Путешествие в Кфар-Каму


На севере страны, в районе древней Галилеи,находятся две черкесские деревни – Рихания и Кфар-Кама. Первая, где проживает1000 человек, появилась в 1869 году неподалеку от Цфата. Вторая, более солидная (ее население составляет 3000 человек) — в 1876-м году в Нижней Галилее. 

В конце XIX в. существовала еще одна деревня «Кирбет Черкасс» в районе  Хедеры, но из-за малярии, свирепствовавшей в 1931 году, большинство ее обитателей ушло в мир иной, а оставшиеся перебрались в вышеупомянутые поселения.

Родиной этих людей является Северный Кавказ, где они благополучно жили до тех пор, пока туда не пришли завоеватели. Война, которую вела Россия в течение более ста лет, закончилась поражением местного населения после пленения их предводителя Шамиля. Уцелевших в войне черкесов принудили покинуть родину.  Так, при содействии турецкого султана, ценившего их как доблестных воинов, они оказались  в Османской империи и расселились на территории современных государств Израиля, Турции, Сирии, Иордании.

В этих краях уже жили их бывшие соотечественники, появившиеся на Ближнем Востоке еще в XIII веке. Египетский султан Калаун — Мансур Сейф-ад-дин, из мамлюкской династии Бахри, будучи сам черкесом по происхождению, выкупил у монголо-татар пленников численностью в 12 тысяч человек и создал из них отборное войско. 

Когда  в 1517 году закончилось 135-летнее правление мамелюков Египтом, Сирией и Палестиной после покорения этих мест Селимом I, началось истребление инородцев. В  Галилее оказались те, кому удалось  спастись от геноцида. Их потомки, смешавшись с арабами, лишились и традиций, и родного языка. После  появления здесь в позапрошлом веке черкесов, они неоднократно обращались с просьбой принять их в свою общину. Но те неизменно отвечали отказом.

Черкесами, то есть «жителями гор», этих людей назвали соседи. Подлинное  название этого народа – адыгеи или адыги, что означает «благородные люди». Их предки, жившие племенами, в начале  I века, попали под влияние ссылавшихся в эти края опальных христиан из Рима, подготовивших благодатную почву для миссионеров. А потому появившиеся  в VI  веке греки, без труда обратили их в свою религию.  Но в середине XVII века по ряду причин (знакомство с татарами и турками, проходившими по пролегавшему на Кавказе  участку Великого шелкового пути, негативное отношение к России) они приняли мусульманство и стали суннитами. Считая ислам самой совершенной религией, адыги не противопоставляют его другим религиям, от­носясь лояльно ко всем конфессиям. «Главное,— говорят они,— чтобы человек верил в Господа».

Когда в Эрец Исраэль стали появляться еврейские поселенцы, у них сложились прекрасные отношения с уже обитавшими там черкесами. Наверно потому, что  первыми репатриантами, осевшими в Галилее, были выходцы из России и Польши.  Их объединяло и занятие сельским хозяйством, и знание русского языка. А еще считается, что у евреев и черкесов сходные судьбы, ибо «сыны и дочери этих  народов рассеяны по всему миру. А народы со схожей судьбой никогда не враждуют между собой».

В  30-40-х годах ХХ века черкесы, несмотря на преследования британских властей, активно содействовали  нелегальной еврейской миграции в подмандатную Палестину через Ливан. Несмотря на отсутствие положения об обязательном призыве в армию во время британского мандата, жители  Кфар-Камы и Рихании вступали в Трансиорданские пограничные войска и полицейские части.

После провозглашения государства Израиль они стали гражданами еврейского государства. И часть их, встав под израильский флаг, вошла в отдельный черкесский кавалерийский эскадрон, что  в составе израильской армии принимал участие в войне за Независимость, а потом использовался в борьбе с контрабандной торговлей из Ливана.  Впоследствии он был расформирован.

А в 1957-м лидеры черкесской общины обратились к правительству страны с просьбой возможности службы черкесской молодёжи в рядах ЦАХАЛа на общих основаниях. И с тех пор несут службу, как правило, в пограничных войсках и системе безопасности.

В связи с этим стоит вспомнить черкешенку Амину аль-Муфти. Уроженка Иордании, выпускница медицинского  факультета Венского университета, она сама предложила услуги Моссаду и стала разведчицей. От нее поступала исключительно важная информация, благодаря которой координировалась антитеррористическая деятельность израильских спецслужб, предотвращались десятки терактов. Но палестинская контрразведка сумела разоблачить Амину. Ее арестовали, подвергли пыткам. Пришлось приложить немало усилий для ее освобождения, и в итоге удалось обменять Амину на несколько десятков палестинских боевиков.

Деревня Кфар-Кама, где преобладающую часть населения составляют шапсуги, живут также  другие представители адыгейского этноса: абадзехи, хатукайцы, бжедуги, натухайцы. Все они считают своей настоящей родиной Кавказ, на­зывая его «Хэкужъ» («Старая родина») и  «Чэркэсстан» («Страна черке­сов»). В последнее время в обиход входит термин «Адыгея» в форме «Адыгей».

Попадая в это место, ты невольно поражаешься его  чистоте и ухоженности. Недаром в 1984 году эта деревня была удостоена первого национального приза как самое чистое селение страны. И это при том, что здесь нет ни дворников, ни уборщиков. Каждая семья следит за своим домом и прилегающим к нему участком. Поделены и общественные места, и заброшенные дома.

В самом центре села стоит солидное здание мечети, построенной на турецкий манер: отделка черно-белыми плитками, минарет квадратной конфигурации. Здесь служит имам, являющийся подполковником ЦАХАЛа в запасе, отсюда пять раз в день звучит призыв к молитве.

От мечети лучами расходятся улицы, на которых стоят симпатичные домики. 

В деревне имеется старая часть, где найдены артефакты византийского периода, в частности, остатки византийской церкви VI в. со следами  апсиды и баптистерием.

Этот участок напоминает горный аул, где дома, отдавая дань традиции далекой родины, строят под двухскатными крышами. Такая архитектура обеспечивала во время зимних заносов на Кавказе «скатывание» с них снега. Многие из них сложены из базальта.

Новая же часть напоминает архитектурой и планировкой типично израильский городок Встречаются и настоящие виллы.

На стенах некоторых домов встречается изображение черкесского флага. И на этом атрибуте,  занимающем почетное место  в  культурном центре Кфар-Камы,  стоит остановиться подробнее. Он  представляет собой прямоугольное полотнище зелёного цвета, на котором изображены двенадцать золотых звёзд и три золотые перекрещённые стрелы, направленные наконечниками вверх.

Этот флаг Черкесской вольности, что был разработан как символ независимой Черкессии в 1836 году (к ее созданию стремилась Великобритания во время Кавказской войны), резидентом Великобритании, шотландцем  Дэвидом Урквартом по мотивам хеттских артефактов. Первый вариант вышила черкешенка, жена турецкого султана.

12 звёзд на нём обозначают 12 районов Свободной Черкесии, которую поделил сход черкесского народа хаса-парламент в 1836 году, а три стрелы обозначают — три важнейшие субстанции – землю,  воду, воздух.

Кфар-Кама – наглядный пример того, как можно, влившись в государство, на территории которого пришлось жить, не теряя своей индивидуальности. Не растворяясь ни в еврейской, ни в арабской среде,  они сохранили себя, свою культуру, язык, традиции.

В этом месте  люди рождаются, живут, стареют и умирают, разговаривая на родном языке, богатом эпитетами адыгской речи. Он звучит везде:  дома, на улице,  в школе. Древний язык, относящийся к кавказской группе тюркских языков, лингвистически и фонетически не похож ни на какой другой. Слова состоят из трудно произносимых звуков, имитирующих природные. А каждая из 64 букв обозначает часть тела. В адыгейском языке отсутствует деление на роды, а письменность представляет собой трудно читаемую кириллицу.

До сравнительно недавнего времени преподавание осуществлялось по арабской программе на арабском языке. Потом оно было переведено на израильскую общеобразовательную систему на иврите для того, чтобы  молодежь имела возможность поступать в колледжи и ВУЗы страны, имела перспективу дальнейшего трудоустройства. 

Попадая в школу,  дети с самого начала учат адыгейский, знакомятся с историей и традициями своего народа. Они изучают литературу по книгам  Шумахо Ачмиза н Раджаба Хатукая, Асхада Шапсуга. Учителя, преподающие эти дисциплины, проходили стажировку в Адыгее и Кабардино-Бплкарии. Оттуда же в Кфар-Каму присылают  учебники, записи адыгских песен и музыкальных произведений.


Со  2-го  класса школьники начинают  обучаться английскому,  ивриту и  арабскому, потому что адыги считают: «Знаешь один язык — ты один человек, знаешь два языка ты уже два человека, знаешь три — еще лучше».

Здесь функционирует начальная и неполная средние школы, оборудованные современными библиотеками, компьютерными классами, аудио и видео аппаратурой. Завершают образование  ребята и девушки  в школах соседних населенных пунктов.

Что касается культурной жизни, то здесь с 1965 года выходит журнал «Черкес» на иврите и адыгском, где  публикуются материалы для изучения адыгского языка, хроника событий на исторической родине, информация о жизни черкесов в других странах, сельские новости. Функционирует ансамбль черкесского народного танца.  В 1991 году было учреждено общество «Нафна» с целью сохранения черкесского культурного наследия и укрепления связей с исторической родиной. В 1993 году в Кфар-Каме появилось отделение созданного в  Рихании  Черкесского  института  изучения кавказских народов.

В селе  функционируют поликлиника и стационар, детские ясли, школа, дом культуры, банк, спортивный центр,  стадион для игры в  футбол, где начинал Бибрас Натхо, знаменитый израильский футболист, входящий в  сборную Израиля. Играл в тель-авивском «Ха-Поэле», сегодня — игрок казанского «Рубина».  Имеется и  спортзал для игры в  баскетбол, и площадка для приобретения навыков верховой езды.

 

Более  половины женщин села работает  воспитательницами и учительницами, работницами молочного комбината,  производящего исключительно вкусные сыры и лабане.  Что касается мужчин, то сфера их деятельности более разнообразна.  Это рабочие,  служащие силовых структур  и   административных учреждений, учителя,   фермеры. Ведь черкесской общине Кфар-Камы принадлежит 850 гектаров пахотной земли, на которой выращиваются  яблоки, маслины, огурцы, помидоры, арбузы и другие с/х культуры.

Здесь имеет место интересное  отношение к спиртным  напиткам. Абсолютное большинство населения не употреб­ляют алкоголя. Человек в нетрезвом состоянии вызывает негодование. От него могут отвернуться, даже предать анафеме. Что касается пищи, то адыги в основном —  вегетарианцы. Даже свои чебуреки (халуши) они начиняют сыром.  

В Кфар-Каме  имеется  культурный центр с музеем, расположенный в построенном из базальта традиционном оформленном здании. 

Здесь на стендах можно увидеть традиционную черкесскую одежду и обувь, старинную посуду и оружие, предметы быта, музыкальные инструменты.  Интересные особые люльки для детей,  в которых они лежат  припеленнутые,  на спине. Ходунки, в которые ставят малыша в полгода еще не умеющего даже стоять.

А на площади перед центром посетителям показывают черкесские танцы  под звуки аккордеона и национального инструмента напоминающего трещотку.

Посетителям демонстрируется фильм о быте и обычаях черкесов, проводится на эту же тему беседа. Из нее можно узнать о том, что прежде существовали весьма интересные обычаи, когда  мальчика отдавали на воспитание в чужую семью, где он жил до 14 лет, не зная своих родителей. По возвращении домой мать одаривала его национальным костюмом, который шила сама. Спрашивается, как она угадывала размер?  Очень просто.  Подросток должен был иметь стандартную фигуру, в которой объем талии в 40 см. должен был   соответствовать объему головы. В противном случае мальчик «браковался» и не имел  права покидать дома  до тех пор, пока не доходил до стандарта.

Что касается девочек, то те  с 7 лет облачались в корсет, делавший фигурку стройной. Мать ежедневно, вплоть до замужества дочери, зашнуровывала его. А после свадьбы это непростое «сооружение» должен был  «разобрать» жених особым способом, поддевая каждый кусочек шнуровки кинжалом.

Особое место в жизни черкесов занимает свадьба. До того, как сделать предложение девушке,  парень не менее двух лет ходит кругами вокруг ее дома. Решив жениться, порой джигит (естественно, с согласия девушки) похищает ее, оповещая об этом жителей деревни тремя выстрелами в воздух. Желающие бросаются в погоню за беглецами.

Свадьбе, как правило, предшествует ряд процедур. К родителям невесты посылают делегацию, сообщающую о предстоящем визите родственников и друзей жениха. Затем туда приходит имам и происходит составление договора, в котором расписываются молодые. Она называется «нэчыхьытх».    

Свадебные торжества в доме невесты проходят до утра в присутствии жениха. На второй день приезжает более солидная компания. После окончания торжеств, невесту забирают из дома родителей. Этот обряд называется «нысашэ».  Вместе с невестой в дом жениха отправляются близкие девушке родственники и подруги. Там  свадьба вступает в завершающий этап. Естественно, не обходится без адыгейских танцев: кафы, исламеи, уджа. Покидают гости свадьбу тихо, не прощаясь. 

Молодые люди из Кфар Камы еще недавно выбирали себе невест лишь из местных девушек, включая Риханию. Теперь их привозят так же из Кабарды, Адыгеи, Шапсугии.

Каждый житель деревни считает своим долгом поддержать новую семью. Соответственно степени родства и финансовых возможностей молодые одариваются деньгами.

Интересно, что в брачных делах доминирующая роль принадлежит представительницам женского пола. Так, жениха выбирает сама девушка. Если мужчина имеет право жениться лишь один раз, женщина может выходить замуж неоднократно. И после развода, и оставшись вдовой.

Здесь соблюдаются правила этикета «адыгэ хабзэ», изменившиеся в связи с ограниченностью контингента в масштабе всего двух селений на территории Израиля, которые находятся на солидном расстоянии друг от друга, многосторонними родственными связями между ними, влияние представителей других национальностей, с которыми адыги волей-неволей входят в тесные контакты.

Это касается отношения к старшим, поведения в общественных местах, нередко отличающихся от тех, что имеют в жизни других кавказских народов.  Так, согласно традициям, идя по улице, мужчина находится справа от старшего или девушки, но впереди жены.

Старшие по  возрасту почитаемы молодыми, которые прислушиваются к их мнению, но имеют право вступать   в разговор и отстаивать свою точку зрения. Черкесы не стесняются оказывать на людях внимание жене и детям, не считают зазорным помогать супруге в ведении домашнего хозяйства. В частности, на кухне. Более того, мужчины берут на себя основные функции в подготовке кушаний при приеме гостей и, конечно, к торжествам с участием большого количества людей. Имеются специалисты-кулинары, приглашаемые для организации таких мероприятий.

Мужья спокойно прогуливаются с женой  по селу, посещают различные празднества, на которых танцуют вместе, хотя нередко сидят за столом отдельно. Считается дурным тоном появление в гостях женатого мужчины без супруги, а также перебивать ее в общем разговоре даже в том случае, если женщина неправа или затрагивает тему неприятную для мужа. А еще он не может сам, без согласования с женой, принимать решения, касающиеся их семейной жизни.

Имеет место особенно уважительное  отношение к родителям, которые до конца жизни находятся в поле зрения детей, селящихся, как правило, неподалеку.  А  дедушки с бабушками  по мере возможности помогают воспитывать внуков.

Интересно, что в верованиях черкесов немало мистики. Они не верят в загробное царство, считая, что в момент смерти человек уходит в параллельный мир, откуда следит за живущими. Что касается похорон, то они проходят в тот же день как у иудеев и мусульман. Но хоронят покойника  только мужчины. На могиле ставится небольшой камень высотой около 20 сантиметров, и с годами лишь родственники узнают место погребения своих близких.

После распада СССР израильские граждане получили возможность поддерживать связь со своими соплеменниками, живущими на Северном Кавказе. И национальный ансамбль Кфар-Камы под руководством майора ЦАХАЛ в отставке Шаки Хона, распевает наряду с израильской «Ха-тиквой»  гимн Карачаево-Черкесии, начинающийся такими строками

Древней Родиной горжусь я!
Вечен свет снегов Эльбруса
И свята Кубани чистая струя!

Интересен следующий факт. Сейчас, когда появилась возможность вернуться на свою историческую родину, это сделало лишь 4 человека. Желание жить на исторической родине для многих остаётся заветной мечтой, и некоторые семьи до недавнего времени хранили, передаваемые из поколения в поколение, семена зерновых, вывезенные с Кавказа для того, чтобы использовать их по возвращении. Но, как показывает опыт, перебираться туда они не торопятся, остаются гражданами Израиля.

2015

Написано по следам экскурсии с Леной Кижнер

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: