Путешествие в фантазию

Путешествие в фантазию

Вчера, негаданно-нежданно, я попала на проходящую в Герцлии выставку «Путешествие в фантазию» Сальвадора Дали. Впечатление неоднозначное. С одной стороны она была менее интересна и хуже оформлена нежели хайфская, имевшая место несколько лет назад, С другой — на ней экспонировались незнакомые мне вещи, открывшие новые грани таланта мастера и его деятельности.

Так, например, для меня стали открытием его работы со стеклом.

А также подсвечники и светильники

Интересны оригинальные столовые прибоы

О самом художнике рассказывать не буду. Кому интересно — прочитайте в публикации Гений сюрреализма, основой которой послужила монография Сальвадора Дали «Моя тайная жизнь».

Скажу только, что Сальвадора Дали черпал нередко вдохновение  из работ Фрейда. Его интересовало подсознательное, приходящее во сне и фантазиях. И не случайно он всячески поддерживал особое бредовое состояние, помогавшее создавать гиперреалистичные образы. Это он называл «параноидально-критичной» умственной гимнастикой, позволявшей создавать особый мир с сюрреалистической атмосферой, «заселенный»  фигурами странных животными и объектами рожденными фантазий автора.

А теперь приступим к рассмотрению экспонатов выставки. Начнем с изваяний, где изображены библейские персонажи. Ведь вопросы религии всегда занимали ум Дали, потому что он рос в семье, где мать была истовой католичкой, несмотря на то, что отец считался убежденным  атеистом.

Святой Георгий

По настоящему Сальвадор стал серьезно относиться к вопросам веры в зрелые годы. Он стал вводить религиозные темы в свое творчество. Вот св. Георгий, поражающий своим копьем змея.

Гео́ргий Победоно́сец — один из наиболее известных святых в христианском мире. В Средневековье считался покровителем рыцарства. Его образ неоднократно воспроизводился как в живописи, так и скульптуре.

В бронзовой композиции «Святой Георгий и дракон», Дали использовал традиционную иконографию мученика-всадника, что, достигнув окрестностей Селены, освобождает принцессу от дракона.

Бронзовая работа имеет определенные аналогии с картиной «Святой Георгий и дракон» (1505 г) Рафаэля Санти, чьи работы, выставленные в Лувре. художник изучал во время своего пребывания в Париже

Он считал Рафаэля «гением Возрождения», о чем писал в своей автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали»: «Если я смотрю в прошлое, такие существа, как Рафаэль, кажутся мне истинными богами; Возможно, сегодня я единственный, кто знает, почему отныне будет невозможно даже отдаленно приблизиться к великолепию рафаэлевских форм».

В скульптуре, которую мы видим, Дали проиллюстрировал символическую двойственность между жизнью и смертью, между силами Добра и Зла. Только через смерть дракона можно обрести новую жизнь.

«Смерть и воскресение, революция и возрождение — это далинийские мифы моей традиции», — писал он..

Стоит обратить внимание на композицию. Копье, которое Святой Георгий сжимает в руке, образует диагональ, идущую от головы дракона, и поднимающуюся к руке рыцаря, а в идеале — к поднятой руке принцессы Селены.

В поединке активно участвует, вставший  на дыбы конь, который придает Георгию отвагу, возможность преодолеть внутренние страхи и победить дракона, а вместе с этим избавиться от навязчивых идей и соблазнов, присущих людям.

По мнению мастера, преодолеть собственные фобии может практически каждый, увидев свое отражение в отшлифованных масках, что заменяют Георгию и принцессе черты лица.

Ликующий ангел

Однажды  Дали сказал: «Ничто не вдохновляет меня так, как идея ангела», а  поэтому их образы нашли многократное отражение в его работах.

Как известно, ангел является посланником, вестником воли Всевышнего, обладающим сверхъестественными возможностями. Вот и в изваянии «Ликующий ангел» изображено невесомое существо, способное преодолеть земное притяжение. Наполненный божественной энергией, он является лирическим отражением фантазий скульптора.

Тонкая гибкая фигура с расправленными крыльями, откинувшаяся в экстазе назад, самозабвенно дует в золотую волшебную трубу, посылая всем, кто может услышать, божественные звуки, дарующие радость бытия.

Видение ангела

Ангела можно увидеть и в композиции «Видение ангела», что посвящено единству Творца и смертного, осознанию истинной природы человека.

В центре — палец, «перст божий», символизирующий божественное провидение, волю Всевышнего, из которого возникает жизнь в форме древесных веток.

По правую сторону от него — мужчина полном расцвете сил. Человеческая фигура ассоциируется с деревом, которое корнями связано с землей, а ветвями устремляется в небо.

Человек тянет руки к Создателю, стремясь, в то же время, превзойти его. Но у него нет возможности оторваться от земли, частью которой он является.

Эта личность занимается самоуничтожением, удовлетворяя свои низменные потребности, культивируя амбиции, предаваясь удовольствиям, разрушая природу и забывая о том,  что самая главная ценность в этом мире — жизнь. 

По левую сторону от пальца — ангел, символизирующий дух созерцания. Он пытается образумить человека, спасти душу, воспользоваться предоставляемыми Господом своему творению возможностями избавиться от пороков, прорасти новыми ветками.

Человек с бабочкой

Увидев эту скульптуру, я подумала, что так Дали интерпретировал древнегреческий миф об Амуре и Психее. Но названия «Человек с бабочкой» или «Дьявол, старший аркан в Таро» полностью опровергли это.

Оказывается. что в Голливуде Дали заказали изготовление колоды карт Таро для фильма о Джеймсе Бонде «Живи и дай умереть». Он не успел сделать их в срок, и карты в картине не появились. Но, по настоянию его жены и музы Гали, увлекавшейся мистикой и склонявшей к ней мужа, работа была продолжена.

Для пятнадцатого  Аркана колоды Таро (традиционные названия: «Дьявол», «Фатум», «Темная Сторона») он  нарисовал мужскую  фигуру с прутом в руке, на котором сидит бабочка. А потом сделал бронзовую отливку

Фигура  классической формы, соответствующей канонам Возрождения, дает возможность зрителям любоваться гармонией и совершенством. Летящие на ветру волосы характеризуют динамику жизни и ее красоту. А бабочка, символ метаморфозы, — освобождения духа и движения к познанию мира. Взмахнув своими хрупкими крыльями, влечет его из обыденности повседневного мира, в новую реальность

Леди Годива

Бабочек можно увидеть и в композиции «Леди Годива», чей чувственный и женственный образ, ставший символом и олицетворением женского начала, волновал скульптора. Изваяние изображает англосаксонскую графиню, жену графа Мерсии Леофрика, что, согласно средневековой легенде, проскакала обнажённой на лошади по улицам Ковентри.

Такой экстраординарный поступок был вызван тем, что она неоднократно безуспешно упрашивала мужа избавить подданых от непомерных налогов. И однажды на пиру, будучи в сильном подпитии, тот пообещал выполнить ее просьбу, если жена выполнит его условие, которое считал невыполнимым.

Леди Годива  пошла на смелый шаг, посчитав, что так сумеет помочь подданым. Чтобы не смущать свою госпожу жители города в определенное время покинули улицы, закрыли ставни и двери своих домов. Потрясенный самоотверженным поступком, граф сдержал свое слово и снизил налоги.

Дали изобразил прекрасную женщину, чья фигура золотого цвета поистине излучает свет. Она трубит, возвещая о победе и надежде на завтрашний день.

Сюрреалистическую нотку вносят бабочки с трепещущими крыльями, усевшиеся на тело женщины. Они символизируют душу, перемены метаморфозы и естественную красоту.

Женщина в огне

Это одна из скульптур, где Дали «встроил» в человеческую фигуру ящики, считающиеся интерпретацией тайников с подсознательными страхами.

На этот образ его натолкнула книга Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений».

Скульптор считал, что так можно показать скрытые стороны личности, ее тайны, своего рода «скелеты в шкафу».

Что касается пламени, то оно представляет собой нечто соответствующее бессознательным, нередко страстным желаниям и порокам женщин, сжигающих представительниц слабого пола.  

Женщина-жираф

Как известно, Сальвадора Дали всегда влекли женщины. Привлекали такие качества как таинственность, сексуальность, притягательность. А также невозможность постичь до конца их сущность.

И именно это он выразил в изваянии «Venus à la Giraffe», которая приобрела длиннейшую шею, из-за которой нет возможности  дотянуться до секретного ящичка, где прячутся тайные ее мысли.. Они навсегда останутся загадкой.

Сюрреалистическое фортепиано

Эта скульптура является наглядной демонстрацией превращения обычных предметов в фантастические.

Мы видим рояль, ножки которого заменены женскими, обутыми в туфлих на высоких каблуках,  под пышными короткими юбочками с оборками. Эти образные детали подсказали скульптору танцовщицы мюзик-холла, популярного в Париже 20-х годов XIX века.

На плоской поверхности —  балерина, стоящая на носочках с поднятыми вверх руками. Фортепьяно олицетворяет земное, а балерина – нечто возвышенное. Это .сюрреалистический образ Музы, пытающейся подняться вверх, оторвавшись от реальности.

Контрастируют и цвета деталей. Рояль и площадка, на которой он стоит, покрыты грифельной черной патиной, а балерина сияет золотом.

Носорог

Одним из животных, которые особенно интересовали Дали был носорог, которого он неоднократно изображал в своих картинах, отливал в бронзе.

Считается, что сие связано с имевшейся в родительском доме ксилографической гравюрой на дереве Альбрехта Дюрера «Носорог». Так художник сохранил для потомков важное событие – появление  в Европе в 1515 году  огромного необычного животного, купленного в Азии королем Португалии.

Увлечение носорогами, начавшееся у девятилетнего мальчика, достигло апогея в 1954 году, когда Дали было 43 года. Особенно привлекал его рог, который считал «идеальной логарифмической спиралью; идеальной формой, присутствующей в природе».  «важнейшей основой всякой целомудренной и жестокой эстетики»

В 1950-х он основал журнал под названием «Носорог» с целью обсуждения вопросов теологического, эстетического, морального и научного характера, где в «Assumpta Corpuscularia Lapislazulina» сказал, что хотел создать диалог между Богом, Сыном и носорогом.

Фигура Ньютона

Дали весьма уважительно относился к личности Исаака Ньютона, открывшему закон всемирного тяготения, и создал ряд изображающих его скульптур. Вот одна из них.

Неизменной деталью является яблоко, падение которого на голову ученого, согласно легенде, привело к великому открытию.

Две сквозные полости в теле говорят о короткой людской памяти, о забвении, ибо по прошествии веков Ньютон словно потерял свой облик, лишился лица, души и сердца, воплотившись в свои законы.

Человек-птица

Рядом с этой скульптурой стоит изваяние «Человек-птица», чей образ многократно встречается в мифах и легендах. Это крылатые миксантропические существа (полулюди-полуптицы). Как правило, все они женского рода. К ним относятся и  отвратительные древнегреческие гарпии, символизирующие различные стихии и мрак (создания с женскими головой и грудью, а телом стервятника), и персонажи византийских и русских легенд; Алконост, Гамаюн и Сирин, своими корнями уходящие к греческому мифу о жене фессалийского царя Алкионе, превращенной богами в зимородка.

В русских сказаниях Алконост часто упоминается вместе с другой птицей – девой-сирином, которая, спускаясь из рая на землю, очаровывает людей своим пением.

В греческой мифологии сирены родились от связи одной из муз с рекой Ахелоем. От своей матери они унаследовали прекрасный голос, а от отца – дикую стихийность. Сирены обитали на скалах острова, который был весь усеян костями их жертв, поддавшихся чарам их пения.

И здесь Дали в здесь пошел наперекор традициям, изобразив не женщину, а мужчину с головой цапли. И непонятно, какая часть из этих двух (человек или птица) доминирует, ибо любая сущность может меняться или не соответствовать представлению о ней.

Единорог

Не обошлось, конечно, и без знаменитого «Единорога».

Это  загадочное мифическое существо волновало умы людей на протяжении веков в самых разных странах. И описание загадочного животного можно найти на  на разных языках. Так, например, в российских словарях XVI—XVII вв., где его называют индриком, говорится так; «Зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу»

И именно рогу приписывались многочисленные целительские свойства, в частности, противоядные. Недаром ему отводилось особое место и в алхимии, и в средневековой медицине.

Считалось, что перед смертью животное сбрасывало свой рог перед тем, как зарыться в землю. А через определенный срок из отростка рождался новый единорог.

Несмотря на то, что это мифическое существо никто никогда не видел, имеется бесчисленное множество  его изображений. Чаще всего в виде коня белой масти с закрученным спиралью рогом, торчащим меж глаза..

Единорог считался символом целомудрия, мужской и женской девственности, олицетворением совершенной духовной чистоты и знаний. Недаром его взяли эмблемой благородные мужественные рыцари.

У Дали, в многократно повторяющихся вариантах, единорог символизирует достижение мужественности. Рог животного проходит сквозь каменную стену, оставляя отверстие в форме сердца, из которого капает кровь..

Чувственность же этой композиции подчеркивает обнаженная женщина, лежащая  на переднем плане у копыт животного в расслабленной позе.

Космический слон

Имеется здесь и знаменитый»Космический слон» — один из самых популярных и запоминающихся персонажей. Сошедший с полотна «Искушение святого Антония», он отражает интерес художника к пространству меж Небом и Землей.

Толчком для его создания послужило поставленное в 1667 году по указанию папы римского Александра Седьмого на площади Минервы в Риме изваяние слона с египетским обелиском на спине работы Бернини.

Такой слон считается символом власти, развития технологий в современном мире и, в то же время,  олицетворением божественной мудрости.

У Дали элемент мистики вносят непонятные иероглифы, выгравированные на обелиске, они становится символом ярко выраженным воплощением мужского начала.

Интересна концепция противопоставления массивного веса тела и невесомой хрупкости паукообразных тонких ног слона, символизирующая особое измерение между небом и землей, жесткую структуру и невесомость.

Считается, что изначально художник хотел поставить слона на ноги птицы с тремя пальцами и когтями, но коллекционеру Беньямину Леви, заказавшему скульптуру, это не понравилось. И вместе с Галой они уговорили Дали поставить слона на лошадиные копыта.

Тающие чкасы

Один из самых распространенных  и наиболее запоминающимися иконографических образов сюрреалистического мира Дали – тающие часы. Поместив их сначала на полотно в картину «Постоянство памяти», затем неоднократно воплощал в скульптуре

Идею создания их «подсказал» сыр камамбер, плавящегося на послеобеденном солнце. И тут же на полотно легло изображение образа, родившегося в голове художника, в который он вложил определенный смысл. Какой? Сам Дали не отвечал на этот вопрос.

А вот искусствоведы трактуют по-разному. Например, как художественное воплощение сути теории относительности Эйнштейна.  А вот  Доун Адес считала: «Мягкие часы – это бессознательный символ относительности пространства и времени, сюрреалистическая медитация и крах наших представлений о фиксированном космическом порядке».

Согласно самой распространенной версии, это ни что иное, как интерпретация крылатой фразой Гераклита: «Все течет, все меняется».

Есть и мнение о том, что эти часы символизируют так называемое нелинейное время, где одновременно существуют прошлое, настоящее и будущее, , где оно может растягиваться, сжиматься или вовсе прекращать существование (такое, например, происходит во сне).

Чаще всего часы свисают с  ветки старого дерева — символа жизни, ее непрерывности м цикличности. Сливаясь с пространством, оно не контролируется человеком, не может управляться им.

Диван «Губы Мэй Уэст»

Прибыл на выставку и диван « Губы Мэй Уэст», сюрреалистическая софа размером 110 см × 183 см × 81,5 см из пенополиуретана, покрытого красным полидурным покрытием.

Диван, повторяющий форму губ актрисы, был произведен в 1973 году компанией Bocaccio Design, известной также как BD Barcelona Design. Модель была создана по заказу богатого британского покровителя сюрреалистов Эдварда Джеймса в 30-х годах ХХ века.

Сейчас он является частью художественной коллекции Музея Бойманса Ван Бёнингена в Роттердаме. Другая версия выставлена в Театре и музее Дали в Фигерасе, а третья выставлена в Брайтонском музее.

Покидая выставку, бросим последний взгляд на витрину, где стоят небольшие статуэтки. Они из серии созданой за период с 1969-го по 1972 год, в которых автор воплотил уже созданные им сюрреалистические образы собственных пролотен..

Год спустя был заключен договор с испанским коллекционером Исидро Клотом, который приобрел восковые изваяния, С них было сделано четыре серии отливок из бронзы. Первая серия вошла в коллекцию заказчика, остальные ушли в частные коллекции.

Вот некоторые из них.

Одно из самых любимых изображений — конь.

Эту  скульптуру сам мастер  охарактеризовал как «образ наполнен экспрессией, вечным безостановочным движением, первородной свободой и неподвластностью человеку», а потому скакуна «оседлали» текущие часы, а всадником является невидимое нашему глазу время.

 

Рядом — «Космическая Венера», где  за основу скульптуры взят торс  классической мраморной Венеры, древнеримской богини красоты. Правда, он в определенной степени изменен, осовременен и, как говорят критики, эротизирован.

Разделенный на две части, торс увенчан тающими часами, переброшенными через шею. Они словно говорят о бренности жизни и сиюминутности земной красоты с одной стороны, вечности произведений истинного искусства — с другой.. А еще являются напоминанием о том, как со временем меняются художественные вкусы и восприятие мира людьми.

Вторая деталь — золотое яйцо, что воплощает в себе двойственность твердой внешней оболочки и мягкого содержания, символ перемен и возрождения, воскрешения, великого предназначения женщины — дарить жизнь.

Его образ художник взял у орфиков — древнегреческих мистиков, согласно которым из Мирового яйца родилось первое двуполое божество Фанет, создавшее людей. А две половинки скорлупы образовали Небо и Землю..

Муравьи служат напоминанием о брености и непостоянстве.

Кто не знает книгу Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»! Мир, где сплетаются фантастика и реальность столь близкие Дали. И неудивительно, что образ героини стал один из любимых им художественных образов. Его привлекает ее наивность и искренность, непосредственность и в тоже время недетская мудрость.

Для мастера она – воплощение вечной молодости и женской красоты. Свои чувства он выразил, украсив кисти ее рук и волосы розами, что издавна считаются символом любви, страсти, восхищения, уважения, благородства.

А это слон, чья фигура нередко повторяется в работах Дали, сначала появилась на полотнах, а потом воплотилась и в скульптуре. Дали разрушают типичные ассоциации, общепринятое представление об этом животном, считающимся символом силы, господства и могущества, ставя его на длинные, тонкие, многосуставные  ноги, подчеркивая таким образом контраст между твердостью прошлого и хрупкостью настоящего, создает  ощущение призрачной реальности.

В большинстве случаев на спину слона он водружал тяжелую пирамиду, а в этой он усадил человека на драгоценное седло  — символ богатства. В руках у всадника труба, звуки которой возвещают об успехе и процветании,  надежды на счастье и удачу.

И снова часы.

В этой композиции рядом с часами, висящими, как обычно, на дереве,  находятся две фигуры — ангела и женщины. Ни он, ни она не могут изменить бег времени, управляющим миром.

2021

Использованный материал

“Saint George and the dragon”: icon of Dalinian dualism. — Dali …

Дали-скульптор: nikolai_endegor — LiveJournal

Triumphant Angel — More by Salvador Dali — Art Evolution

The Elephants — Wikipedia

Elephants, 1948 by Salvador Dali

Woman Aflame — More by Salvador Dali — Art Evolution

Lady Godiva | Salvador Dali sculpture | Westover Gallery

The Persistence of Memory by Salvador Dali — Empty Easel

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: