эллинистический период  государства Птолемеев (между 323 г. и 200 г. до н. э.) появились греки. Кедеш стал подчиняться Тиру. Это следует из знаменитых папирусов Зенона, греческого купца, ставшего секретарем египетских правителей вышеупомянутой династии. Зенон рассказывает о том, что в III веке до н э. это место славилось процветающим сельским хозяйством.

В период  145 г. до н.э.- 143 г. до н.э., располагавшийся здесь греческий лагерь стал местом битвы между царем Селевкидов  Диметрием и Ионатаном Маккавеем, победившим язычников.

В римский период еврейский город вновь перешел в руки иноверцев. Согласно Иосифу Флавию, стал  форпостом, подчинявшимся Тиру.

Во время Иудейской войны в нем разбил свой лагерь римский  полководец, будущий император Тит. А потом, испытавший забвение на долгие годы, город разрушился и практически сравнялся с землей.  В ХХ веке, место заросшее травой, стало использоваться как пастбище близлежащим кибуцем. 

В 1953 году сюда пришли израильские археологи под руководством  Йоханана Аарони. Они нашли слои раннего бронзового периода. И снова перерыв.

Возобновление работ начали в 1997 году исследователи из Мичиганского университета.

В планы ученых входило ограничение эллинистической эпохой, включающей период от походов Ал. Македонского до Иудейской войны ( 330 г до н.э.- 70 г н.э.). Но холм начал преподносить сюрприз за сюрпризом.

На глубине менее метра была найдена комната с большим количеством (около 20!) совершенно целых сосудов, а так же предметы домашнего обихода датированные II веком до н. э. Невольно возник вопрос: отчего местные жители бежали в спешке, оставив свою утварь? 

Ответ на этот вопрос пришел позже. А пока, в 1988 году магнитометрическое исследование определило наличие контура площадью около 2000  м². И стало ясно: здесь стояло солидное сооружение. Дворец или административный корпус, о котором ничего не было известно.  Никаких намеков в исторических хрониках.

Год спустя приступили к новым, полномасштабным раскопкам. В этот раз археологи разделились на две группы, начавшие работы одновременно с двух концов.

Одна из них шла с юго-востока, а вторая  — с северо-запада. В самом скором времени ими был обнаружены остатки колонн, поддерживавших эллинистическое здание и целый комплекс  помещений.

В  северо-западной части обнаружилась комната с оштукатуренным полом. Ученые решили, что это было солидное хранилище, о чем свидетельствовало несколько сосудов наполненных  родосским вином и прислоненные к стенам 14 амфор высотой более полуметра, которые, как показал химический анализ их внутренней поверхности, служили тарой  для хранения пшеницы.

В соседней комнате, судя по всему, размешался серьезный архив документов, которые не сохранились. Зато было найдено более 40 маленьких амфор и около полутора тысяч глиняных печатей с изображением греческих богов, царей из династии Селевкидов, животных и других символов, с отверстиями и следами воска на задней стороне, свидетельствовавшие о том, что ими запечатывали папирусные свитки.

Печати рассказали о том, что они скрепляли, документы,  связанные с определенными людьми и конкретным временем.  А найденные впоследствии амфоры и печати, по нанесенным на них именам дали информацию о том, что этот склад прекратил работу примерно в 144 -143 г.г. до н. э.

То есть тогда, когда войско Ионафана из рода Хасмонеев, что правил Иудеей в 167–37 годах до н. э., одержал победу над селевкидским  царем Деметрием II Никатором. И это стало причиной того, что селевкиды покинули город.

Из-за арабских беспорядков, которые вылились в 2000 году во Вторую  интифаду, раскопки пришлось отложить до 2006 года. На новом этапе  они продолжались четыре сезона.  

За это время от верхнего земельного наноса было освобождено около 75% эллинистического слоя и археологи смогли представить себе общий план комплекса с большим  открытым двором, вышеупомянутым складом, архивом, приемной, столовой… В двух помещениях обнаружились самые древние в Израиле монохромные мозаичные полы.

Дальнейшие раскопки, проведенные в толще кургана, дали находки (в основном керамические изделия) эпохи Ахеменидов, правивших Персидской империей ок. 540–332 года до н. э. Свидетельство – красивый  скарабей, вырезанный  из зеленой яшмы, стеклянные амулеты с изображением популярного на Ближнем Востоке Повелителя  животных и глиняные печати нововавилонского стиля.

В конце IV века это место на короткое время оказалось невостребованным. Вероятно, из-за похода Александра Великого. Затем, как говорилось выше, долгие годы Кедеш был крупным административным центром империй ахеменидов, Птолемеев и селевкидов.

Раскопки подходили к концу, когда один из студентов, принимавший в них участие,  сделал потрясающую находку. Он увидел  полновесную золотую мину.

Монета, достоинством в тысячу серебряных драхм,  была отчеканена  в 191–190 годах до н. э. в Китионе на Кипре при Птолемее V. На самой большой золотой монете, найденной на территории Израиля, и второй такого рода известной археологам, предположительно изображена царица Клеопатра I, жена Птолемея V, что  управлял Египтом с 205 по 180 год до н.  э.

Это был представитель династии Птолемеев, основанной одним из диадохов, военачальников Александра Македонского, которые после смерти своего предводителя в 323 году до н.э., по окончании долгих войн, продолжавшихся до 301 года до н.э.,  разделили созданную великим полководцем империю. Так на карте  появились новые государства: Эллинистический Египет, Вифиния, Пергам, Македония, страна  Селевкидов.

И именно на территории  последней была найдена  монета,  упоминавшаяся выше. Самая  ценная из когда-либо найденных в Израиле.

Ученые считают, что подобные монеты, слишком большие,  а потому неудобные в обращении, не  имели хождения. Вероятней всего, в  Кедеш ее привез некий высокопоставленный египетский чиновник  в качестве дипломатического подарка представителю селевкидов. А далее, судя по всему, ее кто-то украл и закопал под амбарной стеной, но, по какой-то причине, не забрал.

Сегодняшний Тель Кедеш распространяется на территории более 1350 дунамов по обе стороны проходящей по северу дороги №  899. Но для посетителей открыта лишь небольшая  часть национального парка. Та, что была раскопана израильской экспедицией  в 70-х – 80-х годах прошлого века.

Это следы построек и оборонительного сооружения времён хаананеев, израильского и римского периодов. Самыми значимыми  являются   развалины здания  с каменным алтарём для воскурений времён Первого Храма.

Рядом —  остатки римского храма Аполлона площадью около 4-х  дунамов, которому принадлежали найденные здесь обломки колонн,  стилобатов (цоколей) и капителей.

Строение особой архитектуры без крыши. Во время службы священники находились внутри, а народ – снаружи.

Расчет ученых  показал, что строение было, вероятней всего, воздвигнуто в 117 н.э. и разрушено землетрясением в 363 г. н.э. Этот особый тип святилища культа мертвых хорошо знаком археологам  по Ливану, Сирии и югу Турции. Их обычно ставили  в центре кладбища. 

Правда, имеется и другая версия, согласно которой такие строения  посвящали «хозяину небес» Бааль Шамину, божеству, культ которого был распространен в древней Сирии, откуда перешел в хаананейско-арамейский пантеон. 

По типу храма Бааль-Шамина в Пальмире, где объектом поклонения служили умершие, «которых хоронили в величественных башнях и мавзолеях».

Пальмира — город, находившийся на территории нынешней Сирии, входивший в состав Римской Империи. Исключительно красивый своими строениями (недаром в советские времена Ленинград, желая подчеркнуть его великолепные архитектурные ансамбли, называли Северной Пальмирой) был стерт с лица земли в одну ночь римским императором Аврелианом. 

В эпоху эллинизма, когда государством правил Антиох IV, Бааль-Шамин отождествлялся с Зевсом. Ряд духовных лиц во главе с Первосвященником Менелаем, бывшие сторонниками радикальной эллинизации,  высказывали мнение, что надо рассматривать «Б-га Израиля как еще одно проявление высшего божества, известного в Сирии как Баал Шамин (Властелин Небес), а в греческом мире как Зевс Олимпиец» и не считали этот  компромисс «иноземным богопочитанием»

В еврейской среде Палестины это вызывало негодование.  Первосвященник в их глазах был дискредитирован. Реальная угроза ассимиляции даже привела к бунту в Иерусалиме. Впрочем, эти события к данному месту отношения не имеют, а потому вернемся к осмотру имеющихся раритетов.

Ученые, обследовав Святилище, обращенное на восток, по ряду признаков определили, что строение было возведено римлянами.  Видны сохранившиеся на  фасаде три проёма. Вероятней всего, это были окна. Через них вовнутрь проникали лучи солнца, освещавшие скульптуру, стоящую в дальнем конце храма на возведенном для нее  основании.

В левом нижнем углу стены имеется отверстие, соединенное с  жёлобом,  а над ним  — фигура человека в тоге. Это — жертвенник, в отверстие которого заливали масло, вино или воду, а может быть и  кровь жертвенных животных, ибо в  храме Аполлона было принято приносить их в жертву.

Храм стоял в центре кладбища. Неподалеку от него находилась античная римская мастерская по производству саркофагов.

Все желающие могли заказать «домик» для загробной жизни по вкусу, руководствуясь представленными образцами, в которые по их желанию вносились определенные коррективы, делались  соответствующие надписи и рисунки.

Некоторые из них, простояв не одно столетие, дошли до наших дней, и мы можем увидеть их на территории заповедника.

Как и все вокруг они прошли испытание временем. Так, например, на углу одного, хорошо сохранившегося, видна женская фигура с отбитой головой, потерянной, вероятно всего, во время владения этими местами мусульманами, ибо ислам запрещает всякое изображение человека.

Вокруг  площадь буквально усеяна фрагментами  римских мраморов. Из них даже собраны столики  и скамейки, предназначенные для отдыха посетителей.

Имеется и «свидетель» современных событий. Это  огромное фисташковое дерево весьма странной формы, которую оно приняло после попадания  в ствол заряда из «катюши» во время Второй Ливанской войны.

Лучше всего о сюда ехать ранней весной, когда появляются замечательные цветы  —  анемоны. Красные, как капельки пролитой крови, так и редкие экземпляры белых или синих представителей этого вида.  

Имеются и другие растения.

Ботаники утверждают, что именно здесь встречается легендарная мандрагора с корнями, напоминающими человеческую фигурку, которой в древности приписывали магическую силу.

2015

Написано по следам экскурсии с Инной Чернявской

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: