Собор имеет имеющий в плане равноконечный греческий крест. Его венчает огромный купол, построенный по образцу собора св. Петра в Риме, который поддерживают огромные каменные столбы с мощными арками. Восточный фасад украшают пилястры дорического ордера.
Это сооружение вызывает противоречивые чувства. Недаром французский писатель Теофиль Готье писал, что в нем «чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной».
Это объясняется тем, что внутреннее пространство, спроектированное Хуаном Баутиста де Толедо, выглядит строго, даже сурово.
Все элементы: стены, пилястры, фриз, изготовлены из сероватого мрамора. В сдержанной, холодной манере выполнены фрески на потолке и вдоль 43 алтарей (работа испанских и итальянских мастеров).
Эффект усиливают доминирующие элементы дорического ордера, что, по мнению архитектора, «своей силой и благородством наилучшим образом выражают мощь».
Ярким пятном выделяется лишь главный алтарь с ретабло, к которому ведет широкая лестница из бордового мрамора. Это впечатляющее сооружение имеет 30-ти метровый фронтон, обрамленный гранитными стенами.
От яруса к ярусу сменяют друг друга колонны дорического, ионического и коринфского ордеров с позолоченными капителями. Между ними – картины из жизни Христа, Девы Марии и святых работы Федерико Цуккаро и Пеллегрино Тибальди. А также отлитые из бронзы позолоченные статуи работы отца и сына Леони. Они изображают евангелистов, апостолов Петра и Павла, а также сцены распятия с присутствием Иоанна и Девы Марии.
Перед алтарем — дарохранительница в виде круглого храма из золота и яшмы, которую создал Якопо де Треццо по эскизу Хуана де Эрреры.
Все это хорошо смотрятся в потоке света, попадающего сюда через купольный фонарь.
По обеим сторонам от главного алтаря расположены ниши с мраморными гербами городов Испании. Под ними, между дорическими колоннами, — две позолоченные бронзовые скульптурные группы, выступающие из сумрака боковых капелл и «постоянно присутствующие на всех мессах».
В первой, рядом с коленопреклоненным Карлом V со сложенными на груди руками, тоже на коленях, — императрица Изабелла Португальская, инфанта Мария, королевские сестры, инфанты Леонора и Мария.
Во второй, «возглавляемой» Филиппом II, его жены: Анна Австрийская, Елизавета Валуа, Мария Португальская. А также дон Карлос.
Работа по изготовлению четырехметровых статуй в молитвенных позах заняла у Помпео Леони восемь лет. Отливка фигур проводилась в Мадриде при участии чеканщика и ювелира Хуана де Арфе, который создавал элементы одежды и украшений.
К сожалению, Филипп II, внимательно следивший за процессом изготовления важной для него скульптуры, увидеть ее в законченном виде не смог, так как окончательный вариант появился уже после его смерти, в 1600 году.
Эти изваяния, обошедшиеся короне весьма недешево, не случайно считаются самыми сложными и дорогостоящими скульптурными произведениями во всей Испании.
Что еще имеется интересное в храме? Фрески Луки Джордано на сводах, всемирно известная статуя Христа из белого мрамора работы Бенвенуто Челлини, стоящая в нише на южной стороне церкви рядом с входом.
Интересен верхний хор со 128 креслами, вырезанными по эскизу Эрреры. Особую же ценность для испанцев представляют 500 ларцов, в которых хранится более 7 000. реликвий католической церкви.
Выйдя из собора, обратим внимание на «Дворик евангелистов», примыкающий к нему с южной стороны. Это самое крупное монастырское патио в композиции Эскориала.
В его плане лежит квадрат, окруженный двухъярусной крытой галереей, что в нижнем ярусе обрамлена полуколоннами дорического, а в верхнем — ионического ордера.
Сс северной стороны церкви пристроена крипта, спроектированная архитектором Джованни Батиста Крешенци, стала местом упокоения всех испанских правителей. Исключение составляют: Филипп V, который терпеть не мог мрачности Эскориала, а потому просил похоронить его в Сеговии; Фердинанд VI, чья могила находится в Мадриде; Амадео Савойский, царствовавший в Испании недолго и практически номинально, покоящийся в Турине.
В усыпальницу ведет лестница, находящаяся в правом нефе церкви св. Лаврентия. Спустившись по ней, попадаешь в место, мрачное и гнетущее, расположенное в самом центре Эскориала, под главным алтарем церкви.
Помещение в стиле барокко, спроектировано в форме многогранника. В нишах, расположенных по обе стороны от алтаря с распятием работы Доменико Гвиди, стоят на позолоченных ножках в форме львиных лап в четыре этажа, двадцать шесть саркофагов. Поверхность каждого из них отделана золотом и яшмой.
Первым в пантеоне королей из династий Габсбургов и Бурбонов занял место Карл V, самый могущественный из всех испанских монархов. А последним — Альфонсо ХIII, дед нынешнего короля.
Подземный коридор ведет из Королевского Пантеона в Пантеон инфантов. Это место погребения детей, не ставших монархами, и королевских жен, чьи дети не смогли занять трон.
По стенам — саркофаги из белого мрамора под пятигранными крышками, а в середине — огромное беломраморное сооружение, похожее на торт. Отсюда и его название — «Ла-тарта» Его построил Хосе Сегундо де Лемма в 1888 году при патронаже Марии Кристине Габсбургской для захоронения принцев и принцесс, которые не дожили до совершеннолетия.
Прежде чем попасть в гробницы, тела усопших проходили свой путь. В особом месте, называемом пудридерос («комнатами разложения»), в специальных свинцовых урнах прах умерших хранился в течение 50 лет, до полного разложения. Их две. Одна для королей, другая – для принцев. В эти потайные комнаты вход заказан всем, кроме специально обученных монахов.
Традиция, заложенная в Средневековье, жива по сей день. Сегодня там находятся три урны с останками супруги Альфонсо XIII — Виктории Евгении Баттенбергской, прабабушки нынешнего короля, приходившейся женой изгнанному королю Альфонсо XIII; их сына дона Хуана Бурбона и его супруги Марии де лас Мерседес — родителей короля Хуана Карлоса.
По логике вещей двое последних не должны были быть помещены в Пантеон, так как вследствие испанской революции, появления Второй республики и изгнания из страны Альфонсо XIII, они лишились этого права. Но испанский народ посчитал, что Дон Хуан заслужил признание тем, что поддержал демократию при Франко и добровольно отказался от трона в пользу своего сына.
Что касается церемонии похорон царственных особ, то они проходят исключительно скромно, в духе старых традиций.
После того, как похоронная траурная процессия достигает ворот Эскориала, самый знатный человек из этой свиты стучит в двери. В ответ из маленького зарешеченного окошка слышится вопрос: «Кто пришел?»
После ритуального ответа: «Пришел король!» ворота открываются, и тело усопшего забирают монахи.