Британский парламент обрамляют две башни. Справа Башня Виктории
Она совсем не популярна. Вызывает интерес лишь тогда, когда во время выступления королевы в Парламенте над ней водружается королевский штандарт. Другое дело вторая являющийся не меньшей достопримечательностью, чем сам парламент.
Та самая, чьи куранты лет десять назад были на минуту приостановлены всемирно известным экстрасенсом Ури Геллером. Однако это не испортило реликвию. Часы, набрав ход, неизменно показывают точное лондонское время.
Они были установлены на четырехугольной башне Святого Стивена (st. Steven Tower) высотой 98 метров, которая в 2012 году была официально переименована в Башню Елизаветы (Elizabeth Tower)
Куранты были созданы под руководством конструктора сэра Эдмунда Гримторпа, который не дожил до 1859 года, когда они заработали и королевского астронома сэра Джорджа Бидделя Эйри.
Сборку пятитонного часового механизма осуществлял часовщик Эдвард Джон Дент, завершивший работу в 1854 году
Часы, считающиеся самыми большими четрасторонними часами с боем в мире, имеют, соответственно, четыре девятиметровых циферблата (каждый площадью в 23 квадратных фута) и минутные стрелки длиной в высоту двухэтажного автобуса. Регулируется ход старыми пенни.
Окружность циферблатов покрыта тонким слоем золота. В нижней части — надпись на латыни «Боже, храни нашу королеву Викторию». А по бокам — «Слава Богу».
По бою Биг Бена, передаваемому английскими радиостанциями, ежедневно сверяет часы вся Британия. Ведь он исключительно точен.
Даже во время Второй Мировой войны, когда во время бомбардировки Лондона были повреждены два циферблата и крыша башни, они не изменили своего хода.
Согласно данным BBC News, эти часы останавливались или опаздывали всего несколько раз по уважительным причинам. Например, когда в 1949 году на его минутную стрелку неожиданно приземлилась целая стая птиц. Или в 1962 году из-за скопившегося на стрелках снега новогодние куранты прозвучали на 10 минут позже. И, наконец, в 1972 году остановка была вызвана поломкой деталей механизма.
То же, что произошло летом 2005, не укладывается ни в какие рамки. 27 мая, в пятницу, они остановились почти на на 90 минут. Часовой механизм прекратил работать в 22:07 по местному времени. Вскоре часы пошли вновь, но в 22:20 опять остановились почти на полтора часа.
Почему это произошло, не ясно. Причиной, вероятней всего, стала жара, царившая в Лондоне в те дни. Ведь рекордный уровень температуры для Туманного Альбиона 31,8 градуса — исключительная редкость.
И англичане, еще не успевшие уснуть, были, удивлены тем, что не услышали хорошо знакоммого «голоса» колокола массой в 13,5 тонн. Того самого, что дал имя этому сооружению. Именно он, а не башня, как ошибочно думают многие.
Колокол имеет свою историю, начавшуюся тогда, когда в 1844 году парламентская комиссия решила поставить башню с часами. Главным требованием ее стала установка очень большого колокола, первый удар которого должен был до секунды соответствовать каждому часу.
Чтобы отлить гиганта, превышающего размерами 10-тонный йоркский с именем “Великий Петр”, Эдмунд Беккет Денисон в 1851 году решил изменить традиционную форму изделия и состав металлического сплава.
Он спроектировал модель весом в 16 тонн, которую отлили из особого сплава по новейшей технологии. Первая попытка не удалась. Образец, сделанный на мануфактуре Джона Уорнера, треснул.
Согласно словам менеджера литейного завода Джорджа Мерса, это произошло из-за молота-языка, чей вес превышал более чем в два раза максимально допустимый.
Более удачным оказался второй заход. Отливка в компании Вайтчепел прошла благополучно, и в 1859 году на 16 наряженных лошадях колокол повезли к зданию Парламента. Чтобы поднять его на башню потребовалось 18 часов. После установки раздался первый звон.
На момент отливки Биг-Бен представлял собой самый большой и тяжёлый колокол Соединённого Королевств весом в 13,7 тонны. Но в 1881 году ему пришлось уступить первенство Большому Полу (17 тонн).в Соборе Святого Павла.
Если Биг-Бэн отбивает каждый час, то находящиеся в башне еще четыре небольших колокола звонят каждые четверть часа. Колокольный звое представляет собой мелодии 20 Кембриджских перезвонов. Каждый раз звучит своя композиция.
С установкой колокола возник вопрос: как его назвать? Этот вопрос был вынесн на заседание специальной сессии. Среди прочих выступавших был и управлявший строительством этой башни, представитель лордов, Бенжамин Холл, по прозвищу Большой Бен. Его длинная речь то ли очень понравилась всем, то ли, наоборот, только на предложение кого-то назвать колокол Биг Беном, последовал взрыв хохота, закрепивший это название.
Есть и другая версия, по которой название колоколу дано народом в честь популярного в то время боксера-тяжеловеса Бенджамина Каунта. Какая из них верна, – судить не нам.
В башне, под часами, еще сравнительно недавно находиласьбыла темница, где держали политических заключенных. Так в начале ХХ века в его стенах томилась Эммелин Панкхерст, одна из лидеров «милитантского» направления суфражистского движения, возникшего в Великобритании в 60-х годах XIX века и ставящего себе целью борьбу за права женщин, изменение жизни работниц.
И еще одна интересная деталь. Американский музыкант Билл Фонтана создал музыкальный портрет Биг Бена, который назвал «Скорости времени». Он записал при помощи установленных на башне микрофонов бой часов и смикшировал их со звуками, окружающей его среды, зафиксированных в необычных ракурсах.
«Это колокола, услышанные из таких мест, откуда большинство людей никогда даже не думали слушать их, — говорит композитор. — Например, есть старая вентиляционная труба от самого верха башни, мимо колоколов, и до самого низа. Я сделал там запись. В том месте чудесный резонанс».
Правда, сейчас колокол молчит. В полдень 21 августа 2017 года он прозвучал в последний раз перед четырехлетним ремонтом, потому что из-за неисправности механизма часы начали спешить на шесть секунд. Куранты будут приведены в порядок. Стрелки часов очистят, а циферблат защитит специальное покрытие
2003 — 2020
Bill Fontana: Speeds of Time – Exhibition at Tate Britain | Tate