Сердце Земли Вюртемберг

Сердце Земли Вюртемберг

 

Рассказ о немецком городе Штутгарте, название которого происходит от слова Stutengarten («кобылий сад»), начнем с герба, где на желтом поле изображен скачущий черный конь, потому что история этого места тесно связана с четвероногим скакуном.

В 950-м году сын императора Священной Римской империи Оттона I Великого, швабский герцог Людольф, заложив городские укрепления, построил конезавод и назвал селение Штутенгартеном. Символом его стал конь, что, согласно геральдике, отождествляется с самыми замечательными качествами: интеллектом, мудростью, знатностью, динамичной силой, проворством, плодородием и мужеством. И в течение столетий он «скакал» по плоскости герба, который многократно менялся и к 1938 году приобрел современный вид.

Надо сказать, что Штутенгартен возник не на голом месте. В начале нашей эры здесь было поселение, а во II веке — огромная римская крепость Бад-Канштатт, защищавшая транспортные пути. Рядом находилась деревня, производившая кирпичи, строительную керамику и гончарные изделия.

Римское присутствие закончилось около 260 года с вторжением германского племени алеманнов. Далее, вплоть до середины Х века, до появления швабского герцога, все туманно и не понятно. Затем это место стало принадлежать представителям баденской династии.

В 1251 году селение, получившее в 1219 году статус города, отошло как приданное графу Ульриху I Вюртембергскому, женившемуся на дочери маркграфа Германа V — Мехтильде Баденской.

В 1292 году владельцем этого места стал граф Эберхард I Светлый. Он перестроил крепость в замок, окружил его рвом, заполненным водой, заложил приходскую церковь… Но после того, как, спустя 16 лет, высказав претензии на императорскую корону, вступил в борьбу с королём Генрихом VII и  был объявлен мятежником и лишился своих владений.

Штутгарт попал под власть имперского города Эслинген. Однако, через 5 лет, после смерти Генриха VII, Эберхарду I удалось вернуть потерянные земли. В 1317 года новый правитель приступил к строительству дополнительных крепостных сооружений, и в 1321 году объявил Штутгарт официальной резиденцией графов фон Вюртемберг, столицей графства.

В XVI веке, после крестьянского восстания, Штутгарт перешел к Габсбургам. Суверенитет герцогства Баден-Вюртемберг был подтвержден императором Священной Римской империи  Карлом V.

Тридцатилетняя война (1618-1648 г г) между Габсбургами и антигабсбурской коалицией принесла городу немало бед. Лишь к XVIII веку ему удалось восстановиться. Появились парки и роскошные здания. В частности, Новый Дворец.

В 1800 году Вюртемберг оккупировали французские войска. Вынужденный подчиниться Наполеону, герцог Фридрих II, в феврале 1803 года, стал курфюрстом. Менее чем через три года получил титул короля и сделал Штутгарт столицей Королевства Вюртемберг. При нем город приобрел статус центра высокой культуры, искусства и образования. Процветание длилось немногим более века.

В ходе германской Ноябрьской революции 1918 года монархия была свергнута. Штутгарт превратился в столицу Свободного народного государства Вюртемберг, вошедшего в 1919 году в состав Веймарской республики.

В годы нацистской диктатуры (1933 -1945 г.г.), когда Гитлер возродил слово «Gau», что у древних германцев обозначало область проживания племени, а в нацистскую эпоху партийный округ, Штутгарт стал столицей гау Вюртемберг-Гогенцоллерн.

Летом 1944 года город, пережив 53 налёта англо-американской авиации, превратился в руины. В таком виде он вошел в Американскую оккупационную зону.

После войны, в 1946 году, Штутгарт стал столицей новообразованной земли Вюртемберг-Баден, вошедшей в 1949 году в состав ФРГ. А после объединения в 1952 году земель Вюртемберг-Баден, Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн, — столицей федеральной земли Баден-Вюртемберг.

Его восстановление шло очень долго. Вплоть до 1971-го года. Но сегодня, все попадающие сюда, видят красивый город, расположенный в долине реки Неккар среди зеленых холмов, покрытых лесами и виноградниками.

Знакомство с городом, обычно, начинается с вокзала, бвшню которого украшает эмблема концерна «Mercedes-Benz».

Отсюда вглубь города идет самая длинная улица не только Штутгарта, но и всей Германии – Королевская улица  (Königstraße) На ней расположены офисы  ряда министерств, множество магазинов, сверкающих витринами с новомодными товарами, кафе, ресторанов.

Здесь сосредоточие бродячих музыкантов, артистов, живой рекламы, современной скульпторы. Правда, впечатление сильно портят неподвижные фигуры арабок, одетых в хиджабы, что сидят через каждые 100-200 метров по обе стороны в центре улицы и просят у прохожих милостыню.

На Königstraße стоит католический кафедральный собор св. Эберхарда (St. Eberhard), построенный в классическом стиле по проекту архитектора Николаса Фридриха фон Тоурета. Он появился в 1811 году после того, как в лютеранской вотчине (а именно таким и была с середины XVI века земля Баден-Вюртемберг), король Фридрих I разрешил открыто исповедовать католицизм. Он же повелел освятить храм честь легендарного Эберхарда Бородатого, предка вюртембергской династии.

Не посмевшие возражать католики, пилюлю проглотили, и вышли из щекотливого положения тем, что выбрали покровителем святого Эберхарда I фон Бибурга, архиепископа Зальцбургского (1085-1164) и Эберхарда VI фон Хелленбурга (1015-1078).

В ходе Второй мировой войны церковь была сильно разрушена. Ее восстановил архитектор Хуго Шлессер в 1973 году. При осмотре этого объекта стоит обратить внимание на необычную мозаику на стене алтаря.

Отсюда держим путь в сторону Старого Замка (Altes Schloss), что вырос в 1553-1578 годах на месте древней крепости. Мы попадаем во внутренний двор с тремя этажами ажурных галерей характерных для эпохи Ренессанса в южной Германии и Италии.

В глубине двора стоит конная статуя герцога Эберхарда V Бородатого (1445-1496), что славился большой набожностью и уделял немало внимания развитию монастырей и церквей. А вот евреев не жаловал, а потому просто-напросто изгнал их из Вюртемберга.

За статуей — массивный бронзовый колокол, отлитый в 1550 году и называемый «Осанной».

Со двора видна высокая башня с часами

До XVIII века замок окружал ров 8-метровой глубины, наполненный водой. В нем водилась рыба, около замка содержались медведи и олени. А затем герцог Карл Евгений задумал строить новый, современный дворец.

Старый, несмотря на многократные перестройки, снаружи так и остался средневековым замком. А вот интерьеры дворца изменились. Ряд помещений имеет современный вид

Исторический облик во дворце сохранила только одна комната — Quersaal.

Она входит в экспозицию краеведческого Музея земли Баден-Вюртемберг, что размещает  в Старом дворце интересные разноплановые коллекции. Это археологические находки, предметы средневековой роскоши, декоративно-прикладного искусства, иконописи, астрономических приборов, костюмов.

Шкатулка, украшенная драгоценными камнями и камеями

Табакерка из черепахового панциря

Фигурки сказочных персонажей

Вазы из морских раковин

Резная деревянная шкатулка

Декоративная ваза

В юго-восточном крыле замка располагается замковая церковь, где в склепе захоронены король Карл I и королева Ольга.

А снаружи у стен крепости недавно появилась современная скульптура — три фигуры.  Автор австрийский мастер  Альфред Хрдличка.

К слову говоря, в Штутгарте  можно увидеть много модерновых скульптурных композиций. Например,  вот такая работа известного немецкого скульптура Юргена Гертца, чьи  работы расположены на улицах и в различных зданиях по всей Германии.

Фасад Старого замка выходит на Дворцовую площадь (Schlossplatz), что появилась на месте военного плаца, где проводились парады и военные учения. Именно в таком виде ее увидел Гете и отметил в своих записках: «Прилично выглядит, довольно широкая и свободная».

