Кельн. Рожденный заново

Кельн. Рожденный заново

 

Кельн. Самый древний из крупных городов Германии, расположенный там, где 5 000 лет назад стояли укрепления древних кельтов, где в I веке до н.э. обитало германское племя убиев, которых римляне переселили на левый берег, а на правом создали свое поселение Оппидум Убиорум.

И вот в этом поселении, в семье наместника Галлии и Германии, полководца Германика, родилась дочь — Юлия Агриппина Младшая, мать будущего императора Нерона, последняя жена императора Клавдия. Это она уговорила супруга предоставить сему месту статус колонии, позволявший войти в реестр имперских городов.

Так родился город Colonia Claudia Ara Agrippinensium (латинская Колония Клавдия алтаря Агриппины), что в глубине веков потерял большую часть витиеватого названия, сократившегося к Средневековью до Colonia (в просторечии Koen), что трансформировалось в германизированное Köln, сохранившееся по сей день.

Но вернемся в Римскую империю. Развивающийся город в 85 году стал столицей провинции Нижняя Германия, и это сыграло немаловажную роль в его истории. Здесь появились такие здания как преториум (дворец наместника), храмы, театр, виллы римской знати, приезжавшую в эти края отдохнуть от дел. Получила развитие стекольная промышленность, появился монетный двор.

В 260 году римский полководец Марк Постум, воспользовавшись сложившейся политической ситуацией, провозгласил себя императором Галльской империи со столицей в Кельне. А через 14 лет новый поворот истории, новые события в месте, где кроме местного населения жили общинами христиане и иудеи.

Из-за того, что богатая римская колония была лакомым кусочком для завоевателей, на нее постоянно нападали аланы и саксы, чьи нашествия успешно отражались. А вот франкам, после ряда безуспешных попыток, в 454 году в битве при Цюльпихе удалось завоевать и Кёльн, и его окрестности. Так закончился 500-летний римский период.

В 508 году город перешел под власть королевства Меровингов и стал резиденцией короля Хлодвига I. А в 795 году получил статус Архиепископства. И архиепископы, имея исключительную власть на протяжении почти пяти веков, были в Кельне полноправными властителями. Один из них даже стал курфюрстом Священной Римской империи.

Такое положение дел со временем привело к противостоянию между высшим духовенством и бюргерами. В 1288 году произошла битва при Воррингене, ставшая кульминационной точкой в конфликте за права на Лимбургское наследство, где в качестве главных действующих лиц выступали архиепископ Кельна Зигфрид фон Вестербург и герцог Жан I Брабантский. После этого Кельн стал фактически свободным городом, а за архиепископом сохранилось право влиять на правосудие.

Кельн процветал, считаясь одним из важнейших торговых центров региона. Немалую роль в этом сыграло его членство в Ганзейском союзе, а также получение в 1475 году уже официального статуса Вольного имперского города.

В то же время католическая церковь присвоила городу титул «святой» (sanctum), которого кроме него удостоились лишь Рим и Константинополь, и в 1584 году открыла нунциат (официальное посольство Папы Римского).

Но каждая медаль, как известно, имеет две стороны. А потому здесь ярким пламенем горели костры инквизиции, на которых сжигали сначала протестантских проповедников, а потом и «ведьм».

Кроме иезуитов в Кельне обосновалось немало бенедиктинцев, отправлявших своих миссионеров в Европу и Америку.  Стали исключительно популярными еврейские погромы.

С крушением Ганзы и попыткой Карла Смелого вмешаться в германские дела с целью распространения своего влияния на архиепископство, несмотря на ухудшение экономического положения, в течение двух столетий в регионе ничего особенно не происходило. Даже Тридцатилетняя война за гегемонию Священной Римской империи, втянувшая в себя множество европейских государств, прошла мимо из-за того, что город держал нейтралитет.

Следующие значимые страницы в истории Кельна связаны с покорением этих краев в 1794 году Наполеоном. Во избежание разрушений кёльнский бургомистр добровольно вручил ключи французам, и те превратили город в провинцию.

Закрылся университет, упразднились монастыри. Многие здания, имевшие историческую ценность, стали руинами, городские ценности были разворованы. Тем не менее, кёльнцы с воодушевлением приняли либерализм Французской Республики. Им импонировал гражданский кодекс Наполеона. Нравилась и реконструкция города, в котором были проложены бульвары, выстроены пассажи.

Прошло десять лет. Французов вытеснили пруссаки, вызвав у жителей негативизм. Но прогресс брал свое, и Кёльн снова стал значимым городом с телеграфом и железной дорогой, соединившей его с Ахеном.  Выросли заводы и фабрики, давшие работу множеству людей, сделавшие город одним из крупнейших индустриальных центров Германской империи, расширившего границы за счет снесения средневековых городских стен и присоединения пригородов.

После Первой мировой войны Кёльн ненадолго стал столицей самопровозглашённой Рейнской Республики, которая вскоре оказалась в оккупационной зоне Франции. К счастью, после временного упадка ему за короткий срок удалось оправиться от последствий войны. А затем и вовсе начался экономический расцвет благодаря солидным капиталовложениям. В частности, стараниями Форда, что в 1930-м году построил фабрики и заводы, функционирующие по сей день.

Когда в Германии к власти пришла нацистская партия, кельнцы не желали ее поддерживать, но в 1936 году появившиеся германские войска заставили горожан повиноваться. Не обошли город и погромы. В «Хрустальную ночь» была сожжена древнейшая синагога, разгромлены магазины, принадлежавшие евреям.

Во время Второй мировой войны Кельн, как промышленный центр, неоднократно подвергался бомбёжкам. С лица земли был стерт практически весь центральный район. Из значимых исторических построек относительно нетронутым остался лишь собор. Но немцы сумели в послевоенные годы возродить промышленность, создать современную инфраструктуру. С присущей им тщательностью и аккуратностью, восстановили исторический центр, создав копии разрушенных оригиналов.

Город славится множеством превосходных музеев и галерей, а также обилием разноплановых культурных мероприятий, привлекающих миллионы туристов со всех уголков мира. И первое место, куда отправляются все без исключения, — знаменитый Кельнский собор, что устоял в войну, выдержав попадание трех бомб.

Мы стоим на солидной площади с возвышающимся на ней мощным сооружением, где суровость атмосферы несколько смягчает смешной оркестрик, играющий на самодельных инструментах

А так же отправляющийся отсюда в путешествие по городу поезд с веселыми зелеными вагончиками.

Собор, посвященный Пресвятой Богородице и св. Петру стал возводиться в 1248 году на месте романской церкви. Причиной реконструкции стала невозможность ее вместить всех желающих поклониться мощам Трех королей (Трех волхвов), которые в 1164 году после победы над Миланом привез сюда Райнальд фон Дассель, канцлер императора Фридриха Барбароссы.

 Строительство сакрального сооружения было поручено архитектору Герхарду фон Риле, с которым связана следующая легенда. Согласно ей баумайстер не смог справиться с поставленной задачей и решил попросить помощи у дьявола. Тот согласился. Естественно, в обмен на душу. Сделка должна была состояться после первого крика петуха. Но об этом узнала супруга Герхарда и решила обмануть Сатану. Встав пораньше, она сымитировала кукареканье. Сразу же появился Дьявол с чертежами. После того, как он их передал, петух пропел зорю. Поняв, что попал впросак, рогатый разозлился и воскликнул: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». А потому собор постоянно достраивается и реконструируется.

Но вернемся к реальным событиям. Первый этап строительства продолжался до 1437 года. До тех пор, пока не кончились средства. Второй наступил после длительного перерыва лишь в 1842-м году, благодаря тому, что вопрос о достройке собора поднял никто иной как Иоганн Вольфганг фон Гете, и прусский король Фридрих Вильгельм IV, поддержав поэта, отдал приказ о возобновлении работ.

Объект курировал известный мастер церковной архитектуры Эрнст Фридрих Цвирнер, старавшийся придерживаться идей средневековых зодчих. Две башни высотой в 157,37 метра достраивались по сохранившимся чертежам. А потом на фасаде, башнях и порталах появились сотни изваяний

Оконные проемы засверкали яркими витражами.

Для порталов были отлиты огромные бронзовые ворота.

И вот, в 1880-м году, мощное, и в то же время гармоничное строение, в стиле неоготики, распахнуло двери перед прихожанами.

Фрагмент двери

А для того, чтобы все, приходящие сюда, еще сильнее почувствовали мощь собора, на площади перед ним поставили всего один элемент — чугунную копию верхушки в натуральную величину.

Не менее впечатляет и внутреннее убранство.  Готические нервюрные своды, фрески, мозаика, скульптура, витражи…

Великолепное собрание образцов немецкого зодчества от Средневековья до XIX века.

Что касается хранящихся в нем ценностей, то они просто не подаются оценке. Самое главное — вышеупомянутые мощи, хранящиеся в великолепном саркофаге из серебра и золота, украшенном драгоценными камнями (великолепный образец мозанского искусства).  Значимо изваяние Богоматери (около 1290 г), заменившее сгоревшее резное изображение Мадонны из Милана, считавшееся чудодейственным.

Немаловажным   раритетом  является  2-метровый дубовый крест, что был подарен собору архиепископом Геро, доверенным и посланником императора Оттона Первого  в Х веке.  Особенность распятия заключается в необычном для того времени исключительно реалистическом изображении безжизненного тела Иисуса. Идея    создания большого креста, неизвестного еще в Европе, возникла у архиепископа по возвращении из Византии. Крестовина и нимб со стеклянными деталями сохранены в оригинальном виде.

Стоит обратить внимание на окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подаренный собору в 1683 г. его каноником Генрихом Мерингом, эпитафия которому находится на прилегающей к алтарю стене. Здесь же можно увидеть одно из известнейших произведений храмовой живописи в мире — триптих Стефана Лохнера «Поклонение волхвов».

На соборной площади в брусчатку вбита табличка в память об известном скульпторе Эдварде Матаре, что построил четыре двери для южного портала Кельнского собора.

С его именем связан и расположенный поблизости так называемый Голубиный фонтан, поставленный в 1953 году как некий символ Птицы Мира. В основе его конструкции — спираль, по которой крохотными струйками текла вода, которую пили птички. Сегодня, в связи с тем, что ситуация изменилась и пернатые стали настоящим бичом города, вода в него не подается.

В двух шагах отсюда, в современном здании в форме куба, построенном в 1974 году, демонстрирует свои экспонаты Римско-германский музей археологии того периода, когда на месте современного Кельна была римская колония.

Здесь немало интересных экспонатов. А самым ценным считается древняя мозаика Диониса.

О том периоде напоминают и руины Преториума (дворца римского губернатора) (I-IV век н.э.), находящиеся под площадью, где стоит городская ратуша. На глубине десяти метров, создан музей с уникальной коллекцией памятников древнеримской империи и атрибутов средневековой жизни.

Интересны фрагменты древнеримской канализации, проложенной в начале I века н.э.  и Римская башня (II-III в) — круглое строение коричневого цвета, увенчанное зубчатой «короной», со стенами украшенными мозаичной кладкой.

В Средневековье в башне обосновался католический монастырь св. Клары. В более поздние времена она была переоборудована под жилой дом. А в конце XIX века ее восстановили в первоначальном виде.

Напоминанием о той эпохе является и Римский фонтан, установленный в 1915 году с целью подчеркнуть связь Германии и Рима. Архитектор Франц Бронцски использовал в оформлении типично римские барельефы, а на вершину колонны «посадил» классическую римскую волчицу – копию капитолийской. Памятник, сильно пострадавший во время Второй мировой войны, реставрировали в течение 10 лет. Однако полностью пока не восстановили.

Недалеко от   Кельнского собора,  на улице Komödienstraße,  стоит романская трехнефная базилика — церковь Святого Апостола Андрея, основание которой относится к Х веку. Два столетия спустя была перестроена в романском стиле. Многократно меняя облик на протяжении веков, в итоге  вернулась к изначальному  варианту.

Практически разрушенная во время Второй мировой войны при  бомбардировке британской авиацией, в конце ХХ века была восстановлена и реставрирована. Сегодня является приходской в католической общине при Апостольской церкви.

В аналогичном плане построена и  католическая Церковь Святой Урсулы, расположенная в северной части старого города  на площади Ursulaplatz. Она стоит там, где в IV веке стоя римских храм. Место было выбрано не случайно. Согласно  агиографии, богословской дисциплины, изучающей, в частности, житие святых, здесь в 304 году  гунны замучили и убили св. Урсулу.

И до того момента, как в Кельн попали мощи Трех царей, реликвии св.  Урсулы считались главной святыней города. Эта церковь тоже была во время войны стерта с лица земли и восстановлена в 70-х годах ХХ века.

Достопримечательностью города является и Мост Гогенцоллернов, на который отправляются молодожены для того, чтобы навесить на него небольшие замки где гравируют инициалы и даты, а ключи выбрасывают в Рейн, что весьма раздражает немецких экологов.

Недалеко от моста — площадь, на которой в древние времена располагался рыбный рынок — Фишмаркт. О том, что некогда жители Кёльна занимались рыбным промыслом, напоминают небольшие магазинчики, в которых и сегодня продают свежую рыбу. Изюминка этого места — старинные дверные ручки в форме обитателей вод, «рыбный» фонарь, затейливая вывеска кафе…

Стоит  своеобразный фонтан «Морячки», изображающий жен рыбаков, ожидающих мужей.

 

Отсюда открывается вид на церковь св. Мартина, одну из 12-ти романских церквей, построенных в Кёльне в X-XI веках.  Величественному строению в строгом византийском стиле с десятиугольными сводами и витражами фундаментом послужили развалины римских продовольственных складов.

В одной из ниш, установлен обломок древней колонны, связанной с легендой о том, что этот антик умеет распознавать добро и зло. Вошедшего в храм со злыми намерениями убивает на месте.

Церковь, практически уничтоженная во время войны, была полностью восстановлена в 1960-м году, и сегодня она, роскошная снаружи и аскетичная внутри, принадлежит ордену бенедиктинцев.

Неподалеку, во дворике напротив церкви, можно увидеть колонну, отмечавшую уровень воды в разные годы, когда разливался Рейн, а потому ее называют памятником наводнениям.

Рядом  с собором проходит улица  Am Bollwerk  со множеством недорогих гостиниц

Они расположены в  вытянутых вверх домах старинной архитектуры XIII-XIV веков

А теперь отправляемся на площадь Старого Рынка, стоящую на том самом месте, где в римские времена была гавань, которую постепенно затянуло илом, а потому в 992 году, в рамках расширения города, ее засыпали землей и превратили в торговое место. Здесь стоит фонтан-памятник Иоганну фон Верту – генералу кавалерии, герою Тридцатилетней войны (1884 г, скульптор Вильгельм Альберман)

Человек интересной, насыщенной событиями биографии, живший в XVII веке, изображен в шляпе, высоких сапогах и камзоле. О его военном прошлом напоминает лишь меч, на который он опирается. Почему кавалерист, всю жизнь проведший в седле, изображен без коня? Да потому, что на противоположенной стороне площади стоит конный памятник королю Генриху Вильгельму III, а в присутствии Его Величества сидеть не положено.

 Барельефы на цоколе памятника связаны с сюжетами из известной легенды, согласно которой Ян, родившийся в бедной многодетной семье, влюбился в первую красавицу Кельна по имени Магд Грита, но был отвергнут. Отчаяние привело его в армию, где он прошел путь от простого солдата   до конного генерала. Вернувшись домой в ореоле славы, он встретил   Гриту, торгующую яблоками.  Потрясенный, произнес: «Ах, Грита! Кто бы мог подумать?!». А в ответ услышал: «О, Ян, если бы я знала!». Но, увы, ничто не вечно под луной. А потому генерал, испытавший лишь сожаление, вскочил в седло и ускакал прочь.

Отсюда видно здание ратуши, расположенной между площадями Alter Markt и Rathausplatz.

Эклектичное строение состоит из старинной части, современной пристройки и башни высотой в 61 метр, где каждый из 5-ти этажей украшен изваяниями.  Здесь и римские папы, и короли, и покровители Кельна.

Двухэтажный портал в стиле барокко ведет в просторное фойе с копией «Алтаря покровителей города» работы Стефана Лохнера. Достопримечательностью ратуши считается огромный зал, где в былые времена проходили пиршества и званые балы. На его стенах — изображения великих людей, прославивших город в разные имена. Имеется и портрет Карла Маркса, что был редактором газеты Rheinische Zeitung, социалистической и коммунистической направленности, издаваемой в Кёльне в середине XIX века.

А теперь об интересной детали. Прямо под часами —  каменное лицо Platzjabbeck, которое каждый час высовывает язык. Оно появилось здесь в 1445 году. Считается, что так Карл Великий посмеялся над своими сыновьями, боявшимися открыть рот перед великим императором. По другой версии -это шутка горожан по отношению к высокопоставленным персонам, заседающим в ратуше.

На Старой площади имеется и памятник забавной парочке = изворотливому хитрому обманщику Тюннесу и простодушному увальню Скалу. Их, сошедших с театральных подмостков в первой половине XIX века и «ушедших в народ» в виде анекдотов о «толстом» и «тонком», «длинном» и «приземистом», «горожанине» и «деревенщине». увековечил в бронзе скульптур Вольфганг Ройтер. Блестящие носы фигур связаны с поверьем, что стоит одновременно потереть их, как желание непременно исполнится.

А это уже настоящие сказочные персонажи. Они украшают самый популярный фонтан с гномами, сюжетом для которого послужила детская баллада «Волшебные помощники», написанная поэтом Августом Копишем в XIX веке. В ней рассказывается о том, что когда-то в Кёльне в дома горожан по ночам приходили трудолюбивые гномы, помогавшие   справиться с повседневными делами. Их никто не должен был видеть.  Но однажды любопытная жена портного рассыпала по ступеням, ведущим в подвал, сухой горох.  Когда появились маленькие человечки она засветила фонарь. Гномы бросились врассыпную и упали, поскользнулись на горохе. Сильно обидевшись, они навсегда покинули город.

Это один из многочисленных фонтанов, разбросанных по всему городу.  Часть их — фонтаны-памятники. Как, например, фонтан Остермана, сооруженный в честь автора и исполнителя песен, среди которых такие хиты как «Тоска по Кельну» и «Однажды на Рейне». Имеется фонтан в честь известного кёльнского пивовара, который разливает пенящийся напиток из бочки по стаканчикам.  А еще «Газетный фонтан», где все персонажи, увлечены чтением периодического издания,

«Карнавальный фонтан», посвященный одному из дней масленичной недели, который называется Бабьим Четвергом. В этот день ровно в 11 часов 11 минут власть в городе переходит в руки женщин, что, переодевшись в карнавальные костюмы и вооружившись ножницами, выходят на охоту за мужскими галстуками (В этот день мужчинам запрещено выходить на улицу без этого аксессуара). Отрезанную часть галстука женщины пришпиливают на свое платье. И, согласно сложившейся традиции мужчина, у которого срезан галстук, обязан выполнить любое желание «охотницы».  Даже непристойное. Оттого этот день называют также Днем Распутниц. Скульптор Георг Гроссеггер отлил в 1913 году четыре пары бронзовые, танцующие вокруг большой чаши.

Имеется и «Женский фонтан» Скульптор Аннелиз Лангенбах создала цветное барельефное изображение женских фигур на круглой колонне, стоящей в небольшом водоеме в форме трилистника. Это представительницы города, жившие в нем в разные периоды, начиная с римских времен. Он символизирует как взаимосвязь между людьми разных эпох, так и значимость женщины в обществе.

Особое место занимает фонтан-раскаяние — Лёвенбруннен. Назван так по фигуре ревущего льва, водруженного на колонну, стоящую в восьмигранном бассейне на площади Erich-Klibansky. Так животное выражает гнев и скорбь по поводу 1100 убитых еврейских детей, бывших жителями Кёльна. Их имена увековечены на бронзовых мемориальных досках, окружающих фонтан. Знаменательно то, что фонтан стоит на площади, названой в честь Эриха Клибански, последнего ректора еврейской гимназии «Явно», которому в 1939 году удалось спасти более 100 своих учеников, отправив их на экскурсию в Великобританию. Сам же он в 1942 году вместе с женой и тремя сыновьями были депортированы из Германии и расстрелян в белорусских лесах.

Но не будем о грустном.   Кельн –  это не только сосредоточие исторических памятников.  Здесь огромное количество магазинов самого разного толка, а потому немало людей едет сюда именно за покупками. По центральным улицам, сконцентрировавшим главные торговые точки, движутся толпы людей.

Особенно много их на Hohe Straße, где можно приобрести как необходимые вещи (одежду, обувь), так и сувениры, а также пообедать в симпатичном ресторанчике.  Например, в «Das Kleine Steakhaus Köln», у входа которого приветливо встречает посетителей белая корова.  Здесь подают исключительно вкусные стейки, колбаски, сосиски и светлое пиво Kölsch, что варится только здесь с 1516 года. Тем, кто предпочитает вино, предлагается небезызвестное Rheinwein.

Здесь находится магазин ювелирно-часовой магазин знаменитого бренда Christ

Здесь же магазин супермодной французсской женской одежды Pimkie

А это китайский магазинчик, торгующий восточной всячиной

С Hohe Straße легко попасть на Schildergasse, что считается одной из самых популярных улиц для совершения покупок не только в Германии, но и в Европе.  В частности здесь находится прекрасно зарекомендовавший себя в мире C&A.  И если у вас не так уж много времени, то стоит прямиком отправиться именно сюда. Здесь есть и замечательный гастрономический отдел, где голова идет кругом от деликатесов и копченостей, и отделы по продаже одежды, обуви, аксессуаров по весьма демократическим ценам.

А это аптекарский отдел

Любителям эксклюзива стоит отправиться в Дом одеколона (4711-Haus) на Glockengasse. Его легко распознать по ярко-красной вывеске. Здесь, в магазине-музее продается оригинальная Кельнская вода (Farina 1709 Eau de Cologne Original) во флаконах разного объема. Парфюмерное предприятие Йохана Марии Фарина, создавшего ароматную воду несколько веков назад, является старейшим в мире.

Тем, кто еще в Израиле познакомился с замечательной экокосметикой бренда Dr Hauschka, непременно стоит посетить специализированный магазин «Кenkawai store & spa» на Brüsseler Straße. Здесь все намного дешевле, так как фабрика по производству этой продукции располагается в черте города.

И, наконец, сладкоежек приглашает «Музей шоколада» на набережной Rheinauhafen. В здании, построенном в форме корабля собираются и хранятся экспонаты, отражающие технологии изготовления и историю шоколада. С момента её зарождения у ломиков, майя и ацтеков до самой современной продукции. В комплекс входит теплица, где высажены растения, из плодов которых варят шоколад, миниатюрная шоколадная фабрика, цех кондитерских изделий. Поражает впечатление огромный шоколадный фонтан высотой три метра, где циркулирует около 200 кг жидкого продукта, который разрешается пробовать. А покидая это место, все непременно, отовариваются в прилегающем к музею маленьком магазинчике.

2016

Написано по материалам поездки с Марией Рез.

Использовано
Кёльн — Википедия
 Кёльнский собор — Википедия
 Die Top 10 Sehenswürdigkeiten in Köln 2017 — TripAdvisor

 

 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: