Валлетта

Валлетта

«Город дворцов, построенный джентльменами для джентльменов»

Бенджамин  Дизраэли

«Валлетте нет равных в ее благородной архитектуре»

Бенджамин  Дизраэли

Первый раз на Мальту я попала в рамках круиза по Средиземному морю от израильской фирмы Mano Sapanut. Пробежка галопом по Валлетте и Мдине лишь оставила впечатление необычности, странного ощущения, что дома, словно сложенные из брусков желтого сливочного масла, могут растаять под лучами палящего солнца.

А еще возникло желание непременно сюда вернуться. И вот, через несколько лет, я снова здесь. И уже не торопясь, брожу по улицам Валлетты (Valletta) — столицы государства Мальта, что расположена в северной части одноименного острова на плоской вершине горы Сцеберрас, между бухтами Гранд-Харбор и Марсамшетт.

Ее история начинается с того момента, когда под предводительством  Великого Магистра Жан Паризо де ла Валлетта мальтийские рыцари сумели достойно отразить нападение турок, возглавляемое Пияле-пашой и Лала Мустафа-пашой. После  месячной осады завоевателям удалось захватить лишь форт Св. Эльма (Fort Saint Elmo), который вскоре покинули.

Сначала победители хотели уплыть с острова, выглядевшего весьма жалко из-за камней и руин. Но вспомнив о своих скитаниях и связанных с ними унижениях, несомненно, ждавших рыцарей на материке, Великий Магистр принял решение остаться здесь и возвести свой город. Для строительства было выбрано плато, расположенное к юго-западу от легендарного форта, близ Большой гавани.

Для осуществления задуманного на Мальту из Рима прибыл посланец Папы, знаменитый военный архитектор Франческо Лапарелли де Картона, ученик Микеланджело, один из лучших специалистов Европы в области фортификации, заслуживший славу на службе у герцога Козимо Медичи.

За несколько дней он вылепил из воска макет будущей столицы, который был отправлен в Испанию на суд  короля Филиппа II.

После внесения несущественных поправок (на то он и король!) монарх дал «добро», и работа закипела. 

Поначалу было решено отделить город от основной части острова широким рвом, прорытым между двумя гаванями, срыть Сцеберрас и поставить фортификационные сооружения. Но известие о грядущем нападении турок, спутало карты, и все силы были брошены на строительство оградительной стены, которая впоследствии обросла бастионами, равелинами, дозорными башнями. На это ушло несколько лет.

Параллельно шла застройка внутренней части города. И 28 марта 1566 года (этот день считается  датой основания Валлетты)  Великий Магистр самолично заложил первый камень в основание церкви Мадонны-Победительницы.

Будущая столица Мальты получила название Humilissima Civitas Valettae – Скромнейший город Валлетта, в котором, вполне заслуженно, нашло отражение, имя человека, о котором мне хочется рассказать.

Фото из Ви4кипедии

Жан Паризо де ла Валлетт (Jean Parisot de la Valette) (1494-1568) – самый уважаемый и известный из всех Великих магистров мальтийского ордена Рыцарей св. Иоанна.

Французский дворянин родом из Гаскони, знаменитой провинции давшей немало выдающихся личностей (недаром Ал. Дюма именно оттуда направил в Париж д’Артаньяна), был младшим отпрыском в семье, а потому не имел права наследования. Из-за этого в 19 лет он вступил в Орден Госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского. 

Работал в госпиталях, изучал медицину, санитарию, фармакологию… Но горячая кровь не давала ему покоя, а потому Жан стал матросом, и в двадцать три года уже был офицером на одной из галер.

В то время Орден, базировавшийся на Родосе, вынужден был постоянно отбивать атаки турков. И в один из набегов янычары похитили местную  красавицу, возлюбленную Ла Валлетта. Она попала в руки их предводителя Мустафы-Паши.

Рыцарь едва не погиб в погоне за кораблем, увозившем девушку. Но его усилия оказались тщетными. Глубокая сердечная рана заставила его всецело посвятить себя делу Ордена.  И это, несомненно было правильным решением, ибо  Судьба его хранила до последнего момента.

После того как в 1522 году, в ходе неравной битвы за Родос он был пленен вместе с другими рыцарями, но великодушно получил свободу Великим султаном, принял участие в крестовом походе испанцев на север  Африки, где крестоносцы захватили крепость Триполи. Ла Валлетт был назначен ее губернатором. Но долго усидеть на одном месте  не мог, а потому вновь отправился на поиски приключений. 

В 1534-м принял командование галерой, а в1540-м имел уже свой галеон. Но вскоре его подвел несдержанный нрав, и за нелицеприятные высказывания в адрес руководства Ордена он был разжалован в рядовые и отправлен матросом на одну из рыцарских галер.

Через два года после этого Ла Валлетта оказался на Мальте, где занялся фортификацией. Человек  образованный и, самое главное, порядочный, был избран Великим Магистром. В этом статусе сумел сделать все для того, чтобы 9 лет спустя остров-государство выдержал Великую осаду и одержал Великую Победу.

В возрасте 71 года он, встав в ряды воинов, сумел отмстить Мустафе-Паше за нанесенную в молодости обиду. Отделался лишь первым  ранением в ногу. И в знак благодарности своей Небесной защитнице  — Матери Победы, велел переименовать город-крепость Биргу в Читта Витториоза (город Победы).

 Под конец жизни в Большой Гавани он успел заложить новый город. Тот, о котором у нас и идет речь. А когда этот бесстрашный воин, бывший мудрым стратегом, искусным политиком, а к тому же веселым и остроумным человеком, закончил свой жизненный путь, то был похоронен в церкви Богоматери Победоносной.

Существует легенда о том, как Наполеон, завоевавший Мальту, обманом завладел шпагой Ла Валлетта. Но  магическое оружие, хранившее своего хозяина, пришлось не по руке вору. С того момента, как Бонапарт взял в руки это оружие,  победа оставила его. Сегодня легендарная шпага хранится в Лувре, а в небольшой церквушке города Биргу вместе со скульптурным профилем Магистра и его шляпой, демонстрируется ее копия.

О том, как выглядела Валлетта изначально, можно судить по впечатлениям участника английской военной экспедиции, корабельного священника Генри Тонжа, записавшего в своем дневнике: «Даже самые интересные дела стоит оставить для того, чтобы взглянуть на благородные города Мальты. Валлетта предстает пред взором единой крепостью, расположенной на идеально подходившей для этой цели скале, ощерившейся пушками, отлитыми из чистой бронзы. Здесь нет нужды в часовых, настолько неприступными выглядят стены. Кроме того, их окружают две глубокие, незаполненные водой канавы, вырубленные в скале и расположенные террасами, настолько широкие, что через них невозможно переправиться. В центре города размещается целая армия, поэтому каждый дом представляет собой настоящий замок». (1676 г)

В отличии от других европейских городов, застраивавшихся стихийно в течении е ряда веков, Валлетта строилась согласно генеральному плану, что позволило ей стать единым ансамблем с четкой разбивкой на  кварталы, а потому с высоты птичьего полета  город выглядит шахматной  доской.

Продольные улицы, длинные и столь широкие, что позволяли разъехаться двум экипажам, пересекали поперечные, узкие и короткие, что отдавались на откуп пешеходам и тем, кто передвигался в портшезе (легком кресле, которое несли слуги). Вдоль улиц строились здания из удивительно красивого материала — золотистого известняка.

Когда деньги на строительство подошли к концу, Великий магистр приказал отчеканить медные монеты с изображением соединенных рук – символ дружбы и согласия. Их обменяли на серебро и золото. А вскоре последовали щедрые пожертвования от разных организаций христианского мира. 

После отъезда Лапарелли место Главного архитектора занял его местный ученик Джероламо Кассар, работавший в идеальном для зодчества ренессансном стиле, который отлично справлялся со строительством и общественных зданий, и храмов, и дворцов.

Время шло. Валлетта постепенно превращалась в настоящий шедевр зодчества. Жилые дома, во дворах которых были прорыты колодцы для сбора воды и посажены деревья. прекрасно сочетались с общественными зданиями, храмами и дворцами, похожими на крепости с коваными воротами и потайными ходами. Дома ставились так, чтобы в знойные дни их освежал морской бриз.  Были продуманы коммуникационные системы для отвода сточных вод и удаления мусора.

Интересная деталь. 12 мая 1569 года Великий Магистр Пинто-дель-Монте издал указ об обязательном украшении фасадов домов орнаментом, фамильными гербами, а углы — нишами со скульптурными изображениями (как правило, святых).

К тому же времени относятся и интересные дверные ручки-молотки.

Поражает обилие домов с дверьми, балконами и окнами окрашенными в яркие цвета.

Преобладающий цвет -зеленый.

А еще по всей Мальте встречаются так называемые «беременные решетки», защищающие окна.

Изначально здания строились в стиле барокко. В более поздние же времена появились строения в стиле маньеризма, неоклассицизма и современной архитектуры.

Но вернемся к делам дней минувших. В обстановке благоприятствования рыцари настолько расслабились, что не смогли в 1798 году противостоять войскам Наполеона Бонапарта, двигавшегося на Египет. Более того, ряд жителей Мальты, имевших французские корни, встретили завоевателей весьма дружелюбно. 

Он, именно поэтому Валлетта не пострадала, сохранилась в неизменном виде.

Пробыли французы там недолго. Через два года их сменили англичане. По условиям Парижского мира 1914 года Валлетта вместе со всей Мальтой попала под протекторат Великобритании, длившийся полстолетия. И в наследство от Великой империи остались «фирменные» почтовые тумбы и телефонные будки.

Сегодня столица Мальты, слившаяся со множеством небольших поселений, образует «Большую Валлетту», прогулку по которой начнем, как и полагается, от главных Городских ворот (Gate City), название которых на восточный манер звучит как Биб-эль-Бельт ( Bieb il-Belt).

Первые ворота были поставлены в 60-х годах XVI века военным инженером Франческо де Лапарелли и назывались Порто Сан-Джорджио (Porta San Giorgio).

В 1632 году стараниям мальтийского архитектора Томмазо Дингли появился более «богатый» вариант, получивший название Порта-Реале (Porta Reale), то есть Королевских ворот, который в местном варианте  превратились Путирьял (Putirjal).

Следующая перестройка последовала в 1853 году, во время британского правления. Королевский инженер  Томпсон предложил новый вариант, состоящий из 3-х арок: 2-х боковых и центральной. 

Их уже не перестраивали. Лишь в 1964 году, ко дню Независимости республики, дизайн был обновлен в итальянском модернистском стиле., что вызвало противоречивые мнения, а потому итальянскому архитектору  Ренцо Пиано, в рамках обновления Валлетты, было поручено разработать нечто новое. современное.

Фото с сайта Valletta City Gate

Так въезд на машине в город запрещен (для этого требуется специальное разрешение), большинство народа, в первую очередь туристы, ходят пешком. Благо территория города составляет всего-то   55 га.

Местные жители передвигаются на электромобилях.

А туристы могут воспользоваться повозками-кароццини, запряженными лошадками.

.

Отправимся в путь и мы. Идем пешком по главной улице Республики (triq tar-Repubblika), протянувшейся до самого форта Святого Эльма (Fort St. Elm).

Остановимся на площади Свободы (tal-Pjazza tal-Libertà), вокруг которой разбросаны многочисленные магазинчики, бросим взгляд на руины Королевского оперного театра Валлетты, построенного в 1866 году по проекту британского архитектора Э. М. Барри. Того самого, что создал знаменитый Королевский театр в Ковент-Гардене.

В отличие от лондонского здания этому не везло изначально. Восстановленный после пожара, произошедшего через 6 лет после постройки, он превратился в руины из-за бомбежки немецкой авиацией во время Второй Мировой войны.

Так выглядели руины во время моего посещения Мальты. Но в 2006 году правительство приняло к рассмотрению проект постройки амфитеатра. И в августа 2013 года театр был официально открыт и получил название Пьяцца Театру Рьяль .

В отличие от театра, стоящий неподалеку Палаццо Феррерия (Palazzo Ferreria) — дворец в классическом итальянском стиле, в котором ранее размещаласьоружейная палата рыцарей, а в настоящее время — торговая галерея, сохранился прекрасно.

На его фасаде и сегодня видны гербы двух знатных людей — Джузеппе Биттигига и Джованни Камиллери, которые прибрели землю у правительства  в конце XIX века и построили особняк. После 1947 года частное строение частично арендовалось Департаментом общественных работ, а в 1979 году было продано государству.

Слева от городских ворот, по улице Папы Пия V (Pope Pius V  st.) дойдем до равелина Сент-Джон Кавалер (St. John’s Cavalier), что был построен в 1577 году. Сегодня в нем располагается  представительство Мальтийского ордена, центр которого находится в Риме. О новом назначении этого места говорит герб, расположенный над солидной деревянной дверью.

За равелином, по другую сторону улицы Республики, непосредственно под городской стеной, расположены живописные сады Гастингса (Hastings Gardens), названные так в честь британского генерал-губернатора  Мальты Френсиса Роудена, маркиза Гастингса.

Среди разнообразных растений, привезенных из многих стран и подобранных так, чтобы цветение в саду не прекращалось круглый год, стоит памятник-гробница  этому человеку, бывшему до своего назначения на Мальту вице-королем Индии. Несмотря на то, что на  посту губернатора он пробыл лишь 2 года ( 1824 -1826), потому что умер в 1827 году по пути в Неаполь, наверно, заслужил таких почестей.  

По другую сторону улицы Републики находится еще один равелин  — Сент Джеймс (St James Cavalier)  (Freedom Sq),). Высокие стены башни, поставленной в 1577 году, бывшие частью оборонительных сооружений и  защищавшие Главные городские ворота, давно потеряли свое грозное предназначение.

Во время владычества англичан здесь была поставлена водонапорная башня, а недавно, в рамках проекта «Миллениум», был создан Центр творчества. Внутренние помещения приспособили для проведения выставок, сольных концертов, концертов, фестивалей и демонстрации кинофильмов. Имеется и оригинальный небольшой театр на 60 посадочных мест, расположенных вокруг сцены. Сюда приходят для того, чтобы посмотреть  интересные постановки и пьесы неформальных театральных групп.

К равелину практически примыкает церковь Марии Победоносной (Our Lady of Victories Church)( South Street,). Она интересна тем, что является первым культовым строением в Валлетте. Именно с камня, заложенного в фундамент ее часовни Великим магистром в марте 1566 года, как говорилось выше, и начался город. Именно здесь изначально, до переноса останков в храм св. Иоанна, покоился Ла Валетта.

В XVIII веке часовня превратилась в церковь с колокольнями в стиле барокко. В 1617 году она стала приходской церковью Ордена с монастырским капелланом. В 1690-м году на ее фасаде, непосредственно над входом, был установлен бюст папы Инокентия XI в обрамлении лаврового венка. Это сделал Великий магистр Переллос в благодарность за посредничество папы в примирении епископа Пальмиери с приором Ордена.

Внутри церкви интересны фрески потолка (мальтийский художник Алессио Эрарди) и мраморный бюст адмирала Анджело Эно, который умер на Мальте вскоре после завершения военной кампании в Тунисе.

После ухода с Мальты рыцарей Ордена церковь перестала быть приходской и сегодня особенного значения в жизни города не имеет. Но ежегодно, 8 сентября, в день рождения Богородицы по католическому календарю, и в день Победы в Великой Осаде 1565 года, здесь непременно собирается множество людей на торжественное богослужение.

Рядом – церковь св. Екатерины Итальянской (St. Catherine of Italy) (Sout st.)

Фото из Википедии

Капитальное здание желто-бежевого цвета в стиле барокко было построено Джеларомо Кассаром в 1576 году для итальянских рыцарей. Незначительные изменения интерьера были сделаны в середине XVIII  века. Сначала за работу взялся Маттиа Прети, а завершил дело Леонардо Ромеи. В 1713-м были перестроены крыльцо с фасадом. 

Храм и сегодня является местом посещения членов итальянской общины.

Стоит обратить внимание на главный алтарь в стиле барокко с картиной «Мученичество святой Екатерины»  (Маттиа Прети, XVII в.), декоративные работы Леонардо Ромеи, на внутреннюю роспись купола, состоящего из восьми сегментов, разделенных ребрами, идущими от фонаря. Внутри каждого сегмента – медальоны со сценами из жизни Святой Екатерины Александрийской.

Святая  Екатерина, дочь александрийского правителя Ксантоса, родилась в 287 году и была наречена Доротей. Отличаясь красотой и образованностью, она привлекала внимание самых знатных женихов. Но они ее не интересовали. Духовный наставник девушки, сирийский монах, увлек ее идеями христианства.

Вскоре после крещения и принятия нового имени – Екатерина, она увидела во сне Христа, который вручил ей перстень и объявил своей невестой. И она решила вступить в борьбу с язычеством. В частности  с жертвоприношением животных.

Пораженный ее красотой, племянник римского императора Максимиана, его тезка, прибывший в  Александрию, решил вразумить бунтарку. Для этого пригласил 50 мудрейших философов, которые должны были доказать Екатерине правильность римских догматов. Но спор окончился тем, что дева победила их и склонила к христианству.

За это Максимин приказал мудрецов сжечь, а Екатерину бросить в темницу, где несчастную предавали изощренным пыткам. Одной из них стало применение страшного сооружения из колес с  шипами. Вращаясь в  разные стороны, колеса  могли изорвать на части тело несчастной. И это неизбежно произошло бы,  если бы  адскую машину не сокрушил удар молнии.

По распоряжению разозленного римлянина девушку обезглавили, но из раны вместо крови потекло молоко. А вскоре после казни тело исчезло. Согласно преданию, оно было перенесено ангелами на вершину горы Синай, где останки были обнаружены в VI в. монахами монастыря Преображения и попали в обитель, которая в XI веке стала называться  монастырем святой Екатерины.

Сравнительно недавно начались работы по реставрации здания церкви, пострадавшей за многих веков от дождевой воды, землетрясения, имевшего место в 1693 году, артиллерийских обстрелов во время Второй мировой войны. Финансировать восстановление главного купола, в котором обнаружилось два скрытых окна,  взял на себя Банк Валлетты, признанный в результате специального исследования международным журналом Global Finance лучшим банком Мальты в 2010-м году.

Отсюда, пройдем по улице Торговцев (Merchants Street) к Палаццо Паризио, что был построен в 1740-х годах Доменико Шеберрасом на месте двух снесенных танхаузов. А спроектировал его архитектор Перуцци.

Здание, содержащее элементы неоклассической и барочной архитектуры, состоит из трех блоков, которые окружают центральный двор. На фасаде есть тщательно продуманный дверной проем с колоннами, поддерживающий деревянный балкон. По обе стороны от дверного проема есть три окна.

Особняк принадлежал изначально семье Мускати. Когда Анна Мускати вышла замужза Доменико Паризио, он перешел к этой семье и получил название Палаццо Паризио.

Здесь, во время французской оккупации Мальты в июне 1798 года, на шесть дней разместил свою резиденцию Наполеон.

Затем дворец вернулся к владельцам. После смерти Паризио Мускати в декабре 1841 года дворец был передан его жене Антонии Мускати Хара, что вышла замуж за Жозефа де Пиро. А после ее смерти в 1856 году дворец перешел в руки семьи де Пиро, что пришла к соглашению с британским правительством об обмене дворца на Casa Caccia.

С 1886 по 1973 год здание арендовал Главпочтамт. Первый этаж использовался как ливрейный двор для лошадей, которые использовались почтальонами.

24 апреля 1942 года, во время Второй мировой войны, дворец был частично разрушен бомбардировкой с воздуха. Его восстановили и разместили тут Министерство сельского хозяйства. Сейчас  здесь находится Министерство иностранных дел.

Повернем налево, в сторону улицы Святого  Павла (St.Paul’s Street), затем —  направо. Таким образом мы окажемся около другого интересного объекта, который называется Оберж-де-Кастий (Auberge de Castille). 

Здание желтого цвета теплого оттенка с ярко-зеленым цветом оконных рам, ставень и балконов, высоким  лепным портиком, шикарным парадным входом в стиле барокко, обрамленным мощными колоннами,  было спроектировано и построено мальтийским архитектором Джироламо Кассаром в 1574 году. 

В переводе  с французского Оберж-де-Кастий означает «Кастильская таверна». Оно связано с тем, что в этом месте было гостевое подворье одного из восьми языков мальтийского ордена – кастильского, самого влиятельного, в который входили рыцари Кастилии, Леона и Португалии. Его члены были ответственны за защиту Валлетты в районе бастиона св. Барбары. 

Оберж-де-Кастий, строившийся на холме в сельской местности, впоследствии оказался внутри города. В 1741 году здание было перестроено в барочном стиле для Великого магистра Мануэля Пинто де Фонсека, стоявшего во главе Ордена самый длительный период времени.

После того как на острове обосновались англичане, Оберж-де-Кастий стал штаб-квартирой британской армии.  А с 972 года здесь размещается резиденция премьер-министра. А потому  внутренние помещения охраняются часовыми. Вход  для туристов закрыт. Остается любоваться этим прекрасным строением лишь  снаружи.

В 2008 году портик дворца  появился на коллекционных монетах «евро» как один из символов государства.

Над входом — изображение Великого магистра.

Гуляя по Валлетте, мы еще неоднократно встретимся с именем Джероламо Кассара ((1520-1592). А потому несколько слов об этом архитекторе и военном инженере, внесшем немалый вклад в развитие острова.

Он родился на Мальте, в небольшом городке Биргу, в семье выходцев из Сицилии, обосновавшихся на острове примерно за век до этого. Участвовавший во время Великой осады в обороне Валлетты, Джероламо  занимался ремонтом укреплений, сконструировал несколько военных механизмов. Его к этому сподвиг архитектор Лапарелли. Чтобы умножить свои знания, ему пришлось отправиться на учебу в Италию, где талантливый ученик быстро освоил азы архитектуры эпохи Возрождения с элементами маньеризма. Вернувшись домой, Кассар строил дворцы и храмы для разных лангов Ордена. А так же пекарни, мельницы, частные дома. Свою профессию передал одному из своих сыновей – Витторио.

От Оберж-де-Кастий по улице Торговцев (Triq il-Merkanti) идем в направлении улицы Св. Павла (St.Paul’s Street), затем поворачиваем направо, на проспект Мелита (Melita road). Вновь поворот направо на Байтери (Battery) и оказываемся в Верхних садах Барракки (Upper Barracca Gardens), что раскинулись на живописной террасе над бастионами святых Петра и Павла при магистре Никола Котонэ.

Бастион Петра и Павла в крепости Валлетты

Никола Котонэ (Nicolas Cotoner) за 17 лет, в течение которых занимал пост Великого Магистра (с 1663 – го по 1680-й год) сделал для Мальты немало. Недаром в соборе св. Иоанна ему выделен предел, который он делит своим братом, тоже Великим магистром – Рафаэлем Котонэ, его предшественником.

Главная заслуга Никола Котонэ – создание Линии Котонэ, представляющей собой двурядные мощные укрепления, что соединяли три первые города, построенных мальтийскими рыцарями — Коспикуа, Сенглеа и Витториозу, на которые открывается вид  из Верхних садов Баракка.

Изначально это место, называемое «Садом итальянских рыцарей», имело соответствующую принадлежность, а потому другим людям путь сюда был заказан.

Благодаря изысканному эстетическому вкусу итальянцев в саду были высажены замечательные растения: сосны, эвкалипты и олеандры, что не только затеняли прогулочные дорожки, придавая им особый шарм, но и наполняли воздух ароматом эфирных масел, смешивавшихся с запахом цветов на пестрых клумбах. 

Особую атмосферу дополняло журчание симпатичных фонтанчиков, разбросанных по территории.

На заднем плане фотографии видна арочная колоннада, построенная в 1661 году итальянским рыцарем Фламинио Балбиани.

На противоположной стороне, в нишах, стоят памятники, а в прпостенках висят мемориальные доски.

Как гласит надпись, это » Вице-адмирал достопочтенный сэр Генри Хотэм». Был офицером британского Королевского военно-морского флота, служившим во время Французской революции, Наполеоновских войнах, позже был членом Адмиралтейского совета и закончил свою карьеру в качестве главнокомандующего.

Эдесь покоится Артур Бейнс, что был секретарем генерал-майора Пигота, управлявшим правительством Мальты с 20 февраля по 30 июня 1801 г.

Мемориал Ринальдо Шиберрасу, капитану 80-го (ныне Южного Стаффордширского) полка. Сфинкс воспроизводит изображение полкового символа.

Мемориальная доска в память о посещении Мальты маркизом Гулье́льмо Джованни Мария Марко́ни, итальянского ученого, лауреата Нобелевской премии по физике 1909 года

Мемориальная доска в память о посещении Мальты всемирно известным ученым Альбертом Эйнштейном.

Мемориальная доска посвященная памяти мальтийцев погибших во время ВОВ.

Стоят памятники и на территории парка

Мемориал Томаса Мейтленда, первого британского колониального губернатора Мальты по прозвищу «король Том», что оставался на этом посту до своей смерти 17 января 1824 г.

Бюст Уинстона Черчиля, британского государственного и политического деятеля, премьер-министра Великобритании в 1940—1945 и 1951—1955 годах; Бронзовый бюст был подарен сэру Уинстону народом Мальты и помещен в этом месте по его просьбе.

Памятник Джеральду Стрикленду, занимавшему с 1927 по 1932 г. пост премьер-министра (скульптор Антонио Шортино).

Он же создал и скульптурную группу из трех ребятишек, которая называется «Уличные мальчишки». Из-за того, что центральная фигура паренька напоминает одного из популярных героев книги В. Гюго «Отверженные» — Гавроша, композиция получила его имя.

На территории сада стоит здание, что было построено как гарнизонная церковь, но использовалось как военный общественный клуб. Потом здесь была Центральная почта Мальты, а в 1999 г. обосновалась Мальтийская фондовая биржа.

Конечно, встретились и вездесущие мальтийские кошки

С садовой площадки, находящейся на одном из самых высоких холмов города, виден форт Сент-Анджело (Fort St Angelo)

Форт Сант-Анджело — крупное военное укрепление в городе Биргу. Некоторые ученые считают, что первые постройки здесь относятся ко временам Римской империи. Позже неоднократно перестраивался и укреплялся.

В XIV веке, когда мальтийским архипелагом владел Арагон, форт получил название Castello a Mare, что в переводе означает Морской замок.

После того, как на Мальту прибыли госпитальеры, и форт стал резиденцией Великого магистра Ордена, его укрепили, и это позволило в 1565 году выдержать нападение и осаду турок.

После окончания осады госпитальеры решили возвести более мощную крепость, и в 1566 году переместились в Валлетту.

С появлением британцев, форт сохранил своё военное значение и был назван «Каменным фрегатом».В 1912 году он получил название «Egremont», но в 1933 был переименован в «St Angelo».

С 1998 года форт арендован на 99 лет (до 2097 года) Мальтийским орденом.

Под Верхними садами Баракка находится так называемое убежище Ласкариса (Il-kenn ta ‘Lascaris). Названо именем одного из Великих магистров мальтийского ордена – Джоана де Ласкариса-Кастеллара, пребывавшего на этом посту с 1636 по 1657 г.г. Это место представляет собой собой систему средневековых туннелей в толще скалы.

Сегодня здесь военный музей с экспозицией, посвященной времени Второй мировой войны, ибо именно здесь размещался штаб английских и американских войск, защищавших Мальту во главе с генералом Дуайтом Эйзенхауэром, что командовал экспедиционными войсками союзников в Западной Европе. Он же руководил отсюда операцией «Хаске» (высадка союзных войск на Сицилию) в 1943 году.

Среди раритетов — кабинет Эйзенхауэра, «виллис», которым он пользовался.

На выходе из бункера висит исторический плакат со словами: «Уходя отсюда, помните: за ваше завтра мы отдали свое сегодня».

Около убежища  — церковь Богородицы Лессе (Knisja tal-Madonna ta ‘Lesses) (1740 г) в барочном стиле под ярким куполом. Над главным порталом – колокольня, возведенная Заммитом.

Раритетами являются картина, на которой изображен фрагмент легенды о трех рыцарях и Богородицы Лессе (автор Энрико Арно) и мощи мученика св. Джеронезе.

Немного отдохнув в саду, вернемся на Байтери (Battery). С нее – на проспект Мелита (Melita road), где на углу с улицей  Республики (Republic Street,) стоит церковь св. Франциска Азиского ( Chotch of  St. Frensis Assisi).

На бежевом фоне мальтийского известняка резко выделяется цоколь и портал серого цвета. Над дверью с полукруглым простеньким типманом — герб Великого Магистра Грегорио Карафа, который в 1681 году финансировал строительство нового здания вместо прежнего, построенного в 1607, в котором обнаружился ряд серьезных дефектов, а потому здание разрушалось буквально на глазах. 

Сбоку, на углу,  —  фигура св. Франциска Азиского с крестом в руках. 

Франциск Ассизский (1182 – 1226)  – основатель Ордена францисканцев («ordo fratrum minorum», «минориты», «меньшие братья»), возникшего в начале XIII века. Это святой, получивший особый статус «Стража Святой Земли» («Custodia Terra Sancta»). Он — единственный, испытавший  муки, перенесенные Христом.

Желая почувствовать, как Христос страдал, он взобрался на Альвернскую скалу и обратился к Небу с просьбой об этом. После соответствующего видения на его руках и ногах появились знаки от гвоздей, в правом боку — рана от копья, а на лбу  — следы от тернового венца. И эти «язвы Господни» до конца жизни оставались на теле монаха, основавшего орден, относящийся к разряду католических нищенствующих монашеских орденов, который проповедовал в народе апостольскую бедность, аскетизм, любовь к ближнему.

В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что опоясывались веревкой), в Германии как «босоногие» (из-за  сандалий, обуваемых на босые  ноги), в Италии как «братья».

Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, основанной в XIII веке. Начиная с того же периода папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах, и они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду великих мыслителей Средневековья и Ренессанса.

В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских колониях Нового Света  и в странах Востока.

В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает более 4,5 тысяч монахов и более миллиона прихожан, живущих в разных странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Монахи ордена носят темно-коричневую шерстяную рясу, которая подпоясывается веревкой, к которой привязаны четки. На голове — круглый низкий клобук; на ногах – сандалии.

Второй вход  с улицы Мелита  показывает принадлежность Ордену. Здесь над дверью с крестами  и резным тимпаном виден белый лепной символ Ордена.

В 20-х годах ХХ века церковь была расширена Эмануэлем Боргом, поставлен новый купол. При этом . некоторые, поистине уникальные фрески Джузеппе Кали, пришлось заменить новыми, работы Джанни Велла.  Но в богатом убранстве церкви удалось сохранить замечательные полотна Маттиа Прети, Пьетро Гальярди и Филиппо  Паладини. 

А напротив, наискосок,  на той же улице Республики, стоит барочная Церковь Святой Варвары ( Santa Barbara Church). 

Над входной дверью – позолоченная скульптурная композиция «Непорочное Зачатие (1904 г), а у входа — фигура, изображающая святую Варвару.

Изначально церковь, построенная в 1739 году, предназначалась для рыцарей ланга Прованс. Впоследствии ее облюбовали военные разных родов войск, ибо эта святая считается защитницей от внезапной смерти, а потому покровительницей бомбардиров, канониров и прочих стрелков.

Над внутренним оформлением церкви трудились итальянский мастер Романо Карапечия и мальтиец Джузеппе Воничи, которому пришлось заканчивать работу после внезапной смерти итальянца.

Сегодня это приходская церковь англо-, франко- и немецко-говорящих общин города.

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в семье знатного человека, который сам воспитывал дочь, рано лишившуюся матери. Для того  чтобы оградить чадо от посторонних взоров, он построил  замок, из башни которого девушка взирала на мир.

Привыкнув к одиночеству, Варвара, даже после того, как ей было разрешено общаться с людьми, не желала никого видеть,а тем более  выходить замуж, несмотря на то, что ей предлагались исключительно выгодные партии.

Свое призвание она нашла в Триедином Боге, о котором случайно узнала от местных христианок, и решила после крещения посвятить жизнь ему.

Узнав об этом, отец пришел в ярость. Он нашел убежавшую из дома девушку и сам отвел ее к городскому правителю, где объявил, что отрекается от нее.

Варвару пытались вразумить. Но никакие уговоры правителя на нее не действовали. Разозленный ее речами, прославляющими Христа, последний велел «сильно бить ее воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей», а затем упрятать в темницу.

Ночью, во время молитвы, к Варваре  явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем».

Когда на следующий день на ее теле не оказалось следов насилия, мучители подвергли девушку новым  жестоким пыткам. А затем ее казнил сам патриарх Диоскор.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке византийская княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они и покоятся в кафедральном соборе святого князя Владимира.

Продолжаем путь по улице Республики. Рядом с церковью св. Франциска Азиского Национальный археологический музей (National Museum of Archaeology) расположенный в здании «Оберж де Прованс» (Auberge de Provence), что было построено в 1574 году для французских рыцарей, не имевших жилья.

Во времена британского господства на Мальте здесь размещался светский мужской клуб. Архитектором этого дома,так же как был Джироламо Кассар.  

Музей, сформированный в 1955 году, изначально включал в экспозицию не только археологические находки,  но и произведения искусства. Но его быстрорастущие  коллекции вскоре не могли уместиться в одном месте, а потому собрание живописи и скульптуры перевели в в Адмиралтейство. А этот музей был переименован в Национальный музей археологии (Mużew Nazzjonali tal-Arkeoloġija)..

Здесь собраны значительные мальтийские памятники археологии, истории и культуры и искусства, начиная с момента появления человека в 5200 г. до н.э.

Можно увидеть доисторические гончарные изделия, каменные орудия труда, бусы и другие украшения, найденные в мальтийских святилищах времен каменного века и в других исторических местах.

Среди них —  алтари, раскопанные в храмах  аршина. В музее немало керамических статуэток из красной глины, найденных в Скорбе. Это фигурки людей размером от 2,7 м. до 4 мм. В основном –  нагие женщины с весьма выразительными формами.  

Считается, что это изображение богини плодородия, ибо в те, далекие времена, очень важен как рост семьи, так и поголовья домашних животных, и урожая сельскохозяйственных культур. 

Гордостью музея является так называемая Спящая леди (Sleeping Lady), найденная в Гипогее Халь-Сафлин (около 20 см.), изображающая даму в пышном платье, лежащую на боку. Есть предположение, что это изображение Сарацен, толстой плодовитой великанши. Как не странно, но у нее присутствует такая немаловажная часть тела как голова.

Фото из Википедии

Почему странно? Потому что обычно эти фигурки лепили без головы. Одна из версий объясняет это тем, что перед проведением тех или иных ритуалов на торс «надевали»  разные головы, каждая из которых имела определенное назначение.

По другой версии — Сарацен  была так красива, что взгляд на нее мог свести с ума, а потому это было ничто иное,  как страхование людей, от которых скрывалось лицо богини.

По ценности со Спящей леди может сравниться лишь Венера Мальтийская (Maltese Venus) — безголовая маленькая фигурка, которую обнаружили при раскопках в мегалитическом комплексе Хаджар-Им на острове Гозо.

Эта богиня, согласно преданию, выстроила Гжантию из огромных каменных глыб, взятых с ближайших утесов.  Ведь недаром. в переводе с мальтийского название этого святилища означает «Башню великанши». Говорят, что, она перетаскивала глыбы одной рукой, а из второй не выпускала своего ребенка, которого жители Гоцо считают своим предком.    

Музей располагался в Адмиралтейском дворце, построенном в XVI веке как резиденция рыцаря Фра Жана де Субирана Дит Арафата. Современное здание датируется 1761–1763 годами, когда оно было перестроено в стиле барокко для португальского рыцаря фра Раймондо де Соуза-и-Силва. С 1821 по 1961 год здание было официальной резиденцией главнокомандующего Средиземноморским флотом, отсюда и название Адмиралтейства

Здание адмиралтейства стало в 1974 году Национальным музеем изобразительных искусств (Mużew Nazzjonali tal-Arti.).циональный музей изящных искусств (1974–2016)


. В 2018 году музей перебрался в Оберж Итали Auberge d’Italie (Berġa tal-Italja), что был построен в конце XVI века в стиле маньеризма Джироламо Кассаром и несколькими другими архитекторамидля размещения рыцарей итальянского ланга. В течение XVII века здание продолжали модернизировать. Последняя капитальная реконструкция в стиле барокко проводилась в 1680-х годах.

Фасад реконструировал Медерико Блондель, а третий этаж был построен на средства великого магистра Грегорио Карафы. Центральный вход украсили изображения трофейного оружия и бюста Карафы, что создал Раймон де Ла Фаж из мрамора.

В период французской оккупации, когда Орден Святого Иоанна был изгнан с Мальты здание было преобразовано в штаб французского военного командования

После того, как Мальта попала под британское правление в 1800 году, здесь разместились военные и гражданские административные ведомства. В начале XIX века доктор Джон Дэви основал в Оберже общественную амбулаторию для лечения бедных.

После создания республики здесь размещалось Управление туризма, а в 2018 году сюда перебрадся Национальный общинный художественный музеей, MUŻA (от мальтийского акронима Mużew Nazzjonali tal-Arti).

Боковой фасад Auberge d’Italie выходит на площадь на Саут-стрит, что была воссоздана в 2012 году как площадь Жана де Валетта. И тут была поставлена статуя самого известного Великого магистра Ордена рыцарей Святого Иоанна.

Фото из Википедии

2,5-метровая бронзовая статуя местного скульптора Джозефа Четчути изображает де Валетта в образе воина и героя Великой осады 1565 года. Он облачен в доспехи. В руках — меч и свитки с чертежами будущего города.

Рядом с Археологическим музеем находится Музей истории Мальтийского Креста (Maltese Cross Story Museum) (Republic St., 276), который можно определить по названию под солидным знаковым символом. Это представительство известной ювелирной американской компании Sterling Jewelers, созданной в начале ХХ века в американском штате Огайо.

Она изготавливает высококачественные эксклюзивные ювелирные украшения и часы из золота, серебра с бриллиантами и другими драгоценными камнями. а потому представленные здесь самые разнообразные образцы Мальтийских крестов, —  настоящие произведения искусства. О мастерстве ювелиров этой компании рассказывает корона, сделанная в 1992 году для английской королевы во время ее посещения острова. Для посетителей музея в небольшом кинозале прокручивается интересный ролик. 

Вернемся на улицу Мелита (Melita), дойдем до улицы Торговцев (Merchants Street) для того, чтобы посмотреть на еще один оригинальный  памятник архитектуры – Кастелланию  (Palazzo Castellania) (15, Merchant’s Street), что было построено в 1760-м году архитектором Франческо Церафой в стиле барокко. Так как здание строилось по инициативе Великого Гроссмейстера Мануэля Пинто де Фонсека, (правда, не дожившего два года до окончания строительства), над  дверью — лепной герб этого человека.

Фото из Википедии

На выступах карниза, по бокам третьего  этажа, по обе стороны окна  — статуи, изображающие  Правосудие и Истину (работа сицилийского скульптора Джанни Пуглици), что был обвинен  в убийстве, осужден в  этом здании, именуемым  Дворцом  Правосудия, и повешен на крюке, привинченном на углу. Ведь этот дом был и тюрьмой, и трибуналом для рыцарей

Именно потому неподалеку от  него и сегодня можно увидеть Позорный столб высотой в три метра, наверху которого установлено сидение. Сюда поднимали и усаживали всем на обознение людей нарушивших закон.

В 1896 году здание было передано Министерству здравоохранения.

Изображение этого здания можно увидеть» на аверсе мальтийских монет  достоинством в 10 «евро». А в рамках европейской программы 2009 года «Культурное наследие», центральный банк Мальты отчеканил на Королевском Монетном дворе Голландии золотые и серебряные монеты с изображением Кастеллании номиналом € 10, € 50. Логотип на обратной стороне указывает на то, в соответствии с программой «Europa Star», они имеют лишь коллекционное предназначение.

Отсюда  по улице  Торговцев (Merchants Street) идем до улицы  св. Лусии ( St. Lucia’s Street), сворачиваем . налево для  того, чтобы подойти  к главной достопримечательности Валлетты, ее  жемчужине, – Собору  св. Иоанна (Cathedral of St. Johns)(St. Lucia’s Street). О нем разговор в следующей публикацмии Валлетта. Собор св. Иоанна.

Фотографии мои и Валерия Скарбовского

Использованный материал

Valletta — Wikipedia

La Valletta — Wikipedia

Sovereign Military Order of Malta — Wikipedia

Republic Street, Valletta — Wikipedia

Royal Opera House, Valletta — Wikipedia

Valletta and Freedom Square — Times of Malta

Our Lady of Victories Church, Valletta — Valletta, Central …

Church of St Catherine of Italy, Valletta — Valletta, Central …

Palazzo Parisio (Valletta) — Википедия

Il-Berga ta’ Kastilja, Валлетта: лучшие советы перед …

Upper Barrakka Gardens — Wikipedia

Fort St. Angelo — Wikipedia

Lascaris towers — Wikipedia

St Francis of Assisi Church, Valletta — Wikipedia

Church of Saint Barbara, Valletta — Wikipedia

Auberge de Provence — Wikipedia

Auberge d’Italie — Wikipedia

Castellania (Valletta) — Wikipedia

Jean de Valette Square — Валлетта, Valletta — Foursquare

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: