
Мы любим свой город родной
Всем сердцем и всею душой:
Аллеи, озёра, мосты,
Залитые солнцем сады!
Фонтанов каскад голубой,
Курантов отчётливый бой,
Шум строек, заводов дымки,
Дыханье и шелест листвы!
Музыка: Александр Двоскин Слова: А.Камтар
1959
Ташкент. Мой родной город. Здесь я родилась, окончила школу, университет, вышла замуж, родила детей, работала сначала в ТашИИТе, потом на заводе электронной техники и, наконец, последние 15 лет преподавала в школе.
В этом городе родилась моя мать, прадед которой пришел сюда в XIX веке кантонистом, а отец попал в Ташкент во время войны. Оба окончили медицинский институт, были врачами. Дали своим детям достойное воспитание и образование.
Там я прожила 43 года, а в 1900 году, на пике развала СССР и повальной эмиграции, с семьей уехала в Израиль.
Жалею об этом? — Нет. Хотела ли вернуться назад? – Нет. Даже не было желания вновь увидеть родной город. Потому что я понимала: от МОЕГО Ташкента мало что осталось. Нет извилистых, кривых улочек, по которым. журча в арыках, бежала вода, а растущие по краям тротуара деревья давали густую тень. Нет имевшихся кое-где глинобитных заборов.
Нет тех парков, куда устремлялись люди после жаркого дня, когда солнце раскаляло асфальт так, что на нем оставались вмятины от каблуков.
По вечерам парки наполнялись удушливой влагой от обильного полива цветочных клумб и запахом резеды с петуньями.
На небольших эстрадных площадках шли концерты участников художественной самодеятельности; по аллеям разъезжали тележки с мороженным, которые толкали перед собой женщины в белых фартуках и наколках на волосах такого же цвета.
В парке ОДО фонтан весело подбрасывал своими струями мячик, в парке Тельмана милый ослик катал в тележке детей, а в парке Горького устраивались разные аттракционы…
Когда же небо темнело, публика устремлялась в так называемые летные кинотеатры…
Исчез навсегда «Шара-барашник» в полосатом халате и тюбетейке на голове, объезжавший улицы на тележке с осликом и выменивавший пустые бутылки на свистульки и шары из воздушной кукурузы, а так же семенящие по улице старушки-узбечки в полноценном наряде, включая паранджу из конского волоса.
Остались лишь воспоминания о кондитерской, что была на ул. Пушкинской. В ней, пропитанной запахами шоколада и кофе, продавались вкуснейшие пирожные. Имелся большой выбор подарочных чашек, конфетниц и хрустальных ваз, наполненных трюфелями и красиво перевязанных лентами; фигурные шоколадные зайцы…
Это воспоминания из моего детства. Понятно, что потом, особенно после землетрясения, многое изменилось. В частности, из-за того, что обрушились старые постройки. Выросли многоэтажные дома, появились новые районы.
Исчезли раритетные здания почтамта и телеграфа с двумя львами у входа; находящийся на ул. Крылова (угол Пушкинской) кинотеатр «Клуб Связи», где в воскресенье по утрам показывали сборники мультфильмов…
Полностью сгорел наш химфак, прописанный по адресу Шевченко, 1…
Был снесен легендарный филармонический зал им. Свердлова, где звучала классическая музыка в исполнении симфонического оркестра и куда мы, будучи школьниками, ходили по воскресным утрам на тематические концерты-лекции.
Старый уютный универмаг на ул. К. Маркса заменили ЦУМ и ГУМ, новые кинотеатры, в частности «Панорамный» сменили «Искру» и «Молодую гвардию», где мы не пропускали новых фильмов, отправляясь в вояж после занятий на химфаке. Предварительно забегали в буфет, что находился в угловом гастрономе на ул. К. Маркса, где за копейки можно было купить бутерброды со свежайшей, восхитительно пахнущей докторской колбасой, кофе и бисквитные пирожные.
А еще можно было заглянуть в «Уголок» недалеко от Сквера (там подавали знаменитых цыплят-тапака с фирменным соусом) или подняться в кафе на крышу ЦУМа, где брали шницели и картошку «Фри»…
Появился Дом Знаний, где показывали новые фильмы, выступали артисты, писатели, поэты. Концертный зал «Дружбы народов»…
Впрочем, все это осталось в прошлом. И, как говорилось выше, особого желания вернуться туда, не было желания. Но судьба распорядилась иначе. Дети захотели совершить так называемый «Тиюль шорешем» («Поездку к своим корням»), и я присоединилась к ним. Была ли разочарована? Нет. Просто попала в совершенно иной, новый, чужой, но очень интересный город, вызвавший у меня восторг.
И было приятно увидеть то, что осталось от прежней жизни. Приветливость и гостеприимство местного населения, обалденно вкусная еда, некоторые сохранившиеся объекты. О них я сейчас и расскажу.
Начнем со стоящего на прежнем месте театра оперы и балета им. Алишера Навои, который после Второй мировой войны строили пленные японцы.

Внутри очень красивые фрески и затейливая резьба по ганчу.
Около него фонтан в форме хлопковой коробочки.

К сожалению, он не работал. А я помню, как по вечерам вверх поднимались разноцветные струи. Это было очень красиво и, по тем временам, весьма необычно.
Государственный музыкальный театр имени Мукими, построенный в 1943 году и сохраняющий свой оригинальный, искусно декорированный интерьер.

Все так же взирает с высоты пьедестала Алишер Навои, стоящий на улице Навои перед Государственным музеем литературы его имени.

А это здание сохранившегося Дворца Культуры текстильщиков, где работали разные кружки и студии, функционировал кинотеатр. Он находился недалеко от нашего дома, а потому был в нашей семье весьма популярен.

Теперь сюда перебрался памятник А. С. Пушкину работы известного скульптора М. К. Аникушина , что прежде стоял в конце ул. Пушкинской.

Рядом с ним на дубе — небезызвестный кот.

Ходит по цепи кругом…

Сохранился и Дворец Дружбы народов, что был построен в 1980 году по проекту архитектора Евгения Розанова.

И как прежде, перед ним стоит замечательный памятник. (Подробно о нем можно прочитать здесь На круги своя…)

Вот монумент «Мужество» — мемориальный комплекс посвящённый ликвидации последствий Ташкентского землетрясения 1966 года.

Ташкентская телебашня, самое высокое сооружение в Центральной Азии (высота составляет 375 метров). Была построена в 1985 году.

Помните, в начале, я рассказывала о львах, что охраняли Главпочтамт на ул. Пушкина? Так вот, их бронзовые копии теперь служат ипотечному банку.


Старое, дореволюционное, здание ТашГУ.

Сейчас здесь юридический университет

Сохранился дворец князя Романова

О нем и его истории можно подробно прочитать здесь Ташкентская резиденция князя Николая Константиновича Романова
Пожалуй, на сегодня хватит. О том, что еще увидела, буду еще писать. В частности, о легендарном «Уголке», который превратился с солидное заведение.

И о медресе Кукельдаш, мимо которого я проезжала ежедневно, направляясь в институт, находящийся на Выставочной, и любовалась его архитектурой.

2025, сентябрь.