Клодзко — Маленькая Прага

Клодзко — Маленькая Прага

Прелестный старинный польский город, расположенный в одноименной долине, по которой протекает река Ныса-Клодзка.

Название этого места, по мнению ученого Генриха Адама, связано с понятием «деревянный город, построенный из стволов деревьев».

Но есть и другая версия, уходящая корнями во времена пребывания здесь римлян. Замерзнув в этих краях, они окрестили его Glatcies (в переводе с латинского — «лед»). Германизировавшись это слово превратилось в Glatz. Затем было несколько польских вариантов, трансформировавшихся в Клодзко.

Что касается истории города, то археологические раскопки показали, что здесь в I веке до н.э. стояло поселение, через которое проходила древняя Янтарная дорога, связывавшая северные страны с Римской империей.

Первые же письменные упоминания относятся к 981 году. Чешский хронист Козьма Пражский упоминает о замке Кладске в связи со смертью правителя этих мест Славника, отца святого Войцеха.

В Cредневековье эта территория многократно переходила от поляков к чехам и обратно. Самым значимым моментом, пожалуй, можно считать 1114 год, когда чешский князь Собеслав сжег город дотла, а затем отстроил его согласно своему вкусу, превратив замок на высокой скале в крепость.

У подножья крепости во второй половине XII века стало развиваться поселение, с торговым и ремесленным людом славянского происхождения.

Появился рынок, к северу от которого стали селились немцы, упрочившие свое положение с прибытием в 1169 году иоаннитов, основавших здесь в 1183 году командорство.

В период между 1253 и 1278 годами город получил городское право в соответствии с магдебургским законом, и обзавелся гербом: белым двухвостым львом в золотой короне на красном поле.

Что касается передряг, то их городу пришлось пережить несколько раз. В 1241 году это было монгольское нашествие, отраженное королем Вацлавом; затем — гуситские войны, нанесшие колоссальный   урон, несмотря на то, что в 1421 году Клодзко выдержал осаду неприятеля; не прошли мимо и шведы в период Тридцатилетней войны, разразившейся в 1618 году;  и семилетняя война, в ходе которой шла борьба за обладание Силезией между Пруссией и Австрией;  и вторжение наполеоновских войск…

Но Клодзско снова и снова возрождался как Феникса из пепла. Во второй половине XIX века произошел настоящий экономический бум, благоприятно сказавшийся на его облике. В 1878 году были снесены наружные укрепления. От былых фортификаций остались лишь две крепости —  маленькая, Шеферберг, на правом берегу Нисы и старая, возвышавшаяся на скале Фортецна-Гуре, где во время Второй мировой войны функционировал лагерь для военнопленных и филиал концентрационного лагеря Гросс-Розен.

В конце Второй мировой войны город был объявлен крепостью, которая должна была стоять до конца. Только, по каким-то причинам, город был сдан без боя, а потому не пострадал.

9 мая 1945 года сюда вошли советские войска. А за ними — поляки, несмотря на исторически обоснованные претензии Чехословакии. В течение последующих двух лет Клодзко являлся объектом территориального спора между двумя государствами. Вопрос был закрыт лишь в 1958 году.

Последнее сильное потрясение город испытал в ночь на 8 июля 1997 года, когда его залило водой из Нысы- Клодзки, что поднялась на 8,71 метра выше своего уровня. Под водой оказалось 37 улиц, 14 км дорог.

Чудовищный ущерб, нанесенный стихией, пришлось восстанавливать не один год с экономической помощью Европейского союза. Но, в конце концов, это позволило старой части города, огражденной парками, сохранить свой средневековый облик.

Один из самых известных объектов в городе, который, непременно показывают всем приезжим — Мост cв. Яна (Most Św. Jana), что перекинут через реку Млыновка, являющуюся притоком Нисы-Клодской.

Это сооружение, длиной в 52,2 метра и шириной около 4 метров, не случайно называют уменьшенной копией пражского Карлова моста. Он, действительно, похож на него, несмотря на то, что имеет всего четыре пролета да три пары готических фигур..

Точная дата постройки моста не известна. Так, под «Распятием» видны цифры «1281», летописец Георг Промни указывает на 1286 год, а официально считается, что первое деревянное строение появилось около 1390 года. Деревянную конструкцию не раз приходилось ремонтировать. До тех пор, пока около 1890 года ее не «одели» в камень.

В прошлом мост имел двое ворот. Верхние и Нижние. Они вписывались в стену, окружавшую город. Первые появились в конце XIII века, вторые – во второй половине XV-го.  В XVIII веке ворота были демонтированы. Тогда же мост украсил ряд барочных статуй из песчаника и изображение гербов.  До этого была лишь «Пьета», датированная 1655 годом.

В 1714 году была поставлена композиция «Святая Троица и Коронация Пресвятой Девы Марии». Самая массивная, самая помпезная, содержащая множество деталей, которые кажутся слишком громоздкими для небольшого пространства. Создание этого изваяния финансировал барон Франц Фердинанд фон Финченк, чей родовой герб можно увидеть на пьедестале.

В 1707 году на мосту появился Ян Непомуцкий, один из самых почитаемых в Польше и Чехии святых. Его, с целью защиты города от наводнений, поставил граф Иоганн Эрнст фон Гётцен, который увековечил как свое имя, так и имя своей жены, принцессы Лихтенштейнской, гербами на пьедестале.

В 1714 году компанию Непомуцкому составил св. Франциск Ксаверий, покровитель Клодзко. Он, спасающий от болезней, был призван защищать город от чумы, что уносила сотни человек в день. На пьедестале изображены больные люди, взывающие о помощи. На ленте — хронограмма, показывающая время эпидемии: «1713-1714». Композиция, сильно разрушенная временем, в 1915 году была заменена копией, а оригинал переместился в музей.

Как говорилось выше, первой была «Пьета». Классический сюжет, изображающий Богоматерь с телом Христа. Был создан по заказу графа Яна Ежи фон Гетцена и его жены Марии Элизабет. «Пьета» интересна тем, что является образцом зрелого барокко, и резко отличается от других композиций на мосту.

Существует гипотеза, что изначально ее планировали поставить в ином месте, а потом она оказалась там, где думали построить мостовую часовню. Вырезанная из очень мягкого песчаника, она не выдержала испытание временем, и в 1920 году была заменена точной копией оригинала.

На месте «Распятия» изначально стоял деревянный крест. В 1734 году по инициативе графа Герберштейна и его супруги (рядом виден их герб) его заменил ​​каменный с фигурами св. Петра и Марии Магдалины,  дополняющими композицию.

И, наконец, статуя св. Вацлава, чешского князя династии Пшемысловичей. Она была установлена в 1715 году. Автор изобразил князя в образе рыцаря в доспехах со знаменем в руке, что указывает на его заслуги в защите Отечества.

Осмотрев мост, отправимся в центр города, на площадь Болеслава Храброго (Рlac Bolesława Chrobrego) или Болеслава I Великого. Она носит имя князя, представителя династии Пястов, ставшего первым королем Польши (992 — 1025), которого современники единогласно характеризуют как умного, хитрого и искушённого политика.

Прославившийся в молодости доблестью в сражениях, он получил прозвище Храброго. Согласно хроникам, не утратил этих качеств и в более поздние годы, когда, будучи весьма тучным, уже не мог самолично садиться на коня и принимать участие в боевых действиях.

Площадь находится там, где около 1200 года, еще до появления города, сложился рынок (Rynek), вокруг которого в XIII веке, после получения Клодзко статуса города, стали расти деревянные дома, замененные в конце XV века каменными.

Начиная с 1348 года стали строиться многоквартирные здания. Особенно много их, в барочном и ренессансном стиле, появилось в XVI веке

.

К середине ХХ века стало ясно, что большинство строений на северной стороне площади сильно обветшало. Их демонтировали, заменив новыми. С трех же других сторон: на юге (дома №№ 4-14), на западе (дома №№15-19) и на востоке (дома №№32-36) сохранились оригинальные исторические строения.

Эта площадь -любимое место «сходки» байкеров, совершающих ежегодные мотопробеги по европейским странам.

Уникальные, супермодерновые машины

Вот такие

Или такие…

Множество людей разного возраста, пола, национальностей…

В центре площади, выделяясь среди других зданий, стоит ратуша. Она построена на том самом месте, где в восточной части рынка в первой половине XIV века появилось первое оригинальное строение.

Согласно средневековому обычаю, на первом этаже располагались пекарня, торговые лавки, сапожная мастерская. А наверху — муниципальный зал. (На фотографии макет из Евроленда)

Сегодня трудно себе представить, как выглядел изначально этот неоднократно горевший и каждый раз восстанавливавшийся дом.

Неудачно «слепленный» из трех разномастных частей после пожара 1744 года, он во второй половине XIX века подвергся солидной реконструкции.

Но и от него, погибшего в огне 1886-го года, сохранилась лишь средневековая башня, ставшая частью новой ратуши.

Восьмиугольная конфигурация под барочным шлемом, увенчанном шпилем, прекрасно вписалась в неоренессансное строение, которое в 1890-м году возвел архитектор Эвальд Бергер.

Мы стоим перед фасадом ратуши и видим трехэтажный дом под черепичной крышей зеленого цвета богато украшенный архитектурными деталями. Вход обрамлен колоннами с арочным порталом. Во внутрь ведет наборная дубовая дверь. На уровне второго этажа —  симпатичный балкончик. Над ним — лепной герб города.  По бокам от входа — старинные фонари. (На фото макет из Евроленда)

Слева от портала – дверь в публичную библиотеку, которая в 1955 году была объединена с муниципальной. Около нее на стене – интересная чеканка. На ней изображены путти, пересыпающие монеты из мешка в городскую кассу.

Если войти внутрь, то можно полюбоваться изысканными интерьерами.

Хорош необарочный Зал Совета с деревянным потолком и обшивкой стен, Большой зал, украшенный тосканскими колоннами, Зал Райкевича с необычной настенной росписью; отделанная белым мрамором лестница, витражи…

С 1990 года ратуша является резиденцией мэра Клодзко. Здесь базируются отделы муниципального управления, муниципальной охраны (учреждения, созданного для поддержания общественного порядка и безопасности людей, которое подчиняется местному самоуправлению). В ее стенах разместилась так же студия Польского радио Вроцлава в Клодзко, туристическое информационное бюро, три кафе…

А перед главным входом стоит красивый фонтан.

В XVI веке на его месте находился другой, имевший, вероятней всего, как и другие городские фонтаны того периода, позднеготическую или готико-ренессансную форму.

На рубеже XVII — XVIII веков, в результате реконструкции, появилось нынешнее барочное сооружение. Памятник высокого класса, прекрасное украшение города, в 1890 году был капитально отремонтирован.

В центре фонтана — колонна с фигурной чашей, которую поддерживают хвостами четыре дельфина, а сверху, на задних лапах, стоит двухвостый чешский лев —  один из символов города Клодзко. На его голове — корона, верхние лапы опираются на стоящий вертикально геральдический щит.

Вода, льющаяся из-под короны, из пасти льва и изо ртов дельфинов, собирается в бассейн, состоящий из четырех полукружий, соединенных квадратными фрагментами.

Обратите внимание на необычный вид животного. Это объясняется следующей легендой.

В то время, когда Клодзко был центром одноимённого графства чешской Силезии, правителем Чехии был Пшемысл Оттокар II. Клодзчане, захотевшие иметь свой герб, обратились к нему с соответствующей просьбой.

Получив разрешение, заказали скульптору барельеф с изображением чешского льва в короне и отправились утверждать эскиз в Прагу, где располагался двор монарха.

Получив «добро», двинулись обратно. Но по дороге их повозку сильно тряхнуло на ухабе. Плато выпало и обломилось в том месте, где у льва находился хвост.

Пришлось заказывать новое изображение.  Но, к изумлению горожан, у животного оказалось два хвоста. Это выглядело столь необычно и оригинально, что они не стали ничего менять. Вот и оберегает двухвостое животное уже не одно столетие вверенный ему город.

К западу от ратуши, на площади, стоит Колонна Девы Марии — образец самого настоящего Чумного столба, какие начали  ставить во времена Средневековья  в странах Центральной Европы.

Они, как правило, появлялись в знак благодарности за прекращение мора или победу в войне. Не исключением стал и Клодзко.

Позднебарочное сооружение было возведено здесь в 1680 году, после того, как город оправился от двух трагических событий: сильнейшего в  его истории пожара, имевшего место в 1676 году, и эпидемии чумы, что  в 1680 году проглотила жизни 1479 человек.

Инициатором проекта стал приходской священник из Ружанки Ежи Игнаси Пахи. Его поддержал Городской совет. Композицию предложили иезуиты, взяв за образец Марианскую колонну, поставленную в 1652 году в Праге с благословения императора Фердинанда III в честь разгрома шведов в Тридцатилетней войне. 

Скульптурную часть выполнил мастер Ян Адам Бейерхофф, а металлические детали — кузнец ​​Ганс Шольц.

Доминантная часть композиции — колонна из песчаника на высоком квадратном пьедестале, с высоты которого смотрит Дева Мария увенчанная  гало.

На  углах пьедестала расположились фигуры Архангела Гавриила, Ангела-Хранителя, св. Иосифа и покровителя представителей ряда профессий, в частности пожарников, св.  Флориана.

Вокруг – каменная ограда-балюстрада, на которую водружены фигуры подобающих случаю святых. Почитаемого великомученика св. Себастьяна; защитника от чумы св. Роха; св. Карло Борромео,  одного из самых видных деятелей Контрреформации (церковно-политического движения в Европе  в XVI—XVII вв, целью которого было восстановление позиции и престижа римско-католической церкви), инициатора реформы монашеских орденов, и святого Франциска Ксавери — покровителя Клодзко

Композиция украшена позолоченными металлическими деталями: крестами, крыльями ангелов, гало, решеткой, закрывающая нишу, в которой находится фигура спящей св. Розалии – католической  святой, отшельницы, покровительницы Сицилии (в частности города Палермо).

Согласно преданию, она спасла этот город в 1624 году от угрожавшей ему эпидемии чумы. Явившись в видении больной женщине, а позднее охотнику, указала место, где были погребены ее останки и велела перенести их в Палермо.

Разрушавшийся исторический памятник был основательно отремонтирован в 1972-м и 1997-м годах.

От образованного площадью прямоугольника отходит восемь улиц. А неподалеку — Францисканская площадь, что  раскинулась между францисканским монастырским комплексом и улицей Дашиньской.

Первое, что бросается здесь в глаза — статуя св. Франциска Ассизского, основателя ордена нищенствующих монахов — францисканцев.

На пьедестале медная табличка, на которой выбиты слова: «Я прошу Вас, пан Иисус Христос, милосердный Господин, сделать это место домом для всех, кто возвышает и славит имя Ваше»

Святой облачен в коричневую монашескую рясу, подпоясанную верёвкой с тремя узлами, символизирующими три данных им обета: бедности, целомудрия и послушания. Рядом — укрощенный волк. Откуда он – рассказ ниже. А пока несколько слов о личности святого.

Согласно жизнеописанию человека по имени Джованни Бернардоне (прозвище Франциск он получил в юности из-за матери-француженки и пристрастия к балладам французских трубадуров), родился в городе Ассизи, в состоятельной светской семье. Он был отважным воином. Но, получив однажды знамение Свыше, стал проявлять особые духовные качества. После ряда богоугодных дел создал в 1209 году орден нищенствующих монахов.

Этот человек снискал огромную популярность своей скромной жизнью и способностью творить чудеса. Согласно легендам, изгнал дьявола из Ареццо; произнес молитву о воде, в ответ на которую забил источник; предсказал смерть рыцаря Целано, а на рождественском богослужении в Греччо у него на руках неожиданно появился Младенец Иисус…

Будучи исключительно добрым по натуре, Франциск относился соответствующим образом не только к людям, но и к растениям, птицам, животным, над которыми имел особую власть. Это свойство нашло отражение в истории с волком, который терроризировал небольшой итальянский городок Губило. Поселившись около городских ворот, волк-людоед, нападал на всякого, пытавшегося выйти за пределы городских стен.

Находившемуся в то время в этом месте монаху удалось усмирить животное. Сотворив крестное знамение, он произнес следующие слова: «Подойди сюда, Брат волк. Я повелеваю тебе именем Христа никому более не вредить». И хищник, наклонив голову, приблизился к монаху, улегся у его ног.

«Брат волк, — продолжал Франциск, — давай заключим мир. Будешь жить меж людей этого города, которые ежедневно станут давать тебе пищу, а ты не будешь их трогать. Ведь творимое тобой зло шло от голода».  Животное согласилось, и в знак примирения протянуло человеку правую лапу. Оттого около этого святого нередко изображают этого животного.

Обратите внимание на стоящую на площади старинную водоразборную колонку

А это, сидящие на ограде, симпатичные представители семейства кошачьих — кот с котелком на голове и кокетливая кошечка.

Я сначала не поняла: а при чем здесь эти животные? Какое отношение они имеют к монастырю? Оказалось, никакого.  Зато имеют отношение к так называемой «Кошачьей тропе», начало которой следует искать в  2007 году, когда Лада Пониковская и Марта Зильберт написали свою первую книжку-сказку о котах — «Секрет Глацелли», где сделала героями хвостатую пару Фузию и Бери. За ней появились и другие — «Заклинания Глацелли», «Лабиринт Конвалии» и «Книга Пикотки»…

С хвостатыми героями, путешествующими по Клодзко и его окрестностям, где они встречаются с  друзьями и сказочными персонажами, происходят разные приключения. А самое главное, эти кошки рассказывают об истории города, вспоминая разные событиях, имевшие здесь место.

Это стало занимать читателей настолько, что через пять лет появились скульптурные изображения. Первых два представителя «уселись» на ограде францисканского монастыря, третья – около Социальной школы. Затем потом появились и другие.

На Францисканской площади стоит Римско-католический приходской костел,  освященный во имя Пресвятой Девы Марии Розарии — Царицы святого Розария, представляющей собой богородичный титул, связанный с молитвой, читаемой по традиционным католическим четкам, которые называют розарием.

История появления этого обряда связана с битвой при Лепанто  (1571 год), когда турецкая эскадра была разгромлена флотом Священной лиги, воины которой перед битвой молились на розариях, а в Риме проводились процессии с чётками и взыванием к Деве Марии с просьбой о даровании победы над неприятелем.

Это здание было построено в 1631 году. В 1697-м была окончена отделка, а  1711-м его перестроили. Потом, из-за серьезного урона, наносимого наводнениями (три крупнейших имели место в 1783, 1938 и 1997 годах) постоянно восстанавливали. В частности, после последнего, ставшего самой большой природной катастрофой, была произведена реконструкция, продолжавшаяся до 2010 года.

Строение представляет собой трёхдневную базилику длиной около 30 метров. (такая форма была весьма распространена в сакральной архитектуре Центральной Европы). С запада по обе стороны базилики стоят две одинаковые трехэтажные башни, увенчанные куполами.

Центральная часть храма украшена барочным порталом. Над входом — символ францисканцев.  Стены обрамлены высокими пилястрами, а венчает строение треугольный фронтон с орнаментальными завитками-волютами по углам.

Обратите внимание на оформление башен.  Их углы украшены на первом этаже лизинами — вертикальными плоскими выступами стены; на втором — тосканскими пилястрами, на третьем — коринфскими пилястрами

А это один из входов в костел. С лепниной и фигурами святых.

Через него войдем вовнутрь и окажемся в удлиненном главном нефе под сводом с рёбрами-нервюрами.

Стены нефа оформлены люнетками — закругленными сверху арками, которые обрамляют коринфские пилястры – вертикальные выступы с базой и капителью, условно изображающие колонну.

В глубине базилики — апсида, ниша с полукруглым сводом. В ней — главный алтарь, посвященный Коронации Пресвятой Девы Марии.

По обе стороны, за боковыми проходами, — по четыре восьмиугольных часовенки с алтарями.

Предел посвященный  св. Антонию Падуанскому

Предел посвященный св Анне

Предел посвященный Пьете

Предел посвященный Богоматери Розария

Имеются так же посвященные св. Франциску Ассизскому,  Святому Семейству, св. Яну Непомуцкому,  св. Иосифу.

Роспись стен и сводов сделана в технике секко (по сухой штукатурке) в XVIII веке живописцем Ф. Шеффлером и обновлена в XIХ веке.

Тематика как фресок, так и большинства картин с иконами, посвящена тайнам Розария, представляющим собой молитвы, в которых звучит краткий пересказ основных событий Евангелия.

К XVIII веку относятся и статуи в нишах, и прекрасный орган, за лакированной балюстрадой, и четырехугольный амвон.

Здесь можно наглядно увидеть, как в оформлении сплелись такие стили как барокко и неоренессанс.

Интересна такая деталь интерьера как Распятие

Красивые витражные окна

Например, с изображением Девы Марии

Или вот такое, орнаментальное

Заглянул необычный прихожанин…

Примыкая к южной стене  костела, за кирпичной стеной с двумя  барочными воротами, стоит монастырь, начало которому положили францисканцы, прибывшие в   Клодзко в 50-х годах XIII века.

Не успели они обосноваться, как начались гуситские войны. В целях безопасности монахи перебрались под защиту городских стен.

Когда в 1463 году, их новая обитель сгорела, а храм сильно повредился, служители церкви вернулись на остров Санд. Но ненадолго. В начале XVI века монастырь прекратил свое существование. Его владения  были разгромлены, а часовня превращена в кладбище.

Вновь францисканцы появились в этих краях после того, как в 1604 году городские власти вернули им конфискованные земли. Началось строительство церковно-монастырского комплекса с однобашенной церковью.

Но через небольшой отрезок времени, в 1619 году, в период Тридцатилетней войны, для католиков настали не лучшие времена, их имущество перешло в чужие руки, а недвижимость была перепрофилирована в типографию и германо-евангелическую школу.

Собственность вернулась к монахам с появлением армии императора Фердинанда II из рода Габсбургов. 

В 1628 году они начали возводить церковь в стиле барокко, строительство которой было завершено в 1631 году. Отделка интерьера продолжалась до 1697 года. Потом, в 1744-м, имела место реконструкция.

И снова напасть. Сильное наводнение 1783 года затопило всю монастырскую территорию, повредило фундамент и часть стен на уровне первого этажа. Устранение повреждений было завершено только в 1800 году.

Только бедам не суждено было кончиться. В 1810 году в соответствии с секуляризацией – процессом освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии, монахи были изгнаны из Клодзко. Принадлежавшие им здания прусское правительство решило продать. Но за десять лет покупателей не нашлось, и тогда в монастыре развернули военный госпиталь, а церковь приспособили под нужды гарнизонной, просуществовавшей до конца Второй мировой войны.

В 1945 году францисканцы начали вновь приводить в порядок свои владения. Получив для монастыря статус исторического памятника, в 1975 году провели капитальную реконструкцию монастырских помещений. В 1993-м появились новые фасады, а в 2014-2016 годах  — новые кровли.

На сегодняшний день монастырь представляет собой просторное барочное здание в три этажа под двускатными красными крышами с внутренним двором. С восточной и западной сторон видны цилиндрические башни, увенчанные куполами.

Самая интересная место здесь — большая трапезная размером в 180 квадратных метров под сводчатым потолком, на котором можно увидеть чудом сохранившиеся фрески 1744 года, сделанные Феликсом Антони Шеффлером.

Они изображают апофеоз Ордена. На овальном поле —  изображение Святой Троицы, фигуры св. Франциска, святых, мучеников и отцов Церкви. А в том месте, где потолок соединяется со стенами, проходит карниз в стиле рококо с рельефным изображением путти.

При монастыре имеется небольшая часовенка, в которой имеется такой раритет как готическая скульптура Мадонны, датируемая началом XVI века.

Еще одним сакральным местом в городе  является Костел Успения Пресвятой Девы Марии (Kościół Wniebowzięcia Najświętszej Maryi Panny), один из красивейших храмов земли Клодзко. (На фото — макет из Евроленда)

Костел стоит посреди площади Косцельны. В том месте, где в конце XII века была деревянная церковь с девятью алтарями и часовней построенная по указанию Генриха Пшемысла.

История  ее появления связана с именем пражского архиепископа Арношта Пардубицкого, который жил в XIV веке. Умирая, тот завещал похоронить себя в храме, возведенном в городе своей юности, и отписал солидную сумму денег на его сооружение.

Прологом тому послужили видения, которые этому человеку пришлось испытать в то время, когда он учился в монастырской школе рыцарей святого Иоанна.

Однажды в приходском храме Девы Марии ему явилось изображение Богородицы с младенцем Иисусом. Взглянув на юношу, Мадонна отвернулась. Арношт счел это сигналом для перемен в своей жизни. Все переосмыслив, прошел долгий богочестивый жизненный путь, стал архиепископом.

Костел строился с перерывами почти столетие. Первыми, в 1458 году, появились восточная часть с пресвитерием, часовни св. Зигмунта и св. Анны (ныне Часовня мертвых), поднялись сводчатые потолки проходов.

Затем были пристроены Белая (Гефсиманская) башня, за ней – по инициативе Подебрадов, — Черная, а в 1482 году  на северной стороне — часовня с четырьмя приделами.

В период с 1562-го по 1623-й год здесь хозяйничали протестанты, изменившие интерьер на аскетический лад. Но в 1624 году, в рамках рекатолизации, иезуиты, при поддержке императора Фердинанда II Габсбурга,  начали восстанавливать церковь в стиле барокко.

Приглашенные ими итальянские мастера создали интерьерную основу одного из самых красивых сакральных зданий Силезии второй половине XVII века.

В XVIII столетии появилась лепнина и скульптура. Внутреннее оформление дополнили резная кафедра, новый орган, ​​серия картин «Salve Regina», сделанная в технике «al fresco».

В 1729-м году Кристофер Тауш встроил в готический пресвитерий главный алтарь, по бокам которого были установлены фигуры св. Иосифа и Иоанна Крестителя. А под навесом, богато украшенном символами евангелистов и готическими скульптурами ангелов, в эдикуле (нише, обрамленной колоннами), под белым куполом – фигура Мадонны из кедрового дерева, перенесенная из готического алтаря середины XV века. Вся композиция, выполненная в розово-зеленых тонах, богата позолотой.

Великолепие, которым поражает костел сегодня, обязан таким мастерам как Михал Клар Старший, Кароль Себастьян Флэккер и Михал Косслер.

Во время прусского владычества иезуитский монастырь был закрыт, забота о храме была передана Королевско-прусскому ведомству. А в 1814 году состоялась реституция ордена иезуитов. Они вернулись в Клодзко, где живут по сей день.

Итак, перед нами трехнефная семипролетная базилика, сложенная из местного песчаника, в которой слились воедино поздняя готика и барокко.

Барочная переделка, не испортила, а дополнила готические черты изящными карнизами и пилястрами, картинами, портретами святых из Ордена Общества Иисуса и Марии в позолоченных рамах, медальонами, скульптурой…

Распятие. Слева Фигура Франциска Ксаверия

Фигура Архангела Михаила

Фигура св. Флориана

Богато изукрашенный барочный амвон

В храме имеется несколько захоронений. Главное —  архиепископа Арношта. Прежде надгробие стояло над его могилой в одном из алтарей, а в 1964 году было перенесено в северный неф. Его заменила статуя из белого мрамора, изображающая коленопреклоненного архиепископа, которую изваял немецкий скульптор чешского происхождения Иоханнес Янда в год 500-летия со смерти основателя костела.

Часовня усопших

А напротив главного (западного) портала церкви Успения Пресвятой Девы Марии, на площади Косцельны находится скульптурная барочная композиция, поставленная иезуитами около 1720 года и зарегистрированная в 2004 году как историческая ценность. Это памятник Яну Непомуцкому (Posąg św. Jana Nepomucena)

Фигура святого в церковном облачении помешена в центр сооружения. Она, как обычно, слегка наклонена влево, к кресту с Распятием. Над головой, как и положено, гало с пятью золотыми звездами.

Статуя находится на возвышении в центре квадратного постамента, окруженного балюстрадой. По углам композиции —  невысокие пьедесталы с изваяниями ангелочков-путти.

Ян Непомуцкий, которого нередко называют Непомуком из-за предполагаемого происхождения из деревни с таким названием, особо почитаем чехами и поляками. Он обрел святость после того, как, не выдав тайны исповеди жены чешского короля Вацлава IV, был умерщвлен – сброшен с моста во Влтаву.

Согласно преданию, в том месте, где его тело погрузилось в реку, над водой возникло свечение в виде 5 звезд, которые, непременно, присутствуют  над головой Непомуцкого во всех его изображениях.

А теперь отправимся на улицу Гротгера (Grottgera), где стоит дом один из старейших таунхаусов. Дом № 5 носит название «Под волком» (Pod Wilkiem). Построенный в конце   XVII века как гостиница, он был переделан  в ХХ веке.

Своим названием он обязан барельефу с изображением волка, которое в 1927 году установил у входа в здание местный скульптор Франц Вагнер.

С этим изображением связана притча, в которой говорится о том, что некогда живший в Старом Вализе ясновидящий Филипп Федюк, однажды приехал в Клодзко и, войдя в парикмахерскую, прилюдно заявил следующее: «В тот момент, когда сойдутся три семерки, «волк будет пить воду» из протекающей рядом речки».

Прошло много лет. И вот, в ночь с 7го на 8-е июля 1997 года вода из разлившейся Нысы-Клодзки поднялась настолько, что затопила улицы города. Но вот чудо! Дойдя до изображения хищника, стала убывать.

До Второй мировой войны на фасаде этого дома   красовалась вывеска «Gasthof zur Wolfsschlucht» («Гостиница в Волчьем каньоне»).  После 1945 года название поменялось на «Wilcza Jama» (Волчья пасть»). Здесь были гостиничные номера и ресторан, где каждый вечер устраивались танцы.

В 1950-х годах гостиница перестала функционировать. Остался лишь ресторан с названием «Дельфин». После очередной реорганизации предприятий общественного питания в 1972 году этому заведению было возвращено старое имя — «Wilcza Jama». А потом оно превратилось в «Karczma». И в таком варианте прекратило функционировать после наводнения 1997 года.

Это наводнение, ставшее национальным бедствием, было не единственным в истории города. О предыдущем затоплении напоминала табличка с надписью «Hohwasser 1938» («Высота воды 1938»), что была прикреплена рядом с входной дверью  аптеки, располагавшейся в левой части строения до 80-х годов прошлого века.

Сегодня это жилой дом, где на первом этаже располагаются небольшие коммерческие компании

Наша прогулка по старой части Клодзко закончена. Но в городе осталось еще много интересного, что стоит, непременно, посмотреть в следующий раз.

Kolumna wotywna Najświętszej Maryi Panny w Kłodzku – Wikipedia …
Марианская колонна на Староместской площади — Прага. Тени …
Приглашаем в Клодзко – «маленькую Прагу» в Нижнесилезском …
Baśniowe dzieje kłodzkich kotów [FOTO], Kłodzko — Express-Miejski.pl …
Kocia ścieżka turystyczna 🙂 — Przystanek Kłodzko
Przystanek Kłodzko :): Kocia ścieżka turystyczna 🙂
Болеслав I Храбрый — Википедия

Фрагменты фотографий с сайтов

Category:Marian Column in Kłodzko — Wikimedia Commons

Plik:2013 Kłodzko, ratusz, 37.jpg – Wikipedia, wolna encyklopedia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: