В регионе Центральной Греции, на западных склонах Геликона (Беотия), вскорабковавшись на высоту 430 м. стоит монастырь Осиос Лукас (Святого Луки) — один из важнейших памятников искусства и архитектуры Македонского ренессанса периода расцвета Византийской империи.
Окруженный древними оливковыми рощами, он возвышается на том плато, где некогда стоял храм Стейритиса Деметры. Рядом – старинные постройки жилых домов.
О древности того монастыря говорят сведения из «Жития святого Луки», анонимного произведения 962 года. Подробная же история монастыря появилась в 1874 году в труде анонимного монаха.
По всей видимости, автор трактата был способным богословом, прекрасным учёным, знатоком исторических событий. Согласно приведенным им данным, основателем монастыря был Лука Еладский (Лука Стириот), что поселившись здесь в 946 году как отшельник, провел в этом месте семь последних лет жизни (946-953).
Вскоре после его появления образовалась монашеская община, и было начато строительство первого монастырского храма во имя св. Варвары.
Но прежде чем приступать к рассказу о монастыре несколько слов об этом человеке, причисленному к лику святых.
Он родился в Кастри Фокидском в 896 году в семье беженцев с Эгины. В раннем возрасте ушел в монахи. Монашенствовал в Афинах, скитах Фокиды, в Корфосе Коринфском. В конце жизни оказался в Беотии.
Занимался благотворительностью, целительством, обладая способностью предвидения. Так, например, предсказал в 941 г. возвращение Крита полководцем Никифором Фокой под командованием Романа II (961 г.).
Уникальная личность монаха и его посмертная слава привели в тому, что сюда потянулись паломники. И в 946 году началось строительство церкви Агиа Варвара
После смерти Лука был похоронен под полом своей кельи, а в 955 году монахи построили вокруг его могилы крестообразную постройку, а также первые кельи монашеской общины.
В начале десятых годов Х века, когда игуменом стал Филофей, была достроена церковь н возведен кафоликон, новый монументальный храм Осиос Лукас с богатым убранством, украшенный в начале XI века мозаикой. Вокруг монастыря была возведена крепостная стена..
Фрагмент крепостной стены
Что касается других построек, то они датированы 1011 — 1042 годами. Во времена правления Василия II и Константина IX..
Монастырь славился на всю Византию роскошным убранством, фресками и мозаиками стен, скульптурой, золотой и серебряной инкрустацией, люстрами, шелковыми занавесями и алтарными покрывалами (антименсиями). До наших дней дошла лишь небольшая часть этого великолепия.
После захвата в 1204 году Константинополя, столицы Византийской империи участниками IV крестового похода. ситуация в корне изменилась. Господство франков распространилось и на материковую Грецию.
Монастырь сильно пострадал. Многие реликвии и сокровища исчезли, строения быди переданы Ордену тамплиеров.
Во второй четверти XIII века монастырь был разграблен ахейским князем Жоффруа II де Виллардуэном, который вывез в Венецию мощи преподобного Луки (частица мощей оказалась в одном из афонских монастырей). Забегая вперед, скажем, что в 1986 году они вернулись в Осиос Лукас.
В 1312 году монастырь вновь был разграблен. Уже франками. Через некоторое время монахи вернулись Осиос Лукас, утратившмй свое величество.
При султанах Селиме I и Сулеймане I монастырь 20 лет был необитаем. Кельи разрушались, а кафоликон лишился крыши.
Восстановить монастырь помог константинопольский патриарх Иеремия I. Он также дал монастырю независимость от местных церковных иерархов. И попавшие в эти края в XVII веке путешественники. описывают монастырь как процветающий и самый красивый в Греции.
Во время войны за Пелопоннес между турками и венецианцами в конце XVII века монастырь был ограблен турками и албанцами.
А потом, в 1770 году, во время турецкой оккупации,обитель стала опорным пунктом сопротивления под управлением Андреаса Верусиса, который использовал его для хранения еды и боеприпасов, лечения больных и раненых, содержания турецких пленных и подготовки военных кадров.
В 1780 году турки окружили монастырь, и Верусис со своими воинами и монахами в течение 12 дней защищался запершись в башне. В один из благоприятных моментов ему удалось вывести людей из монастыря, что вызвало гнев врагов, которые стали крушить все вокруг. Избив монахов, украли монастырскую утварь, расстреляли иконы…
В одном из исторических документов говорится следующее: «Был сожжён иконостас церкви Богоматери, потеряна серебряная доска, на которой была написана история основания монастыря, мозаики были закопчены пламенем, разводимым в кафоликоне турками и мрамор потерял блеск».
Примерно до 1800 года монастырь был приютом для воров и контрабандистов.
В середине марта 1821 года Общество Друзей под предводительством одного из последних людей Верусиса, Георгиоса Иоанну Сидериса, более известного как Каркалеци, вместе с аббатом и монахами решило начать революционную борьбу. Повстанцы принесли клятву на Евангелии. Обитель на долгие годы войны стала базой греческих отрядов в Беотии и Фокиде.
В 1822 году большинство монахов покинуло монастырь. Осталось лишь трое с целью охраны и проведения необходимых служб.
Летом того же года турки в энный раз ограбили, а год спустя подожгли обитель. Сгорела древняя церковь, пострадали другие объекты
Но вот что интересно. После грабежей среди турок распространилась чума, которую греки восприняли как наказание Свыше.
Долгое время монастырь находился в разрушенном виде. Реставрационные работы начались только в 1938 году Археологической службой и Археологическим обществом
Во время Второй мировой войны монастырь подвергся бомбардировке. В 1943 году на него было сброшено 16 бомб, которые разрушили трапезную и повредили стены кафоликона.
Новая Реставрация монастыря началась в 1958 году. По настоящее время Фонд археологических ресурсов Министерства Культуры Греции осуществляет восстановление и консервацию мозаик кафоликона.
Самое старое строение монастырского комплекса — церковь Панагия, изначально посвященная св. Варваре, а ныне Пресвятой Богородице. Построена по константинопольским стандартам. Представляет собой прекрасный образец византийской архитектуры Греции. Является первой построенной на материковой части Греции в Х веке
Здание представляет собой «крестовокупольный храм на четырех колоннах», из которого в восточной части выступает вперед алтарная часть, а с западной – внешний нартекс (входное помещение) с двухъярусной аркадой, выходящей в монастырский двор.
К бокам нартекса снаружи примыкали небольшие приделы. Когда в начале XI века появился кафоликон, один из приделов стал переходом из одной церкви в другую.
При одной из реставраций на его восточной стене под мраморной облицовкой была найдена фреска с изображением Иисуса Навина, преемника пророка Моисея.
Центральную часть строения венчает высокий купол, поддерживаемый четырьмя колоннами с резными капителями. Внутри к его центру подходят крестообразно расходящиеся цилиндрические своды.
Из первоначального внутреннего убранства сохранилась мраморная алтарная ограда и резные кивоты, где некогда находились образа на алтарных столбах
Алтарная ограда
Несколько изображений святых, (конец XII в) в небольшом служебном помещении справа от алтаря.
Алтарная ниаша
Фреска с изображением святых и пророков
К церкви Панвгии примыкает кафоликон Осиос Лукас, главный храм монастыря, возведенный с целью хранения останков святого.
Его строительство связано с преданием, в котором фигурирует предсказание преподобного Луки относительно освобождения Крита от сарацин: «Роман спасёт Крит».
И действительно, Крит был освобожден в 961 году при императоре. Романе II Младшем, который и приказал построить для монастыря церковь наподобие константинопольской Святой Софии.
При строительстве цоколя церкви использовался материал руин античного храма Деметры, располагавшегося рядом.
Фасад выполнен из камня и плоских квадратных кирпичей – плинфы. Многочисленные окна в форме двойных и тройных арок, разделены колоннами. Впоследствии такие конфигурации стали называть норманскими.
Фасад украшен мраморными плитками с рельефными изображениями. В люнете (часть стены ограниченная аркой) — окна; над главным входом помещена фреска «Успение святого Луки»..
Кафоликон построен по типу крестообразного октагонального храма с девятиметровым куполом в диаметре, который опирается на тромпы, представляющие собой вогнутую поверхность, что в свою очередь, подпирается восемью столбами.
В тромпах видны четыре евангельские сцены: Благовещение (не сохранилось), Рождество Христово, Сретение и Крещение.
В полунишах — образы четырёх Отцов Церкви: Василия Великого, святителя Николая, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
В барабане купола расположено 8 двойных небольших окон.
Центральный купол был выложен мозаикой с изображением Христа Пантократора в окружении четырёх ангелов, Богородицы и Иоанна Предтечи. Мозаику, разрушенную землетрясением 1593 года, заменили фреской.
Алтарь. По бокам изображения Богородицы и Иисуса
На куполе апсиды, в центре, сцена сошествия Святого Духа, исходящего от этимасии (богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых). Над окнами апсиды — медальоны с изображением святых с золотыми нимбами..
Апсида центрального алтаря украшена изображением Богородицы на престоле с младенцем Христом на руках.
Вход в храм претворяет нартекс, украшенный мозаиками и облицованный цветным мрамором.
Над входом в наос лик Пантократора, облаченного в золотой хитон и ярко-синий гиматий,
Над ним, в крестовом своде помещены Богородица. Иоанн Креститель, архангелы Михаил и Гавриил
Над северным окном в люнете представлена сцена «Омовение ног».
На восточной стене нартекса в тимпане размещена сцена Распятия в традиционной иконографии XI столетия.
Вв тимпане южного компартимента нартекса на восточной стене представлено «Воскрешение или Сошествие Христа во Ад».
После своего трехдневного погребения, «попирая основы ада», Иисус вывел оттуда Адама и Еву.
В южной стороне нартекса над окном представлена сцена «Уверение Фомы»
Здесь же изображения апостолов.
Апостол Андрей
Апостол Павел
Иосиф Богослов
Апостол Петр
В кафоликоне находятся баптистерий (крестильня), расположенный на западе правого нефа и ризница ( место хранения облачения священников и церковной утвари), примыкающая к апсиде правого алтаря.
Под кафоликоном расположена крестообразная крипта. Там, у северной стены, находится оригинальная гробница — первоначальное место захоронения св. Луки. Пряио над ним, в кафоликоне, установлена рака с мощами
Имеются две могилы, принадлежащие видным игуменам монастыря.
Как видно из выше изложенного, монастырские помещения поражают своими мозаиками. Недаром немецкий исследователь Отто Демус в своей работе «Мозаики византийских храмов» пишет: «Из всех сохранившихся памятников самой строгой иконографической системой обладает Осиос Лукас. Мозаики этого храма расположены с абсолютной симметрией относительно оси запад-восток, и даже позы, одежды и цвет второстепенных фигур во второстепенных компартиментах церкви в соответствии с их положением выбраны с учетом этой оси».
На территории монастыря имеется ряд построек. Среди них хозяйственные помещения и монашеские кельи.
В монастырский комплекс входит трапезная, в которой сегодня располагается Музей византийского искусства. В ней сохранились фрески XII—XIII веков.
А это фонтанама, помещение, в котором поддерживали огонь для обогрева монахов. Крестообразное помещение на четырёх колонках с четырёхреберным сводом. В нем сделаны отверстия для выхода дыма через дымоход в форме башенки.
Монастырь в древности располагал оборонительными сооружениями. Его окружала 285 метровая стена с тремя башнями. Это единственная, сохранившиеся..
В первом этаже находилась занимала водопроводная система (водопровод и цистерна для сбора питьевой воды), а в верхней — небольшой храм начала XI века с шестигранным алтарём (разрушен в XIX веке).
В интерьере храма сохранились фрески с изображением Христа, сотворяющего чудеса. В конце ХIХ века на башне появились часы.
Интересно попасть сюда в первое воскресенье после 25 марта (Благовещение) когда обитель празднует годовщину греческого национально-освободительного восстания против турецкого владычества. В 9 часов утра совершается праздничный молебен, а в час дня проходят народные гуляния с участием ансамблей народных танцев из Фокиды
Фотографии Евгения Скарбовского
Использованный материал
Μονή Οσίου Λουκά — Βικιπαίδεια
Монастырь Осиос-Лукас в Фокиде. Фаворский ..