Херродз

Хотя походы по магазинам, как уже говорилось, напрочь отвергались нашей программой, Судьба распорядилась по-своему, рассудив, что посетить настоящий английский торговый центр просто необходимо. И в самый последний день, когда, выписавшись из гостиницы и сдав вещи в багажную камеру на вокзале, мы отправились на последнюю прогулку, оставив «на закуску» музей Альберта и Виктории, она, то есть Судьба,  привела нас в один из крупнейших магазинов Европы — Хэрродз (Harrods).

Его история начинается с 1861 года, когда Чарльз Дигби Хэррод вступил во владение маленьким магазинчиком своего отца, торговавшим бакалеей. Этот бизнес чуть не потерпел крах в самом своем расцвете из-за пожара, случившегося под Рождество 1883 года и уничтожившего большие запасы товара. Все, что было заготовлено для рождественских подарков. Но хозяину удалось выйти из положения, завезя новую партию в кредит и не обмануть ожидание своих постоянных клиентов.

С тех пор магазин, перестроенный в 1905 году в торговый центр, процветает и считается символом Нейтсбриджа (Knightsbrdge). В нем всегда можно найти  самое модное. Именно здесь появился первый в стране эскалатор. Для тех из посетителей, кто боялся «движущихся ступенек», служащие держали наготове бренди и нюхательную соль.

На входе – контроль с пропускной системой дорогого ночного клуба: в шортах, сандалиях, поношенных джинсах или непрезентабельной одежде туда не пропускают. Сейчас его владельцем является араб-египтянин Аль Фаез, отец друга принцессы Дианы, погибшего вместе с ней в автомобильной катастрофе.

Говорят, что там можно купить все: от рояля до породистого щенка. Не берусь подтверждать сказанное, ибо ни щенков, ни роялей не заметила. Но остальное! Впрочем, как говорится, давайте обо всем по порядку, начав  с того, как мы очутились в этом месте.

Доехав на метро до станции Найтсбридж, пошли вниз по Бромптон-роуд (Brompton Road), направляясь к музею Виктории и Альберта. Неожиданно мое внимание привлекла витрина одного из магазинов, где были выставлены предметы в древнеегипетском стиле. Не могу сказать, чем  именно завлекли  меня  ладья и голова сфинкса. Только, подумав, что это антикварный магазин, где можно просто полюбоваться какими-то красивыми вещами, решила туда зайти, и … оказалась в огромном торговом центре, одним из самых крупных в Европе.

Если бы я организовывала экскурсии по Лондону, то непременно приводила бы сюда туристов, потому что уверена: такого  не увидишь нигде более. Даже наши Елисеевские (и московский, и ленинградский) в пору былой славы меркнут перед его гастрономическими отделами. Да и все прочее, представленное по самому высшему разряду, явно заслуживает внимания.

(Не забывайте,  что эти строки были написаны 25 лет назад, и сегодня положение изменилось. Как название, так и место для большинства людей сегодня не является открытием).

Трехэтажное здание универмага занимает колоссальную площадь, разбитую на десятки залов. Есть залы галантереи,  бижутерии, наручных часов, галстуков, духов, косметики, посуды, хрусталя, одежды… 

Цены соответствуюшие

Модные шляпки

Каждой фирме отведен отдельный уголок. Например, в парфюмерном отделе поклонницы, ну, скажем, Nina Ricci, могут приобрести любимые духи в любом объеме. Продавщица, стоящая за прилавком, украшенным гигантским фирменным флаконом с голубками, предложит бутылочки, вмещающие от нескольких миллилитров до литра и более. То же самое касается и прочих марок.

Но, на мой взгляд, самое интересное не это, а гастрономические отделы. Особенно тот, что расположен в зале эдвардианского стиля.

HARRODS UNVEILS NEW DINING HALL AS PART OF TWO-YEAR RESTORATION

Здесь под стеклом прилавков, имеющих форму неровного кольца, разложены различные деликатесы соответственно кухни той страны, которую эта точка представляет. Прямо на месте можно попробовать блюда китайской, японской или таиландской кухни.

Не обойдена и Россия, демонстрирующая, словно свой символ, банки с красной и черной икрой разного формата, осетрину, раков. При покупке этих ярко-красных красавцев их упаковывают в специальные пластиковые коробочки с углублениями для хвоста,  клешней, усов.

Гастрономический отдел Фото с сайта HARRODS UNVEILS NEW DINING HALL AS PART OF TWO-YEAR RESTORATION

А добрая старая Англия выложила на прилавки, тянущиеся вдоль стены, мясную продукцию. Ветчины и колбасы, окорока и сальтисоны настолько красивы, что просятся на полотна старых голландцев, любивших вводить подобную снедь в натюрморты.

Едва оправившись от полученного шока, мы перешли в соседние залы, торгующие кофе и чаем, где голова идет кругом от смеси необыкновенных ароматов, просачивающихся далеко за пределы отведенных им апартаментов.

Фото с сайта HARRODS UNVEILS NEW DINING HALL AS PART OF TWO-YEAR RESTORATION

В кондитерском отделе, где глаза у покупателей разбегаются от невиданного количества конфет и сладостей, нас ждали новые сюрпризы. Впрочем, это было удивительно лишь для нас. Для тех, кто заходит сюда постоянным покупателем, подобная обстановка, судя по ниже приведенной сценке,  дело привычное.

Фото с сайта HARRODS UNVEILS NEW DINING HALL AS PART OF TWO-YEAR RESTORATION

Мне было интересно наблюдать за тем, как одна женщина покупала конфеты. Все они, имевшие одну цену – 20 фунтов за килограмм, находились в многочисленных ящичках, образующих предлинный ряд. И продавщица, аккуратно вынимая щипчиками по конфете каждого вида, укладывала их в пластиковую коробочку со специальными ячейками.

А торты! Такие мне  доводилось  видеть лишь в кино. Трех-  четырех-  пяти- ярусные, белоснежные и розовые, юбилейные и свадебные, украшенные марципановыми фигурками жениха с невестой да воздушными розами!  Хороши и  другие, предназначенные для детей. Небольшие, покрытые разноцветной глазурью, фигурными игрушками из конфет и марципанов. Это сегодня такие торты и у нас не новинка. А тогда…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вот рыбный отдел

Курочки из разных стран

Есть и специальный, рождественский, где в любое время года стоят елки,  гуляют Санта Клаусы и продаются елочные украшения и прочая мишура необходимая для этого праздника. Только мы до них не дошли.

Время поджимало, и мы отправились дальше своей дорогой. По пути муж произнес сакраментальную фразу о том, что ему безумно жаль бесцельно прожитых в Союзе лет. В то время, когда мы, цепляясь за обломки империи, называемой страной развитого социализма, лезли вверх по служебной лестнице, доставали дефицит с «заднего крыльца», отвоевывали свои блага, люди просто-напросто жили. Впрочем, что толковать об этом! Поезд ушел.

Как уже говорилось, увиденный случайно Хэрродз стал для меня откровением. До этого я, как и многие другие, не имела ни малейшего представления о его существовании. А вот в жизни англичан это заведение играет немаловажную роль. Они специально следят за устраиваемыми там сезонными распродажами, на которых можно приобрести отличные вещи по цене значительно ниже той, что ещё недавно стояла на этикетке. Порой уценка достигает рекордных показателей. Особенный бум возникает в момент «sale» — распродажи  ювелирных изделий. Образуются тысячные очереди, нарушающие даже дорожное движение этого респектабельного квартала.

Во время нашего пребывания в Лондоне такого не наблюдалось. Нейтсбридж жил своей обычной размеренной жизнью. И так же размеренно шли мы своей дорогой вверх по Бромптон-роуд  к поставленной цели – музею Альберта и Виктории.

2003 — 2020

Неподписанные фотографии сделаны Наташей Яровинской. Остальные — с соответствующих сайтов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: