Афины. Интереснейшее место, в котором современность сочетается с древностью. Город,, сумевший сохранить свое историческое название, подаренное олимпийскими богами.
О том, как это происходило, рассказывает легенда о том, как финикиец Кекропс, придя в Атику, основал город в прибрежной полосе, и боги стали оспаривать право стать его покровителем. Главными претендентами были Афина и Посейдон. Чтобы выбрать одного из них олимпийцы предложили каждому сделать подарок новому полису.
Посейдон ударил по скале трезубцем, и из неё забил ключ. Афина повторила его действие копьем, и появилось оливковое дерево. Второй вариант судьям показался более значимым, и право покровительствовать городу было отдано Палладе.
Знакомство со столицей Греции, сложенной из множества районов, начнем с одного из них — древней Плаки (в переводе с греческого «плита»), что окружает восточный и северный склоны Акрополя
Нам встретятся колоритные узкие улочки со зданиями на фундаментах античных времен, представляющие собой в большинстве небольшие постройки, возведенные в кикладском стиле рабочими и мастерами из Анафи, что прибыли в Афины после освобождения Греции от турок с острова в районе Анафиотики в середине XVIII века. Именно такие маленькие беленые домики можно найти среди скал только на кикладских островах.
Во второй половине прошлого столетия большинство жителей перебрались в новые районы столицы, а в оставленных домах разместились рестораны и кафе, сувенирные лавки, магазины.
Неожиданно встретился современный магазин спортивной буви
В одном из магазинов, торгующих меховыми изделиями, не удержалась и примерила очаровательную норковую шубку. Как жаль, что у нас, в Израиле, такая одежда не может пригодиться.
Очень много цветов.
Особенно китайской розы.
На территории Плаки можно увидеть старинные церкви и часовни, исторически значимые резиденции, руины и известные археологические памятники. Поэтому это место называют «районом богов».
Кстати, именно здесь пролегла самая старая афинская улица — Адриана, существовавшая еще в Древней Греции.
А теперь, после того, как вводная часть закончена, отправимся осматривать исторические объекты. Отправной точкой станет граница района Макриянни, что расположен на южной стороне Акрополя и ограничен проспектами Дионисиу Ареопагиту и Сингроу. Район назван в честь Иоанниса Макригианниса, греческого генерала греческой войны за Независимость в 1821 году, который владел домом и полями в этом районе.
Напротив его дома был построен военный госпиталь, известный как здание Вейлера в честь спроектировавшего его архитектора,. Позже это здание использовалось как штаб жандармерии. Оно связано с современной историей жестоким боем, который произошел здесь в 1944 году…
Рядом, на пересечении улиц Макриянни и Дионисиу Ареопагиту возвышается статуя этого генерала
Далее, на проспекте Амалис (Leoforos Vasilisis Amalias 50) нам встретится триумфальная Арка Адриана, что была построена в 131 году афинянами в честь императора-благодетеля. Она стоит на дороге, которая вела из старой части города Плаки в новую, римскую — Адрианополь, созданную Адрианом и названную его именем.
Она построена из пентелийского мрамора, добытого на расположенной поблизости горе Пенделикон. По бокам центрального арочного проёма сооружения высотой в 18 метров, а так же на его углах находятся пилястры, увенчанные капителями коринфского ордера.
А венчает арку композиция с антаблементом (горизонтальным перекрытием, опирающегося на коринфские колонны), архитрав с треугольным фронтоном.
Надпись, выбитая на архитраве со стороны Акрополя, гласит: «Это Афины, древний город Тесея». На противоположной стороне, обращённой к Адрианополю, читаем: «Это город не Тесея, а Адриана».
Следующий объект — памятник Лисикрата (Epimenidou 3), который называют так же фонарем Диогена.
Он был воздвигнут в 334 году до н.э., и представляет собой ротонду шестиметровой высоты с коринфскими колоннами и венчающими их уникальными. не имеющими аналогов, капителями
Колонны соединены закругленными мраморными плитами, установленными на высоком пьедестале
Над колоннами — фриз с сюжетом из жизни Диониса, где запечатлена сцена превращения пиратов, похитивших бога, в дельфинов.
Венчает же ротонду каменный цветок аканфа, на котором стоял бронзовый треножник, не доживший до наших дней. Эти детали — награда за победу в театральном состязании на праздниках Диониса в Афинах.
История же его появления такова. В древних Афинах представления в театре Диониса,. расположенном на Акрополе, финансировались зажиточными горожанами Меценат, предоставивший средства для лучшего представления года, получал приз от городских властей.
Одним из них был афинский богач Лисикрат, патрон многих театральных спектаклей воздвиг памятник в честь победы спектакля, постановку которого он финансировал на Дионисиях 334 года до н. э. Получив приз, он решил построить ротонду, на крыше которого и был установлен приз.
Прошли столетия, и в 1669 году башню с неизвестной целью купили у города монахи ордена капуцинов, основавших в 1658 г. неподалеку свой монастырь
В 1821 году, во время Греческой войны за Независимость, монастырь был уничтожен, а памятник Лисикрата сильно пострадал. Но через 55 лет был восстановлен архитекторами Ф. Буланжером и Э. Ловайотом.
А теперь отправимся на Площадь Конституции, или Синтагматос, названную в честь конституции 1843 года. Это центральная площадь Афин, где в центре бьет фонтан, на которую выходит фасад Греческого парламента.
Трехэтажное здание персикового цвета, с треугольным портиком и колоннами было спроектировано баварским архитектором Фридрихом фон Гертнером как дворец для короля Греции Оттона и его жены, королевы Амалии. на средства отца Оттона, короля Людвига I Баварского.
К слову говоря, Фридрих фон Гертнер впоследствии стал директором Мюнхенской академии изящных искусств и участвовал в создании эрмитажного комплекса в Петербурге
Георг II из династии Люксембургов, «прославил» себя тем, что ввел цензуру, запрет на сочинения Платона и других греческих философов.
После пожара 1909 года дворец долго восстанавливался, но некоторые члены королевской семьи, в частности, вдовствующая королева Ольга, жили там до 1922 года.
С упразднением монархии в 1924 году здание использовалось в разных целях. Здесь размещались офисы государственных и общественных учреждений, госпиталь, приют для греческих беженцев из Малой Азии. музей личных вещей Георга I…
В ноябре 1929 года правительство приняло решение разместить в этом здании парламент. Здесь же находится национальный мемориальный комплекс, посвященный всем павшим защитникам Греции
Только туристов влечет сюда не стандартное, ничем не примечательное здание, а ритуал смены караула, который происходит каждый час и представляет собой настоящее театрализованное шоу.
А в воскресенье, в 11 утра, проходит парадная церемония, в которой принимает участие более 150 человек — весь личный состав роты эвзонов. Процессия, отправляющаяся из казарм к главной площади города, сопровождается оркестром, исполняющим национальный гимн.
А теперь о тех, кто входит в роту эвзонов («хорошо подпоясанных»), что отбираются соответственно определенным канонам. Необходимыми параметрами являются: привлекательная внешность, рост 187 см. и выше, хорошая выправка, устойчивая психика.
Их отличает особая форма одежды, имеющая давнюю историю. Именно в нее облекались греческие повстанцы, что боролись с Османской Империей за свою независимость.
Каждый элемент обмундирования имеет определенный цвет символического значения. Красный означает кровь предков, пролитую за свободу страны, черный – скорбь по погибшим, золотой – победоносных битв, белый – символ чистоты и непорочности стремлений, а синий – греческого неба и моря…
В этой амуниции, тяжелой и теплой, как ходить, так и стоять довольно тяжело. Чего стоят одни ботинки-царухи, подбитые 60 стальными гвоздями для того, чтобы шаг громко чеканился по мостовой. Они украшены черными помпонами, служившими укрытием для остро наточенных ножей. Каждый из ботинок весит по 5 кг.
Эвзоны носят жилеты, являющиеся копией жилета прославленного борца за свободу Греции — офицера Калакатрониса. А так же юбки- фустанеллы, отличающиеся длиной у офицеров и рядовых. У последних она короче. На юбках – по 400 складок, которые должны быть тщательно отглажены, и этим каждый военный занимается ежедневно лично.
Оба слоя юбки поддерживает пояс с патронташем, на котором изображением Георгий Победоносец. Под юбкой у офицеров – красные штаны, а у рядовых –двойные шерстяные чулки, поверх которых надевают гетры и подвязки, отличающиеся цветом: у офицеров – голубые, у рядовых – черные.
Рядовые вооружены карабинами, а офицеры саблями Илиаса, копиями тех, что фигурировали в начале XIX века во время греческой революции.
Завершает обмундирование шерстяная шапочка-феси, к которой прикрепляется длинная черная кисть, ниспадающая на правое плечо гвардейца. На феске рядовых она длиннее и сделана из чистого шелка. Имеются и другие отличия. Так, на феску солдат прикреплен лишь греческий герб, а у офицеров имеются еще и звезды.
На обмундирование новобранцам отводится 45 минут, а офицерам — 25. За соблюдение порядка в одежде отвечает специально назначенный человек.
Следующий пункт назначения – небольшая старинная византийская церковь Панагия Капникарея (храм Богородицы Капникарея), или просто Капникарея на улице Эрму, что была построена около 1050 года и является одной из старейших православных церквей Афин.
Она появилась в непростое для Афин время, когда город терял экономическое и политическое влияние. Шло преследование ученых, закрывались философские школы… Христианство теснило язычество…
Храм построен на месте церкви возведенной Евдокией, супругой византийского императора Феодосия II. А та, в свою очередь, — на фундаменте древнего языческого храма, посвящённого Афине или Деметре.
И сегодня можно видеть фрагменты древних колонн, капители, скульптурные элементы и надписи.
Относительно ее названия существует несколько версий. Одна из них связана с именем человека, финансировавшего его строительство, который занимался сбором налогов – Капникόсом Согласно другой — в нее была помещена икона, найденная после того, как в городе, сожженном в конце XVII века турками. Это был покрытый сажей лик Богородицы (сажа по-гречески звучит как го — «катакапнизмени»). А еще имеется версия, связанная с названием дорогого шелка («камухас»), обрамлявшего эту икону.
Стены храма сложены из каменных блоков с вкраплениями кирпичной кладки. в популярной в XI веке техники «клуазоне».
Они возведены на основании, имеющего форму креста. Сначала появилась центральная часть, а потом к ней были пристроены две часовни.
Храм сильно пострадал в годы Греческой революции, И после того, в Греции была установлена монархия под управлением баварца Оттона I, перенесшего столицу из Навплиона в Афины, в 1834 году, в рамках реконструкции города, его хотели снести. Но на защиту встал отец молодого монарха, Людвиг Баварский. От второй попытки его ликвидации в 1863 году строение спас митрополит Афинский Феофил Влахопападопулос.
С 1931 года Панагия Капникарея принадлежит Афинскому университету, а потому именуется также «Священным Университетским Храмом»
Если стены церкви дышат древностью, то внутреннее убранство намного моложе.
Решетки на небольших полукруглых окнах
Дверь, ведущая во внутренние помещения
Настенная роспись храма выполнена, в основном, известным греческим художником-иконописцем Фотисом Кондоглу и его учениками.
Его кисти принадлежит и фреска «Богоматерь Оранта» в конхе.
Имеются, естественно, и иконостас, и иконы
Дальше на наш путь лежит в сторону небольшой исторической площади Митрополеос, где стоит Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы или Большая Митрополия.
С точки зрения Вечности это новостройка. Фундамент храма был заложен в день Рождества Христова 1842 года в присутствии короля Греции Оттона I и королевы Амалии. Их высочества присутствовали и при освящении собора 21 мая 1862 года.
За двадцать лет строительства в нем принимали участие четыре архитектора: Начинал его строить датский архитектор Феофил Хансен в готическом стиле с ренессансными элементами. Верхняя часть — работа архитекторов Димитриоса Зезоса, приверженца «греко-византийского» стиля, а также Франсуа Буланже и Панайотиса Калкоса.
Впоследствии здание не раз перестраивалось как внутри, так и снаружи, в результате чего трехнефная базилика с куполом приобрела современный вид, в котором видно слияние неоклассического и греко-византийского архитектурного стиля,
В кладке его стен были использованы архитектурные детали из 72 снесенных храмов Афин, а внушительный купол покрыт с внешней стороны медными листами.
Мы стоим перед центральным входом с аркадой коринфских колон с пилястрами. Охраняют его два льва
Над входом, на карнизе, — фреска с библейской сценой «Благовещения», где Ангел приходит к Деве Марии для того, чтобы сделать важное сообщение..
Внутри собор украшен работами известных художников XIX века. Над иконами работали Спиридонас Ялинас и Александр Зельтц; над настенными росписями – Константинос Фанелис из Смирны; над скульптурой – ваятель Георгиос Фиталис с острова Тинос.
Главный алтарь с иконостасом
В конхе — изображение Богоматери с младенцем Христом
Фрагмент интерьера храма
Кафедра
Детали интерьера и иконы
В подземной крипте внутри храма в мраморной гробнице хранятся мощи патриарха Григория V и святой Филофеи Афинской, греческих святых, замученных турками во времена османской оккупации.
Григорий V во время восстания за Независимость Греции был повешен турками на воротах патриархии. В один из пасхальных дней, в 1921 году, был официально канонизирован Элладской православной церковью
Филофея Афинская была жестоко избита турками в 1588 году за выкуп гречанок из неволи и скончалась четыре месяца спустя.
Рядом с собором. с северной стороны, сохранилась небольшая крестово-купольная церковь Святого Элевтерия (Малая Митрополия), что была построена в годы османского правления.
А перед собором. на площади Митрополеос, на высоком постаменте из белого песчаника установлена бронзовая статуя архиепископа Дамаскин, который был значимой исторической личностью Греции.
В 1943 году, когда началось плановое уничтожение афинской еврейской общины, он будучи епископом Элладской православной церкви, встал на их защиту.
«Наша святая вера не признает различий, превосходства или недостоинства, основанные на национальных или религиозных признаках, придерживаясь учения, что пред Богом „нет ни эллина, ни иудея»“
Пренебрегая собственной безопасностью, тайно выдавал евреям и цыганам фиктивные свидетельства о крещении с христианскими именами. А шеф полиции Ангел Эверт по этим свидетельствам делал «новоиспеченным христианам» документы. Дамаскину и Эверту удалось спасти около 1400 евреев. А потому они признаны Праведниками мира.
Тех же. кому не удалось сделать соответствующие свидетельства о крещении, с благословения владыки, прятали мужские и женские православные монастыри.
Спас он и раввина Барзилая, предоставив ему свой автомобиль, который не подлежал досмотру, и тот смог оказаться у партизан.
В 1944 году, после освобождения Греции, прибывший в Афины Уинстон Черчилль, предложил Дамаскину пост временного главы правительства, и 31 декабря его назначили регентом Греции, который выполнял обязанности премьер-министра целый год, до возвращения в страну в 1946-м году короля Георга V.
А в 1947 году архиепископ Дамаскин стал одним из основателей Королевского благотворительного фонда (Василики Прония), помогавшего детям, оставшимся без крова во время гражданской войны, начавшейся в Греции после ухода немцев.
Идем дальше, до Башни ветров (Аэриды), что была первой в мире метеорологической станцией. Финансировал строительство богатый торговец, астроном и меценат Андронико из Кирр в Сирии.
Построенная в середине I века до н. э. из пентелийского мрамора, она представляет собой восьмигранную башню (октогон) высотой 12,1 метра, диаметром 8 метров.
Её грани ориентированы по сторонам света. В стародавние времена пирамидальную кровлю венчал флюгер в форме Тритона, дующего в трубу.
По верху каждой грани идет фриз с аллегорическими изображением восьми ветров, дующих с той стороны, к которой обращена сторона башни. Это крылатые мужчины, изображающие Борея (северный ветер), Кекия ( северо-восточный ветер), Апелиота (восточный ветер), Эвра (юго-восточный ветер), Нота (южный ветер), Липса (юго-западный ветер), Зефира (западный ветер) и Скирона (северо-западный ветер
Около каждого из них – объяснение, позволяющие определить, направление ветра в данную минуту. Ниже каждой фигуры – солнечные часы, а внутри — водяные часы (клепсидра)
Войти внутрь башни можно было через две двери, расположенные с северо-восточной и северо-западной сторон. Перед ними находились портики, обрамленные колонами.
С юга к башне примыкала круглая башенка, через которую шло водоснабжение клепсидры из проходившего поблизости акведука.
В византийский период башня была превращена в церковную колокольню. С установлением христианства башня стала баптистерием. Но в начале XIX века ей постарались вернуть исторический вид. А в 1976 году была проведена научная реставрация .
Конструкция Башни ветров послужила прообразом обсерватории Радклиффа в Оксфорде (1794) и одноимённой башни в Севастополе (1849).
Подходим к руинам Римской Агоры. Название которой происходит от греческого ἀγείρω «собирать, созывать». Ее строительство инициировал, контролировал и финансировал Юлий Цезарь, но ему не удалось окончить работы из-за кризиса и гражданских войн. Его дело продолжил Октавиан Август в 30-10 годах до н.э.
В период правления последнего это место стало не только торговым, но и политическим центром жизни столицы.
«Новострой», появившийся примерно в 100 м к востоку от старой Греческой Агоры, получил название «Агора Цезаря и Августа» или «Римской Агоры».
Это был огромный прямоугольный атриум, окружённый с четырех сторон колоннадой. На восточной стороне, в арках, располагались магазины и склады. А на южной — фонтан.
Во время правления Адриана Римская Агора была вымощена плитами, Они не сохранились. До наших дней дошел лишь ионический внутренний двор II века н.э. А еще колоннады на южной и восточной сторонах, вход со стороны Афинских ворот. В северной части комплекса видны руины общественных туалетов, датируемые 1 веком до н.э.
После вторжения герулов в 267 г. территория стала торговым и административным центром Афин. Но во время нахождения здесь венецианцев и османов это место было разрушено и покрыто землей. О нем позабыли. Раскопали Агору уже в XX веке современные археологи. Но даже им не удалось реставрировать все сооружения.
В двух шагах от Римской агоры находится Библиотека Адриана, появившаяся благодаря человеку, правившему Римской империей во II веке нашей эры
Император, будучи приверженцем греческой культуры, стремился превратить Афины в культурный центр государства. Поэтому созданная им библиотека стала не просто книгохранилищем, где было собрано 16 000 папирусных свитков, с которыми можно было ознакомиться в читальных залах, но и культурным центром с лекционным залом, комнатами для переводов, театром.
От этого строения до нас дошла только западная стена. И можно лишь представить себе это четырехугольное здание, где три стены были возведены из песчаника, а фасадная — из дорогого мрамора. Перед ней — пропиле́и с коринфскими колоннами.
Под позолоченным потолком из алебастра стояли стены из белого мрамора, которые украшали картины, а ниши – позолоченные статуи Афины и императора Адриана. Полы покрывала мозаичная мраморная плитка.
Имелся атриум, окруженный четырьмя аркадами, обращенными к открытому двору с перистилем. В нем били вверх струи фонтана.
Жаль, что это прекрасное здание просуществовало в своей ипостаси немногим более одного века, потому что было варварски разграблено древнегерманскими племенами.
Затем его стены стали частью оборонительной римской стены. В IV веке строение восстановили, а затем во дворе библиотеки появилась раннехристианская церковь, а потом базилика Мегали Панагия.
Завоевав Грецию, турки превратили библиотеку в административный и коммерческий центр региона, а также разместили здесь военные казармы..
Лишь спустя много лет, после реставрационных работ, в 2004 году, Библиотека вошла в число старинных памятников Афин.
В нескольких минутах ходьбы от нее стоит необычное для Греции сооружение — мечеть, датированная 1759 годом, что построил. османский правитель Афин Мустафа Ага Цистаракис.
В ходе ее строения были использованы колонны Храма Зевса Олимпийского или Библиотеки Адриана Этот факт стал причиной отставки Цистаракиса, ибо турки посчитали сие святотатством, которое может вызвать нежелательные последствия. И, действительно, в том же году в город пришла чума.
После изгнания турок здание долго использовалось в разных целях. В один из периодов стало местом сбора городских старейшин, где в марте 1834 года здесь проводился бал в честь короля Греции Оттона. Затем использовалось как казарма, тюрьма и склад.
Частично перестроенное архитектором Анастасиосом Орландосом, в 1918 году превратилось в Музей греческих ручных работ (в 1923 году переименован в Национальный музей декоративного искусства).
В 1966 году мечеть временно вернула себе первоначальное назначение во время пребывания в городе свергнутого короля Саудовской Аравии Сауда.
В 1973 г. Большинство экспонатов было перенесено в здание на ул. Кидатинайон, 17, а мечеть стала филиалом с коллекцией гончарных изделий В. Кириазопулоса
Закончим же прогулку в нехарактерном для Афин замечательном месте, о котором можно прочитать здесь. Сказочный уголок в Афинах
Фотографии автора, Ольги и Валерия Давкиных, Габи Шлейпака и Софии Либенсон