Фото с сайта Ny Carlsberg Glyptotek
Многим хорошо известна марка пива «Carlsberg», но мало кто знает что члены этой семьи пивоваров были меценатами, сделавшими немало для родного города.
Сын основателя компании Карл Якобсен был заядлый коллекционер, собравший множество интересных произведений искусства, в основном, скульптуры работы датских и французских мастеров, а также античные образцы из древних стран Средиземноморья, включая Египет, Рим и Грецию А потому музей, где эти экспонаты стали основой коллекции, называется глиптотека, что в переводе с греческого означает «хранилище скульптур».
Это название для своего детища придумал сам Карл Якобсен по аналогии с восхитившей его Глиптотекой Людвига I в Мюнхене,
Сначала беломраморные фигуры располагались на частной вилле, где со временем появился зимний сад, и в 1882 году это место стало доступным публике. Дом, превратившийся в музей, неоднократно расширялся для того, чтобы вмещать все новые и новые экспонаты.
8 марта 1888 года Карл Якобсен подарил свою коллекцию датскому государству и городу Копенгагену при условии, что они предоставят подходящее здание для ее содержвния.
Карл поначалу отался недоволен выбором места на равелине за пределами бастиона Холька на западном валу города, ибо считал, что оно находится далеко от центра, но, в конце концов, согласился.
В качестве архитектора был приглашен Вильгельм Далеруп, и новый музей открыл двери 1 мая 1897 года. Сначала он демонстрировал лишь современную коллекцию Якобсена с работами мастеров Франции и Дании XVIII века.
А в январе 1899 года меценат подарил музею свою коллекцию античного искусства, что потребовало расширения строения, и в 1906 году появилось новое крыло спроектированное Хаком Кампманном.. А Далеруп соорудил Зимний сад, соединяющий новое крыло со старым зданием.
В 1996 году музей был снова расширен, на этот раз по проекту Хеннинга Ларсена.
Якобсон хотел, чтобы Новая глиптотека Карлсберга воспринималась как возвышенный и великолепный храм искусства, поражающий воображение посетителей при виде уже самого здания. Это состояние должно было усиливаться при входе вовнутрь. И это ему удалось.
Мы видим красивое арочное строение из красного кирпича, представляющее собой трехстворчатый подковообразный комплекс под зеленым куполом необычной конфигурации, с белой отделкой и элементами декора эпохи Возрождения с явными элементами венецианской дворцовой архитектуры.
Гармоничная последовательность больших ниш, поддерживаемых колоннами, полированными гранитными колоннами в стиле венецианского ренессанса…
Укращающая фачад лепнина, бысты, статуи, орнамент…
А «охраняет» его мощный лев..
Перед Глиптотекой, на высокой колонне, подаренной Копенгагену Римом, – фигура Данте Алегьери, взгляд которого направлен в сторону площади, названной его именем.
Налюбовавшись экстерьером здания, входим вовнутрь и попадаем в холл, богато украшенный кессонным потолком, мраморными колоннами в стиле эпохи Возрождения. И уже там нас встречают первые скульптурные композиции. В душе возникает ощущение праздника перед встречей с прекрасным.
.
Дверь направо ведет в красивый зал, открывающий анфиладу комнат со скульптурой
Первое, что тебя ждет, — удивительная встреча с Огюстом Роденом, чья коллекция работ в Глиптотеке считается самой крупной за пределами Франции.
Перед нами всемирно известная и многократно отлитая композиция «Граждане города Кале»
Она посвящена собвтиям XIV века, когда во время осады Кале шестеро знатных граждан во главе с Эсташем де Сен- Пьером решили отдать свою жизнь ради спасения города, и по требованию английского короля Эдуарда III, вышли к нему с ключами в исподнем белье, босыми, с повязанными вокруг шеи верёвками.
Не менее знаменитый «Мыслитель»
«Дискобол»
Мужская фигура
«Самосотворение»
Ева
А это уже совсем другой Роден. Нежный, лиричный, со своей любимой темой «Любовь»
Мне очень понравились исключительно пластичные работы Стифана Синдинга
«Идиллия»
«Плененная мать»
«Обожание»
«Раб»
Ему созвучен Жан Готерин
«Потерянный рай»
А также Луи Эрнест Барриа
«Первые похороны»
Рауль Ларш
«Луг и ручей»
А это уже античные мотивы Оноре Магеста
«Персей побеждает Горгону»
Феликс Маурице Чанпентер
«Л’Этуаль Филанте»
Красивые фигуры в стиле » ню» Пера Хассельберга
Интересная композиция в античном стиле Эрнста Барриаса со странным названием «Электричество»
:Жан Идрак
«Саламбо»
Константин Менье
«Рабочий дока»
«Рабочий Хасмонд»
А это конные статуи работы Пауля Дубоиса
Заканчивая рассказ об этой части глиптотеки, не могу не обратть внимание на прекрасное оформление залов с фризами и кессонными потолками.
На этом закончим обзор одной из частей музея. Остальное — в следующем посту, где вас ждет не менее интересный рассказ.
Истользованный материал
Ny Carlsberg Glyptotek — Wikipedia