«Если рай находится на земле израильской, то Бейт-Шеан – врата его»
Талмуд
Название этого места связано с языческими племенами, поклонявшимися богу Солнца – Шеану, что обитали в этих краях в стародавние времена. Отсюда и название – Дом Солнца.
Раскопки, произведенные в месте стыковки реки Харод, Израэльской и Иорданской долин, показали, что этот плодородный участок был обитаем с халколитического периода (V тысячелетие до н. э.). Первые же упоминания о нем встречаются в египетских текстах XIX в. до н. э. Задолго до того момента, как во время кампании Мегидо (XIV в. до н. э) здесь появились воины фараона Тутмоса III, о чем свидетельствует надпись на стеле, хранящейся в иерусалимском музее Рокфеллера. И до XII в. до н.э. это была единственная территориальная единица Египта, находящаяся за пределами страны.
После завоевания евреями Ханаана (ок. XIII в. до н. э) Бейт-Шеан вошёл в надел колена Менаше, но население там так и осталось ханаанским.
Далее история приводит нас в эпоху Второго Храма, когда здесь появились греки, отстроившие город по эллинистическому образцу. Естественно, поменялось и название на Ниссу, что связано с мифологическим сюжетом об истории рождения бога Диониса.
Как известно, самый главный бог греческого пантеона Зевс не раз изменял своей супруге Гере со смертными женщинами. И та каждый раз строила соперницам новые и новые козни. В этот раз ее жертвой оказалась Симела, которую она подговорила упросить Громовержца явиться во всем своем величии. Тот согласился, и окружавшие его молнии испепелили все вокруг. Удалось лишь выхватить из огня младенца, явившегося в наш свет недоношенным. Зевс зашил его в свое бедро, а когда ребенок родился в положенный срок, отдал на воспитание нимфам, обитавших в Ниссейской долине. Мальчик получил имя Диониса, что в переводе означает «Божественная Нисса»
Спрашивается, какое отношение все это имеет к данному городу. Самое прямое. Одна из нимф после смерти нашла последний приют там, где ее воспитанник был почитаем как бог плодородия и виноделия, секреты которого получил от своего воспитателя Силена. В честь Диониса устраивали празднества и театральные представления, а его статуя украшала римский театр.
Следующее название города — Скитополис (Город Скифов), ибо, согласно одной из версий, в IV в до н.э. его строили эти племена, а по другой – населяли солдаты-скифы из войска Александра Македонского, осевшие тут после окончания похода в Малую Азию.
Во II в. до н.э. город покорили хасмонеи, и инородцы были поставлены перед выбором: либо принять иудаизм, либо покинуть город. Кстати, это был единственный случай за всю историю еврейского народа, когда кому-то навязывалась вера, ибо обычно иудеи не только не занимаются миссионерством, но и с трудом допускают инородцев в свою среду.
Но факт остается фактом. Присоединение Идумеи и Галилеи с обращением в иудаизм язычников, изменил в дальнейшем ход истории, так как привел к появлению двух личностей, сыгравших в ней решительную роль, ибо потомком идуменян был царь Ирод, а потомком галилеян — Ииешуа.
Но вернемся в город, которому вернули название Бейт-Шеан. В 63 году до н.э. он заинтересовал римского полководца Помпея. Изгнав оттуда евреев, он заселил его греками и определил как часть Декаполиса — конфедерации 10 эллинистических городов, из которых на территории нынешнего Израиля было два: Сусита и Бейт-Шеан.
В время восстания Бар-Кохбы на недолгое время здесь появились евреи, а затем восстановилось римское правление. При императоре Диоклетиане все было перестроено уже согласно его вкусу.
Следующая страница истории — византийская. Город, ставший столицей Галилеи и Голан, стал называться Палестиной Секундой.
Середина VII века. Появление арабов и новое переименование в Бейсан, потому что теперь эта территория принадлежала империи Омеядов.
А потом катастрофа. Сильнейшее землетрясение 749 года уничтожило все строения, превратив их в обломки засыпанные землей. В таком виде и нашли Бейт-Шеан американские ученые из Пенсильвании, появившиеся в этих краях в начале ХХ века. Они начали археологические раскопки и обнаружили немало интересных вещей, которые были переданы иерусалимскому музею Рокфеллера и университетскому музею Филадельфии.
Сравнительно недавно раскопками занялись их израильские коллеги, обнаружившие 20 (!) культурных слоев. Так появился музей под открытым небом.
Посетителям демонстрируется лишь 5% общей территории. Но и этого вполне достаточно для того, чтобы впечатляться, построенным у подножья холма римским городом (во II век), и перестроенном византийцами (V век). О том, как все выглядело прежде, рассказывает макет на площадке, возвышающейся над раритетным местом.. На нем четко проглядываются две главные улицы: идущая с севера на юг Кардо и пересекающая ее Декаманус и капитальные сооружения.
Спускаемся отсюда по лесенке, и оказываемся в древнем мире. С левой стороны – термы (бани), что были построены в Римский период и обновлены в византийский.
Они представляли собой не просто помывочные комнаты. На площади в 900 квадратных метров стояло восемь залов и подсобных помещений, включающих и «горячие» комнаты — «гипокаусты» с двойным полом, между поверхностями которого устанавливались специальные конусообразные сооружения, нагреваемые паром и водой, что подавалась из специальных комнат-топок, и неотапливаемые — холодные
Центральное здание с трех сторон окружала галерея с колоннами. Она вела в другие банные залы. На выходах из галерей стояли бассейны с фонтанчиками, где люди охлаждались после горячих процедур. Рядом — спортивная площадка — «гимнасиум» для занятий физкультурой. Проанализировав конструкций терм Бейт-Шеана, ученые пришли к выводу, что они – самые сложные из всех сохранившихся на территории Израиля.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: