«Съедобные» натюрморты

«Съедобные» натюрморты

«Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами», Яна Давидса де Хема. Около 1660, Амстердам, Рейксмузеум.

C того момента, как человечество ступило на путь цивилизации, оно стало реализовывать себя в разных областях, в том числе и в живописи, которая всегда была отражением как образа жизни, так и образа мыслей. Не осталась в стороне и важнейшая составляющая  нашего бытия – еда. 

Диапазон  этой темы чрезвычайно широк. От красочных натюрмортов до разнообразных жанровых “завтраков”, “обедов” и “ужинов”.

Первенство в этом,  как и во многом другом, принадлежало древним римлянам. Правда, создаваемые ими картины имели весьма своеобразный вид. Они изображали объедки в виде кожуры плодов, обглоданной куриной косточки, рыбного хребта… Такие картинки тщательно выкладывались на мозаичных полах трапезных. Там, где согласно традициям, во время застолий пищевой мусор сбрасывался  под ноги пирующих.

Римская мозаика Brooklyn Museum
Римская мозаика Brooklyn Museum
Фрагмент фрески из Геркуланума, середина I в. н. э

Прошли столетия, и фрукты с овощами, а позже и еда том появились на натюрмортах, исходной точкой которых можно считать  изображение в XV—XVI веках цветов и фруктов как части религиозной, исторической или жанровой композиции.

Изображениями ваз с цветами стали украшать не только стены жилых помещений, створки шкафов или стенных ниш, но и алтарные пространства, где белые лилии символизировали девственную чистоту девы Марии, ирис — Марию Царицу небесную, и т.д..  

А потом такие композиции оформились в самостоятельный живописный жанр. Цветы и фрукты компоновались в букеты, куда входило от 30 до 40 видов различных растений: маки, ирисы, лилии, розы, тюльпаны, гвоздики, пионы, анютины глазки, ипомея, цветы картофеля, злаки и многие другие.

Одним из первых художников, создавших натюрморт, был фламандский живописец немецкого происхождения Ганс Мемлинг (1433 -1494). И этот натюрморт — тоже один ищ самых первых.

Ганс Мемлинг Натюрморт с кувшином цветов.1485 Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Интересно то, что рассматривая натюрморты того времени в стиле барокко, ты встречаешь мало известные женские имена: Джованны Гарцони (1600-1670, Италия), Клары Петерс (1594—1657, Нидерланды), и самой первой художницы, работавшей в жанре натюрморта Феде Галиции (1594—1657, Нидерланды), что начала рисовать очень рано. И о работах двенадцатилетней девочки упоминал в своем труде теоретик искусства Джованни Ломаццо.

Феде Галиция Яблоки в вазе 1593 г. Музей искусств, Гаага
Клара Петерс «Натюрморт с цветами и золотым бокалом», 1611, Прадо, Мадрид
Джованны Гарцони Натюрморт с миской лимонов 1640

Не менее интересно рассматривать натюрморты в стиле маньеризма, течения в европейского искусства XVI века, отражающего кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения.

Основным критерием его является субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе художника. А так же преобладание формы над содержанием. Красивые линии, четко прописанные детали…

Одним из художников этого направления был голландец Амброзий Боссхарт (1573–1621)

Амброзиус Боссхарт. Натюрморт с цветами.1617 год. Халльвюльский музей, Стокгольм
Амброзиус Боссхарт Цветочный натюрморт 1614
Лос-Анджелес, Музей Пола Гетти

Особенно много маньеристов находилось при дворе императора Римской империи Рудольфа II. Их работы можно увидеть в филиале  чешской Национальной галереи, расположенной в Пражском Граде

К сожалению, фотографировать там запрещено, а репродукций в интернете не нашлось. Поэтому остается лишь вспомнить интересно скомпонованные композиции фруктов и овощей.

«Овощные» Франтишека Белингера с капустой, грибами, зеленым горошком; работы Яна Каспика, изобразившего дары моря; изумительные вазы с цветами Ангермайера; «Натюрморт с рыбой» и «Натюрморт с раками и мидиями» Яна Хитшнелера.

Самым же интересным художником, который изобрел свою уникальную манеру, был Джузеппе Арчимбольдо (1526 — 1593),  имевший невероятный успех при дворе нескольких королей. Он писал портреты в необычном стиле, «складывая» их овощей из фруктов. Особенно известен его цикл «Времена года».

Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, 1590. Замок Скоклостер, Стокгольм
Корзина с фруктами. В перевёрнутом виде картина представляет собой портрет. Около 1590  French & Company, New York

К  маньеристам можно отнести и интересного немецкого художника того же периода Георга Флегеля (1566-1638), основателя отечественной  школы натюрморта. Нередко на свои картины среди овощей и фруктов помещал мастерски выписанных насекомых, птиц, грызунов…

Георг Флегель Натюрморт с хлебом, селедкой и жуком-носорогом 1635 Музей Уолларфа Ричарца, Кельн-Мюльхайм.
Георг Флегель Натюрморт с хлебом и кондитерскими изделиями 1637 Франкфурт, Музей Штайндела
Георг Фогель_Натюрморт с попугаем 1630 Старая пинакотека Мюнхен
Георг Флегель Натюрморт со сладостями
Георг Флегель Корзина с фруктами, вишни и птица и крыса, грызущая горох
Георг Флегель Натюрморт с крысой, попугаем и жуками 1566 Museum Het Prinsenhof, Delft
Георг Флегель Натюрморт с гвоздикой, яичницей и божьей коровкой 1600 Сполето-Пинакотека Комунале

Далее, в хронологическом порядке, следует рассмотреть удивительные натюрморты с фруктами Микеланджело Караваджо (1571 — 1610 ), живопись которого представляла собой реакцию на маньеризм.  

Караваджо попытался пойти новым путем, избрав направление реализма (натурализма). Оттого его яблоки, персики и виноград выглядят такими, что от них  хочется откусить, а  искрящуюся в бокале влагу ощутить на губах.

Караваджо Корзина с фруктами. 1596 Амброзианская библиотека Милан
Караваджо Натюрморт с цветами и фруктами 1610 Atheneum Museum of Art

Значительно пышнее, ярче и насыщеннее  выглядит «гастрономическое» направление в голландской живописи XVI–XVII веков.

И тут, в первую очередь, стоит упомянуть одного из создателей этого жанра Франса Снейдерса (1579 -1657).

 Те, кому довелось увидеть его серию из  четырех монументальных «Лавок» в стиле барокко, являющимися  единственными в своем роде, не забудет их никогда

Огромные, более трех метров в длину и двух в ширину, они  переполнены  дичью, рыбой, овощами и фруктами, громоздящимися  на прилавках, лежащими  на полу, заполняющими корзины, кадки, ведра…

Франс Снейдерс. Фруктовая лавка Эрмитаж, Петербург
Франс Снейдерс.Рыбная лавка 1621 Эрмитаж, Петербург
Франс Снейдерс. Натюрморт с битой дисью и омаром Эрмитаж, Петербург

Работая помощником в антверпенской мастерской Рубенса, он  дорисовывал на картинах мэтра цветы, фрукты и животных. Набив руку, начал самостоятельную деятельность.

Славу художнику принесли вышеупомянутые «съестные лавки» дичи, мяса, рыбы, фруктов, которые запечатлели обитателей морских и речных глубин, домашнюю птицу и дичь, всевозможные плоды.

По словам одного из художественных критиков,  эти полотна заражены  «духом  рубенсовской стихийности и динамизма, духом земного плотского, чувственного восприятия буйных радостей органического бытия». 

Четыре из них, написанных для украшения столовой дворца епископа города Брюгге, известного мецената Антония Триста, сегодня находятся в петербургском Эрмитаже.

Более же популярными и распространенными были так называемые  «натюрморты-завтраки». Корифеями в этой области были голландские живописцы XVII века Питер Клас (1597-1661) и Виллем Хеда (1593/1594 — 1680/1682),  которым удавалось с удивительным мастерством передавать цвет, объем и фактуру каждого предмета: матовый блеск серебряных и оловянных кубков и подносов, хрупких стеклянных бокалов, накрахмаленных скатертей, смятых салфеток…

Написанные жанре «монохромных завтраков» на сером или оливковом фоне, они показывают отличаются богатствооттенков неярких цветов.

Художественная манера этих мастеров столь близка, что неспециалисты нередко их путают.

Хеда Натюрморт с крабом 1648 Эрмитаж, Петербург
Хеда «Натюрморт-с-серебряным-кувшином-и-пирогом»-1645. Веймар
Хеда-Ветчина-и-серебрянная-посуда 1649 Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Москва
Хеда Натюрморт-с-ветчиной-кувшином-рёмером-танкардом-и-др-объектами Частное-собрание
Хеда Стол-с-омаром-беркемайером-фруктами-скрипкой-и-книгами-1641_Частное-собрание
Питер Клас Завтрак Натюрморт с Ремером, мясным пирогом, лимоном и хлебом
Частная коллекция
Питер Клас Завтрак с ветчиной, 1647. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Питер Клас Натюрморт с турецким пирогом и кубком Наутилус, 1627 Эрмитаж

Булочки, пироги,  фрукты, устрицы, крабы, омары… Кажется, что от свисающей со стола серпантинной лентой  пористой  кожуры  лимона исходит нежный цитрусовый запах.

Интересно, что по мнению знатоков, умеющих определять значение  рисованных предметов, каждый из них имеет скрытый аллегорический смысл: ветчина сулит чувственные радости, лимон – сочетание внешней красоты с внутренней  горечью, зрелые плоды символизируют – плодородие, стекло — хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту и т. д.

Если поначалу в таких натюрмортах еда выглядела нетронутой, предназначенной лишь для любования, то  более поздние работы имеют естественный вид.  На них видны признаки трапезы, чувствуется незримое присутствие человека. 

Кажется, что еще минута и рядом окажется некто вернувшийся  для того, чтобы доесть пирог, допить вино или взять забытые на столе карманные часы.

Со временем к  вышеупомянутым  «завтракам»  присоединились «десерты» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620 -1690) и Виллема Кальфа (1619-1693).

Виллем Кальф Натюрморт (1640-1645) Музей Пола Гетти Лос-Анжелес.
Виллем Кальф Натюрморт с китайской посудой Частная коллекция
Виллем Кальф Натюрморт с китайской чашкой и наутилусом 1662 Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид,
Виллем Кальф Натюрморт с китайской посудой и наутилусом .Ок.1660 Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид,
Виллем Кальф Натюрморт с китайской вазой Частная коллекция

А.-ван-Бейерен.-Натюрморт 1640 Гос. музей(Амстердам
А.-ван-Бейерен.-Натюрморт.Банкет Ок.1655 Королевская галерея Маурицхёйс Гаага,

Если натюрморты Бейерена, представляющие собой ярко-красочные, эмоционально насыщенные строгие композиции напоминают  фрагментарно лавки Снейдерса, то у Виллема Кальфа, создателя новой  формы так называемых «роскошных натюрмортов», все по-другому. 

Драпировки дорогих, затканных узорами персидских ковров, заменяющих скатерти, изысканная посуда из стекла, фарфора, серебра, золота, рога, фрукты и овощи, морские деликатесы и раковины с прекрасно переданной фактурой.

Исключительно хороши и натюрморты Яна Давидса де Хема (1606-1684), нидерландского художника, сына художника Давида де Хеема.

Гирлянда цветов и фруктов Рейксмузеум  Амстердам,
Ваза с цветами Национальная галерея  Вашингтон
Я. Д. де Хем. «Цветы в вазе», Эрмитаж, ‑Петербург
Хем Натюрморт с фруктами, устрицами, позолоченным кубком и др объектами Частное собрание
Хем Натюрморт с фруктами на столе Частное собрание  

Перенесемся в Испканию того же периода для того, чтобы посмотреть на картины Антонио Переды (1611-1678)

Переда Натюрморт с поставцом 1652 Эрмитаж
Переда Натюрморт с овощами 1651 Museo Arte Antiga de Lisboa.
Переда Натюрморт с фруктами 1650 National Museum of Ancient Art Португалия

Новые времена – новые веяния.  Натюрморты становились все проще и проще, приближаясь к реальной жизни, стараясь показать красоту и наслаждение в повседневности. И в этом отношении интересны уже работы французских художников. 

Например, Сезан  очень любил писать фрукты, тщательно продумывая композицию картин и отводя каждой детали  должное место. Чаще других выбирал яблоки, играя разнообразием цветов. Именно здесь  проявляется найденная мастером «прекрасная формула», выраженная в  особом стиле, единстве цвета и формы.

Сезан Яблоки и апельсины 1900 Музей Орсе
Поль Сезан Натюрморт с яблоками 1890 Эрмитаж Петербург

Таковы «Натюрморт с яблоками» (1898 г),«Стол, салфетка и фрукты (Угол стола)»(1900), «Натюрморт с луком и бутылкой»(1900),  «Яблоки и апельсины»( 1899 г.) «Натюрморт с драпировкой». (ок. 1899).»Натюрморт: Яблоки, бутылка и стул». 1902-1906 гг. «Натюрморт с цветочной вазой» (ок. 1905 г). «Натюрморт с арбузом и гранатами»(1906 г)

А это уже Клод Моне (1840-1926), который более известен как пейзажист, автор жанровых картин и, конечно, знаменитых кувшмнок.

Моне Натюрморт с дыней 1872 Museu Calouste Gulbenkian, Lisbon, Portugal
К Моне Натюрморт с яблоками и виноградом Метрополитен-музей Нью-Йорк

Рассмотрим работы, которые некоторым покажутся весьма странными. Они принадлежат  Хаиму Сутину (1893-1943), который удивлял своей манерой даже монпарнасцев. Один из тех, кого называют гениальными безумцами.

В его натюрмортах  все, в том числе и кухонная утварь, воспринимаются как одушевленная материя.   ловеще выглядят в ярко-красных тонах  «Натюрморт со скатом».

Сутин Натюрморт со скатом Метрополитен-музей Нью-Йорк

В одноименном натюрморте рыбы кричат,  открыв рты, а  голодные вилки, вытянув зубы, тянутся к пище («Натюрморт с селедкой»

Х. Сутин Натюрморт с рыбами 1918
Хаим Сутин Зпаяц с вилками 1924 Частная коллекция

Художник Талов, с которым одно время жил Сутин, рассказывал, как тот рисовал при нем натюрморт с селедками: «Прежде, чем съесть принесенную из лавки снедь, он принимался за натюрморт и мучился, разрываемый голодом, пожирая ее лишь глазами, не позволяя себе к ней притронуться, пока не закончит работу. Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем «королевском обеде».

Сутин-Натюрморт с рыбой-перцем-и-луком.-1919-г. Фонд Бариса
Хаим-Сутин-Натюрморт-с-фруктами-1919-Частная-коллекция..

А теперь перенесемся в Россию, где жанр натюрморта развился под влиянием голландской школы живописи во второй половине XVIII столетия.

Примером тому замечательные картины Ивана Хруцкого (1810-1885). В частности  «Натюрморт со свечой» Глиняный кувшин с лепниной,  берестяная  коробка с румяными яблоками, плетеная корзина с налитыми соком виноградными гроздьями, надрезанный со свешивающейся стружкой апельсин, персики, стакан, наполовину наполненный водой…

Натюрморт-со-свечой-Хруцкий. 1830 год Нижегородский государственный художественный музей 
Хруцкий битая дичь, овощи. грибы 1854 Национальный художественный музей Республики Беларусь
Хруцкий Фрукты 1840 Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Мы хорошо  знаем картины Бориса  Кустодиева (1878-1927), отличающиеся яркими красками. Так же выглядят и натюрморты мастера.

Кустодиев Омар-и-фазан-1912-Частное собрание
Кустодиев-Гранаты-1910-Русский-музей
Кустодиев-Б.М.-Сладости.-Частное собрание.

К этому времени относятся и работы гениального грузинского художника-самоучки, примитивиста Нико Пиросманишвили (1862- 1918), который за еду, вино и сущие гроши расписывал вывески для духанов, писал тематические картины.

Так как денег на холсты и доски не было ни у художника, ни у духанщиков, основой становилось то, что имелось под рукой — клеенки со столов. Чаще всего они имели  черный цвет,  что во многом и определяло своеобразие его работ.

Интересен  «Натюрморт», на котором собрана всякая снедь.Здесь и курица, и барашек, и  шашлык, несколько видов рыбы, и кувшин с вином и колбаса и виноград…

Нико Пиросманишвили Натюрморт  Начало XX век Национальная галерея Грузии им. Шеварднадзе, Тбилиси
Нико Пиросманишвили Натюрморт  Начало XX века Государственный музей искусств Грузии

Любимый и популярный жанр натюрморта характерен также для участников объединения «Бубновый валет», которые называли себя «русскими сезаннистами».

 Какие они разные»!   Реалистичные «Поднос и овощи» (1910 г) и «Натюрморт с фруктами и арбузом» (1929) Петра Кончаловского,   кубический  «Натюрморт. Самовар» (1913 год) Аристарха Лентулова,  написанная в стиле неопримитивизма «Мясная лавка» (1911 год), Алексея Моргунова, работы Ильи Машкова в стиле фовизма…

Пётр-Кончаловский Натюрморт с фруктами и арбузом.1929. Самарский художественный музей.
П. Кончаловский. Поднос и овощи. 1910. Русский музей Петербург
Алексей Моргунов Мясная лавка 1911 Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого Нукус

Аристарх Лентулов,  Самовар» 1913 год Русский музей Петербург
Илья Машков 1910 Натюрморт с бегониями Фовизм Р усский Музей Петербург
Илья Машков Натюрморт с павлиномst 1909
Машков Натюрморт с ананасом -1910. Русский музей Петербург

В России, как ни в какой другой стране, в натюрмортах нашло отражение эпохи. Так, в голодный 1918-й год появился натюрморт «Селедка» Кузьмы Петрова-Водкина, на котором в стиле примитивизма изображена скудная еда, доступная большинству людей  в эпоху военного коммунизма и гражданской войны:  две картофелины,  паек влажного ржаного  хлеба,  тощая селедка…

К.С. Петров-Водкин. Селедка. 1918 Русский музей

Более достойно выглядит это рыбка у Галины Серебряковой в композиции  «Селедка и лимон» 

Зинаида Серебрякова — «Селедка и лимон», 1920-22 года Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,

Интересный факт. «Селедочная» тема, став популярной в те годы, не потеряла своей актуальности  у российских  художников по сей день.  Имеется множество работ с изображением в разных вариантах селедки и воблы.

Шумакова Мария 2015 Москва

А это «фруктовая » тема у тех же художников

Серебрякова-Натюрморт-с-яблоками-1948. Донецкий художественный музей.
Кузьмы-Петрова-Водкина-«Яблоки» 1917 Русский музей

Более «сытая» предвоенная пора. И уже совсем по-другому выглядит  чарующая картина Игоря Грабаря «Утренний час. Подснежники» (1939) с  чайником, кофейником и самоваром, хлебом, апельсинами, сливочным маслом, лежащим куском в стеклянной масленке,  яйцом всмятку и вазой с бледно-фиолетовыми цветами.

Игорь Грабарь «Утренний час. Подснежники» 1939 Русский музей, Санкт-Петербург 

В  послевоенный период у европейских художников практически  исчезла интересующая нас тема. «Гастрономические» картины  второй половины  ХХ века характерны в основном для СССР. Все они написаны в стиле реализма. И яркий представитель этого течения  Владимир Стожаров, автор полотен «Натюрморт с квашней» (1972), «Чай с калачами» (1972).

Владимир Стожаров — «Чай с калачами», 1972 год Государственный Русский музей, Петербург.
Владимир Стожаров, «Натюрморт с квашней» 1972 Государственный Русский музей. Петербург

Сегодня  художники снова вернулись к теме еды. И самым популярным в этом плане является голландский художник-самоучка Тьялф Спарнэей, работающий в жанре мегареализма.

Он так вырисовывает каждую деталь, что его живопись практически невозможно отличить от фотографии. Картины, написанные  маслом на холсте столь реалистичны, что сыр, бутерброды, салаты,  яичницы и картошку с мясом хочется незамедлительно отправить в рот.

В основном же темы и сюжеты, связанные с едой можно скорее найти в других жанрах,  включая фотографию и видео-арт.

Использованный материал

Авторские галереи — Стожаров Владимир Федорович

Гиперреализм от Тьялф Спарнэей (Tjalf Sparnaay) — liniyasvet

еда | Римское искусство, Античность, Мозаика — Pinterest

ХУДОЖНИК ХАИМ СУТИН: marinagra — LiveJournal

Голландский натюрморт XVII века — Википедия

Фламандский натюрморт — истинное пиршество глаза и …

Грабарь Игорь Эммануилович, картины и биография …

Энциклопедия натюрморта

Сезаннизм — Третьяковская галерея

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: