Я знала, что в Копенгагене имеется церковь с витым шпилем, и почему-то считала этим шпилем уникальный элемент Старой Биржи. А потому искомый объект пришлось искать очень долго. Интересующим же меня объектом оказалась церковь Спасителя расположенная в Санкт-Анне-Гаде с необычной колокольней.
Это строение появилось после того, как Кристиан IV около 1617 года решил создать на Амагере независимый торговый город — Кристиансхавн. А каждый город, как известно, должен был иметь такие объекты как церковь и ратуша.
Ратуша так и не появилась, а вот церковь, заменившая своих временных предшественниц, была возведена.
Все началось с красивого проекта Ламберта ван Хейвена. В 1681 году были проведены подготовительные работы. На заболоченном участке вырыли дренажные канавы, извлекли камни от прежних фундаментов, осушили землю и засыпали его землей.
Год спустя Кристиан V смог заложить первый камень в фундамент сакрального здания. По этому случаю была отчеканена медаль, на которой можно увидеть церковь со шпилем в стиле барокко.
Через шесть лет появилось официальное название. И, несмотря на то, что церковь не была достроена (в частности, алтарь и кафедра, носили явно временный характер, а на башне не было настоящего шпиля) ее стали использовать по назначению.
Шпиль появился в 1747 году после того, как новый король Фредерик V пожертвовал солидную сумму. К проекту был привлечен архитектор Лауридс де Тура, недавно вернувшийся из Италии с новыми идеями.
Он был вдохновлен работой Борромини в Сант-Иво-алла-Сапиенца, и его первым проектом шпиля стала спираль из бремерского песчаника, поднимающаяся из восьмиугольного портика. Но из-за большого веса песчаник пришлось заменить на более легкую деревянную конструкцию, оббитую медью.
Этот проект, одобренный королем в 1749 году, представлял собой восьмиугольную конструкцию на вершине башни ван Хейвена, от которой поднимается винтовая спираль, имитирующая библейскую лестницу Иакова, уходящую в небесную высь. Только попасть туда нелегко, а потому спираль обрывается, не достигнув Небес.
Выше нее -позолоченный Земной шар, ставший опорой для трехметровой фигуры Спасителя с хоругвью.
Фото с сайта Vor Frelsers Kirke (København)
В 1890 году шпиль был отремонтирован. Была заменена часть бревен, обновлены большая часть медной облицовки и позолота. По четырем углам восьмиугольной ограды у подножия шпиля разместились статуи четырех евангелистов
Подняться наверх можно по винтовой лестнице в 400 ступенек, которая в сильный ветер весьма ощутимо раскачивается, и не каждый осмеливается подняться наверх для того, чтобы полюбоваться прекрасной панорамой.
Надо сказать, что первым человеком (не считая архитектора и рабочих), кто сделал это, был ни кто иной, как сам король Фредерике V.
А теперь войдем на церковную территорию через этот вход.
За забором – здание, в основе которого лежит греческий крест. Стены опираются на высокий цоколь из формованных гранитных блоков красного и желтого кирпича. Фасад разделен пилястрами в стиле тосканского ордера с основаниями и капителями из песчаника от цоколя до карниза.
На стене, слева от входа, — доска, посвященная памяти пастора Ханса Петера Борристена
Подобно легендам, связанным со многими историческими строениями, имеется история и о башне церкви Спасителя. Согласно ей, окончив работу, архитектор неожиданно понял, что спираль башни закручивается в сторону противоположную задуманной. Это так потрясло де Тура, что он, забравшись наверх, бросился вниз и разбился.
Только это не соответствует действительности, ибо, согласно документам, он умер спустя семь лет после окончания строительства. Впрочем, это не помешало датскому режиссеру Нильсу Весту в 1997 году создать фильм «Лестница в небо», в котором он отразил эту легенду.
Но был друой человек, что именно так свел счеты с жизнью — Франческо Борромини. Он сделал это, уничтожив предварительно все документы, касающиеся римской церкви со спиралевидным шпилем, которую де Тура взял за основу для своего проекта.
Входим во внутрь через эту дверь.
А теперь рассмотрим интерьер церкви. Он исключительно красив. В отделке использованы такие материалы как белый мрамор и дерево дорогих пород. Арочные своды поддерживают колонны с резной лепниной. Из высоких арочных окон льется, освещая неф, свет. Оттого все выглядит скромно, но очень торжественно.
Сразу привлекает внимание алтарь работы Никодимуса Тессина, который отверг проект Ламберта ван Хейвена, где в нише предполагалось поставить традиционное Распятие.
Тессин предложил свой вариант с фасадом, напоминающим творение Борромини в римской церкви Карло-алле-Куаттро-Фонтане.
Четыре колонны поддерживают изогнутый архитрав и сегментный фронтон. А в центре скульптурная группа изображает сцену моления Христа в Гефсиманском саду.
Фото с сайта Vor Frelsers Kirke (København)
Несмотря на защиту Ангела-хранителя, спускающийся с Небес второй Ангел протягивает Иисусу чашу страданий, которую он должен испить во имя блага человечества.
Исключительно интересна и купель, которая в начале XVIII века была подарена церкви графиней Элизабет Элен фон Вирегг. Она представляет собой мраморную чашу цилиндрической формы, которую несут четыре путти. А яблоко, змея и Скрижали Завета дополняют композицию.
По наружной стороне купели идет рельефный фриз с изображением сцен из жизни Иисуса. Автор, изготовивший ее, точно неизвестен. Предполагается, что им был Кристиан Нергер или Андреас Геркен.
Фото с сайта Vor Frelsers Kirke (København)
На стенах нефа можно увидеть инициалы, портреты и монограммы короля Кристиана V, который, являясь защитником и покровителем Евангелистской Лютеранской Церкви Дании, курировал постройку храма.
Знаменит и имеющийся в церкви огромный трехступенчатый орган с 4000 трубами. Его фасад вырезал из дерева Кристиан Нергер в 1698-1699 годах, а оловянные трубы отлили братья Йохан и Петерсен Ботцены. Это самый старый сохранившийся фасад органа в столице Дании.
Фото с сайта Vor Frelsers Kirke (København)
Сверху видна позолоченная монограмма Кристиана V. На задней части, посередине, бюст монарха, а по бокам его любимые выражения «Pietas» и «Justitia» («Благочестие» и «Справедливость»). На больших трубах написано «Deo & C5 Gloria» («Во славу Бога и Кристиана В.»).
Интересная особенность. Фасад органа базируется на двух слонах, намекающих на то, что король несколькими годами ранее учредил высшим орденом страны Орден Слона.
Орган несколько раз ремонтировался. До тех пор, пока Буш-ог-Сон не заменил его новым в 1889 году, сохранив фасад. Впоследствии инструмент не раз подвергали реставрации. До тех пор, пока в 50-х годах прошлого века Полу-Герхарду Андерсену не удалось снова заставить звучать старые фасадные трубы, а в 1965 году он создал новый орган на 57 голосов. Последние технические изменения были сделаны в 1998 году, к 300-летию органа.
А еще в церкви Христа Спасителя находится карильон исключительно красивого звучания из 48 колоколов разного размера, созданный в 1928 году, Четыре колокола 1640 года были перенесены сюда из временной церкви и дополнены так называемым колоколом Gyldenløve, который был военным трофеем времени Сканской войны. Их дополнили сначала 33 маленьких колокола, а позже — 11 больших.
Июнь, 2023