„Музыка стоит на втором месте после молчания, когда речь идёт о том, чтобы выразить невыразимое.“
Олдос Леонард Хаксли, английский писатель, новеллист, философ.
Коронавирус, физически разобщив людей, еще сильней сблизил их в соцсетях, где знакомые с усиленной энергией стали пересылать друг другу сообщения, картинки, клипы…
И вот однажды я получила фортепианный вариант полонеза Огинского.
Полонез Огинского «Прощание с Родиной» — YouTube
В ответ переслала прекрасное скрипичное исполнение этой вещи
ПОЛОНЕЗ ОГИНСКОГО (скрипка и орган) — YouTube
И нахлынули воспоминания. Столовая. Дубовый стол. На нем – книга в вишневом переплете. Это учебник игры на скрипке. Его купил дедушка, вдруг решивший обучить меня игре на этом инструменте. Но дальше пары уроков, доказавших мою полную бездарность, дело не пошло. Исполнение полонеза по имевшимся нотам в том сборнике, так и осталось неосуществившейся мечтой.
И осталось одно — слушать одно из любимых произведений, получая искреннее удовольствие, в самых разных исполнениях. Благо, что мелодия нередко звучала и по радио, и по телевидению.
Полонез Огинского — Оркестр ГАБТ СССР | Оркестр — Pinterest
Не знаю, почему у меня прежде не возникала мысль о том, чтобы узнать побольше об этом композиторе и вещи известной во всем мире. Видно, всему свое время. И сейчас настал момент заглянуть в анналы истории.
Итак, Михал (Михаил) Клеофас Огинский родился 25 сентября 1765 года в поместье Гузов Мазовецкого воеводства, находящегося недалеко от Варшавы.
Его семья принадлежала к знатному княжескому роду, имевшему свой герб
Родные занимали немаловажные руководящие должности в Великом княжестве Литовском, входившим наряду с Польшей в состав союзного государства Речь Посполитая.
Прадед был Витебским воеводой, дед и отец — Трокскими (Тракайскими) воеводами, а дядя Виленским воеводой и Великим гетманом Литовским.
Само собой разумеющимся был тот факт, что отпрыска столь знатного рода ждала соответствующая карьера. А потому с младых ногтей его готовили к ней, способствуя всестороннему развитию. Физическому, эстетическому, умственному… Недаром его воспитанием занимался Жан Ролен, в прошлом гувернер австрийского императора Леопольда II.
В отдельную программу входило музыкальное обучение, порученное Осипу Козловскому, будущему автору первого гимна Российской империи «Гром победы, раздавайся!».
Музыка настолько увлекла Михала, что он сам стал сочинять. Но ни сам подросток, ни окружающие, не относились к этому серьезно. Ведь впереди его ждала серьезная политическая карьера.
Получив прекрасное домашнее образование, Михаил Клеофас продолжил его в Варшаве. Едва достигнув 19-летнего возраста, в 1784 году, стал депутатом сейма, в 23 года был удостоен ордена Белого Орла.
В 1790 году по поручению короля занимал в Нидерландах должность посла Речи Посполитой и выполнял особые задания в Великобритании.
С этим периодом связан интересный факт. Однажды, по прибытии в Лондон, он увидел такое сообщение: «Граф М.К. Огинский, направленный королем Польской республики с особо важной миссией в Лондон, по пути из Кале в Дувр попал с семьей в кораблекрушение. Спастись никому не удалось».
Забегая вперед, скажем, что это была первая газетная утка такого рода. Сообщения о его смерти не раз появлялись в печати.
Однажды появилась байка о том, что композитор застрелился из-за несчастной любви на балу во время исполнения оркестром его знаменитого полонеза. Она была столь убедительна, что в Париже был издан альбом произведений Огинского, на обложке которого был изображен композитор с приставленным к виску пистолетом.
«Ничего так не удивляло и не потешало меня, — писал позднее Михаил Клеофас, — как этот экземпляр».
Возвращаемся к реальности, к тому времени, когда Огинский, окончив свою миссию в Нидерландах, получил должность Великого подскарбия (министра финансов) Великого княжества Литовского.
Согласно его заметкам, именно тогда появилась первая версия знаменитого произведения «Осенью 1792 года я создал, точнее сказать, сымпровизировал этот полонез в Варшаве, когда впервые испытал чувство, вызванное любовью, которое продолжалось недолго. Чувство было тихое, спокойное и счастливое (…)
Мой второй полонез привлек больше внимания. Знатоки предсказывали, что я произведу реформу, развивая модуляцию в полонезах, которые в нашей стране популярны лишь как светские танцы, что в полонезах можно сохранить национальный характер, воплощая в них певучесть, выразительность, вкус и чувство».
А в стране было тревожно. Коалиция, составленная из могущественных стран: Австрии, Пруссии и Российской Империи, решили поделить между собой Польшу, официально носившую название «Речь Посполитая Короны Польской и Великого княжества Литовского», ибо в ее состав входили территории нынешних Польши и Западной Украины, Литвы, Белоруссии, Центральной и Восточной Украины.
Введя одновременно войска, враги заняли почти половину территории, расположили воинские части в городах, официально остававшиеся в составе Речи Посполитой.
Для гордых шляхтичей это был нешуточный удар, а потому в марте 1794 года в началось восстание, под руководством генерала Тадеуша Костюшко.
Одним из его соратников стал Огинский, сформировавший на личные сбережения вооружённый отряд численностью в 2500 человек. Его девизом стали слова «Свобода. Стойкость. Независимость».
Взяв на себя командование отрядом, Михаил Клеофас отказался от княжеского титула, стал называть себя просто гражданином.
Заведомо провальная акция (силы были слишком неравны) в октябре 1794 года закончилась поражением поляков. Речь Посполитая, как государство, прекратило существование. Костюшко был тяжело ранен и взят в плен российскими войсками. Огинскому же, после разгрома его отряда, удалось бежать по чужим документам, в лакейской ливрее, в Австрию.
Но в Вене оставаться человеку, объявленному в розыск, за голову которого было назначено крупное вознаграждение, было опасно. А потому, вместе с приехавшей к нему женой Изабеллой, в декабре 1794 года он под чужим именем оказался в Венеции.
Денег не было, нужда сковывала по рукам и ногам. И Изабелла, привыкшая к роскоши, не выдержала испытания. Покинув мужа, уехала к родственникам, жившим теперь на территории Пруссии.
И вот тогда, в Венеции, дело было в 1794 году, сформировался знаменитый полонез, который автор назвал «Прощанием с Родиной».
В грустную, щемящую душу мелодию, автор вложил сокровенные чувства: физическое и душевное расставание с любимой страной, гибель ее как державы.
И, не случайно формой выражения настроения был выбран полонез, особый жанр музыки, родившийся в Речи Посполитой по одним данным в XV-м, по другим — в XVII веке.
Изначально он представлял собой торжественный свадебный или бальный танец-шествие.
Находясь в Италии, Огинский занимался не только музыкой. Он установил контакты с польскими и литовскими эмигрантами, оказавшимися в Париже и отправился во Францию.Наладил связи с Талейраном и французской директорией с целью восстановления независимости Речи Посполитой. Но ничего не добился.
А потому отправился в Турцию с документами на имя французского торговца Жана Риделя, где планировал склонить султана к войне с Россией, что дало бы полякам возможность организовать новое, более продуктивное восстание.
Он провел в Константинополе полгода. В ноябре 1795-го, не солоно хлебавши, отправился назад. По дороге решил проехать по родной земле, поделённой между захватчиками, и едва не был арестован в Кракове, ставшем австрийским. Чудом ему удалось убедить полицейских в том, что не имеет никакого отношения к человеку, портрет которого имеется в каждом полицейском участке.
К началу февраля 1797 года, Огинский вернулся в Париж, где случай свел его с Наполеоном Бонапартом, которому безрезультатно предложил совершить поход для освобождения Речи Посполитой.
Потерпев кругом фиаско, Михаил Клеофас поехал в Нидерланды, где в прошлом служил послом и был хорошо знаком с королем Вильгельмом V. И тот помог получить беженцу прощение у недавно вступившего на престол Фридриха Вильгельма III с позволением приехать в Пруссию к жене и гарантией безопасности относительно выдачи его Австрии или России.
За время пребывания в Пруссии у Огинского родилось два сына — в 1800 году Тадеуш (названный в честь генерала Костюшко), и в 1801 году — Ксаверий. Но почему-то вскоре после этого семья распалась. Он развёлся с женой.
В том же, 1801 году, произошло ещё одно событие, круто изменившее жизнь Михаила Клеофаса. На российском троне оказался новый император — Александр I.
Одному из его близких друзей, Адаму Чарторыйскому, удалось убедить монарха амнистировать участников восстания Костюшко.
В 1802 году М.К. Огинский был прощён, и получил обратно все ранее конфискованные имения.
Он поселился в белорусском поместье Залесье где построил усадьбу и заложил парк (сейчас это территория Сморгонского района Белоруссии).
В 37-летнем возрасте Михал Клеофас женился во второй раз на вдове своего умершего друга, графа Каэтана Нагурского, 25-летней итальянке Марии Нагурской. Брак, увы, оказался на редкость неудачным.
По словам польского писателя Станислава Моравского «не существовало ни одного человека, молодого или старого, влиятельного вельможи или простого слуги, который бы не был её любовником… Были среди них и актёры, и певцы, и даже простые солдаты. Она даже не пыталась это скрывать».
Согласно тому же источнику, из четырёх детей, Огинский был биологическим отцом лишь одной дочери, Амелии. Тем не менее, их брак продлился 13 лет.
В 1810 году Огинские переехали в Санкт-Петербург, так как Михаил активно занялся политикой, стал сенатором Российской империи, доверенным лицом Александра I.
В 1815 году он. Наконец, развёлся с Марией. А два года спустя, оставив свой пост, уехал в Вильно, где прожил как частное лицо до момента отъезда в 1823 году в Италию с целью лечения от подагры.
Поселился во Флоренции, где много времени уделял музыке. Этот одаренный человек играл на нескольких инструментах, усовершенствовал конструкцию арфы и даже стал автором статьи об арфе в Энциклопедии Дидро.
В 1831 году издал сборник нот своих музыкальных произведений, среди которых был и знаменитый полонез «Прощание с Родиной», и другой, менее популярный, — «Раздел Польши».
Всего композитору принадлежит более 60 композиций для фортепиано. Значительную часть его наследия составляют польские танцы (полонезы и мазурки), марши, менуэты, вальсы, романсы. Им написаны также камерно-вокальные произведения и одноактная опера «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799)
Произведения М. К. Огинского издавались и исполнялись в разных странах Европы. Доминировал, конечно, полонез «Прощание с родиной» Так В Российской империи в XVIII -XIX веках он звучал на всех балах, во всех собраниях.
О его популярности говорят строки из письма Фаддея Булгарина: «Кто же не знает полонеза Огинского?». Есть строки об Огинском и в одном из репинских писем: «Имя его известно всей России».
Кстати, последний изобразил Михала Клеофаса Огинского на картине «Славянские композиторы», которую можно увидеть в фойе Большого зала Московской консерватории.
А на его родине, в Польше, начиная с 1803 года, композитор Ю. Эльснер постоянно включал его произведения в ежемесячный сборник отечественных композиторов.
Огинский умер он во Флоренции 15 октября 1833 года в возрасте 68 лет в доме № 1014 на улице Легнаоли в присутствии второй жены и четверых детей.
Существует легенда, что композитор был заколот кинжалом. Но это лишь легенда, не подтвержденная фактами.
На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.
Михала Клеофаса похоронили на монастырском кладбище около храма Санта Мария Новелла, а спустя некоторое время его останки были перенесены в костел Санта Кроче, где в пантеоне покоится около 300 выдающихся деятелей политики, науки и культуры. В частности, Галилео Галилей, Микеланджело Буонарроти, Джоаккино Россини и Никколо Макиавелли…
Прошло более 2-х столетий. А «Прощание с Родиной остаётся самым известным и самым популярным в мире произведением польской классической музыки.
В современной Польше считается музыкальным символом страны, исполняется в польских школах на выпускных вечерах.
В СССР эта вещь прозвучал в двух фильмах: «Полонез Огинского» (1971 г) и «Попугай, говорящий на идиш» (1990 г), а также в мультфильме «Кот Леопольд» (1983 г)
Как уже говорилось, в советское время этот полонез часто звучал как по радио, так и по ТВ в разных исполнениях. Особенно запомнился Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, исполнявший его а-капелла на слова Е. Долматовского.
Этого варианта найти не смогла. Обнаружила другой, современный. .
«Полонез» .Муз. М.Огинского, сл.Е.Долматовского …
А самым интересным, на мой взгляд, оказался клип с «Песнярами» на слова Вячеслава Шарапова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: