Дом красоты

От Бейт-Шемеша к Бейт-Джамалю, расположенному на Иудейских холмах, ведет дорога, пролегающая среди живописных рощ, где растут оливы, сосны, дубы… Она подводит к арочным воротам с кованной ажурной вставкой, куда вплетается название:«Beitgemal» (в переводе с арабского — «Дом красоты»).

Через них проходим на территорию монастыря, окруженного  мощной каменной стеной.

Здесь живут монахи-селезианцы, представители католической конгрегации (объединения, не имеющего статуса ордена), что была основана в 1854 году в итальянском городе Турине и названа в честь св. Франциска Сальского, создавшего в 1610 году орден визитанок. Странное название связано с библейским событием – посещением (визитом) Пресвятой Девой Марией своей кузины Елизаветы в Эйн-Кареме.

Это объединение – дело рук Джованни Боско, итальянского священника, который был беатифицирован и причислен к лику блаженных. (Термин «беатификация» в католической церкви означает процесс обряда причисления умершего к подвижникам без канонизации, а потому разрешается лишь местное почитание такого святого).

Что касается непосредственно Боско, то этот человек, родившись в бедной крестьянской семье, не по слухам знал, что такое нужда, а потому, став священником и увидев пророческий сон, посвятил жизнь воспитанию брошенных подростков.

Он создал в Турине ораторий, помещение, предназначенное для богомольства, которое в отличие от церкви, используется только определённой общиной. При нем появилось общежитие для бездомных детей.

Под руководством этого человека были открыты еще один ораторий и пансион для студентов, появились общество взаимопомощи рабочих, семинария для священников из бедных слоев населения. И, как говорилось выше, конгрегация  св. Франциска Сальского (селезианцы Дона Боско).

Но мы отвлеклись, а потому вернемся туда, где до римско-византийского периода находилось иудейское поселение, о чем говорят найденные в этих краях еврейские погребальные пещеры периода Второго Храма. Оно называлось Кфар Гамла по имени главы Великого Синедриона (высшего государственного учреждения и высшего судебного института иудеев, состоявшего из 71 члена), — Раббана Гамлиэля бен Шимон ха-Закена (Старшего).

Этот человек, которого в христианской традиции называют Гамалиилом, внук знаменитого Гиллеля, — один из основателей талмудического иудаизма, автор ряда галахических постановлений.

Чтимый как евреями, так и христианами, он, согласно книге «Деяния святых Апостолов», был фарисеем, учителем апостола Павла. Имеет место, правда, ничем неподтвержденное, церковное предание о том, что в конце своей жизни он был крещён апостолами Петром и Павлом.

Перелистав страницы истории, окажемся в византийской эпохе и увидим, что в этих краях находился город Капхаргамала, который годы тоже стерли с лица земли. И в середине XIX века случайный путник мог попасть только в крошечную арабскую деревушку Бейт Джамаль с несколькими домами.

В 1869 году в этих краях появился итальянский католический священник отец Антонио Беллони. При финансовой поддержке английского маркиза де Бота и других европейских магнатов-католиков он выкупил землю, на которой стояла деревня, переселил немногочисленных жителей в другое место, и возвел на холме впечатляющий монастырь. А в 1873 году открыл сельскохозяйственную школу для малоимущих и осиротевших мальчиков.

В 1891 году, присоединившись к салезианцам, он пригласил сюда монахов этого ордена и предложил им взять на себя заботу как о монастыре, так и о школе, где сотни мальчиков получали отличное образование.

Далее события развивались так. В 1916 году, при расширении монастырского сада с целью подготовки площади для экспериментальных работ в области сельского хозяйства, монахи неожиданно обнаружили красивые мозаики и другие фрагменты небольшой приходской церкви. Приглашенные ими археологи определили их возраст как полуторатысячный.

Начались раскопки, под руководством польского священника-селизианца Анжея Струса, самого крупного специалиста по Бейт Джамалю. Они велись с 1916-го по 1922-й год. И стало ясно, что в стародавние времена здесь стояла византийская церковь, разрушенная в VII веке персами. Изображение крестов на полу помогло сделать вывод, что церковь была построена до 427 года, то есть, до того момента, пока не вышел указ императора Феодосия II, запрещавший подобное.

Под боковым коридором оказалась небольшая пещера, в которой, вполне возможно, в иудейские времена располагалась миква. Забегая вперед, скажем, что в 2017 году были найдены новые византийские артефакты VI века. Среди них – большой фрагмент мозаики с изображением птиц, листвы, гранатов…

Через десять лет после описанных выше событий, то есть в 1932 году, на месте византийской базилики выросла новая.

Ее фасад которой украсили мозаики древнего строения.

Эту церковь построил бенедиктинский монах Маурицио Гислер из иерусалимского монастыря Дормицион. При внутреннем оформлении была применена особая техника написания фресок, выглядящих словно сложенных из мозаичных кусочков. Это сделано так искусно, что возникает желание прикоснуться к ним для того, чтобы убедиться в обратном.

Божий храм был освящен в честь св. Стефана, чьи останки наряду с принадлежавшими раббану Гамлиэлю, его сыну Авиву и упоминаемому в «Евангелии от Иоанна» фарисею, члену Синедриона, тайному ученику Иисуса Христа, снимавшего его с креста, — Никодиму были захоронены в крипте.

Это определил священник по имени Лукиан. Из хроник известно, что в 415 году он отправил письменное заявление церквям, в котором рассказал, что, будучи на расстоянии в 22 миль от Иерусалима, около Кфар Гамлы, в течение трех ночей наблюдал явление раббана Гамлииэля, указавшего ему местонахождение этих могил.

Лусиан пишет, что, следуя указаниям, он обнаружил гробницу с тремя оссуариями датируемую примерно I веком. Узнав об этом, Иерусалимский епископ Иоанн повелел перевезти прах этих людей в Иерусалим и поместить в церковь Святого Сиона (на месте Тайной Вечери).

Там останки  находились до тех пор, пока  императрица Евдокия,  супруга византийского императора Феодосия II Малого, которая провела последние годы своей жизни в Иерусалиме, занимаясь благотворительностью и строительством церквей, не возвела в 439 году  отдельную базилику в честь св. Стефана (ныне монастырь Сент. Этьен), о чем  упоминает англосаксонец Зевульф в своих рассказах  о паломничестве на Святую Землю в 1102-1103 годах, кои   представляют  собой важный исторический источник, сохранившийся в единственном  рукописном экземпляре XII века, хранящемся в библиотеке колледжа Corpus Christi Кембриджского университета.

Сегодня часть мощей св. Стефана находится в Иерусалиме, часть — в Риме и Константинополе (Стамбуле).

Мощи трех других святых находились в Иерусалиме до Крестовых походов. А в 1104 году латинский патриарх Даимберт переправил их в Италию, где они и хранятся в мраморной урне с соответствующими надписями в Пизанском соборе.

Согласно же еврейской традиции, могилу Гамлиэля стоит искать в Явне, а могилу Никодима христиане определяют как находящуюся в иерусалимском Храме Гроба Господня, рядом с могилой Иосифа Аримафейского в приделе сирийцев-яковитов, где небольшой проход ведет к высеченным в скале небольшим пещерам — традиционным древнееврейским нишам-кокким.

Долгое время после раскопок у археологов были сомнения по поводу того, является ли Бейт Джамал местом, где, действительно, находилась древняя Кфар Гамла. Но в 2003 году был обнаружен каменный архитрав — перемычка между   проёмом, ведущим в гробницу, надпись на которой расшифровал опытный этнограф Эмиль Пуэч, эксперт по древнему письму в иерусалимской «Французской библейской и археологической школе». На ней на греческом написано «Хранилище мощей Стефана Первомученника». Этот камень со стершейся надписью, невидимой невооруженным глазом, можно увидеть с правой стороны при входе в храм.

А теперь, познакомившись с историей этого места,начнем осматривать обитель. Первое, что видим —  старинная метеостанция, созданная монахами в 1919 году. Первая, появившаяся на территории Палестины, она до сих пор исправно справляется со своими обязанностями, предоставляя информацию о ветре, температуре и осадках израильским метеорологам.

Недалеко от нее, слева, растет оливковое древо, которому более 400 лет.

Справа – грот с изваянием Богородицы.

В перспективе — мощное строение, где на вершине зубчатой башни, напоминающей шахматную ладью, — белокаменная фигура Девы Марии.

 

Обойдя это здание, окажемся около церкви св. Стефана. Рядом – своеобразная скульптурная композиция в виде воткнутого в каменную насыпь пастушеского посоха, перекладина которого превращает его в крест.

В этой вещи, созданной в 2000 году известным израильским скульптором Игалем Тумаркиным, сошлись и символ христианства, и намек на возвращение блудных овец в лоно церкви, и знак того, что св. Стефан принял мученическую смерть от побития камнями.

Входим во внутрь. Туда, где все пространство, включая потолок (имитация кессонного), покрыто росписью в византийской манере. И создается впечатление, что ты находишься внутри большой драгоценной шкатулки.

Фрески посвящены жизни и деятельности св. Стефана, считающегося первым христианским святым (после Иисуса), погибшим за веру. Он происходил из крестившихся евреев, живших в Греции и поначалу относился к так называемым эллинистам, находившихся под влиянием греческой культуры, имевшей место в Римской империи.

Уверовав в Христа, стал архидиаконом – главным из семи диаконов, ближайших помощников 12-ти апостолов, потому что выделялся, согласно описанию, данному евангелистом Лукой в книге «Деяния Апостолов», «крепкой верой и даром слова».

Проповедуя слово Божие, подкреплял слова истинностью чувств, знамениями и чудесами, чем вызывал ненависть фарисеев. И это привело его на заседание синедриона, где Стефану были представлены обвинения в оскорблении Всевышнего и пророка Моисея. В свое оправдание он стал излагать историю еврейского народа в собственной интерпретации. Это привело присутствовавших в неистовство.

Особенно  разъярились они, согласно рассказу из книги Деяний, когда диакон испытал теофвнию (богоявление) и произнес: «Вот, я вижу Небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога».

Члены синедриона, восприняв это как предельное богохульство, сначала затыкали уши и заглушали речь Стефана криками, а потом «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями».

Точно не установлено, имела место казнь или это было деяние разгневанной толпы, ибо сцена убийства отличалась от процедуры лапидации (каменования), описанной в Мишне. Тем более, что после вынесения евреями смертного приговора, согласно свидетельству Евангелия от Иоанна, его нельзя было осуществить без резолюции римской власти.

Тем не менее, экзекуция имела место. А по ее окончании мертвое тело было брошено на съедение диким зверям. Но Никодим и Гамалиил перенесли его на территорию поместья последнего, где и предали земле.

Но, несмотря на столь грустную историю, ты не испытываешь в этом месте гнетущих чувств. Наверно потому, что все ее пространство заполнено светом, проникающим через многочисленные окна с красивыми витражами.

Нижний ряд е сюжетами «Рождество в Вифлиеме», «Крещение на реке Иордан», «Распятие и Смерть на Голгофе», «Воскресение и Вознесение на небеса в Иерусалиме», появился я в 2003-2004 годах. Это работа мастеров Владимира Березовского и Владимира Голонишина под руководством силезианского монаха Санта Томболето.

Витраж же «Преображение на горе Тавор», изображение пророков Моисея и Илии были изготовлены итальянским архитектором Ромальди Грациано в Турине. Он же оформил витражи в монастырском концертном зале, расположенном в главном корпусе.

Обратим внимание на четыре большие фрески, занимающие солидное пространство: «Крещение Стефана», «Суд», «Избиение камнями» и «Погребение», а также шесть картин с изображением 12 апостолов (1932 год). Они принадлежат кисти монаха-кармелита Луиджи Поджи из хайфского монастыря Стелла Марис, расписавшего и известную церковь на вершине горы Кармель

Росписи потолка, апсиды, двух боковых ниш, портреты св.Иоана Боско и св Стефана, Распятие —  работа немецкого художника Эмиля Рица.

Ему же принадлежит изображение на колоннах справа и слева от прохода символов Милосердия, Вечности, Правосудия, Мира, Истины, Победы, оформление подземной часовни

Исключительно хороша фреска «Вознесение»

Слева от входа находится спуск в крипту, где слева от лестницы, на стене, оставшейся от византийской постройки, выбито изображение св. Стефана.

В крипте похоронен Симан Сруджи (1877-1943), монах-селезианец родом из Назарета, который большую часть жизни провел в Бейт Джамале. Он, работая на мельнице и в медпункте, пользовался любовью и уважением местных жителей, называвших его Божьим человеком.

Недалеко от ворот имеется небольшой магазинчик, где модно купить вино, мёд и оливковое масло местного производства.

А теперь отправимся в женский монастырь Сестёр Вифлеема, входящих в конгрегацию Сестёр Успения Богородицы и Сестёр св. Бруно, куда можно попасть по тропинке, которая находится слева, за несколько сот метров до ворот монастыря.

Через сто лет после появления мужского монастыря часть территории они подарили монахиням, которые построили своими руками обитель и церковь.

Поселившись здесь, они приняли обет молчания. Разговаривать разрешено только тем, кто работает в магазинчике керамики, где можно приобрести изделия с красивой росписью в византийской манере и вынужденным общаться с посетителями.

У монахинь интересная форма одежды белого цвета. На голове, поверх платка, – темно-серая косынка.  А во время богослужения,  поднимается капюшон.

Так как монастырь посвящен Деве Марии, то повсюду встречается ее изображение. Так в одном из помещений можно увидеть  икону «Оранта» в византийском стиле — один из основных типов изображения Богоматери с руками поднятыми вверх, раскинутыми в стороны. Ладони обращены наружу в традиционном жесте заступнической молитвы. Как и положено, в круглом  медальоне на груди — лик Христа

Интересна икона со сценой Рождества, где младенец Иисус, лежащий в яслях, куда с любопытством заглядывают животные, запеленат в саван (!). Справа от него – мать. Слева – ангелы. А за ними — волхвы, спешащие поклониться новорожденному и принести ему свои дары.

Поднявшись по крутой лестнице вверх, можно выйти на смотровую площадку, с которой открывается прекрасный вид на монастырский комплекс и интерьер церкви. Попасть в нее невозможно. Но можно разглядеть сверху скромную, даже аскетичную обстановку.

В летние месяцы, во время школьных каникул, монастыри Бейт Джамаль и Дир Рафат, организуют лагеря для детей-христиан, говорящих на разных языках и принадлежащих разным христианским конфессиям.

Очень грустно было узнать, что это место трижды подвергалось нападению вандалов. В 2013 году его хотели поджечь, забросив на территорию бутылку с зажигательной смесью. В 2015-м были осквернены надгробия на монастырском кладбище, а в 2017-м имело место нападение на церковь Святого Стефана. Преступники разбили витражи, раскололи статую Девы Марии, испортили мебель и иконы.

Правда, все это было вскоре восстановлено, и сегодня монастырь выглядит так же, как и прежде.

Написано по следам экскурсии с Леной Кижнер.

Использованы материалы

 СТЕФАН ПЕРВОМУЧЕНИК — Древо
Beit Jimal — Wikipedia
Find a spiritual oasis with the monks of Beit Jamal | The Times of Israel
Боско, Иоанн — Википедия
Гамлиэль ха-Закен — Википедия
Maurizio Gisler Archives — הושבילים
Gems in Israel

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: