Один день в Ницце

Один день в Ницце

О, этот юг, о, эта Ницца,

О, как их блеск меня тревожит!

Тютчев

На первый взгляд с моря все средиземноморские города кажутся похожими друг на друга. Те же поднимающиеся по склонам дома, те же деревья и кустарники… Но это совсем не так. Стоит сойти на берег, и каждый из них предстает в своем собственном обличье. Одни оставляют тебя равнодушными, другие принимая в объятья, завораживают с первого взгляда. Ницца, с ее особой аурой, наполняющей душу светом и радостью, относится именно к последним.

Лазурно-голубое небо над карабкающиеся вверх домами с охряными солнечно-желтыми стенами, оливковыми ставнями и ажурными решетками балконов, что были построены  в XVI-XVII веках; узкие улочки, арки-переходы, площади с аркадами, рестораны и пиццерии, маленькие магазинчики,  благоухающие  душистыми травами… Так  выглядит  столица департамента  приморских Альп и Лазурного берега.

Кто только не жил в этих местах!  Считается, что именно на Лазурном берегу, в районе грота Валлоне, было обнаружено самое древнее в Европе доисторическое жилище. Потом здесь были финикийцы, лигурийцы, греки, которые, победив последних в IV веке до н.э., создали у подножья холма в восточной части бухты торговое поселение Nikiai, названное по имени богини победы Ники. Когда им на смену пришли римляне, город был перенесен на холм Cemelenum — современный престижный район Cimiez (Симье), где в живописном парке можно увидеть руины римской арены.

В средневековье этот «лакомый кусочек» неоднократно подвергался нападениям пиратов, варваров, сарацинов…  Он переходил из рук в руки от итальянцев к французам и наоборот до тех пор, пока окончательно не был передан в 1860 году по Туринскому договору Франции в обмен на военную поддержку императора Наполеона III.

Благодаря мягкому климату Ницца стала популярным курортом, где первыми появились англичане, сделавшие ее «зимней столицей Британской империи». Любители дефилировать после обеда, они первым делом оборудовали прогулочную площадку на крыше одного из домов, а вскоре проложили дорогу вдоль кромки моря. Так появился знаменитый Английский променад длиной в семь километров, часть которого в настоящее время называется Набережной Соединенных Штатов.

Место — изумительно красивое, потому что вдоль его стоят дворцы и виллы периода Belle-Epoque, принадлежавшие великим князьям и лордам, богатым авантюристам. Самым же знаменитым из их них является отель Негреско (hotel Negresco) с позолоченным куполом. Он объявлен национальным памятником Франции, потому что нынешняя владелица, не имея наследников, передала гостиницу в дар государству, поставив условие сохранить ее внешний вид и внутреннее убранство и впредь использовать исключительно по назначению — то есть для приема гостей.

В 2012 году это здание, построенное по проекту голландского архитектора Эдуарда Нирмане, автора таких известных заведений, как Мулен-Руж и Фоли-Бержер, при поддержке румынского предпринимателя Негреско, отметило свое столетие.

Задуманное как фешенебельная гостиница для избранной публики, оно поражает своими номерами, украшенными изящной лепниной, антиквариатом, коврами и гобеленами, бархатными драпировками. При этом каждый этаж имеет свой стиль, соответствующий определенной эпохе.

Как театр начинается с вешалки, так отель начинается с холла, украшенного огромным, сотканным по специальному заказу ковром и потрясающей люстрой, заказанной компании «Баккара» царем Александром II, но так и не попавшей в Россию. Люстра эта висит под стеклянным куполом, спроектированным Эйфелем.

Существуй «Негреско» во времена королевы Виктории, она, непременно, останавливалась бы в нем. А так ей приходилось жить в отеле «Регина», расположенном на холме Семье. Сейчас это жилой дом. А в память о британской королеве поставлен памятник, где она стоит на постаменте в полный рост. Чуть ниже — фигуры четырех девушек, символизирующих четыре города Лазурного берега, которым она благоволила: Ниццу, Грасс, Ментону и Канны.

С середины XIX века англичанам составили компанию русские. Началось же все с приезда в 1856 году вдовствующей императрицы Александры Фёдоровны, которая явилась сюда улаживать государственные дела.

Когда, вследствие поражения в Крымской войне, Россия оказалась отрезанной от Средиземного моря из-за запрета прохода русских судов через черноморские проливы, король Сардинии великодушно согласился сдать в аренду порт города Вильфранш. И тогда в районе бухты была приобретена земля для постройки императорского дома. А когда царственная особа решила посетить Ниццу, ее встречали с соответствующими почестями.

Длинную кавалькаду, едущую нижним карнизом вдоль побережья из Вильфранша (часть этого пути впоследствии получила название бульвара Русской императрицы, переименованного затем в Сталинградский), на протяжении всего пути встречали девушки, бросавшие под копыта лошадей цветы. У въезда в город по стойке смирно вытянулись военные. Лишь показались первые кареты, заиграл оркестр под управлением мэра города. Но произошел конфуз. Поскольку никто не предполагал, что императрица может сидеть в последней карете, к тому моменту, когда она подъехала, церемония закончилась…  Это грозило большим скандалом. Но, Мария Федоровна простила насмерть перепуганного мэра и в знак своей милости одарила табакеркой с двуглавым орлом, инкрустированной бриллиантами.

С Романовыми в Ницце связано еще одно интересное место — русский храм, один из самых красивых православных соборов за пределами России. Построенный в 1912 году в старорусском стиле с крестами и куполом, покрытыми сусальным золотом, красочными изразцами стен, он так похож на Храм Василия Блаженного, что на какой-то момент возникает истинно сюрреалистическое ощущение того, что ты находишься на Красной площади в Москве.

История же храма начинается с печального события, когда в 1865 году в Ницце в особняке парка Бермон скончался наследник русского престола Цесаревич Николай Александрович. Приехав на встречу со своей невестой датской принцессой Дагмар, наследник престола во время одной из конных прогулок упал с лошади и повредил позвоночник, что привело к тяжелейшей болезни, которую врачи не сумели во время распознать.

Невеста Цесаревича с благословения, умирающего вышла замуж за брата, ставшего монархом Александром III и, приняв христианство, была наречена Марией Федоровной. Парк же приобрела царская семья, и Николай II распорядился построить на этом месте собор, выделив необходимые на строительство средства из своего личного фонда.

В память о событиях тех дней одна из улиц в Ницце названа бульваром Цесаревича. А широкий проспект, ведущий к собору, носит имя Царя-мученика Николая II (avenue Nikolas II).

И сегодня в Ницце по-прежнему живут люди, имевшие непосредственное отношение к российскому престолу. Это, прежде всего, потомки внебрачной связи Александра II с молодой княгиней Екатериной Долгорукой. Несмотря на то, что после смерти Марии Александровны монарх, исполнив обещание, данное много лет назад, женился на своей любовнице, пожаловал ей титул светлейшей княгини Юрьевской и даровал все права, которыми пользовались члены императорской фамилии, Екатерина царской семьей была не принята. Вскоре после гибели супруга от рук народовольцев, уехала вместе с тремя детьми в Ниццу, где и окончила свои дни.

Живет здесь и прямой потомок Николая I. Это Серж Ромайн, праправнук внебрачной дочери русского царя  — Юзии (Жозефины Кобервейн), которую увез к лазурным берегам художник Жозеф Фрисеро. Романтическая история закончилась трагически. Принцесса Юзия умерла послушницей католического монастыря, а на ее бывшей вилле сейчас — приют для слепоглухонемых девушек.

Во второй половине XIX века сюда потянулись и другие русские аристократы. Покупая землю за гроши, строили дома и виллы, оборудовали их мебелью, посудой и прочей утварью, привозимой с собой. Численность русской колонии резко увеличилась после революции. Но постепенно, по мере того, как таяли счета в банках и иссякали наличные капиталы, многие уезжали в другие города в поисках куска хлеба.

История сохранила для нас известные имена, связанные именно с Ниццей. Здесь писала свои дневники, ставшие мировым бестселлером ХIX века, юная художница Мария Башкирцева, проматывала в игорных домах состояние «сумасшедшая княгиня» Суворова, жили Гагарины, Юсуповы, бывали Гоголь, Тютчев, Бунин, Стравинский, приезжал Дягилев. Чехов и молодой Ленин останавливались в одном и том же пансионе «Оазис».

А виллы, стоящие на склонах холмов, до сих пор помнят имена былых владельцев: Апраксина, Лобанова-Ростовского (ныне в нем один из самых красивых отелей Ниццы — Шато дэз’ Ольер), княжны Елизаветы Кочубей, где расположился Музей Изящных Искусств.

Поражает воображение особняк «Вальроз» построенный в готическом стиле бароном фон Дервизом. Богач и меломан, он создал симфонический оркестр, основал театр, в котором устраивал музыкальные сезоны. А в изумительном саду рядом с партерами «а ля франсез» и искусственными гротами, среди пальм и мимоз стоит настоящий терем русских князей XVIII века, который был разобран и по частям перевезен из Киева. Ныне в Шато Вальроз (Chateau Valrose) учатся студенты факультета естественных наук Университета Ниццы.

Многие из русских упокоились на кладбище Кокад (Cimetire de Caucade), которое ранее называлось Николаевским, где стоит еще одна православная церковь Николая Чудотворца, которого православные жители Ниццы считают покровителем этого города.

Но достаточно экскурса в российскую историю. Отправимся в путешествие по сегодняшнему городу на прогулочном паровозике, отправляющемся от сада Альберта I.

.Этот сад стал вторым общественным садом города после появившегося сначала парка на Замковом холме на потребу все увеличивавшегося числа приезжающих отдыхать иностранцев, которых влек мягкий климат Ривьеры, места, приятного в любое время года.

Сад Альберта I был разбит в 1832 году на месте болотистой низменности «Prato della foce» («Луг в устье реки»), расположенной между правым берегом реки Пайон (сейчас она, загнанная в трубы в середине ХХ века, протекает под променадом) и морским берегом.

Территорию засадили каштанами, вязами, мимозой, шелковицей, ясенем, рожковым деревом, сосной, вишней, дубами, кленами… Но со временем европейские породы деревьев сменили субтропические культуры с преобладанием пальм, а расширившаяся территория украсилась цветочными клумбами, красивыми скамейками, фигурными фонарными столбами…

В 1896 году по инициативе президента Феликса Фора здесь, по случаю годовщины добровольного присоединения Ниццы к Франции в 1793 году, появился памятник «Столетие».

А в 1914 году этому месту было присвоено имя бельгийского короля Альберта I, который вошёл в историю благодаря своей роли в Первой мировой войне.

Узнав о милитаристских  планах Германии в 1913 году, он предупредил об этом Францию.  А потом защищал свою страну от германских войск, которые, несмотря на отправленное личное письме канцлеру Вильгельму о нейтралитете своей страны, вторглись на территорию Бельгии. В борьбе с захватчиками (до конца войны бельгийцы во главе с королём, несмотря на неравенство сил, удерживали небольшой плацдарм на своей территории) заслужил славу «короля-солдата» и «короля-рыцаря» во всех странах Антанты.

Этот великолепный парк украшают интересные архитектурные постройки, скульптура, фонтаны… Одним из значимых объектов считается поставленная в 1988 году на центральной лужайке металлическая Арка Венет размером в 19 метров. Она представляет собой дугу, повторяющую очертания береговой линии Лазурного берега вдоль Ниццы.

Пропыхтев по узким улочкам старого города, паровозик увез нас к Замку на холме — удивительному месту, с развалинами времен древней Никеи и красивым искусственным водопадом. К месту, откуда открывается потрясающая панорама на лежащий внизу город, омываемый морем. Постояли, посмотрели — и вниз, в Старый город.

Выйдя из вагончика, первым делом направились на Кур-Салейя (Le Cours Saleya), для того чтобы полюбоваться рынком, где по утрам продают необыкновенные цветы и овощи, а во второй половине дня раскладывают свои столики продавцы Блошиного рынка.

Цветы, и впрямь, оказались исключительно хороши. Нежные настурции и величественные розы, гордые гладиолусы и незатейливый мышиный горошек… Но особенно много было лилий. Разного цвета, размера и форм, они, затмевая своих соседей, словно говорили: любуйтесь нами, потому что именно мы — настоящие королевские цветы.

Насладившись видом этого великолепия, двинулись по узким улочками, что пролегли вдоль мостовой, выложенной неровным булыжником. Из небольших ресторанчиков доносились ароматы местной кухни с запахами чеснока и оливок, в крохотных лавочках пекли хлеб и пирожные, чинили часы и обувь, продавали милые вещички из пузырчатого биотского стекла и знаменитого мустьерского фаянса.

Одна улочка, другая, третья… Мы вышли на Площадь Дворца правосудия (Place du Palais de Justice). Его доминанта — Дворец юстиции. Массивное здание в неоклассическом стиле с внушительной лестницей и колоннами ионического ордера, подпирающими фронтон треугольной формы, было построено в 1880-м году. Здесь располагается суд Ниццы.

Несмотря на всю серьезность этого места, здесь всегда оживленно. Особенно в выходные дни, когда торговцы расставляют свои столики,создавая импровизированный рынок.

Напротив, во дворце Руска, построенном в 1780-м году, — суд Высокой инстанции. А сбоку -небольшой фонтан.

Далее на нашем пути встретится Оперный театр, стоящий на том самом месте, где в 1776 году Маркес Алли-Маккарани построил «Маленький деревянный театр», что в 1787 году был продан местному дворянству и стал «Королевским театром».

В 1826 году его приобрел город, спонсируемый королем Чарльзом Феликсом. Старая постройка была снесена, а через два года состоялось открытие оперой Джованни Пачино. В 1860 году театр приобрел статус «Императорского».

Так бы он, вероятно, и стоял до наших дней, если бы 23 марта 1881 года, когда шла опера Доницетти «Лючия де Ламмемур», не случился  пожар. От театра осталось одно пепелище.

Но в 1885 году появилось новое строение.  И театр ознаменовал это событие «Аидой» Верди. В 1902 году он был назван Opéra de Nice, а теперь называется Opéra Nice Côte d’Azur.

Отсюда держим путь на площадь Массена (La Place Massena), что носит имя знаменитого земляка ницциан.

Родившись в середине XVIII века в семье лавочника, он прошел путь от рядового до маршала Франции, удостоился званий герцога де Риволи и князя Эслингского.

Начав службу в Королевском Итальянском полку, дослужился до звания фельдфебеля. Дальше дело не пошло, ибо офицерский чин давался лишь дворянам. Поэтому, после 14 лет службы Мacceна вышел в отставку. Завел собственное дело, женился. По ряду сведений, некоторое время даже занимался контрабандой.

Все изменила революция. Он снова оказался в рядах армии, где, благодаря таким качествам как храбрость, хладнокровие и решительность, сначала стал командиром батальона, а затем дивизионным генералом. Участвуя в многочисленных сражениях во время итальянской кампании 1796 года, приобрел славу выдающегося полководца. В 1810 году получил назначение командующего французскими войсками в Португалии, но за ряд поражений был отстранен от дел Наполеоном I.

Вернувшись во Францию, Массена уже никогда не командовал крупными соединениями. Однако занимал солидные посты и после реставрации Бурбонов, и во время второго «пришествия» Наполеона, и после 2-й Реставрации. Это был истинный командир. Недаром Наполеон говорил о нем так: «’Он был исключительно благороден и прекрасен среди огня и хаоса битвы».

Эта площадь стала формироваться в первой трети XIX века. Поначалу она была намного меньше и носила имя короля Сардинии Карла Альберта, взошедшего на престол в 1831 году.  Нынешнее название приобрела в 1892 году после того, как Ниццы стала французской.

Здесь в домах по периметру расположены небольшие магазинчики и кафе. В Рождество открывается большой рынок, часть площади превращается в каток, а в феврале стартует знаменитый карнавал.

На площади стоит фонтан Du Soleil («Солнце») (автор Альфред Жаньо), где светило олицетворяет мраморный Аполлон. Его окружают бронзовые статуи пяти планет: Земли, Марса. Венеры, Меркурия и Сатурна, «скачущие» на конях.

А вот квадрига, на которой обычно мчался по Небу лучезарный бог, почему-то помещена ему на голову вместо короны. Композиция, созданная в середине 30-х годов ХХ века, из-за войны украсила площадь лишь в 1956-м году.

Во время реконструкции площади в начале XXI века фонтан сначала убрали, заменив цветочной клумбой, но потом поставили  вновь, но без центральной фигуры, которую власти города сочли неприличной. Только в 2011 году Аполлон вновь занял свое место.

Другой, менее интересной деталью площади является композиция Диалог в Ницце» (автор — каталонский скульптор Жауме Пленса), которая символизирует семь континентов Земли и представляет собой десятиметровые металлические столбы, на которых «сидят» пластиковые фигуры мужчин, которые подсвечиваются в вечернее время.

От площади расходятся улица Массена (rue Massena) и улица Франции (rue de France), на которой магазины чередуются с ресторанами и кафе. Сюда выходит и бульвар Пайон (Paillon), под которым «заточена» река, вернее горный поток, что под землей доходит до берега моря, и, как говорилось выше, у Английской набережной впадает в море. Бульвар делит город на две части: новую и старую, где еще говорят на старониццианском диалекте.

Недалеко от площади — Музей Современного искусства, где собрана коллекция работ европейских и американских художников-авангардистов, начиная с 1960-х года. А рядом, на Yves Klein, — необычное здание, где верхняя часть выполнена в форме огромной квадратной головы. Это библиотека Луи Нюсер, которую сконструировали архитекторы Ив Байяр и Франсис Шапю.

Оригинальное название здания, появившегося в 2002 году, — «La Tete Au Carre» («Мышление в коробке.»)

Доходим до Площади Гарибальди (Place Garibaldi) одной из старейших в городе. Начала формироваться в XVIII веке под руководством архитектора Антуана Спинелли по решению короля Сардинии Виктора Амадея III.

В 1784 году здесь по проекту того же архитектора появилась неоклассическая часовня Гроба Господня, где на фасаде, в память об осаде Ниццы турками в 1543 году, над портальными арками, были подвешены три орудийные ядра.

За время соего существования площадь не раз меняла свое название. Носила имена короля Виктора-Эммануила, Республики, Оружия, Святого Августина… В 1870 году получила имя уроженца города Джузеппе Гарибальди.

Родившись в 1807 году, Джузеппе, стал моряком, как и его отец, ловивший рыбу и торговавший ею. В 1832 году он стал капитаном торгового, а в 1833 году — капитаном военного корабля.

Гарибальди познакомился с итальянским политиком Д. Мадзини, и попав под его влияние, вступил в тайное революционное общество «Молодая Италия», ставившее своей целью освобождение и объединение Италии, участвовал в подготовке восстания в небольшом итальянском княжестве Пьемонте, которое потерпело провал, а потому он, заочно приговорённый к смертной казни, бежал за границу.

В период 1834—1848 годов принимал активное участие в национально-освободительных войнах в Латинской Америке, был взят в плен и попал в аргентинскую тюрьму.

В 1848 году вернулся в Италию вместе с женой-бразильянкой Аните Марии Роберто да Сильва, ставшей его соратницей и принял участие в Итальянской революции 1848—1849 гг., организовал оборону созданной революционерами Римской республики (1849 г.); потерпел поражение, подвергся аресту и высылке из страны. Лишь в 1854 году правительство Пьемонта разрешило ему вернуться на родину, а когда началась война против Австрии, Гарибальди встал во главе отряда добровольцев, а потом он возглавил операцию по захвату всего Неаполитанского королевства, в результате которой в 1860 году Итальянская революция одержала победу.

Во время последующих лет (с 1862 по 1867 год) участвовал в освободительных войнах против Австрии,  в пытке освободить Рим от папской власти, в войне Франции против Пруссии в 1870 г. Умер 2 июня 1882 г. на острове Капрера.

И сразу же после этого муниципальный совет Ниццы решил поставить ему памятник, проект которого принадлежал скульптору Антуану Этексу, который умер, не успев воплотить свои планы в жизнь. Продолжил работу Жан-Батист Гюстав Делойе, который значительно увеличил постамент и добавил двух бронзовых львов по бокам и установил монумент в центр фонтана.

В 2012 году площадь подверглась капитальной реконструкции по архивным проектам, чертежам и рисункам с целью возвращения ей первоначального вида.

Вокруг площади, вымощенной базальтом, дома с аркадами (свидетельство того, некогда это место входило в составе Священной Римской империи), сохранившие традиции итальянского барокко.

На площади, среди ряда кафе, находится и знаменитое «Турин», существующее с 1891 года и славящееся блюдами из морепродуктов.

Мы были здесь весной, когда вокруг обильно цвела пушистая альбиция

Становилось жарко, утренний бриз сменился дневным зноем, и было решено продолжить знакомство с городом на экскурсионном автобусе, что ходит по определенному маршруту, делая остановки в определенных местах, представляющих интерес. Наушники, в которых звучит информационный текст на одном из выбранных языков (в том числе и на русском), делают поездку не только приятной, но и познавательной.

Купленный билет действителен весь день. Поэтому можно выйти там, где тебе хочется, а затем снова сесть на другой, такой же автобус и продолжить путь. Поступив именно так, мы первым делом посетили музей «Библейское послание Шагала» (Musée «Message biblique de Chagall»), что был создан специально для размещения семнадцати больших живописных полотен написанных с 1954 по 1966 год и изображающих эпизоды из книг «Бытие», «Исход» и «Песнь Песней». Шагал, присутствуя на его открытии, поставил условие: эти вещи никогда не должны покидать стен музея.

О выборе же темы автор, очарованный Библией с ранней юности, сказал так: ‘Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать»

Вот в самом центре «Авраам и три ангела». Далее следуют «Жертвоприношение Исаака», «Ной, отпускающий голубя», «Песни Соломона», «Синий рай» и «Изгнание из рая» …  Кроме главных полотен имеются и другие вещи этого «художника-поэта», как назвал Шагала Гийом Аполлинер.

Только рассказывать об этих «сверхреальных» работах, которые лучатся необыкновенной энергией, подпитывающей окружающий мир, дело неблагодарное. Каждый воспринимает их по-своему. Их надо увидеть.

Это «Лестница Якова»

Настроившись на лирический лад, посидели немного во внутреннем дворике у пруда с лилиями

И снова в путь. Направляемся в музей Анри Матисса (Musée Henri Matisse), что занимает виллу XVII века, построенную среди античных руин на холме.

Музей этого художника не случайно находится в городе, который для художника ассоциировался с земным раем, местом, где он чувствовал себя удивительно счастливым.

Яркое, кирпичного цвета, здание с белыми наличниками окон само по себе создает соответствующее настроение, с которым ты входишь во внутрь и проходишь все 18 залов. В них, помимо работ художника имеется немало любимых им вещей: венецианские кресла-качалки, синие вазы, мраморные столики …

Интересно было увидеть нового Матисса. Не того, что хорошо знаком по российским полотнам Пушкинского музея. Здесь не только картины и  рисунки, выполненные в разной технике, но и скульптура, и керамика, и витражи и удивительные бумажные коллажи, в том числе одна из самых экстравагантных работа этого рода – «Танцующая креолка», собранная из геометрических, пульсирующих зелёным светом, фигур, составляющих резкий контраст с прямоугольниками в  розово-красной гамме. Хороши и удивительные в своей простоте «голубые Ню», вырезанные из цветной бумаги и размещенные на белом фоне.

Есть и работы периода увлечения фовизмом, когда использовались возможности цвета и фактуры для проявления эмоциональных и экспрессивных состояний. Это «Мадам Матисс», «Окно на Таити», «Натюрморт с гранатами».

Неподалеку от этого места стоит монастырь Симье (Monastère de Cimiez), на кладбище которого Матисс нашел свой последний приют.  Если будет время, непременно загляните туда. В нем, основанным бенедиктинцами, которых сменили францисканцы, имеется прекрасный розарий и  церковь Успения Божьей Матери, в которой  можно увидеть интереснейшие работы Луи Бреа  (конец XV  века) посвященные последним моментам жизни Христа: «Пьета», «Распятие», «Положение во гроб».

Следующая остановка на одной из площадей, где находится построенный в XVIII веке собор святой Репараты (Sainte Reparate), которая считается покровительницей города.

Следующая остановка на одной из площадей, где находится построенный в XVIII веке собор святой Репараты (Sainte Reparate), которая считается покровительницей города. Это в ее честь названа расположенная рядом со старым городом Бухта Ангелов (la Baie des Anges), потому что, согласно легенде, именно туда волны Средиземного моря доставили в утлой лодчонке тело замученной девушки,

Довольно скромный снаружи, храм имеет весьма богатый и интересный интерьер в стиле типичного барокко.  На заалтарной картине запечатлен вид на старый город и его замок, что был снесен по приказу Людовика XIV. Фризы украшают гербы князей Савойских.

Было еще одно место, которое хотелось посетить, но туристический автобус до него не шел пришлось воспользоваться городским транспортом для того, чтобы добраться до виллы Ротшильдов (Villas Rothschild,), расположенной на мысе Сен-Жан-Кап-Ферра.

Вилла, построенная в 1912 году дочерью банкира Альфонса Ротшильда, представителя французской ветви, баронессой Беатрисой де Ротшильд, представляет собой удивительное эклектической сооружение, где слились испанские, венецианские, ломбардские и тосканские элементы.

Здание, фасад которого своим видом напоминает итальянское палаццо эпохи Возрождения, стоит в исключительно красивом месте, являющемся частью двухуровневого ландшафтного  парка, состоящего из девяти тематических садов: французского, японского, испанского, провансальского, флорентийского, севрского, каменных скульптур, экзотических растений и розария. А перед зданием — бассейн, где привольно чувствует себя Альба Регия

А в доме — произведения искусства эпох Средневековья и Возрождения. Здесь и уникальный фарфор, и  гобелены, и ковры, и полотна с акварелями  известных живописцев, исторические костюмы, уникальная мебель  и прочие  раритетные вещи.

После смерти хозяйки вилла, согласно ее завещанию, отошла Академии изящных искусств Института Франции и стала местом, открытым публике.

В этом месте поставим точку. Праздник, подаренный удивительным городом, окончен. Наше судно набирает ход, минуя Cape d’ail — Чесночный мыс, названный так из-за своей формы, напоминающей очертаниями дольку чеснока, — небольшое курортное местечко, где густо поросшие соснами скалы обрывом спускаются к морю.  Оно считается самым красивым на всем Лазурном Берегу.

Мы покидаем эти края с единственным желанием — вновь вернуться сюда. И лучше всего это сделать в первую половину февраля, когда в Ницце проводятся Карнавалы Цветов с удивительными процессиями, и по Английскому променаду на огромных платформах, украшенных великолепными цветочными композициями, проезжают самые красивые манекенщицы Лазурного берега.  А, может, стоит посетить традиционный  мартовский фестиваль тыквы или майские фольклорные представления и балы в садах Семье? Надо подумать.

2006-2018

Фотографии Владимира Гринбанда

Фото памятника  королеве Виктории с сайта Queen Victoria in Nice | The Curious Rambler
 Замок и парк Вальроз (le Château et le 
Opéra de Nice — Wikipedia
Краткая биография Джузеппе Гарибальди — Цитаты и афоризмы
Nizza — Wikipedia
Прогулки по «русской» Ницце/Франция — Страны Мира
Place Masséna — Wikipedia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: