На Староместской площади

Староместская площадь чрезвычайно прочно вписана в город как его замкнутый центр; но в то же время эта замкнутость архитектурно обособляет ее, превращает в совершенно независимое целое, достигающее своего высшего выражения в двух резко выделяющихся пунктах: ратуше и Тынском соборе.

Карел Чапек

Одной из важнейших пражских площадей является Старгородская или Староместская площадь, которую пражане называют также Старомаком.

Очень старая, она помнит те времена, когда была центральным местом самостоятельного города и называлась Велкой (Большой).

Со временем площадь обрасла зданиями, большинство которых появившись в Средневековье, а потом было перестроено в ренессансном или барочном стиле. Но есть и ветераны, история которых уходит корнями в романский период, о чем свидетельствуют их подвалы и чудом сохранившиеся первые этажи.

Начнем свой осмотр с восточной части площади, где стоит древнейший Тынский двор, который прежде называли Унгельтом.

Это был постоялый двор для иностранных купцов, приезжавших в Прагу. Здесь они могли не только остановиться, но и получить целый комплекс услуг, включая охрану и место для складирования товара. Надо было лишь заплатить таможенный сбор.

Сегодня на территории Тынского двора располагается несколько  сувенирных магазинов, бары и непривычный для Праги дорогой рыбный ресторан «Rybi trh»,  в котором посетитель может выбрать себе рыбу по вкусу, выловив ее из аквариума или попросив принести из ледника.

Рядом стоит здание раннеготического периода, перестроенное в середине XVI века в ренессансном стиле, где от начального варианта осталась типичная аркада с реберными сводами XIII века. А вот фронтоны фасада – это уже  венецианский ренессанс.  На фасаде здания видна фреска «Вознесение Девы Марии»

В течение длительного времени в этом здании размещалась приходская школа Тынского храма, в которой в свое время преподавал М. Рейсек, строитель Пороховой башни. Через проход, имеющийся в доме, можно попасть в Тынский храм — Kostel Panny Marie před Týnem.

Здание, стоящее слева — Тынская школа

Костел построен на фундаменте готической церкви в середине XIV века, от которой остался лишь Северный портал со стороны Тынской улочки, где в тимпане изображены сцены жития Христова.

Во время гуситских войн сторонники реформации Чехии сделали костел главным храмом города. Они построили северную башню и зубчатый треугольный фронтон центрального нефа, на который поместили статую «гуситского короля» Иржи из Подебрад Он держал в руках меч и золотую чашу — символом умеренной ветви гуситского движения, чашников. Рядом был лозунг: «Истина побеждает».

В начале XVI века костел приобрел вторую башню, которую вместе с первой увенчали остроконечные шпили, а вокруг выросло еще восемь башенок поменьше.

Из-за того, что башни костела строились в разное время, они имеют различную ширину. Ту, что мощнее, в народе называют Адамом. А более изящную — Евой. Поставлены же они так, что Адам защищает свою подругу как от непогоды, так и от солнца.

Храм Девы Марии перед Тыном. Слева -Тынская школа. Справа —
Трчковский дом

После гуситов хозяевами храма стали иезуиты, которые в 1626 году сменили «короля» на мраморную Богородицу, обрамленную тонкими золотыми лучами мандорлы, в которые была переплавлена чаша Иржи Подебрадского. И теперь светлая фигура, окруженная нимбом, резко выделяется на фоне темного камня.

Внутри, в главном алтаре, появилась картина выдающегося барочного художника Карла Шкретты, а храм получил официальное название  Девы Марии перед Тыном.

После пожара 1679 года готический свод центрального нефа заменил другой. в стиле барокко. Тогда же появился и орган, самый старый в Праге (1673 год), работы немецкого мастера Мундта, который недавно был реставрирован в Бонне.

В храме имеется 60 захоронений. За готической кафедрой находится мраморное надгробие самого известного из почивших в бозе. Это Тихо де Браге, датский астролог, служивший при дворе Рудольфа II.

А в нише с консолями упокоились, головы дворян, провисевших долгое время на башне Карлова моста, и, согласно преданию, сердце Йиржи Подебрадского.

Рядом с Тынской школой стоит дом «У белого единорога» (Трчковский дом), который много раз перестраивался, и каждая эпоха оставила свой след.

В подвальном помещении сохранился романский зал, на первом этаже — арочная галерея с реберными сводами. О поздней готике свидетельствуют окна, а о ренессансе — элементы фронтонов. все остальное все в стиле раннего классицизма.

Дом знаменателен  тем, что здесь располагалась аптека, которой владел отец Жозефины Душковой. Здесь и родилась известная чешская певица, сыгравшая вместе с мужем значительную  роль в судьбе Моцарта.

Он долго жил и плодотворно работал в их имении Бертрамка. А через несколько лет после смерти Вольфганга Амадея Душковы приютили его сына, Франца Ксавера Вольфганга, взявшего после смерти отца имя Вольфганга Амадея.

Ныне там выставочные залы с работами Энди Уорхола, Сальвадора Дали и Альфонса Мухи.

Рядом стоит Шторховский дом,  архитектура которого совместила четыре стиля. В подвале – романский,  у эркера с кружевной каменной башенкой. – готический, а верхняя часть дома, — барочная.

Великолепная фреска на стене в рыжеватых тонах, на которой  Святой Вацлав гарцует на белом коне, написана в ренессансном стиле по эскизам художника Микулаша Алеша, оставившего значительный след в архитектурной истории Праги..

Рядом стоит Дом «У каменного барашка». Белое здание с серой отделкой и контрастным ренессансным порталом коричневого цвета. Назван по домовому знаку в виде барашка, потерявшего один рог в тот момент, когда каменщик, работавший с фасадом, падая, ухватился за рог и отломал его.

Оттого порой возникает путаница, и дом «У каменного барашка» называют домом «У белого единорога».

С ннм соприкасается барочное здание «У каменного стола» с фреской «Утешение страждущих», изображающая святого Яна Милостивого.

Историческое здание  бежевого  цвета с терракотовой отделкой и привлекает внимание  изящным барочным фасадом с  лепными элементами и фреской Таким оно стало  в 1724 году, когда выросло на два этажа.

Оно стоит на фундаменте готического строения, XII века, о чем свидетельствуют следы каменной кладки в виде крестообразных сводов и типичных арок.

Когда-то это строение называлось «У Валюты» из-за того, что Йиржи из Подебрад в XV веке открыл здесь обменный пункт.

Дом знаменателен тем, что вначале ХХ века сестры Вертайм открыли здесь богемный пражский салон.  в котором собирались известные музыканты и литераторы. В частности, Франц Кафка и Макс Брод. Здесь они знакомили слушателей со своими творениями, велись споры на философские темы.

Нередко посещал это место  во время пребывания в Праге  Альберт Эйнштейн (в 1910-1911 годах он преподавал в немецкой части Карлового университета) и давал импровизированные музыкальные концерты, играя на скрипке под фортепьянный аккомпанемент Макса Брода. Считается, что именно здесь впервые прозвучали постулаты теории относительности. Об этом говорит мемориальная доска на фасаде.

В настоящее время в  этом доме  работает  ресторан чешской кухни «У каменного стола»

Второй слева дом «У каменного стола» За ним — дом «У Лазаря»

Ряд домов заканчивается домом «У Лазаря» с сохранившимися подлинными романскими сводами.

И замыкает эту череду строений стоящий на углу с Железной улицей одно из старейших зданий Праги — дом «У золотого единорога», который порой называют домом У Красных дверей или У Белого конька. 

Этот дом  был  в 1359 «сложен» из двух романских зданий, фрагменты  которых можно увидеть в подвальных помещениях . Это сохранившиеся готические своды с уникальными лепными элементами.

В  1493 году дом купил Иржи Единорог, который  поместил символ своей фамилии как домовой знак на фасад.

В конце XV века он был реконструирован в готическом стиле по проекту архитектора Матея Рейсека.

В XVII-XVIII веках строение не раз подвергалось переделке. Сначала Франтишек Канька придал ему барочный вид. Затем здание было реконструировано в классическом стиле, который и сохранился до наших дней.

Мы видим красивое светлое строение с изящной лепниной, изогнутыми карнизами и маскаронами над окнами. Треугольный фронтоно с круглым окном в «ленточном» обрамлении, вазоны, икона Богоматери в золоченном окладе…

В XIX веке в здании находилась музыкальная школа композитора Берджиха Сметаны, основоположника чешской музыки, о чем говорит  мемориальная доска.

В настоящее время здание арендуют отель Old Town Square, кафе и небольшая художественная галерея

Теперь рассмотрим дом «У каменного колокола», который своим названием обязан домовому знаку, находящемуся на углу дома. Сегодня строение имеет изначальный готический фасад, который хорошо сохранился под более поздним необарочным. Внутри имеется старинная часовня и готическая стенная роспись середины XIV века.

Фото с сайта «Дом у каменного колокола» Он расположен справа.

Согласно историческим хроникам, в этом доме жила Святая Людмила, с внуком Вацлавом. Они прятались от врагов, а потому ходили тайным коридором в подземную часовню под храмом, где для них специально проводилась служба. Как оказалось впоследствии,  такая предосторожность была не излишней. Оба они были убиты своими  родственниками.

Потом, при Яне Люксембургском, этот дом служил резиденцией его супруги, королевы Елизаветы, дочери Вацлава II.

В более позднее время, в 1333 году, здесь останавливался будущий монарх Карл IV, получивший в 17 лет титул маркграфа Моравского. Его срочно вызвали из Парижа, где воспитывался будущий император с целью управления государством в отсутствие отца, бывшего в военном походе. Так как Пражский Град, разоренный Яном Люксембургским, был заложен вместе со всеми сокровищами короны, ему пришлось поселиться на Староместской площади.

Сейчас в доме «У Каменного колокола» располагается  картинная галерея.

Справа от него — дворец Гольц-Кинских, что был возведен во второй половине XVIII столетия.

Фото с сайта «Дом у каменного колокола»

А. Лураго, руководствуясь указаниями хозяина Я.-А. Гольца, перестроил три дома в один в стиле позднего барокко с элементами рококо и классики.

После смерти Гольца строение приобрел граф Франц Олдржих Кинский. Прикупив еще два дома, стоящих по соседству, перекроил все по-своему.

Появилось новое крыло со стороны Тынской улицы, дворовые флигели, приобрели классический стиль, а интерьеры — ампирный вид.

В величественном дворце особенно интересен главный фасад. Там, на вершинах треугольных фронтонов, установлены вазы в стиле рококо, а на боковых гранях и в тумбах аттика — изваяния работа И. Ф. Платцера, изображающие античных богов и аллегории стихий.

По эскизам этого же мастера выполнены фрески тимпанов фронтонов на мифологические сюжеты. Один из них рассказывает о похищении Европы Зевсом.

Исключительно интересны красиво украшенные мансардные окна с овальными проемами, рельефы в стиле рококо, обрамляющие окна двух верхних этажей и декоративные карнизы над окнами второго этажа, где имеется изображение Мадонны с младенцем и св. Яна Непомуцкого. А над центральным окном виден герб рода Кинских.

После того, как в 1945 году дворец был конфискован, его превратили в музей, где экспонируются родовая библиотека Кинских, коллекция графики и размещает  свои выставки Народная  галерея.

Это историческое здание помнит немало знаменитых людей, бывавших в его стенах. Здесь, по приглашению графа Кинского, играл Бетховен; в находящейся на третьем этаже немецкой гимназии учился Франц Кафка, а внизу, на первом этаже, его отец Генрих владел галантерейным магазином.

Именно отсюда, а феврале 1948 года, обращался с балкона к народу президент Клемент Готвальд, а в 1990-м – Вацлав Гавел.

В начале XX века рядом с этим дворцом появился бронзовый памятник Яну Гусу, работы скульптора Ладислава Шалоуна.

Изначально композиция, изображающая реформатора в последний момент его жизни, должна была выглядеть по-другому. Но оказалось, что проект совсем не подходит к выбранному, наконец, месту.

И пирамидальная скульптура превратилась в группу, где на невысоком постаменте — величественная фигура главного героя, а рядом – несколько сцен событий его жизни.

Торжественная церемония закладки памятника состоялась в июле 1903 года, а открытие лишь в июле 1915 года, в день 500-летия мученической смерти знаменитого реформатора. Из-за Первой мировой войны  торжественные мероприятия не проводились. Лишь к подножью пьедестала были положены цветы.

В то время напротив памятника располагался Марианский столб, поставленный в 1650 году, в честь освобождения Праги от шведов. В 1918 году его снесли, посчитав символом Габсбургской империи.

А жаль. Ведь это был не простой столб. В полдень от него падала тень, определяя положение Пражского меридиана, от которого в Средневековье чехи отсчитывали все расстояния.

Сегодня  на месте столба можно увидеть мемориальную табличку. Но, все равно,  место считается особенным, потому что, встав на табличку обеими ногами, надо загадать желание. И оно, непременно, сбудется.

Еще раньше, нежели столб, с площади исчезло прекрасное архитектурное сооружение — колодец с фонтаном Кроцина, снабжавший жителей Старого места водой. Из-за строительства в 1896-ом году городского водопровода, члены управы решили, что фонтан уже не нужен.

Осмотрев северо-восточную часть площади, отправляемся в северо-западный угол. Туда, где стоит величественный  Храм Св. Николая (Микулаша), один из самых древних и исторически важных храмов города.

Сначала это было готическое здание, появившееся в 1273 году по идее колонии немецких торговцев, которые и посвятили его св. Николаю Чудотворцу, небесному покровителю купцов.

В 1635 году костел перешел к бенедиктинцам, и они сделали его ренессансным.

В XVIII веке, после пожара, сильно испортившего здание, его снесли, и в 1735 году К. И. Динценхофер построил новый храм.

Белоснежная постройка с изящными башенками-близнецами, украшенными металлическими и лепными элементами, гармонирующими с зелеными куполами, увенчаны золотыми крестами. На карнизах — статуи святых.

Исключительно хорошо и внутреннее убранство. Много золота, лепнина работы Бернарда Спинетти, фрески плафона купола и хоров работы баварского живописца Космаса Дамиана Асама с ветхозаветными сюжетами и изображением св. Николая Чудотворца. Этим же мастером  расписаны боковые капеллы и просвитерий.

Над балконами — портреты четырех евангелистов в золоченых лепных рамах. В полукруглых нишах нефа — восемь изваяний святых (мастерская А. Брауна).

Главный алтарь из искусственного мрамора украшен колонами с позолоченными капителями. В центре — образ Христа. Там можно увидеть и белого фарфорового барашка, олицетворяющего священного агнца.

Представляет интерес старинный орган с фигурками ангелов в позолоченных драпри. А также витражные стекла с изображением св. Вацлава и св. Николая.

В конце XVIII века, соответственно реформами Иосифа II, костел упразднили. Все ценное из него вывезли. А здание, переданное пражскому магистрату, сначала использовали как зернохранилище, в потом как архив.

Затем здесь размешался концертный зал. А потом помещение взяла в аренду русская православная церковь, которой император Николай II подарил люстру в форме российской короны, выполненную мастерами Гарраховской стекольной мануфактуры.

В наше время храм принадлежит чешской гуситской церкви. Но в праздничные дни Рождества и пасхи его торжественно обходит православный крестный ход.

Теперь отправимся в южный угол площади, где находится башня Староместской ратуши (Staroměstské radnice).

Ее история уходит корнями в 1338 году, когда указом Яна Люксембургского Прага получила право учреждения собственного муниципалитета, и богатый купец Вольф Камене подарил городу свой дом раннеготической постройки конца XIII века.

Через  30 лет к нему пристроили пожарную каланчу в форме призматической башни высотой в 69,5 метров.

Во второй половине XV века в эту башню была встроена капелла с богато украшенным эркером готического образца и  витражами работы Петра Парлежа.

Внутри капеллы можно увидеть копию скульптуры Мадонны с младенцем, оригинал которой, датируемый 1381 годом, хранится в Лапидарии, а также изваяния чешских покровителей (работа более позднего периода).

С западной стороны в  1526 году была сделана пристройка с трехчастным окном. Рядом девиз «Praga caput regni» («Прага — глава королевства»). Над ним — вытесанный из камня герб Старого города  с изображением  двух львов, держащих корону, трех башенок и распахнутых настежь ворот. А под главным карнизом гирлянда из 18 каменных гербов, согласно количеству членов городского совета.

В ратушный комплекс ратуши вошел так же дом Микеша, что  был перестроен в XIX веке архитектором А. Баумом и приобрел  псевдоренессаный фасад с гербом Старого города. А  также дома «У золотого полумесяца» и «У петуха», фасад которого стал классическим. В подвалах купеческих домов сохранились элементы старинных построек: ребристые готические своды, романские помещения.

Часть внутренних помещений ратуши открыто для посетителей. Пройдя через вестибюль с готическими сводами, выполненными по картонам М. Алеша, можно пройти в центральный зал заседаний Рады (Совета), сохранивший вид XV века.

Ренессансный мраморный портал с надписью «Сеnatus», ведет в большую комнату, где на стенах нарисованы 46 цеховых и 12 городских гербов. Сохранился расписной ренессансный балочный потолок (XVI в), старинный кафельный камин и ценный раритет — готическая  фигура распятого Христа (1410 г).

Представляют интерес залы расположенные на третьем этаже. В Йиржиковом, носящем имя избранного в ратуше короля Георгия (Йиржи) Подебрадского, обращают на себя внимание фрески начала XV века; в Брожиковом, что служил залом заседаний и простирается на два этажа, — крупноформатные полотна (8х5 м), посвященных Яну Гусу и Георгию Подебрадскому.

Старинные  залы первого этажа используются под выставки, торжественные мероприятия, обряды бракосочетаний.

А изюминкой ратуши, привлекающей на площадь толпы народа, являются  астрономические часы Орлой

С ними связана одна из пражских легенд, согласно которой Вацлав IV заказал мастеру Ганушу изобрести нечто особенное. И тот, проведя немало времени в своей мастерской, соорудил необыкновенные часы, которые произвели фурор.

А через некоторое время до короля  дошли слухи, что мастер тайно изобретает новые часы, более совершенные. Испугавшись, что они водруженные на Староместскую башню, монарх велел ослепить Гануша.

Но тот, догадавшись об этом, тайно пробрался во внутрь строения и разрушил сложный механизм. Часы остановились, а  мастер упал подле них бездыханный. Это один вариант легенды. Согласно же другому, Гануша все-таки  ослепили.

Дожив до глубокой старости, он, предчувствуя кончину, поднялся с помощью ученика на башню, остановил часы и, прокляв жестокого правителя, спрыгнул вниз.

Только это всего-навсего расхожая легенда, потому что часы были  сделаны совсем другим  мастером. Их сконструировал в 1410 году  Микулаш из Кадани вместе с профессором Карлова университета Ондреем Шиндлером, известным ученым в области астрономии, математики и медицины, бывшим, по совместительству, личным лекарем Вацлава.

За работу мастер был награжден по-царски. Он получил дом и солидный гонорар. Что же касается Гануша, то он лишь отремонтировал часы много лет спустя, в 1490 году.

Позже часы были перенесены из нижней части ратушной башни повыше. В XVII веке на них появились фигуры апостолов, а в XIX -м, после капитального ремонта, — новая календарная доска написанная Йозефом Манесом. И с тех пор часы имеют тот вид, что и сегодня.

На стене расположено  два круга. Средний циферблат показывает расположение планет в соот­ветствии с тогдашними представлениями о Вселенной. В геоцентрической системе планеты вращаются вокруг Земли как центра Вселенной. Часы показывают время восхода и захода Солнца, восхода и захода Луны.

На нижнем, календарном, картинки, соответствуют конкретным знакам зодиака и месяцам.  

На самом верху — обыкновенные куранты, отбивающие, как и полагается, время. Под звук колокола каждый час (с 8 до 21) приходит  в движение фигура Смерти, которая переворачивает песочные часы, символизирующая краткости жизни. Открываются окошки, и начинается торжественная процессия двенадцати Апостолов под предводительством св. Петра. Действие завершается криком золотого петушка, сидящего в верхнем проеме.

Приходят в движение и символические фигуры, стоящие по обе стороны от среднего циферблата. Они  изображают Тщеславие, которое глядится в зеркало; Скупость, стучащую  палкой и трясущую  мешком со своими сбережениями; Смерть, в виде скелета, заявляющего о себе звоном колокольчика; Безнравственность,  представленную покачивающим головой. турком, что олицетворяет Османскую империю, под игом которой страна находилась долгое время.

Есть и статичные фигуры, находящиеся по обе стороны от календарной доски. Это Архангел Михаил с поднятым мечом и три языческих волхва.

На стенах ратуши можно увидеть памятные доски с именами защитников города во Вторую мировую войну. (Одна из них посвящена освобождению Праги советской армией под командованием маршала Конева). А также мемориальная доска с именами 27 лидеров, выступивших против Габсбургской династии. И отсюда по направлению к Пражской улице выложены  кресты, ведущие  к месту их казни.

Они напоминают о том, что 21 июня 1621 года состоялась казнь самый ярых участников восстания. Приговор привел в исполнение  палач Мыдларж, отличавшийся особой жестокостью и свирепостью.

Потом головы 12-ти убитых, поместили в металлические сетки, и выставили на всеобщее обозрение на смотровой площадке Староместской мостовой башни, где они провисели целое десятилетие.

Наконец, уступая просьбам родственников, их сняли и похоронили в Тынском храме.

Согласно легенде, ежегодно, в день своей смерти,  духи 27 казненных устремляются к пражским курантам  для того, чтобы удостовериться, в правильности показаний Орлоя. Если часы не спешат и не отстают, духи спокойно покадают это место. Значит в стране все хорошо, все спокойно..

Недавно к крестам на  брусчатке добавился новый, посвященный еще одному дворянину, связанном с поражением протестантов в битве у Белой горы. Мартин Фрувайн из Подоли покончил с собой перед казнью и был обезглавлен мертвым.

А теперь обратим внимание на стоящий рядом с ратушей дом, украшенный фигурными композициями в стиле сграффито.

Из-за помещенного на угол в конце XVIII века царя зверей, держащего в лапах зеркало, он назывался «У белого льва». В то время здесь размещалась аптека М. Бартла, просуществовавшая 138 лет.

В  XIX веке его переименовали и назвали «У минуты» (U minuty). Но не думайте, что оно как-то  связано с единицей отсчета  времени.  Происходит оно от слова «minuciozni» («мелкий, дробный»), ибо в доме была  табачная лавка, в которой можно было купить  разные мелочи.

Правда, другая версия происхождения названия связана с тем, что эту лавку держали потомки голландца П. Минуйта, выкупившего в 1626 году у индейцев территорию нынешнего Нью-Йорка и нажившего  капитал торговлей табаком.

В начале ХХ века городские власти намеревались снести этот дом с целью расширения прохода между Староместской и Малой площадями.

Сохранить это чудо помог случай.. В 1919 году реставраторы обнаружили под слоем штукатурки прекрасную ренессансную роспись в стиле фигурального и орнаментального сграффито. И тогда было решено сохранить реликвию, дать возможность людям любоваться уникальной работой древних мастеров.

В люнетах карниза — портреты тогдашних правителей: Филиппа II Испанского, Максимилиана II, его сына Рудольфа II и других членов Габсбургской фамилии. А с ними рядом — османский владыка Селим, с которым был подписан важный для страны мир.

Над окнами  — интересные сюжеты, изображающие Бахуса, в сопровождении танцующих сатиров; Адама и Евы в райском саду под  деревом с запретным плодом; персонажей популярной в эпоху ренессанса притчи о споре братьев по поводу отцовского наследства.

Между окнами видны аллегорические фигуры Справедливости, Стойкости, Мудрости, Плодородия и Материнства.

Bнтересно, что в этом доме с 1889 по 1896 годы жил писатель Франц Кафка.

И последнее. На Староместскую площадь лучше всего  приходить с утра пораньше, когда здесь еще мало  народа. А к моменту боя часов стоит оказаться подле Орлоя.

2009- 2020

Фотографии Алексея Яровинского

Использованный материал

Здания Староместской площади (Прага, Чехия) — Турбина.ру

Mariánský sloup (Staroměstské náměstí) – Wikipedie — Yazda

 

Staroměstské náměstí – Wikipedie 

Staroměstský orloj – Wikipedie

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: