«Это великолепная церковь, самый поразительный интерьер, который когда-либо видел».
Вальтер Скотт
Важнейшей достопримечательностью Валлетты, ее жемчужиной, считается Собор св. Иоанна (Cathedral of St. Johns), расположенный на St. Lucia’s Street).
По дороге к нему нам встретиться вот такой интересный киоск, торгующий цветами. Что в нем такого особенного? Да то, что здесь продают цветы лишь в горшках. Букеты дарить на Мальте не принято. Их приносят лишь на похороны.
Проходим мимо бюста Энрико Мицци, мальтийского государственного деятеля, лидера Националистической партии Мальты, 7-го премьер-министра, что стоит напротив собора.
И вот мы перед главным католическим собором Мальты, построенный рыцарями в период 1573 -1578 г.г. по инициативе Великого магистра ордена Жана де ла Кассьера. Его строил уже знакомый нам Кассар.
Мощное здание с двумя трехъярусными колокольнями, возведенное вскоре после окончания Великой осады, чем-то напоминает военную крепость. Недаром по бокам от входа установлены две пушки.
Над скромным портиком входа – опирающийся на дорические колонны балкон, с которого Великие Магистры обращались к народу во время церковных праздников. Отсюда же герольды извещали народ об избрании очередного гроссмейстера.
Под балконом — три герба: Великого магистра Ла Кассиера, инициировавшего и финансировавшего строительство собора, освятившего его епископа Торреса и Мальтийского ордена.
Сверху, в треугольным тимпане фронтона, барельеф с бюстом Христа работы Алессандро Алгарди.
На правой башне – три циферблата. Один показывает время, второй — день недели, а третий — дату.
На каждом углу фасада — небольшие пристенные фонтаны с барельефами льва и единорога, которые несколько «смягчают» суровый вид здания.
Изначально внутреннее убранство собора было весьма скромным. Но в XVII веке Великий Магистр Рафаэль Коттонер приказал изменить внутреннюю структуру, сделать храм великолепным, конкурирующим по убранству с римскими. Неизменной осталась лишь прихожая, где посетителей встречает Мальтийский крест.
Войдя во внутрь, ты понимаешь: интерьер собора можно сравнить лишь с пышным дворцовым.
И первое, что поражает, — великолепный мозаичный пол, на который страшно ступить. Там, под плитами полихромного мрамора с мальтийскими крестами, изображением военных и религиозных символов, символическими элементами и эпитафиями спят вечным сном 400 именитых рыцарей, принадлежавших знатным семьям Европы.
На первом надгробии, расположенном у входа, — надпись на латыни «Itineribus super mortuo et scient quia simul transeunt», что означает «Идущие по мертвым, знайте,что когда-то они пройдут и по вам».
Собор состоит из широкого нефа с цилиндрическим сводом и двух приделов, разделенных боковыми капеллами.
На пилястре, обрамляющем неф, изображен восьмиконечный белый крест на красном фоне. Некоторые историки считают, что восемь концов обозначают восемь языков, представляющих различные регионы Европы, откуда пришли рыцари Святого Иоанна.
Стены храма украшены позолоченным инкрустированным известняком.
Так как все украшения на стенах были оплачены двумя братьями-гроссмейстерами Рафаэлем Коттонером и Николасом Коттонером, то на одной из стен можнл увидеть их инициалы.
Все вместе взятое создает впечатление огромной драгоценной шкатулки, внутри которой ты находишься.
Под высокими сводами с замысловатой каменной резьбой — девять фресок со сценами из жизни Иоанна Крестителя, покровителя Ордена. Это работа Маттиа Прети по прозвищу Калабриец.
На создание этой роскоши, а так же картин, иллюстрирующих деятельность ордена, оформление резьбой ряда капелл и колонн у него ушло 38 лет. Причем, работал он абсолютно бесплатно, а краски и материалы покупал на собственные деньги.
Маттиа Прети (1613-1699) — известный художник неаполитанской школы, последователь Караваджо, получивший прозвище Эль-Калабрезе или Калабрийский всадник за создание конной статуи папы Урбана VIII.
В возрасте около 17 лет он прибыл в Рим, где жил до переезда в Неаполь в 1653 году. Там он познакомился с Лука Джордано, оказавшим на него огромное влияние. Затем, в 1661 году, находясь в зените славы, имея опыт росписи храмов Модены, Неаполя и других итальянских городов, перебрался на Мальту.
Посвященный в рыцари Мальтийского ордена, создал интерьер кафедрального собора. Кроме этой крупной работы им написан ряд картин для частных лиц. (Кстати, одно из произведений, «Концерт», выставлен в петербургском Эрмитаже).
Из уважения к заслугам художник похоронен в храме св. Иоанна. Его могила находится слева от главного входа.
Заинтересовавшиеся творчеством Претти, могут посетить музей Изящных искусств, в котором имеется постоянная экспозиция его картин. Изюминкой коллекции считается выразительное колоритное полотно „Мученичество Св. Екатерины”.
В финансировании оформления собора принимали участие многие Великие Магистры и кавалеры Ордена, начиная с вышеупомянутого Жана де ла Кассиера, потому что, согласно уставу, все, вступавшие в братство, вносили свою лепту. Это должен был делать и каждый рыцарь после повышения в ранге. В итоге ценность скопившихся в храме сокровищ стала столь велика, что был признан самым богатым из всех католических церквей.
Доминанта храма — главный алтарь, выполненный из ляпис-лазури и ценных пород мрамора. В центре — беломраморная скульптурная группа «Крещение Христа» (Джузеппе Маццуоли, 1667 год).
Здесь стоит епископский трон, изначально предназначавшийся для Великого Магистра.
По обе стороны от него — два прекрасно звучащих, позолоченных органа.
Не меньше, нежели центральная часть, впечатление производят боковые приделы (часовни, капеллы). Их восемь, соответственно числу лангов-языков Ордена, пляс капелла мадонны Филермо.
По ранжиру размещены капеллы Прованса, Оверни, Франции, Италии, Арагона с Каталонией и Наваррой, Англии, Германии, Кастилии, Леона и Португалии. Они предназначались для уединенных молитв и хранения реликвий. Посвящались святым, наиболее чтимым именно этими рыцарями. Украшая свой придел, каждый из лангов хотел перещеголять других в богатстве убранства, а потому все они исключительно интересны.
В приделах захоронены Великие Магистры: Зондари, братья Коттонер, Перелло, граф Бижуле, Де Роан, с которым российская императрица Екатерина Великая вела активную переписку, лелея планы объединения с Орденом для борьбы с турками.
Ближайшая к алтарю капелла носит имя мадонны Филермо (Our Lady of Philermo), потому что в старину здесь хранилась вывезенная с Родоса древняя византийская икона, которая однажды свершила чудо: спасла немало мальтийцев от чумы во время страшной эпидемии 1592 года.
Когда на Мальте появились солдаты Наполеона, тащившие, все, что попадалось под руку, икону удалось сохранить, выкрасив оклад и драгоценные створки черной краской, превратившие серебряное произведение искусства в чугунную, не представляющую интереса вещь. После того, как опасность миновала, краску смыли.
И, все же, храм икону потерял. В 1798 г. Гомпеш, немец по национальности, последний человек, занимавший этот пост Магистра Ордена и сдавший Мальту французам, покидая остров, забрал чудотворную икону вместе с главной святыней Ордена – мощами правой руки св. Иоанна и частью древа Животворящего Креста Господня.
Эти реликвии впоследствии были подарены российскому императору Павлу I. После Октябрьского переворота они каким-то образом оказались на Балканах, в монастыре Св. Петра Цетинского (город Цетин, Черногория).
О мощах в соборе теперь напоминает лишь великолепный золотой реликварий, украшенный драгоценными камнями работы Джованни Бернини, в котором мощи хранились в течение 268 лет.
А на место раритетной иконы поместили другой образ Девы Марии, что принадлежал итальянскому языку и был подарен мальтийскому отделению Ордена родственниками великого магистра Грегуара Карафы. Ежегодно 8 декабря, в День Непорочного Зачатия, эту икону в богатом золотом окладе выносят из часовни, устанавливают в зале собора, обрамляют цветами и горящими свечами.
Капелла Арагона с Каталонией и Наваррой, посвящена святому Георгию. На алтаре – изображение Святого Георгия верхом на коне. Картина считается одним из шедевров Маттиа Прети.
Здесь похоронены Великие магистры Мартин де Редин (умер в 1660 г.), Рафаэль Котонер (умер в 1663 г.), Николас Котонер (умер в 1680 г.) и Рамон Переллос-и-Роккафуль (умер в 1720 г.).
В часовне также есть несколько реликвий, таких как рука Святого Георгия, тело мученика Святого Фиделя и рука Святого Винсента Феррари.
Рассмотрим надгробие великого магистра Никола Котонера (скульптор Доменико Гвиди) в стиле барокко. Позади бюста гроссмейстера — пирамида, охраняемая ангелами, один из которых держит в руках фамильный герб. Сам же бюст, установленный на мраморном постаменте, опирается на две фигуры белого мрамора в человеческий рост со связанными руками, согнувшиеся под тяжестью пушек, военных трофеев и разного оружия.
Правая фигура изображает мавра, а левая — непонятную личность с гладко выбритой головой и оселедцем, что в свое время украшал головы запорожцев. По мнению экспертов, моделью для этой фигуры стал польский князь Радзивилл. Попавший в плен к туркам, он был освобожден рыцарями и некоторое время жил на Мальте. Но это плохо увязывается с согбенно-унизительной позой скульптурного изображения.
Часовня ланга де Оверни посвящена святому Себастьяну, одному из раннехристианских мучеников. Алтарь представляет мученичество Святого Себастьяна, приписываемое Луке Гарнье (XVII век). Внутри часовни есть только одно захоронение — Великого Магистра Аннет Клеман де Шатт-Гессана, занимавшего этот пост в течение нескольких месяцев: с 9 февраля по 2 июня 1660 года. Пол часовни состоит из надгробий рыцарей из Оверни.
Часовня языков Кастилии, Леона и Португалии посвящена святому Иакову, покровителю Испании, и, как и часовня языка Арагона, все ее росписи выполнены Маттиа Прети. На алтаре изображен «Святой Иаков Меньший», тогда как на люнетах, всегда написанных Маттиа Прети, изображены «Святой Иаков, изгоняющий болота из Испании» и «Видение святого Иакова Богоматери Пиларской».
В часовне находятся два надгробия, посвященные двум португальским гроссмейстерам: Маноэлю Пинто (умер 1773 г) и Маноэлю де Вильена (умер 1736 г).
Англо-баварская часовня посвящена святому Карлу Борромео. Англо-баварская лига возникла после того, как король Генрих VIII, поссорившись с папой, распустил английских рыцарей и забрал все их имущество, а те присоединились к Баварской лиге. В нее ведут бронзовые ворота, что некогда предворяли вход в часовню Святого Причастия.
Часовня Прованса — посвящена Святому Архангелу Михаилу. Его алтарь изображает Архангела, ведущего армии Бога против Сатаны, Люнет сделан неизвестным немецким художником, вероятно, Лукасом Киллианом.
В капелле мраморные надгробные памятники Великим магистрам Антуану де Паулю (умер в 1636 г.) и Джованни Паоло Ласкарису (умер в 1657 г.)
Часовня Франции — посвященная обращению святого Павла. Его алтарь изображает Обращение святого Павла по дороге в Дамаск. Это тоже работа Маттиа Прети.
Оригинальное оформление алтаря было заказано Мельчиоре Гафу, мальтийскому скульптору, брату одного из ведущих архитекторов Мальты Лоренцо Гафа. Два люнета олицетворяют «кораблекрушение святого Павла на Мальте» и «обезглавливание святого Павла».
В часовне также находятся погребальные памятники трем французским гроссмейстерам Адриену Виньякуру (умер 1697 г) и Алофу Виньякуру (умер в 1622 г,) а также впечатляющий мавзолей, посвященный Эмануэлю де Рохану (умер в 1797 г.), предпоследнему Великому Магистру.
В этой часовне имеется единственный памятник, не имеющий отношения к рыцарям. Он посвящен наместнику Божоле, члену королевской фамилии, брату короля Луи Филиппа. Он умер во время пребывания на Мальте е со своим братом в 1808 году.
Часовня Германии,- посвящена празднику Богоявлению Христа. Первоначально часовня была приписана к языку Англии, но после английской Реформации перешла к языку Германии. На его алтаре изображено «Поклонение волхвов» работы мальтийского художника Стефано Эрарди.
Стены часовни были украшены замысловатыми узорами, в том числе двуглавым орлом, который был принят немецким языком в качестве своей эмблемы
Здесь нет памятников гроссмейстерам. Причина в том, что последним и единственным немецким гроссмейстером был Фердинанд фон Хомпеш, и его правление длилось всего один год. Гроссмейстер Хомпеш умер в Монпелье.
В этом пределе захоронен рыцарь Гуттенберг. На его надгробной плите — назидательно-философская надпись: «Et pulverem Ash — inevitabile nostrae finem»(«Пепел и прах — наш неизбежный конец»).
Как ни парадоксально это звучит, это была единственная часовня в церкви Святого Иоанна, которая пострадала во время налета люфтваффе во Второй мировой войне. Еще одна бомба упала на здания перед собором Святого Иоанна (где сейчас находится площадь Святого Иоанна). Взрыв взорвал главную дверь главного алтаря Кафедрального собора.
Часовня Италии — посвящена Непорочному Зачатию и Святой Екатерине Александрийской. Его алтарь украшает картина с изображением мистической свадьбы Святой Екатерины работы Маттиа Прети.
Здесь имеется единственный памятник — итальянскому гроссмейстеру — Грегорио Карафа. (умер в 1690 г)
В этой часовне также находится одна из картин известного художника Караваджо — «Святой Иероним».
Эта картина была украдена несколько лет назад. Воры пригрозили в случае не выплаты выкупа разрезать ее на части. Спустя несколько лет полотно было найдено сильно поврежденным и отправлено в Рим для восстановления. Затем вернулось на свое место.
Это второе изображение этого святого (1608 г) художником. Первая работа, написанная двумя годами раньше, находится в римской галерее Боргезе.
Святой Иероним) Иллирийский — один из самых образованных Отцов Церкви, обладавший колоссальным интеллектом и знаниями, знаток античной и христианской литературы, церковный писатель, аскет, В Риме он был возведён в сан священника.
Он много путешествовал и будучи молодым человеком, совершил паломничество в Святую землю. Позже (в 374 г.) он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где стал аскетом. Здесь он изучал язык иудеев. Вокруг себя видел «лишь скорпионов и диких зверей».
В 386 году оказался в Вифлееме, куда за ним последовала римская аристократка Павла, которая основывала там обители и монастыри.
В одном из них и поселился Иероним. Закрывшись в келье, переводил на латынь Ветхий и Новый завет. За этой работой его и изобразил художник, придав святому черты Великого Магистра Мальтийского ордена Алофа де Виньякура. Того самого, что возвел Караваджо в рыцарское звание, а потом лишил оного.
На столе перед ученым — книга, в которой он делает очередную запись. Справа от него — камень как символ твердости духа, распятие, говорящее о его вероисповедании и череп с погасшей свечой, напоминающие бренности существования.
Вторая работа художника находится в самой крупной капелле Оратории, где, начиная с начала XVIII века, под звуки органа рыцари устраивали свои собрания, используется как музейное помещение.
Усекновение главы Иоанна Крестителя», объявленное «Картиной ХVII века», было создано в 608 году специально для кафедрального собора Валлетты.
Все, кому доводится увидеть это полотно размером 3 х 5 метров, надолго сохраняют память об этом истинном произведении искусства.
На темном фоне тюремных строений вот-вот свершится страшный акт. И это вызывает у участников события, чьи фигуры высвечены на переднем плане, различные чувства, которые можно прочесть и в позах, и выражениях лиц. У старой женщины, стоящей слева, — ужас, у палача — решимость, у Саломеи, приготовившей для головы Крестителя золотое блюдо — нетерпение. А женщин-заключенных, выглядывающих из окошка узилища, одолевает банальное любопытство.
Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча), ставший главным покровителем Мальтийских рыцарей, был сыном священника Захарии и праведницы Елизаветы, родственницы Девы Марии. Ему, благодаря Божьей милости, удалось избежать участи других младенцев в Вифлиеме, потому что мать смогла скрыться от преследователей с сыном на руках.
Так как родители мальчика вскоре ушли в мир иной, его, находившегося до совершеннолетия в пустыне, кормил и воспитывал ангел. Затем Иоанн, готовя себя к великому служению постом и молитвой, ношением грубой одежды из верблюжьей шерсти, подпоясанной кожаным ремнем, пищей, которую составлял дикий мёд и один из видов саранчи – акриды, жил в пустыне до тех пор, пока в тридцатилетнем возрасте Господь не призвал его идти в народ.
Повинуясь Гласу Всевышнего, Иоанн явился на берега Иордана с целью подготовки народа к приходу Мессии очищением души и крещением.
В определенный момент около Иордана оказался Иисус. Его крещение сопровождалось такими явлениями как схождением Святого Духа в виде голубя и звучащим с Небес голоса Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… »
Посчитав после этого свою главную миссию выполненной, Иоанн стал жить жизнью обычных людей. Но при этом не переставал безбоязненно и строго обличать людские пороки. В частности, он порицал связь стоящего тогда у власти Ирода Антипы, сына Ирода Великого, за связь с Иродиадой, женой сводного брата. Это не понравилось царю, и тот приказал заточить пророка в темницу.
Этим воспользовалась Саломея, дочь Иродиады, сумевшая так угодить Ироду во время пира, данного в честь дня рождения правителя, что виновник торжества согласился выполнить любое её желание. Подученная матерью, девушка потребовала убить Иоанна Крестителя, что и было сделано. В подтверждение свершившегося ей принесли голову убиенного на золотом блюде.
И, конечно, просто невозможно обойти вниманием такую яркую личность как Караваджо
Микела́нджело Меризи де Карава́джо ( 1573 – 1610) итальянский художник, один из крупнейших мастеров барокко, применивший манеру письма «кьяроскуро», заключающегося в игре светотени..
Сын архитектора Фермо Меризи и Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, обучался живописи у Симона Петерцано в Милане. Затем поступил в Риме в мастерскую весьма посредственного художника Чезари д’Арпино, бывшего в большой моде. Здесь, согласно контракту, дорисовывал на картинах хозяина цветы и фрукты, что дало ему навык создания замечательных натюрмортов.
Художник Борромео, знавший Караваджо в ту пору, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг,он выглядел вполне счастливым человеком».
Наверно поэтому одна из первых значимых его картин стала «Шулера», понравившаяся кардиналу дель Монте, который пригласил молодого человека в свое имение на должность домашнего художника.
За проведенные в имении пять лет художником написаны необыкновенно интересные картины, в которых он выступает как смелый новатор-реалист, бросающий вызов главенствующим тогда направлениям: маньеризму и академизму.
Герои, написанных жанровых сцен (торговцы, музыканты, цыганка, простоватые щеголи), встреченные на улице наделены грубоватой чувственной красотой и бездумной радостью бытия.
Период зрелого творчества дал множество полотен на религиозные сюжеты, в которых не только сохранилась, но и отшлифовалась уникальная манера этого мастера, не чуждавшегося натуралистических эффектов.
Порой реализм заходил так далеко, что для создания полотна «Воскрешение Лазаря» он приказал двум нанятым работникам выкопать недавно захороненное тело и держать его во время перенесения образа на полотно.
В этом было проявление неординарности художника, вызывавшей у многих негативное отношение. Слишком темпераментный и дерзкий, он легко наживал себе врагов. Ввязывался в ссоры, оскорблял, не задумываясь о последствиях, любого, невзирая на должности и титулы. Из-за этого нередко попадал в тяжелые передряги.
В мае1606 года он перешёл допустимую черту, убив в драке человека. За это был приговорен к смертной казни. Но ему удалось бежать на Мальту. Здесь Караваджо писал картины для церквей по заказу рыцарей. И в 1608 году сам стал членом Ордера.
Но прошло немного времени, и повторилась римская история. Повздорив с одним знатным рыцарем, он ранил его, за что был посажен в яму, выдолбленную в известняковой скале в форте Св.Эльма.
Кто-то помог ему бежать на Сицилию, где мастер проскитался около года. До тех пор, пока не сумел уехать в Неаполь под защиту Сфорца. Но однажды, покинув дворец своего покровителя, он отправился в таверну, где его подкараулило несколько мужчин, нанятых раненым рыцарем. Они поиздевались над ним, изуродовали до неузнаваемости лицо.
В 1610-м году, рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, художник отплыл в Рим. Но до места не добрался. В городке Пало, куда корабль пришвартовался из-за бури, он был ошибочно арестован начальником гарнизона, принявшим его за бандита. Пока доказывал свою невиновность, корабль с имуществом Караваджо, среди вещей которого было 4 картины, уплыл.
Он продолживший путь пешком. Но до Рима не дошел. Умер в городке Порто д’Эрколе при невыясненных обстоятельствах, так и не узнав о даровании прощения.
В храме имеется склеп, закрытый для публики. Там, наряду с другими гроссмейстерами покоится Жан Паризо де ла Валлетт.а,
Имеется в храме и много другого, интересного.
В храме имеется музей, где стоит обратить внимание на 14 больших и столько же маленьких прекрасных гобеленов сотканные по рисункам Рубенса, Пуссена и Прети. На больших – сюжеты из жизни Христа, на малых – изображение апостолов. Это подарок Рамона де Перюллоса.
Здесь же можно увидеть церковную утварь и поистине шикарную одежду католических священников разных времен; интересные для любителей музыки старинные ноты, написанные знаками в виде больших прямоугольников.
С верхнего этажа собора виден внутренний двор. Здесь похоронено 256 рыцарей погибших во время Великой осады. Их имена выбиты на стоящем там памятнике.
А также просматривается улица Республики
С тыльной стороны собора находится Площадь Великой осады, на которой стоит Монумент Великой Осады, поставленный в начале XX века и посвященный тем, кто жертвовал жизнью во имя победы в 1565 году. считающающейся одним из главных исторических событий Мальты. Этот памятник олицетворяет также независимость страны.
Три бронзовые аллегорических фигуры (слева направо) олицетворяют Веру, Стойкость и Свободу.
Скульптурную композицию отлил в металле Антонио Шорино. Тот самый, что создал озорных мальчишек, которых можно увидеть в Верхних садах Баракка.
Продолжая прогулку по Валлетте, идем дальше по улице Республики.
Фотографии мои и Валерия Скарбовского