В центре города стоит знаменитый Кельнский собор, что устоял в войну, выдержав попадание трех бомб.
Мы стоим на солидной площади с возвышающимся на ней мощным сооружением
Собор, посвященный Пресвятой Богородице и св. Петру стал возводиться в 1248 году на месте романской церкви. Причиной реконструкции стала невозможность ее вместить всех желающих поклониться мощам Трех королей (Трех волхвов), которые в 1164 году после победы над Миланом привез сюда Райнальд фон Дассель, канцлер императора Фридриха Барбароссы.
Строительство сакрального сооружения было поручено архитектору Герхарду фон Риле, с которым связана следующая легенда. Согласно ей баумайстер не смог справиться с поставленной задачей и решил попросить помощи у дьявола. Тот согласился. Естественно, в обмен на душу. Сделка должна была состояться после первого крика петуха. Но об этом узнала супруга Герхарда и решила обмануть Сатану. Встав пораньше, она сымитировала кукареканье. Сразу же появился Дьявол с чертежами. После того, как он их передал, петух пропел зорю. Поняв, что попал впросак, рогатый разозлился и воскликнул: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». А потому собор постоянно достраивается и реконструируется.
Но вернемся к реальным событиям. Первый этап строительства продолжался до 1437 года. До тех пор, пока не кончились средства. Второй наступил после длительного перерыва лишь в 1842-м году, благодаря тому, что вопрос о достройке собора поднял никто иной как Иоганн Вольфганг фон Гете, и прусский король Фридрих Вильгельм IV, поддержав поэта, отдал приказ о возобновлении работ.
Объект курировал известный мастер церковной архитектуры Эрнст Фридрих Цвирнер, старавшийся придерживаться идей средневековых зодчих. Две башни высотой в 157,37 метра достраивались по сохранившимся чертежам. А потом на фасаде, башнях и порталах появились сотни изваяний
Оконные проемы засверкали яркими витражами.
Для порталов были отлиты огромные бронзовые ворота.
И вот, в 1880-м году, мощное, и в то же время гармоничное строение, в стиле неоготики, распахнуло двери перед прихожанами.
А для того, чтобы все, приходящие сюда, еще сильнее почувствовали мощь собора, на площади перед ним поставили всего один элемент — чугунную копию верхушки в натуральную величину.
Не менее впечатляет и внутреннее убранство. Готические нервюрные своды, фрески, мозаика, скульптура, витражи…
Великолепное собрание образцов немецкого зодчества от Средневековья до XIX века.
Что касается хранящихся в нем ценностей, то они просто не подаются оценке. Самое главное — вышеупомянутые мощи, хранящиеся в великолепном саркофаге из серебра и золота, украшенном драгоценными камнями (великолепный образец мозанского искусства). Значимо изваяние Богоматери (около 1290 г), заменившее сгоревшее резное изображение Мадонны из Милана, считавшееся чудодейственным.
Немаловажным раритетом является 2-метровый дубовый крест, что был подарен собору архиепископом Геро, доверенным и посланником императора Оттона Первого в Х веке. Особенность распятия заключается в необычном для того времени исключительно реалистическом изображении безжизненного тела Иисуса. Идея создания большого креста, неизвестного еще в Европе, возникла у архиепископа по возвращении из Византии. Крестовина и нимб со стеклянными деталями сохранены в оригинальном виде.
Стоит обратить внимание на окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подаренный собору в 1683 г. его каноником Генрихом Мерингом, эпитафия которому находится на прилегающей к алтарю стене. Здесь же можно увидеть одно из известнейших произведений храмовой живописи в мире — триптих Стефана Лохнера «Поклонение волхвов».
На соборной площади в брусчатку вбита табличка в память об известном скульпторе Эдварде Матаре, что построил четыре двери для южного портала Кельнского собора.
С его именем связан и расположенный поблизости так называемый Голубиный фонтан, поставленный в 1953 году как некий символ Птицы Мира. В основе его конструкции — спираль, по которой крохотными струйками текла вода, которую пили птички. Сегодня, в связи с тем, что ситуация изменилась и пернатые стали настоящим бичом города, вода в него не подается.