Все изменилось во второй половине XIX века, когда первый король Вюртемберга – Фридрих I достроил Новый дворец (Neues Schloss) и перенес резиденцию из Людвигсбурга в Штутгарт. Исчез крепостной ров, окружавший дворцовую территорию, на его месте пролегла Королевская улица (Königstrasse).

Итак, мы на Дворцовой площади, где стоит последняя большая барочная резиденция — Новый дворец (Neues Schloss).

 

Появление этого дворца связано с именем герцога Карла Евгения Вюртемберского. Став правителем в 9 лет после смерти отца, он воспитывался при дворе короля Пруссии Фридриха II в Берлине (графством в то время управляли его родственники). А когда в 1744 году ему исполнилось 16 лет, конгресс Вюртемберга убедил Карла Евгния вернуться в Штутгарт для упрочения экономической и политической власти региона. Но тот не захотел жить в старом дворце и поставил условие, согласно которому надо было возвести новый.

И началось строительство, продолжавшееся с 1746-го по 1807 год. После проведения конкурса осуществление проекта было поручено Леопольдо Ретти. Его помощникам стал Дэвид Леже. Они построили Садовое крыло и центральный корпус.

Садовое крыло

Главный корпус

После смерти Ретти от неизвестной болезни в 1751 году, работу продолжил его друг Филипп де ла Гукьер, который завершил в 1752 году возведение городского крыла, в период 1758 -1760 г.г.  установил купол на главном здании, придав ему версальский стиль, оформил фасад садового крыла и часть фасада главного здания в стиле рококо.

Но в 1762 году вспыхнул пожар, уничтоживший заднюю часть садового крыла. В 1763 году была сделана попытка восстановления, но финансовые трудности, утрата интереса Карла Евгения к этому проекту в связи с обвинением его в непомерных растратах, строительство было остановлено, и герцог перенес свою резиденцию в Людвигсбург.

В 1775 году правителю пришлось вернуться в Штутгарт в преддверье посещения этого места российским наследником престола, будущего императора Павла I и его жены Софии Доротеи фон Вюртемберг, племянницы герцога для того, чтобы достроить дворец и отремонтировать парадные залы.

После смерти Карла Евгения в 1793 году, строительство было в основном завершено. Но еще долго продолжались реконструкционные работы. После того, как курфюрст Фридрих II, передал дворец Николаю Фридриху фон Торе, последний сделал обновления по случаю визита Наполеона Бонапарта в 1806 году и российского царя Александра I в 1816 году.

Затем, после смерти короля Фридриха I, здесь размещалась резиденции королей Вильгельма I и Карла I.  А вот Вильгельм II использовал это место исключительно в представительских целях. А после того, как он отрекся от престола 30 ноября 1918 года, дворец перешел в собственность государства.

Во время войны, в 1944 году, этот комлекс был почти полностью разрушен. И затем, на протяжении многих лет, шел спор о том, что с ним делать? Снести или восстановить? Только в 1957 году пришли к консенсусу о реконструкции, которая была проведена под руководством Хорста Линде и закончена к  1964 году

Сегодня Новый замок используется правительством штата Баден-Вюртемберг, расположившим здесь ряд министерств и залы для правительственных приемов федеральной земли Баден-Вюртемберг. А в подвале находится римский лапидарий, принадлежащий Государственному музею Вюртемберга.

Мы видим симметричный комплекс, состоящий из центральной части и боковых крыльев с видом на Дворцовую площадь. Наружные стены замка выполнены из тростникового песчаника. У всех строений имеются мансарды, балюстрады, окна разной конфигурации: прямоугольные, арочные, круглые…

Над входами – фронтоны, богато украшенные лепниной, на карнизах крыш – изваяния.

 

Фасалд садового крыла

Фронтон центральной части с  королевским гербом

Со стороны главного входа установлены пьедесталы с изваяниями  Льва и Оленя (1823 г), что являются символами этих мест.

В 1863 году на Дворцовой площади появилось два барочных фонтана (Северный и Южный), отлитых в 1863 году на королевских металлургических заводах. На каждом из них — по четыре фигуры херувимов, символизирующих реки, протекающие по территории Вюртемберга.

Между фонтанами, в центре площади, стоит колонна, поставленная в честь 60-летия короля Вильгельма I и 25-летия его правления.

Она появилась после того, как городской совет, решив сделать подарок своему правителю, заказал монумент придворному скульптору Иоганну Михаэлю Кнаппу. Из-за нехватки средств процесс затянулся, а потому к моменту торжества, приходившемуся на 1841 год, вместо колонны было установлено деревянное 25-метровое сооружение, простоявшее пять лет. Затем появился гранитный тридцатиметровый столп

.Поначалу его хотели украсить фигурой монарха, но из-за революции 1848 года (несмотря на то, что она была подавлена), сочли такой шаг «политически не обоснованным». Оттого «Государственная свечка», как прозвали колонну в народе, проторчала без окончательного завершения 19 лет. До тех пор, пока ее не увенчала пятиметровая фигура Конкордии, богини Согласия.

Правда, люди, хорошо знакомые с мифологией, отмечают, что в создании ее облика допущены явные ошибки. Это наличие за спиной крыльев присущих богине Победы Нике (Виктории) и замена полагавшегося Конкордии рога изобилия лавровым венком. Из присущих ей атрибутов богиня сохранила лишь оливковую ветвь.

Статую изваял новый придворный скульптор Людвиг фон Хофер. Он же поместил на гранитных блоках изображения короля Вильгельма в окружении верноподданных, создал рельефы с батальными сценами периода наполеоновских войн, в которых Вильгельм участвовал как наследный принц, а также моменты совершения им деяний на благо народа.

Напротив Нового дворца, на площади, видим здание в стиле позднего классицизма. Это колоннада Королевской ассамблеи (Kenigsbau) длиной в 134 метра украшенная 34 мощными колоннами. Она была построена в 1860 году для проведения балов и концертов.

Разрушенное во время войны строение реконструировали в конце 50-х годов ХХ века. В настоящее время часть его арендует Штутгартская биржа ценных бумаг, а на остальной площади располагается торговый центр со множеством магазинов и кафе

Здесь  стоит интересный  музыкальный павильон в форме ажурной беседки. В нем на протяжении многих десятилетий по воскресеньям играл военный оркестр.

Возле Нового Дворца имеется еще одно интересное строение, увенчанное зеленым куполом с золотым оленем. Его построил в 1913 году архитектор Т. Фишер. Практически разрушенное во время войны, оно было восстановлено в 1961-м. Это вотчина Союза художников. Здесь проходят дискуссии о путях развития и методах современного искусства, даются мастер-классы, устраиваются выставки, кинопоказы.

Рядом с Дворцовой площадью, через Кенигштрассе, раскинулась Малая Дворцовая площадь (Kleiner Schloßplatz), где в 2005 году появился Музей искусств Штутгарта (Kunstmuseum Stuttgart). В нем экспонируется прекрасная коллекция работ Адольфа Хёльцеля, Йозефа Козута, Дитера Крига, швабских импрессионистов, Отто Дикса прославившегося реалистичным изображением Веймарского общества и жестокости  войны. Гордостью собрания считаются красочные вещи немецкого художника-абстракциониста Вилли Баумейстера и современного скульптора и художника-абсурдиста Рота Дитера.

Огромное кубическое здание из стекла, созданное по проекту берлинских архитекторов Хашера и Йеле, прекрасно вписывается в ансамбль соседних построек. Из его прозрачных переходов открывается великолепный вид на город и многочисленные парки. В комплекс входит книжный магазин, бар, панорамный ресторан.

Любителям искусства рекомендуется обогнуть Королевский дворец и прилегающий к нему парк, выйти на улицу Аденауэра (Konrad-Adenauer-Straße) и по ней дойти до Государственной галереи Штутгарта (Staatsgalerie Stuttgart), что состоит из 3-х частей.

Старая картиная галерея (Museum der bildenden Künste) или «Музей изящных искусств», в стиле классицизма была построена в 1843 году при короле Вильгельме I Вюртембергском.

В ней представлены немецкие, итальянские и голландские мастера от средневековья до XIX века. Это работы Йорга Ратгеба, Каналетто, Ганса Мемлинга, Рембранта. А также графика, скульптура, акварели и гравюры XIV-XIX веков. Интересно представлены художественные течения XIX века. От прерафаэлитов до импрессионистов.

Перед фасадом — конная статуя короля Вильгельма I.

Столетие спустя, в 1984 году, рядом со Старой галереей появилась Новая по проекту известного британского архитектора Джеймса Стайрлинга, ставшая образцом постмодернистской архитектуры в городе.  Она полностью посвящена искусству XX века и представляет собрание самой полной в Германии коллекции работ Пикассо. Имеются полотна Макса Бекмана, Иосифа Бойса, Оскара Шлеммера, Анселема Кифера

В 2002 году было построено третье здание Государственной картинной галереи, собравшее графические произведения.

Идем дальше и обращаем внимание на современное здание из стекла. Это Ландтаг (парламент) Земли Баден-Вюртемберг. А продолжая двигаться дальше, попадем в Верхний дворцовый парк (Oberer Schlossgarten), простирающийся на несколько километров. Он старше даже Старого замка. Ведь самые ранние посадки относятся к 50-м годам XIV века. Нынешний же вид с клумбами, аллеями и фонтанами сформировался в начале ХІХ при Фридрихе І.

Исключительно красиво смотрится главная аллея, вдоль которой стоят статуи из белого мрамора в стиле барокко и напоминающие те, что украшают петербургский Летний сад.

Рядом – озеро, облюбованное колонией очаровательных уточек

За озером виден всемирно известный Государственный театр Штутгарта (Staatstheater Stuttgart). Построенный в классическом стиле (1909 -1912 г.г) мюнхенским архитектором Максом Литтманом, он в 1962-м изменил внутренний облик. Но в 1984 году все вернулось на круги своя. Были отреставрированы фойе с мраморными бюстами писателей и композиторов, вновь заиграл красками расписной потолок в зрительном зале. Сегодня это крупнейший театр в мире, объединивший оперу, балет и драму.

Рядом с театром находится фонтан «Судьба» (скульптор Карл Донндорф), посвященный трагически погибшей оперной певице Анне Саттер.

Этот парк – составляющая паркового комплекса, в который входят так же Средний дворцовый парк (Mittleren Schlossgarten) и Нижний дворцовый парк (Untere Schlossgarten)

Вернемся к Старому дворцу и пойдем в южном направлении. Туда, где в XI веке размещалась часть конного завода Stutengarten. Небольшая площадь стала застраиваться домами в XII веке.

А в 1594 году герцог Фридрих I поручил строителю Генриху Шикхардту создать престижную площадь в стиле эпохи Возрождения. Часть домов была скуплена и снесена, образовавшийся квадрат был вымощен и назван Schlossplatz (Замковой площадью).

Так это историческое ядро ​​старого города называлось до 1934 года, пока не было официально переименовано в Schillerplatz (Площадь Шиллера). Это было связано с юбилеем Ф. Шиллера, памятник которому стоит в центре и с первого взгляда удивительно напоминает московский памятник А. Пушкину.

 Бронзовое изваяние было поставлено здесь в 1839 году в память о том, что драматург жил в Штутгарте и учился в офицерской школе Карлшуле. Здесь же написал свою знаменитую пьесу «Разбойники».

Памятник так понравился горожанам, что они удостоили его автора, датского скульптор Б. Торвальдсена, звания почетного жителя Штутгарта.

Вокруг него, по периметру площади, стоят исторические здания. Одно из них — Старая канцелярия (Alte Kanzlei), которая получила такое название после того, как в 1838 году появилась Новая канцелярия.

Во время Второй мировой войны она было разрушена, а после восстановления в 50-х годах ХХ века на первом этаже расположились аптека и ресторан «Alte Kanzlei». Верхние этажи занимают министерство юстиции Баден-Вюртемберг, штаб-квартира которого находится в Принценбау.

Первоначальное строение состояло из восточной части, построенной в середине XVI века герцогом Ульрихом фон Вюртембергом. В 1566 году архитектор Аберлин Треч пристроил еще один этаж, а после пожара 1683 года здание было перестроено Маттиасом Вейсом.

В прямоугольном строении длиной 52 метра видно сочетание стилей классицизма и эпохи Возрождения.

В конце XVI века рядом со Старой канцелярией поставили высокий столб, на верху которого установили бак с водой, снабжавшей дворец. После того, как через полтора столетия был проведен водопровод и потребность в таком сооружении отпала, бак сняли и в 1862 году заменили позолоченной фигурой бога торговли Меркурия (авторы Людвиг Хофер, Вильгельм Пеларгус)

Рядом с канцелярией — трехэтажный Дом принца (Prinzenbau), что начинал строиться в 1605 году, а конечный вид приобрел в 1715-м. Он предназначался для брата герцога. Потом там жили иностранные послы, располагалась кунсткамера. Разрушенное во время войны строение было восстановлено в 1952 году.

Имеется здесь и уникальный дом под треугольной крышей, сохранившийся с конца XIV века. В нем, названном горожанами Большим Точилом (“Große Kelter”), располагается Музей Музыкальных инструментов, являющийся филиалом краеведческого городского музея.

Самое же значимое строение на площади — старинная Монастырская церковь (Stiftskirche), самая старая протестантская церковь Земли Вюртемберг.

Она поставлена там, где в XI столетии была деревенская романская кирха, полуподвальный этаж южной башни которой, датированный 1175 годом, вписался в новое строение.

Инициатором строения в позднероманском стиле в 1240 году стал граф Ульрих I, который нашел здесь последний приют. На протяжении многих веков монастырская базилика была усыпальницей для представителей данной династии.

В начале XV века базилику заменило позднеготическое сооружение с разноплановыми башнями, а последние изменения были сделаны в 1531 г. Во время Второй мировой войны от здания сохранилась лишь южная башня с росписями XIII века. Но строение было полностью восстановлено.

Недалеко от Schillerplatz, проходит  Königstraße

С нее сворачивыаем на Dorotheenstraße

Идем по ней и попадаем на крытый рынок (Markthalle), один из самых лучших и красивых в Германии. Здесь не только буйство разноцветных красок, но и неповторимый мир запахов, исходящих от фруктов, специй, маринадов и копченостей.

К одной из стен примыкает интересный фонтан с питьевой водой, отделанный блестящей майоликой насыщенного зеленого цвета. В его центре восседает древнеримская богиня урожая и плодородия Церера, около которой — фигуры двух мальчиков.

По обе стороны от центральной арки — по три таблички с изображениями львов и оленьих рогов, являющихся символами Баден-Вюртемберга.

На пьедестале статуи и стенах бассейна – рельефные изображения домашней птицы (гусей, кур, петухов), рыб, фруктов. Не забыты и виноградные гроздья.

Отсюда следуем на северо-запад по Dorotheenstraße. Выходим на  Kirchstraße  А оттуда — на  Marktplatz, где на месте старой разрушенной ратуши, построенной в 1905 году, стоит новый Rathaus, появившийся в 1956 году

 

Выходим на Marktplatz, где на месте старой разрушенной ратуши, стоявшей с 1905 года, вырос в 1956 году новый Rathaus.

До начала XX века ратуша представляла собой фахверковый дом, который было решено перестроить в 1901 году. И появилось исключительно красивое здание в стиле поздней пламенеющей готики с высокой, 68-тииметровой башней, которую пришлось укоротить для того, чтобы она не доминировала перед Коллегиальной церковью (Stiftskirche).

В 1944 году это здание превратилось в руины. Уцелела лишь центральная башня высотой в 61 метр, которая вошла в новый проект. На башне – куранты. Несколько раз в день карильон из 30 колоколов разного размера вызванивают одну из 70 мелодий. В репертуаре классика, народные мелодии, шлягеры. А с апреля 2017-го звучит бетховенская «Ода к радости», ставшая гимном Евросоюза.

О здании, предшествовавшем этому, напоминает каменное изваяние философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, родившегося в Штутгарте в 1770 году. А также фигура «Stuttgardia», что находится на углу «оленьего» крыла ратуши, над входом в винный погребок.

У нее – своя, довольно интересная история, начало которой уходит в XIX век, когда во многих немецких городах был возрожден средневековый обычай создавать образ покровительницы, в обязанности которой входила охрана сего места от бед и невзгод. Воплощением его становилась аллегорическая женская фигура, увенчанная короной с гербом на голове и рогом изобилия в руках.

Не обошло это веяние и Штутгарт. В 1864 году скульптор Эрнст Рау изваял, а Вильгельм Пеларгус отлил в бронзе, статую Штутгардии, которая украсила ныне не существующий фонтан.

А когда была построена новая ратуша, скульптор Ганс Фриц создать еще одну скульптуру, ставшую элементом архитектурного декора и украсившим в 1905 году главный портал мэрии. Бронзовая фигура весом в 120 килограммов имела высоту 2.41 метра.

В качестве модели Фриц выбрал 17-летняя еврейскую девушку Эльзу Вейль, дочь местного советника. Он вложил в ее левую руку модель старой ратуши, а в правую – дубовую ветвь, традиционный символ Германии.

Когда здесь появились нацисты, они сорвали скульптуру и выбросили на помойку. Туда, где впоследствии оказались и обломки ратуши, разбомбленной союзной авиацией в 1944 году.

К счастью, скульптура была обнаружена, восстановлена и в 1953 году помещена в городской лапидариум. А в 1968 году ее тщательно отреставрировали и прикрепили к боковому фасаду построенной в 1956 году новой ратуши.

 

К этому времени Эльзы уже не было в живых, ибо она умерла  в 1955 году естественным образом, потому что вскоре, после прихода к власти Гитлера, бежала в США. По окончании войны вернулась в Штутгарт. Была похоронена на городском кладбище Pragfriedhof.

В жизни штутгартцев ратуша играет немаловажную роль. Это не только политический центр и место официальных приемов, но и место проведения различных городских мероприятий. В частности, выставок, посвященных искусству, архитектуре и экономике.

Желающие могут через стеклянные стены посмотреть, что происходит в зале заседания городского совета. Или подняться с экскурсией на колокольную башню.

Ещё одной интересной деталью ратуши является лифт в стиле ретро, состоящий из кабинок без раздвижных дверок. Он беспрерывно движется вверх-вниз, и люди запрыгивают в него на ходу.

Ярким пятном в облике города стали  выложенные на площади, рядом с ратушей, мозаичные рисунки.

Роза ветров

Гербы городов-побратимов Штутгарта.

Надо сказать, что у Marktplatz очень симпатичный облик, потому что веселое позитивное «лицо» создают разноцветные дома, яркие рекламы, красивые витрины. И это хорошо смотрится даже в пасмурную несолнечную погоду.

Среди множества музеев, имеющихся в этом городе, особое место занимают два, посвященных автомобильной промышленности. Ведь именно здесь в 1886 году Даймлер и Майбах построили первую карету с бензиновым мотором. Инженерные разработки продолжили Бенц и Порше.

Музей «Porsсhe» находится в районе Цуффенхаузен (Zuffenhausen). В нем собраны экспонаты, рассказывающие об истории автомобиля этой марки с момента её создания до сегодняшнего дня.

Открытый в 1979 году, он 30 лет спустя перебрался в новое здание, построенное в современном архитектурном стиле, полностью отражающем философию компании. Здесь представлено несколько экспозиций, включающих 450 экспонатов.

Основными являются: «Идея Porsche», «История продукта» и «Тематические выставки».  Здесь можно увидеть и всемирно известные экземпляры, и технические новинки начала ХХ века.

Второй музей посвящен автомобилям марки Mercedes-Benz.

Ранее размещавшийся в отдельном строении на территории завода, он в 2006 году перебрался в новое помещение в форме трилистника. На 16 500 квадратных метрах выставочного пространства посетителями предлагается увидеть более 160 единиц транспортных средств, произведенных на заводе в разное время.

Обзор музея начинается с последнего этажа, куда людей доставляет лифт. Там располагаются самые старые модели.

Затем, спускаясь по спиральному пандусу, они знакомятся с моделями автомобилей и автобусов разных конструкций и годов выпуска, включая специальные машины: полицейские, пожарные, санитарные.

Штутгарт не забывает о старинном конезаводе, которому обязан своим названием. Да и владельцы концерна Mercedes-Benz с пиететом относятся к лошадкам, которые до появления машин служили верой и правдой, выполняя роль транспортного средства. А потому здесь есть экспонаты, посвященные этим животным.

И напоследок такой интересный факт. Если посмотреть на карту Штутгарта, то можно увидеть, что из 3395 городских объектов: улиц, площадей, аллей, мостов и лестниц 1100 носят имена выдающихся личностей, которые внесли значимый вклад в историю как самого города, так и всего человечества.

55-ти из них присвоены имена евреев. Естественно, рассказать обо всех здесь нет возможности. Поэтому упомянем те, что хорошо знакомы всем.

Еще до Второй мировой войны появились улицы имени немецкого банкира кооператора, социального реформатора Эдуарда Пфайфера, поэта Генриха Гейне, всемирно известного ученого Альберта Эйнштейна.

Две улицы носят имена девочек, живших в Вене. Это Анна Франк, погибшая от рук нацистов, но оставившая знаменитый дневник, ставший одним из документов, обличающих гитлеровцев, и Мерседес Еллинек, в честь которой ее отец, австрийский банкир и совладелец автомобильной фирмы Готтлиба Даймлера, назвал марку автомобиля.

В период 1990-2000 г.г. появились улицы имени израильского премьер-министра Ицхака Рабина, художника Марка Шагала и знаменитого физика Генриха Герца.

И, наконец, упомянем площадь имени Йозефа Зюсс-Оппенгеймера, еврейского банкира и тайного финансового советника, что был увековечен Л. Фейхтвангером в романе «Еврей Зюсс».

В  результате скандально-грязного процесса, имевшего место в первой половине XVIII века после смерти герцога Карла Александра в 1737 году. Его неофициального советника Оппенгеймера облыжно обвинили в государственной измене, порочащих связях с придворными дамами, ростовщичестве под непомерные проценты. Арестовали, судили и после того, как под пытками несчастный сознался во всем, приговорили к смертной казни.

Его облачили в форму «тайного финансового советника» и выставили в железной клетке на потеху горожанам. А потом прилюдно повесили. Затем тело, помещенное в ту же клетку, в течение шести лет пугало горожан.

Когда Карл Евгений стал полноправным правителем Вюртемберга, то сразу же приказал захоронить останки «придворного еврея». И сегодня на Joseph Süß Oppenheimer Platz, находящейся недалеко от старого Монетного двора, установлена табличка, идентифицирующая его как «вюртембергского тайного финансового советника, убитого как еврейская жертва юстиции».

Использованный материал

Schloßplatz (Stuttgart) – Wikipedia
Jubiläumssäule – Wikipedia
Schlossgarten (Stuttgart) – Wikipedia
Schillerplatz (Stuttgart) — Wikipedia
Alte Kanzlei (Stuttgart) – Wikipedia
Stiftskirche (Stuttgart) – Wikipedia
Mercedes-Benz Museum.
 Stuttgardia – Wikipedia
Stuttgart – Wikipédia
History of Stuttgart — Wikipedia
Domkirche St. Eberhard (Stuttgart) – Wikipedia
Altes Schloss (Stuttgart) – Wikipedia
Rathaus Stuttgart – Wikipedia
Markthalle Stuttgart – Wikipedia
Фотография фонтана на рынке взята  из  Markthalle Stuttgart – Wikipedia
Фотография герба взята из Stuttgart – Wikipédia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: