У каждого человека есть своя мечта. У меня лично такой idea-fix было посещение Дрезденской галереи. Возникла же она давным-давно, когда, будучи школьницей, я прочитала популярную в те времена книгу Леонида Волынского «Семь дней, семь ночей».
В ней автор, младший лейтенант (в мирной жизни — художник и искусствовед, по фамилии Рабинович), рассказывал о возглавленной им акции по спасению цвингеровских сокровищ, что были спрятаны нацистами в нескольких местах. В том числе в затопленной заброшенной штольне.
И вот, в 2000 году, оказавшись в Праге, я отправилась в Дрезден с одной целью – посетить знаменитую галерею, что располагается в Цвингере, старинном замке, построенном Августом Сильным в начале VIII века.
Цвингер (нем. Zwinger) переводится как «ловушка, клетка») . Это средневековый фортификационный термин, означающий пространство между бастионами, сходящимися под острым углом или узкое пространство между внешней и внутренней крепостными стенами, попадая куда, враг оказывается в ловушке бастионов.
Здесь, действительно, находилась крепость, которую курфюрст саксонский Август II Сильный в 1709 году I решил превратить во дворец с парком, фонтанами и оранжереями.
Его идею воплотил архитектор Маттеус Даниель Пёппельман, предложивший проект с перестройкой крепостных стен, создающих замкнутое каре. Так появилась двухэтажная галерея с аркадами первого этажа, угловые павильоны и прогулочная терраса с балюстрадой, где верхний ярус украсили вазоны и статуи. Они окружали внутреннюю площадку, где можно было устраивать представления, на которые взирали люди сверху.
Перестроенный Цвингер стал излюбленным местом для проведения придворных праздников и театральных представлений.
Развитие комплекса предусматривало создание еще шести дворов, что и было, в основном, закончено к 1728 году. Впрочем, Цвингер начал функционировать в 1719 году по случаю свадьбы принца Фридриха Августа II и дочери императора Габсбургов, эрцгерцогиней Марией Йозефой Австрийской.
В 1763 году курфюрст Август III скончался. Ряд его идей остались нереализованными. И спустя более столетия, городской совет решил построить здание музея для размещения коллекции художественных полотен.
В1855 году состоялось открытие музея, здание которого в стиле южно-немецкого (саксонского), барокко было построено по проекту архитектора Готфрида Земпера.
Для этого стиля характерен пышный вычурный декор, включающий изваяния, барельефы, вазоны, гирлянды и картуши
Так уж случилось, что Цвингер подвергся разрушениям сначала в ходе Семилетней войны, затем во время революционных боёв в Дрездене. Но все удалось восстановить, и в 1936 году была закончена полная реставрация комплекса.
Только в обновленном виде бывшей резиденции курфюрста удалось просуществовать недолго. Во время Второй мировой войны англо-американская авиация, разбомбившая центр Дрездена, сильно повредила комплекс.
Восстановление Цвингера началось сразу по окончании Второй мировой войны в 1945 году, и в 1951 он открыл двери для первых посетителей.
В настоящее время здесь расположен удивительный комплекс музеев. Это физико-математический салон, в котором находится одна из самых старых и знаменитых коллекций научно-технических приборов, старинных часов и глобусов Земли и Неба,
«Колокольный павильон» с уникальным карильоном, где часы связаны с фарфоровыми колокольчиками производства Майсенской фарфоровой мануфактуры и ценнейшими образцами изделий того же производства; экзотические экспонаты из Восточной Азии.
Музей живой природы с чучелами разных зверей и птиц.
Оружейная палата.
А самое главное — Галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), которая и являлась целью моего визита.
Южные ворота (к ним ведёт деревянный мост, ранее подъёмный, через воссозданный крепостной ров) украшены Воротной, или «Коронной», башней (Kronentor) с необычным барочным куполом увенчанным золоченой короной.
Немного поплутав, нашла нужное здание. Вошла, прошла украшенный колоннами вестибюль, купила билет с двумя рафаэлевскими ангелочками внизу и.… переступила порог святыни. Первые шаги, первые картины, первые впечатления… Но самое главное для меня — увидеть Мадонну. А потому, минуя начало экспозиции (сюда я вернусь позже), нашла тот самый зал, где висит рафаэлевское полотно. Села возле него на кушетку и выдохнула: «Ну, здравствуй! Наконец-то, мы свиделись». А она, не замечая меня, по-прежнему спокойно шагала по облакам, устремив взор вдаль и бережно неся навстречу Судьбе своего первенца, своего малыша.
(О том, как создавалась эта картина, можно прочитать здесь Ступающая по облакам )
Стыдно признаться, но встреча, о которой столько мечталось, меня несколько разочаровала. «Сикстинская Мадонна», жемчужина галереи, написанная по заказу папы Юлия Второго для монастыря Святого Сикста в Пьяченце, первоначально находившаяся в полукруглом хоре монастырской церкви и выкупленная у монахов Августом Третьим за баснословную по тем временам сумму — 20 тысяч дукатов, не произвела ожидаемого впечатления.
Та, что потрясла некогда Огарева, Жуковского, Достоевского, Брюллова, Иванова, Крамского, не то что бы разочаровала, но не затронула глубины души. Наверно, потому что ожидание было слишком долгим. Отсюда и неудовлетворенность.
Подумав так, я невольно улыбнулась, и в голову пришла небезызвестная байка, рассказанная о Раневской. Когда около нее, глядящую на леонардовскую «Джоконду», какой-то мужчина вслух высказал мысль о том, что эта картина не производит на него никакого впечатления, Фаина Георгиевна отреагировала с присущим ей чувством юмора. «Видите ли, — сказала она, — эта дама столько перевидала на своем веку людей, что имеет право выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого — нет». Что поделаешь, вероятно, я попала в последнюю группу. Но ведь галерея — не хранилище одного шедевра. И, надо сказать, меня по-настоящему потрясли увиденные в подлинниках другие вещи, знакомые по репродукциям.
Долго стояла перед «Святой Инессой» Риберы. где, согласно легенде, молодая девушка, ставшая христианкой, была выставлена обнажённой перед толпой, но Господь совершил чудо. Внезапно выросшие волосы, скрыли её наготу, а сошедший с небес ангел накинул на её плечи покрывало.
А также перед «Марией с младенцем» Мурильо, на которой лицо женщины столь схоже с лицом Инессы, словно оба полотна писались с одной модели.
Из зала в зал, с этажа на этаж… Бродила по музею, встречая картины, хорошо знакомые по репродукциям, и не верила своим глазам. Вот они… Удивительная, нежно-пастельная «Шоколадница»
Историю, связанную с этой картиной можно найти здесь Шоколадница
А это расположившиеся на пикнике дамы и кавалеры Ватто,..
Одна их лавок Снейдерса, в которых, средствами натюрморта, мастер вогплощал мечту фламандцев о «золотом» веке.
Портрет молодого человека Дюрера
Рубенсовская «Вирсавия (она же Батшева)», из-за которой царь Давид отправил на верную смерть ее супруга, полководца Урию
Спящая Венера Джорджоне
Рембрандт, обнимающий свою Саскию…
Вермееровская «Девушка с письмом».
«Мальчик» Пинтуриккио
А вот и нечто новое, Удивительные фогелевские головки…
Я не чувствовала времени. И внезапно, словно проснувшись,отправилась на вокзал для того, чтобы не опоздать к моменту прихода нужного мне поезда.
Жаль,что не хватило времени на посещение расположенного относительно недалеко от этого места Альбертинума, под крышей которого приютилосьтри музея: картинная галерея «Новые мастера», содержащая произведения XIX-XX веков, переведенные сюда в 1965 году из Цвингера; нумизматический кабинет; коллекцию скульптур; мраморные римские копии с греческих оригиналов; «Зеленые своды», где собраны уникальные изделия из серебра, золота, янтаря, слоновой кости.
Самый знаменитый экспонат — композиция «Двор великого Могола в Дели», состоящая из 137 золотых раскрашенных цветной эмалью фигур людей, слонов верблюдов и построек с характерным интерьером, на оформление которого кроме драгоценных металлов ушло более чем 5000 бриллиантов, рубинов, изумрудов, жемчужин. Но, как сказал Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное».
2001
Использованный материал
E, A. Seemann Picture-Gallery old Masters> Leipzig, 1988