Мадридские площади

Трудно назвать город, где было бы столько площадей сколько их имеется в Мадриде. И больших, где проводятся официальные мероприятия, и маленьких, очень уютных..  У каждой из них, естественно, свое прошлое, своя  история…

Первым делом  отправимся на  Пуэрта дель Соль (Puerta del Sol), которую считают пупом города. Отсюда отходит восемь улиц. А от «нулевого километра» («бронзового ноля»), отсчитываются расстояния до всех городов Испании.

Название места связано со стоявшими здесь прежде «Солнечными воротами», через которые в Средневековье путники попадали в Мадрид. Современную овальную форму площадь приобрела во времена правления королевы Изабеллы II.

С давних времен сохранился Дом Почты (1761г.) с уникальными часами (работа Рамона Лосада), что показывают, как местное время, так и других часовых поясов; атмосферное давление, месяц и время года. А еще демонстрируют движение планет. Именно эти куранты оповещают мадридцев о наступлении Нового года, и те в полночь, загадывают желания, поглощая при этом виноград (по одной винограине на каждый удар). В настоящее время в этом строении размещается офис правительства Автономной Области Мадрид.

На площадь выходит фасадом Академия Художеств, стены которой помнят имена выпускников, ставших знаменитыми художниками. Здесь же стоит памятник королю Карлу III и скульптурная композиция «Медведь с земляничным деревом», что является составляющей городского герба с времен Средневековья.

Чтобы понять, откуда столь странный симбиоз, стоит вспомнить о победе в битве при Лас Навас де Толоса в 1212 году, когда войска Альфонсо VIII Кастильского, при поддержке отряда под белым флагом с изображением медведя, который прислали на подмогу мадридцы,  одержали победу над Альмохадами. После этого городу королевской милостью Мадриду были подарены соседние леса с земляничными деревьями. Вот так и сошлись на гербе мишка и дерево.

Недалеко от Пуэрта-дель-Соль  находится небольшая квадратная  площадь Плаза-де-Понтехос (Plaza de Pontejos), появившаяся в 1841 году, после сноса стоявшей на этом месте обители Сан-Фелипе-эль-Реал.

Ее название связано с именем Дона Хоакина Вискайно-Маркеса (1790-1840) — военного, политика, филантропа, основателя первого сберегательного испанского банка, одного  из особо чтимых людей, которого мадридцы вспоминают с благодарностью.

Будучи дворянином по происхождению, он в молодости стал военным, сражался в войне за Независимость. После реставрации абсолютизма в 1823 году вынужден был покинуть страну. Почти десять лет прожил во Франции и Великобритании. Вместе с ним в изгнании пребывала и его супруга Мариана де Понтехос и Сандовал, IV Маркиза Каса Понтехоса. Верная спутница была на 18 лет старше, а за ее плечами было два брака, окончившихся вдовством.  А  умерла она в 1834 году, вскоре после возвращения в Мадрид.

В этот же год Понтехос стал мэром города, на благо которого  провел множество реформ. Он навел  чистоту и порядок, положил начало озеленению города, который в наше время считается одним из самых солнечных и зеленых в  Европе; создал общественные бани, предложил  новый вариант нумерации домов. Многие из начинаний были вдохновлены его другом, писателем Рамоном Мезонеро Романосом. Тем, который и инициировал  после смерти этого человека создание памятника.

В 1838 году, оставив политическую деятельность, Понтехос занялся финансовыми вопросами, создал первый сберегательный  банк  Caja de Ahorros de Madrid. А через два года его не стало. И тогда возникла идея увековечить память этого человека.

Архитектор Исидоро Льянос и скульптор Лоис создали фонтан с памятником, который сначала находился на Пуэрта-дель-Соль, а в 1849 году был перенесен на эту площадь.

На  возвышении, куда ведут ступеньки, — базовый фундамент с двумя боковыми полукруглыми миниатюрными бассейнами. В них тонкой струйкой льется вода из бронзовых голов-масок, расположенных на двух сторонах поставленного сверху четырехгранника. Выше — вытянутый вверх параллелепипед, обрамленный поверху и понизу орнаментом. На одной из его сторон – герб Мадрида со знаменитым мишкой, а с другой — бронзовый бюст писателя.

Фонтан выполнен из гранита. Некоторые части изготовлены из известняка. Имеются бронзовые детали-украшения.

В 1954 году, при реконструкции площади  памятник пришлось демонтировать. Но потом он вернулся обратно.

Плаза-де-Понтехос, известна в Мадриде своим галантерейным магазином «Аlmacenes cobian», где можно купить любую принадлежность для шитья, всевозможные аксессуары для отделки и украшения одежды: пуговицы,  нитки, бусы, молнии, пряжки, блестки. Многое, из того, что здесь продается более ста пятидесяти лет, с 1864 года, просто невозможно найти в другом месте.

В этом же районе находится Площадь св. Анны (Plaza de Santa Ana)

Ее название связано со старинным монастырем, построенном в XVIII веке. В 1810 году по приказу Жозефа Бонапарта, любителя создавать небольшие площади, монастырь был ликвидирован, а его постройки разобраны. В центре образовавшегося пространства был установлен фонтан, а вокруг высажены деревья.

С давних пор здесь находится «Театр Эспаньол» (Teatro Español) — один из популярнейших театров столицы.

Он стоит на месте, где в XVI веке, с легкой руки  Филиппа II, появилась театральная площадка для братства «Святой Страсти», которое ставило там  небольшие комедийные представления.

Потом там был построен театр, перестроеный архитектором Хуаном Баутиста Саккети и в 1745 году и носивший до 1849 года имя «Принц». Потом королевским указом изменил своё название на «Испанский».

Уничтоженный пожаром в1802 году, он был полностью восстановлен под руководством Хуана де Вильянуэва. Потом не раз реконструировался и менялся.

Сегодня это любимый мадридцами государственный театр, на сцене которого можно увуидеть интересные театральные постановки, танцевальные и музыкальные концерты.

На площади стоят памятники знаменитым испанским писателям. Драматургу Педро Кальдерону де ла Барка (1878 г.)

А так же  поэту-республиканцу Федерико Гарсиа Лорке, что появился в 1998 году, к столетнему юбилею поэта.

Вокруг отели.

Один из них — «Рейна Виктория» (Reina Victoria), где любят останавливаться матадоры, п потому в этой роскошной гостинице, имеется бар, с предметами связанными с корридой.

Plaza de Santa Ana с множеством ночных клубов, ресторанов и пабов всегда была центром  ночной жизни Мадрида И не случайно здесь любил бывать Эрнест Хемингуэй во время визитов в Испанию. До сих пор сохранилась, хранящая о нем память, пивная «Cerveceria Alemana».

Между Пуэрта-дель-Соль и  Плаза-де-Санта-Ана, находится Площадь Каналехас  (Plaza de Canalejas), получившая название в честь президента Испании Хосé Каналéхаса, который заняв этот пост в 1910 году, вскоре был убит анархистом из окна уже не существующего книжного магазина Сан-Мартин, что находился  на углу Пуэрта-дель-Соль и улицы Карретас.

Площадь интересна своими историческими зданиями. Здесь, на углу,- здание в уникальном  кантабрийском испанском стиле, единственный образец данного архитектурного направления в Мадриде, популярного в регионе в XIX веке. Это Каса де Альенде (Casa de Allende), построенная по проекту архитектора Леонардо Rucabado  в  1920 году  для  Томаса де Альенде и  названа именем первого владельца.

Строение изогнутой формы, с многочисленными пилястрами по периметру, украшено  лепниной и медальонами. По углам возвышаются разновеликие и разномастные башенки. Праздничный вид дому придает керамическая отделка верхней части (работа Даниэля Зулоага), кованные лестницы и балконы, витражи….  В течение долгого времени это строение называлось  Crédit Lyonnais, потому что  на первом этаже находилось финансовое учреждение.

Рядом с ним – Дом Менесса, который в 1915 году построили архитекторы Хосе Марию Мендос Уссия и Хосе де Арагон Прадера для вдовы финансиста. Верхняя часть его предназначалась для жилья, а нижняя – для коммерческих целей.

Эклектическое строение – типичный образец монументальных зданий начала ХХ века.  Вытянутую вверх часть и монументальность здания подчеркивают украшенные лепниной пилястры между 3-5 этажами.

Два нижних этажа зрительно отделены от верхних выступающей вперед кегельной балюстрадой.  Центральную часть здания венчает небольшой портик.

Здесь же можно увидеть здание испано-американского банка (Banco Hispano Americano), что было построено в 1900 году для организации, целью которой было развитие экономических связей между Испанией и бывшими американскими колониями.

Это строение возводилось между 1903 и 1905 годами архитектором Эдуардо Адаро Магро при участии Хоакина Рожи Лопеса-Кальво, приверженца модернизма. Окончательную отделку выполнил Хосе Уриосто Велада.

Эдуардо де Адаро и Магро, построивший до этого  в модным, неоклассическом стиле,  Банк Испании, применил те же принципы что и в предыдущих своих работах.

Пятиэтажный дом с фронтоном изогнутой формы изобилует архитектурными деталями.  Здесь и пилястры с коническими капителями,  и множество балконов, и лепнина, и пинакли,  украшающие крышу… В самом центре фасада —  широкий карниз. Над ним – архитрав с рельефным фризом.

Центральный вход с кованной металлической дверью, над которой виден маскарон с женской головкой, обрамляют  узорные ниши со статуями Аллегория Расчета и Аллегория Экономики (работа скульптора Хосе Алковерро и Амороса)

На этой же площади находится небольшой магазин «La Violeta», деревянный фасад которого  напоминает старинную лавку сладостей. В этом месте, открытом в 1915 году кондитером Мариано Гилом и ставшим символом Мадрида, можно купить  шоколадные конфеты ручной работы, глазурованные фрукты, сладости…

Его фишка — засахаренные цветы фиалок, что обрабатываются по старинной технологии и сохраняют свой запах, цвет и форму. Согласно легенде король Альфонсо XIII  покупал их как для своей жены, королевы Виктории Евгении,  так и любовницы, испанской актрисы Кармен Руис Морагас.

Рялом с Пуэрта-дель-Соль находится еще одна знаменитая  площадь —  Пласа де Майор (Plaza de Mayor), которая неоднократно меняла свое название. Нынешнее приобрела по окончании Гражданской войны.

Площадь появилась в XVII веке, во время правления короля Филиппа III, чей памятник (работа Пьетро Такка, 1616 г), стоит в самом центре. Статуя была перенесена сюда в 1847 году с Каса де Кампо после празднеств по случаю бракосочетания Изабеллы II.

Официальное открытие площади произошло  15 мая 1620 года во время проведения торжественных мероприятий по поводу причисления Исидро де Мерло к лику святых. И с тех пор каждый год в этот день мадридцы отмечают День св. Исидро, покровителя города.

Затем вокруг прямоугольного пространства по проекту Хуана Гомеса де Моры выросли здания в стиле мадридского барокко, с балконов которых зрители имели возможность наблюдать за королевскими церемониями, рыцарскими турнирами, корридой и аутодафе.

Среди домов площади выделяется стоящее в северной части здание Каса-де-ла-Панадерия (Casa de la Panadería) с боковыми  башнями, портиками на первом этаже и аттиком на последнем.

Его название, которое переводится как «Дом-пекарня», он получил потому, что в нижнем этаже размещалась булочная, снабжавшая двор короля хлебными изделиями.

Только строение, похожее на дворец, где на верхних этажах размещались роскошные залы для  приёмов и отдыха королевских особ после зрелищных услад, за которыми они наблюдали с  нижнего  балкона, в то время как придворные оккупировали верхние.

Здание, полностью разрушенное пожаром 1672 года, было восстановлено архитектором Томасом Романом и отделано художниками Клаудио Коэльо и Хосе Хименесом как изнутри, так и снаружи, где фасад украсили фрески.

Каса-де-ла-Панадерия не раз меняла свое назначение. Здесь размещалась Академия благородных искусств, потом Академия истории. С 1880 года дом хранит документы городского архива. А еще  в нем располагается информационно-туристический центр.

Напротив него, на противоположной стороне, стоит  Каса-де-ла-Карнисерия (Casa de la Carnicium). Неизвестно когда построенный, дом был полностью перестроен после пожара 1631 года. Своим названием «Мясная лавка» обязан тому, что служил складом мясных продуктов, откуда они доставлялись на городские рынки. Позднее здание перешло в распоряжение муниципальных служб.

К Plaza de Mayor примыкает небольшая Площадь Провинции (Plaza de la Provincia), которая получила название по административному строению Audiencia, что потом стало называться Паласио-де-ла-Крус (Palacio de la Cruz).

Его  построил архитектор Хуан Гомес де Мора при  участии Хосе дель Олмо, Хосе де Вильярреал и Бартоломе Уртадо Гарсия в 1636 году по приказу короля Фелиппа IV, который хотел разместить в этом здании объекты государственной важности.

Так,  на втором этаже разместились Зал мэров и суд, а на первом — тюрьма для преступников знатного рода. Остальные арестанты занимали камеры  в подвальном помещении. В тюрьме королевского двора (Cárcel de Corte), которая стала  синоним пыток и наказаний,  в течение трех веков, начиная  с 1629 года, отбывали срок как уголовные, так и политические заключенные. Они, как говорилось в расхожем выражении, «спали под ангелом», фигура которого украшала  фасад дома.

Здесь оставили о себе память такие известные люди, как Луис Канделас, самый знаменитый вор Мадрида, о котором в 1926 году даже был поставлен художественный фильм; генерал Рафаэль де Рьего, что недовольный деспотичным режимом правления короля Фердинанда VII, принял активное участие в республиканском восстании 1821 года и после его поражения был арестован; знаменитый писатель Лопе де Вега…

С Cárcel de Corte связан интересный случай, что имел место  2 мая 1808 года, когда заключенные, вышли по договоренности с тюремщиками из застенков для борьбы с  французскими захватчиками.

После того как в 1869 году сгорел расположенный в непосредственной близости приход Санта Крус, административному зданию было присвоено его имя. Ныне во дворце размещается офис Министерства иностранных дел.

Интересен, стоящий на площади фонтан Орфея (Fuente de Orfeo).

Поставленный в 1629 году, он в 1865 году был демонтирован. Статую сняли и поместили в Национальный археологический музей, и долгое время чаша фонтана пустовала. До тех пор, пока, в 1998 году, изваяние легендарного певца и музыканта не заменила копия.

Перед нами, на вершине колонны, фигура певца. В руках у него вместо традиционной лиры —  альт. Неувязка и с образом пса Цербера, охранявшего врата в царство Аида и засыпавшего под волшебные звуки музыки Орфея, отправлявшегося на поиски любимой Эвридики. У него, почему-то, не три, а лишь одна голова, что не соответствует мифу.

В нескольких метрах от фонтана – памятный знак, говорящий о вхождении Испании в состав Евросоюза в 1986 году.

Рядом с ней — Пласа-де-ла-Вилья. (Plaza de la Villa), одна из древнейших площадей  Мадрида.  Та  самая, которую изобразил Ф. Гойя в картине «Изгнание иезуитов» (1767 г).

Эта площадь, как «пласуэла» («маленькая площадь») была отмечена еще на карте португальского географа Тексейры (XVII в).

В этом уголке,  сохранившем дух позднего Средневековья, стоят три значимых здания. Это, прежде всего, Каса-де-ла-Вилла (Casa de la Villa), где в течение более 300 лет (1693-2007 г.г.)  размещался городской совет Мадрида,  До тех пор, пока мэрия не перебралась во дворец Связи.

Какой-то период времени это здание выполняло так же роль тюрьмы. Оттого у него два  входа,  расположенных под башнями. Через правый можно было попасть в ратушу, а через левый – в тюрьму.

Каса-де-ла-Вилла была построена на месте дворца Хуана-де-Акунья, маркиза де Вальлекрерато, где король Фелипе IV  решил возвести  здание для городского совета.

Разработать проект он поручил придворному архитектору Хуану Гомесу де Мора, создавшему Plaza Mayor. В присущем ему стиле, мастер начал в 1644 году строить здание на гранитной основе с кирпичными стенами, слуховыми окнами под крышей с наклонными скатами, башнями, увенчанными шпилями…

После его смерти в 1648 году, на вахту заступил Хосе де Вильярреал, а  закончил работу  в 1696 году Теодоро Адреман.

Затем, в 1789 году, муниципальный архитектор Хуан де Вильянуэва (тот, что спроектировал  музей Прадо) провел реконструкцию здания, пристроил к нему просторный балкон, с которого можно было наблюдать за происходящем на площади.

В дальнейшем строение не раз менялось, но в начале ХХ века фасаду был возвращен первоначальный облик. И сегодня, попав вовнутрь, можно увидеть немало интересного. Так, в Зале пленарных Заседаний имеется удивительная потолочная фреска работы Антонио Паламино (XVII в.), в  атриуме под стеклянным куполом — бюсты известных испанских писателей Золотого века; в зале Гойи собраны старинные предметы, в частности, фарфоровыех вазы, а в Зале Славы – статуя особо почитаемой в Испании Белой Марии (Марии Бланка).

Каса-де-ла-Вилла соединена барочной аркой со состоящим рядом домом Сиснероса (Casa de Sisneros), представляющим собой миниатюрный готический замок в стиле платереско, построенный в 1537 году для племянника кардинала Сиснероса, просветителя, основателя Алькала-де-Энарес, старейшего университета страны, на том месте, где прежде стояли конюшни кардинала.

С уходом из жизни первого владельца особняка, он был преобразован в тюрьму, где, в частности,  отбывал срок Антонио Перес, бывший секретарь Филиппа II. Но темница просуществовала недолго. Дом был переоборудован  под жилье,  где оставили о себе память  разные известные люди.

Так, именно здесь, в 1863 году,  родился историк и политический деятель Испании Альваро де Фигероа и Торрес, граф Романонес. А  государственный деятель Рамóн Мари́я Нарвáэс, 1-й герцог де Валенсия, испанский генерал,  занимавший несколько раз с перерывами пост главы правительства, наоборот, ушел в мир иной в 1868-м.

Когда в 1909 году Casa de Sisneros стала собственностью мадридской городской администрации, то архитектор Луис Беллидо и Гонсалес в содружестве с керамистами Хуаном Руизом де Луной и Энрике Гийо восстановили внешний облик дома, а также соединили его  аркой  с соседним. Сегодня здесь располагается главная резиденция мэра Мадрида.

Третий интересующий нас объект на  Пласа-де-ла-Вилья – архитектурный комплекс Торре-де-лос-Луханес (Torre de los Lujanes), датируемый XV веком и претендующий на звание самого старого в Мадриде.

Он состоит из высокой прямоугольной башни с готическим входом, что появилась в начале V века, и примыкающего к ней особняка в стиле мудехар, построенного в конце того же столетия.

Что касается башни, то в ней, согласно преданию, в течение года содержался захваченный в плен в битве при Павии ( 1525 г) король Франции Франциск I. После того, как он подписал с испанцами мирный договор, отдал (на бумаге) ряд земель: Бургундию, Артуа,Фландрию, Неаполь, пообещал выплатить контрибуцию и жениться на сестре императора Карла V Элеоноре, обрел свободу. Но, оказавшись в Париже, открестился от договора, объявив его недействительным.

Так как в XIX веке башня оказалась самым высоким зданием в Мадриде, в ней установили ​​оптическую телеграфную станцию, из которой осуществлялась связь с Аранхуэсом.

История же башни началась  тогда, когда в 1450 году она, вместе с пристройкой,  была куплена у Гонсало Гарсиа де Оканьи, королевского казначея прибывшей в Мадрид в составе богатой семьей Луан. Братья Хуан и Альваро в 1471 году переделали дом, поместив над входной дверью фамильный герб.

А потом, в 1494 году, разделив между собой территорию, пристроили к нему еще один дом. И, если присмотреться, то можно увидеть, не одно здание, а два слившихся вместе.

Эта семья владела домом около 200 лет. А с середины XIX века эти дома заняла Королевская академия морали и политических наук. Проведенные тогда ремонтные и восстановительные работы сильно исказили первоначальный облик дома. А потому в 1910 году городской совет поручил архитектору Луису Беллидо Гонсалесу восстановить первоначальный облик здания.

На фасаде Башни мемориальная доска ратуши напоминает, что «в этих домах родился в 1846 году композитор Федерико Чуэка, настоящий вундеркинд в мадридской музыке», а в центре площади, на белом мраморном пьедестале — памятник дону Альваро де Базану, командиру испанского военного корабля, разгромившему турок у мыса Лепанто в 1571 году и французов на Азорских островах. Памятник был поставлен в 1891 году, когда отмечалась трехсотлетняя годовщина со дня смерти прославленного моряка (скульптор  Мариано Бенллиуре)

В сотне метров отсюда, между Пласа-де-ла-Вилла  и Плаза-Майор, в так называемом  Австрийском уголке столицы,  расположена Plaza del Conde de Miranda, куда можно попасть, обогнув башню и пройдя узкой улочке Калье дель Кодо.

Тихий уголок, куда не часто заглядывают туристы. Слева, в углу  стоит закрытый для посетителей Монастырь Карбонерас Тела и Крови Христовой (Convento de las Carboneras del Corpus Christi)

Здесь живут монахини Ордена Святого Иеронима, возникшего в Испании в середине XIV века. Монахини появились здесь 27 сентября 1605 года во главе с Беатрисой Рамирес де Мендосой.  Ровно через неделю после того, как монарх  Фелипе III,  кардинал Толедо выдал лицензию на создание обители.

Для доньи Беатрис, графини Кастеллар, принадлежавшей  к древнему знатному роду, это было чем-то новым. Просто она, овдовев, решила следовать семейной традиции. Ее прабабушка по отцовской линии — Беатрис Галиндо, известная как Ла Латина, основала два монастыря и больиицу.

А вскоре, в период  1610 -1620 г.г. мастер Мигель де Сориа возвел однонефную базилику с  великолепным барочным алтарем, созданным Антоном де Моралесом, где в центральной части  находится прекрасная картина «Тайная Вечеря»  Висенте Карчучо.

Convento de las Carboneras del Corpus Christ приобрело известность благодаря следующей истории. Однажды, дело было в 1647 году, францисканец, отец Каналеяс, проходя по улице,  находившейся неподалеку от монастыря, увидел как дети играют с каким-то холстом, который один из мальчишек нашел в подвале своего отца и вытащил на свет божий. Хозяина привлекла  крепкая холстина, и, не обратив внимания на  изображение, имеющееся на одной из сторон, он накрыл ею кучу древесного угля.

Отец Каналеяс, обратил внимание на необычную «игрушку» и, к своему ужасу, увидел изображение Непорочной Девы Марии. Отобрав у мальчишек картину, он отнес ее в соседний монастырь иеронимитов.

Так ее привели в порядок, нарекли Девой Карбонера («carboneum» на латыни углерод, а древесный уголь практически состоит исключительно из него) и повесили как икону. Изображение святой сделало монастырь популярным, принесло ему известность.

За четыре прошедших столетия жизнь монахинь, проводимая в молитве и работе, в атмосфере тишины и медитации, практически не изменилась. Правда, им  пришлось нелегко в период французской оккупации (1808-1814), а во время Гражданской войны (1936-1939) им и вовсе покинуть насиженное место и пройти через множество трудностей.

Войти вовнутрь невозможно. Но возможно рассмотреть здание, что практически не изменилось с момента своего строения, где над входом имеется медальон с изображением св. Иеронима и св. Павла, поклоняющихся Евхаристии.

А еще можно купить очень вкусную сдобную выпечку (булочки, рогалики, рулеты), которую монахини продают недалеко от входа.

На эту площадь выходит задняя дверь Папской базилики Сан-Мигель (Basílica Pontificia de San Miguel), что стоит на месте церкви XII века, одной из самых старых в город. Согласно легенде она  была посвящена Хусто и Пастору, детям, убитым за христианскую веру римскими воинами и объявленными христианскими мучениками.

В конце XVII века постройка сгорела. А спустя полстолетия в 1739 году Инфант Дон Луис де Бурбон и Фарнезе, кардинал и архиепископ Толедо и Севильи  решил возвести базилику, для чего  пригласил итальянского архитектора Джакомо Бонавию. И тот построил ее в стиле испанского барокко. От старого здания в новое вписалась апсида, расположенная в  восточной части нынешнего храма. Там  сегодня размещаются офисы и архивы. Построенная в 1745 году, базилика была освящена  в честь св. Михаила.

Из-за узости улицы Сан-Хусто архитектор создал интересную изогнутую конструкцию стены, позволявшую увидеть ее боковым зрением с близлежащей улицы Плаза-дель-Кордон. Получилось интересное строение с выпуклым фасадом.

Во внутрь ведет массивная дубовая дверь.

По бокам, в нишах на двух уровнях, — статуи  Веры и Стойкости (работа Николаса Карисане),   Надежды и Милосердия (работа Роберта Мишеля).

На высоком фронтоне – герб кардинала Инфанте-Дон-Луиса, а над ним – крест,  поддерживаемый  двумя коленопреклоненными ангелами.

Над дверью, в медальоне из известняка,  — сцена страдания раннехристианских мучеников Юстуса и Пастора.

Базилика, представляющая собой в архитектурном плане латинский крест, состоит из нефа, окруженного девятью часовенками. Купол нефа, расписанного художником Бартоломе Руска, посвящен главной теме — «Апофеозу Хусто и Пастора». Его поддерживают колонны, увенчанные коринфскими капителям.

Стены расписаны фресками работы братьев Антонио, Луиса и Алехандро Гонсалес-Веласкесами (1753 г). В медальонах – изображения четырех евангелистов.

В главной часовне, отделенной от нефа оградой с позолоченными перилами, можно увидеть картину известного художника Алехандро Ферранта (1897 г) с изображением Архангела Михаила, побеждающего Люцифера, которая была заказана для алтаря Папой Львом XIII.

Красивы и другие помещения храма украшенные фресками, картинами, скульптурой…  Среди реликвий — мощи Святых Элевкадия и Эннодия, легендарный фрагмент надписи на латыни с креста Иисуса Христа.

Совсем рядом, на расстоянии 160 метров от базилики св. Михаила стоит интересная Церковь Сакраменто (Iglesia del Sacramento), полное название которой Кафедральный  Собор Вооруженных Сил Испании (Iglesia Catedral de las Fuerzas Armadas de Espana)

Церковь находится на одноименной улице, в месте, где прежде базировался монастырь бернардинцев «Сантисимо Сакраменто», основанный в 1615 году Кристоболем Гомес де Сандолом, премьер-министром Филиппа III.

От обители, сильно пострадавшей во время Гражданской войны и впоследствии  снесенной, сохранилось здание церкви, которое в 1979 году было передано Министерству Обороны.

Здание из красного кирпича по проекту архитекторов Мануэля де Ольмо и Бартоломе Уртадо Гарсиа и иезуитского священника Франциско Баутиста строилось долго. С 1671-го по 1744-й год.  Заканчивал же работу Андрес Эстебан, оформивший также  интерьер.

А вот гранитный фасад  с большими окнами и тремя входами, барельефом XVIII века, на котором Святой Бенедикт и Бернар совершают таинство Благовещения, — работа  Педро де Риберы.

Церковь Сакраменто – типичный  образец барочной культовой архитектуры Мадрида того периода.

В основании однонефной базилики лежит латинский крест. Внутреннее пространство под  арочным сводом с пилястрами, украшают разнообразные декоративные элементы. Фрески купола и стен — работа известных живописцев, братьев Луиса и Александра Веласкес- Гонсалесов.

Интересен главный неоклассический алтарь (мастер  Грегорио Ферро, XVIII в) с расположенной в центре, между колоннами, картиной «Прославление Евхаристии» испанского художника Грегорио Ферро.

Имеются и другие алтари. Еще один, неоклассический (XVIII в). со скульптурой архиепископа Лимы, занимавшегося мессисонерством среди  индейцев Америки. Рядом с ним — алтарь в стиле рококо с фигурой св. Франциска Ксавьера. А по обе стороны — статуи Яна Непомуцкого и Иуды Крейсерского. Имеются также алтари св. Бенедикта с картиной Лукаса Иордания «Образование Богородицы» и посвященный Благочестию с прекрасной резьбой Луиса Сальвадора Кармона.

Среди реликвий храма — жертвенник Богоматери со скульптурой XVIII в, изваяния  св. Лутгарда,  св. Девы дель Кармен, св. Терезы и св. Франциска Ассизского.

На втором этаже можно увидеть картины  фламандских художников XVII века, алтарь Святого Семейства (XVIII в) созданный в андалузских мастерских, неоклассический алтарь св.  Антония Падуанского (XVIII в) и много другого.

Еще одна деталь. Около церкви, на пьедестале, изваяние Ангела. Это памятный знак о трагедии, имевшей место здесь 31 мая 1906 года, когда во время следования свадебного кортежа короля Альфонсо XIII и принцессы Виктории из Церкви Святого Иеронима к Королевскому дворцу, анархист Матео Моррал сбросил с балкона букет цветов с бомбой внутри.

Королевские особы не пострадали, По мнению Виктории их спасла  церковь, на которую они смотрели как раз в момент теракта. Но без без жертв не обошлось.  Погибло 30 человек, наблюдавших за процессией

От Плаза Майор через Calle de Santiago и Plaza Santiago за 7 минут можно дойти к Плаза-де-Рамалес (Plaza de Ramales), ранее известной как Пласа-де-Сан-Хуан. Нынешнее имя  площадь получила в память о битве, что произошла в 1839 году в городе Кантабрии Рамалес-де-ла-Виктория во время Первой карлистской войны.

Она сформировалась в 1810 — 1811 годах на месте зданий, снесенных в результате реформ Хосе Бонапарта. Вместе с прочими строениями с лица земли были снесены и древнейшие церкви.

Церковь Santiago, построенная в XII для рыцарей ордена Сантьяго, потом была возведена заново Хуаном Антонио Куерво на месте, получившем название Plaza Santiago, а вот Сан Хуан Баутиста, в которой был похоронен Диего де Веласкес, исчезла навсегда.

При разрушении исчезла и могила художника. Прошло немало лет, и в 1959 году. в связи с годовщиной третьего столетия со дня его смерти Веласкеса, Главное управление изобразительных искусств Министерства национального образования поставило на том месте, где она была, памятник – колонну на гранитном пьедестале, увенчанную крестом Ордена Сантьяго. На четырех сторонах пьедестала — символы Ордена Сантьяго, имя художника, даты его жизни и смерти.

Из значимых зданий на площади стоит отметить Дворец Доминго Треспаласьос (1768 год, архитектор Андрес Диас Карнисеро) – яркий образец классической архитектуры Мадрида XVIII века, и дворец Рикардо Августина (1922 год).

Недалеко от Пласа Майор расположен и район Ла-Латина, где находится еще одна небольшая площадь — Пуэрта-Серрада (Plaza Puerta-dе-Cerrada), то есть Площадь Закрытых ворот.

В этом месте был один из входов-выходов в крепостной стене. Поначалу  назывались Змеиными,  потому что их украшало изображение то ли змеи, то ли дракона.

Согласно одному из утверждений, это была эмблема, некогда живших в этом месте греков. И камень с этим изображением сохранил, как реликвию, Хуан Лопес де Ойос, испанский писатель и гуманист, учитель Сервантеса.

А вот название Пуэрта-Серрада, согласно историческим документам, появилось в 80-х годах XV века, когда ворота впервые закрыли на некоторое время по ряду причин. Самой главной был тот факт, что с южной стороны, между стеной и улицей Толедо, находился пруд, а рядом — свалка мусора. И чтобы вода, поднимающаяся во время дождей вместе с нечистотами не попадала в город через площадь, ворота закрывались. несмотря на то, что проблему пробовали решать разными способами, в частности, возведением заграждения, это не спасало положения.

А еще, если верить Херонимо де ла Кинтану, историку и священнослужителю, первому автору истории Мадрида, что жил на стыке XVI-XVII веков, это место имело недобрую славу из-зв того, что здесь находился приют, где могли спрятаться преступники, переночевать бродяги… А вот городским властям это криминальное место, что называлось так же Пуэрта Серрада было недоступно.

Во избежание неприятностей, по случаю въезда в город Изабеллы де Валуа, жена Фелипа II, в 1569 году ворота замуровали. А в период 1833 -1868 годов, во время правления Изабеллы II, они и вовсе исчезли в рамках программы уничтожения крепостных стен.

Достопримечательностью площади является каменный крест, который был поставлен в 1783 году. Кто его поставил и с какой целью – найти не удалось.

В XIX веке часть домов, прилегающих к площади, была разрушена. На их месте появились новые. Но мэр города Энрике Тиерно Гальвана в 1983 году решил возродить историю и предложил украсить их фасады изображением сцен жизни средневекового Мадрида,  фрагментами Библии, рисунками современных художников. На одном из домов появилась работа художника Альберто Корасона, изображающая бывший здесь прежде рынок.

Как на площади, так и прилегающих улицах, большое количество кафе и ресторанов, где возле столиков нередко можно увидеть уличных певцов, танцоров, музыкантов…

А теперь отправимся на  известную во всем мире Пласа-де-Эспанья (Plaza de Espana)

История  площади размером в 36 900 м², являющейся крупнейшей не только в столице, но и во всей стране, началась в XVIII веке, когда король Карл III выкупил участок земли для строительства нового монастыря Святого Жиля и пригласил для осуществления задуманного архитектора Мануэля Мартина Родригеса. 

Обитель была построена, но монахи предпочли остаться на старом месте, располагавшемся неподалеку от Королевского дворца. Строениям нашлось применение в 1808 году, когда Жозеф Бонапарт, став королем Испании, разместил там казармы Сан-Гил, в которых жили охранники дворца. Потом появились конюшни, казармы кавалерии и артиллерии…

После долгих дебатов в течение всего XIX века по поводу расширения Мадрида, в начале ХХ столетия казармы были снесены, и в 1911 году, появился план формирования и застройки Пласа-де-Эспанья.

Из уже имевшихся построек осталось здание Астурийской Шахтенной компании (Real Compañía Asturiana de Minas), в котором в настоящий момент размещается Совет Культуры Сообщества Мадрид. (1899 год, архитектор Мануэль Мартинес Анхель).

Строение в монументальном эклектичном стиле прекрасно сочетает функциональность с элегантностью. Первый этаж, обрамленный  каменными полукруглыми  арками с металлической отделкой, изначально планировался как складское помещение, а над ним —  сложенные из яркого кирпича три этажа, где размещались офисы и жилые апартаменты. Карнизы, двери и окна обрамлены белой отделкой с лепниной. Хорошо смотрятся узорные, кованные балкончики…

На трех углах здания – башни под шлемовидными  куполами. Интересна тыльная  часть, представляющая собой пример промышленной архитектуры в стиле нео-мудехар.

А  также исключительно красивый дом — Каса Гайярдо (Casa Gallardo), построенный архитектором Федерико Ариасом Реи в 1911 году и представляющий собой образец  мадридской архитектуры в стиле модерн.

В 1953 году появилось здание «Испания», состоящее из нескольких разноэтажных фрагментов (самое большое число – 25) высотой 117 м, где размещались торговый центр, офисы, жилые помещения….  Этот «символ процветания» времени правления Франко, ставший одним из знаковых зданий города, образцом испанской архитектуры ХХ века в стиле необарокко, построили братья Отаменди (архитектор Хулиан и инженер-строитель Хоакин).

И сразу же им была поручена разработка нового проекта. На углу улицы Принцессы, поднялась на 142-хметровую высоту Мадридская башня (1957 год) , одно из самых высоких зданий  города, которое держало пальму первенства до появления в 1982 году телебашни.

Доминантой же площади, является поставленный в  1929 году на народные средства, сбор которых осуществлялся не только в Испании, но и в испаноязычных странах, памятник Мигелю Сервантесу.

В конкурсе, проведенном в 1915 году в ознаменование трёхсотлетия со дня смерти писателя, победили архитектор Рафаэль Мартинес Сапатеро и скульптор Лоренцо Кулло-Валера. Позже к работе подключился архитектор Педро Мугурус.

Они создали сложную многофигурную композицию, где доминантой является мраморная стела, увенчанная глобусом с изображением пяти континентов, на которых имеются испаноязычные страны, где читают произведения Сервантеса. Это символ всемирного признания творчества великого писателя.

Земной шар поддерживают фигуры Реальности и Вымысла, Персея, как символа классической лирики, и индейца,  которого  в XVI веке описал  в поэме «Араукана» поэт Алонсо де Эрсилья-и-Суньига.

С одной стороны стелы мы видим сидящего в кресле писателя.

Перед ним, контрастируя с белым мрамором,  — отлитые из бронзы  фигуры любимых героев.  Дон Кихот Ламанчский, восседающий на своем Росинанте, подняв вверх правую руку, левой  сжимает копье. Рядом с  Рыцарем Печального образа  — оседлавший ослика, Санчо Панса.

По бокам от них на пьедесталах – изображения Дульсинеи Тобосской, которые добавил в 50-е годы ХХ века Федерико Кулло-Валера. Слева она представлена Прекрасной Дамой, являвшейся  рыцарю в мечтах. А справа – в образе простонародной девушки Альдонсы Лоренсо,  которой  была в действительности.

С противоположной стороны  —  фигура  Изабеллы Португальской, супруги императора Священной Римской империи Карла V. (Некоторые считают, что это  аллегория Литературы), а по  бокам от нее — фигуры, имитирующие Военную доблесть и Мистицизм. Несколько ниже —  фонтан с гербами испаноязычных стран.

В  1960 году на бока стелы были добавлены барельефы со сценками, из «Назидательных новелл» Сервантеса. С одной стороны персонажи из «Цыганочки», а с другой — из «Ринконете и Кортадильо».

На площади, обрамленной деревьями,  по весне цветут,  каштаны

Наполняют  воздух удивительным ароматом магнолии.

С площади Испании виден Дворец Сената (Palacio del Senado), находящийся  на площади Марина-Эспаньола (Plaza de la Marina Española)

В прошлом это здание  принадлежало августинскому монастырю, являвшемуся частью Королевского монастыря Воплощения, но в 1820 году архитектор Исидро Гонсалес Веласкес превратил строение в светское, реформировав интерьер в неоклассическом стиле. Несколько хранившиеся в церкви шедевров кисти Эль Греко были переданы Прадо.

Позже, в  1844 -1850 годах, Анибал Альварес Букель провел полную реставрацию интерьера и  создал новый неоклассический фасад. А в 1882 году произошли новые изменения под руководством Эмилио Родригеса Аюсо, который уничтожил все элементы, оставшиеся от религиозного прошлого, пристроил великолепную библиотеку с  читальным залом.

Наконец, в 1987 году, было решено расширить комплекс, добавив новое здание, спроектированное Сальвадором Гайарре, полукруглый фасад которого выходит на улицу Байлен. В 1991 году состоялось его торжественное открытие в присутствии  короля Хуана Карлоса  I.

Начиная с  1835 года, (с перерывом 1931-1977 г.г.) из-за политических событий, это место  является резиденцией Сената, одной из двух палат, входящих в состав генерального секретаря Кортеса, национального парламента Испании.

На площади Марина-Эспаньола, напротив Сената, стоит памятник Антонио Кановасу дель Кастильо, испанскому государственному деятелю, председателю правительства Испании, поэту, историку, реставратору  монархии Альфонса XII (1828 – 1897 г.г.),

Памятник был поставлен в  1901 году, через четыре года после убийства этого государственного деятеля итальянским анархистом.

Композицию  общей высотой в 16 метров, где бронзовая статуя Кановаса дель Кастильо стоит на вершине колонны, создали архитектор Хосе Грасом Риера и скульптор  Хоакином Бильбао.

Колонна опирается на пьедестал, базирующийся на круглом основании. Спереди, на фигурном возвышении — бронзовые  аллегорические фигуры  Истории и Славы. Последняя  протягивает стоящей выше фигуре лавровый венок.

На этой площади, кроме Сената, стоят и другие исторические здания. Это, прежде всего,  Дворец Маркиза де Гримальди (Palacio del Marqués de Grimaldi), построенный в 1780-ом году по заказу  Карлоса III с целью размещения в нем главных лиц монаршего секретариата. Архитектор Сабатини создал интересный архитектурный образец, в котором нашло сочетание барокко и неоклассики.

До начала XIX века здесь жили  королевские министры: граф де Флоридабланка, Мануэль де Гобой, маркиз де Гримальди… Поэтому этот дом называли Домом министерств.

Потом дворец перешел из рук короля Карлоса IV к политическому деятелю Мануэлю Годою, который украсил его прекрасной  коллекцией картин, среди которых были такие шедевры как «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса, «Воспитание купидона» Корреджо, «Маха одетая» и «Маха обнаженная» Франсиско де Гойи, а так же четыре аллегорических картины его же кисти  в форме рондо, написанные по заказу хозяина. Все эти вещи, кроме утерянной «Аллегории промышленности», можно сегодня увидеть в Прадо.

В 1804 году Годой покинул это место, получив от Мадридского городского совета Паласио-де-Буэнависта. А во время войны за Независимость генерал Мюрат, глава французских войск, оккупировавший Мадрид в мае 1808 года, руководил отсюда силами, подавшими восстание.

Нынешнее здание потеряло  оригинальность в 1868 году, так как во время прокладки улицы Байлен часть строения была снесена. Сегодня здесь размещается Центр Политических и Конституционных Исследований

Еще одно здание, стоящее  на этой площади и заслуживающее  внимания, —  Монастырь Репарадорас (Convento de las Reparadoras) (1735 год, архитектор Вентура Родригес).

Изначально это был особняк классического стиля, характерного для XVIII  века, предназначавшийся для Верховного Совета Инквизиции, и с тех пор здесь сохранился зловещий дозунг «Exurge Domine et judica causam tuam» («Встань и исполняй свое дело»). После упразднения этого института здание было реконструировано Матео Гилем. В начале XIХ века здание оказалось заброшенным, никому не нужным. До тех пор,  пока в нем не «поселилось»  несколько министерств.

В 1898-ом рядом, на месте старой часовни, выросла  новая — Лас Репарадорас (называемая так же Casa Noviciado de María Reparadora) в форме латинского креста с неороманскими элементами в архитектуре. (Архитекторы Хуан Баутиста Лазаро,  Хоакин Мария Фернандес и Менендес Вальдес). А потом и здание, пройдя полную реконструкцию, выполненную архитектором Хуаном Баутиста Лазаро, превратилось в монастырь, который был снесен в1980-м году. Сегодня здесь функционирует немецкоязычная церковь Санта-Мария.

А теперь отправимся на Пласа-де-Колон (Plaza de Colón), расположенную на стыке кварталов Chamberi, Center и Salamanca. До 1893 года она называлась Пласа-де-Сантьяго. Поменяла название после того, как было принято решение об увековечивании памяти  Христофора Колумба.

Испанские гранды решили возвести памятник великому мореплавателю в качестве свадебного  подарка королю Альфонсо XII и Марии де лас Мерседес де Орлеан.

Бракосочетание состоялось 23 января 1878 года. А фигурная композиция победителей конкурса, объявленного в  1877 году, готова не была. И случилось так, что король вскоре умер, а потому подарок потерял свое значение, и открытие памятника состоялось 12 октября 1892 года, в день   400-летней годовщины открытия «Нового Света».

Площадь Колумба со стороны Пасео-де-ла-Кастельяна украсило сооружение, пьедестал которого вырезал из белого мрамора Артýро Мелиде, а фигуру Колумба —  Херóнимо Суньóль. Потом статуя меняла свое положение, но в 2009 году вернулась на этот место.

Неоготическая 17-метровая колонна имеет оригинальную конструкцию, состоящую из четырех частей.

На ступенчатом основании  – четырехметровая четырехгранная резная тумба с резными остроконечными пинаклями по бокам, заканчивающаяся  усеченной пирамидой.

На четырех сторонах постамента, в резных неглубоких нишах  — горельефные картинки,  иллюстрирующие исторические моменты, связанные с открытием Америки.

С северной стороны – каравелла, огибающая земной шар и надпись  «TO CASTILLA Y A LEÓN / NUEVO MUNDO / DIÓ COLÓN». «1885». («Из Кастилии  и Лиона/Новый мир…./ Сделал Колумб»)

С южной стороы – Богоматерь с младенцем. Рядом —  ангелы. По бокам — названия каравелл, на которых Колумб отправился на поиски нового пути в Индию (слева «Пинта», справа – «Нинья», в центре — «Санта-Мария), и  имена 81-го члена экипажа.

С западной стороны — изображение королевы Изабеллы и ее супруга, финансировавших этот проект.

С восточной стороны — Колумб знакомит со  своими проектами инквизитора  Диего де Деза. Здесь же имена Фрая Хуана Переса и Фрая Антонио де Марчена, поддержавших мореплавателя  в его начинании.

Выше пирамиды — цилиндр, сложенный из колонн, переходящий в  столб, заканчивающейся площадкой на которой и стоит  3-х метровая статуя, обращенная лицом к востоку в направлении  моря.

У подножия памятника — каскадный фонтан.

Открытию Америки посвящен и второй памятник на  Plaza de Colón – это Сады Дескубримиенто (Открытия Америки).

Там имеется мемориальный комплекс. состоящий из четырех аллегорических блоков отлитых из бетона (1977 г, скульптор Хоакин Вакеро Турчиос), на которых выбиты высказывания  известных людей (историков, географов и философов), посвященные открытию Нового Света, а так же сцены, рассказывающие об экспедиции Колумба и открытии Америки.

Площадь Колумба – самая большая площадь города. А потому именно здесь проводятся все солидные мероприятия. В частности, 12 октября, когда страна празднует одновременно День cв. Девы Пилар и Национальный День Испании (Испанидад),  на площади проходит военный парад, за которым наблюдают с временной трибуны почетные гости: члены королевского дома и правительства Испании, приглашенные представители других стран.

Начиная с  2001 года над площадью развивается  крупнейший в мире испанский флаг размером в  294 квадратных метров поднятый на высоту в 50 м

Площадь окружают интересные здания. На одной из сторон возвышаются два небоскреба  («Башни Колумба») высотой  в 116 метров, объединённые площадкой, что были построены в 1976 году по особой технологии.

На другой стороне, выходя фасадом на бульвар Paseo de Recoletos, находится Национальная библиотека, основу которой, как как Королевской библиотеки, заложил в 1712 году король Филипп V.  Национальной же она стала в 1836 году. Крупнейшее книгохранилище Испании имеет фонд, состоящий из  более 26 000 000 единиц, включая 15 000 000 книг и других печатных материалов, 30 000 рукописей.

Здание национальной библиотеки  представляет собой  изысканный архитектурный ансамбль образца XIX века. Каменная лестница ведет к выступающему вперед фасаду с тремя арочными входами. Над тяжеловесным первым этажом в классическом дорическом стиле поднимаются ионические колонны второго. Венчает все это мощный треугольный фронтон с многофигурным барельефом, символизирующим торжество Искусства и Науки.

На лестнице – мраморные фигуры св. Исидора Севильского и  короля Альфонсо эль Сабио (Альфонса Х Мудрого). Еще 4 мраморные статуи расположены около арок. Они изображают испанских философов Антонио Небриху и Луиса  Вивеса, писателей Лопе де Вегу и Мигеля Сервантеса.

Выше их – медальоны так же с  лицами «инженеров человеческих душ»-  Кальдерона, Луиса де Леон,  Хуана де Марианы, Франциско де Кеведо. А рядом —  маскароны с женскими лицами.

Если зайти вовнутрь, то можно увидеть исключительно красиво оформленные помещения: читальные  и выставочные залы, музыкальный  салон.

Рядом с библиотекой, на улице Серрано, стоит здание в неоклассическом стиле. Это  Национальный археологический музей, что был  основан в 1867 году по указанию  Изабеллы II.

Здесь хранятся интересные этнографические и археологические находки, предметы декоративного искусства и нумизматическая коллекция, целый ряд уникальных экспонатов иберийского периода, древнегерманского  племени вестготов, времен римской истории Испании, эпохи Возрождения, привезенные из Египта саркофаги и мумии…

Имеются и другие строения

Рядом  с этими зданиями —  площадь Независимости (Plaza de la Independencia), получившая название в честь освобождения Испании от наполеоновских войск.

Н а том месте, где Филипп III в XVII веке велел поставить барочные ворота, через которые должна была въехать в город его супруга Маргарита Австрийская, по приказу Карла III в 1769 году архитектор Франческо Саббатини начал строить новые. В 1778 году состоялось открытие  площади с воротами  Puerta de Alcala, которые были названы в честь старинного пути, соединявшего столицу с городом Алкала-де-Энарес.

Они стали частью городской стены,что была снесена в XIX веке, и вошли в пятерку Королевских ворот столицы вместе с уже имевшимися «Аточей», «Толедо», «Сеговией» и «Бильбао».

В массивном гранитном сооружении в стиле классического итальянского барокко пять проемов. Три —  под полукруглыми арками с львиными головами и Рогами Изобилия, два — под прямоугольными, украшенными гербами, узорами и скульптурными элементами, покрытыми свинцовыми пластинами..

Декоративные и архитектурные элементы (херувимы, щиты, оружие, шлемы, скульптуры), над которыми работали Франсиско Гутьеррес и Роберто Мишель, выполнены из белого известняка.. В частности, малыши-путти  на боковых арках, символизирующие  четыре главные добродетели — Благоразумие, Правосудие, Умеренность и Удачу.

О правителе, ставшем инициатором сооружения ворот, говорит надпись на латинском «Король Карлос III, АННО и MDCCLXXVIII», в так же щит с изображением монаршего  герба, поддерживаемый мифологической  персонажами.

О стремлении этого короля к миру говорит барельеф на западной стороне, где скульптор Роберт Мишель изобразил  аллегорию оружия  в виде трофеев (шлемов, копий, флагов и  штандартов поверженных врагов).

Площадь окружена зданиями, построенными в  конце XIX — начале XX  в.в.

Плаза де Сибелес (Plaza de Cibeles) представляет собой квадратную неоклассическую  площадь, которая сначала называлась Плаза-де-Мадрид, потом  Плаза-де-Кастелар,  и, наконец,  получила  нынешнее имя, которое ей дал фонтан.

.

Идея его создания принадлежала королю Карлу III, который провел ряд реформ в сфере  градостроительства. В  испанские города пришел водопровод, улицы замощенные булыжником, осветили фонари.

Фонтан появился в 1777 году с практической целью. До 1862 года он служил жителям города источником питьевой воды, которую набирали из двух бюветов. Одним пользовались  официальные водоносы,  другим —  все желающие, а из специально оборудованных небольших бассейнов поили скот. Все эти детали исчезли в результате реконструкции, проведенной  в  конце XX  века.

Центральной фигурой композиции является богиня фригийского происхождения Кибела (Сибела) — покровительница Земли, земледелия и плодородия, олицетворяющая  стихийные силы природы и управляющая ими.  Ее называют также Великой матерью богов и порой олицетворяют с древнегреческой Рейей.

Кибела так же считается владычицей гор и лесов, повелительницей зверей. А потому нередко изображается едущей на золотой колеснице, что является символом Земли, которую везут дикие львы и пантеры, олицетворяющие природную энергию.

А зубчатая корона в виде башни, венчающая ее голову, — символ покровительницы и хранительницы благосостояния городов.

Проект сооружения фонтана принадлежал  главному архитектору Мадрида Вентуре Родригесу. Фигуру богини на колеснице вырезал из мрамора Франсиско Гутьеррес, а львов — Роберто Мишель.

Плаза де Сибелес окружают исключительно красивые здания. Это, прежде всего, белоснежный, словно свадебный торт, Дворец Сибелес (Palacio de Cibeles).

Он был построен в 1918 году по проекту архитекторов Антонио Паласиоса и Хоакина Отаменди и инженера Ангела Сайнса Чуека, как Дворец телекоммуникаций (Nuestra Señora de las Comunicaciones), торжественное открытие которого состоялось 14 марта 1919 года в присутствии короля Альфонсо XIII и его супруги Виктории Евгении.

Пятиэтажное здание в стиле неочурригереско украшено множеством архитектурных деталей —  башенок, пинаклей, галерей, колонн, окон разных конфигураций. Величественное впечатление усиливают гербы правящей испанской династии и семи провинций страны в окружении апостолов.

У этого строения — три башни. На двух боковых — бюсты испанских завоевателей (Эрнандо Кортеса, Фернано Магеллана, Васко Нуньеса де Бальбоа). А на центральной, высотой в 60 метров, — часы с трехметровым диаметром. Из украшений на фасаде можно отметить мифологические фигуры богинь Хатхор и Цереры.

В конце ХХ века прошла масштабная реконструкция фасада под руководством известного испанского архитектора Вифлея Айузо Исланда, а в  2003-2009 годах – частичная перепланировка внутренней части. В 2007 году здесь обосновался городской совет Мадрида, а два года спустя состоялось торжественное открытие Дворца, в котором принимал участие король Испании.

в 2011 году строение было переименовано в Дворец Сибелес. Центральная часть, оставшаяся практически нетронутой, открылась для общественности. Кроме мэрии Мадрида здесь располагается культурный центр CentroCentro, который проводит выставки, концерты камерной музыки. А так же имеются читальный зал, информационный центр, смотровая площадка…

Второе значимое строение —  особняк маркизов де Линарес (Palacio de Linares), ставший в 1992 году культурным центром Casa de América, (Дом Америки), организации по пропаганде искусства латиноамериканских стран.

Его построил банкир Хосе де Мурга, удостоенный королем за государственные заслуги титула маркиза де Линарес. На приобретенном в 1872 году у  муниципалитета участке земли, где когда-то  была оливковая роща, потом построенная  французами тюрьма и, наконец, зернохранилище, в  течение 18 лет архитекторы Адольфо Омбречта и Карлос Колуби возводили дворец,  воплотивший черты французской и испанской архитектуры.

Разрушенный в период гражданской войны, дворец был восстановлен. И снова можно любоваться роскошными помещениями, где потолки покрыты красивой росписью, а стены — лепными украшениями с  позолотой, гербами маркизов Линарес на окнах. Бальный зал этого дворца считается одним из красивейших в Испании.

Интересен стоящий перед домом, в саду резной павильон, который создал Мануэль Анибаль Альварес и назвал «Кукольным домом».

Третье строение, о котором пойдет речь, появилось в 1777 году на северо-западной стороне площади. Этот роскошный дворец – заказ  герцога де Альба, который, будучи  очарован окружавшим видом, назвал его  Буэнависта  («Прекрасный вид»),

Строение, дважды горевшее, было восстановлено архитектором Педро де Арналем при жизни 13-й герцогини Альба, ставшей всемирно знаменитой благодаря Франсиско Гойе и Лиону Фейхтвангеру.

После ее смерти в 1802 году городские власти подарили дом Мануэлю Годою, который через пять лет потеряет его вместе с властью. Потом Буэнависте приглянулся Жозефу Наполеону в период  его царствования, и чуть не стал музеем живописи. Но, как известно, этого не произошло. И сегодня здесь располагается Генеральный штаб испанских сухопутных сил. А потому посетить Буэнависту можно лишь в определенные дни, когда официально открываются  двери для посетителей.

В ансамбль площади вписывается и Банк Испании (Banco de Espana), неоклассическое здание,  занимающее целый квартал (1891 год, архитекторы  Северано Сайнс де ла Ластра и Эдуардо де Адаро). Оно было построено по указанию  Альфонсо XII, заложившего первый камень в его фундамент.

В дальнейшем этот дом достраивался, не раз реконструировался. Со дня основания является штаб-квартирой банка Испании, что  был основан в Мадриде в 1782 году Карлосом III,  и в настоящий момент входит в состав Европейской системы центральных банков.

Чтобы увидеть интереснейший интерьер, попасть в  солидную тематическую  библиотеку, полюбоваться коллекцией ценных полотен кисти Гойи, Сороллы, Мэнса и Маеллы, надо предварительно записаться.

Совсем рядом с Плаза де Сибелес расположена Плаза Кановас дель Кастильо (Plaza Canovas del Castillo), которая  названа именем человека, статую которого мы видели  на  площади Марина-Эспаньола, напротив Сената.

В центре площади — фонтан, изображающий Нептуна. Морской бог выплывает из-за скалы  на гигантской раковине, в которую впряжены морские кони. В одной руке у него змея, а в другой — трезубец, ударом которого он может управлять морской стихией. Его сопровождают дельфины и тюлени.

Изначально этот фонтан был частью проекта Prado Hall, заказанного Карлом III, который  хотел создать парковый комплекс с тремя фонтанами «Нептун», «Кибела» и «Аполлон», что должны были олицетворять Воду, Землю и Огонь. Его разработка была поручена Хосе де Эрмосильи, дело которого после смерти последнего продолжил  Вентура Родригес.

Изваять фигуру Нептуна он поручил Хуану Паскуалю де ла Мену.  Работа была завершена  в 1784 году уже Хосе Ариасом. В 1898 году фонтан поставили  между Прадо Сан-Херонимо и Пасео-де-Траджинерос.

И здесь можно увидеть  красивые здания. В частности, отели  «Ritz» и «Palas». «De passio de prado»

А совсем рядом, между улицами Сервантеса и Лопе де Веги. находится маленькая  Площадь Иисуса (Plaza de Jesus), что  является продолжением улицы Иисуса.

Здесь стоит  базилика Иисуса-де-Мединасели,  римско-католическая церковь, что была  построена в 1930 году на месте монастыря босых тринитариев. Архитектор Хесус Карраско-Муньос Энсина создал ее в эклектическом стиле. Так фасад выполнен в стиле барокко,  центральное окно над входом имеет вид серлианского (полукруглая  арка  отделена  от узких полуокон двумя пилястрами), а треугольный фронтон над ним – классический…  На  одном из углов фасада установлена фигура Иисуса Христа, подчеркивающая значение  этого места.

В архитектурном плане базилика представляет собой латинский крест с тремя нефами. Она знаменита тем, здесь хранится священная католическая реликвия — фигура Иисуса Мединасели,  которая была сделана в XVII веке в Севилье.  Сначала она находилась в монастыре монахамов-тринитариев, а в 1689 году герцог Мединакелий построил для нее специальную часовню при монастыре капуцинов. В 1890 году, после разрушения монастыря, ее владелицей стала мать герцога Мендинасели и статуя получила титул «Христоса Мединацели».

Считается что эта фигура  обладает  чудодейственной силой, а потому привлекает множество паломников надежде, что она исполнит их просьбы.

Особое место в городе отводится Плаза де Ориенте (Plaza de Oriente) или Восточная площади,  получившей название по своему положению относительно Королевского дворца. Своим видом скорее напоминает  сквер.

Площадь была заложена в 1808 году Жозефом Бонапартом во время нахождения на троне Испании. Это он приказал расчистить пространство перед Королевским дворцом, снести  имевшиеся  там постройки.

Формирование же ее завершилась во время правления Изабеллы II (1833—1868 г.г.).  Перед фасадом дворца встала  конная статуя короля Филиппа IV (скульптор Пьтро Такка, 1640), перенесенная сюда из другого места. 

Появились скульптуры из известняка, изображающие правителей первых испанских государств, существовавших на Иберийском полуострове начиная с V века.  

К этому времени рядом с площадью уже стоял королевский дворец, история которого началась с  того момента, когда на месте средневековой крепости мавританских эмиров Толедо и Кордовы, короли Габсбургской династии Карл I и его сын Филипп II в XVI веке построили  дворец, который назвали  Алькасаром (Antiguo Alcázar), что в переводе означает Старый Замок.

После пожара, разрушившего строение в рождественскую ночь 1734 года, внук Людовика XIV, Филипп V, первый Бурбон, взошедший на испанский трон после смерти Карла II, захотел иметь в Мадриде дворец, напоминающий пышностью Версаль, построенный  его дедом, для чего пригласил итальянского архитектора Филиппо Юварру.

В 1738 году в фундамент будущего строения был торжественно заложен  первый камень, освященный  архиепископом Мадрида вместе со шкатулкой, наполненной  монетами, отчеканенными в разных городах Испании.

После  смерти Юварры  работу продолжил Джованни Баттиста Саккетти,  и появилось величественное строение прямоугольной формы в стиле итальянского барокко с внутренним  двором по центру.

 

.

Фасады украсили дорические пилястры и ионические колонны, идущий по периметру рельефный карниз и каменная балюстрада. Нал парадным входом — роскошный аттик, украшенный скульптурами, королевским гербом и башенными часами. А центральное место занимает композиция «Триумф Испании» работы Мартина Сармиенто.

Это самое крупное здание Мадрида, насчитывающее 240 балконов, 870 окон, 110 парадных дверей и 44 лестницы.

В  1764 году сюда въехал Карлос III, при котором продолжалось  оформление дворца архитектором Сабатини,  завершившим формирование облика дворца к 1807 году. Обустройство же продолжалось и при  Карлосе IV, и при  Фернанде VII.

Последней монаршей четой, жившей во дворце, были Альфонсо XIII и Виктория-Евгения. После  отречения королевская семья покинула дворец, который сегодня используется исключительно  для протокольных мероприятий (об этом извещает развевающийся над зданием стяг), куда король прибывает в старинной карете. В остальное время Королевский дворец открыт для посетителей.

Можно осмотреть тронный и праздничный залы, увидеть работы Эль Греко, Веласкеса, Босха, Гойи, Караваджо, замечательные гобелены, старинное оружие, скрипки Страдивари… А также коллекции, что собирали испанские короли на протяжении ряда веков.

На площади стоит памятник национальному герою Луису Новалю Феррао, который погиб в Марокко в 1909 году и был увековечен в бронзе скульптором Марино Бенллиуре в 1912 году.

История же этого человека такова. Он принимал участие в захвате el-Had de Benisicar и был взят в плен племенами рифов, которые принудили его привести их к испанскому лагерю.

Согласно бытующей версии, испанцы, увидев Новаля, не стали открывать огонь. Но он крикнул: «Стреляйте! Со мной мавры!», и таким образом спас товарищей ценой собственной жизни.

Бронзовое изваяние в  солдатской форме установлено на декоративном каменном пьедестале.  Рядом с ним – женская фигура, символизирующая то ли Славу, то ли Победу с большим флагом в руках.

Справа от дворца — Площадь Армерия (Plaza De Armas), получившая свое название в честь Королевского вооружения. Создана по проекту испанского архитектора Нарцисо Паскуаля Коломера в 1892 году. Здесь в первую среду каждого месяца в 12:00  можно наблюдать  церемонию смены караула королевской гвардии.

Напротив Оружейной площади, куда выходит главный портал дворца, стоит кафедральный собор архиепархии Мадрида —  Санта-Мария-ла-Реаль-де-ла-Альмудена, посвящённый  Богородице Альмудене, считающейся покровительницей Мадрида. Ее статуя, согласно преданию, была найдена в стене старинной крепости, где была спрятана от осквернения при завоевании страны арабами..

Идея  постройки собора принадлежала Альфонсо XII, желавшего создать при нем усыпальницу для своей первой жены и кузины Марии де лас Мерседес Орлеанской и Бурбон, скончавшейся от туберкулёза через 6 месяцев после свадьбы.

4 апреля 1884 года был  заложен первый камень. Архитектором, предложившим первоначальный вариант в неоготическом стиле был маркиз Франсиско де Кубас. К исходному строению в форме латинского креста в 1911 году была пристроена неороманская усыпальница.

В 1944 году архитекторы Карл Сидро и Фернандо Чуэка-Гойтия внесли изменения в проект для того, чтобы собор гармонировал с Королевским дворцом. Был возведен необарочный купол высотой 75 м, изменился фасад. Окончательный вид строение приняло  в 1993 году и  было освящено папой Иоанном-Павлом II.

Перед нами величественное здание с фасадами в неоклассическом стиле эрререско.

Внутри же сохранился  неоготический вид.

Много самой разной скульптуры

Хороши алтари

Особо интересен главный алтарь из зелёного гранадского мрамора, где находится распятие XVII в. в барочном стиле (работа Хуана де Меса) и  картина «Снятие одежд с Христа»  ( XVII в, работа  Франциско Рицци)

Интерес представляют фигура Иоанна Крестителя XVIII века работы Мишеля (первая капелла справа), ретабло Хуана Бургундского начала XVI века (правое крыло трансепта) и, конечно, фигура Богородицы Альмудены (XVI в), фрески со сценами из жизни Христа (работа Хуана де Авалоса и Джакомо Коломбо).

В восточной части площади расположено здание Королевского театра (Teatro Real),

Вторым  фасадом он выходит на Площадь Изабелы II (Plaza de Isabel II), известной так же как Пощадь Оперы (Plaza de Opera).

Театр  стоит там, где в  XVIII веке находился амфитеатр «Лос Каньос де Пераль», построенный в 1708 году по заказу итальянского певца Франческо Бартоли, которое сменил новый вариант, а в 1817 году Фердинанд XVII велел его снести. Спустя некоторое время его дочь, королева Изабелла II решила построить новый театр, который в 1850 году открыл первый сезон оперой Доницетти «Фаворитка».

Великолепное здание, имеющее в плане форму неправильного шестиугольника, возвели архитекторы Антонио Лопеса Агуадо и Кустодио Морено, а в оформлении  интерьера  принимали участие многие великие художники того времени, среди которых можно выделить Браво, Техео и Лукара.

В этом здании в 1863 году Джузеппе Верди представил оперу «Сила судьбы»; в 1925 году прошли гастрольные выступления «Русского балета» с Нижинским и Стравинским.

Со временем здание театра пришло в аварийное состояние и не функционировало до 1966 года, до того времени пока его не отремонтировали и не переоборудовали в концертный зал.

В середине ХХ века на площади появилась станция метрополитена

Достопримечательностью площади является памятник Изабелле II, что правила страной с 1833 по 1868. Это ей посвящен исторический роман Георга Борна «Изабелла, или Тайны Мадридского двора», где рассказывается о  скандальных  похождениях монаршей особы.

Монументальное сооружение работы  Хосе Валентина Пикера и Дуартэ, было поставлено на площади в год открытия театра, но через год его перенесли  во внутрь Театро Реал. На этом месте в 1862 году установили  ​​аллегорическую скульптура Комедии (работа Франсиско Элиаса Вальехо). Но в 1905 году королева вернулась на площадь.

Рядом с памятником — старинный киоск

Недалеко от Пласа де Орьенте находится  крохотная  площадь  Энкарнасьон ( Plaza de la Encarnación), где стоит Монастырь Энкарнасьон (Real Monasterio de la Encarnación) или  Монастырь Воплощения Господня, который когда-то был соединен переходом с королевским дворцом.

Это действующий женский августинский монастырь, что был основан в 1611 году женой Филиппа III Маргаритой Австрийской (а потому известен так же как Лас Маргаритас) с целью напоминания о начавшемся в 1609 году изгнании морисков — мусульман, официально принявших христианство в начале XVI века, из Мадрида.

Но случилось так, что через несколько месяцев после этого королева умерла и строительством пришлось заняться  ее супругу, который поручил это дело монаху Альберто де ла Мадре де Диосу. Под его руководством в 1616 году строительство здания в стиле эрререско из кирпича и каменных плит, которое стало архитектурным образцом для многих церквей, построенных в разных уголках мира, было завершено.

Восстанавливавший обитель после пожара, повредившего строение в XVIII веке, Вентура Родригес изменил интерьер, внеся ряд неоклассических элементов в роспись стен и алтарных украшений. А потому внутренние помещения поражают великолепием, которое создает отделка  яшмой и классическими бело-голубыми изразцами, фрески Луки Джордано.

Здесь много скульптуры их бронзы и мрамора, изделий из реликтовых пород деревьев, слоновой кости… Особенно известны композиции «Лежащий Христос» и «Христос, привязанный к колонне» Грегорио Ферннадеса, полотна работы Хосе де Риберы и Винченцо Кардуччи, Франсиско Байеу.

В монастырском реликварии имеется ряд почитаемых христианами религиозных ценностей: мощи святых, образцы засохших капель крови Святого Януария и Святого Пантелеимона.

Богатство обители объясняется тем, что живущие здесь монахини являются представительницами родовитых и богатых семей. А первой такой послушницей  стала крестница Филиппа III — Альдонса де Суньига. Принимая постриг, они жертвовали монастырю немало ценностей.

В семидесятые годы XX века на площади перед церковью была установлена статуя Лопе де Веги работы Матео Инурриа, где драматург, облаченный в рясу, держит в руке рукопись.

Это связано с тем, что в 1614  этот человек, в силу жизненных обстоятельств, принял сан священника, однако  писательской деятельности не оставил. 

Около Пласа-де-Ориенте  имеется еще одна небольшая площадь — Плаза-де-Рамалес  (Plaza de Ramales), которая прежде называлась Пласа-де-Сан-Хуан.

Еще одна площадь — де лас Кортес (Рlaza de las Cortes), расположенная недалеко от Бульвара Прадо. На ней стоит  Дворец Кортесов (Palacio de las Cortes), где  заседает одна из двух палат Национального парламента Испании — Палата представителей. (Испанская политическая система состоит из Сената и Конгресса депутатов)

На  месте дворца некогда размещался монастырь Святого Духа, пострадавший в 1823 году  от  пожара. Строение, восстановленное в  1834 году архитектором Франциско Мартинесом де ла Роса, использовалось для заседаний Республиканского союза.

Потом оно было снесено, и в 1843 году архитектор Нарцисо Паскуаль Коломер  начал строительство Дворца  Кортесов. На торжественной церемонии присутствовала королева Изабелла II, которая лично заложила первый камень в фундамент будущего дома. Тогда же в котлован была опущена  капсула с золотыми, серебряными и бронзовыми монетами, а также копией  Конституции Испании 1837 года, экземпляры газет того дня.

Через семь лет, 31 декабря 1850 года, в присутствиитой же королевы, состоялось торжественное открытие парламента.

В 1980 году Дворец Кортесов был расширен за счет присоединения части здания, в которой между 1598 и 1885 годами размещалась итальянская больница. А в 90-х годах ХХ века в парламентский комплекс вошли помещения бывших штаб-квартир  Внешнего банка Испании и Промышленно-кредитного банка.

Перед нами  строение, считающееся  одним из лучших образцов поздней неоклассической архитектуры в Мадриде.

В центре солидный портал с портиком из шести коринфских колонн, которые поддерживают  треугольный фронтон, украшенный барельефом. На нем изображены аллегорические фигуры Испании с Конституцией.в окружении Правосудия, Науки, Гармонии, Искусства, Торговли, Сельского хозяйства, Водные ресурсы, Изобилие и Мир… Его изваял скульптор Понсиано Понзано. Ниже — мощная бронзовая дверь,  через которую проходит король на торжественное заседание открытия конгресса.

К порталу ведет монументальная лестница, по бокам которой, на небольших пьедесталах, сидят, «охраняя» здание, чугунные львы (работа так же Понсиано Понзано), отлитых в 1866 году в Севилье. Они опираются одной лапой на  ядра, которые летели из трофейных пушек во время войны 1860 года в Африке.

Внутри, на первом этаже, располагаются зал заседаний, конференц-зал, кабинет президента Конгресса, гостиная. Все помещения исключительно красиво оформлены резьбой, лепниной, скульптурой. Имеются интересные раритетные вещи – подарки  дворцу Правительства Изабеллой II.

Вызывает интерес и большая библиотека,  расположенная сбоку на трёх этажах. Ее спроектировал архитектор Артуро Мелида в 1889 году. Фонд составляет более 210 000 томов и рукописей, собранных с момента открытия дворца.

На Рlaza de las Cortes возвышается еще один памятник  Мигелю де Сервантесу (скульптор Антонио Сола, 1835 г).

Сначала  он стоял рядом с отелем Villa Real. Когда, при реконструкции площади в 2009 году,  его решили переместить, то обнаружили под основанием «Капсулу времени». В свинцовой коробке находились  книги, монеты,  медали начала XIX века. В том числе четыре тома «Дон Кихота» издания  1819 года, книга о жизни  писателя.

Пласа-де-Торос-де-Лас-Вентас (Plaza de Toros de Las Ventas). Ею оканчивается Алкала, самая длинная улица Мадрида. Площадь интресна тем, что там находится самая большая в Испании арена для корриды.

До начала XVIII века бои быков проходили на площади Майор, где за действом любил наблюдать монарх.  В 1874 году недалеко от улицы Гойи, появилась первая в Мадриде  профессиональная арена. Но она оказалась слишком маленькой, невместительной, а потому в начале ХХ века  было решено строить новую.

За работу взялся архитектор Хосе Эспелиу, друг известного матадора. Он спроектировал арену в стиле неомудехар, и мы видим круглое строение из ярко-оранжевого кирпича с фигурной кладкой и изразцами, украшенное башенками, полукруглыми арками в форме конской подковы, что обрамляют наружные галереи с двойными, норманскими окнами.

В  центре – внушительный портал, над которыми расположена лоджия.

Строительство, начавшееся в марте 1922 года, было закончено в 1929 году уже другими мастерами: архитектором Мануэлем Муньосом Монастерио и керамистом Альфонсо Ромеро. Но прошло еще два года, прежде чем была поставлена точка  в орнаментальном оформлении, и 17 июня 1931 года прошла первая коррида.

В 1951 г. в здании Лас-Вентаса открылся музей, где посетители могут увидеть портреты и изваяния самых известных матадоров: Хоселито, Геррите, Манолете, Гранеро, Бельмонте; костюмы, оружие, инструменты и снаряжение матадоров, чучела голов поверженных быков, старые афиши

Перед ареной, на площади, стоит   несколько памятников. Среди них —  бюст сэра Александра Флеминга, английского ученого, открывшего в 1929 году пенициллин и получившего за это Нобелевскую премию. Рядом – матадор, выражающий от имени своих друзей благодарность, потому что антибиотик стал для них спасением от заражения крови, неизбежного при получении ранений в бою с быками.

А это памятник  Антонио Бьенвениде, что закончил карьеру матадора, но трагически погиб в тот момент, когда обучал приемам боя своего сына, потому что молоденький бычок сумел  незаметно его поддеть. ..

Скульптура изображает тореро, которого после победы несут на плечах  с арены зрители, выражая таким образом самое большое признание, которого удостаивается  лучший мастер, получивший в награду оба бычьих уха или хвост животного.

Здесь же стоит бронзовой Мигель Домингин. Молодой, красивый, образованный, друг Пикассо и Хемингуэя. Последний сделал его, вместе  с Антонио Ордоньесом, также известным матадором, героями-соперниками  в романе «Опасное лето».

Самой же известной  считается  композиция «Умер тореро – родился Ангел»,

Он посвящен Хосе Куберо Санчесу, молодому человеку, которому прочили блестящее будущее. Но он погиб в возрасте 21 года, когда, выиграв поединок, торжествовал победу и стоял  с поднятой рукой. Он не заметил, как его атаковал смертельно раненный бык, пронзивший спину рогом,который остановил сердце.

С обратной стороны памятника  изображен скорбящий  Ангел, склонившийся над нарядом тореро.

Имена матадоров, оставивших след в истории корриды можно увидеть и на мемориальных табличках на стене арены.

Испанцы нередко посвящают любимым местам музыкальные произведения. Вот и  композитор Мануэль Лильо написал пасодобль (испанский танец, имитирующий корриду)  «Plaza de las Ventas»

В эту статью вошли  далеко не все площади Мадрида. Лишь те, где мне лично довелось побывать, или увидеть из окна автобуса.

Написано последам экскурсии с Марией Лопес-Шнайдер

Использованный материал

Puerta del Sol — Wikipedia
Plaza de Pontejos — Wikipedia, la enciclopedia libre
Plaza de Santa Ana (Madrid) — Wikipedia, la enciclopedia libre
Plaza de Canalejas — Wikipedia, la enciclopedia libre
Plaza Mayor de Madrid — Wikipedia, la enciclopedia libre
Plaza de la Provincia — Wikipedia, la enciclopedia libre
Plaza de la Villa — Wikipedia, la enciclopedia libre
Convento de las Carboneras del Corpus Christi — Wikipedia, la …
Basílica pontificia de San Miguel — Wikipedia, la enciclopedia libre
Iglesia del Sacramento (Madrid) — Wikipedia, la enciclopedia libre
Plaza de Ramales — Wikipedia, la enciclopedia libre
Puerta Cerrada (Madrid) — Wikipedia, la enciclopedia libre
Plaza de España (Madrid) — Wikipedia, la enciclopedia libre
Мадрид. Город солнца — Результат из Google Книги
Plaza de Colón — Wikipedia
Plaza de la Independencia (Madrid) — Wikipedia
Plaza de Cibeles — Wikipedia, la enciclopedia libre
Plaza de Cánovas del Castillo — Wikipedia, la enciclopedia libre
Plaza de Jesús — Wikipedia, la enciclopedia libre
Plaza de Oriente — Wikipedia, la enciclopedia libre
Plaza de Armas in Madrid Spain
Catedral de la Almudena (Madrid) — Wikipedia, la enciclopedia libre
Plaza de Isabel II — Wikipedia, la enciclopedia libre
Plaza de la Encarnación en Madrid: Monasterio de la Encarnación …
Plaza de Ramales — Wikipedia, la enciclopedia libre
Plaza de las Cortes — Wikipedia, la enciclopedia libre
Las Ventas — Wikipedia, la enciclopedia libre

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: