В Лондоне имеется такое колоссальное количество музеев, что посетить большинство в короткий срок просто невозможно. Даже заходя ежедневно в два из них, не уложиться и в месяц. Что уж говорить о неделе! А жаль. Ведь, согласно проспектам, каждый из них сформирован со знанием дела, толково и интересно. Самым же главным и уважаемым является Британский музей (British Museum). Ему отводится особая роль и особое место.
Уже подходя к этому музею, ты чувствуешь, что тебя ждет глобальная встреча с Историей. На это настраивает уже само здание, построенное в возрожденном греческом стиле с лепным барельефом на фронтоне и коринфскими колоннами.
Этот, один из крупнейших музеев мира, был основан в 1753 году, в чем «повинен» Ханс Слоун, солидный собиратель древностей, оставивший завещание, в котором настаивална том, чтобы парламент приобрел его художественную коллекцию, произведения древнего искусства и естественной истории. Уж очень этому человеку не хотелось думать, что после его кончины, собираемые с тщательностью и любовью вещи, разойдутся на торгах.
Парламент дал «добро». Коллекция перешла в национальный фонд вместе с приобретенным примерно в то же время собранием древних рукописей, принадлежавших Харлейну и библиотекой, пожертвованной сэром Джеймсом Коттоном.
Через несколько лет, т.е. в 1759 -ом, который принято считать годом рождения музея, открылись двери для посетителей. Правда, поначалу это была лишь избранная публика. Экскурсантов впускали группами по 15 человек четыре раза в неделю.
По выходным и праздникам музей не работал из-за опасения, что «низы общества», в том числе «матросы с верфей и девицы, которых они могли привести» будут смущать достойных людей. Только с окончанием строения нынешнего здания в 1847 году Британский музей стал местом публичного посещения всех граждан независимо от сословия.
Изначально там можно было увидеть манускрипты, книги, монеты, медали, редкие и курьезные вещи типа египетской мумии, заспиртованной головы грифа, свиньи-циклопа, один из двух рогов, выросших на голове некой Мэри Девис, чей портрет красовался рядом.
Но постепенно собрание обрастало экспонатами, которые жертвовались отдельными меценатами или покупались на парламентские деньги, что выделялись на целевые приобретения. Так в музей попали римские и греческие вазы, мраморы Таунли, коллекция минералов Гревиля.
Сегодня оценить богатство музея невозможно. Он поистине бесценен своими уникальными экспонатами. Впечатляет и Королевская библиотека, к которой со временем пристроили новые помещения, в том числе круглый читальный зал под медным куполом диаметром в 42 метра. Из-под его двойного свода тянется ряд окон, дающий ровный, без теней свет. Эта модель оказалась весьма удачной, а потому впоследствии была использована при проектировании и строительстве других сооружений подобного плана.
Войдя в музей, я, действительно, прониклась чувством, что попала в настоящую сокровищницу древностей. Но и, пробродив несколько часов, не могу похвастаться, что увидела большую часть экспонатов.
Здесь собраны самые разнообразные вещи многих стран и народов. Разнообразные и по возрасту, и по значимости. Есть и очень интересные, и не впечатляющие. Только, когда видишь воочию то, что знакомо давным-давно по иллюстрациями в учебниках истории, честное слово, захватывает дух.
Вот они, сокровища древнегреческого и древнеримского периода: статуэтки, боевое оружие, и даже …мостовые.
Здесь собрана самая известная в мире коллекция античных произведений искусства, большинство которых вышло из-под резца великого Фидия. Того самого, которого Пушкин называл любимцем Феба (Аполлона) и Паллады.
Эти вещи попали в Лондон благодаря лорду Эльджину, бывшему в начале 19 века английским послом в Турции. Он сумел вывести античные образцы, не дожидаясь окончательного разрушения древнего храма, куски от которого турецкие солдаты использовали для строительства своих казарм.
Опередив французов, принимавших участие в освобождение Греции и бывших не прочь, переправить древности на свою родину, отправил находки в Великобританию.
Спрашивается, спас ли лорд на самом деле эти вещи, не имеющие номинальной цены?
Греки, сумевшие уже в наши дни частично восстановить Парфенон, придерживаются иного мнения и считают Эльджина элементарным вором.
Они хотят, во что бы то ни стало, вернуть раритет на родину. Особо бурную деятельность развили в связи с Олимпийскими играми 2004 года.
Только Великобритания не спешила идти им навстречу. В одном из официальных заявлений дирекция Британского музея сказала, что возвращение статуй Парфенона «вырвало бы сердце музейной коллекции, демонстрирующей развитие человеческой цивилизации», а директор Нил Макгрегор добавил: «Именно в галереях Британского музея пять миллионов посетителей ежегодно могут оценить шедевры в их мировом контексте. Кроме того, опекунский совет музея не имеет полномочий решать подобные задачи. Они под силу лишь парламенту».
Так обстояло дело в 2002-м. А два года спустя в прессе появились сообщения, что по словами министра культуры Греции Евангелоса Венизелоса «подавляющее большинство британских политиков, как и вообще всех посетителей Британского Музея и сотрудников английских музеев, одобряют греческое предложение, которое было выдвинуто исходя из чувства глубокого уважения к Парфенону как элементу мирового культурного наследия, равным образом как и к тому положению, которое занимает Британия на международной культурной арене».
Время идет. Воз, как говорится, и ныне там. Чем закончится история — покажет время. А мы пока перейдем в другой зал. Тоже с древнегреческими экспонатами, удивительными, не перестающими поражать воображение уникальными красными и черными вазами с рисунками на мифические сюжеты и бытовыми сценами, знакомыми по Эрмитажу и прекрасно описанными искусствоведом Варшавским в книге «Пелика с ласточкой».
А какую ценность представляют египетские древности! Вот осколок абидосской скрижали, которая помогла выяснить египетскую хронологию, начиная с первого фараона Менэса и до Рамзеса Второго.
А это знаменитый «Розетский камень», давший Шампольону ключ к разгадке древнеегипетских иероглифов.
Есть колоссальные статуи богов и фараонов, высеченные из черного и красного гранита, ивестняка.
А это древнеегипетские мумии, под хранение которых отведено несколько залов. Они были вывезены из хранилища в Долине царей, где те пролежали нетронутыми 3000 лет.
Их не удалось спасти жрецам, прятавшим и спасавшим фараоновы останки от воров, нещадно грабивших пирамиды!
Среди мумий имеется особенная. Та, что принадлежала верховной жрице храма бога Амона-Ра, стоявшего в 14 веке до н.э.в Фивах. По преданию в ней заложено столько отрицательной энергии, что со всеми, кто прикасается к ней, случаются несчастья.
Недаром во время транспортировки саркофага жрицы в Европу с лицами, сопровождавшими ее, произошел ряд трагических происшествий.
А это фигурка кошки, к которой в Древнем Египте относились с особым почтением. В каждом доме было их изваяние-оберег.
Когда умирали те, что жили во дворцах фараонов, объявлялся семидесятидневный траур и сам правитель, согласно традиции, обрезал себе брови.
Со временем, кошек стали олицетворять с богиней Бастет, их стали бальзамировать и мумифицировать. Эти мумии, считавшиеся проводниками в царство мертвых, находили в при раскопках в гробницах.
Просто невозможно не заметить удивительные погребальные фаюмские портреты, с которых люди смотрят словно живые.
Ссозданные в технике энкаустики в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри в Фаюмском оазисе в 1887 году .
Здесь же то, что сопутствовало усопшим в загробной жизни: посуда, емкости для еды и питья, драгоценности, статуэтки со священными изображениями скарабеев, ибисов, богов. Хранится и осколок бороды, подпиравшей некогда голову знаменитого Большого Сфинкса, охраняющего и сейчас единственное из Семи чудес света, дожившее до наших дней – пирамиду Хеопса.
Интересены фрагменты фрески из гробницы Небамуна, что была расположена в фиванском некрополе, расположенный на западном берегу Нила в Фивах (современный Луксор)
В 19 веке Джованни д’Атанаси греческим торговцем произведениями искусства найдя это место, просто вырубал фрагменты стены, которые продал в 1821 году Британскому музею
А это вавилонский лев
Как известно, из семи чудес света шесть не сохранились. В том числе и Галикарнасский Мавзолей. Но о том, как он выглядел, можно составить себе представление в галикарнасском зале, где имеются семнадцать фрагментов его фриза. В том числе тот, на котором изображен бой греков с амазонками. Стоят, снисходительно глядя на потомков, статуи самого Мавсола и его супруги Артимисии. Сегодня они стоят на постаменте, сойдя с гигантской колесницы, запряженной четверкой коней, от которой осталось одно лишь колесо и.. .воспоминания.
В ассирийском зале интересны памятники из дворца Саргона, основателя последней ассирийской державы, два огромных крылатых быка с человеческими головами, которые, по мнению древних, охраняли людские жилища от злых духов.
Переходя из зала в зал, наблюдаешь, как развивалось человеческого общество, как первобытное искусство постепенно сменялось древним, античным, средневековым. Ты отмечаешь различия, имевшие место у разных народов, населяющих Земной шар, проходя залы с этнографическими памятниками Европы, Азии, Океании, Африки, Америки.
Есть и произведения ювелирного искусства
Для любителей нумизматики Британский музей представляет собой особый интерес обширной коллекцией монет и старинных банкнот. Модницам же предоставляется возможность мысленно примерить на себя драгоценности эпохи Ренессанса.
Интресны рисунки и картоны великих художников
Как это не парадоксально, но экспонатов, касающихся жизни англосаксов, чьими потомками считают себя англичане, здесь намного меньше, нежели тех, что рассказывают о жизни других народов. К единичным раритетам относится погребальная ладья из Саттон-Ху и украшения из неё. А еще «Человек из Линдоу», которого работники музея почему-то прозвали Питом Маршем. Он «живет» среди экспонатов, представленных в отделе первобытного общества, где можно увидеть охотничье оружие и инструменты различных эпох. Его почти нетронутые, мумифицированные природой останки были обнаружены через 2000 лет после смерти в одном из болот Чешира. Под стать ему окаменелая птица археоптерикс, относительно происхождения которой мнения ученых расходятся.
Древние экспонаты — особое лакомство для грызунов. И во избежание несчастного случая, для устрашения крыс и мышей, в штат музея официально зачислено шесть кошек. Вот и бродят по залам мохнатые сотрудники с опознавательным знаком — желтым бантом на шее.
Зависть, конечно, не лучшее из человеческих чувств. Но именно им я прониклась, увидев в одном из залов лондонских школьников, пришедших сюда на урок с тетрадками и альбомами, которые они, выполняя задание, заполняли рисунками.
В этот музей, как и в Национальную галерею, вход бесплатный. Однако многие, приходя сюда, считают своим долгом пожертвовать некоторую сумму на содержание музея, приобретение новых экспонатов, исследовательские работы. И специальные ящички, куда каждый может опустить любую сумму, постепенно заполняются купюрами разных достоинств. Взносы, превышающие 100 фунтов, дают право стать почетными членами общества британского музея и получить особое удостоверение.
А через несколько лет я в прессе прочитала о том, что здесь произошли весьма серьезные изменения. Готовясь к своему 250-летнему юбилею в 2003 году, были перестроены и обновлены огромные выставочные площади, построено новое здание библиотеки, ряд галерей и других сооружений. Архитектор Норман Фостер установил над Внутренним двором. стеклянную крышу
Архитектор сэр Норман Фостер застеклил пустовавшую рядом с музеем территорию в 0,8 гектара, увеличив таким образом выставочные территории ровно вдвое.
Было построено новое здание библиотеки, ряд галерей и других сооружений. Новшеством стало и возможность посещения исторической «Круглой читальни» (Round reading room) в центре площади — одну из достопримечательностей Лондона, доступную до сих пор только тем, кто был записан в Британскую библиотеку. Теперь там разместился мультимедийный выставочный центр.
Так обстоит дело сейчас. А тогда после трехчасового осмотра, поняв, что дальнейшее хождение по залам бессмысленно, ибо перенасыщенный впечатлениями мозг отказывался что-либо воспринимать, да и обойти 94 галереи общей протяженностью в четыре километра, за одно посещение физически невозможно, мы вышли на улицу,
Фотографии взяты с сайта
British Museum — Wikipedia