Castra

Castra

Недалеко от въезда в Хайфу находится интересный культурный комплекс, что носит имя находившегося на этом месте большого древнего города, процветающего в Византийскую эпоху (V – VIII  в. в. н.э.). До тех пор, пока его не завоевали и разрушили мусульмане.

Этот город был найден совершенно случайно, во время начавшегося строительства в рамках плановой застройки. Как известно, в Израиле существует закон, согласно которому любое строительство, в любом месте предваряется археологическими раскопками. И не успели специалисты приступить к работе, как обнаружились первые артефакты.

В недрах земли были найдены останки древнего города: фрагменты дворцов, колодцев, хранилищ для оливкового масла, цистерны для вина, два неплохо сохранившихся храма с мозаичными полами.

Более того, под развалинами Кастры обнаружились следы более ранних поселений, относящихся к римскому владычеству в этих краях, а также саркофаги эпохи Библейского Израиля (примерно 1400 г. до н. э.), внутри которых кроме останков находились бронзовые украшения, орудия труда, столовые приборы… Наиболее ценные из них были отреставрированы и помещены в музей.

После завершения раскопок на этом месте был построен новый комплекс, в котором сошли под одной крышей культурный центр с историческими музеями и галереями современного искусства, место отдыха и развлечений, коммерческие организации.

В архитектуру комплекса органично вплелись скульптура, мозаика, потолочная роспись и фресковая живопись, ландшафтный дизайн…

Здание центра представляет собой целый ряд строений, доминантой которых является центральная круглая часть под необычным куполом.

 По выходящему во внутренний двор фасаду лентой идет керамическое панно, состоящее из картин, иллюстрирующих 24 библейских сюжета, которые два года скрупулезно собирались и монтировались итальянскими специалистами.

Автор и панно, и находящейся неподалеку стелы – Арик Брауэр, известный художник Австрии, один из родоначальников европейского фантастического реализма, профессор Венской Академии Художеств.

 Арик Брауэр родился в 1929 году в Вене, в семье еврейского иммигранта-ремесленника. В период нацистской оккупации ему удалось выжить, скрывшись в рабочем районе города. В 1945-м году он поступил в музыкальную школу и одновременно в венскую Академию искусств, где сегодня преподает, став заслуженным профессором.

 Уже во время учебы Брауэр стал проявлять необычный стиль письма. Вместе со своими единомышленниками основал Венецианскую школу фантастичного реализма.

 По окончании Академии много путешествовал, пересекая границы европейских государств на велосипеде, одно время жил в Париже. А в начале пятидесятых совершил длительное велосипедное путешествие по Северной Африке и Израилю, и это сильно изменило его мировоззрение.

 В 1957 году художник стал вполне узнаваемым мастером.

Он сделал немало интересных работ в области живописи и архитектуры, был участником множества самых престижных выставок в разных городах мира, создал в Вене интересный жилой комплекс, в составе группы из десяти мастеров мирового уровня оформлял масштабные графические панно в здании ООН.

 В 1982 году его пригласили для оформления хайфского университета, и именно тогда он встретил здесь свою будущую жену, которая в дуэте «Наоми и Арик Бар-Ор» пела йеменские и идишские песни на улицах израильских городов, а также в Париже и Вене.

 Его всегда интересовала как еврейская тематика, так и судьба Еврейского государства. Недаром, после победы молодой страны в войне за Независимость, он написал три исторические картины на тему страданий и гонений евреев.

 Любя Израиль, он неоднократно приезжал сюда и даже построил небольшой домик в деревне художников Эйн-Ход.

 «…Я не религиозен, если основываться на отношении к религиозным законам. – говорит он. — Мой патриотизм не привязан к религии. Моя любовь к библии, еврейскому народу и стране Израиль укоренилась глубоко в моем подсознании, в моем воображении.»  

 Поэтому, не задумываясь, он принял заказ на создание серии мозаичных работ для Кастры. Ведь это было то, что всегда волновало его душу. Об этом можно судить по его авторской статье для каталога собственной выставки в Еврейском музее Нью-Йорка:» Я всегда рисовал «библейские образы», хотя я и не могу решить, делал ли я это осознанно или нет. Танцоры, странники, любители природы, революционеры-социалисты – в моих рисунках все они представлены как исконные евреи с темными лицами в плетеных одеждах. За свою жизнь мне довелось взобраться на Альпы, но все мои пейзажи — это израильские пейзажи……»

 В оформлении хайфского центра ему была дана полная свобода как в выборе тематики, так и манеры исполнения. Вот и получились интереснейшие картины в динамичном красочном фантастическо-реалистичном стиле. Основная часть их была изготовлена в Австрии и потом доставлена в Израиль.

Будучи современным свободомыслящим художником, он трактует библейские сюжеты по-своему.

На центральной панели, которая является самым большим в мире керамическим изразцом, имеющим площадь в 280 квадратных метров, что зафиксировано в книге рекордов Гиннеса, изображен райский сад, в котором были поселены среди цветов и животных Адам и Ева.

на ней запечатлен самый кульминационный момент — сцена искушения. А чтобы все выглядело прилично, художник использовал элементом одежды женщины традиционный лист. А вот интимную часть мужского тела закрывает, обвившийся вокруг него Змей, закрывающий глаза Адама кончиком хвоста.

Искуситель, объединяя фигуры, ползет вверх по спине Евы. Его голова оказывается около ее головы, и создается впечатление, что открывается сокровенная тайна, заставляющая первую леди, словно в забытьи, тянуться к запретному плоду.

А вокруг – поистине райское место, населенное фантастическими животными, удивительными птицами, порхающими цветными бабочками. То, где хищники мирно уживаются со своими потенциальными жертвами.

По обе стороны от нее — 24 библейских сюжета, героями которой являются Моисей, Авраам, Исаак, Давид, Соломон, Самсон, Гидон и Иосиф… Библейский источник каждой панели помечен специальным маркером.

Здесь и история с чечевичной похлебкой (Бытие Глава XXVII), и знаменитая лестница Иакова (Бытие Глава XXVII), Рахель и Валла (Бытие Глава XXX), Иаков, борющийся с Ангелом (Бытие Глава XXXII.), Иосиф и его братья (Бытие Глава XXXVII), Иосиф и жена Потифара (Бытие Глава XXXIX);  Иосиф, толкующий сны   (Бытие Глава XLI),  Признание Иосифа братьям (Бытие Глава XXXIX), Моисей отправляет сынов Израилевых осмотреть землю Ханаанскую (Бытие Глава XIII), Ешуа переходит бурную реку Иордан (Ешуа Глава III), Ешуа разрушает стены Иерихона (Ешуа Глава VI.), Ешуа завоёвывает землю Израиля (Ешуа Глава XIII.), Ангел Господень открывает себя перед Гедеоном (Книга судей Глава VI.), Гедеон разрушает жертвенник Ваала (Книга судей Глава VI), Гедеон и испытание водой (Книга судей Глава VII), Гедеон торжествует победу над мадианитянами (Книга судей Глава VII), Самсон, убивающий льва голыми руками (Книга судей Глава XIV), Самсон, поражающий тысячу филистимлян ослиной челюстью (Книга судей Глава XV),  Самсон и Далила (Книга судей Глава XVI); Самсон разрушает колонны храма филистимлян (Книга судей Глава XVI.),  Самуил помазывает Давида на царство (Первая книга царств Глава XVI),  Давид и Батшева (Вторая книга царств Глава XI), Давид оплакивает смерть своего сына Авессалома (Вторая книга царств Глава XVIII)

Библейские сюжеты встречаются и на керамических стенах других строений комплекса. Так, например, у входа с одной стороны — история о том, как «Авраам приносит в жертву Исаака» (Книга Бытие. Глава 22). А на другой – «Моисей переходит Красное море» (Книга Исход. Глава 14).

На куполах небольших башен восточного крыла «Кастра» хорошо видны керамические статуи Царя Давида и Царя Соломона.

А в центре внутреннего дворика расположенного на самом верху входа в здание, — керамическая стела высотой три с половиной метра. Она иллюстрирует сказку (агаду), завершающую пасхальный седер, ибо на арамейском языке «Хад гадья» означает «один козленок».

И здесь, в символах агады художник изображает исторические и библейские образы. А на сайте

Кастра — Центр торговли и искусства! — Prichal.com дается такая трактовка фигур стелы «Художник расположил персонажей сказки согласно сюжету: каждый герой словно пытается ухватить персонажа, изображенного над ним. Автор передаёт в символах известной песенки историческую судьбу нашего народа: Козленок — это евреи, Отец — Господь Бог, две зузы — Моисей и Аѓарон (по другой версии — две скрижали завета), Кошка — Ассирия, Собака — Вавилон, Палка — Персия, Огонь — Греция, Вода — Рим, Вол — израильтяне. Резник — крестоносцы, Ангел смерти — турки…»

А теперь войдем во внутрь и полюбуемся еще одной работой Брауэра – росписью внутренней части центрального купола общей площадью 500 кв. метров. Его нежные синие рисунки на белоснежном фоне, несмотря на фундаментальность, напоминают хрупкий китайский фарфор эпохи династии Цин или словно заимствованный у них не менее интересный мейсенский ….

По мнению автора эта часть,  такая цветовая гамма, написанная в стиле фантастического реализма и контрастирующая с оформлением панелей здания, создает особую, религиозно-мистическую ауру.

На ней, в обрамлении фантастических животных и растений, изображен Соломон, сын царя Давида. Тут же герои  его знаменитых притч (праведники и грешники, глупцы и мудрецы, герои и трусы).

В археологическом музее, с согласия департамента археологии, хранятся находки, обнаруженные во время раскопок на территории древнего города.

Здесь можно увидеть, как в своих студиях работают мастера.

Вот, например, стеклодув Гена Журавель, автор оригинальных вещей, который  у нас на глазах, по просьбе моих друзей, сделал забавного лягушонка.

Здесь нередко проходят различные культурные мероприятия, выставки, художественные аукционы. Имеются разнопрофильные магазины уютные кафе и ресторанчики…

Давайте, прогуляемся по Художественной галерее, являющейся крупнейшей в стране, где выставляют свои произведения художники, фотографы и скульпторы со всего Израиля. Экспонаты обновляются два раза в неделю.

С ней соседствуют несколько выставочных залов и частных галерей различной тематики. Так, например, в зале «Пикассо» размещаются работы малых форм, в салоне сувениров – оригинальные вещи ручной работы (ювелирные и керамические изделия).

 

Гордостью «Кастры» является «Музей библейских кукол», где представлены 80 сцен из Библии, расположенных в хронологическом порядке. В них задействовано более 1000 миниатюрных персонажей

Все они скомпонованы на небольших пространствах, закрытых стеклом. На посетителей смотрят герои Библии, начиная со времен Адама и Евы. Есть композиции, посвященные еврейским обычаями (проведением брит-милы и бар-мицвы, празднованием Сукотта и Рош-ха-Шаны и др) и историческим событием недавнего времени (провозглашение независимости государства Израиль, подписание мирного договора с Египтом и Иорданией).

Основу этого музея заложила Магда Вотс, венгерская еврейка, выжившая в лагере Аушвиц благодаря тому, что шила кукол для немецких офицеров. И детское увлечение, спасшее ее от гибели, стало главным делом ее жизни, 25 лет которой было посвящено созданию этого уникального музея.

А один из уголков отведен под полки с домашней утварью конца XIX начала  XX века.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: