О человеке, совершившем революцию в косметике

Я люблю из горничных делать королев..

Ал.Вертинский

Редкая женщина не пользуется косметкой, и большинство знакомо как со многими фирмами,так и выпускаемой ими продукцией. О тех же, кто стоит за этим, они, как правило, понятия не имеют. Вот я и решила устранить эту несправедливость и рассказать об одном из людей, совершивших истинно революционный переворот в косметической отрасли. Имя ему Макс Фактор.

Он родился 18 августа 1872 года в городке Лодзь. В то время ряд польских земель принадлежал России, а потому мы по праву можем называть его своим земляком. В небогатых семьях дети рано начинают зарабатывать деньги. Вот и Максимилиан уже в четырнадцать лет определился в оперный театр помощником цирюльника, чьи обязанности включали работу костюмера, гримера и парикмахера.

Подмастерье быстро освоил навыки этого дела. Особенно ему удавалось изготовление париков – искусство, пригодившееся несколько десятилетий спустя, во время работы в Голливуде. Ведь это именно им был придуман знаменитый золотой парик Марлен Дитрих с сиявшими волосами, где для эффекта была использована золотая пыль, сделанная по желанию клиентки из двадцатикаратного золота.

Парик неоднократно приходилось приводить в порядок и, каждый раз, расчесывая и освежая эту вещь, Макс скурпулезно собирал старые блестки, которые в итоге «потянули» на сумму в 24 доллара и 32 цента. «Неплохо, очень неплохо… – прокомментировал сей факт, ставший уже знаменитым, визажист. – Особенно для мальчика из бедной еврейской семьи».

Но это было уже потом. А сначала, как говорилось выше, он работал в театре, был в течение девяти лет экспертом по косметике при дворе Николая Второго, пробовал торговать, открыв в Рязани свою парфюмерную лавку. Решив, что в России успеха не добиться, Фактор в 1904 году вместе с женой, двумя сыновьями и дочерью эмигрировал в Америку.

В старости он старался не вспоминать о первых четырех годах на чужбине наполнененных трагическими событиями: смертью жены и крахом начатого дела, приведшего едва ли не к банкротству. Но Макс Фактор сумел пережить это и, осев в Лос – Анджелесе, открыл парфюмерно-косметический магазин недалеко от одной из новых киностудий. Почему именно здесь? Потому, что с началом кинематографа этот человек «заболел» Великим Немым.

И Великий Немой пришел на помощь, принеся успех в области косметики у голливудских актеров. Изобретенный им специальный грим в виде крема, не стягивающего кожу, а потому не ограничивающий мимику лица, удачно заменил бывшую в ходу пудру, застывавшую на лице толстым слоем маски, которая осыпалась при малейшем движении мышц.

Это было новое слово в косметике, позволяющее основать фирму Max Factor&Co, сразу же ставшую лидером в области производства грима и специальной косметики для кинематографа.

Через два года производство позволило пустить кремы и пудры в свободную продажу. То, чем пользовались лишь профессиональные актрисы да женщины легкого поведения, перестало быть шокирующим, вошло в обиход. Мало того, в фирменном магазине любой женщине могли подобрать то, что подходило именно ей в соответствии с разработанной Максом Фактором теории названной «Принципом цветовой гармонии» (1918 год), суть которой заключается в согласовании макияжа по тону с естественным цветом лица.

Основой для этой разработки послужила так называемая «Теория сезонов» швейцарского художника и искусствоведа Иоганна Иттена, который, занимаясь со своими студентами, обратил внимание на интересный факт: гамма выбираемых ими для работы красок, соответствовала цветовой гамме их внешности.

Развив это положение, Макс Фактор установил, что важно не только определение цветовой гаммы, но и глубины цвета. Косметические средства должны подбираться в соотвествии с внешностью (тоном кожи, оттенком волос и глаз), а кроме того должны сочетаться друг с другом.

Хорошо, когда радующий душу род занятий приносит еще и деньги. А косметика давала Максу Фактору и моральное удовлетворение, и неплохой капитал. К середине 30-х годов он был уже настолько состоятелен, что что смог открыть собственную студию макияжа с четырьмя разноцветными кабинетами, в которых подбирался макияж для женщин конкретных «цветовых типов». Блондинки обслуживались в голубом кабинете, для рыжеволосые – в зеленом, брюнетки – в розовом, а темнорусые – в персиковом.

Правильно подобранная цветовая гамма как в макияже, так и одежде, позволяла подчеркнуть индивидуальность, создать интересный, гармоничный стиль. Соответственно вышеупомянутой теории типу «зима» (бледная кожа, темные волосы и глаза) рекомендовались холодные цвета серого или черного, а не светлые и яркие тона, «весне » (золотистый оттенок кожи, светлые волосы) – теплые, не контрастные тона, «лето» (светлая кожа, светлые или темные волосы с пепельным оттенком) выигрывало от смешения теплых и холодных оттенков, а «осень» ( матовая кожа,темные волосы) оживлялась яркими красками. Особая удивительная гамма макияжа была придумана для «платиновых» блондинок, а кроме того введен в моду загорелый, золотой и знойный, так называемый «калифорнийский вид».

Находящийся на углу бульвара Голливуд и Хайленд-авеню салон, который хозяин, так и не овладевший в должной мере английским, называл лавкой, несмотря на очень высокие цены, был исключительно популярен. Об этом свидетельствует колоссальная коллекция автографов, оставленная в «Чудесном салоне» голливудскими звездами, пользовавшимися его косметикой не только во время съемок, но и в повседневной жизни. Здесь бывали и Чарли Чаплин, и Бастер Китон, и Марлен Дитрих. А в более поздние времена Элизабет Тейлор, Шэрон Стоун, Шон O’Коннор, Мишель Пфайфер, Катрин Денев, Мадонна.

Именно об этом салоне идет речь в «Одноэтажной Америке» И. Ильфа и Е. Петрова. «Окна нашей комнаты, – пишут они, – выходили на бульвар Голливуд. На одном углу перекрестка была аптека, на другом – банк. За банком виднелось новенькое здание. Весь фасад его занимали электрические буквы: «Макс Фактор» …

Сейчас Макс невероятно богат и любит рассказывать посетителям волшебную историю своей жизни. А если случайно посетитель родом из Елисаветграда, Николаева или Херсона, то он может быть уверен, что счастливый хозяин заставит его принять на память большую банку крема для лица или набор искусственных ресниц, имеющих лучшие отзывы Марлены Дитрих или Марион Дэвис.

Недавно Фактор праздновал какой-то юбилей – не то двадцатилетие своей плодотворной деятельности на гримировальном фронте, не то очередную годовщину своей удачной высадки на американском берегу. Пригласительные извещения представляли собой сложное и богатейшее сооружение из веленевой бумаги, великолепного бристольского картона, высококачественного целлофана и стальных пружин. Это были толстые альбомы, напыщенный текст которых извещал адресата о том, что его имеют честь пригласить и что он имеет честь быть приглашенным. Но в последнюю минуту гостеприимный Фактор, как видно, усомнился в том, поймут ли его. Поэтому на обложке большими буквами напечатано: «Приглашение».

Ну и что из того, что знаменитый человек обладал определенными амбициями и немалым самомнением? Как говорится, у каждого свои недостатки. Зато «папа Фактор», как за глаза его называли в Голливуде, работал над образами практически всех кинодив. И после того, как именно он превратил Джин Харлоу в платиновую блондинку, ставшую вскоре суперзвездой, сам себе придумал слоган: «Want to be an actor – call Mr. Factor», что в дословном переводе звучит хоть и не столь ладно, зато верно:»Хочешь быть актером – зови мистера Фактора».

Его вклад в киноиндустрию (разработка специального макияжа как для черно – белого, так и для цветного кинематографа, которому была предложена особая, расширеная цветовая гама) был настолько велик, что в 1928 году Фактор наряду с ведущими актерами и режиссерами был удостоин высочайшей премии в области киноискусства – «Оскара».

С этим именем связывают и изобретение оригинального аппарата называемого «Целовальной машиной», металлического агрегата, соединяющего под давлением две пары губ из папье-маше. Целью его ставилось доказательство стойкости предлагаемой помады, которая во время съемок любовных сцен, где самым смелым действием был продолжительный поцелуй, должна была оставаться на губах ровным красивым слоем, не «течь» от света юпитеров, не «съедаться» партнером.

Надо сказать, что именно Максу Фактору и его фирме мы обязаны многими вещами, «прописавшимся» в нашей косметичке. Это и круглая кисточка для туши, и маскирующий крандаш, и так называемый pan-cake («блинчик»), содержащий пудру, румяна, корректор в одной плоской коробочке, которая положила начало будущим наборам теней, румян, пудр.

К концу 20 – х годов 20 века фирма представила новую косметическую линию Society Make – up ( светский макияж), пользовавшийся не меньшим успехом нежели все прочее, предлагаемое метром косметики, потому что женщины, не задумываясь, покупали все рекламируемое любимыми актрисами в популярных кинофильмах. Желая походить на своих кумиров, они копировали прически, макияж, одежду. Причем, мода, перебравшись через океан, так же легко, как и американок, подчинила и покорила лучшую половину человечества Западной Европы.

Макс Фактор был на вершине и богатства, и славы, когда Высшие силы призвали его в лучший мир. В 1938 году дело перешло к сыновьям, которые пошли по стопам отца. В последующие годы компания выпустила специальный макияж для телевидения, водостойкую косметику для кино и многое, многое другое, вошедшее в обиход.

Сегодня фирма Max Factor&Co по – прежнему процветает и повсеместно рекламирует свою продукцию, как и в прошлом, приглашая для этой акции кинозвезд. И если раньше ее продукцию предлагали потребителю такие голливудские кинодивы  как Рита Хейуорт, Дебора Керр, Лоретта Янг, то ныне это делают не менее яркие личности, в том числе и Мадонна, демонстрировавшая сравнительно недавно новую помаду и тональный крем. Вопреки традициям демонстрировать ухоженные личики молоденьких девушек, пригласили зрелую женщину, как это принято сегодня в рекламном бизнесе. Так был учтен отрицательный опыт французской фирмы «Ланком», уволившей из — за возраста Изабеллу Росселини, бывшую долгие годы «лицом» компании, и английской «Ярдли», заменившей Хелену Бонхем Картер на Линду Эвангелисту, что вызвало негодование многих женщин, воспринявших это как личное оскорбление своему возрасту и, соответственно, привело к убыткам. То есть все, как говорится, надо делать с умом.

2007 «Шарм»

Фотографии взяты из Википедии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: