Небольшой горный городок Арахова, взобравшийся по южному склону священной для греков горы Парнас и построивший дома на пяти небольших холмах высотой 950 метров. Внизу долина, по которой течет река Плейстос.
Через Арахову проходит главная дорога, издревле соединявшая Дельфы и Фивы, а также равнину Амфисса с Беотией. И это географическое положение на важном перевале способствовало его развитию.
Прежде всего, как обычно, поговорим о происхождении названия. По этому поводу существуют разные мнения. Первый вариант — от южнославянского слова Орехова, что означает ореховое место, ибо здесь в обилии росли эти плоды. Второй — слияние греческих «Рахи» и «Вио», что переводится как «Тот, кто живет на горных холмах».
Деревня с таким названием появились в этом месте где-то около 800-850 гг. н.э., в 900 году в ней появилась церковь Св. Иоанна.
А регион, в котором она находится, имеет древнейшую историю. Еще во времена Потопа там стоял древний город Ликорея, а на самую вершину горы (2457 м) причалил ковчег Девкалиона и Пирры, родивших эллинов, прародителей греков.
С западной стороны Араховы в стародавние времена находились города Анемория (Анемолея) и Кипарисса, о которых в 2000 году до н.э. Гомер упоминает в «Илиаде».
О существовании этого поселения вплоть до начала VI века нашей эры рассказывает византийский грамматик Стефанос в географическом словаре «Этника».
Когда в 334 г. до н.э. Второй царь Македонии Филипп разорил оба города, их население рассеялось по холмам. А согласно византийскому историку Прокопию, череда мощных землетрясений 551 года довершила разрушение.
Со временем появилась Арахова, которую Гомер в своих хрониках упоминает как один из восьми официальных фокейских городов, который окружала защитная стена. Имелся храм, обнаруженный в 1874 году и алтарь Ветров, о котором сегодня напоминают руины.
Нынешняя Арахова была основана около 1300 года во время франкского правление в Фокиде и Беотии. Местным феодалом была определена Евпатрида Де Нель.
Ей удалось сформировать деревню с подветренной стороны холма, где имелась вода, а естественное положение защищало от морозных зим. Были построены замок и церковь.
Новая региональная точка быстро развивалась, и, примерно через 150 лет, то есть в 1436 году путешественник Кириакос из итальянской Агоны описал ее как многолюдную деревню.
В ней «растворились» потомки древних пастухов, прибывших в эти края в начале II тысячелетия до н.э . и слившихся с коренными жителями. В память о них остался ряд топонимов влахского или албанского происхождения, связанные с их особым занятием – скотоводством, ибо они занимались выпасом своих стад на склонах Парнаса.
Не обошли это место, естественно, и мифы. Так лучезарный Аполлон, находясь в Катоптиреоне, расположенной над Араховой, выпустил из своего лука стрелу, что попала в дельфийское ущелье, которое сегодня называется «Женой священника» (Пападия) или «Медвежим потоком» (Аркудорема), и убил дракона, освободив от чудовища, не дававшего людям пользоваться водой из источника.
Его подвиг повторил в христианские времена святой Георгий. И сегодня араховцы поют в честь его гимн: «Дракона нет, и вода может течь свободно…».
Впрочем, вероятней всего, — это интерпретации одного предания, дошедшего до наших дней.
Недалеко от Араховы находится Корицео Антро (Корикийская пещера), в которой был обнаружен доисторический пещерный храм, посвященный богу Пану, где каждые пять лет собирались женщины из окрестных мест и танцевали всю ночь при свете факелов.
В 1435 году, по свидетельствам очевидцев, «Арахова был городом полным людей». Процветал он и в XVI — XVII веках. Так, путешественники Якоб Спон и Джордж Веллер, прибывшие в деревню в 1675-1676 годах, рассказывают о наличии около 300 семей. Большинство жителей было греками; небольшую часть составляли арваниты. А еще имелся один турок, который был сумбасисом (воеводой региона).
Следующее упоминание относится к 1728 году, когда Митрополит Афинский Мелетий говорит о Арахове как самом важном городе Парнаса.
В 1803 году Арахова была подожжена турками в результате ссоры местных жителей с набегавшими на город разбойниками. А некоторое время спустя Греция была порабощена и превратилась в османскую провинцию.
Надо сказать, что греки не чувствовали особенного угнетения. Завоеватели требовали солидных податей, но не касались ни местного управления, ни смены вероисповедания.
Греки сохранили свои школы, руководимые духовенством; и хорошее образование способствовало тому, что некоторые представители местного населения достигали довольно высоких постов. А торговля в Турции сосредоточилась практически в руках греков, имевших прекрасные коммерческие способности. И в XVIII веке многие из них составили себе крупные состояния.
Тем не менее, среди народа зрела ненависть к оккупантам, вызванная презрением, которое турки выказывали к «райам» (стаду), что, в частности, выражалось в обязательных для греков форме и цвете платьев, конструкции домов.
В1821 году вспыхнуло восстание. Жители Араховы приняли в нем активное участие. Греческие повстанцы под предводительством Георгиоса Караискакиса разгромили османов в битве при Арахове (1826 год).
2 ноября 1828 года деревня была полностью освобождена и начала возрождаться. В 1833 году была построена нынешняя церковь Святого Георгия, существовавшая с 1676 года в ином виде, о чем свидетельствует рельефная доска в Святом алтаре.
Беда пришла в 1870 году, когда разрушительное землетрясение унесло жизни нескольких араховцев, разрушило много домов и общественных зданий.
Во время Второй Мировой войны, в сентябре 1943 года в Арахове произошло известное сражение с немцами.
В 1948 году община Арахова стала муниципалитетом с названием Димос Арахова.
Самым известным объектом, на сегодняшний день, в этом месте является церковь Святого Георгия, стоящая на высоком холме, куда можно попасть, взобравшись по высоченной лестнице.
Но если нет сил взобраться наверх, можно снизу полюбоваться красивым панорамным видом с поднимающимися по горе небольшими домиками под красными черепичными крышами с крутыми лестницами,, стоящими вдоль мощенных улиц.
Имеются еще две небольшие церкви
Достопримечательностью является и находящаяся в центре города огромная крутая скала–колокольня, покрытая густым плющом. На вершине башни расположены большие часы высотой 10 метров.
Есть здесь и свои фишки: черное вино, местные сладости, сыр из козьего молока «Формаэлла», яркие изделия из текстиля, ковры, гравюры по дереву и другие изделия ручной работы.
Арахова всегда привлекала к себе внимание. С XIV века паломники со всего мира проходили мимо нее, о чем существуют письменные свидетельства. Так швед Штурцен Беккер (1784 г.) и англичанин Кларк (1801 г.) описали деревню как «хорошо населенный город». Они также упомянули о трех церквях: св. Георгия, Панагии и св. Николая.
Митрополит Афинский Мелетий в своей «Географии» говорит об Арахове как «самом знаменитом городе на Парнасе».
В 1809 году лорд Байрон в своих заметках, сказал об араховских женщинах, что «они были очень осторожны и вежливы». А английский художник Рей в 1894 году, как сказано в книге Такиса Лаппаса, написал: «Мы не можем не восхищаться все время гордым и большим ростом мужчин этой деревни. Что касается женщин, то они способны стать лучшими моделями в искусстве скульптуры».
Июнь, 2023 г.
Фотографии Евгения Скарбовского