Валлетта (продолжение)

Мы дошли до собора Св. Иоанна, осмотрели его и прододжаем движение в сторону площади Республики (Il-Pjazza tar-Repubblika), находящейся примерно посередине одноименной улицы. Ее называют также Площадью Королевы (Pjazza Regina), потому что в самом центре находится памятник королеве Виктории. 

До середины XIX века на этом месте был пустырь, на котором губернатор Джон Ле Маршан разбил сад с апельсиновыми деревьями и поставил бронзовую статую Антониу Маноэля де Вильена, что была отлита в 1736 году и установлена в форте Маноэль.

Но 5 августа 1891 года деревья были вырублены, изваяние магистра пебралось во Флориану, а его заменила олидная фигура правительницы Великобритании, что была заказана на средства, собранные по открытой подписке в ознаменование в честь 50-летнего правления Виктории и Золотого юбилея монархии в 1887 году сицилийскому художнику Джузеппе Валенти.

С  Мальтой у английской королевской фамилии особые связи. Здесь служил адмиралом Королевского флота, флагмана Средиземноморского флота «Александра» второй сын Виктории принц Альфред, герцог Эдинбургский. 

Он имел неподалеку от Валлетты летний дворец Сан Антонио, окруженный живописными парками и лужайками. Там  жила его семья: жена — великая  княгиня Мария  Александровна, единственная дочь русского царя Александра II и четверо их детей. Одна из дочерей родилась на Мальте, а потому получила кроме имени Виктория еще и второе — Мелита.

Статуя из белого мрамора изображает королеву Викторию в шали из мальтийского кружева. Это связано с тем что, согласно мнению Джесмонда Греча, «в попытке возродить это древнее ремесло». она заказала «восемь дюжин пар длинных и восемь дюжин пар коротких рукавиц, помимо шарфа» из мальтийского кружева.

Изваяние установлено на постаменте, к которому ведут ступени, из серого гранита. На постаменте два герба, отлитых из бронзы: Великобритании спереди и Мальты сзади.

Во время Второй мировой войны памятник пострадал от шрапнели и вибраций, вызванных взрывами бомб. А в 1960-х годах социалисты облили ее красной краской.

Со временем состояние фигуры ухудшилась также из-за погодных условий и диких голубей. К начал уXXI века части пьедестала были расколоты, а пальцы левой руки, части короны и скипетра отсутствовали. Надписи на постаменте стерлись. И монумент пришлось восстанавливать.

Вокруг памятника – многочисленные столики уличных кафе, где можно выпить чашечку кофе или стакан молочного коктейля с ромбовидными слоеными пирожками «пастицци», начиненными сыром рикотта или зеленым горошком.

За памятником — здание Мальтийской государственной библиотеки (Il-Librerija tal-Istat Malti) (архитектор С.  Иттар, 1796 г.), которое было построено после указа Великого магистра Ордена Клода де фра ла Сингла, решившего, что книги из наследства рыцарей, ушедших в мир иной, должны переходить в казначейство Ордена.

Это был один из последних строительных проектов рыцарей Мальтийского Ордена. Основу собрания составили вещи, принадлежащие фра Луису де Герену Тенсину, судебному приставу Большого Креста Ордена, умершему  в 1766 году, и кардиналу Хоакину Портокарреро, чьи книги после его смерти попали к Тенсину. Оттого библиотека изначально называлась Тенсиана.

Из-за захвата Мальты Наполеоном Библиотека в ведении Ордена просуществовала всего два года. Французы, не видя в ней особой ценности, по личному приказу главнокомандующего уничтожили немало архивных документов.

Во время британского мандата, библиотека была официально открыта британским комиссаром в качестве объекта общественного пользования, и начала пополняться новыми фондами. В первой половине ХХ века, во время царствования короля Георга V, она получила статус Королевской и взяла на себя опеку над архивами Ордена.

В 1976 году, после создании новой публичной библиотеки во Флориане, библиотека Валлетты стала  Национальной библиотекой Мальты, состоящей из 300 тысяч старинных манускриптов и  документов, исключительно исторического и научно-справочного содержания.

В здании библиотеки имеется арт-кафе Cafe Premier, в котором можно увидеть интересные экспозиции,  представляющие собой сцены из истории Мальтийского Ордена и Великой осады. Это более 20  композиций с мультимедиа-экранами и восковыми фигурами. 

Шоу, сопровождаемое музыкой, залпами орудий и криками сражающихся, представляет собой весьма занимательное зрелище. Каждому посетителю предлагается  аудиогид, комментирующий происходящее. Перевод идет на разные языки. В том числе и на русский.

Напротив площади Республики расположено самое старое городское кафе «Cafe Cordina», построенное в 1837 году. Здесь подают отличный кофе. Имеется большой выбор пирожных, тортов и разных сортов мороженого.

Продолжаем путьпо улице Республики (Republic St.,). Доходим до улицы Архиепископа (Archbishop St). Поворачиваем налево. На углу с улицей Святого Павла (St. Paul St.)  стоит Церковь Иезуитов (Church of the Jesuits). Одна из старейших церквей города. Самая крупная в местной епархии.

Ее история связана с появлением в 1592 году на Мальте представителей этой конфессии после издания папой Климентом VIII указа, выражавшего желание членов Ордена открыть на острове колледж с правом присвоения выпускникам ученых степеней. А как известно, именно иезуиты славились особой грамотностью и образованностью.

В сентябре 1595 года Великий Магистр Мартин Гарзез принял участие в закладке первого камня в основание будущего храма и колледжа, который готовил кандидатов в священники. 

Здание в дорическом стиле с четырьмя отсеками-нефа и семью приделами, построенное по образцу церкви Джакомо делла Порта Джезу в итальянской столице было возведено по проекту римского архитектора Валериано.

В 1634 году на церковной территории произошёл сильный взрыв, из-за которого пострадали все иезуитские постройки. Восстановлением и реконструкцией занялся военный инженер и архитектор Франческо Буонамичи.   В новом виде церковь освятили в 1731 году.

Теперь фасад в стиле барокко, сочетался с сохраненным классическим стилем интерьера, имевшим элементы дорического ордера. Оттого стены внутреннего трехнефного помещения, окрашенного в цвет топленого молока, украшают многочисленные белые спиральные колонны.

Такие же колонны  украшают заалтарное пространство в стиле барокко (с характерными завитками, ангелами и фигурой мальчика-Христа), обрамляющее картину Маттио Претти «Освобождение св. Петра». 

А угол здания, как и прежде, украшает каменная статуя св. Алоизия Гонзага в натуральную величину. В руках у него – крест. Правая нога опирается на корону и мантию.

Что касается колледжа, то иезуиты управляли им вплоть до появления на Мальте Наполеона. А затем, по прошествии ряда лет, учебное заведение превратилось в Мальтийский университет.

Далее наш путь лежит на Triq San Pawl к Церкви Кораблекрушения св. Павла (Knisja tan-Nawfraġju ta ‘San Paul), что построил в 70-х годах XVI века в неоклассическом стиле уже не раз упоминавшийся архитектор Д. Кассар.

Это исключительно важное место для мальтийцев, ибо сей святой является главным покровителем Мальты.

Святой  Павел, изначально носивший еврейское имя Савл, родился в киликийском городеТарсе (Малая Азия). Получив неплохое образование, продолжил занятия в Иерусалиме у знаменитого раввина Гамлиэля.

Приверженец догматов фарисеев, естественно, отрицал христианство и с целью официального преследования «неверных» был отправлен в Дамаск. Но на пути в этот город его неожиданно ослепил яркий свет. Затем послышался голос, приказывающий дойти до Дамаска и там получить дальнейшие указания. 

Ннезрячий, ведомый под руки спутниками, этот человек добрался до места назначения, где «был научен вере и на третий день крещен Ананией». После этого зрение вернулось, и он сделался ревностным проповедником христианства.

Затем вместе с Варнавой отправился в апостольское путешествие, продолжавшееся 6 лет, за время которого ими были основаны общины в разных городах. После обращения к христианской вере проконсула Кипра Сергия Павла, Аниний стал именоваться Павлом.

В цели образования новых общин Павел осуществил второе апостольское путешествие вместе с появившимся у него любимым учеником Тимофеем и присоединившимся к ним Евангелистом Лукой, а затем и третье, во время которого из-за поднятого против него народного восстания на Эфесе,  ушел в Македонию, а затем в Иерусалим, где неожиданно был арестован.

Будучи римским поданным, по истечении 2-хлетнего заключения, получил разрешение отправиться в Рим на суд кесаря. Но корабль, на котором он плыл, потерпел кораблекрушение около Мальты. Добравшийся до берега, Павел пробыл здесь три месяца. Успешно занимаясь миссионерством, сумел склонить к вере Христовой практически всех жителей острова.

В книге апостольских деяний рассказывается о том, как Павел излечил тяжко страдавшего от болезни отца римского наместника Публия. После этого Публий уверовал в силу пришельца, принял христианство и стал  первым епископом Мальты, где управлял церковью около 30 лет. Затем был афинским епископом.

Через 35 лет после этого. в период гонения на христиан императором Адрианом, был предан мученической смерти в клетке со львами. Впоследствии был канонизирован, причислен к лику святых. Считается одним из покровителей Мальты.

Но вернемся к рассказу о Павле. Римские власти отнеслись к нем весьма лояльно, а потому он снова занялся проповедями. Затем был арестован. Через два года вышел на свободу  и отправился на  Восток.

По возвращении в Рим разгневал императора Нерона тем, что обратил в веру Христову его любимую  наложницу. А потому снова был заключен в темницу, где и находился до момента казни в 67 году….

Перу  апостола Павла, человека исключительно образованного, принадлежит 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения, отличающиеся самобытностью.

В 1609 году церковь реконструировали, а затем перестроили. Архитектором нового проекта стал Бартоломео Гарагона, а оформлением фасада занялся Н. Заммит, интереснейшая личность, ибо он был одновременно врачом, архитектором, дизайнером, но, прежде всего, философом.

Перед нами солидное здание, внешний вид которого представляет эклектику неоклассического и романского стиле..

Центральную двухэтажную часть фасада, обрамленную с обеих сторон колоннами, украшает резной портал. По бокам – колокольни. В венчающем фронтон тимпане – фреска в романском стиле.

Фундамент церкви изначально был заложен в форме латинского креста, но с добавлением боковых часовен превратился в патриархальный католический «крест кардинала» или «крест с двумя перекладинами» 

Так возникло строение, состоящее из главного нефа, двух проходов, ризницы слева и кафедры проповедника справа.

В храме имеется десять маленьких часовен, над каждой из которых высится свой купол. Главное достояние церкви – элегантный необыкновенно красиво изукрашенный центральный эллиптический купол в стиле мальтийского барокко, которое создал Лоренцо Гафа, построивший самые интересные (с архитектурной точки зрения) церкви Мальты.

Фото с сайта «Церковь кораблекрушения св. Павла»

Внутренний свод расписан фресками с изображением эпизодов жизни св. Павла, являющегося духовным отцом Мальты. Он вполне соответствует пышному интерьеру церкви, резко контрастирующем с фресками  Аттилио Паломби и Джузеппе Кали.

Мы видим красивые ионические колонны  и пилястры нефа из цветного мрамора, обилие деревянных резных инкрустаций с позолотой, изящный алтарь работы Маттео Переса d’Aleccio, за которым находятся хоры, куда  певчие поднимаются по лестнице, находящейся за маленькой дверцей в  узком проходе около ризницы.

Здесь хранится ряд ценнейших реликвий. Это, прежде всего, позолоченные мощи правого запястья Апостола Павла, помещённые в большой серебряный ковчег, отлитый в форме руки.

К нему, находящемуся в одном из боковых пределов, не прикоснешься. Но можно, нажав на кнопку, загадать желание и зажечь «свечу».

Особыми раритетами считаются часть колонны, около которой, согласно преданию, Павлу отрубили голову после римского суда, и резная деревянная статуя, выполненная Мельхиором Гафа (1657 года), братом архитектора.

Драгоценностью считается и серебряный трон Великого Магистра работы начала XVIII века.

Буквально за углом – старинная церковь Сант-Люси, построенная в 1570 году, через четыре года после закладки города на деньги виноторговцев Валлетты.

Первоначально была посвящена святому Франциску Паоланскому, статуя которого находится на углу улицы Сент-Люси напротив церкви. Потом храм перестроили и посвятили  св. Люси и св. Винсенту Ферреру.

Внутри стоит обратить внимание на алтарь, который украшает картина «Непорочное зачатие», где можно увидеть св. Павла, св. Люси, св. Винсента и св. Клер. Под алтарем захоронен св. Лукиан Мученик, останки которого перенесены сюда с кладбища Присциллы в Риме.

Направляемся к Дворцовой площади, где стоит Дом дворцовой стражи, а из земли бьют струйки воды. Здание, построенное в 1603 году, было переделано в 1804 году.

Англичане изменили неоклассический портик.

Разместили над ним  рельеф с британским гербом.

Сегодня здесь размещается Управление Генеральной прокуратуры, а раньше это был  Дом дворцовой стражи гвардейцев, охранявших Дворец Великого магистра

Внутри строения имеются интересные фрески с военной символикой. Правда, увидеть их можно лишь попав на какое-нибудь мероприятие, что периодически проводят, расположенные здесь Ливийский и Итальянский  культурные центры.

Что касается Дворцовой площади (Palace Square), которая прежде носила имя св. Георга и использовалась для маршей и парадов, сегодня служит исключительно для отдыха граждан города и туристов, с удовольствием занимающих стоящие здесь скамейки. 

Идем ко Дворцу Великого магистра (Il-Palazz tal-Gran Mastru), фасад которого выходит на triq Repubblika. Это самое большое здание в городе с момента постройки до конца пребывания на Мальте Ордена. Оно служило резиденцией 21 Великому Магистру. В этом месте они жили, работали, устраивали приемы иностранных послов.

Вход охраняют гвардейцы

Когда на Мальте появились французы, то они не только разграбили дворец, но и нанесли ему серьезные увечья. В 1800 году британцы восстановили здание и превратили в резиденцию губернатора.

В 1921 году здесь начал заседать парламент, а с 1976 года дворец превратился в резиденцию президента  республики с парламентскими апартаментами.

Что касается истории Дворца, то она берет начало с того момента, как европейские державы, воодушевленные подвигом Мальтийских рыцарей победивших турок и отстоявших свою независимость, финансировали это строительство.

Сначала появилась деревянная постройка, которую заменило монументальное двухэтажное здание из известняка в стиле барокко с двумя величественными главными входами, растянувшееся на целый квартал.

Начинал строить его Джироламо Кассар, а закончил через девять лет, в 1580 годуФранческо Лапарелли, которому принадлежит разработка общего плана города. После этого дворец многократно достраивался до тех пор, пока не приобрел нынешний вид.

Дворец построен на участке, который «продали» Ордену члены одного знатного мальтийского семейства за символическую плату: 5 зерен пшеницы и стакан воды из колодца, впоследствии оказавшегося в центре внутреннего дворика.

Как и многие другие здания на Мальте, Дворец Великого магистра имеет довольно простое наружное (если не считать двух парадных барочных подъездов и закрытых деревянных балкончиков на западной и северной стенах, появившихся во второй половине  XVIII в) исключительно пышное внутреннее оформление.

В нем, согласно правилам строительства итальянских ренессансных дворцов, на первом этаже располагались службы, склады и конюшни, а на втором – жилые помещения. Главная лестница вела в атриум, соединяющий два коридора здания.

По мраморной винтовой лестнице с низкими ступенями (для удобства рыцарей, носивших на себе много килограммов металла) поднимаемся на второй этаж.

В этих коридорах поражает красочное оформление непривычных для Мальты расписных деревянных  потолков, ниже которых — яркие фризы с фресками исторической тематики.

Двери в комнаты по-прежнему открываются и закрываются  огромными ключами, что были изготовлены еще во время строительства дворца.

Повсюду роскошные мраморные полы с рыцарскими гербами

Все внутреннее пространство «охраняют», выстроившиеся вдоль стен, «рыцари» в полной амуниции.

Посетителям обычно показывают бывшую Оружейную палату (ныне палата Депутатов), где сиенец Николо Назони (начало XVIII в) и мальтиец Джованни Бонелло расписали свод пейзажами Мальты и Гоцо.Справа – вход в бывшую Оружейную палату (ныне палату Депутатов). Полукруг свода здесь расписан  сиенцем Николо  Назони (начало XVIII в). Вторая часть – некоторое время спустя мальтийцем Джованни Бонелло. Это  дополняющие друг друга серии пейзажи Мальты и Гоцо. По стенам – в натуральную величину портреты Великих Магистров

По стенам развешаны портреты Великих Магистров в натуральную величину.

В этом крыле находится и Зал Совета (Зал Гобеленов),  где в старые времена заседал Совет рыцарей, а сегодня развешаны изумительные произведения искусства. Десять фламандских и французских гобеленов XVI-XVII в.в., составляющие  часть дара рыцаря Рамона Переллоса Ордену при его избрании на пост Великого Магистра. На них изображены сцены из жизни так называемого «Нового Света» (второе название – «Гобелены Индий») с  флорой и фауной Южной Америки, Индии и Африки, туземцами и…  гербом  заказчика.

Пространство между гобеленами и потолком  расписано  «морскими» сценами сражений, в которых участвовали рыцари Ордена. Между ними – двенадцать аллегорических фигур, олицетворяющих добродетели первых христиан-римлян. А Распятие, установленное на видном месте,  напоминало  членам Ордена об  его религиозной основе. Все это освящается очень красивыми люстрами, представляющими уже сами собой произведения искусства.

Сбоку от двери в Зал Гобеленов видна ниша, закрытая решеткой. За  решеткой – верхний выход старинного колодца, снабжавшего Дворец водой.  И долгое время существовала традиция, согласно которой  отсюда раз в год набиралась вода в серебряное ведерко, которое в Зале Гобеленов преподносилось Великим Магистром  члену знатной мальтийской семьи Шиберрас как дань от рыцарей предыдущим хозяевам острова.

Первая дверь справа от атриума представляет собой вход в Салон государственных банкетов. В нем развешаны многочисленные портреты британских монархов. Среди них и Георг IV, бывший принцем-регентом в 1814 году, когда Великобритания взяла Мальту под свой протекторат, и королева Елизавета II, при которой  закончилось английское владычество на острове. Впрочем, мальтийцы и сегодня чтут эту даму как главу содружества стран,  в состав которого  входит Мальта.

Показывают посетителям и Тронный Зал, где под изящным потолком, состоящем из расписных кессонов, идет фриз, состоящий из 12 фресок (автор Маттео Перес д’ Аллечо, помогавший Микеланджело в росписи Сикстинской капеллы) с изображением важных моментов Великой Осады.

Следующим залом, расположенным рядом с ним (вход из коридора), Зал Верховного Совета или Тронный Зал. Иначе Зал Святого Михаила и Святого Георгия, названный именами святых, покровителей  Ордена, основанного королем Георгом IV в 1818 году. В этом месте в давние времена собирался Конвент.

Под изящным потолком, состоящем из расписанных кессонов, идет фриз, состоящий из 12 фресок. Это работа  Маттео Перес д’ Аллечо, (начало XVII в.), который помогал Микеланджело в росписи Сикстинской капеллы, наглядно изображающие знаменитые моменты Великой Осады, начиная с падения форта св. Эльма и кончая отплытием турецкого флота с Мальты.

В глубине зала стоит трон Великого Магистра, обтянутый розовым бархатом с золотым рисунком.  На нем  восседал глава Ордена в черной одежде с белым мальтийским крестом на груди и огромным беретом  на голове.

Затем здесь обитали британские губернаторы. Сейчас над креслом — герб Мальтийской республики.

Напротив трона имеется еще один интересный экспонат. Это резная деревянная Галерея Менестрелей, находившаяся некогда на флагманском корабле Ордена « Гранд Каррак Родосский», на котором прибыли на остров первые кавалеры.

Из Тронного зала дверь ведет в Салон послов или Красный зал, получивший первое название из-за того, что здесь проводились приемы посланцев иностранных держав. Второе название ему дало оформление – цвет камчатой ткани, которой обиты стены.

Здесь имеются интересные фризы с сюжетами из истории Ордена, начиная с иерусалимского периода,  а так же пребывания на Кипре и Родосе. Здесь тоже размещены  портреты иностранных царственных особ. В частности  французских королей: Людовика XIV, Людовика XV и  Людовика XVI (последний  — с собственноручной дарственной надписью). А так же российской императрицы Екатерины II работы Д.Г. Левицкого, что был подарен мальтийцам в знак союза борьбы с турками.  Попасть в этот зал можно лишь в сопровождении экскурсовода.

Из Салона послов можно пройти в Пажескую, где слуги ожидали своих господ.  Она называется так же Желтым  залом из-за  золотистого цвета стенной обивки. И здесь имеется фриз из картин Маттео Переса д’ Аллечо. Их тема – пребывание Ордена на св. Земле. Эти восемь  картин отделены друг от друга аллегорическими фигурами.

Из Зала пажей проходим в коридор, носящий имя принца Уэльского, будущего  короля Эдуарда  VIII,  посетившего Мальту в 1862 году. Здесь, как и в других местах, своды покрыты росписями, рассказывающими о ратных подвигах мальтийских рыцарей. Они ценны еще и тем, что каждый сюжет имеет описание  изображенного события с соответствующей датой.

Представляет интерес и гостиная Великого Магистра с серией фресок, иллюстрирующей историю Ордена и портретами пап на стенах. Это объясняется тем, что рыцари Ордена видели в папе своего верховного главу.  И обращались к нему за помощью в случае внутренних разногласий.

К гостиной примыкает личная капелла Верховного Магистра, преобразованная в Секретариат губернатора. В ней находятся древнейшие росписи, посвященные жизни св. Иоанна Крестителя.

На первом этаже сейчас располагаются разные правительственные учреждения, а в бывших конюшнях – «Оружейная палата». В ней — богатая коллекция оружия  и амуниции разных времен, насчитывающая 5721  экспонат.   Оригиналы образцов  итальянского, немецкого, французского и испанского оружия работы  известных  мастеров, необычные образцы турецкого вооружения. Это кинжалы, копья, рапиры, алебарды, секиры,  боевые топоры,  аркебузы, пистоли,  ружья, осадные машины, пушки…  

Здесь хранятся рыцарские доспехи (шлемы, кирасы, щиты, кольчуги), включая амуницию Великих магистров. Самой тяжелой является броня артиллериста Адольфа де Вигнасоурта, весящая более 110 фунтов. А в одном из залов выстроилась целая рыцарская гвардия. Глядя на них, невольно поражаешься небольшому росту и относительно миниатюрным размерам людей, носивших эти доспехи.

Формированию этой коллекции помог тот факт, что в 1555 году Великий Магистр Сенглеа издал  указ, согласно которому всю воинскую амуницию каждого мальтийского рыцаря считаются собственностью Ордена. Теперь все хранилось в арсенале Дворца Великих Магистров, а в нужный момент  разбиралось.

Кроме двух главных входов  на территорию дворца имеется еще три, выходящие на разные улицы. Все они ведут в большой внутренний двор, из которого два входа приводят в другой двор поменьше, соединенный с ним небольшой лестницей.

Дворец Великого магистра удивляет гостей и симпатичными внутренними дворами. С клумбами, скамейками, оригинальными фонтанами.

Интересен Двор Нептуна с бронзовой статуей морского царя. Большой двор называется Двором Нептуна по стоящей там бронзовой статуи морского царя, удивительно похожего на магистра Алофа де Виньякура, который заказал ее. 

Другой двор, поменьше, носит имя сына королевы Виктории принца Альфреда, который побывал на Мальте в 1858 году. Он принял участие в церемонии освещения Дворца газовыми фонарями, которые сейчас, естественно, заменены электрическими.

Этот двор называют так же Двором Часов Пинто, потому что здесь находятся интересные часы башенного типа с четырьмя циферблатами, которые смастерил мальтиец Гаэтано Велла в 1745 году.  Они указывают час, день, месяц и фазы луны. Каждые четверть часа слышен  бой. Это  четыре бронзовых мавра  ударяют   молотами  по расположенным  между ними  металлическим полусферам. 

На стенах, окружающих данный двор,  размещены гербы, прежде украшавшие  бастионы и общественные здания, что были сняты по приказу Наполеона.

В обоих дворах, напротив главных входов, расположены настенные фонтаны, увы, давно не функционирующие. 

Осмотрев этот объект, выйдем через один из входов на улицу Старого театра (it-triq tat-Teatru Antik0,) где находится «Маноэль», (Manoel) — самый старый из действующих театров Европы.

Фото из Википедии

Построенный для мальтийских жителей, он изначально назывался «Публичным», о чем свидетельствует латинская надпись, выбитая на фасаде: «Аd oblectationem honestum Populi» («Для праведного отдыха народа»).  Со временем театр получил имя одного из известнейших Великих Магистров  — Иоанна Антуана Маноэля де Вильена, не только отдавшего в 1731 году приказ о строительстве, но и в значительной степени финансировавшего нго.

Небольшое здание как снаружи,так и внутри, включая ложи ярусов, сложено из камня, обшитого деревом.

Доминантой является зрительный зал всегона 650 мест вальной формы под круглым, голубым в золотых узорах, куполом потолка.  Небольшая сцена. Перед ней — оркестровая яма.

Интерьер, выдержанный в стиле маньеризма с элементами рококо необыкновенно красив: белоснежная лестница из каррарского мрамора, ниши в форме раковин, венские люстры, обивка из зеленого бархата, красочные картины на стенках лоджий.

«Маноэль» обладает необыкновенной акустикой. Благодаря находящимся под полом двум емкостям, наполненным водой, здесь прекрасно слышен каждый шорох, а потому с одинаковым успехом идут как театральные, так и оперные постановки.

Недаром выступать на этой сцене считали за честь такие великие мастера как Иегуди Менухин, Мстислав Ростропович, Мирелла Френи, Розанна Картери, Борис Христов, Владимир Ашкенази и другие.

Рядом Кармелитская улица, где на углу установлена статуя Богоматери.

Пройдем всего несколько шагов и окажемся около Кармелитской церкви (Knisja tal-Karmnu) с огромным белым куполом, облицованным местным камнем, что принадлежит Римско-католической церкви.

Ее построил около 1570 года Джироламо Кассар на деньги монахов-кармелитов в 1570-м году. Сначала ее посвятили Благовещению, а в  XVII веке переименовали в базилику Богоматери горы Кармель. В 1852 году здание получило новый фасад (архитектор Джузеппе Бонавия).

В годы Второй мировой войны церковь сильно пострадала и была реконструирована мальтийским архитектором Джозефом Д’Амато.

Поставленную между тесно стоящих домов, ее просто невозможно нормально сфотографировать.

Сюда стоит заглянуть хоть на минутку для того, чтобы полюбоваться поистине ошеломляющим дизайном интерьера: высоким куполом на барабане с красивыми окнами, поддерживаемым блестящими колоннами коричневого мрамора, красочными  фресками между колонами, обрамляющей их лепниной…

Это оригинальные работы Кали, Прети и Де Арены, аккуратно перенесенные из старого здания. Сохранилась и уникальная старинная статуя Мадонны, находящаяся в роскошном алтаре. Главная достопримечательность — картина с изображением  Богоматери на горе Кармель (XVII  в)

Продолжаем двигаться влево по улице  Старого Театра (Triq It-Teatru-I-Antik).  Доходим до угла  с Вест-Стрит (West Street)  и оказываемся около   англиканского  собора св. Павла (St. Paul’s Anglican Church) (1844 г.). Он имеет статус прокафедрального,   потому что принадлежит  епархии Гибралтара. Своим появлением  собор  обязан английской вдовствующей королеве Аделаиде, супруге короля Вильгельма IV. 

Во время своего пребывания на Мальте, где экс-королева  поправляла здоровье, неожиданно обнаружилось  отсутствие англиканского храма, а потому она инициировала строительство, длившееся около пяти лет. Ради  этого был разрушен постоялый двор немецких госпитальеров. 

Надо сказать, что неоклассическое здание с башней-колокольней, шпиль которой  пронзает небо на высоте более чем 60 метров, прекрасно вписалось в архитектуру города. Оно привлекает, пксть не столь шикарным, как другие храмы города, но весьма элегантным интерьером, украшенным коринфскими колоннами и пилястрами. В проходах видны флаги. Один из них, висящий над хорами, принадлежит королеве Аделаиде, что  заложила первый камень 20 марта 1839 года.

Правда, начало строительства оказалось неудачным. Через некоторое время то, что уже было создано, снесли, и за работу принялся Вильям Скеймп, архитектор британского Королевского флота, имевший неплохой опыт в традиционном для Англии стиле.

В храме имеется неплохой орган, интересная купель, которую соорудил Джон Уильям Боуден. И первым ребенком,  крещенным в ней, была дочь Вильяма и  Харриет Скеймпов, родившаяся в апреле 1844 года и получившая имя Аделаида. 

Очертания Кармелитской и Англиканской церквей хорошо видны с моря

Возвращаемся на triq Repubblika и идем вперед до Каса Рокка Пиккола (Casa Rocca Piccola). Здесь можно познакомиться с тем, как жили прежде мальтийские рыцари. Этот особняк (а именно так переводится с итальянского слово «сasa»), находящийся в собственности потомков одного из аристократических родов Мальты, превращен в частный музей.

Фото с сайта Visit the Casa Rocca Piccola

Дом, отсчитавший более 400 лет своего существования, сохранил имя своего первого владельца Дона Пьетро Ла Рокка, адмирала рыцарского флота итальянского ланга, несмотря на то, что во второй половине XVIII века его приобрела другая родовитая дворянская семья маркиза де Пиро. Сегодня в нем обитает уже девятый потомок этого рыцаря, чей герб виден в момент подъема по белой мраморной лестнице.

В особняке, около 50 комнат, из которых закрыты лишь те, где живут нынешние владельцы. Остальные сохраняют тот вид, что и более 200 лет назад.

Фото с сайта Visit the Casa Rocca Piccola

Хрустальные люстры освещают старинную мебель, фамильное серебро, картины, одежду и различные предметы быта в гостиных и спальнях.

Имеются библиотека, архив, домашняя часовня с деревянным алтарем, выкрашенным под мрамор и покрытом настоящими мальтийскими кружевами (XVII-XVIII в.в.).

Фото с сайта Visit the Casa Rocca Piccola

Здесь находится  деревянный алтарь, крашенный под мрамор и покрытый настоящими мальтийскими кружевами  (XVII-XVIII в.в.). На нем — два распятия. Первое, выточенное из слоновой кости, — подарок кардинала  Годфрея; второе, отмеченное семью печатями Ватикана на обратной стороне.

На стене, за алтарем, висит «Мадонна с младенцем и Святым Гаэтано» (работа Каруана).

Уникальна историческая спальня, которой никто не пользуется, ибо кровать, находящаяся там представляет собой настоящий шедевр столярного мастерства. Она застелена  редким по красоте кружевным покрывалом, на изготовление которого мастерицы потратили два года. 

Фото с сайта Visit the Casa Rocca Piccola

На этом ложе  спала прабабушка нынешних хозяев Орсола, благополучно родившая девятерых детей. А потому считается, что прикосновение к этой реликвии может принести счастье. Истинным музейным экспонатом является и находящийся здесь комод,  зготовленный в XVI веке.

В Зеленой комнате интерес представляет шкаф-бюро с инкрустированными внутренними и наружными дверцами (XVII в), софа и небольшие столики (XVIII в), венецианская люстра со свечами, софа из цветного стекла.

В порфирной комнате, где обои имитируют шелковую обивку,  вызывают интерес шахматные наборы из слоновой кости, привезенные из разных стран: Франции, Китая, Италии, Мальты. 

В одном из наборов фигурки  королев не имеют короны. Это напоминание об обете безбрачия мальтийских рыцарей. А в китайском варианте белый король представлен  английским монархом  Георгом III, а красный  —  императором Китая.

Тем, кто интересуется историей медицины, будет интересно заглянуть в Голубую  комнату, где экспонируются  серебряные хирургические инструменты и посуда, табакерки из кокосового ореха.

И, наконец, столовая, где стол сервирован на 12 персон посудой из китайского фарфора и серебряными  столовыми приборами. Перед каждым прибором — салфетка  из мальтийского кружева  с гербом семьи де Пиро. Эти же гербы выгравированы на бокалах для вина.  Изысканный интерьер отражается в огромном зеркале в золоченой резной раме.

Из уникальных экспонатов следует  назвать позолоченный портшез, принадлежавший  рыцарю Фра Виктору Николасу де Вакон Бельмонту, главнокомандующему рыцарских галер; росписи по дереву (1640 г.), размещенные над дверью библиотеки (они были  сделаны  во время правления Великого Магистра Ласкариса и, вероятно, украшали гранд-салон на его личном корабле); переносная часовня, в закрытом виде напоминающая солидный комод, внутри которого при  распахнутых дверях видны алтарь и распятие, роспись в виде экзотических цветов и птиц, сцены жизни Святого Франциска;  традиционные мальтийские часы с одной стрелкой, что обычно дарили на свадьбу, ибо считальсь, что они приносят счастье..

В последние годы Каса Рокка Пиккола были открыты филиалы: музей костюмов и музей-бомбоубежище, вырубленное в горной породе.

Экскурсию по особняку проводят живущие здесь маркиз де Пиро или его супруга.

Через дорогу от  Каса Рокка Пиккола находится другой частный музей – Музей игрушек (Toy Museum) (222 Republic Street). В небольшом  особняке песочного цвета с ярко-зеленым балконом – рай для детей. Он был открыт в 1998 году Винсентом Брауном, что впечатлившись подобным музеем, увиденным в Англии, решил создать свой. Экспонатами коллекции, размещенной в крохотных помещениях двух этажей и подвала, являются самые разные игрушки из многих стран мира. Здесь «живут», куклы и зверюшки, припаркованы машины. Имеются железные дороги, самолеты, пароходы…

Продолжаем путь по triq Repubblika и доходим до конечной точки — легендарного форта Св. Эльма (Fort St. Elma), что был назван в честь покровителя мореплавателей-католиков.

Святой Эльм (Святой Эразм)  — христианский святой, мученик. Был умерщвлен варварским способом, потрошением. Входит в число четырнадцати святых заступников, культ которых возник в XV веке после того как, согласно легенде, одному баварскому пастушку явился Младенец Иисус в сопровождении  четырнадцати других детей, что стали весьма популярными святыми в Западной Европе. Считается, что они приходят на помощь во время тяжких жизненных ситуаций. Так, например, к св. Эразму взывают при болезни внутренних органов.

С именем этого святого связано природное явление, называемое Огнями святого Э́льма, что  возникают на мачтах кораблей, острых концах высоких башен и  скал, а так же  аерхушках одиночных деревьев при высокой напряжённости в атмосфере электрического поля во время грозы или метели. Моряки считали их появление добрым знаком, сулящим надежду на успех, а так же возможностью спасения во время  опасности.

Форт, стоящий у самой кромки воды на полуострове Маунт Шиберрас, появился в 1488 году с целью обороны острова от постоянных набегов турок-османов. Испытанием «на прочность» для него стала Великая осада 1565 года, когда войска неприятеля более месяца осаждали форт. От гарнизона в две тысячи воинов осталось лишь нескольких десятков. Крепость пришлось сдать, потому что к тому времени она имела такие сильные повреждения, что уже не могла служить опорным пунктом. Впрочем, победа турок оказалась пирровой, ибо рыцари сумели прогнать их со своей территории.

Форт полностью восстановили. На руинах вновь выросла крепость. Более сильная и мощная, нежели прежде. В течение довольно долгого мирного периода форт по назначению не использовалась. Но во время Второй мировой войны, ей пришлось принять бои, так как немцы всеми силами старались захватить эту опорную точку. 

О тех временах  рассказывает находящийся в форте  Военный музей Мальты (War Museum of Malta), расположенный в помещении бывшего порохового склада. Его рекомендуется посетить тем, кто интересуется военной историей.

Для них  будут интересны такие экспонаты  как самолет «Глостер Гладиатор», входивший в состав «эскадрильи», состоящей  всего из трех летательных аппаратов, что защищали воздушное пространство Мальты; торпедные катера и пушки, принадлежавшие воюющим сторонам; немецкие и итальянский противотанковые орудия;  разного вида стрелковое оружие и обмундирование; противогазы. А так же джип генерала Эйзенхауэра.

Гордостью музея считается  “Большой Георгий” —  военный орден в виде креста, врученный  британским королем  Георгом VI,  а так же другие награды и знаки отличия полученные мальтийцами за храбрость и отвагу, проявленные в военное время.   Интересны так же Книга Памяти и украшенный миниатюрами Свиток от  президента США  Франклина Д. Рузвельта.

Если   повезет, то  вы сможете  стать свидетелем костюмированных представлений, посвященных  какому-нибудь  историческому событию, которые нередко проводятся в форте Святого Эльма или даваемого на  Площади Армии (Piazza d’Army)   истинного шоу   “Alarme!”,(«Подъем!»), рассказывающего об  отражении нашествия наполеоновской армии или инсценировку средневековых битв, где рыцари сражаются на мечах и копьях, стреляют из пушек; понаблюдать за тем, как Великим Магистр проводит смотр войск. Самым же занимательным и красочным зрелищем является проводящийся раз в несколько месяцев «гвардейский» парад —  «In Guardia». 

Остальная территория форта со старинными строениями закрытая для посторонних, ибо там размещается полицейская академия. Часть площади выделена под вольеры, где содержат породистых собак, используемых для охраны.

А еще территория форта не раз использовалось для съемок фильмов. Именно здесь были сняты сцены таких знаменитых картин, как “Граф Монте-Кристо”( Франция, 1953 год) и “Полуночный Экспресс” (США, Великобритания,  1978).

В ХХ веке   Мальта, неожиданно для себя,  стала  популярной  киноплощадкой для многих режиссеров.  На ее территории снимались многие голливудские и западные  фильмы. Такие как: «Игра тронов», «Гладиатор», «Христофор Колумб», «Ю-571», «Мюнхен», «Троя», ряд эпизодов  «Одиссеи» А. Кончаловского, «Код да Винчи» и другие.

Осуществлялся здесь и ряд российских кинопроектов. В частности, «Новая земля», «Непобедимый», «Человек, который знал все», «»Кобра: Антитеррор»», «Ледниковый период», «Партизаны»…

Последние съемки относятся к прошлому, 2011 году. Студия Paramount снимала здесь фильм «Мировая война Z» с Брэдом Питтом в главной роли; норвежские кинематографисты работали над картиной «Кон-Тики»,  британская телекомпания Sky1 — над сериалом «Синдбад», а американский кабельный телеканал компании HBO — сериал «Игра престолов». Ожидают здесь и индийский Болливуд.

Неподалеку от Форта – Нижние сада Барракки (Ġonna Inferjuri Barrakka), что появились во время нахождения на Мальте французов, и поначалу использовался для выращивания овощей и фруктов для солдат Наполеона.

Они  разбиты на вершине бастиона Св. Кристофа. Из достопримечательностей стоит отметить строение в виде классического храма.

Фото с сайта 24 достопримечательности Валлетты, которые стоит посмотреть

Это памятник сэру Александру Боллу, адмиралу и дипломату, одному из лидеров мальтийских повстанцев, сражавшихся против французского господства, занимавшего во время британского владычества пост губернатора.

Сэр Александр Джон Болл (1757- 1809) был известной личностью. Адмирал, баронет и дипломат, он стал одним из лидеров мальтийских повстанцев, сражавшихся против французского господства на Мальте. После капитуляции Наполеона и появления англичан был назначен на пост британского губернатора.

Рядом, над входом в Большую Гавань, на мысе, в открытой часовне-беседке находится массивный бронзовый колокол-мемориал весом 10 тонн.

Торжественное предсталение его народу состоялось в присутствии британской королевы Елизаветы II и президента Мальты доктора Сансу Табоне 29 мая 1992 года.

Мероприятие было приурочено к 50-летию присуждения Мальте Георгианского Креста Храбрости в 1942 году.

Каждый день в полдень колокол издает звук такой мощной силы, что находиться вблизи колокола запрещено, так как можно на время оглохнуть.

У подножия беседки – бронзовая фигура солдата, символизирующего 7 000 людей, погибших во время осады Мальты в 1940-1943 годах.

Из форта отправимся в Средиземноморский конференц-центр.

Первое здание здесь появилось в 1574 году во время правления Великого магистра Жана де ла Кассиера. С 1604 года оно было превращено в Священную лечебницу, одну из самых известных в Европе в эпоху Возрождения, что славилась прекрасным оборудованием и самой длинной (155 м.) в мире палатой, где за пациентами ухаживали рыцари. Во времена нахождения на острове Наполеона больница была превращена в «Великий Госпиталь» Этим же целям здание служило англичанам во времена британского владычества.

А затем все переменилось. В начале 50-х годов здесь функционировал детский театр. А уже в 1979 году был открыт Средиземноморский конференц-центр c замечательно оформленными помещениями для проведения мероприятий самого разного уровня.

Туристов же сюда влечет находящийся под бастионом Сент-Лазарус кинотеатр, где на огромном панорамном экране каждый час демонстрируется слайд-фильм «История Мальты», которую можно услышать на нескольких языках (в том числе и на русском), воспользовавшись наушниками.

Закончив экскурсию по городу, возвращаемся на корабль, с борта которого открывается вот такая панорама

Слева интересное навершие

Его деталь — бронзовый бюст одного из магистров

А справа — необычная готическая церковь

Когда корабль отчаливает, мимо «проплывают» вот такие «картины»

И последнее, что видим перед выходом в открытое море — маяк

2012-2021

Фотографии мои и Валерия Скарбовского

Использован материал

Valletta — Capital City of Malta — Information on Valletta | Visit Malta
Топ 20 — Достопримечательности Валлетты (Мальта) — фото …

Republic Square, Valletta — Wikipedia 

Queen Victoria Statue, 

National Library of Malta — Wikipedia 

Church of the Jesuits, Valletta — Wikipedia 

Collegiate Parish Church of St Paul’s Shipwreck — Wikipedia

Grandmaster’s Palace (Valletta) — Wikipedia 

Palace Square (St. George’s Square), Valletta — GPSmyCity 

Teatru Manoel 

Basilica of Our Lady of Mount Carmel, Valletta — Wikipedia 

St Paul’s Pro-Cathedral — The Anglican Church 

Casa Rocca Piccola — Wikipedia 

Fort Saint Elmo — Wikipedia 

Lower Barrakka Gardens — Wikipedia

The Story Behind the Siege Bell Memorial — AX The Saint John

.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: