Мемориальный комплекс «Памяти жертв репрессий» («Шахидлар хотираси»)

Напротив Ташкентской телебашни, по обеим берегам канала Бозсу, соединённых пешеходным мостом протяжённостью 100 метров, расположен мемориальный комплекс, занимающий территорию более 17 гектаров.

Здесь много зелени: красивые клумбы с цветами, кустарники, деревья. Даже растут березки.


На левом берегу Бозсу стоит ротонда. Сооружение на 8 вертикальных колоннах, выполненных из металлической арматуры и облицованных гезганским мрамором.


Внутренняя часть купола, украшена резьбой по ганчу и мукарнасами, архитектурными элементами, представляющими собой сотовидный свод.

Текст на узбекском и английском языках гласит: «Память о тех, кто пал за свободу своей страны, должна жить вечно».

Пол ротонды, выложен плитками из красного и зеленого гранита, соединенных в красивый геометрический узор.

А в центре – сагана, являющаяся символической могилой погибших соотечественников. Она представляет собой плиту из иранского оникса, украшенную национальным орнаментом.

От ротонды, по лестнице, можно спуститься к каналу. Вода в нем, несмотря на жару, довольно холодная.


В 2002 году на территории комплекса был открыт Музей памяти жертв репрессий.
Одноэтажное здание высотой 20 метров в стиле национальной архитектуры, имеет два купола. Вокруг него — открытый деревянный айван, поддерживаемый 28 декоративными колоннами. Внутри — три выставочных зала площадью около 960 квадратных метров.

Фото Юрия Хвостова с сайта «Museum of Victims of Political Repression»

Комплекс был создан в овраге «Алвасти куприк» («Бесовский мост»), образованном руслом канала Бозсу. В начале прошлого века оно находилось на окраине города.

Такое название место получило не случайно. Там в1930—1950-х годах было расстреляно и захоронено более тринадцати тысяч жертв сталинских репрессий.

Долгое время о том, что происходило здесь, мало кто знал. А кто и знал, то молчал из-за страха. Массовые захоронения были случайно обнаружены в 1990 году во время строительства в этом районе теннисного корта.

В последствии были обнаружены ещё два захоронения: на территории между механическим и абразивным заводами, а так же около инструментального завода и холма Каранкуль возле Актепе.

По воспоминаниям узбекского писателя Саида Ахмада, в детские годы он стал свидетелем расстрела на Алвасти куприке, где в те времена жила его родная тётя:

«…После полуночи по мосту проезжает грузовик. Поворачивает налево и останавливается справа перед «Нажас тепа». С него спускают пять-шесть человек со связанными руками. Повсюду слышна русская брань. В темноте ничего не видно. Свет автомобиля едва пробивается сквозь ветки кустов. Вдруг фары автомобиля освещают поле. Смотрим в ту сторону сквозь ветки. Семь связанных людей стоят в ряд. В пятнадцати метрах от них наготове стоят охранники с винтовками на плечах. Слышно, как щёлкают затворы. Главный отдает приказ «Огонь!». Семь винтовок стреляют одновременно. Двое или трое казнимых падают. Слышны крики и стоны. Мужчины с винтовками снова стреляют в раненых, которые всё ещё стоят и не падают. Звуки выстрелов прекращаются. Нематилла, сын моей тёти, говорит, что они расстреливали врагов. А меня трясёт…»

А это воспоминания Хусана Тожибоева:

«В 1953 году я работал водителем на 5-м кирпичном заводе возле «Алвасти куприка». Забирая глину возле «Алвасти куприка», я помню, как мужчина по имени Миролим рассказал: «В 1937—38 годах сюда привозили и расстреливали людей. Давайте сначала соберем их кости». Мы продолжали брать отсюда глину. На следующий день мы обнаружили место, про которое сказал Миролим. Трупы людей лежали друг на друге в яме. Они выглядели так же, как в момент расстрела. Но как только сняли верхний слой, он превратился в горстку костей. Что меня удивило, так это то, что большая часть одежды заключенных сохранилась. Даже прогнившие бумаги вылезли наружу. Но их невозможно было прочитать, они были залиты (кровью?). Прошло полвека. Но то, что я увидел, до сих пор стоит у меня перед глазами.»

Среди погибших были ученые, писатели, кинематографисты и другие представители интеллигенции.

После обнаружения останки тел были эксгумированы, идентифицированы и перезахоронены на кладбищах города в соответствии с национальными обычаями.

22 июля 1999 года Кабинетом Министров Узбекистана было принято постановление об увековечивании памяти жертв сталинских репрессий, в соответствии с которым на месте бывшего расстрельного полигона был сооружён мемориальный комплекс «Шахидлар хотираси».

Использованный материал

Комплекс памяти жертв репрессий 

Shahidlar xotirasi yodgorlik majmui

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: