Дельфы. Название этого места знакомо любому, мало-мальски образованному человеку, который в детстве слышал о древнегреческих богах и героях И неудивительно, что археологический памятник. расположенный у подножия горы Парнас, привлекает сотни людей.
Название Парнас происходит от греческого слова «δελφύς» («матка» или «яйцевидный камень», что воспринимается как «пуп мира»), что обозначает место, где зародилась жизнь. А еще «δελφύς» переводится как «дельфин» ибо, приняв этот образ, именно сюда привел первых жрецов Аполлон.
Фигурирует Парнас и в одном из вариантов мифа о потопе. Он рассказывает о том, что здесь высадились последние люди, оставшиеся в живых после стихийного бедствия, посланного на Землю Щевсом — главой олимпийских богов, решившим уничтожить испорченный человеческий род, Но Прометей посоветовал своему сыну Девкалиону построить корабль для себя и своей жены Пирры.
Когда на 10-й день непрерывный ливень закончился, корабль пристал к Парнасу, где Девкалион принес жертву посвященную Зевсу. И тот, умилостивись, согласился возродить род человеческий. Он выпустил двух орлов с противоположных концов земли. Место, где птицы встретились и слету пронзили друг друга клювами, Громовержец бросил камень, определивший центр Земли, который назвали Дельфами.
Считается, что это камень, найденный на месте раскопок, известен как омфалос (омфал), или пупочный камень.
Первой жительницей Дельф, превратив его в священное место, стала богиня-мать Земли -Гея, чей культ доминировал во всей Греции до того момента, пока его не вытеснил сонм олимпийских богов. Первой пророчицей Геи стала горная нимфа Дафна. И стало считаться, что здесь обитает Оракул.
Дельфийского оракула Геи отдала дочери Фемиде. Та передала сестре Фебе. А затем владельцем места стал ее внук Аполлон, который, обучившись у Пана искусству прорицания, прибыл в Дельфы, где убил охранявшего вход в святилище дракона Пифона, сжег его, а пепел сложил в погребальную урну. В память о чудовище и победе над ним установил траурные игры.
Легенда рассказывает о том, что первый храм Аполлона представлял собой шатер, сплетенный из ветвей священного лавра. Его сменил другой, из пчелиных крыльев, слепленных воском.
Был и третий, построенный из меди олимпийским кузнецом Гефестом, что расплавил огонь.
Четвертый храм, о котором имеется упоминание в исторических хрониках, был построен в дорийском стиле архитекторами Трофонием и Агамидом. Он существовал уже в ХIII в. до н.э., о чем рассказал Гомер в «Илиаде», упоминав о том, что к оракулу обращался царь Агамемнон. Храм сгорел в 1-й год 58-й Олимпиады, в VI в. до н. э.
И появился последний, из известняка, по проекту архитектора Спинфара. Его фронтон из паросского мрамора украшали статуи богов работы Праксителя и Андросфена. Этот архитектурный шедевр был разрушен землетрясением в 373 году до н. э.
Храм находился на высоте 700 м над уровнем моря на южном склоне Парнаса. На фронтоне храма были выбиты изречения Семи мудрецов, особо чтимых древнегреческих политиков и общественных деятелей, мыслителей VII—VI веков до н. э.
Вот они:
«Мера важнее всего» (Клеобул Линдский);
«Познай себя самого» (Хилон из Спарты);
«Сдерживай гнев» ( Периандр, уроженец Коринфа);
«Лишку ни в чем!» (митиленец Питтак);
«Жизни конец наблюдай», (Солон Афинский);
«Худших везде большинство» (Биант Приенский);
«Ни за кого не ручайся» ( Фалес Милетский).
Имелось и загадочное изображение буквы «Ε». Деревянный вариант являлся приношением Семи мудрецов. Афиняне заменили его на медное, а императрица Ливия подарила золотое.
О значении этого символа говорит в чвоем трактате трактат Плутарха (I—II века н. э.):
«Е» означает число «5», поскольку мудрецы хотели этим сказать, что их всего пять (Хилон, Фалес, Солон, Биант и Питтак), а тираны Клеобул и Периандр Коринфский не заслуживают имени мудрецов.
Но вернемся во временам Аполлона. Создав храм, Лучезарный бог отправился искать для него жрецов. В море он увидел корабль, идущий из критского Кносса. Обернувшись дельфином, привёл судно в Крису, где моряки узнали о его намерениях и воздвигли жертвенник, названный Дельфийским. Эти люди и стали первыми жрецами храма Аполлона. А первой пифией назначили Фемоною.
После нее то место могла занять любая дельфийская женщина из уважаемой семьи. Пифия жила при святилище и посвящала служению всю жизнь.
Перед пророчеством она должна была омыться в Кастильском сточнике, облачиться в златотканую одежду, распустить волосы, надеть на голову лавровый венок.
Затем входила в священную комнату Адитон, где стояла золотая статуя Аполлона, рос лавр, стоял Омфал (монолитная глыба), считавшийся центром мира, которую охраняли два золотых орла.
Она сжигала подношение Аполлону из лавровых листьев и ячменной муки, садилась на золотой треножник, под которым находился саркофаг с пеплом Пифона. Посреди амфитеатра была площадка с расселиной в скале, из которой поднимались испарения ядовитого источника.
Впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. произносила отдельные слова и фразы («фемистэс»), которые записывали, а потом толковали жрецы.
Начиная с микенской эпохи, вплоть до пришествия римлян, за советом к Оракулу шли греки, прибывали из дальних стран паломники.
В Святую Святых посетителей не впускали. Им были доступны: жертвенник Посейдону, статуи двух Мойр, Зевса-Мойрагета, Аполлона и железный трон поэта Пиндара.
По словам Плутарха, бывшего одно время жрецом Дельфийского храма, Аполлон излечивал от болезни и помогал разобраться в затруднительных вопросах. При этом побуждал человека к поиску истины, наводил на размышления.
А вот что говорил по этому поводу Гераклит: “Владыка, чье прорицалище в Дельфах, не вещает, не скрывает, но знаменует” (или намекает). Ибо никакой оракул и даже бог не может создавать за человека его судьбу, человек должен научиться сам выбирать и действовать на основе своего выбора. В этом высказывании заключена глубокая древняя мудрость – ведь если судьба и боги будут все делать за нас, то в чем смысл существования человека?
.
Доступ к Оракулу первоначально был доступен в один раз в год, в день рождения Аполлона — 7 бисия (середина февраля — середина марта). Затем по седьмым числам каждого месяца кроме зимних, ибо в это время Аполлон покидал Дельфы и жил у гипербореев. Но и тогда он «принимал» посетителей лишь тогда, когда на это давал «согласие» жертвенный козел, вздрагивая при окроплении холодной водой.
В более поздние времена пророчества можно было получить ежедневно, кроме особых нечистых дней. А вот людям, совершившим преступления, также Пифия отказывала в услугах.
Нвдо сказать, что обращаться к Оракулу можно было лишь, совершив жертвоприношение и внеся некоторую мзду, пройдя ряд очистительных церемоний.
С целью очищения использовались источники, которыми изобиловали окрестные горы близ храма Аполлона. Самым известным был Кастальский, окружённый лаврами. Около него собирались музы и нимфы. Там они танцевали и пели под аккомпанемент аполлоновой лиры.
Спрашивается, сбывались ли пророчества? История донесла до нас ряд достоверных историй. Так, например, отец Александра Великого, царь Македонии Филипп, задав вопрос «Как добиться победы над соседними державами?», получил ответ «Сражайся серебряными копьями, и ты везде победишь». Так оно и случилось.
Этот монарх, начавший первым чеканить золотую монету, подчинял себе греческие города, приговаривая : «Город, который нельзя взять приступом, легко перейдет осел, груженный золотом».
Сам же Александр услышал о своей непобедимости и, поверив в нее, стал Великим полководцем.
А вот лидийский царь Креза, который обратился к Оракулу с вопросом, выступать ли ему против персов, не послушался и проиграл войну..
Известна также легенда, связанная со знаменитым Пифагором, математиком; основателем первой философской школы. Его отцу, торговцу Мнесарху было предсказано, что у него родится сын, «который будет выделяться красотой и мудростью и принесет человеческому роду величайшую пользу на все времена». Малыша, оправдавшего ожидания, нарекли Пифагором (“Предсказанным Пифией”).
Время заката пророчеств Оракула пришлось на правление императора Нерона, который был разгневал предсказанием, которая Пифия предрекла: “Бойся 63-го года” Он разбил святилище и вывез более 500 бронзовых статуй.
По прошествии трех лет, когда ему исполнилось 63, сенат низложил правителя и избрал императором 63-летнего наместника Гальбу, сам же Нерон покончил жизнь самоубийством
Окончательно же Дельфийский храм был закрыт по указу императора Феодосия I в 381 году н. э.
Случилось так, что некогда стратегически важный и богатый город, чье благосостояние в значительной степени зависело от от пожертвований и посвящений, сделанных как отдельными людьми, так и городами-государствами стал приходить в упадок. Дельфы утратили своё мистическое религиозное значение.
Во время Первой Священной войны (597–585 годы до н. э.) они были завоёваны афинянами. В 449–448 годах до н. э. произошла Вторая Священная война, в результате которой фокейцы получили контроль над Дельфами и управление над Пифийскими играми.
В результате Третьей Священной войны (356–346 годы до н.э.), фокейцы потерпели поражение. Это привело к Четвертой Священной войне (339 год до н. э.), и установлению македонского владычества над Грецией.
В 279 году до н. э. македонское правление в Дельфах было заменено этолийским,.
В 86 году до н. э. Дельфах были частично разграблены Луцием Корнелием Суллой во время Митридатских войн, а потом, как говорилось выше, Нероном. То, что осталось, было разрушено христианами уже в iV веке н. э.. Статуя Аполлона была вывезена в Константинополь.
Последовали слова жрецов о трагической гибели некогда могущественного места «Уж не вещает Дуб, не прорицает Священный сосуд, безмолвна статуя Аполлона, умолкла Пифия, и Лавр лишь древо, оплаканное в мифе, и только Кастальская вода смеется.»
В итоге, уже небольшой городок превратился в деревеньку Кастри, где было около 100 домов и проживало 200 человек.
Когда деревня была существенно повреждена землетрясением, жителям предложили новые дома, они покинули это место.
В 1891 году с разрешения греческого правительства французские археологи приступили к работе. Под многочисленными оползнями они обнаружили основные здания и сооружения святилища Аполлона и Афины Пронойи, тысячи предметов, надписей и скульптур.
Археологический центр Дельф делится на три части: Священную ограду, Мармарию и Кастальский источник.
На территории Священной ограды расположены основные исторические памятники: три сокровищницы, Булевтерия (совет старейшин), театр, святилище Геи.
Главной достопримечательностью Дельф является Храм Аполлона Пифийского, датированный VI–IV вв. до н.э.,
Напротив храма Апполона можно увидеть главный алтарь святилища, сделанный из черного мрамора.
Возле святилища находится еще одна уникальнейшая постройка – «стоа», она состоит из семи рифленых колонн с надписью. Колоннада была построена в честь победы над персами в V веке до н.э.
Древний греческий старинный текст и надписи на каменной стене храма
Змеиная колонна, известная также как Дельфийский треножник, трехголовый змей, змеиная стела или Платейский треножник.
Представляет собой древнюю медную стелу, опору древнегреческого золотого треножника начала V века до нашей эры. который первоначально находился в Дельфах, а в 324 году. была перенесен в Константинополь римским императором Константином I
Тренога была сделана в память о греках, погибших в битве при Платеях (479 г. до н. э.) против персов-ахеменидов. По словам Геродота была выплавлена из трофейного оружия добычи. Высота штатива составляла 8 метров, а до конца XVII века ее украшали змеиные головы.
Памятник был построен весной 478 г. до н.э., коалицией греческих городов-государств и помещен в храм Аполлона. На нем были выбиты названия 31 города, принимавших участие в коалиции против персов
В декабре 2015 года копия колонны была установлена на исходном месте в Дельфах, рядом с основанием оригинальной колонны, которая сохранилась до сих пор.
Столп Присиаса. Был воздвигнут в182 году до н.э. в честь царя Пруссия II Вифинского, властвовавшего на северо-западе Малой Азии.
Он состоял из постамента высотой 10 метров. Вершмну которого украшали рельефные гирлянды. А венчала столп конная статуя короля Пруссии.
В прямоугольных отверстиях у основания статуи, находись изображения початков кукурузы, что ассоциировались с благосклонностью короля
Надпись на колонне говорит об обете Этолийской Речи Посполитой в честь короля.
Отреставрированный памятник расположен к северо-востоку от входа в храм Аполлона.
Значительным элементом комплекса была сокровищница, построенная из паросского мрамора в начале V в. до н.э. в честь победы афинян в битве при Саламине. Тут хранились военные трофеи и другие предметы, посвященные богу Аполлону.
Ее украшали удивительные рельефы, с изображением подвигов Геракла и Тесея, выбитые картинки с текстами на темы: «Несение треножника», «Несение огня», «Додекаид и Ифаид», также высечены два гимна Апполону.
Фрагмент основания античной колонны
Рядом с Сокровищницей находится копия Священного Омфала
Руины Храма Беотии, что были построены беотийцами, жителями Беотии, что была расположена к востоку от древних Дельф и горы Геликон, а также к северу от Коринфского залива.
Выше храма стоит античный театр, с территории которого был виден храм Аполлона. Он не раз перестраивался. Нынешний вид с орхестрой и сценой, с каменными скамьями в 35 рядов получил во времена римской эпохи, во II веке до н.э.
А выше театра находился античный стадион, сооруженный в VI веке до н. э., вмещавший до 6000 зрителей, где проходила атлетическая часть состязаний Пифийских игр, что устраивались один раз в четыре года с начала VI века до н.э.
Переходим на территорию Мармории (Мраморного карьера), где жители деревни добывали строительный камень. Получила название благодаря многочисленным постройкам из мрамора, .
Главной достопримечательностью Мармары считается Старый храм Афины Пронои. одно из древнейших культовых сооружений, где происходили ритуалы в честь Геи, строение круглой конфигурации. выполненное в форме ротонды.
(Проноя — эпитет Афины как богини предосторожности и осмотрительности, как она почиталась в Дельфах.)
Первый храм был построен в VII веке до н.э. из сероватого песчаника. Сохранились следы его многоугольного фундамента. Капитель была невысокой, а ребра колонн — неглубокими. Этот храм был разрушен в первой половине VI века до н.э.
На его основании, по инициативе Алкмеонидов, около 510 г. до н. э, был построен второй храм из более твердого поролита с легким красноватым оттенком. Его основу составляла двухуровневая платформа. В конструкцию входило 12 колонн. Храм украшали глиняные фигурки на метопах, элементах фриза дорического ордера. Он обрушились из-за камнепада в 1905 году.,
Что касается третьего, известнякового храма, построенного в IV веке до н.э., то это было дорическое здание из местного известняка, стоявшее на трехъярусной платформе и представлявшее собой шестистолпный фронтон с крыльцом и нефом. Это здание было разрушено персами в I веке до н.э.
Недавние исследования позволяют предположить, что он был посвящен не Афине, а Артемиде, соответственно свидетельству Павсания.
Одним из зданий, входивших в комплекс святилища Афины Пронаи, являлся Толос, считавшийся одним из самых красивых и необычных творений древнегреческой архитектуры.
Он имел конструкцию круглой формы увенчанную куполом, который поддерживали колонны. И купол, и украшавшие его фигуры танцующих женшин были сделаны из мрамора.
Купол имел два фриза с триглифами – элементами древнегреческой архитектуры, представляющими собой. четырехсторонние пластины с характерными бороздками и метопами — пластинами, на которых изображались разные предметы или сцены из античных легенд. .Внутри, на каменной возвышенности, стояло десять коринфских полуколонн.
При строении Толоса были применены не только различные архитектурные стили, но и использованы разные природные материалы богатой цветовой гаммы.
Здание спроектировал архитектор Теодор Фокейский, который, по словам Витрувия, даже написал книгу, где рассказал о своей работе.
Толос частично восстановили в 1938 г. В Археологическом музее Дельф представлены архитектурные детали и сохранившиеся части рельефных украшений.
А часть метопов, легко отделяли от плит и повторно использовали в раннехристианские годы в качестве строительного материала и надгробий.
На территории заповедника встречаются надгробные камни
В центре города располагается археологический музей, обладающей прекрасной коллекцией древних артефактов, найденных при археологических раскопках. О нем – разговор отдельный.
Рядом – «живой» тезка исторического центра, расположившийся на высоте 632 метра над уровнем моря на юго-западном склоне священной горы.
Современный город содержит обширные объекты, поддерживающие туризм и торговлю связанную с туризмом на древнем месте. Подобно древнему священному району, город сохраняет вертикальную структуру.
Май, 2024
Фотографии Евгения Скарбовского.