Гуляем на свадьбе Эльки

Гуляем на свадьбе Эльки

У Шауля Черниховского есть замечательная вещь – «Свадьба Эльки». В ней, написанной гекзаметром (стихотворным размером античной эпической поэзии), исключительно ярко и образно отражается жизнь еврейского местечка, в котором празднуется такое важное событие как свадьба. Но прежде чем «разобрать ее по косточкам», немного информации об авторе поэмы.

Классик ивритской литературы Шауль Черниховский  родился в 1873 году в российской глубинке (село Михайловка, Таврическая губерния). Получил неплохое образование сначала в религиозной еврейской школе,  а затем светской русской.

С юношеских лет увлекся поэзией. Сочинял стихи, пробовал делать переводы на иврит. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, отправился в Одессу. И  здесь с головой окунулся в  настоящую поэзию мирового масштаба. А для того, чтобы иметь возможность читать подлинники, занялся изучением иностранных языков: английского, французского, немецкого и итальянского. 

Это дало ему возможность переводиить на иврит Шекспира, Шелли, Берне, Лонгфелло…  Особое, поистине трепетное отношение, вызывали у Черниховского античные авторы, в частности, древнегреческие.  И это сказалось как на его стихах, так и на их поэтическом размере.

В какой-то момент он решил получить высшее образование и поступить в институт.  Не сумев сделать это в России, отправился в Германию, где в 1899 году стал студентом медицинского факультета Гейдельбергского университета.

Здесь он познакомился с немецкой литературой и стал  переводить на иврит Гете. Кстати сказать, на этот период пришелся расцвет его лирического и эпического дарования, выразившийся в любовных стихотворениях, многие из которых были  посвящены его будущей жене.

Закончив образование в Лозанне, он в 1905 году получил диплом доктора медицины и вернулся в Россию, где занялся медицинской практикой – сначала в деревне, потом в Петербурге. В Первую мировую войну был мобилизован на фронт. А когда вернулся, то не смог найти себе места. 

Нужда, голод, скитания… И Черниховский решил покинуть Россию. С 1922 года жил в Константинополе. Безуспешные хлопоты о месте врача в Палестине, заставила его отправиться в Берлин, где деятельность эскулапа была ограничена лечением иностранцев.

Ничтожные заработки даже при публикации некоторых вещей и книг, редактирование статей по биологии и медицине в энциклопедии «אשקול», выходившей в Берлине и литературного отдела журнала «התקופה» (поэтические и литературные труды были истинным отдохновением души) заставили вновь принимать кардинальные решения.

Проведя в конце 1928 года несколько месяцев в Соединенных Штатах, где он был восторженно принят еврейской общественностью и получил материальную поддержку, в 1931 году, наконец, осуществил  свою заветную мечту и перебрался в Палестину. Сначала был редактором словаря медицинских терминов, а затем работал врачом, курировавшим городские школы в Тель-Авиве.

Последние семь лет жизни Черниховский прожил в Иерусалиме, где и умер 13 октября 1943 года после продолжительной сердечной болезни.

Вклад Черняховского в ивритскую литературу необычайно велик, потому что он исключительно плодотворно работал едва ли не во всех литературных жанрах, постоянно экспериментировал в области поэтических форм, обогащая владения Эвтерпы новыми художественными средствами.  Это благодаря ему,  появились сонеты, баллады и идиллии на иврите, и  еврейская  национальная культура  обогатилась достижениями европейской и античной.

Его переводы «Илиады», «Одиссея»,  финского эпоса «Калевалы» и вавилонского «Гальгамеша» дали возможность израильтянам познакомиться с замечательными литературными памятниками.

А вот переводами на русский занимался неохотно.  Русскоязычному читателю Черниховского открыли В. Брюсов, О. Румер, Л. Яффе, К. Липскеров, Х. Гринберг и ряд других  поэтов, из которых следует выделить Владислава Ходасевича.

Несмотря на еврейское происхождение, последний не знал иврита, но прекрасно справлялся с задачей по подстрочникам, сделанных другими. В том числе самим Черниховским. «Свадьба Эльки», которая вышла один раз в России и один раз в ежемесячнике, выпускаемом  М. Горьким в Берлине. А сегодня с этим произведением познакомимся и мы.

Описывая «пошагово» проведение этого мероприятия, Черниховский интересно рассказывает о национальном обряде, который не обходится без многочисленных трапез. Рассказ о  них звучит истинным гимном еврейской кухне, которой и уделим внимание. Но сначала познакомимся с героями.  

В первую очередь с Мордехаем из Подовки, зажиточным человеком, занимающимся, говоря современным языком, бизнесом. Точнее, торговлей зерном. Эта немаловажная фигура является отцом невесты и финансирует все праздничные мероприятия.

И приходится мириться с тем, что ему, бедному, в своем доме  приткнуться негде. Все пространство заняли белошвейки, портнихи и модистки, готовящие приданое. А также кухарки, которые варят, жарят, парят… Ведь гостей-то приглашено немерено.  

(Песнь первая. Мордехай из Подовки)

Началось же все в пятницу. Зскрипели ворота да калитки. «В тучах поднявшейся пыли явились повозки да брички». Привезли первых гостей. Близких родственников и подружек невесты.

Наступило субботнее утро. «Поденщица гоя
Отколупала у печки всю глину, открыла заслонку
И осторожно достала поставленный с вечера кофий».

Кофий или более привычный для нас кофе, пить (вернее кушать)  считалось хорошим тоном. Попав в  Россию во времена Алексея Михайловича, которому придворный лекарь прописал его как лекарство, этот напиток распространился при Петре I, что вернувшись из Голландии, начал насаждать его среди подданных. Сам же пристрастился к кофе намного раньше, впервые попробовав в немецкой слободе у Монсов.

Со временем кофе  неплохо прижился на Руси.  Его   пили  зажиточные люди разных сословий. Как видим у Черниховского, этим  напитком не брезговали и  евреи.

Естественно, он хорош в свежеприготовленном виде. Но кто в  еврейской семье, соблюдавшей традиции, осквернит работой субботу? А столь ответственное дело служанке не доверишь. Вот и приходилось заботиться об утренней трапезе заранее. 

После завтрака мужчины отправились в бет-медраш. А когда вернулись, все принялись за обед. Что было подано на стол – не известно. Зато мы знаем, что было на ужин.  

«Все угощали девиц: и медом, и всяким печеньем,
Вплоть до коржиков мелких, посыпанных сахарной пудрой».

 Приготовление коржиков (кихелах)

Пачку сливочного масла размягчить, добавить ¾ стакана сахара,  ¾ стакана  сметаны, 1 яйцо. Хорошо растереть.

2 ½ стакана муки смешать с пакетиком порошка для выпечки и соединить с маргариновой массой. Замесить некрутое тесто. Раскатать пласт толщиной  в ½ см. Вырезать рюмкой кружки. Выложить их на противень с бумагой для выпечки. Сверху каждый из коржиков посыпать  корицей, смешанной с сахарной пудрой. Выпекать
около 20 -25 минут в духовке, нагретой до 170 градусов

(Песнь вторая. Пятница, суббота и конец субботы)

Назавтра Мордехай устроил прием для «низших
Членов местного клира: для служащих при синагоге,
Для переписчика Торы и прочих. Обедали также
Местный «еврей из погоста», кладбищенский сторож… А с ними
Некий проезжий торговец еврейскими книгами».

Что же они ели? «С водки
Начали; после же водки покушали жирного супу;
После — жаркое; компотом закончили: груши и сливы.
Три, как водится блюда»

В еврейской кухне супы занимают важнейшее  место. Обед без супа — не обед. Но какой конкретно суп ели они мы не знаем. Слово жирный наталкивает на мысль, что варево не было не постным. Либо куриным, либо мясным.  Предположим, что это был фасолевый суп.

Приготовление фасолевого супа

1стакан фасоли замочить на ночь. ½ килограмма говядины (грудинки) обмыть, сложить в кастрюлю, залить 3 литрами холодной воды и довести до кипения. Снять пену. В кастрюлю положить фасоль, лук, зелень, морковь и варить на медленном огне. Когда мясо и фасоль будут почти готовы, корешки и зелень вынуть. Посолить, добавить 2  нарезанные крупными кусками картофелины,
лавровый лист. 2 толченых зубчика чеснока. Посолить. Добавить тмина. Довести до готовности. Подавать, посыпав зеленью.

На второе было жаркое (росл флейш)

Приготовление жаркого

600 граммов говядины нарезать на кусочки, посолить, поперчить, обжарить в говяжьем жиру со всех сторон на сильном огне. Сложить в сотейник. Добавить немного бульона, 2 крупных луковицы, нарезанные кусочками, закрыть крышкой и  тушить на медленном огне.  Добавить  1 столовую ложку томата, 3 мелко рубленных дольки чеснока Потушить. Добавить  5 картофелин нарезанных четвертушками.  Держать жаркое на огне до готовности картофеля.

На третье же был компот из слив и груш, который в описании не нуждается.

Пока ««низшие члены местного клира»  получали удовольствие от трапезы, прибыла

Из Мелитополя к ним капелла, пять музыкантов:
Первая скрипка, вторая, да бас, да кларнет, а к тому же
Был барабанщик еще, который привез и «тарелки».

Возглавлявший эту капеллу Мазик, ввернул в разговор, «что они не обедали нынче». Намек был понят и  музыкантов тотчас усадили за стол, подав водку и закуски.

Вечером начались танцы. С удовольствием веселились подруги невесты. Всю ночь плясали, не забывая угощаться. Чем же угощались? Тем, что было поставлено на стол.

«А на столе красовались и сласти, и мед, и печенье,
Вплоть до коржиков мелких, посыпанных сахарной пудрой».

Что касается  печенья (именно печенья), то для ашкеназской еврейской кухни характерна основа из песочного нежирного теста.  Самые известные виды печенья — кихелах и земелах. О кихелахе мы говорили выше. А потому речь о земелах.

Приготовление земелах

120 граммов сливочного масла размягчить и взбить вместе с яйцом. Продолжая взбивать, добавить 5 столовых ложек (с верхом) сахара, 1 столовую ложку молока, порошок ванильного сахара. Затем, помешивая ложкой, ввести 1 ¼ стакана муки. Замесить тесто. Завернуть в полотенце. Поставить в холодильник на 30 – 40 минут.   Раскатать тесто между пластами бумаги для выпечки, посыпанной мукой до толщины примерно ½ см.  И выложить (вместе с бумагой) на противень. Порезать ромбиками. Посыпать смесью сахара и корицы в соотношении 2:1 Выпекать в духовке, нагретой до 200 градусов  10 – 15 минут.

(Песнь третья. Воскресенье)

На следующий день, в понедельник, во двор Мордехая влетел на кобылке мальчишка, исполнявший роль вестового и сообщил, что едет жених со свитой на семи подводах. Тотчас заполнились   стоявшие наготове 10 мужицких подвод (не забыты ни сваты, ни музыканты ), которые помчались, обгоняя  друг друга в клубах пыли  навстречу жениховой свите. 

Примерно в  двух  верстах от Подовки, вдали от дороги, у подножья кургана разложил Мордыхай пеструю скатерть.

«Вот уже солнечный луч купается в золоте винном;
Вот уж его теплота касается коржиков пухлых,
Булок, кусочков мацы, крендельков и других угощений,
Звонкой стеклянной посуды, серебряных круглый подносов…
Весело сваты друг другу кричат: «На здоровье! Лехаим!»
Пьют и едят старики, а за ними, жеманясь, девицы.
Как принялись за вино — не отстали, покуда ни капли
Больше его не осталось в посуде».

(Песнь четвертая. Понедельник)

Содержимое этого отрывка в комментариях не нуждается, а потому перейдем к описанию того, что происходило на следующий день в специально построенном для свадьбы балагане.

Когда Элька, одетая в нарядную одежду, вместе с подругами вошла в балаган, то ее встретил бадхан, человек забавлявший гостей на семейных торжествах (главным образом на свадьбах) и музыканты. Под звуки музыки стали собираться гости для того, чтобы поучаствовать в обряде покрывания невесты.

Стряпуха, явившись «с белой высокой квашнею», поставила ее  посреди балагана вверх дном. На дно положила подушку, покрыла ее ковром.

«Тихим размеренным шагом, с печальным величьем на лицах,
К этой квашне подвели посаженные матери Эльку.
Села она на подушку и белой фатою покрылась.
С грустью тогда окружили замужние женщины Эльку.
Каждая к ней походила с зажженной свечою — и плача
Каждая ей расплела по косичке. (Заранее Эльке
Волосы все заплели во множество мелких косичек).
Сильный и громкий был плач; рыдали старухи, девицы,
Плакала очень невеста, обильные слезы роняя;»

Затем  бадхан, забравшись на табуретку, произнес речь, в которой наказал невесте соблюдать все заповеди и быть смиренной. Рыдание скрипок перешло в веселый мотив и «весь дом охватила великая радость…».

Жених же тем временем находился в другом доме, куда тоже нагрянули гости. «По одиночке, по двое — на пышный прием»

«Завечерело. Тогда гостей ко столу пригласили.
Сел на почетное место жених. Начиненный изюмом
Желтошафранный калач стоял перед ним, — и топорщась
На калаче серебрилась, блистая крахмалом, салфетка.
Два посаженных отца уселись справа и слева.
Заторопился народ, занимая места, — и приятно
Сердце свое услаждал он вином, крендельками, закуской —
Всем, что лежали пред ним на серебряных мисках, подносах.
Только жених ничего не отведал: с утра он постился».

Калач чисто еврейским кушаньем не назовешь. Это исконно русская выпечка, которую позаимствовали евреи,  обитавшие в черте оседлости. 

Рецепт приготовления калача

Сделать дрожжевое сдобное тесто из 1 кг. муки.  Сначала приготовим опару. Для этого надо кубик дрожжей размешать в небольшом количестве воды и смешать со стаканом молока в глубокой миске. Туда ввести, порциями, постоянно помешивая, немного муки.  Накрыть полотенцем,  поставить в теплое место. Дать немного подойти.

Растопить 3 столовые ложки сливочного масла. 5 яиц взбить, соединить с ½ стакана молока, добавить щепотку соли, 1 стакан сахара,  пакетик ванильного сахара, чайную ложку шафрана, растопленное сливочное масло и 3 столовых ложки  растительного масла. Все хорошо перемешать соединить с опарой. Перемешать. Добавить оставшуюся муку и замесить тесто до гладкости. Поставить его в теплое место. Дать подойти.  Полученное тесто разделить на 5 частей.  Из  них  сформовать по два жгута, которые надо переплести, а затем сложить по спирали. Выложить калачи на противень,смазанный маслом. Дать им немного подойти и выпекать в духовке, нагретой до 180 градусов до готовности. Незадолго до того, как выпечка будет готова, смазать изделия взбитым яйцом.

Об окончании трапезы  было сообщено  Мордехаю,  который направил в дом жениха бадхана с дарами от невесты в сопровождении капеллы.

«…Большой балахон полотняный,
И полотняный кушак; ермолку с красивым узором,
Что по атласу расшит серебряной ниткой, — и талес.
Пред женихом положил он все это — и словом серьезным
Речь свою начал; напомнил о святости истинной веры
И призывал к покаянью, на правильный путь наставляя».

А как только кончил бадхан речь, жених в сопровождении своих гостей-мужчин отправился к невесте. Медленно двигаясь, дошли они до балагана, где «на квашне посредине сидит под фатою невеста».

«… С покрывалом
Бледный жених подошел, и губы его задрожали,
Как произнес он: «Сестра, мириадами тысяч да будешь!»
Это сказавши, невесту покрыл он. А тем покрывалом
Занавесь Торы служила — легчайшая ткань дорогая,
Ярко-малиновый шелк, золотой бахромою обшитый.
Встала невеста в тот миг, восточной подобна царевне
Средь раболепных рабынь…»

А затем

«Хмель и ячмень в жениха полетели сияющим ливнем,
Словно тот дождь золотой, что струится и блещет на солнце.
Тут, обращаясь к старухам, воскликнул бадхан: «Не оставьте
Благословить жениха!» — и старухи ответили хором:
«Бог Вседержитель его да хранит! Да не знает нужды он».

Затем все пустились в пляс, а когда опустился вечер, жених, надев белый балахон (подарок невесты) меж посаженных отцов отправился во двор синагоги. За ним – все мужчины и, конечно, капелла.

Встал жених под полог шелковой ткани вместе с подовским раввином  и кантором и стал ждать, когда отправившаяся в балаган  капелла приведет Эльку.

Чинно шагая,  пришла она под фатой. Рядом – посаженные матери и другие женщины. Обвели ее вокруг жениха семь раз. А затем и весь обряд был проведен. И ктуба выписана, и рюмка ногой жениха раздавлена.

Снова зазвучала капелла, Начался шум и гам. Все кричали «Мазел тов!», обнимались, плакали от счастья.  Новобрачные вышли под руку и двинулись к дому Мордехая. А навстречу им  — водоносы  с полными ведерками, в которые молодые должны бросали на счастье монеты.

На пороге родного дома их уже ждала Элькина мать, Хьена.

«Встретила их на пороге с дарами. Одною рукою
Хьена большой каравай шафранный держала. Над хлебом
Пара зажженных сияла свечей, а другою рукою
Чарку с душистым вином держала счастливая Хьена.
В светлую хату войдя, новобрачные пили и ели:
Это был «суп золотой», им после поста поднесенный».

Золотой суп – ничто иное, как наваристый жирный  куриный бульон.

Приготовление бульона

Курицу целиком обмыть и сложить в  большую глубокую кастрюлю. Залить водой и поставить на огонь. Дать закипеть. Аккуратно снять пену, уменьшить огонь. Положить 3 головки репчатого лука  2 крупных моркови, по корню (с зеленью) сельдерея и петрушки. Через некоторое время можно добавить лавровый лист и перец горошком. Когда курица станет мягкой, вынуть зелень и овощи. Посолить. Прокипятить. Подавать бульон в чашках. Отдельно – курицу, разделенную на порционные куски.   

«А в балагане меж тем уж опять заиграла капелла.
Девушки вышли плясать; обнимая друго друга, кружились.
И не успели еще отдохнуть от поста молодые —
Как уже стали опять собираться во множестве гости.
Их занимала родня Мордехая. Столы накрывали.
Женщины сели отдельно, мужчины отдельно. Уселся
Муж за столом для мужчин на почетное место, а Элька
Так же уселась за женским»

«Были закуски все те, что обычай велит, — и во-первых
Сельди в оливковом масле и в уксусе; с краю тарелок
Ровным бордюром лежали оливки; с селедкой из Керчи
Сельдь астраханская рядом лежала; помимо селедок
Были сардинки, кефаль, золотой пузанок; а в графинах —
Водка, и мед, и вино, и пиво в зеленых бутылках.
Вдоволь тут было мацы, крендельков и различных печений,
Как подобает в дому богача»

В жизни евреев селедка играла немаловажную роль. Она подавалась на стол даже в самых бедных семьях. Правда, далеко не лучшего качества. Не то, что в доме богачей, где ели отборную. Например, прославленную керченскую (недаром на недавно установленном памятнике рыбы на набережной этого черноморского города среди прочих «Даров моря», селедка заняла почетное место).

Что касается астраханской сельди, то такое название объединяет  некоторые виды рыб, что  вылавливались в Волге и засаливались на астраханских  промыслах. Среди них — упоминаемый в тексте пузанок.

Сельдь чистили, потрошили, промывали, разрезали на кусочки, посыпали колечками лука, поливали растительным маслом или уксусом.  Самым же любимым блюдом была сельдь маринованная, которую совсем нетрудно приготовить.

Сельдь маринованная

3 селедки промыть, выпотрошить, почистить, отрезать голову, нарезать крупными кусками, вымочить в холодной воде и сложить в банку. Нарезать кольцами 3 крупных луковицы и переложить ими селедку. 

2 стакана воды довести до кипения, добавить лавровый лист, душистый перец, гвоздику, 2 раздавленных зубчика чеснока.  Прокипятить. Добавить по вкусу соль, сахар и уксус. Охладить. Залить маринадом селедку. Дать постоять сутки и убрать в холодное место.

Теперь о сардинках (тоже относящихся к семейству сельдиевых). Это не привычные нам консервы, потому что первые консервные заводы, имевшиеся  уже тогда  в России, просто не выпускали рыбную продукцию. Значит поданная на стол рыбка, скорее всего, была просто пожарена в муке или сухарях.

Кефаль же, жирная и сочная, могла быть сварена, пожарена, запечена или приготовлена каким-то другим способом. Предположим, что ее запекли в русской печи, натерев солью и перцем.

Читаем дальше.

«После внесли в балаган благовонные рыбные яства,
Те, что слюну вызывают и запах далеко разносят.
Был тут отличнейший карп, украшенье днепровской стремнины,
Славно поджаренный с фаршем; и были огромные щуки,
Радость еврейского сердца, — острейшим набитые фаршем.

Здесь уже более ясно, потому что существует такое праздничное блюдо как «Карп, фаршированный орехами»

Рыбу очистить от чешуи, отрезать голову и, не разрезая брюшка, вынуть внутренности. Затем хорошо промыть, а полость живота  протереть салфеткой. Вложить вовнутрь фарш. Натереть солью и перцем, завернуть в фольгу и поставить в духовку, нагретую до 170 градусов. Выпекать до готовности

Приготовление фарша

100 граммов ядер грецких орехов подсушить и измельчить. Мелко нарезать луковицу и обжарить ее в масле. Смешать орехи с луком, добавить 1 столовую ложку молотых сухарей, измельченное крутое яйцо, немного порошка мускатного ореха, столовую ложку рубленой зелени петрушки и укропа. Посолить. Все хорошо перемешать.

 Имеется рецепт и фаршированной щуки. 

Взять  крупную рыбу.   Аккуратно почистить.  Отрезать  голову. Вытащить  внутренности,  не разрезая брюха.  Промыть. Обсушить салфеткой. Осторожно, стараясь не  повредить кожу,  снимаем ее чулком до хвоста, подрезая мясо.

Голову освободить от жабр и хорошо промыть.

Вынуть мякоть, отделить ее от костей и превратить в фарш, пропустив дважды через мясорубку с замоченными в воде  2  ломтиками белого хлеба, зубчиком чеснока. Добавить мелко рубленные и обжаренные в масле 2 луковицы и 1 морковь, натертую на терке и пассированную в масле. Добавить немного холодной воды и 2 яйца, соль, перец, 2 столовые ложки мелко рубленой зелени. Все  хорошо перемешать.

Полученным фаршем набить (не очень плотно) шкурку, отверстие зашить ниткой. Приставить к рыбе отрезанную голову, тоже нафаршированную сложить в глубокую кастрюлю, на дно которой уложены нарезанные кольцами овощи: лук ( с шелухой) и морковь, залить холодной водой и поставить на огонь. Когда вода закипит, снять пену, уменьшить огонь, посолить , поперчить, добавить лавровый лист, плотно накрыть крышкой и варить 2-3 часа.

Готовую рыбу охладить, выложить на блюдо, разрезать на порционные куски, украсить кружками вареной моркови.

Читаем дальше

«Не было тут недостатка и в рыбе помельче: был окунь,
Широкогрудый карась, и судак, и лещ серебристый.
И наслаждался народ, и все поварих похваляли.
И не отстали от рыбы, пока ничего не осталось»

Окунь наиболее вкусен в жареном виде. Чтобы его приготовить надо рыбу почистить, промыть, разрезать на куски. Натереть каждый из них солью и перцем, обвалять в муке и обжарить в растительном масле.

Самое  же вкусное блюдо из карася – карась в сметане. Но оно, естественно, не кошерно. А потому не могло быть подано на свадьбе. А вот карася  тушенного вполне могли приготовить.

Карась тушенный

Взять килограмм рыбы (4 – 5 штук ). Почистить, выпотрошить. Обмыть, обсушить. Натереть солью. Сложить в миску. Нарезать на куски.

2 стручка  красного острого перца нарезать кусочками. Смешать с соком, выжатым из 2-х лимонов, рубленной зеленью петрушки  ½  пучка среднего размера),  1 ½ стаканами оливкового масла. Этой смесью хорошо смазать рыбу и оставить ее в маринаде на час.  

1  крупную головку репчатого лука нашинковать. 3 зубчика чеснока  измельчить. Положить в растительное масло, разогретое на сковороде. Слегка обжарить.  2 ½  корешка сельдерея натереть на терке.  Добавить к луку и чесноку. После того, как смесь немного потушится, добавить соль, перец, сахар (все по вкусу). Влить  ½  стакана белого столового вина. Сковороду закрыть крышкой и тушить  5-10 минут. Добавить немного тимьяна и рубленой петрушки.

3 помидора бланшировать, снять кожицу, мелко порубить.

В стеклянную, глиняную или металлическую емкость, которую можно поставить в духовку, налить немного оливкового масла, положить половину помидорной массы, половину массы тушеных овощей. На них – куски рыбы.  Полить маринадом. Сверху положить оставшиеся помидоры и овощи, сельдерейно-луковую смесью. Сверху посыпать 5 ложками молотых сухарей. Запекать в хорошо нагретой духовке до готовности рыбы.

Известно, что судак любит томат. И это классический вариант его приготовления..

Рыбу почистить, обмыть, нарезать на куски, посолить, поперчить, обвалять в муке и обжарить в растительном масле. В котле обжарить в масле 2 луковицы, нарезанные кольцами, добавить две моркови, нарезанные кружочками. Протушить. Добавить 2 помидора, прокрученных на мясорубке с небольшим количеством зелени и 3 зубчиками чеснока. Протушить. Добавить соль, перец. В полученный соус сложить куски рыбы, накрыть крышкой. (Если соуса получится мало, добавить томата, растворенного в воде). Тушить на медленном огне около часа.  

А теперь речь о леще, которого хорошо запечь.

Рыбу почистить,, удалить жабры и внутренности, промыть. Посолить, поперчить, начинить. Уложить на противень, смазанный маслом. Рядом уложить нарезанный четвертушками картофель, который надо посолить, поперчить, сбрызнуть растительным маслом. Поставить в духовку, разогретую до  200 градусов и выпекать до готовности. Около двух часов.

Приготовление фарша

Головку лука нарезать соломкой и обжарить на растительном масле. Добавить 100 граммов промытых и нарезанных шампиньонов. Добавить в сковородку ½  стакана квашеной капусты. Протушить. Добавить полную (с верхом) ложку томатной пасты. Добавить имевшиеся в рыбе молоки или икру (измельченные), поперчить.

С рыбой было покончено. И « появились огромные миски
С супом, и запах его по всему балагану пронесся.
Хохот мнговенно затих. Занялись изучением супа.
Очень хвалили его за навар, за чудесные клечки, —
Музыка ж громко играла, пока не покончили с супом».

Гостям подали куриный бульон с клецками (клечками). О бульоне мы говорили выше. Чтобы сделать его посытнее, добавляют клецки, которые готовят так.

В миску налить холодного  жирного бульона. Посолить, поперчить. Разбить яйца, (из расчета на 100 мл – 1 яйцо), взболтать, добавить к бульону. Постоянно помешивая, ввести муку в таком количестве, чтобы получилось тесто, напоминающее по консистенции очень густую сметану.

На огонь поставить кастрюлю с бульоном, дать закипеть. Опустить в бульон чайную ложку для того, чтобы она нагрелась. Горячей ложкой зачерпывать по кусочку теста и опускать в бульон.  Всплывшие на поверхность клецки говорят об их готовности.

После супа началось преподношение подарков. И каждый из них бадхан комментировал, расхваливая дарителя.

«Только уж после того, как закончились все приношенья,
Подали слуги жаркое, и запах приятный разнесся
По балагану волною. И каждому подали гостю
(Без исключения всем!) по куску ароматного мяса.
Ел, насыщался народ и обильно вином услаждался.
Только родные невесты за стол не садились ни разу,
Ибо служили они приглашенным гостям, угощая,
Напоминая о водке, о мясе, о разных приправах,
Зорко следя, чтоб вина достаточно было в графинах:
Все, как обычай велит, чтоб не вышло обиды иль гнева…»

Попробуем предположить, что это было за мясо. Скорее всего, тушеная  говядина

Приготовление тушеной говядины.

Кусок мякоти говядины весом в 1 килограмм промыть, обсушить, обвалять в муке. В сотейнике разогреть растительное масло и обжарить мясо со всех сторон. Вынуть мясо. Положить в сотейник нарезанный крупными кольцами лук. Обжарить.  Добавить к луку 4  измельченных зубчика чеснока и 3 нарезанные полосками моркови. Обжарить. Добавить 3 столовые ложки томата, разведенного в стакане воды. Проварить. Добавить соль, перец, тимьян, паприку, лавровый лист. Вложить в полученный соус кусок мяса. Долить кипятка в таком количестве, чтобы оно покрыло мясо. Дать закипеть. Хорошо закрыть. Поставить в духовку. Когда мясо станет почти готово, снять крышку и дать ему подрумяниться.

Готовое кушанье вынуть на блюдо, порезать на порционные куски, полить образовавшимся соусом.

А после этого «встала невеста среди балагана, готовясь
К танцу кошерному. В ручке держа белоснежный платочек»

Сначала исполнила она три тура полонеза с раввином реб Рефуэлом. Его сменил кантор, рабби Эли, в атласной одежде. Третьим был отец жениха, реб Ице. И танцевала так же невеста и с другими почтенными лицами. Затем грянул фрейлахс. И танцевали поочередно мужчины и женщины.

«Передохнут, подкрепятся за дружеской легкой беседой
Или за спором о текстах — и снова: за фрейлихсом фрейлихс.
Вскоре веселье дошло до предела»

И так до самой зари.

 (Песнь пятая. Вторник. Покрывание невесты. Свадебный вечер).

Далее наступила среда. Устав от вчерашнего гулянья долго не могли проснуться гости. А когда встали, то «бродили сонливо и вяло, точно осенние мухи, которых морозом хватило». Но заиграли музыканты печальную «Песню разлуки», разжалобившую всех. Вновь закусили, выпили и, получив за свою работу, укатили в бричке.

А в доме Мордехая вновь накрыли на стол.

«Сели к столу молодые с ближайшими только друзьями.
Элька была в парике и сидела с достоинством, словно
Много уж лет пребывала в замужестве. Слушала важно,
Важно сама говорила, как людям степенным пристало,
Только на щечках ее румяные розы пылали.
Впрочем, несколько лет парик ей как будто прибавил».

В четверг стали разъезжаться и  гости. «Большинство же, впрочем, осталось еще до исхода «веселой субботы», когда молодых «шествием важным и чинным» повели в синагогу, где «молодого почтили торжественным выходом к Торе»

А по возвращении  домой

«Снова большой балаган наполнился шумом и гамом,
Снова большие столы скатертями накрыли; подносы
Ставили с разной едой, и блюда и тарелки с закуской.
Много тут пряников было, и разных печений, и водки,
Ибо с вечерней молитвы в тот день прихождане Подовки
Не разбрелись, как всегда, по домам, а зашли к Мордехаю:
Женщины, дети, мужчины, — все община в полном составе.

Быстро вечерние тени сгустились и мир полонили,
Темную ночь навели; во дворе Мордехая возницы
Ждут запоздалых гостей, но те не спешат разъезжаться,
Ждут «прощального борща» — и борщ закипает в кастрюлях,
Распространяя вокруг благовонный, наваристый запах.

Приготовление борща

Положить в  высокую кастрюлю 1 кг нарезанной на куски говяжьей грудинки (с косточками). Довести до кипения, снять пену уменьшить огонь. Положить морковь, лук, зелень, целиком  2 большие свеклы. Варить до тех пор, пока мясо не станет мягким. Вынуть овощи. Свеклу натереть на терке и добавить к бульону. Добавить 2 помидора, провернутые через мясорубку.  Проварить.  Добавить картофель (4 штуки) нарезанный ломтиками. Когда картофель будет готов, посолить, поперчить, добавить по вкусу  сахар и лимонную кислоту. Положить нашинкованную капусту (примерно ½ небольшого кочана), лавровый лист, перец горошком. Варить до готовности.  Подавать борщ, посыпав его зеленью петрушки.

Так-то справляли в Подовке веселую, славную свадьбу —
Так выдавали там Эльку, разумную дочь Мордехая

(Песнь шестая. Среда, четверг, пятница, «веселая суббота» )

2010

Иллюстрации с сайта

50 картин еврейской свадьбы — Evrofilm.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: